Образование и просвещение. Российское образование: Серебряный век (начало XX века) Образование серебряного века

Гипермаркет знаний >>История >>История 9 класс >>История: Серебряный век русской культуры

Серебряный век русской культуры

1. Духовное состояние общества.

2. Наука.

3. В поисках общественного идеала.

4. Литература.

5. Живопись.

6. Скульптура.

7. Архитектура.

8. Музыка, балет, театр, кинематограф.

Духовное состояние общества.

Начало XX в. - переломное время не только в политической и социально-экономической жизни России , но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности и представления людей. Агрессивный натиск производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком, к сглаживанию человеческой индивидуальности, к торжеству стандартизации всех сторон жизни. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном казались теперь несостоятельными и требовали срочного и кардинального пересмотра.

Наука.

Россия рубежа XIX - XX вв. внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван «революцией в естествознании», так как сделанные в этот период научные открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире.

Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.), сделал иные открытия в области физики волн. Он создал первую в России физическую школу.

Выдающийся русский ученый В. И. Вернадский получил мировую известность энциклопедическими трудами, послужившими основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство высказанных им идей в полной мере осознается только теперь, когда мир очутился на пороге экологической катастрофы.

Русский физиолог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил И. И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.
Ряд выдающихся открытий в теории и практике самолетостроения сделал Н. Е. Жуковский. Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик С. А. Чаплыгин.

У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии К. Э. Циолковский. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов и определявших пути достижения этой цели.

В поисках общественного идеала.

Вступление России в новую эпоху сопровождалось поисками идеологии, способной не только объяснить происходившие перемены, но и наметить перспективы развития страны. Наиболее популярной философской теорией в России начала XX в. был марксизм. Он подкупал своей логичностью, кажущейся простотой, а главное - универсальностью. К тому же марксизм имел в России благодатную почву в лице революционной традиции русской интеллигенции и своеобразия русского национального характера с его жаждой справедливости и равенства.

Однако часть русской интеллигенции очень скоро разочаровалась в марксизме, в его безоговорочном признании первенства материальной жизни над духовной. А после революции 1905 г. был подвергнут пересмотру и революционный принцип переустройства общества.

В 1909 г. вышел в свет сборник статей «Вехи», подготовленный известными философами Н. А. Бердяевым, С. Л. Франком, С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве и др. Все они когда-то увлекались марксизмом, а затем перешли на позиции идеализма и создания новой религиозной философии. Авторы сборника предъявили жестокий счет русской интеллигенции, обвинив ее в догматизме, в приверженности устаревшим философским учениям XIX в., в незнании современной философии, в нигилизме, низком правосознании. Они считали, что огромная ошибка интеллигенции состояла в отрыве от народа, атеизме, забвении и охаивании русской истории и пр. Все эти негативные качества, по их мнению, и привели к тому, что именно русская интеллигенция явилась главным подстрекателем революции, поставившей страну на грань национальной катастрофы. Веховцы делали вывод о бесперспективности в России идей революционного преобразования. Они были убеждены, что социальный прогресс в стране возможен лишь путем постепенных, эволюционных изме-нений, начинать которые необходимо с выработки новых религиозно-нравственных идеалов, основанных на христианском учении. Русские религиозные философы считали, что официальная православная церковь, слишком связавшая себя с самодержавным государством, не может взять на себя роль спасителя русских душ.

Литература.

Неоднозначный характер русского общества начала XX в. наиболее выпукло отразился в русской художественной культуре Серебряного века. С одной стороны, в произведениях писателей сохранялись устойчивые традиции критического реализма XIX в. Ведущие позиции занимали корифеи - Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк. Заявили о себе И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький.

Вместе с тем все громче начинают звучать голоса иного поколения творческой интеллигенции, протестующей против главного принципа реалистического искусства - принципа непосредственного изображения окружающего мира. По мнению его представителей, искусство, являясь синтезом двух противоположных начал - материи и духа, способно не только «отображать», но и «преображать» существующий мир, творить новую реальность.

Зачинателями нового направления в искусстве стали поэты-символисты. Они объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что только вера и релшия являются основой человеческого бытия и искусства. «Без веры в божественное начало, - утверждал патриарх русского символизма Дм. Мережковский, - нет на земле красоты, нет справедливости, нет поэзии, нет свободы». Символисты считали, что поэт наделен способностью приобщения к запредельному миру посредством художественных символов.

Первоначально символизм принял форму декаданса. Под этим термином подразумевали настроение упадничества, тоски и безнадежности, резко выраженный индивидуализм. Эти черты свойственны ранней поэзии К. Бальмонта, А. Блока, В. Брюсова.

Русский символизм стал явлением мирового масштаба. Именно с ним прежде всего связано понятие «Серебряный век».

В творчестве символистов звучали тревожные ощущения грядущих катастроф. Но в их стихах был и романтический призыв к новому миропорядку, основанному на духовной свободе и единении людей, .вера в особое историческое предназначение России.

С противоположными идеями выступали акмеисты (от греческого слова «акме» - высшая степень чего-либо, цветущая сила). Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной, земной жизни. Акмеисты призывали возвратить словам их изначальный, традиционный смысл, освободив от символических толкований. Основным критерием оценки художественного творчества для акмеистов (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам) был безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова.

Русская художественная культура начала XX в. испытала и влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма. Авангардизм вобрал в себя различные художественные направления и стили, объявившие о своем разрыве с традиционными культурными ценностями прошлых эпох и провозгласившие идеи создания «нового искусства». Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Поэзия футуристов отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме стихосложения. Футуристы конструировали новые слова, использовали в своих произведениях вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши. Сборники стихов футуристов носили характерные названия: «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая Луна», «Рыкающий Парнас» и др.

Российский футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками. Наиболее яркие имена собрала петербургская группа «Гилея» - В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Каменский, Е. Гуро. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления И. Северянина, возглавлявшего «Ассоциацию эгофутуристов».

Живопись.

Сходные процессы протекали и в русской живописи. Прочные позиции удерживали представители русской академической школы и наследники передвижников - И. Е. Репин, В. И. Суриков, С. А. Коровин. Но законодателем моды стал стиль, получивший название «модерн». Последователи этого направления создали творческое общество «Мир искусства». «Мирискусники» резко критиковали передвижников, считая, что последние нанесли огромный вред русской живописи. Они считали, что искусство - это самостоятельная, самоценная сфера человеческой деятельности и оно не должно зависеть от политических и социальных влияний.

За длительный период (объединение возникло в 1898 г. и просуществовало с перерывами до 1924 г.) в «Мир искусства» входили почти все крупнейшие русские художники; наиболее активными его членами были А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере, Н. Рерих, К. Сомов. «Мир искусства» оставил глубокий след в развитии не только живописи, но и оперы, балета, оформительского искусства, художественной критики, выставочного дела.

В 1907 г. в Москве была открыта выставка под названием «Голубая роза», в которой приняли участие А. Арапов, Н. Крымов, П. Кузнецов, Н. Сапунов, М. Сарьян и др., всего 16 художников. Это была ищущая молодежь, недовольная состоянием искусства, знакомая с достижениями художников Запада и стремившаяся обрести свою индивидуальность в синтезе западного опыта и национальных традиций.

Представители «Голубой розы» были тесно связаны с поэтами-символистами. Но символизм в русской живописи никогда не был единым стилевым направлением. Он включал в себя, например, таких разных по своим живописным системам художников, как М. Врубель, К. Петров-Водкин и др.

В это же время в русской живописи появились группировки, представлявшие авангардное направление в искусстве. В 1910 г. в Москве была устроена выставка под названием «Бубновый валет», а в 1911 г. ее участники объединились в общество с тем же названием. Оно просуществовало вплоть до 1917 г. В числе активистов «Бубнового валета» были П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, Р. Фальк, В. Рождественский и др. В своем творчестве «бубновые валеты» стремились окончательно освободить живопись от воздействия социальной и политической жизни, литературной и иной подчиненности. По их мнению, в живописи важно пользоваться только присущими ей средствами - цветом, линией, пластикой. Они видели красоту в самой поверхности холста, покрытой красочным слоем, в неповторимом смешении красок. Наиболее популярным жанром «бубновых валетов» был натюрморт.

Ряд крупнейших русских художников - В. Кандинский, М. Шагал, П. Филонов и др. - вошли в историю мировой культуры как представители уникальных стилей, соединивших авангардные тенденции с русскими национальными традициями.

Скульптура.

Творческий подъем в этот период переживала и скульптура. Значительных успехов достиг П. П. Трубецкой, в произведениях которого прослеживались тенденции импрессионизма. Широкую известность получили его скульптурные портреты Л. Н. Толстого, С. Ю. Витте, Ф. И. Шаляпина и др. Они наиболее последовательно отразили главное художественное правило мастера: запечатлевать пусть еще мало заметное мгновенное внутреннее движение человека. Важной вехой в истории русской монументальной скульптуры стал памятник Александру III , задуманный как некий антипод другому великому монументу - «Медному всаднику» Э. Фальконе.

Соединением тенденций импрессионизма и модерна характеризуется творчество А. С. Голубкиной. Основной чертой ее произведений является не отображение конкретного образа или жизненного факта, а создание обобщенного явления: «Старость» (1898), «Идущий человек» (1903), «Солдат» (1907), «Спящие» (1912) и др.
Значительный след в русском искусстве Серебряного века оставил С. Т. Коненков. Его творчество стало воплощением преемственности традиций реализма в новых направлениях. Он прошел через увлечение Микеланджело («Самсон, разрывающий цепи»), русской народной деревянной скульптурой («Лесовик», «Нищая братия»), передвижническими традициями («Камне-боец»), традиционным реалистическим портретом («А. П. Чехов»). И при всем этом он оставался мастером яркой творческой индивидуальности.

Архитектура.

Во второй половине XIX в. новые возможности открылись перед архитектурой. Это было связано с общим техническим прогрессом. Быстрый рост городов, их промышленное оснащение, развитие транспорта, перемены в общественной жизни постоянно требовали новых архитектурных форм и решений. Не только в столицах, но и в сотнях провинциальных городов строились вокзалы, рестораны, магазины, рынки, театры и банковские здания. Вместе с тем продолжалось и традиционное строительство дворцов, особняков, усадеб. Главной проблемой архитектуры стали поиски нового стиля. И так же как в живописи, новое направление в архитектуре получило название «стиль модерн». Одной из особенностей этого направления была стилизация русских архитектурных мотивов - так называемый неорусский стиль.
В неорусском стиле построена церковь в Абрамцеве (1881 - 1882), над которой работали В. М. Васнецов, В. Д. Поленов и А. С Мамонтов. В дальнейшем Васнецов осуществил проект Третьяковской галереи.

Наиболее известным архитектором, творчество которого во многом определило развитие русского, особенно московского, модерна, был Ф. О. Шехтель. В начале своего творчества он использовал средневековые готические образцы. В этом стиле в Москве были построены особняк 3. Г. Морозовой (1893), дом А. Н. Рябушинского (1900 - 1902). В дальнейшем Шехтель не раз обращался к традициям русского деревянного зодчества. Ярким свидетельством этого является здание Ярославского вокзала в Москве (1902 - 1904). Позже Шехтель стал близок к так называемому рационалистическому модерну. Для этого направления характерно значительное упрощение архитектурных форм и конструкций. Самыми значительными зданиями, отражающими эту тенденцию, были банк Рябушинских (1903), типография газеты «Утро России» в Москве (1907), дом московскою купеческого общества.

В этот период наряду с архитекторами «новой полны» значительные позиции занимал не-оклассицизм (И. В. Жолтовский), распространенным был также прием умышленного смешения различных архитектурных стилей. Наиболее показательным в этом плане было здание гостиницы «Метрополь» в Москве (1900), сооруженной по проекту известною i радостроителя В. Ф. Валькотта.

Музыка , балет, театр, кинематограф.

Начало XX в. стало временем творческою взлета великих русских композиторов-новаторов А. Скрябина, И. Стравинского, С. Танеева, С. Рахманинова. Эти композиторы пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Значительного расцвета достигла и музыкальная исполнительская культура. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов - Ф. Шаляпина, А. Неждановой, Л. Собинова, И. Ершова.

К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом балетном искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой мировой хореографии сценические постановки выдающегося балетмейстера М. Петипа. Но в то же время появились и новые веяния. Молодые постановщики А. Горский и М. Фокин выдвинули принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Балеты Горского и Фокина оформляли К. Коровин, А. Бенуа, Л. Бакст, Н. Рерих. Русская балетная школа начала XX в. дала миру плеяду блестящих артистов - А. Павлову, Т. Карсавину, В. Нижинского и др.

Примечательной чертой культуры Серебряного века стало новаторство в театральных постановках. Они были связаны с именами выдающихся режиссеров - К. Станиславского, В. Мейерхольда, Е. Вахтангова. К. Станиславский - основатель психологической актерской школы - считал, что будущее театра - в углубленном психологическом реализме, в решении сверхзадач актерскою перевоплощения В Мейерхольд отдавал предпочтение театральной условности, обобщенности, использовал элементы народного балагана и театра масок. Е. Вахтангов ставил выразительные, зрелищные, радостные спектакли.

Появился интерес к соединению различных видов творческой деятельности. Во главе этого процесса стоял «Мир искусства», объединявший в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. Венцом деятельности «мирискусников» стали организованные С. Дягилевым «Русские сезоны» в Париже, представленные балетными спектаклями, театральной живописью, музыкой и т. д.

Начало XX в. - время зарождения нового вида искусства - кинематографа. С 1903 г. в России стали появляться первые «электротеатры» и «иллюзионы», а к 1914 г. было построено около 4 тыс. кинотеатров.

В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. - первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Кинематография быстро развивалась и становилась очень популярной. В 1914 г. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм. Основную массу кинопродукции составляли фильмы с примитивными мелодраматическими сюжетами. Мировую известность получили режиссер Я. Протазанов, актеры И. Мозжухин, В. Холодная, В. Максимов, А. Коонен и др.

Несомненный заслугой кинематографа была его доступность для всех слоев населения. Русские кинокартины, создававшиеся в основном как экранизации классических произведений, стали первой ласточкой в формировании массовой культуры - непременного атрибута буржуазного общества.
Таким образом, культура начала XX в. переживала необычайный расцвет. В то же время новые направления в искусстве провозглашали уход от реальной жизни в сферу чистого искусства. Несмотря на несомненный интерес к народным культурным традициям, высокие достижения культуры оставались недоступными широким слоям народа.

Документ

Из доклада С. П. Боброва «Основы новой русской живописи»

В настоящее время... русские пуристы перестали учиться во Франции. Преодолев францу-зов, русские пуристы увидели, что на их родине так много еще нетронутого и неразработан-ного. Наши изумительные иконы - это мировые венцы христианского религиозного искусст-ва, наши старые лубки, северные вышивки, каменные бабы, барельефы на просфорах, на крестах и наши старые вывески. Здесь столько нового, никем не тронутого. Теперь, кажется, любят старину художники, занимаются ею, но почему-то сами они не идут далее дешевой и пошловатой стилизации, не понимая, не чувствуя громадной живописной ценности бесхит-ростных этих шедевров. Но русские пуристы, приглядев все эти ценности, сжились с ними, вошли в самую душу их. Отныне наша родная старина, наш архаизм ведет нас в неизведанные дали.

Вопросы и задания:

1. Чем характеризовалась культурная и духовная жизнь российского общества начала XX в.? Каковы наиболее значительные достижения культуры этого периода? В чем причины взрыва творческой активности в этот период?

2. Расскажите о важнейших научных открытиях русских ученых в начале XX в.

3. Вопрос о судьбе и предназначении России стал в начале XX в., особенно после революции 1905 г., ключевым во-просом русской философской мысли. Как вы думаете, почему?

4. Дайте характеристику ведущих направ-лений в литературе и живописи. Чем было вызвано появление авангардных стилей в этих областях культуры?

5. Определите общие черты художественной культуры России рубежа веков.

Расширяем словарный запас:

Биосфера - область распространения жизни на Земле.
Догматизм - метод мышления, опирающийся на догмы - непреложные истины, не подлежащие критике, без учета конкретных условий.
Идеализм - направление в философии, противоположное материализму в решении основного вопроса философии
Идеология - система идей и взглядов, отражающих отношение различных групп людей к окружаю-щей действительности и друг к другу.
Нигилизм - отрицание общепризнанных ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.
Нобелевская премия - премия за выдающиеся достижения в области науки, техники, литературы, присуждаемая ежегодно Шведской академией наук за счет средств, оставленных шведским изобретателем и промышленником А. Нобелем.
Ноосфера - состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решаю-щим фактором ее развития.
Символизм - направление в искусстве; сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей, находящихся за пределами чувств, восприятий.
Социокультурный - понятие, фиксирующее понимание культуры как широкого комплекса социаль-ных явлений. Это не только искусство, наука, но и весь комплекс материальной культуры, социальных и политических отношений.
Футуризм - направление в искусстве, отрицающее художественное и нравственное наследие, проповедующее разрыв с традиционной культурой и создание новой урбанистической цивилизации.

Российское образование: Серебряный век (начало XX века)

Блистательную пору в развитии российской культуры на грани XIX - начала XX столетий Н. А. Бердяев именовал «русским ренессансом». Она названа «Серебряный век», в котором изысканная литература стала высшим достижением: И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, А. А. Блок,

О. Э. Мандельштам, 3. В. Гиппиус, Д. С. Мережковский, Б. Л. Пастернак,

А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, М. И. Цветаева, В. В. Маяковский и другие. В России «царица наук» - философия, во времена господства нигилизма ее вместе с этикой и эстетикой изгнали из общественной мысли. В конце XIX в. великое созвездие имен и идей в философии: В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Л. П. Карсавин, О. П. Флоренский,

С. Л. Франк, Г. П. Федотов, Н. О. Лосский и другие. Русское общество находилось в предчувствии надвигающегося разрушения, оно остро нуждалось в моральном нравственном обновлении. В. В. Зеньковский утверждал, что главной составляющей русской философии является «антропоцентризм»: «она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе; и путях, о смысле и целях истории» .

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - философ, поэт. Сын великого русского историка С. М. Соловьева. Читал лекции в Петербургском университете и на Высших женских курсах. Защитив докторскую диссертацию по своему груду «Критика отвлеченных начал» в 1880 г., однако, профессорскую кафедру не получил. В 1881 г. после лекции, в которой содержался публичный призыв к помилованию убийц императора Александра II и протеста против смертного приговора народовольцам, Соловьева вынудили оставить преподавание. Влияние трудов Соловьева не было однозначным и прямолинейным, однако появление в России философа столь высокого уровня не смогло не сказаться на концептуальных основах теории и практики образования, переживавшего серьезнейший аксиологический кризис в последние десятилетия XIX в. Соловьев определял философию как свободное исследование основ человеческого знания, бытия и деятельности, он писал об идеале нормального общества, определяемого «характером свободной общности или практического всеединства, в силу которого все составляют цель деятельности для каждого и каждый для всех» . Наиболее важным в антропологическом учении Соловьева стало знаменитое суждение: «Никакой человек, ни при каких условиях и ни по какой причине не может рассматриваться только как средство для каких бы то ни было посторонних целей» . Ученый редактировал философский отдел энциклопедии Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. В конце 1890-х гг. у него ухудшилось здоровье: атеросклероз, болезнь почек и общее истощение организма привели его к ранней кончине в имении его друзей братьев С. Н. и Е. Н. Трубецких в 1900 г. Соловьев похоронен на Новодевичьем кладбище.

Князь Сергей Николаевич Трубецкой (1862-1905) - философ. По окончании Московского университета в 1885 г. был оставлен при кафедре философии для подготовки к профессорскому званию, преподавал там же - приват-доцент с 1888 г., профессор - с 1900 г. Командирован в Германию с научными целями в 1903 г. Работал редактором журнала «Вопросы философии и психологии». Трубецкой - последователь философского направления В. С. Соловьева, с которым дружил на протяжении многих лет. Трубецкой последовательно боролся за автономию университетов. В качестве члена делегации земства и городских органов самоуправления князь произнес речь о необходимости реформ в присутствии Николая II в июне 1905 г. Трубецкой был избран ректором Московского университета в сентябре 1905 г. Автономия была принята: «...Университет одержал великую нравственную победу. Мы получили разом то, чего желали; мы победили силы реакции. Неужели бояться нам общества, нашей молодежи?

Ведь не останутся же они слепыми к торжеству светлого начала в Университете. Правда, все бушует вокруг, волны захлестывают; мы ждем, чтобы они успокоились... Будем верить в наше дело и нашу молодежь», - сказал

«Вехи» и российская интеллигенция. В 1909 г. Был опубликован сборник философских статей «Вехи», содержавших критику взглядов радикально настроенной интеллигенции. С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, II. Б. Струве и другие авторы статей призывали интеллигенцию «проверить самые основы своего традиционного мировоззрения, которые до сих пор слепо принимались на веру», здесь виден «низкий уровень философской культуры, отсутствие серьезных философских знаний и неспособность к серьезному философскому мышлению». Н. А. Бердяев отмечал, что интеллигенция «фанатически дорожила своим материализмом и атеизмом», и этим «исказила свою душу, умертвила в себе инстинкт истины». Другой грех - «космополитизм пустоты, отсутствие здорового национального чувства, препятствие выработке национального самосознания», - обнаружил недавний сторонник марксистского учения С. Н. Булгаков. «Мы были твердо уверены, что народ разнится от нас только степенью образованности и что, если бы не препятствия, которые ставит власть, мы бы давно уже перелили в него наше знание и стали бы единой плотью с ним. Что народная душа качественно другая - это нам и на ум не приходило», - писал М. О. Гершензон. Блистательного студента, его не оставили при университете для подготовки к профессорскому званию: помешало его вероисповедание. Впоследствии он занимался исследованием истории философии и культуры России. Не полностью разделяя взгляды большинства участников этого сборника, А. С. Изгоев считал, что «русская молодежь мало и плохо учится». Идейной формой русской интеллигенции является «отщепенство, ее отчуждение от государства и враждебность к нему» и «не деловитость в политике», - вынес свой приговор П. Б. Струве. Основой интеллигентского мышления является «сплетение в одно целое непримиримых начал нигилизма и морализма», поэтому «мы можем определить классического русского интеллигента как воинствующего монаха земного благополучия», - утверждал С. Л. Франк. «Символ веры русского интеллигента есть благо народа, удовлетворение нужд большинства... Служение этой цели есть для него высшая и вообще единственная обязанность человека, а что сверх того - то от лукавого. Именно потому, он не только просто отрицает или не приемлет иных ценностей - он даже прямо боится и ненавидит их», - заключал С. Л. Франк в статье «Этика нигилизма» . Сборник выдержал несколько изданий в течение одного года, его выводы не были поддержаны, авторы «Вех», не представляли господствующего в обществе мнения, вскоре появилось множество сборников и статей, защищавших интеллигенцию и обличающих «Вехи».

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) - публицист, эссеист и критик, служил учителем истории и географии гимназиях. В труде «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания» (1886) содержится критика отсутствия последовательности в университетском образовании. В сборнике «Сумерки просвещения» (1893) Розанов резко критикует современную школу и стиль воспитания. Розанов - один из основателей Религиозно-философский собраний 1901 - 1903 гг., преобразованных в Петербургское Религиознофилософское общество в 1907 г. Розанов - автор трудов «Семейный вопрос в России» (1905), «Уединенное» (1912), «Смертное» (1913), «Опавшие листья» (1913-1915), «Апокалипсис нашего времени» (1917). Розанов скончался в Сергиевом Посаде от болезней и нищеты в 1919 г.

Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова (1864-1918) - принцесса Гессен-Дармштадтская, сестра императрицы Александры Федоровны. Постоянно помогая бездомным, беспризорным, недужным и беднякам, великая княгиня покровительствовала Иверской общине в Замоскворечье, где готовили сестер милосердия. После гибели мужа вл. кн. Сергея Александровича 1905 г. Елизавета Федоровна посетила в тюрьме убийцу своего мужа И. Каляева и обратилась к Николаю II с прошением о помиловании, но царь отклонил прошение. Великая княгиня - устроительница Марфо- Мариинской обители сестер милосердия на Большой Ордынке 1907 г., приюта для девочек. Ее опекой и заботой пользовались сироты и бездомные, нищие и калеки, раненые и убогие. В Марфо-Мариинской обители воздвигли две церкви, часовню, бесплатную больницу, аптеку, амбулаторию, воскресную школу, приют для девочек-сирот и столовую, в которой ежедневно готовили свыше 300 обедов для неимущих. Пройдя обучение, все сестры посещать недужных и бедных, ухаживать за смертельно больными, оказывать помощь нуждающимся и бедным, многодетным семьям. После 1917 г. богоугодная деятельность была запрещена, Елизавета Федоровна арестована и казнена. Ее тело впоследствии было захоронено в храме Св. Марии Магдалины в Иерусалиме в 1921 г.

Выдающийся ученый естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - профессор Московского университета с 1898 по 1911 гг., он подал в отставку в знак протеста против нарушения министром просвещения автономии высшей школы. Последовательный борец за самоуправление высшей школы, ученый последовательно отстаивал доступное и демократическое образование. Образование должно способствовать формированию свободной личности, обладающей творческими качествами. Вернадский - один из организаторов и преподавателей университета А. Л. Шанявского. Вернадский - автор «Очерков по истории естествознания в России в XVIII столетии» (1914). Академик Петербургской академии наук (с 1912 г.), академик Российской академии наук (с 1917 г.). Основатель и первый президент Академии наук Украины (1918), ректор Симферопольского Таврического университета (1920), академик Академии наук СССР (с 1925 г.). Вернадский - автор теории о биосфере, живом веществе, организующем земную оболочку, и ноосфере - пространстве рациональной преобразующей деятельности человека. В 1960-х гг. идеи В. И. Вернадского получили отклик на Родине, в 1990-е гг. его груды, в частности «Биосфера» и «Научная мысль как планетное явление», были изданы в США и в Европейских странах.

Великий русский ученый, физиолог Иван Петрович Павлов (1849- 1936) создал науку о высшей нервной деятельности, основал российскую физиологическую школу. По окончании Петербургского университета (1875) и Медико-хирургической академии (1879), заведовал кафедрой физиологии (1896-1924). В Институте экспериментальной медицины, открытом в 1890 г. при материальной поддержке известного мецената принца А. П. Ольденбургского, Павлов руководил отделом физиологии (1890-1936). Павлов создал новый раздел науки - физиологию высшей нервной деятельности. Павлов снискал всемирную известность своими исследованиями физиологии кровообращения и пищеварения, а также учением о типах высшей нервной деятельности. В 1904 г. Павлов стал лауреатом Нобелевской премии в области медицины и физиологии «За работу по физиологии пищеварения». Павлов разработал учение о двух сигнальных системах: сенсорные сигналы взаимодействуют с речевыми. Учение Павлова нашло применение в том числе и в процессе обучения в связи с педагогическим процессом выработки навыков, развитием памяти, внимания. Он был избран академиком Петербургской академии наук в 1907 г. В ответ на приглашение Шведской академии наук переехать в Стокгольм в 1919-1920 гг., где планировали создать для него исследовательский институт, Павлов заявил, что из России не уедет. Правительство в конце 1920-х гг. построило для Павлова в Колтушах, под Ленинградом, Биологическую станцию, ставшую известной как «столица условных рефлексов». В 1925 г. Павлов возглавил Физиологическую лабораторию, преобразованную в Физиологический институт Российскую академию наук. Он был избран почетным членом 120 академий, университетов, научных обществ, включая академии Франции, Италии Германии, Англии, США. На 15-м Международном физиологическом конгрессе Павлов был признан «первым физиологом мира» в 1935 г.

Сергей Федорович Ольденбург (1863 - 1934) - востоковед, буддолог, индолог, археолог. По окончании Петербургского университета 1885 г. Ольденбург был оставлен там преподавать санскритскую словесность с 1889 г. В 1887-1889 гг. работал над буддийскими текстами в библиотеках Парижа, Лондона и Кембриджа. Не желая мириться с установленным министром авторитарным режимом высшей школы, Ольденбург покинул университет в 1899 г. Активный сторонник-пропагандист демократизации системы просвещения, автономии университетов и институтов, сторонник вольного образования, Ольденбург выступал за введение всеобщего бесплатного и обязательного обучения. Автор исследований по религии, культуре, словесности, искусству, этнографии народов Востока, Ольденбург возглавлял экспедиции в Центр Азию и Тибет. Ольденбург руководил экспедицией в Китайский Туркестан (1909-1910, 1914-1915). С. Ф. Ольденбург вместе с М. М. Ковалевским стал одним из организаторов Лиги образования в Петербурге. В качестве министра народного просвещения Временного правительства в 1917 г., Ольденбург планировал проведение реформы высшей школы, организации десятков университетов, реорганизации уже имеющихся учебных заведений. Идейный и научный руководитель Академии наук до 1929 г., Ольденбург старался сохранить научный корпус, ходатайствуя об освобождении арестованных и репрессированных ученых. В период так называемого «Академического дела» 1929 г. Ольденбурга сместили с поста непременного секретаря Академии. В период с 1930 по 1934 г. Ольденбург был директором Института востоковедения Академии наук СССР, созданного на базе Азиатского музея, Коллегии востоковедов, Института буддийской культуры и Туркологического кабинета.

  • Князев Е. А. Россия от реформ к революции (1861 - 1917). С. 303 ; Цит. по: Князев Е. А.Россия от реформ к революции (1861 - 1917). С. 260.
  • Там же.
  • Соловьев В. С. Нравственные основы общества // Вестник Европы. 1894. № 12. С. 807-808.
  • Трубецкая О. Н. Князь С. Н. Трубецкой (Воспоминания сестры). Нью-Йорк, 1957.С. 156-157.
  • Франк С. Л. Этика нигилизма // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М,1909. С. 183.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют «Серебряным веком». Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, увидевшем в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих «золотых» эпох, окончательно в литературный оборот это словосочетание вошло в 60-е годы прошлого столетия. «Серебряный век» занимает совершенно особое место в российской культуре. Это противоречивое время духовных поисков и блужданий, значительно обогатило все виды искусств и философию и породило целую плеяду выдающихся творческих личностей. На пороге нового века начали меняться глубинные основы жизни, порождая крушение старой картины мира. Традиционные регуляторы существования – религия, мораль, право – не справлялись со своими функциями, и зародился век модерна.

3 слайд

Описание слайда:

В 1897 г. проводилась Всероссийская перепись населения. Согласно переписи, в России средний уровень грамотности составлял 21,1%: у мужчин - 29,3%, у женщин - 13,1%, около 1% населения имели высшее и среднее образование. В средней школе, по отношению ко всему грамотному населению, обучалось всего 4%. На рубеже веков система образования по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты).

4 слайд

Описание слайда:

1905 г. министерство народного просвещения вынесло проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» на рассмотрение II Государственной думы, однако этот проект так и не получил силу закона. Но растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. В 1912 г. в России было 16 высших технических учебных заведений, помимо частных высших учебных заведений. В университет принимались лица обоего пола независимо от национальной принадлежности и политических взглядов. Поэтому количество студентов заметно выросло – с 14 тысяч в середине 90-х годов до 35,3 тысяч в 1907 г. Дальнейшее развитие получило и высшее женское образование, и юридически в 1911 г. было признано право женщин на высшее образование.

5 слайд

Описание слайда:

Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых – рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома – своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой.

6 слайд

Описание слайда:

Пример газеты в Серебрянном веке Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. В 1860-е годы издавалось 7 ежедневных газет и работало около 300 типографий. В 1890-е годы – 100 газет и примерно 1000 типографий. А в 1913 г. уже издавалось 1263 газет и журналов, а в городах насчитывалось примерно 2 тысячи книжных магазинов.

7 слайд

Описание слайда:

По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире после Германии и Японии. В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг. Крупнейшие книгоиздатели А. С. Суворин в Петербурге и И.Д. Сытин в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам: «дешевая библиотека» Суворина и «библиотека для самообразования» Сытина.

Конец XIX – начало XX вв. – период, вошедший в историю под названием Серебряного века русской культуры. Ярче всего это проявилось в русской поэзии, литературе и искусстве. Этот стремительный взлет во всех областях культуры Н. А. Бердяев назвал “русским культурным ренессансом”.

Состояние общества в последние годы Российской империи

В конце XIX – начале XX вв. развитие России происходило крайне неравномерно. Огромные успехи в развитии науки, техники, промышленности переплетались с отсталостью и неграмотностью подавляющего большинства населения.

XX век провел резкую грань между “старой” и “новой” культурой. Еще больше усложнила ситуацию Первая мировая война.

Культура Серебряного века

В начале XX века ведущим направлением в литературе остается критический реализм. В то же время поиски новых форм приводят к возникновению абсолютно новых течений.

Рис. 1. Черный квадрат. К. Малевич. 1915.

Творческая элита видела в Первой мировой войне предзнаменование близкого конца света. Популярными становятся темы мировых катаклизмов, печали, тоски, бесполезности жизни.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Многие поэты и писатели, действительно, очень правдоподобно предсказывали будущую Гражданскую войну и победу большевиков.

Кратко о Серебряном веке русской культуры рассказывает следующая таблица:

Таблица “Серебряный век русской культуры”

Область культуры

Направление

Ведущие представители

Особенности творчества

Литература

Критический реализм

Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн.

Правдивое изображение жизни, обличение существующих общественных пороков.

Символизм

Поэты-символисты К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, Андрей Белый

Противопоставление “пошлому” реализму. Лозунг “искусство для искусства”.

Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам

Главное в творчестве – безупречный эстетический вкус и красота слова

Революционное направление

А. М. Горький

Острая критика существующего государственного и общественного строя.

Футуризм

В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский

Отрицание всех общепризнанных культурных ценностей. Смелые эксперименты в стихосложении и словообразовании.

Имажинизм

С. Есенин

Красота образов.

Живопись

В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. И. Левитан

Изображение социальной действительности и быта, сюжеты из русской истории, пейзажная живопись. Основное внимание уделяется мельчайшим деталям.

Модернизм

Группа “Мир искусства”: М. Н. Бенуа, Н. Рерих, М. Врубель и др.

Стремление создать совершенно новое искусство. Поиск экспериментальных форм выражения.

Абстракционизм

В. Кандинский, К. Малевич.

Полная отрешенность от реальности. Произведения должны порождать свободные ассоциации.

Смешение различных стилей

С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин.

Мелодизм, народная певучесть в сочетании с поиском новых форм.

Рис. 2. Богатырский скок. В. М. Васнецов. 1914.

В эпоху Серебряного века больших успехов достигает русский театр и балет:

  • В 1898 г. был основан Московский Художественный театр во главе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.
  • “Русские сезоны” за рубежом с участием А. П. Павловой, М. Ф. Кшесинской, М. И. Фокина стали настоящим триумфом русского балета.

Рис. 3. А. П. Павлова. 1912 год.

Серебряный век в мировой истории

Серебряный век имел огромное значение для развития мировой культуры. Россия доказала всему миру, что по-прежнему претендует на роль великой культурной державы.

Тем не менее эпоха “культурного ренессанса” стала последним завоеванием разрушающейся Российской империи. Октябрьская революция положила конец Серебряному веку.

Что мы узнали?

Золотой век русской культуры в конце XIX века сменился Серебряным. Эта эпоха, длившаяся до октября 1917 г., ознаменовалась появлением огромного количества гениальных деятелей культуры и искусства. Культурные завоевания Серебряного века пользуются огромным уважением во всем мире.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 769.

Образование, наука и техника

В развитии образования, науки и техники выделяются следующие мо­менты.

  1. На рубеже веков в России сохранялась трехступенчатая система образования:
  • начальное образование давали земские и государственные (церковно-приходские) школы, народные училища (обучение длилось 2-4 года и состояло из передачи элементарных зна­ний – письмо, чтение, счет, Закон Божий);
  • среднее образование включало в себя четыре элемента: класси­ческие гимназии (давали общее среднее образование, только они готовили для поступления в университеты), два вида учи­лищ – реальные и коммерческие (частные), наконец, средние учебные заведения для женщин;
  • высшее образование давали университеты, институты, акаде­мии, консерватории и прочие вузы.
  1. Основные особенности и тенденции в развитии образования:
  • государственные ассигнования на образование были значитель­но ниже, чем в современных западноевропейских государствах, поэтому продолжают возникать частные учебные заведения;
  • рост числа студентов и их активное участие в общественном дви­жении приводило к реакционным государственным мерам;
  • увеличение количества учебных заведений для женщин и для взрослых людей.
  1. На рубеже веков продолжался подъем российской научно-технической мысли:
  • «революция в естествознании»: физиолог И. П. Павлов (за тео­рию высшей нервной деятельности и пищеварения он первым из русских ученых получил в 1904 г. Нобелевскую премию), биолог И. И. Мечников (теория иммунитета, изучение инфекционных заболеваний), ботаники К. А. Тимирязев (основоположник рус­ской научной физиологии) и И. В. Мичурин (экспериментальное направление в ботанике), физики и инженеры Н. Е. Жуковский (первая аэродинамическая труба), К. Э. Циолковский («отец» русской и мировой космонавтики, предложивший использовать для полетов в космос многоступенчатые ракеты на жидком топ­ливе), И. И. Сикорский (самолетостроитель), П. Н. Лебедев (со­здатель первой в России физической школы), а также создатель биохимии, радиологии, экологии и учения о ноосфере (сфере человеческого разума) В. И. Вернадский;
  • деятели общественных наук в условиях социально-политиче­ского кризиса России принялись за активный поиск нового общественного идеала. Ярче всего это проявилось в философии, основными направлениями которой были: марксизм (Г. В. Пле­ханов, В. И. Ленин), а также так называемый «легальный марк­сизм» – изучение российской экономики с позиций марксист­ской теории (П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, М. И. Туган-Барановский, С. Н. Булгаков), русская религиозная философия (большинство бывших «легальных марксистов», а также ос­новная фигура религиозной философии – В. С. Соловьев), наконец, русский космизм (Н. Федоров, В. Соловьев, К. Циол­ковский, П. Флоренский, В. Вернадский, А. Чижевский). Со­здаются новые труды по истории («История русской культуры» лидера кадетов П. Н. Милюкова, полные курсы русской исто­рии В. О. Ключевского, А. А. Корнилова и последний полный авторский курс С. Ф. Платонова, изданный в 1917 г.) и линг­вистике (А. А. Шахматов, Ф. Ф. Фортунатов и др.).