Какая болезнь была у моцарта. Как на самом деле умер моцарт. Острая просовидная лихорадка

Смерть Моцарта

Смертельная болезнь Моцарта началась с отеков на руках и ногах, потом последовала рвота, выступила сыпь - композитор болел 15 дней и умер без пяти час ночи 5 декабря 1791 года.
Среди откликов на его кончину в берлинской газете "Музикалишес Вохенблатт" 12 декабря пражским корреспондентом было написано: "Моцарт умер. Из Праги он вернулся больным, с тех пор все время хворал: предполагали, что у него водянка... После смерти его тело настолько вздулось, что считали, что он отравлен". В XVIII веке было принято каждую непредвиденную смерть выдающейся личности непременно связывать с неестественной причиной, и легенда об отравлении Моцарта начала все больше будоражить умы.

Повод для этого дала и его вдова Констанца, неоднократно повторявшая слова Моцарта, сказанные им во время прогулки в Пратере: "Конечно, мне дали яд!" Спустя 30 лет после смерти Моцарта эта тема возникла снова, и в 1823 году впервые было названо имя отравителя - Сальери. Старый композитор в состоянии психического помрачения пытался перерезать себе горло, и это приписывали угрызениям совести из-за убийства Моцарта. Их отношения действительно были не самыми лучшими, и "коварство" Сальери заключалось в его интригах при дворе. Тем не менее, они общались, Сальери по достоинству ценил оперы Моцарта. Иоганн Непомук Гуммель, бывший ученик Моцарта, писал; "... Сальери был настолько честным, реально мыслящим, всеми уважаемым человеком, что ему даже в самом отдаленном смысле не могло прийти в голову что-либо подобное". Сам Сальери перед смертью сказал посетившему его известному музыканту Игнацу Мошелесу: "... я могу с полной верой и правдой уверить вас, что ничего справедливого в абсурдном слухе нет... скажите об этом миру, дорогой Мошелес: старый Сальери, который скоро умрет, сказал это вам". Невиновность Сальери подтверждает медицинское заключение, сделанное главным врачом Вены Гульденером фон Лобес, в котором говорилось, что Моцарт заболел осенью ревматическо-воспалительной лихорадкой, от которой в то время страдали и умирали многие жители Вены, и что во время детального обследования трупа ничего необычного обнаружено не было. В то время закон гласил: "Любой труп должен быть обследован перед погребением, чтобы было ясно, что не произошло насильственное умерщвление... О выявленных случаях необходимо немедленно сообщать властям для дальнейшего официального расследования".


Но, как известно, люди подчас склонны верить легендам больше, чем исторической правде. Классическим примером является трагедия "Моцарт и Сальери", написанная в 1830 году нашим гениальным соотечественником Александром Сергеевичем Пушкиным. Гибель Моцарта от руки Сальери доказана не была и является историческим вымыслом, построенном на слухах. Но если изложение Пушкина можно считать поэтической вольностью, то сообщение о мнимом признании Сальери в убийстве Моцарта, о котором написал биограф Эдвард Хомс в 1845 году, претендует на глубокое расследование факта смерти великого композитора.

Позднее, в 1861 году, ответственность за мнимое убийство возложили на масонов, о чем писали и в 1910 году, а потом и в 1928 году. Невропотолог Матильда Людендорф в 1936 году в книге "Жизнь и насильственная смерть Моцарта" писала о захоронении композитора по еврейскому ритуалу, который одновременно имел характерные признаки типичного масонского убийства. В опровержении этих утверждений необходимо заметить, что Моцарт, зная о неприязни к евреям императрицы Марии Терезии, не боялся дружить с ними, и также лояльно он относился к масонам. Так что ни тем, ни другим композитор не дал ни малейшего повода к ненависти.

Уже в 1953 году Игорь Белза опубликовал книгу, в которой ссылался на то, что в Венском духовном архиве Гвидо Адлером было найдено письменное покаяние Сальери со всеми подробностями отравления, о чем он сообщил русскому знакомому Борису Асафьеву. Эта публикация Белзы была опровергнута в московском музыкальном журнале.

В 1963 году в популярной книге немецких врачей Дуда и Кернера "Болезни великих музыкантов" авторы утверждали, что Вольфганг Амадей Моцарт "пал жертвой ртутной интоксикации с сублиматом", то есть медленного и постепенного отравления растворенного в спирте сублимата ртути. Но вершиной предположений является гипотеза о том, что Моцарт случайно сам отравился ртутью, пытаясь вылечиться от сифилиса.


В 1983 году два британских эксперта Карр и Фицпатрик представили новую версию смерти Моцарта - отравление его советником Францем Гофдемелем на почве ревности к супруге Марии Магдалине. Зная симптомы отравления, невозможно серьезно утверждать о насильственной смерти Моцарта. Он умер от ревматической лихорадки, усугубленной сильной потерей крови в результате кровопусканий, предписанных ему медиками.

Дни между смертью Моцарта и его погребением покрыты завесой неизвестности, даже дата погребения указана неточно: в регистре умерших при соборе Св. Стефана внесено 6 декабря 1791 года, а исследования свидетельствуют о том, что Моцарт был отпет и похоронен на кладбище Св. Марка 7 декабря. Во-первых, должен был строго соблюдаться установленный срок карантина - 48 часов после кончины (смерть наступила 5 декабря), во-вторых, именно 7 декабря, а не 6-го, была сильная буря, о которой вспоминали современники композитора, а по по данным Венской обсерватории 6 декабря 1791 года погода была тихая и безветренная. Именно поэтому, дойдя до Штубентор, сопровождающие катафалк люди решили вернуться, так и не добравшись до кладбища. В этом не было ничего предосудительного, так как, согласно предписаниям, по обычаям того времени похороны должны были проходить без траурного шествия и без священника - для близких прощание с умершим заканчивалось при отпевании в соборе. Можно предположить, что тело композитора было оставлено на ночь в "хижине усопших", а захоронено на следующий день. Для этих действий при Иосифе II также был издан соответствующий указ, в котором говорится: "Так как при похоронах ничего другого не предусматривается, как только быстрее отвезти тело, и чтобы не препятствовать этому, следует зашить его без всякой одежды в полотняный мешок и потом положить в гроб и отвезти на погост... там привезенный труп вынуть из гроба и так, как он есть, зашитым в мешок, опустить в могилу, засыпать гашеной известью и сейчас же закрыть землей". Правда, этот ритуал захоронения в мешках был под давлением общественного мнения отменен еще в 1785 году, и было разрешено использовать гробы.

Захоронение нескольких трупов в одной могиле было в те времена нормальным явлением и по предписанию в могилы разрешалось класть четыре взрослых и два детских трупа, или пять взрослых покойников при отсутствии детей. Так что говорить о нищенском погребении Моцарта было бы не корректно, так как оно полностью соответствовало обычному для того времени погребению венских граждан. Правда, уже в эти времена для особо знаменитых личностей предусматривались отдельные могилы и траурные шествия. Так, например, был похоронен композитор Глюк. Говорить о том, что Моцарт ко времени его смерти был полностью забыт в Вене, - неправильно. Его оперы часто ставились за рубежом, за что ему выделялись значительные денежные суммы, после успеха "Волшебной флейты" ему был сделан почетный заказ на сочинение праздничной оперы по случаю коронации Леопольда II. Но, тем не менее, Моцарт не был особенно любим среди музыкантов за свою гениальность и прямоту, и в венском дворе в целом не очень жаловали его искусство, поэтому никто не стал добиваться для него исключительного погребения. Готфрид ван Свитен, друг Моцарта, долгие годы оплачивавший воспитание обоих сыновей композитора, был занят своими проблемами - в день смерти Моцарта он как раз был отстранен от всех постов. Михаэль Пухберг, которому семья Моцартов была должна большую сумму денег, не счел возможным устраивать пышные похороны. Семья, которой Моцарт итак оставил большие долги, этого сделать не могла.


Где же на кладбище Св. Марка находится могила Моцарта? В его времена могилы оставались необозначенными, надгробные камни разрешалось ставить не на месте самого захоронения, а у стены кладбища. Спустя 8 лет можно было хоронить в старых могилах. Захоронение Моцарта также осталось безымянным - Констанца там даже креста не поставила и только спустя 17 лет посетила кладбище. Могилу Моцарта много лет подряд навещала супруга его друга Иоганна Георга Альбрехтсбергера, которая брала с собой сына. Он точно помнил место захоронения композитора и, когда, по случаю пятидесятилетия со дня смерти Моцарта, стали разыскивать его захоронение, смог его показать. Один простой портной посадил на могиле иву, а потом, в 1859 году, там соорудили памятник по проекту фон Гассера. В связи со столетием со дня смерти композитора памятник перенесли в "музыкальный уголок" Центрального кладбища Вены, из-за чего снова возникла опасность потерять настоящую могилу. Тогда надзиратель кладбища Св. Марка Александр Кругер из различных остатков прежних надгробий соорудил маленький памятник.

В 1902 году музею Моцарта в Зальцбурге был передан "череп Моцарта" из наследия анатома Гирта, и дискуссия о его подлинности не утихает до сих пор. Известно, что череп принадлежит человеку небольшого роста, хрупкого телосложения, соответствующего Моцарту возраста. Маленькие глазницы - свидетельство выпуклых глаз - и совпадение линии черепа с изображениями головы - все это подтверждает его аутентичность. Но по крайней мере два аргумента свидетельствуют об обратном: кариес на первом боковом зубе слева сверху, не соответствующий педантичному и точному описанию Леопольда Моцарта больного зуба его сына, а также следы кровоизлияния на внутренней стороне левой височной кости, от которого, вероятнее всего, и умер человек. Таким образом, тайна о земных останках Вольфганга Амадея Моцарта так и осталась до конца не раскрытой.

По книге А. Ноймайра
Новый венский журнал апрель, 2003

Вольфганг Амадей Моцарт - яркий представитель Венской классической школы. Он виртуозно владел различными музыкальными формами своего времени, обладал уникальным слухом и редким талантом импровизатора. Одним словом, гений. А вокруг жизни и смерти гения обычно немало слухов и домыслов. Композитор ушел из жизни в возрасте тридцати пяти лет. Его ранняя смерть стала предметом споров, легла в основу сюжетов литературных произведений. Как умер Моцарт? Что послужило причиной его внезапной смерти? И где похоронен Моцарт?

Композитор, биография которого вот уже более двух веков интересует исследователей по всему миру, умер в 1791 году. Жизнеописания выдающихся людей принято начинать с рождения. Но биография Моцарта столь обширна, что любой из периодов достоин пристального внимания. В этой статье речь пойдет, прежде всего, о том, как умер Моцарт. Существует множество предположение. Но согласно официальной версии причиной смерти стала длительная болезнь. Но прежде чем приступить к описанию последних дней Моцарта, следует изложить вкратце его биографию.

Детство

Где родился Вольфганг Амадей Моцарт? Городом детства юности великого музыканта является Зальцбург. Отец Амадея был скрипачом. Леопольд Моцарт посвятил свою жизнь детям. Он сделал все, для того чтобы его дочь и сын получили достойное музыкальное образование. Именно музыкальное. Уникальные способности с ранних лет проявлял как Вольфганг Амадей Моцарт, биография которого представлена в нашей статье, так и его старшая сестра Наннерль.

Леопольд начал обучать дочь игре на клавесине довольно рано. Вольфганг был в то время вовсе мал. Но он следил за уроками сестры и повторял отдельные отрывки из музыкальных произведений. Тогда Леопольд решил, что его сын непременно должен стать композитором. Вольфганг, как и его Наннерль, выступать начал очень рано. Публика была заворожена игрой вундеркиндов.

Юность и начало творчества

С 1781 году герой этой статьи проживал в Вене. Гайдна - классика. Вольфганг Амадей Моцарт, наряду с этими великими музыкантами, создавал произведения, которые никогда не будут забыты. Таких высот достигнуть ему удалось не только благодаря врожденному таланту, но и усидчивости, трудолюбию.

Во сколько лет умер Моцарт? Композитору было всего тридцать пять. А за десять лет до смерти он обосновался в Вене. За этот небольшой отрезок времени Вольфганг превратился из малоизвестного музыканта в

Дом принадлежал Веберам, в семье которых было три незамужних дочери. Одна из них - будущая жена Вольфганга, Констанция. В тот же год, когда переступил впервые порог дома Веберов, он начал создавать оперу «Похищение из Сераля». Произведение было одобрено венской публикой, но имя Моцарта по-прежнему не имело веса в музыкальных кругах.

Слава

Вскоре Моцарт женился на Констанции Вебер. После свадьбы его отношения с отцом разладились. Моцарт-старший до последних дней относился к невестке враждебно. Пик славы Вольфганга приходится на середину восьмидесятых годов. За несколько лет до смерти он начинает получать огромные гонорары. Моцарты переезжают в шикарную квартиру, нанимают прислугу и приобретают фортепиано за сумасшедшие по тем временам деньги. Музыкант завязывает дружбу с Гайдном, которому однажды даже дарит сборник своих произведений.

В феврале 1785 года публике был представлен концерт для фортепиано ре-минор. «Почему великий Моцарт умер в нищете?» - порою можно услышать такой вопрос. На чем основано мнение о финансовом неблагополучии пианиста и композитора? Ведь в середине восьмидесятых годов Моцарт находился на пике своей славы. Он был одним из самых состоятельных музыкантом в Вене в 1787 году. За четыре года до смерти он отправил своего сына в очень дорогое и престижное воспитательное заведение. И в этом же году великий пианист вступил в масонскую ложу. Но в последние годы композитора несколько пошатнулось. Однако все же оно было далеко от нищеты.

Финансовые трудности

В 1789 году жена Вольфганга заболела. Он был вынужден отправить ее на лечебный курорт, что пошатнуло его материальное положение. Спустя несколько месяцев Констанция пошла на поправку. К тому времени уже имела немалый успех «Свадьба Фигаро». Моцарт занялся написанием произведений для театра. Он и прежде писал оперы. Но ранние его сочинения не имели успеха.

Последний год жизни для Моцарта стал весьма плодотворным. Он написал симфонию соль-минор, получил должность капельмейстера. И, наконец, начал работать над «Реквиемом». Это заказал незнакомец, желающий почтить память своей жены.

Реквием

Вольфганг Амадей Моцарт, биография которого удивительно насыщена событиями, несмотря на раннюю смерть, написал несчетное количество произведений. У него было множество учеников, он получал при жизни неплохие гонорары от публикации своих сочинений. Незадолго до смерти он начал создавать свое последнее произведение - «Реквием». Работа так захватила его, что он перестал принимать учеников. К тому же самочувствие его вдруг стало ухудшаться с каждым днем.

О том, как умер Моцарт, рассказано было годами позже родственниками, свидетелями смерти великого композитора. Среди них был и сын музыканта. Согласно воспоминаниям близких, Моцарту вдруг стало так плохо, что пришлось вызвать доктора. И ни какого-нибудь, а самого лучшего в Вене. Действительно, врачеватель помог музыканту. Однако улучшение долго не продлилось. Вскоре Моцарт слег окончательно.

Острая просовидная лихорадка

Согласно воспоминаниям Софи Вебер - свояченицы музыканта - после того, как состояние его ухудшилось, родственники приняли решение вызвать другого врача. Причина смерти Моцарта вызывает споры, потому как симптомы его были столь необычными, что не позволяли врачами прийти к единому мнению относительно диагноза.

В последние недели у композитора обострился слух. Он страдал от невыносимой боли, даже от прикосновения своего тела к одежде. Моцарт с каждым днем слабел. И, кроме того, его состояние ухудшалось вследствие несовершенных методов медицины. Больному регулярно пускали кровь: этот терапевтический прием в те времена считался универсальным. Причина смерти Моцарта, быть может, была бы установлена, если б он жил XXI веке. В восемнадцатом же столетии методы лечения были, мягко говоря, неэффективными. В свидетельстве о смерти гения стояло: острая просовидная лихорадка.

Этим заболеванием страдала в то время добрая часть венского населения. Как лечить его, врачи не знали. А потому один из докторов, посетив умирающего, заключил: его уже не спасти.

Общая ослабленность организма

Жизнь и творчество Моцарта - тема множества книги, художественных и документальных фильмов. Его редкий дар был обнаружен в раннем возрасте. Но помимо уникальных способностей, Моцарт, вопреки общепринятому мнению, необычайным трудолюбием. О том, как умер Моцарт, сказано сегодня немало. Существует версия о том, что великого музыканта отравил завистник Сальери. Но современники композитора полагали иначе.

После смерти Моцарта некоторые доктора утверждали, что умер от тяжелого инфекционного заболевания. Организм его не смог бороться в результате общей ослабленности. А ослаблен Моцарт был физически вследствие многолетних трудов без перерыва и отдыха.

С годами все сложнее исследователям установить диагноз музыканта. В записях Софи Вебер и других родственников немало противоречий. Именно эти обстоятельства и породили массу версий о смерти Амадея Моцарта. Рассмотрим каждую из них.

Сальери

Версия о том, что Моцарт погиб от руки завистника, - самая распространенная. И именно она легла в основу трагедии Пушкина. Согласно этой версии, жизнь и творчество Моцарта были окружены праздностью. Природа якобы наделила музыканта таким талантом, что и прилагать усилий не требовалось. Все Моцарту удавалось играючи, легко. А Сальери же, напротив, при всех своих усилиях не способен был достигнуть и жалкой доли того, что умел Моцарт.

Произведение Пушкина основано на художественном вымысле. Но многие читатели сегодня не отличают фантазий автора от подтвержденных фактов. Герои Пушкина спорят о том, что гений и зло - понятия несовместимые. В произведении русского писателя Сальери помешивает Моцарту яд, потому как не согласен с ним. Он полагает, что приносит праздного, но одаренного композитора в жертву искусству.

Мнение о том, что Сальери является убийцей, принято считать одной из версий еще и потому, что в начале девятнадцатого века в одном из церковных архивов была найдена его исповедь, в которой он признавался и раскаивался в содеянном. Подтвержденных фактов того, что этот документ действительно существовал, нет. Однако и сегодня многие поклонники творчества Моцарта уверены в том, что гений стал жертвой зависти «коллеги».

Констанция

Существует еще одна версия об отравлении. Приверженцы ее полагают, что Моцарта отправила на тот свет его супруга. А помог ей в этом один из учеников музыканта. Если верить слухам, то страстный роман Констанции и Зюсмайра сопровождался выяснениями отношений и чрезвычайно эмоциональными примирениями. Возлюбленный супруги Моцарта был человеком очень честолюбивым, если не сказать карьеристом. И он вполне мог вступить с Констанцией в любовную связь исключительно для того, чтобы извести своего великого учителя. Но для чего Зюсмайру было нужно избавляться от Моцарта? Что дала бы ему его смерть?

К тому же эта версия менее правдоподобна в силу того, что после смерти музыканта сохранился его дневник. И он является свидетельством глубочайшей преданности и любви, царившей в семье Моцартов.

Ритуальное убийство

И, наконец, последняя версия. Если брать во внимание лишь те, в которых говорится о насильственной смерти, то эта, пожалуй, самая правдоподобная. Как уже было сказано, великий музыкант состоял в масонской ложе. Масоны, как правило, помогают своим «братьям». Но они не помогли Моцарту тогда, когда тот испытывал тяжелые финансовые затруднения. Они даже проигнорировали смерть композитора, не отменив в знак траура очередное заседание.

Некоторые исследователи полагают, что причиной убийства стало намерение Моцарта создать свою ложу. В одном из последних произведений - «Волшебной флейте» - использована масонская символика. Демонстрировать нечто подобное непосвященным было не принято. Возможно, Моцарта убили его братья-масоны.

Погребение

О том, где похоронен Моцарт, известно. На кладбище Святого Марка. Дата же захоронения остается спорной. По официальной версии - 6 декабря. Распространено мнение, что хоронили Моцарта в братской могиле, предназначенной для бедняков. Но, по мнению историков, погребение происходило по третьему разряду. Это были и не похороны нищего, но и не пышная прощальная церемония великого композитора, пианиста, педагога. Как это нередко бывает, истинная слава к Вольфгангу Амадею Моцарту пришла после его смерти.

Вдова композитора учила сына музыке у Сальери, а современники потеряли его могилу

За свою недолгую жизнь Вольфганг Амадей Моцарт создал шедевры симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки и обессмертил свое имя. С раннего детства личность маленького гения вызывала постоянный интерес публики, а уж смерть музыканта-виртуоза в 35 лет стала основанием для художественных мифов и культурологических спекуляций.

Ненужный гений

Четырехлетний Амадей поразил сначала родителей, а через несколько лет и родную Австрию феноменальной музыкальной памятью, желанием импровизировать на клавесине и страстью к сочинительству.


Невероятную по тем временам известность маленький Моцарт получил благодаря гастролям. Более десяти лет Амадей с отцом колесил по знатным домам и дворам королевских династий в поисках богатого покровителя. Часто болеющий мальчик терпеливо переносил все тяготы путешествий, но получил в результате ряд хронических заболеваний, в числе которых и суставной ревматизм.

Моцарт был невероятно популярен при жизни и зарабатывал достойные деньги, однако похоронен был в общей могиле вместе с шестью другими покойниками. Деньги на погребение (по нынешнему курсу около двух тысяч рублей) выделил покровитель музыкантов барон ван Свитен , ведь в день смерти любимца публики, австрийского чудо-ребенка и выдающегося представителя музыкальной Венской классической школы, в доме не было ни дуката.

Факт: Однажды зимой друг семьи застал танцующих Моцартов в холодном доме. Оказалось, закончились дрова, и семейная пара, известная своим легкомысленным отношением к жизни, таким образом согревалась.

В те времена надгробные камни ставили не на месте захоронения, а у стен кладбища. Вдова на похоронах не присутствовала и впервые пришла на кладбище через 17 лет после смерти мужа. Констанца Моцарт считала, что памятник ее супругу должна поставить церковь, и не побеспокоилась об этом. Спустя 68 лет после смерти Моцарта дети друзей композитора указали предположительное место погребения, где и был установлен знаменитый ксенотаф с ангелом. Фактическое же место захоронения классика мировой музыки точно неизвестно.

Справка: Считается, что признания при жизни Моцарт не получил и еле-еле сводила концы с концами. Но на самом деле он был очень востребован и ему немало платили за сочинения. По воспоминаниям современников, музыкальный виртуоз вместе с супругой вели расточительный образ жизни, обожали балы, маскарады и мгновенно спускали приличные гонорары.

По ком звучит реквием?

Ореол мистики вокруг смерти композитора возник после истории о таинственном заказчике заупокойной мессы. Действительно, незадолго до смерти к Моцарту пришел человек в черном плаще и заказал реквием - траурную ораторию. После похорон пошли слухи о том, что во время его написания Моцарт говорил о дурном предчувствии и что траурная месса будет посвящена его собственной смерти. Кроме того, у Моцарта появилась навязчивая идея, что его пытаются отравить.


Однако по факту этот заказ Моцарт получил через посредника и взял на себя обязательство работать на условиях анонимности. Заказчиком был вдовец, граф Франц фон Вальзегг-Штуппах – известный любитель выдавать чужие музыкальные произведения за свои, выкупая авторские права. Он планировал посвятить мессу памяти своей супруги.

Вдова композитора боялась, что заказчик потребует вернуть уже истраченный Моцартами гонорар, поэтому попросила ассистента мужа Зюсмайера дописать неоконченную мессу согласно последним указаниям Вольфганга.


Месть масонов и рогоносца

Большинство ученых считает, что Моцарт умер естественным путем, однако есть целый ряд версий о насильственном характере смерти музыкального гения. Слухи об отравлении Моцарта появились через несколько дней после похорон. Вдова им не верила и никого не подозревала.

Но кое-кто считал, что Моцарта наказали масоны за раскрытие секретов «вольных каменщиков» в опере «Волшебная флейта», премьера которой состоялась в сентябре 1791 года. Кроме того, Моцарт якобы поделился с одним из друзей намерением выйти из братства и открыть собственное тайное общество, за что и поплатился жизнью. Предполагается, что отравление композитора стало частью церемонии жертвоприношения.

Биограф композитора Георг Ниссе, впоследствии женившийся на Констанце Моцарт, писал о том, что у музыканта была острая сыпная лихорадка, сопровождавшаяся страшными отеками конечностей и рвотой. Вскрытие не проводилось, поскольку тело быстро раздулось и источало такой запах, что, по свидетельству современников, уже через час после смерти горожане, проходя мимо дома, зажимали платками носы.


На следующий день после смерти Моцарта неожиданно покончил собой юрист Франц Хофдемель , чья жена была последней ученицей музыканта. По одной из версий, «закониик» из ревности избил композитора палкой и тот умер от инсульта. Хофдемель же изрезал своей беременной жене лицо, шею и руки, а затем перерезал себе горло. Магдалену спасли, и через пять месяцев она родила сына, отцовство которого приписывали Моцарту.

Кроме того, ассистент Моцарта Зюсмайер, снимавший у него комнату, после похорон учителя также предпринял попытку самоубийства, изрезав горло. Молва тут же записала ученика в любовники к Констанце.

"Ай да Пушкин, ай да сукин сын!"

Спустя годы самое большое распространение легенды об отравлении произошло благодаря одной из "Маленьких трагедий" А. С. Пушкина , в которой Сальери из зависти к таланту Моцарта отравил его. Непререкаемый авторитет великого поэта победил все имеющиеся свидетельства, а художественный вымысел - правду.


На самом деле итальянец Антонио Сальери в 24 года стал придворным композитором императора Иосифа II и несколько десятилетий служил при дворе. Он был ведущим музыкантом австрийской столицы и талантливым педагогом, у которого учились Бетховен , Шуберт , Лист и даже, после смерти отца, младший сын Моцарта. Императорский фаворит занимался с талантливыми детьми из бедных семей бесплатно, а знаменитые ученики даже посвящали учителю свои произведения.

Однажды во время урока Сальери выразил соболезнование Моцарту-младшему по поводу смерти отца и добавил, что теперь и другие композиторы смогут зарабатывать на кусок хлеба: ведь талант Вольфганга Амадея перебивал другим возможность продавать свою музыку.

В 1824 году вся Вена отмечала 50-летие назначения Сальери придворным композитором, но престарелый юбиляр уже год находился в клинике для душевнобольных. Он всякий раз клялся честью бывшим ученикам, редко посещавшим наставника, что не виноват в смерти Моцарта, и просил "передать это миру". Несчастный страдал от галлюцинаций, вызванных обвинениями в смерти великого австрийца, и даже пытался покончить собой, перерезав горло.

В XIX веке итальянцы объясняли эти обвинения обычной национальной идеей, в рамках которой Австрия противопоставляла итальянскую и венскую музыкальную школу.

И все-таки пушкинская художественная версия стала основой для многих других литературных произведений. Когда в 90-х годах прошлого века на гастролях одного английского театра был показан спектакль по пьесе П. Шеффера "Амадей", итальянцы были в ярости. В 1997 году во Дворце юстиции Милана в результате открытого судебного процесса итальянские судьи оправдали земляка - основателя Венской консерватории.


Справка: В 1966 году швейцарский врач Карл Бэр установил, что у музыканта был суставный ревматизм. В 1984 году доктор Питер Дэвис на основании всех имеющихся воспоминаний и свидетельств сделал вывод, что Моцарта убила стрептококковая инфекция в сочетании с почечной недостаточностью и бронхопневмонией. В 1991-м доктор Джеймс из королевского госпиталя Лондона предположил, что лечение малярийной лихорадки и меланхолии с помощью сурьмы и ртути стало для гения смертельным.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Реквием Моцарта (Requiem de Mozart - Lacrimosa - Karl Böhm - Sinfónica de Viena)

    ✪ Моцарт - Реквием (HD)

    ✪ Wolfgang Amadeus Mozart G Minor Over The Mosques

    ✪ Моцарт суперзвезда (документальный фильм) HD

    ✪ The Best of Mozart

    Субтитры

Последняя болезнь и смерть

Последняя болезнь Моцарта началась ещё в Праге , куда он приехал, чтобы руководить постановкой своей оперы «Милосердие Тита », об этом свидетельствует Франц Ксавер Нимечек, автор первой биографии композитора . По возвращении Моцарта в Вену его состояние постепенно ухудшалось, однако он продолжал работать: завершил Концерт для кларнета с оркестром для Штадлера , писал «Реквием », дирижировал на премьере «Волшебной флейты » 30 сентября 1791 года.

Нимечек приводит рассказ его жены, Констанции о том, что незадолго до своей смерти на прогулке в Пратере , куда она отвезла мужа, чтобы он отвлёкся от мрачных мыслей, Моцарт стал говорить, что сочиняет «Реквием» для себя, что он скоро умрёт: «Я чувствую себя слишком плохо и долго не протяну: конечно, мне дали яду! Я не могу отделаться от этой мысли». По книге Нимечека (1798), разговор состоялся не ранее второй половины октября, однако во втором её издании (1808) указано, что уже в Праге композитор предчувствовал смерть. В 1829 году Констанция рассказывала английскому композитору Новелло и его жене, что Моцарт за полгода до смерти говорил об отравлении, но, когда она назвала эту идею «абсурдной», Вольфганг согласился с ней .

За 2 дня до того, как окончательно слечь (18 ноября), Моцарт дирижировал при исполнении «Маленькой масонской кантаты». 20 ноября у Моцарта воспалились суставы, он не мог двигаться и испытывал сильные боли. Детали смерти Моцарта описаны его ранним биографом - и будущим мужем Констанции - Георгом Николаусом фон Ниссеном. Ниссен взял сведения из записей, предоставленных ему сестрой Констанции, Софи Вебер. По её свидетельству, «[болезнь] началась с опухоли в руках и ногах, которые были почти полностью парализованы, позже начались внезапные приступы рвоты […] за два часа до своей смерти он остался в абсолютном сознании». Его тело опухло так, что он больше не мог сидеть в постели и двигаться без посторонней помощи.

Его лечил доктор Николаус Клоссет (нем. Nicolaus Closset ), домашний врач семьи с 1789 года. Для консультаций Клоссетом был приглашён доктор Саллаба (нем. Mathias von Sallaba ), врач Всеобщей больницы Вены. Во время последней болезни Моцарта применялись все средства, доступные медицине того времени: рвотное, холодные компрессы, кровопускание . Как позднее писал доктор Гюлденер фон Лобос, общавшийся с обоими врачами, Клоссет считал, что Моцарт болен серьёзно, и опасался осложнений на мозг. По декрету 1784 года, в случае смерти больного лечащий врач оставлял в его доме записку, составленную на родном языке, а не на латыни, где доступным неспециалисту образом указывались продолжительность заболевания и его характер. Записка адресовалась тем, кто должен был освидетельствовать тело и коротко определить род болезни. По предположению Карла Бера, диагноз «острая просовидная лихорадка» (нем. hitziges Freiselfieber ), значащийся в протоколе осмотра тела, исходит от Клоссета .

Моцарт умер после полуночи, 5 декабря 1791 года. По рассказам очевидцев, его отчаявшаяся жена бросилась на постель рядом с мужем, чтобы заразиться той же болезнью и умереть вслед за ним .

  • Констанция заболела и на похоронах мужа не присутствовала. Шестого декабря тело композитора было доставлено в Собор Святого Стефана , где в Крестовой капелле в три часа пополудни прошла церковная служба. На немноголюдной церемонии присутствовали ван Свитен, Сальери, Зюсмайер , слуга Йозеф Дайнер, капельмейстер Розер, виолончелист Орслер . Гроб, до того как его можно было отправить на кладбище, установили в «капелле мёртвых», так как в соответствии с декретами императора Леопольда II , предписывающими сохранение общественного порядка, при погребении зимой покойников по городу перевозили только после 6 часов вечера . Кроме того, с момента смерти до момента погребения должно было истечь «дважды 24 часа», эта предосторожность предпринималась для предотвращения случайного захоронения заснувших летаргическим сном .

    Впоследствии уже невозможно было определить, где был похоронен Моцарт. Всё это дало основание в дальнейшем для обвинения в скупости ван Свитена, якобы не сумевшего (или не пожелавшего) организовать великому композитору достойные похороны. На него также пали подозрения в стремлении скрыть могилу Моцарта, с этой же целью он будто удерживал Констанцию от посещения кладбища. Но вряд ли ван Свитен, умерший в 1803 году, виновен в том, что она побывала там только через семнадцать лет после похорон, по настоянию венского писателя Гризингера, и не смогла найти могилу . Через много лет Констанция, давая объяснение своего отсутствия на похоронах, указывала на то, что зима была «чрезвычайно суровой». Однако это не соответствует действительности: по данным венского Центрального управления метеорологии и геодинамики, погода 6 и 7 декабря 1791 года была мягкой, безветренной, без осадков. Бури, которая, по сообщению автора фельетона в венской газете Morgen Post (1855), якобы рассеяла провожающих у ворот Штубентор, не было .

    Рассказы о том, что могила композитора сразу затерялась, не соответствуют действительности: Альбрехтсбергер и его жена, а впоследствии и их внук, навещали её. О месте захоронения Моцарта были осведомлены также его ученик Фрейштедтлер, венские музыканты Карл Шоль и Иоганн Долежалек .

    Гипотезы

    Отравление

    Впервые предположение об отравлении возникло вскоре после смерти Моцарта. 12 декабря 1791 года корреспондент берлинской газеты Musikalisches Wochenblatt Георг Сиверс из Праги писал:

    В 1798 году в своей биографии Моцарта Нимечек поместил рассказ Констанции о разговоре с мужем в Пратере и словах Моцарта об отравлении. Трудно сказать, действительно ли состоялся этот разговор, о котором известно только от Констанции, но даже, если всё было так, как сказала она, доказательством отравления это служить не может. Позднее в биографии Моцарта, написанной вторым мужем Констанции, Георгом Ниссеном (опубликована в 1828 году), помещены обширные сведения о ядах и в то же время отрицается, что композитор был отравлен .

    Сальери

    Почти тридцать лет спустя после смерти Моцарта версия об отравлении дополняется именем отравителя - Сальери . К тому времени некогда блестящий композитор, известный не только всей Австрии, но и в Европе, страдая психическим расстройством, доживал свои дни в госпитале. Слухи о том, что он убил Моцарта были, видимо, известны и Сальери. Ученик последнего, Игнац Мошелес , в октябре 1823 года посетил его. Рассказ об этом визите вдова Мошелеса включила в его биографию:

    В некрологе Сальери, написанном Фридрихом Рохлицем и опубликованном лейпцигской «Всеобщей музыкальной газеты» от 27 июня 1825 года, рассказывалось о последних днях жизни покойного:

    Однако Рохлиц не упоминает в связи с признаниями в «преступлениях», якобы сделанных Сальери, имени Моцарта.

    В мае 1824 года поэт Калисто Басси , итальянец, разбрасывал листовки в венском концертном зале (или раздавал перед входом в него), где проходило исполнение Девятой симфонии Бетховена. В оду, прославляющую Бетховена, Басси вставил строфы, посвящённые Моцарту, и стишок о некоем не названном по имени старце, о «бледной немочи… на стороне того, кто держит в руке кубок с ядом», о «зависти, ревности и черном злодеянии» . В стишке усмотрели выходку против Сальери, однако Басси, вызванный для объяснений к директору Придворной капеллы, утверждал, что не имел намерения задеть композитора. Тем не менее ему дали отповедь в прессе . Единственный экземпляр этой листовки, хранившийся в венском Дворце правосудия, погиб во время пожара 1927 года. Неизвестно, снимал ли до 1927 года кто-либо с неё копию

    С опровержением слухов ещё в 1824 году в миланском журнале выступил Джузеппе Карпани . В своей статье «Письмо г. Дж. Карпани в защиту маэстро Сальери, ложно обвинённого в отравлении маэстро Моцарта» он превознёс человеческие качества Сальери, утверждал, что он и Моцарт уважали друг друга. К статье Карпани было приложено свидетельство доктора фон Лобеса, получившего сведения о болезни и смерти Моцарта непосредственно от врачей, лечивших его .

    До настоящего момента нет никаких сведений о том, что Сальери делал какие-нибудь признания. В свидетельстве от 5 июня 1824 года, подтверждённом доктором Рериком, лечащим врачом Сальери, санитары, находившиеся неотлучно при старом композиторе с момента начала его болезни, утверждают, что никогда не слышали от него таких признаний .

    В случае же, если Моцарту была дана однократно смертельная доза, то Сальери сделать этого никак не мог: последний раз он виделся с Моцартом в конце лета 1791 года, и, как отмечал Ефрем Лихтенштейн: «…не известны такие химические вещества, скрытый период действия которых на организм длился бы такое длительное время после однократного приема массивной (смертельной) дозы» .

    Если же допустить, что Моцарт получал довольно длительное время яд небольшими порциями, то давать его композитору могли только те, кто постоянно находился с ним рядом .

    Легенда об убийстве Моцарта его коллегой Сальери легла в основу маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери » (). У Пушкина Сальери - безусловный талант, достигший славы упорным трудом - не может перенести того, как легко всё достаётся гениальному сопернику, и решается на преступление. Первоначально маленькую трагедию Пушкин намеревался назвать «Зависть». При жизни Пушкина пьеса дважды ставилась в бенефисы актёров, но успеха не имела . П. А. Катенин , отмечая как неудачу «сухость действия», находил в этом произведении Пушкина «важнейший порок»:

    Пушкин изображает людей XVIII века, используя представления современной ему эпохи. Он создаёт характерного для романтизма героя-гения, одинокого, непонятого, которому противостоит враг. Но и Моцарт, и Сальери Пушкина далеки от реально существовавших Моцарта и Сальери. Тем не менее, в Советском Союзе, а позднее - в России, где авторитет Пушкина был непререкаем, художественный вымысел оказался сильнее жизненных фактов, (С. Фомичёв). По мнению музыковедов, именно произведение Пушкина способствовало распространению легенды об отравлении .

    В 1898 году на основе трагедии Пушкина было написано либретто одноимённой оперы Римского-Корсакова . В своей книге «Моцарт и Сальери, трагедия Пушкина, драматические сцены Римского-Корсакова», посвящённой произведениям Пушкина и Римского-Корсакова, Игорь Бэлза сообщал о записи предсмертной исповеди Сальери, признавшегося в отравлении Моцарта и даже когда и где «подсыпал ему яд». Запись якобы сделал его духовник . По словам Бэлзы, в 1928 году её нашёл и скопировал в венском архиве Гвидо Адлер и рассказывал о ней побывавшему в то время в Вене Борису Асафьеву . Однако ни в венских архивах, ни в архиве самого Адлера такого документа не было обнаружено. «Osterreichische Musikzeitschrift» в ноябре 1964 года по этому поводу писал: «А ведь даже в самой Вене никогда и никому не было известно о том, что, оказывается, существует письменная исповедь Сальери, где он признается в преступлении!» Не было и в бумагах Асафьева каких-либо сообщений об исповеди Сальери. Как отмечает Корти, Игорь Бэлза, сообщая об этой записи, ссылался исключительно на умерших к тому времени Адлера и Асафьева .

    Масоны

    Версия об отравлении Моцарта масонами впервые была высказана Даумером в серии рассказов о смерти Моцарта . В либретто последней оперы Моцарта «Волшебная флейта » использована символика «братства вольных каменщиков» (композитор и его отец были членами масонской ложи «Благоверность» с 1784 года) и изображается противостояние христианства и масонства. Но Моцарт не был уверен в истинности масонского пути. Композитор решил создать своё масонское общество - «Пещеру» - и поделился этими планами с музыкантом Антоном Штадлером . Штадлер будто бы поставил в известность масонов, которые дали ему задание отравить Моцарта . Сторонники версии обвиняют масонов Ван Свитена и Пухберга в организации «поспешных похорон», приписывают им инициативу захоронения композитора в общей могиле, якобы для того, чтобы скрыть следы преступления .

    Новое развитие гипотеза получила в 1910 году в книге Mehr Licht Германа Альвардта , который утверждал, что за масонами, убившими Моцарта, стояли евреи . В 1926 году Эрих и Матильда Людендорфы повторили эту версию. В 1936 году Матильда Людендорф в работе Mozarts Leben und Gewaltsamer Tod утверждала, что убийство немецкого композитора Моцарта было организовано «иудео-христианами» (или «иудео-римлянами»), а также «жидомасонами», иезуитами и якобинцами . Моцарт стал масоном под нажимом отца и подвергался преследованиям со стороны князя-архиепископа Зальцбурга Иеронима фон Коллоредо (тоже масона), потому что отказывался сочинять «итальянскую космополитическую музыку». Своё место в книге Людендорф нашли также история со Штедлером и план создания «Пещеры» .

    Масоны отравили Моцарта и по мнению докторов медицины Йоханнеса Дальхова, Гюнтера Дуды и Дитера Кернера . Раскрыв в «Волшебной флейте» секреты ордена, Моцарт обрёк себя на смерть. Масоны якобы совершили жертвоприношение в честь освящения своего нового храма. Знаменитый Реквием Моцарту был заказан именно масонами, так они дали знать композитору, что он избран жертвой .

    Абсурдность этой версии состоит в том, что содержание «Волшебной флейты» скорее преподносило идеи масонства, перекликающиеся с идеалами вольтерианства и великой французской революции , в самом выгодном свете. Подтверждением того, что венские масоны в восторге от новой оперы Моцарта, является заказ Масонской Кантаты, по сути ставшей его последним завершённым сочинением. В конце концов, автор либретто Эмануэль Шиканедер , также масон, остался жив, что опровергает версию о причастности масонов к отравлению Моцарта .

    Версия Кернера, Дальхова, Дуды

    Однако отравление сулемой сопровождается характерными внешними признаками, в том числе возникновением симптомов сулемовой почки и явлениями почечной недостаточности. Во время последней болезни Моцарта подобная клиническая картина, как отмечает Исаак Трахтенберг , у него не прослеживалась. При хроническом же отравлении у больного должны были наблюдаться признаки ртутного эретизма и мелкое дрожание рук, которое проявилось бы через изменение почерка. Тем не менее рукопись партитур последних произведений - «Волшебной флейты» и «Реквиема» - не содержат признаков «ртутного тремора» . Профессор Института истории медицины (Кёльн) Вильгельм Катнер в докладе «Решена ли загадка смерти Моцарта?», сделанном им в сентябре 1967 года на собрании Немецкого общества истории медицины, естествознания и техники, отмечал, что симптомы, наблюдавшиеся у Моцарта, не подтверждают хронического отравления сулемой. К такому же выводу пришли в своё время дерматолог Алоис Грайтер (Гейдельберг) и токсиколог Йозеф Сайнер (Брно). Позднее, в 1970 году, Катнер указывал, что свидетельства дрожания рук Моцарта так и не были обнаружены, что в дискуссии признал и сам Кёрнер, но обещал представить доказательства .

    Констанция Моцарт и Зюсмайер

    Существует предположение, что Моцарт был отравлен Францем Ксавером Зюсмайером и своей женой Констанцией, которые были любовниками . В 1791 году Констанция родила мальчика , также названного Францем Ксавером. По слухам, это был сын не Моцарта, а его ученика Зюсмайера .

    Через много лет, в 1828 году, чтобы положить конец сплетням, Констанция в биографии Моцарта, написанной Ниссеном, поместила анатомический рисунок левого уха своего первого мужа. Композитор имел его врождённый дефект, который из всех детей унаследовал только Франц Ксавер. Это обстоятельство сыграло роль в появлении ещё одного предположения о причинах смерти Моцарта, на этот раз естественных, сделанного американским патологом Артуром Раппопортом .

    Отравление при лечении

    Хофдемель. Убийство из ревности

    Через день после смерти Моцарта венский делопроизводитель верховного суда и масон Франц Хофдемель изувечил свою беременную жену Марию Магдалину бритвой и покончил с собой. Моцарт учил Магдалину Хофдемель игре на фортепиано и, видимо, вступил с нею в связь. Он посвятил своей ученице последний концерт для фортепиано и оркестра. Биографы XIX века замалчивали этот эпизод. Довольно долго в Вене сохранялось поверие, что Хофдемель избил Моцарта палкой, и тот умер от инсульта . По другой версии, масоны использовали Хофдемеля, чтобы устранить Моцарта с помощью яда. Известно, что о смерти делопроизводителя было сообщено только 10 декабря, чтобы эта трагедия никак не связывалась с кончиной Моцарта. Магдалина Хофдемель (нем. Maria Magdalena Hofdemel ) выжила и родила впоследствии мальчика, которого многие считали сыном Моцарта .

    Смерть по естественным причинам

    Системное ревматическое заболевание

    Профессор-терапевт Ефрем Лихтенштейн, опираясь на известные материалы, проанализировал историю болезни Моцарта. С раннего детства Вольфганг отличался слабым здоровьем. Напряжённый график концертных туров, в которых юного Моцарта и его сестру Наннерль сопровождал отец , отрицательно сказался на состоянии детей, главным образом, мальчика. О болезнях, преследовавших Вольфганга во время его первых путешествий, известно из писем Леопольда Моцарта . Связь между последовательно перенесёнными в это время заболеваниями отмечает и немецкий исследователь Герхард Бёме:

    Лихтенштейн также отмечает наблюдавшиеся впоследствии у Моцарта повторные ангины, лихорадочные состояния, а позднее - мозговые расстройства. Всё свидетельствует о том, что композитор стал жертвой ревматической инфекции, поразившей сердце, мозг, почки, суставы. Как предполагает Лихтенштейн в своём эссе «История болезни и смерти Моцарта», в годы, наполненные тяжким трудом и нервными потрясениями, у Моцарта могло развиться нарушение кровообращения. Следствием этого явились отёки и асцит , который в ту эпоху врачи неверно считали самостоятельным заболеванием - водянкой. Современной медицине известно, что возможно скрытое протекание процесса сердечной декомпенсации, которая проявляется позднее через отёчность .

    Версия Раппопорта

    В 1981 году в Вене, на международном конгрессе клинической химии, американский патолог Артур Раппопорт выступил с докладом «Уникальная и до сих пор неразглашенная теория о генетической, анатомической базе смерти Моцарта» . В нём, опираясь на многолетние собственные наблюдения, Раппопорт утверждал о взаимосвязи между анатомическими деформациями уха, передаваемыми по наследству, и почечной болезнью. Патолог считает, что Моцарт имел врождённый дефект мочевого или почечного тракта. Эту теорию поддержал дерматолог Алоис Грайтер . Вялотекущая почечная болезнь была усугублена тем, что композитор заразился так называемой ревматически-воспалительной лихорадкой. Чрезмерное кровопускание (по оценке Карла Бера , Моцарт из-за кровопусканий потерял не менее двух литров крови) довершило дело. Подводя итог, Раппопорт отметил: «Надеюсь, я предоставил сильное подспорье тем, кто убеждён в том, что Моцарта не отравили, не убили, не лишили жизни насильственным способом» . Когда позднее Марио Корти, работая над циклом передач «Моцарт и Сальери» на Радио «Свобода» , хотел взять интервью у Раппопорта, тот отказался, заявив, что у него неприятности в связи с высказанной им гипотезой .

    Смерть от последствий черепно-мозговых травм

    В 1842 году этот череп был подарен художнику-гравёру Якобу Гиртлю. Владение подобными реликвиями было обыкновенным делом для той эпохи. Брат Якоба, профессор анатомии Йозеф Гиртль , занялся изучением черепа и пришёл к выводу, что это действительно череп Моцарта. Часть костей в процессе исследования была отделена и впоследствии утеряна. В 1901 году выводы профессора Гиртля опровергли учёные Зальцбурга .

    Только в начале 1990-х годов черепом, до того времени хранившимся в запасниках зальцбургского Моцартеума , заинтересовался палеонтолог Готфрид Тихи. Результаты изучения черепа с использованием уже современных методов криминалистики учёный опубликовал в The Economist . Как считает Тихи, череп мог принадлежать Моцарту: округлая форма мужского черепа типична для жителей Южной Германии. Его обладатель был физически слаб, обладал крупной головой (как и Моцарт), по состоянию зубов возраст умершего - 30-35 лет. Строение лицевых костей совпадало с изображениями композитора, созданными при его жизни .

    Неожиданностью стало обнаружение Тихи очень тонкой трещины длиной 7,2 см, проходящей от левого виска к темени. Она была результатом прижизненной травмы и к тому времени, когда Моцарт умер, успела почти зарасти, лишь в нижней части остались следы кровотечения. Известно, что композитор в последний год жизни страдал от головокружений и головной боли, что, по мнению Тихи, было следствием черепно-мозговой травмы, полученной при ударе либо падении. По гипотезе Тихи, Моцарт умер от гематомы и развившейся позднее инфекции .

    См. также

    Примечания

    1. Геннадий Смолин. Гений и злодейство // «Вокруг Света ». - 2006. - № 1 .
    2. Моцарта убил не Сальери, а собственная мать? (неопр.) . «Аргументы и Факты» Aif.ru. Дата обращения 17 августа 2014.
    3. Николай Фёдоров. Моцарт: убийство со многими неизвестными // «Вокруг Света ». - 2015. - № 1 .
    4. , с. 54.
    5. , с. 60.
    6. , с. 43, 46-47.
    7. , с. 375-376.
    8. , с. 503.
    9. , с. 376.
    10. , с. 16.
    11. Как указывает Карл Бер, специально изучавший регламент похорон, принятый в Австрии в конце XVIII века, учитывая то обстоятельство, что перевозка покойников проходила в тёмное время суток, никаких траурных процессий не проводилось.
    12. , с. 504.
    13. , с. 81-82.
    14. , с. 82-83.
    15. , с. 83, 86.
    16. Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери. Часть 3: Болезнь, смерть и похороны Моцарта. Была ли тайна?
    17. Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери. Часть 4: Пушкин и Сальери. Совместимы ли гений и злодейство?
    18. , с. 75-78.
    19. , с. 503-504.
    20. , с. 87.
    21. Цит. по: Аберт Г.
    22. , с. 375.
    23. Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери. Часть 3: Болезнь, смерть и похороны Моцарта. Была ли тайна?
    24. Цит. по: Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери. Часть 3: Болезнь, смерть и похороны Моцарта. Была ли тайна?
    25. Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери
    26. Цитируется по Корти
Фото Моцарта Амадея

Даже самые закоренелые скептики от медицины уже признали: “эффект Моцарта ” существует. Так ученые, и медики окрестили необыкновенную силу и лечебные свойства музыки великого композитора. Хотите верьте - хотите нет, но гениальные произведения Вольфганга Амадея снимают и головную боль, улучшают зрение, память, внимание, даже лечат от заикания (особенно Соната для двух фортепиано до мажор).

Проверено на Жераре Депардье: для победы над заиканием ему прописали слушать Моцарта по два часа в день в течение месяца. И он перестал заикаться! Музыка Моцарта наиболее точно соответствует ритму и тембру материнского голоса, поэтому психологи советуют включать ее в детских домах. Даже тесто под его менуэты и увертюры подходит в десять раз быстрее… Эффект есть - это бесспорно. И он мог бы быть еще более впечатляющим, если бы не смерть, поставившая точку в творчестве композитора. Моцарт умер молодым - в 35. И споры по поводу причины его смерти не утихают до сих пор.

Жизнь Моцарта

Музыкальные способности - единственный талант, который, как уже доказано, передается по наследству. И хотя музыка в доме профессиональных музыкантов Моцартов звучала всегда, отец Вольфганга Амадея, известный скрипач, органист и придворный музыкант, Леопольд Моцарт был немало удивлен, застав однажды за клавесином своего маленького сына. Трехлетний Амадей на слух подбирал увертюры, которые накануне разучивала его старшая сестра. В четыре года Моцарт уже сочинял музыку, а в 7 написал свой первый концерт.

С этого момента детство Вольфганга закончилось, начались рабочие будни. Отец возил сына по всей стране, рассчитывая удивить и поразить знатную публику талантами юного дарования. Именно отца некоторые биографы считают ответственным за хлипкое здоровье Вольфганга Амадея. За всемирное признание и славу после смерти, Моцарт еще в детстве заплатил изнуряющими репетициями, тяжелыми переездами из города в город, энергозатратными концертами и постоянными болезнями.

Болезнь Моцарта

Известно, что в детстве маленький гений часто простуживался, в 6 лет заболел катаром горла с высокой температурой и болезненными ярко-красными кожными высыпаниями размером с пятикопеечную монету. Дважды, в 6 и 10 лет, у него диагностировали лихорадку с болями в суставах коленей и стоп. Причем болезненные ощущения были настолько сильными, что Моцарт не мог ходить. В 10 лет Амадей перенес тиф, в 12 лет - ветряную оспу, в 16 - желтуху.

Далее, до 28, ничего заслуживающего внимания. В 28 лет и 31 год - эпизоды жестокой лихорадки с профузным , болями в и рвотой. В последний год жизни композитора часто беспокоили головные боли, случались потери сознания, депрессия. По воспоминаниям современников, на тридцать пятом году жизни всегда веселого и жизнерадостного Моцарта стали посещать мысли о смерти. Он был убежден, что отравлен действующим ядом содержащим мышьяк и свинец. Композитор даже знал название отравы - acqua Toffana - в честь ее составительницы, колдуньи – неаполитанки Тоффаны. Этот яд был самым популярным в XVIII веке.

Последняя болезнь Моцарта длилась 15 дней. Его жена Констанца и ученик Зюсмайер вспоминали: беднягу Вольфганга мучили сильный жар, потливость, частая рвота, и его отекли настолько, что это бросалось в глаза. Боли в пояснице делали любое движение невыносимо мучительным, на коже появилась мелкая сыпь, а от тела исходил неприятный запах. Моцарта практически парализовало, но он продолжал работать, отдавая распоряжения Зюсмайеру по поводу своих сочинений, и даже напевал партию альта из своего известного реквиема.

Читатели наверняка помнят историю о таинственном “черном человеке”, который летом 1791 года заказал композитору реквием. Позже выяснилось, что этим загадочным незнакомцем был некто фон Штуппах, управляющий графа Франца Вальсегта. Он намеревался выдать реквием Моцарта за свое произведение - для того времени это была обычная практика. Стесненный в средствах Моцарт охотно взялся за заказ. Но чем дольше он трудился над последним в своей жизни произведением, тем больше ему казалось, что он пишет его для себя.

За свою короткую жизнь Вольфганг Амадей Моцарт написал более 700 произведений, половина из которых были признаны гениальными

Моцарта лечили кровопусканиями - обычной в те времена процедурой при лихорадке, но, похоже, потеря крови только приблизила его гибель. Посмертный диагноз, поставленный врачами, звучал так: “острая сыпная лихорадка”. Хоронили Вольфганга Амадея в общей могиле: на тот момент у погрязшей в долгах семьи прославленного композитора не было средств на приличные похороны. Даже те мизерные 8 гульденов, в которые обошлось погребение Моцарта, были выделены бароном ван Свитеном, одним из знатных почитателей его таланта.

Причина смерти Моцарта

С момента смерти Моцарта и по сей день выдвигалось немало версий относительно ее причин: воспаление легких, ревматическая лихорадка, острая почечная недостаточность, самолечение мышьяком от сифилиса, происки всевозможных отравителей: от жидо-масонов до жены Констанцы. Но самая популярная версия смерти Моцарта известна даже первокласснику: его якобы отравил завистник и коллега по музыкальному цеху - композитор Антонио Сальери.

Остаток дней Сальери провел в психиатрической лечебнице, где время от времени делал заявления об отравлении Моцарта, то их опровергал. Разумеется, старика сочли невменяемым, а его признания - не заслуживающими доверия. И хотя тело композитора после смерти ужасно распухло - так бывает при отравлениях, версия насильственной смерти весьма спорна. Современные исследователи ставят Моцарту другие диагнозы. Предлагаем три самые распространенных версии.

Гипотеза N1 (Смерть от котлет)

Гипотеза N2 (Не выдержало сердце)

Не исключено, что Моцарт переболел в детстве тяжелой стрептококковой инфекцией (ангиной или ), которая закончилась ревматизмом и его осложнениями: гломерулонефритом - хронической болезнью почек - и эндокардитом (разновидность порока сердца). Как правило, ревматизм, или воспаление соединительной ткани, провоцируют микробы стрептококки, обитающие в носоглотке. Вот почему частые ангины, фарингиты нередко становятся трамплином для ревматизма.

Этот недуг особенно неравнодушен к молодым: заболевают ревматизмом обычно в возрасте от 5 до 15 лет, но последствия его остаются на всю жизнь. Возможно, болезнь настигла маленького Вольфганга Амадея в шестилетнем возрасте после перенесенной скарлатины. Самое неприятное осложнение ревматизма до поры до времени оставалось в тени: болезнь исподволь “съедает” сердце своей жертвы. Ревматические пороки сердца развиваются не один год, поэтому неудивительно, что до последнего момента композитор не жаловался на сердечные боли. Пока роковой зимой 1791-го у него не развился вторичный инфекционный эндокардит. Его симптомы вполне соответствуют состоянию Моцарта накануне смерти. Кстати, 35 лет - типичный возраст гибели от осложнений ревматических пороков сердца.

Гипотеза N3 (Врожденная аномалия)

Версию о врожденном дефекте урогенитальных путей композитора выдвинул американский патолог Раппопорт на основании… левого Моцарта. Оказывается, раковина левого уха у него была развита несколько аномально. Свою “метку” композитор скрывал под париком. Откуда нам это известно? В 1828 году вдова Моцарта решила опубликовать биографию мужа. Дабы положить конец слухам о внебрачном происхождении младшего сына Моцарта, на странице 586 она поместила рисунок ушей своего супруга, сделанный специалистом в области анатомии. Одно из них было явно деформированным.

Это было лучшим вещественным доказательством, так как левое ухо их сына было точно таким же. Но соль в другом. Доктор Раппопорт представил статистику, подтверждающую связь между неправильной формой ушной раковины и врожденными дефектами урогенитального аппарата. Другими словами, ухо Моцарта, по мнению Раппопорта, было напрямую связано с врожденной дисфункцией почек. В конце 1791 года вялотекущая почечная недостаточность достигла своей финальной стадии.

P. S. Теперь трудно утверждать наверняка, что же стало истинной причиной гибели великого композитора. В его истории болезни много белых пятен. Как и в попытках расшифровать секрет целительной силы его музыки. Одни объясняют “эффект Моцарта” гармоничной ритмикой музыкальных композиций, другие говорят о личности самого композитора - одухотворенной, свободной. Моцарта называют человеком будущего, которое, возможно, до сих пор еще не наступило.