История гитары

История компании "Мартин" началась в 1796-ом году, когда и родился её основатель - Христиан Фредерик Мартин. Христиан был продолжателем рода мастеров по изготовлению гитар. Поэтому долго раздумывать над выбором специальности ему не пришлось - с гитарами он познакомился буквально в момент рождения, а уже в 15 лет уехал в Вену на учебу к известнейшему в те годы мастеру Джону Стофферу.

Уже через несколько лет молодой Мартин руководил всей мастерской Стоффера. А еще чуть позже Мартин, уже отец семейства, вернулся в родной город и открыл свою мастерскую. Но тут его стали преследовать неудачи - дело в том, что в те годы все ремесленники должны были принадлежать к соответствующим профорганизациям, чтобы получать большие заказы. Распри между этими организациями и невозможность получения крупных заказов и явились причиной того, что в 1833-ем году семья Мартинов перебралась из Германии в Америку и осела в Нью-Йорке, где Мартин и открыл свою первую фабрику.

Но семья Мартинов не любила Нью-Йорк. Они привыкли к спокойной, размеренной жизни, и сумасшедшая спешка Большого Яблока вперемешку с грязью и преступностью была им совсем не по душе. В 1838-ом году Мартин переехал в Пенсильванию и построил фабрику там. Маленький городок с историческим названием Назарет в штате Пенсильвания, пожалуй, только тем и известен на сегодняшний день, что там находится знаменитая на весь мир фабрика Мартина...

С тех пор на протяжении многих поколений потомки Мартина твердо держат первенство на мировом рынке, как производители наиболее популярных и качественных инструментов. Им принадлежат практически все новшества в изготовлении гитар. Именно они придумали систему перекрестного (х - образного) крепления пружин, которая в начале века позволила эффективно использовать металлические струны.

Они были первыми, кто еще в 1929-ом году, удлинив мензуру инструмента, предложили крепить гриф к коробке на 14-ом ладу, а не на 12-ом, как это принято в классических гитарах. И, наконец, им принадлежит разработка знаменитой формы корпуса - "Dreadnought" - придуманной ими для компании "Дитсон" еще в 1916-ом году и поступившей в серийное производство в 1931-ом.

Другими словами, то, что мы сегодня называем "Вестерном", почти целиком разработано компанией Мартин.

Taylor
За всего 25 лет своего существования компания "Taylor" не только сумела удержаться на рынке Америки, но и стала одной из самых известных фирм на мировом рынке. "Тейлор" - новаторская компания, которая не боится совмещать новые технологии со старыми традициями, например, именно ей принадлежит внедрение в производство компьютерных технологий обработки дерева. Благодаря этому себестоимость, а, соответственно, и конечная стоимость продукции была снижена, что дало возможность приобретения прекрасных профессиональных гитар всего от 800 $ - цена, неслыханно низкая на гитарном рынке Америки. На сегодняшний день все ведущие гитарные компании используют подобные технологии, но первым был все-таки Тейлор.
История компании "Taylor" началась 15 октября 1974, когда три молодых парня - Боб Тэйлор, Курт Листаг и Стив Шеммер - открыли свою первую мастерскую. Эта мастерская находилась в старом сарае с парой верстаков, очень плохим освещением и протекающей крышей. Курт и Боб начали свою деятельность гитарных мастеров, когда им исполнилось по 17-18 лет, в мастерской "American Dream" в пригороде Сан-Диего, штат Калифорния. Это было время движения хиппи. Еще в старших классах школы Боб сделал свои первые 3 гитары. В течение первого года работы в "American Dream" Курт и Боб сделали всего лишь несколько гитар, так как в основном занимались ремонтом других инструментов.
В 1974 хозяин "American Dream" решил продать мастерскую, и Тэйлор вместе с Листагом и Шеммером выкупили ее, назвав "Westland Music Company". Но так как такое длинное название было неудобно разместить на грифе гитары, а душой и сердцем новоиспеченной компании был Боб, решили называть гитары "Taylor". В 1976 Боб и Курт решили, что для них не слишком выгодно продавать свои гитары в розничной продаже, и они попробовали начать продажу через дилеров. Фактически они предлагали похожие на Мартин модели, но со следующими преимуествами: различная ширина грифа и встроенный в гриф контролируемый анкерный стержень.
Первая настоящая слава пришла к Бобу в 1985, когда знаменитый поп-музыкант Принц заказал у Тейлора 12-тиструнную гитару с пурпурным покрытием. Тэйлор создал ему эту гитару, и в знаменитых клипах "Pirple Rain" и "Live Aid" Вы можете увидеть Принца, играющего на ней, но Вы не увидите там логотипа "Taylor". Это было одним из условий заказа - голова гитары не должна была носить на себе лого фирмы-производителя. Несмотря на это, "Пурпурная гитара Принца" дала толчок, и после этого многие именитые музыканты начали заказывать у Боба свои инструменты.
В 1987 компания переезжает из своей мастерской в Лемон Гров, в городок Санти, где начинается производство гитар именных серий Дэн Крэри и Лио Коттке, которые пользуются популярностью и до сих пор. В мастерской уже работает 35 человек, и они производят по 50 гитар в неделю. Летом 1992 компания опять переезжает в новое место, где и находится до сих пор. Это городок Эль Каун, штат Калифорния.
В 1998 году общий доход компании Тэйлор составляет 25 миллионов долларов. На гитарной фабрике уже работает 322 человека. Фабрика имеет площадь в 85 000 квадратных футов и состоит из трех зданий. В 2000 году открывается четвертое здание - по изготовлению чехлов.
Сейчас "Taylor" - большая компания-производитель акустических гитар, которые по праву считаются одними из лучших. Taylor имеет 2 фабрики и 335 штатных сотрудников, дела компании идут более чем успешно. Сегодня, когда многие производители гитар в условиях благоприятного рынка пытаются удешевить производство, из-за чего в итоге страдает конечная продукция и ее покупатели, компания Taylor не идет ни на какие компромиссы в качестве, оставаясь верной своим традициям.
Takamine
История компании TAKAMINE начинается в 1959 году со скромной мастерской музыкальных инструментов у подножия горы TAKAMINE в Гифу, Япония, которая в последствии стала известной как деревообрабатывающая промышленность. С развитием фолк музыки в конце 60-х годов популярность акустических гитар среди японской молодежи быстро росла и в результате успех компании сформировался именно в эти годы.
В 1968 году к TAKAMINE присоединился Mr Mass Hirade, который внес большой вклад в дизайн и качество инструментов. С тех пор ряд классических моделей носит имя «Hirade». В середине 70-х годов Mr. Hirade становится президентом компании TAKAMINE и сразу же формирует отношения с компанией Kaman Music Corporation в США. В 1978 году размер концертных площадок становится больше и профессиональные гитаристы пытаются добиться того, чтобы их гитары на сцене звучали громче. Они пробовали магнитные звукосниматели, крепили микрофоны к гитарам, но качество звука было далеко от приемлемого. TAKAMINE приступает к полномасштабному развитию электроакустических гитар, и в результате изобретают несколько ключевых компонентов один из которых запатентованный звукосниматель ‘Palathetic’. Это уникальное и инновационное устройство объединяет преобразователь и гитарный бридж, которое минимизирует помехи при передачи сигнала между струнами. Первая коммерческая модель электроакустической гитары со звукоснимателем Palathetic была выпущена в 1978 году. В апреле 1979 года TAKAMINE начинает свои первые продажи за границей и сразу же их клиентами становятся Ry Cooda, Брюс Спрингстин и Джексон Браун. Glenn Frey (Eagles) использовал 12-струнную электроакустическую гитару TAKAMINE для записи знаменитой "Hotel California". После этого марка «TAKAMINE» стала знаменитой во всем музыкальном мире.
В 1988 году TAKAMINE выпускает первый отдельный блок преусилителя, который взаимозаменяемый путем объединения предусилителя и батареек в одном корпусе. В это же время TAKAMINE развивает двустороннюю связь с G-GOTOH. В этом же году компания выпускает первый в мире цифровой сигнальный процессор (DSP), который получил одобрение у профессиональных гитаристов по всему миру. 2004 год и снова новинка - предусилитель Cooltube (CTP-1), в который входит вакуумная лампа, работающая от низкого напряжения для придания теплого, естественного звука.
Каждая гитара TAKAMINE состоит из 40 компонентов и проходит через 20 многофункциональных автоматизированных рабочих мест. TAKAMINE использует числовое программное управление и ЭВМ технологии, объединяясь с традициями скрипичного мастерства, гарантирует каждой гитаре наилучший звук.
Используют TAKAMINE гитары такие известные гитаристы как: Bruce Springsteen, Garth Brooks, Jon Bon Jovi, Jerry Cantrell, India Arie, Dave Stewart, Brad Davis.
Guild
Американская компания, основанная в 1952 году Альфредом Дронджем (сам он поляк, его семья перебралась в Америку в 1916 году) и Джорджем Мэнном. Мэнн, бывший член совета директоров Epiphone, не принял поглощения «Эпифона» «Гибсоном» и на пару с Дронджем, который владел крупным музыкальным магазином, они организовали Guild , куда переманили многих специалистов из Epiphone. Guild известны, в первую очередь, благодаря своим акустическим инструментам, а не электрогитарам. С 1995 года компания принадлежит «Фендеру».
Из известных музыкантов, играющих на гитарах «Гуилд», можно назвать Брайана Адамса, Тома Уэйтса, Брюса Спрингстина. Ну и, конечно, именную модель Брайана Мэя из Queen (Red Special) Guild тоже производил.
Strunal (бывшая Cremona)

Чешские музыкальные мастерские под общим названием «Cremona» работали с 1946 года, всего их было более двухсот пятидесяти. Первыми инструментами, которые выпускались под маркой «Кремона», были скрипки (с восемнадцатого века). Акустические гитары добавились уже в двадцатом веке.
В Советском Союзе гитара марки «Кремона» всегда считалась инструментом высокого качества. Она разительно отличалась от инструментов, произведённых, например, на Ленинградском заводе музыкальных инструментов, но была вполне доступна по цене. Да и сейчас, после реорганизации фабрики, когда гитары выпускаются под маркой «Strunal», название «Cremona» ассоциируется с качеством. По мнению некоторых профессионалов, гитары этой фабрики не уступают испанским, но более долговечны, так как климат их родины - Чехии - ближе к российскому климату, чем испанский. Долговечность и прочность даже позволяла устанавливать на классические (!) гитары металлические струны.
После распада СССР фабрика выжила, модельный ряд обновился. К сожалению, пришлось отказаться от известного и узнаваемого названия «Cremona», так как именно так называется одна из провинций в Италии, славящаяся скрипичных дел мастерами. Сейчас фабрика называется «Strunal».
Крепление грифа у гитар этой фабрики производится по так называемой «австрийской» схеме, что придаёт инструменту дополнительную прочность. Из-за конструктивных различий звучание «Strunal» отличается от акустики классических испанских гитар.
Сейчас выпускается более двух десятков моделей классических гитар «Strunal», кроме того, фабрика производит акустические гитары «вестерн» и «джамбо» (около полутора десятков моделей). Среди гитар «Strunal» можно найти шести-, девяти- и двенадцатиструнные модели.
Ежегодно «Strunal» производит более 50 тысяч акустических гитар, 20 тысяч скрипок, 3 тысяч виолончелей и 2 тысяч контрабасов.

Gibson

Gibson — американский производитель музыкальных инструментов. Более всего известен как производитель электрогитар.
Основана в 1902 году Орвиллом Гибсоном и одна из первых начала производить цельнокорпусные гитары, которые в наше время известны просто как «электро-гитары». Принципы изготовления цельнокорпусных гитар и звукоснимателей в компанию принёс музыкант Les Paul (полное имя — Лестер Уильям Полфус), именем которого была впоследствии названа одна из самых популярных серий гитар.
В 60е — 70е годы ХХ века приобрела огромную популярность благодаря расцвету рок-музыки. Гитары Gibson Les Paul и Gibson SG стали основными флагманами этой компании. До сих пор они остаются одними из самых продаваемых электрогитар в мире.
Оригинальные электрогитары Gibson Les Paul Standard выпуска 50х годов сегодня стоят больше сотни тысяч долларов и за ними охотятся коллекционеры.
Некоторые артисты играющие/игравшие на Gibson: Джимми Пейдж, Джими Хендрикс, Ангус Янг, Чет Аткинс, Тони Айомми, Джонни Кэш, Би Би Кинг, Гари Мур, Кирк Хаммет, Slash, Зак Вайлд, Армстронг, Билли Джо, Малакян, Дарон.

Furch

В Чехии располагается ещё одна фабрика музыкальных инструментов - «Furch». Она основана мастером Франтишеком Фюрхом. Эта фабрика, выросшая из небольшой музыкальной мастерской, отличается тем, что никогда не производила «ширпотребные» инструменты низкого качества по низкой цене. Акустические гитары «Furch» известны в России, Европе, сейчас происходит освоение американского рынка. Первыми инструментами, которые производили на фабрике, были гитары с выпуклым днищем, позже стали изготавливаться инструменты типа «дредноут» и «джамбо». Как правило, отделка инструментов не отличается роскошью, но, по желанию заказчика, мастера фабрики украшают гитары инкрустациями.

Fender

Основатель компании «Fender» - Лео Фендер - создал свою музыкальную империю в 1946 году в США, штат Калифорния. В 2007 году компания «Fender» приобрела музыкальную корпорацию «Kaman». Среди продукции, выпускаемой фирмой - акустические и электрические гитары, музыкальное оборудование.

Landola

В 1942 году на западе Финляндии появилась фабрика музыкальных инструментов «Landola». С пятидесятых годов гитары вывозились на экспорт в Европу и Северную Америку. Эта фирма производит только дорогие качественные инструменты, применяя результаты исследований в акустике, а также используя технологию искусственного состаривания дерева. В результате такой обработки даже новая гитара звучит как «выдержанная», «обыгранная». Обладание гитарой «Landola» для музыкантов носит не только профессиональный, но и имиджевый, статусный характер.

Ibanez

Гитары «Ibanez» производятся в США, тем не менее, владельцем торговой марки является японская компания «Hoshino Gakki». Само название «Ibanez» появилось в Испании (гитары «Salvador Ibanez»), в Японии производство под этой маркой началось в 1957 году. Как и «Gibson», больше известны электрические, а не акустические гитары «Ibanez».

HOHNER

Немецкая фирма HOHNER действительно существует с 1857 года. Однако всю свою историю она была известна как производитель духовых язычковых инструментов - особенно губных гармошек. Кто и зачем придумал делать под ее брендом гитары, точно неизвестно, но этот человек заработал уже кучу денег...

Мало того, в конце 90-х гитара Hohner HC-06 серьезно "переформатировала" музыкальный рынок в России, покончив с поставками низкокачественных безымянных гитар из Китая. Ввозить их стало просто бессмыслено: HC-06 стоил столько же, а по акустике подпирал снизу даже чешский Strunal. После появления модели HC-06 русские мастера специально препарировали эту гитару, чтобы понять - почему она так хорошо играет. Никаких секретов не нашли, просто точно подобранные (дешевые) материалы и правильно собранный корпус...

Почти все гитары под маркой Hohner делают в Китае. Технологии и контроль качества поставлены отлично. Бракованный Hohner встретить почти невозможно.

Однако следует понимать, что чудес не бывает. И сделать дешевую гитару можно только из очень эфемерных материалов. Поэтому ожидать от HC-06 долгожительства не приходится. Это УЧЕБНАЯ гитара, которая верой и правдой будет служить 1-2 года (если не губить ее металлическими струнами, разумеется). А дальше, если ученик не бросит занятий, ему по-любому нужен будет инструмент классом выше. Иногда НС-06 живут и дольше, но вообще-то не обязаны...

Кроме совсем дешевых классических моделей, под брендом Hohner известно много разных гитар, большинство из которых так же произведены в Китае.

ADAMS

Эти гитары сделаны в Китае по лицензии канадской фирмы ADAMS. И сделаны очень пристойно - как по конструкции, так и по материалам. Соотношение цена/качество у этих гитар хорошее.

Среди ADAMS есть как совсем дешевые инструменты для начинающих, так и гитары, способные успешно пободаться с Hohner и Martinez.

WANDERER

Гитары Wanderer делает в городе Ижевске небольшая мастерская. Исторически она возникла при Ижевской гитарной фабрике и делала "улучшенные" версии фабричных гитар, мы их видели. Но уже несколько лет, как мастерская от завода отпочковалась и работает совершенно самостоятельно.

Производство весьма самобытное, хотя и не столь экзотическое, как мастерская Шарова в Улан-Удэ. Материалы используются самые доступные - в основном береза и березовый шпон. Но колки на большинстве гитар не российские, а недорогие импортные. Деки из массива тоже бывают, хотя основная масса гитар - с ламинированной декой. Гитары очень качественно покрашены. Для своей цены внешний вид Wanderer - на твердую пятерку, круче любых китайцев. Все модели гитар - только под металлические струны. Конструктивно сделано кондово, но весьма прочно. Главное - эти гитары совсем не похожи на продукцию российских фабрик, совсем другой класс работы. У людей руки заточены нормально, пусть и материалы дешевые...

Главная изюминка этих гитар - широкий гриф на всех моделях. Грифы невыпуклые, плоские, ширина примерно 50мм у порожка. Материал - береза, ручка грифа склеена из нескольких деталей, накладка тоже березовая, тонирована. Грифы вклейные, с анкером.

Основное назначение этих гитар - расходное и походное. Рекомендуется КСП-шникам со стажем. Очень подходящие гитары для "таскания", поскольку прочны, громкие и обликом живописны. Цена их выше обычных фабричек, но сопоставима с дешевыми китайцами. А по живучести и звучанию Wanderer однозначно лучше.

Corsa

Это примерно то же, что и ADAMS, но подешевле и сделано на соседней фабрике. Типичные бюджетные китайские гитары учебного назначения.

Особенно забавна модель FG-180. Это самая дешевая из известных гитар с корпусом Ovation. Из экономии даже гриф сделали без накладки. EQ 2-полосный пассивный. Но для своей цены это очень прилично сделано.

AMATI

Несмотря на странное название, отсылающее к анекдотам про барабаны от Страдивари, AMATI - весьма приличные недорогие гитары китайского происхождения. Дешевые модели ничем не хуже Adams или младших Martinez. Модели подороже имеют хорошую отделку. Есть нечастая среди гитар такого класса модель с корпусом джамбо. По-своему уникален ovation, его крокодиловую окраску не заметить невозможно...

ORPHEUS

Болгарские гитары «Орфей» были известны в СССР наряду с чешскими «Кремонами», но признавались более плохими по качеству звучания.

MASTER

Это, конечно, очень странные гитары. Настолько странные, что нет смысла напрямую сравнивать их другими равноценными гитарами.

Эти гитары делает мастерская Сергея Шарова в г.Улан-Удэ. И это очень буддийские гитары - как по форме, так и по содержанию...

Поначалу мы эти гитары восприняли не очень хорошо. По качеству отделки они уступают не только чешским гитарам, но даже украинским. Все время не покидает ощущение, что отделкой там занимались, положив гитару на коленку...

А потом как-то прислушались и полюбили. Это, конечно, несколько ностальгический эффект, понятный тем, кто помнит ту самую мифическую "ленинградскую гитару". Поскольку гитары Шарова больше всего напоминают ХОРОШУЮ советскую гитару 30-летней давности. Не ту, что за 7-15 рублей в сельпо продавалась, а которую по дикому блату раздобыли в Питере и потом на морозе заворачивали в собственный свитер...

Несмотря на "квазиклассический" облик (характерный как раз для старых российских гитар), это гитары под металлические струны. При этом гриф у них несколько Уже, чем у нормальной "классики", но заметно шире, чем у "вестернов". Очень удобный гриф. Корпус небольшой, почти всегда с вырезом под руку. Мензура обычная - 650мм.

Гитары сделаны из тех материалов, которые можно изыскать в г.Улан-Удэ. Гриф березовый, накладка тоже из березы, но со стороны ладов фанерована красным шпоном. Все грифы с анкером. Береза хорошей выдержки. Головка грифа так же фанерована красным шпоном, форма у нее очень приятная и необычная, буддийская наверное... Корпус из березовой фанеры и красного шпона. Есть гитары с кедровой декой и белым кантом. Конструкция пружин очень надежная. Контробечайки из пропиленной рейки, что благотворно сказывается на акустике. Подставка не просто приклеена, но еще и прикручена на три шурупа. Поэтому оторвать ее трудно. Розетка настоящая наборная, врезная (такое присуще обычно дорогим мастеровым гитарам). На многих гитарах цветные вставки на грифе.

Короче, это именно такие гитары, какие может делать серийно гитарный мастер в провинции. Отсюда мелкие сучки и задоринки и прочие щепины. Но - подчеркну - в пределах разумного. Никаких явных ляпов и трещин там не обнаружено. А удобство игры и ровность звучания присутствуют несомненно. К этим гитарам следует относиться не как к фабричным китайским близнецам. Это такой - душевный инструмент, домашний какой-то. Хотя и попроще, чем Lorance.

Шаров делает гитары разных конструкций. Все модели под металлические струны. Есть 12-струнки и даже 9-струнки (у них спарены только тонкие струны). Из 6-струнок наибольший интерес представляет небольшая гитара с вырезом под руку. Подойдет она искателям металлических струн на широком грифе. Бардам разного полета, опять же - на слет ездить (поскольку гитара легкая, прочная и небольшая). Лет 10 назад я бы ее просто всегда с собой носил...

Для чего эта модель НЕ подходит: под синтетические струны (хотя у Шарова есть модели под синтетику), для сугубо рокерских дел (для чего дредноут удобнее).

Еще раз подчеркну, что Master - гитары очень необычные и нестандартные. Если Вы ищете стандартную классику или вестерн, Вы предпочтете им сходные по цене импортные гитары. Но если обычные гитары Вас чем-то не устраивают, обязательно посмотрите Master, возможно как раз такую гитару Вы и хотите...

Martinez

Это конечно, не совсем MARTIN. Это все-таки попроще и на запад от Америки. Martinez делают в Китае под заказ наших российских партнеров. Их производят на той же самой фабрике, что и дешевые модели Ibanez и Fender, причем по тем же лекалам и технологиям. К примеру, W-801 - точный аналог Fender DG-3, отличия только в нюансах дизайна и наклейке. Martinez стоит дешевле, поскольку покупатель не платит "премию" за раскрученный бренд. Ну и все...

Марка существует уже почти 10 лет, статистика набралась обширная. Производитель поддерживает очень стабильное качество, рекламаций мало.

Основная масса моделей Martinez - дредноуты, отличные материалами и отделкой. Самые бюджетные модели - W-701, 702, 801 - типичные китайские гитары для начального обучения. Модели постарше радуют качеством и отделкой, особенно W-805. И все это неплохо живет в нашем климате, что немаловажно.

Классических моделей у Martinez немного. Среди них бросается в глаза С-502, покрашенная в радикально-черный цвет. Что для классики редкость.

Недавно появились новые модели "юниор": W-11, W-91C. Они дешевле старых моделей, но ведут себя очень неплохо.

В целом Martinez- один из наиболее востребованных и актуальных брендов любительского класса. На российском рынке он присутствует давно и зарекомендовал себя весьма достойным образом.

Colombo

В свое время эти гитары попадали в Москву под маркой Skylark. Но потом китайцы не поделили любимое ими слово (под этой маркой в Китае делается много гитар на разных фабриках). Поэтому теперь марка называется Colombo, хотя это абсолютно те же гитары, даже номера моделей не изменились

Colombo - это что-то вроде бюджетной линейки от Martinez. Все гитары очень дешевые и сделаны КРАЙНЕ экономно. В целом живут они в России нормально. Но следует понимать, что за такую цену сделать хороший музыкальный инструмент никак не возможно. Поэтому назначение их - расходное: для начального обучения, в поход взять и т.п.

Радует изобилие компактных фолк-гитар, которые нечасто встречаются среди бюджетных инструментов. Однако рекомендуем не испытывать их на прочность жесткими струнами и отчаянным "чесом". При правильном обращении они честно играют на свои деньги.

Rigeira

Несмотря на колумбийско-уругвайское название, типичные китайские гитары по всем параметрам. Немного повыше классом, чем Colombo, но попроще и подешевле Martinez. Начальные модели совсем экономны, но модели подороже вполне продвинуты, материалы хорошие и отделка радует. Но рекомендуем учитывать, что несмотря на палисандр, это отнюдь не Strunal...

В тот же список мы поместили парочку моделей Lucia. По способу изготовления и классу это почти идентично Rigeira.

Интересно, что на всех моделях волокна дерева клеца поставлены горизонтально, может китайцы нечаянно сделали правильно, а может - правда научились...

Традиционно для гитар такого класса плохие струны, поменяйте их обязательно.

Phil Pro

Уже много лет присутствует на российском рынке. Когда-то это была типичная корейская фирма. Позднее производство перенесли в Китай. Но в целом Phil позиционировался повыше классом, чем обычные китайские бренды.

В последние годы ассортимент этих гитар непрерывно изменяется. Что происходит под ковром и как живет Phil сейчас - неизвестно. Но гитары с этим названием в магазинах появляются иногда.

Наибольший интерес представляют модели с темброблоком и ovation. Есть даже бюджетная добра. Их и представляем.

Greg Bennett

Как известно, уже давно все гитары, кроме бобровских, делаются на корейском Samickе. Широко раскинулись его владения, далеко протянулись руки. И в Корее у него заводы, и в Индонезии, и в Китае. И даже Gibson, если его поскрести хорошенько, обнаружит клеймо made by Samick...

Американский дизайнер Greg Bennett поработал на корейский Samick. А умелые руки индонезийских рабочих это дело материализовали. В результате получилась очень красивая серия гитар имени старины Gregа. Это именно КРАСИВЫЕ гитары, в смысле отделки и разных мелких деталей. Хотя некоторые модели вполне бюджетны. Их и представляем.

Гитары самого Samickа в России известны давно. Они даже несколько намозолили глаза своими красно-бурыми деками. GB выгодно отличается от старого Samick именно дизайном. Такую гитару можно подарить любимому начальнику и на стену повесить для украшения интерьера... Играть на них тоже можно, хорошие гитары, хотя и негромкие.

Madeira

Корейско-китайский бренд неожиданно очень приличного качества и с красивой отделкой. Радует изобилие моделей фолк, еще и с катавеем. Гитары очень аккуратно отделаны и лакированы. Для своей цены все очень неплохо. Рекомендуем. Особенно компактный Travel.

PEAL

PEAL - корейская фирма. Производство размещено в Китае. Это типичная схема для многих азиатских брендов. И не только азиатских.

Но результат получился далеко не типичный. Гитары PEAL недешевы. И по классу своему намного выше массовых брендов, таких как Martinez или Adams. А главное - большинство моделей весьма специфично, такое мало кто делает.

PEAL - это что-то вроде корейской Landola. Некоторые модели схожи до боли - и наружне, и конструктивно, и по акустике. Реинкарнация вероятно...

В момент, когда мы только распаковали первые коробки из Кореи, к нам забрел мастер Сергей Рождественский. PEAL он некоторое время разглядывал, а потом сказал: "Дожили. Китайцы научились делать гитары". Фактически, не считая традиционных американских клецев, прочие детали сделаны правильно. На некоторых моделях даже есть перехлест накладки на головку грифа - такое кроме Taylor мало кто догадывается делать. Показатель, однако...

В общем, гитары эти интересные. Если цена посильна и есть желание найти необычный инструмент "с характером" - посмотрите обязательно. Портят их только неважные струны. И не слишком эстетичные дешевые темброблоки. В дальнейшем, надеемся привозить эти гитары без датчиков..

Hora

HORA - небольшая музыкальная фабрика в городе Reghin на западе Румынии. С 1951 года она делает смычковые и щипковые (в том числе гитары), а так же всякие народные и исторические инструменты, вроде псалтиря, кобзы и балалайки. Географически Румыния расположена между Чехией и Болгарией. Поэтому румынские гитары напоминают и о чешской и о болгарской Кремонах, а по качеству занимают как раз срединное положение.

Как известно, восточные европейцы (включая украинцев) спят и видят себя настоящими западными европейцами. Поэтому с удовольствием исчисляют свои цены в Евро, даже если пользуют местные валюты. Отчего и получаются известные результаты с ценами в магазинах, чем дальше тем веселее...

В целом гитары HORA дешевле и проще, чем Strunal. Есть там и дорогие модели, но уровень фабрики явно не испанский, смысла в таких моделях вовсе нет. Ибо румыны до сих пор даже не научились делать напряженные деки - какие Strunal делает уже лет 30. И даже китайцы умеют... Поэтому возить их гитары в нынешних условиях неинтересно.

Однако кроме привычных классических и вестерн гитар, HORA делает забавнейшие лютнеподобные Travel Guitar, аналоги которых встречаются только у Martin (и стоят, соответственно, совершенно другие деньги).

Народные (балканские и не только) инструменты - главное, чем интересна HORA. Делают там, к примеру, американские дульцимеры, греческие бузуки, итальянские мандолины... Даже русские балалайки делают. Цены инструментов померные, а качество - достаточное для ознакомления с принципами игры. Именно это и требуется, когда у музыканта возник интерес к необычному инструменту. Выписывать из Штатов "для знакомства" дульцимер за 1200$ несколько странно. Купить румынский за 150$ и годик поэкспериментировать куда логичнее.

Поскольку Румыния - страна кленовых и буковых лесов, эти породы использованы при изготовлении многих моделей. Причем кленовые грифы выполнены без склеек, из цельного куска (только пятка отдельная). Деки на большинстве инструментов из массива ели. Склеено и покрашено все вполне добросовестно. Колки только дешевые. И струны так же не радуют, меняйте их сразу.

Baton Rouge

Baton Rouge - типичный продукт глобализации. К созданию бренда приложили руку американские дизайнеры, явно имея источником вдохновения Taylor и Godin. Заодно увековечив в названии столицу штата Луизиана.

Офис находится в Германии, в городе Тюбинген. А производство естественно - намного восточнее.

По всем техническим параметрам BR - типичные "полупрофессиональные" гитары, произведенные под заказ в Китае. Примерно как Walden или Seagull (что, Seagull в Канаде делают?... ну хорошо, допустим в Канаде...). Несмотря на соседство с чешским Strunal, BR совсем на него не похож, не та порода. Скорее это родственник Martinez W-1216. Но родственник явно старший.

Особенно интересна серия STRANGE, чьи модели называются не номерами, а именами собственными, вроде Freebird или Lily. На общем заунывном фоне китайской бюджетной продукции эти гитары выглядят инопланетно. И кстати неплохо играют...

Помимо дизайна и акустики, серия STRANGE показала хорошую живучесть в наших условиях. Гитары эти недешевы, но это редкий случай, когда оно того стоит..

GMD

GMD - небольшая фабрика (или большая мастерская) в С-Петербурге, на Васильевском острове. Работает там всего несколько человек. Фактически это новый проект, запущенный в 2011г.

Главная идея проекта - сделать хороший учебный инструмент. Не бесплатный, как старые фабрички, но с померной ценой. Так, чтобы русские гитары конкурировали с чешскими и испанскими не ценой, а звучанием и живучестью. Консультант проекта - гитарный мастер и реставратор Сергей Рождественский, известный конек которого - переделка испанских гитар под русский климат.

Основная модель проекта - С50. Это прямой и очень опасный конкурент чешского Strunal. Конструкция корпуса аналогичная чешской кремоне (австрийский клец). Материал корпуса - массив березы. Эта береза не имеет прямого отношения к березовой фанере, это красивое дерево, напоминающее искристый клен. Его редко используют на гитарах, поскольку береза капризна при сушке (да и непривычно это дерево для азиатских фабрик). Дека - массив канадской ели. Гриф кленовый, накладка и подставка из палисандра. Схема пружин близка к немецкой Hanika. Все корпуса закрываются только зимой, при влажности 10-15%. Акустика гитары - лучшая в своем классе, Strunal на их фоне выглядит бледно, а дешевые испанцы - некультурно. Массивный корпус на классической гитаре слышно сразу.

Модели Student и Master - полноценные конкуренты испанских брендов. С испанским клецем и схемой по мотивам Daniel Friederich. Корпуса из массива клена и палисандра. Акустика соответствует цене и классу.

Есть у GMD и модели попроще, начального уровня. Есть 7-струнки нескольких типов.

Lorance

Мастеровые мелкосерийные гитары, изготовленные в мастерской Михаила Стрельцова в Волгограде. Уже 15 лет Стрельцов делает в России инструменты, сопоставимые по достоинствам с такими брендами, как Ovation и Yamaha.

Это не строго мастеровые гитары, которые мастер делает 3 штуки в год (чем и живет). Стрельцов выпускает в год несколько десятков, а то и полсотни инструментов, используя унификацию отдельных деталей. Похожий принцип работы у небольших европейских мастерских, таких как Hanika. Возможно, это единственный способ получить приемлимую цену и сохранить качество, недостижимое при массовом фабричном производстве. Это качество проявляется во всем - в тщательности обработки даже скрытых деталей, точности сопряжения частей, прекрасной акустике - которая выверяется отдельно для каждого инструмента. Штучность Lorance особенно очевидна в окраске гитар - на сотню не найдется двух одинаковых. И это не оттого, что рука мастера дрогнула - просто Стрельцову неинтересно делать одинаковые гитары и клонировать однажды найденные решения. Такой уж он человек.

При всей самобытности, Lorance, конечно, близкий родственник американского Ovation. Племянник, можно сказать. Поэтому черты Ovation проступают на многих Стрельцовских гитарах, а иногда он намеренно копирует (и пародирует) знаменитые американские Balladeer и Legend.

В начале 90-х цены на настоящий Ovation были абсолютно запредельны для российского музыканта. Стрельцов в ту пору делал электрогитары, но однажды согласился поработать с акустикой. Его брат, уехавший в Штаты, прислал ему каталог. Так началось производство Lorance - Стрельцов стал делать на заказ копии дорогих американских гитар. Поскольку заказчиками были большей частью профессиональные музыканты, класс работы с самого начала был задан очень высокий. Экономить можно было на отделке, но никак не на акустике инструментов. А потом его, что называется, затянуло...

Не следует воспринимать Lorance лишь как российскую "подделку" под Ovation. Иначе придется дорогие классические модели Yamaha держать за подделку под испанские гитары. А американские Martin - за подделку под немецкие гитары. Мир давно перемешался. И главный критерий ныне - ЧТО именно делает мастер, а не какого он роду-племени и где живет. И второе - вопрос цены. Ибо карманы музыкантов чаще дырявы, чем полны. Можно сделать гитару и за миллион, только кто ее сможет купить?..

SANCHEZ

Гитары из мастерской Antonio Sanchez - это не совсем фабричные инструменты, такие как Strunal или Alhambra.

Это небольшое производство, где еще возможен личный контроль мастера над процессом. Но инструменты проходят технологический цикл не по одиночке (как в случае с собственно МАСТЕРОВОЙ гитарой), а небольшой партией. Это позволяет существенно снизить себестоимость, сохраняя высокое качество. Большинство известных испанских марок изготовляются именно таким способом. 100% мастеровые (сделанные лично мастером, в т.ч. лично Antonio Sanchez) испанцы стоят существенно дороже.

Antonio Sanchez следует старинной испанской традиции. Конструктивно это гитары с "испанским" клецем ("сапогом"), типичной схемой пружин, напоминающих о Торресе. Все гитары с декой из массива кедра или ели. Цена весьма очевидно привязана к достоинствам и цене материалов. На дорогих моделях так же усилен корпус, сделаны поперечные стяжки между контробечайками.

Почти все модели Sanchez имеют корпус из красного дерева, палисандр появляется только на самых топовых моделях, причем почти сразу в виде массива. Вероятно, Sanchez поступает так намерено, чтобы снизить цену, поскольку фанерованный палисандровый корпус мало отличается по акустике от красного, но заметно дороже. Возможно, есть какие-то другие причины. Логика испанских гитарных мастеров не всегда понятна даже русским мастерам...

Деки гитар Sanchez всегда из массива. Но есть выбор между елью и кедром. Только фламенко всегда с елью. По нашим наблюдениям, топовые модели Sanchez с еловой декой живут лучше, чем с кедром. Оттого дорогие Sanchez в магазине в основном с елью.

Испанские гитары (любых брендов) в России живут трудно. Отчасти это следствие общей расслабленности испанцев и их лени, отчасти вытекает из объективного различия в наших климатах. В Испании теплая зима, и влажность никогда не падает до критических отметок в 15-20%. А в России такая влажность в домах по полгода..

Гитары Sanchez давно известны в России. Среди испанцев это весьма живучая марка, лучше многих. Обязательно храните гитару в кофре, используйте увлажнитель в зимнее время! И периодически показывайте гитару мастеру - качественный испанский инструмент нуждается в ТО не меньше, чем хороший автомобиль.

Almansa

Гитары Almansa делают в Испании, в одноименном городе. По всем признакам это типичные гитары испанского происхождения, с характерной акустикой. Гитары фабричные, технологии соблюдаются. Модельный ряд обширный, от инструментов учебного назначения, до мастеровых гитар профессионального класса. Делают на фабрике так же лютни и другие исторические инструменты. Все гитары только с декой из массива кедра или ели. Розетки на всех гитарах врезные, конструкция клеца - "испанский сапог".

Как и прочие испанские массовые гитары, Almansa чувствительна к перепадам температуры и влажности. Обращаться с такими гитарами следует аккуратно, хранить в кофре и следить за влажностью. Но зато вы получите звонкий и яркий испанский инструмент.

Rodriguez

Guitarras Manuel Rodriguez and Sons - небольшая семейная фабрика, расположенная неподалеку от Толедо. Делает традиционные гитары, включая фламенко. Известно, что несколько совсем дешевых моделей для них производят в Китае, но модели начиная с С1 - уже испанские. Гитары звучные, крупные, даже брутальные - особенной мощью вышли грифы... В Россию их возили с 90-х годов, но несколько лет назад что-то не заладилось у импортера и они пропали. Теперь вот снова появились.

Alcora

Alcora - еще одна торговая марка от Paco Castillo. Отличается наклейка внутри корпуса, в остальном гитары идентичны. Даже модели пронумерованы точно так же.

Основали компанию два человека с характерными испанскими именами: Лукас Джулия и Хуан Хулиа. Оба в недавнем прошлом имели прямое отношение к фабрике Alhambra. Почему они рассорились с Alhambra, не вполне ясно. Но генетическое родство Alcora (и Paco Castillo) с Alhamba и Almansa совершенно очевидно и наглядно. Гитары очень легкие и звучные, исполненные с характерным фирменным испанским разгильдяйством. Так делать гитары могут только жизнелюбивые дети страны вечного лета, не слыхавшие про морозы -30 даже из страшных няниных сказок. Впрочем, все испанские бренды такие...
Несмотря на это самое разгильдяйство, Alcora показали отличную живучесть в наших условиях, пережив зиму 2010-11 без существенных потерь. Для испанского бренда это важное и редкое свойство. Хотя конечно злоупотреблять им не стоит и соблюдать правила хранения зимой надо неукоснительно.

Amistar

Если гитарный мастер живет в Чехии, его непременно зовут Франтишек. Один такой Франта делает гитары Furch. А другой делает резонаторные гитары Amistar. Оба справляются на отлично. И гитары их известны наравне с Dobro и Taylor.
Amistar - типичный "небольшой" профессиональный бренд. Производство фактически штучное, под заказ. Рынок резонаторных гитар очень небольшой и все имена на слуху.
Цена этих специфических инструментов соответствует их месту на рынке и размерам славы вообще. Поскольку у нас в магазине всегда есть несколько дешевых китайских добро, почувствовать разницу можно самолично.

Baden

Эти гитары - плод эстетических упражнений известного в гитарном мире человека. TJ Baden - пароход и человек в одном лице. Гитарный Чубайс. Когда-то он извлек из пучины погибающий Taylor и дал ему новую жизнь. А недавно решил создать свой маленький РАО ЕЭС. И сделал новый бренд своего имени - Baden.
Если заглянуть внутрь корпуса гитары, конечно очевидно, что создатель этих гитар прежде рулил на Taylor. Но Baden лаконичнее и более стилен. Это гитарный Макинтош. Дизайн сайта абсолютно совпадает с духом этих инструментов. Дорого, точно и слегка пижонски. Но без всякого пафоса. Так и надо жить - шлепать по шпалам в тапочках на босу ногу, наигрывая блюз. А иначе может и жить нет смысла...
Есть всего два корпуса: дредноут и некрупная джамбо с ассиметричным корпусом. Все гитары только из массива. Все с темброблоками Fishman скрытой установки. Конструктивно гитары сделаны руками. И создатели их отлично понимали - что именно руками надо делать. Редкий случай для серийных инструментов.
Отдельный вопрос - где делают Baden. Неизвестно. Сам TJ от прямого ответа уклоняется, говорит о большой команде специалистов из разных стран. Офис конечно в Калифорнии (а ГДЕ еще он мог быть?). А где кстати делают Макинтоши?..
"Беспафосность" касается и акустики этих гитар. Они звучат ровно, глубоко и породисто. Но без истерики и без сюрпризов. Это качественный профессиональный инструмент для тех, кого не обманешь. И кому гитара требуется для работы. Ну или хотя бы для шлепания по шпалам в тапочках на босу ногу...

Hanika

Семья Hanika делает акустические гитары с 1947г. Сейчас трудится уже второе поколение. Производство небольшое, фактически артель.
Это 100% немецкие гитары, сделанные по немецкой традиции и немецкими руками. Если бы в Германии рос палисандр, то материалы тоже были бы 100% немецкими...

Поэтому эти гитары абсолютно неинтересны для русских мастеров - им там нечего ремонтировать и усиливать. Там все настолько кондово и продумано, что сломать это можно только разбив о стену.

Играют эти гитары так же сугубо с немецким акцентом, никакой испанщины нет и в заводе. Кто помнит старые Musima и Resonata - вот примерно так и играют, только на класс повыше, ибо корпуса массивные и лак очень тонким слоем.

В общем, это качественные классические гитары с характерной гулкой акустикой. И сделанные абсолютно без пафоса и нехалтурно. Практически антипод испанцев...

Как продавцы, мы такие инструменты очень любим, и гарантию на них можем давать хоть на 5 лет...

Lakewood

Гитары профессионального класса. Производятся в Германии c 1986 года.

Мартин Зилигер

Магия Звука - что это? Это когда Вы играете мелодию и, кажется что она живая и играет сама. Это когда Вы берете в руки гитару, и как только начинаете играть, к Вам приходит вдохновение и новые идеи с каждым новым звуком. Это когда Ваша гитара становится для Вас музой. Это тот неуловимый элемент, который представляет собой разницу между фабричным производством гитар и мастеровым инструментом, что несет в себе частичку души мастера, и, в конечном счете, своего владельца.

Я основал Lakewood Guitars еще 1986 году и с единственной целью - создавать очень специальные музыкальные инструменты, которые станут богатством для их будущих владельцев. Моя любовь к гитарам началась когда я еще был подростком. Больше всего мне запомнились времена когда мы играли на гитарах вместе с моими друзьями. Когда мне было 18 лет, человек по имени Манфред Плец предложил мне обучаться мастерству создания гитар у него в мастерской. Большинство инструментов, которые мы делали в то время были классические гитары, так что не удивительно, что моей первой гитарной любовью была «классика». Также мы делали гитары с металлическими струнами, все виды мандолин и акустические бас-гитары. Это был важный период для меня, и в результате я много узнал о семействе струнных инструментов. Помощником я проработал три года. Я буду вечно благодарен Манфреду за уроки, которые он мне дал.

После, я работал гитарным мастером по ремонту струнных инструментов при местных магазинах в нашем районе. Я быстро понял, что ремонт и реставрация гитар, более сложный процесс, чем создание нового инструмента. В этот период тысячи гитар прошло через мои руки. Я слышал много разных звуков и изучал много различных технологий гитаростроительства. Я общался с владельцами разных гитар, узнавал, что им нравится, а что не нравится. Это был бесконечный опыт совершенствования, который помог мне сформировать определенную философию создания гитар.

Dieter Hopf

Dieter Hopf - известный немецкий гитарный мастер. Его семья делает гитары и другие музыкальные инструменты с 1655 года. Так что опыт некоторый образовался...

Хотя немецкие инструменты обычно ассоциируются с чем-то консервативным и традиционным, некоторые гитары этого мастера абсолютно нетрадиционны. Особенно удивительна Artista Membrane . Ее необычность снаружи выдает только странная врезка в акустической линзе на деке. Но изнутри это не гитара, а тонко просчитанный механизм, исполненный с виртуозной точностью. Под декой находится еще одна дека, соединенная с первой мелкими пружинами. Детали исполнены из дерева и карбона. Фактически, это своего рода деревянная добра с карбоновыми струнами.

Акустика этой гитары отличается от обычной качественной испанской гитары за 700$ настолько же, насколько обычная испанка отличается от фанерного китайского муляжа. Гитарист, взявший ее в руки впервые, испытывает шок. И судорожно заглядывает внутрь корпуса, ожидая найти там усилитель с гитарным процессором. Но там ничего нет, кроме необычной утолщенной деки...

Каждая такая гитара изготавливается по специальному заказу. Несмотря на некоторую унификацию деталей и серийность этих гитар, это мастеровые гитары - каждый инструмент делает один мастер, он же занимается точной отстройкой акустики гитары.

Несложно догадаться, что цена этих гитар столь же заоблачна, как и их акустика. Однако в данном случае оплачивается не просто имя мастера или бренд. Поэтому рекомендуем смотреть эту гитару ОЧЕНЬ осторожно - заболеть легче-легкого. После такой гитары брать в руки обычного испанца нет никакого желания...

Помимо специфической деки, конструкция прочих частей гитары напоминает испанскую, включая способ крепления грифа. Работа очень основательная, со всеми нужными усилениями и переклейками. Гриф из махагони, корпус из массива палисандра (2 половинки, судя по рисунку). Накладка и подставка из эбони.

Epiphone
Основана в 1873 (!) году Epi Stathopoulo. Какое-то время гитары Epiphone были достаточно популярны, чтобы конкурировать с Gibson и Fender. Однако, в середине 20-го века был резкий спад спроса на продукцию Epiphone, и в 1957 была куплена компанией Gibson. Сейчас Epiphone славится бюджетными копиями гитар Gibson, однако, на старших моделях играли/играют многие профессионалы, к примеру, легендарные The Beatles записали Yesterday именно на гитарах этой марки.
Washburn - Основана в 1883 году. Один из самых известных гитаристов-эндорсеров Washburn - Dimebag Darrell, специально для которого была разработана именная гитара. (см фото). В России компания популярна своей бюджетной моделью Washburn x50pro.
Godin
Гитары фирмы Godin выпускаются всего двадцать с небольшим лет, но мир уже знает о них. Не каждый в таком молодом возрасте может заслужить мировое признание. А Godin смог. Начало всему положил один парень по имени Роберт Годин в канадской деревне Ла Патри близ провинции Квебек. Недаром гитары носят имя Godin: Роберт не только до сих пор является владельцем компании, но и занимается разработкой дизайна подавляющего большинства гитар.
Компания имеет сеть заводов и офисов в нескольких странах. Главный офис этой канадской компании расположен в Монреале, а гитары производятся в пяти разных местах: в четырёх точках Квебека и на одном заводе Нью-Гампшира (New Hampshire). Ещё шесть заводов этой компании разбросаны в радиусе тысячи километров. Вы спросите, почему бы не выпускать гитары на одном огромном заводе? Отвечаем: несмотря на некоторые очевидные неудобства такой рассредоточенности производителей, именно это позволяет изготавливать инструменты более тщательно, придавая каждому индивидуальность. Качество гитар говорит само за себя. Сборка Godin`ов происходит на фабриках этой компании в Берлине (Германия) и Нью-гампшире. Грифы и корпусы гитар производятся в единственном месте - в деревушке Ла Патри провинции Квебек. Акустические гитары под известным названием Seagull тоже относятся к отпрыскам Godin`а. С момента снования компания Godin разделилась на производство акустических гитар и электрогитар. Производство электрогитар началось с изготовления деталей (грифов и корпусов) для других гитарных фирм. Вы бы знали, сколько разных моделей гитар вышло из стен перечисленных нами заводов!
Сам владелец компании не возьмётся перечислить все существующие сегодня модели Godin. С годами экспериментальным путём были разработаны совершенные, выверенные грифы и корпусы для гитар разных фирм, в том числе и для многих крупных компаний Соединённых Штатов. И, главное, огромный опыт и любовь были вложены во всё многообразие этих инструментов. Каждый Godin`овский инструмент проходит тщательный контроль, от эскизов дизайна до звучания. В отличие от оркестровых инструментов, которые безупречно соответствуют установленным стандартам и имеют одинаковый вид, в дизайне гитары допускаются вариации. Исследование новых возможностей инструмента, связанных с изменением его параметров, и разработка более и более совершенного дизайна - неотъемлемая часть работы компании. В августе 2000 года компания выпустила в свет Godin Glissentar - нечто настолько отличающееся от гитары, необычное, что это скорее не гитара, а совершенно другой инструмент.

Японская фирма, производящая практически все на свете. С 1966 года производят и гитары тоже. Особенных новаторств в этих инструментах нет, но качество исполнения и фундаментальный японский подход к созданию продукта делают свое дело.
Пусть и не постоянно, но гитару с логотипом «Ямахи» можно увидеть в руках и у Сэмми Хагара (который раньше пел в Van Halen), и у Ричи Самборы из Bon Jovi, и у Троя Ван Льюена из Queens Of The Stone Age, и у многих других.

Существуют еще такие марки:

MATON COLLINGS GOODALL LOUDEN
ALINA CRUZER BY CRAFTER (CRUISER) FREEWAY PEAVEY
AUGUSTO ALMIRES M/RODRIGUEZ BOURGEOIS
BRAHNER AUGUSTO FRANCISCO ESTEVE CRAFTER
CIGANO CUENCA SINGER TERRIS
CLEVAN CAMPS PALMER VESTON

Современный музыкальный рынок пестрит многообразием продукции - на любой вкус, цвет и кошелек. Несложно себе представить в какую панику, должно быть, впадает новичок, который впервые заходит в музыкальный магазин с желанием выбрать себе инструмент. На что тут обращать внимание? Какой бренд надежнее? Почему эти две гитары с виду одинаковые, а цена у них с пятизначной разницей?

Чтобы немного помочь тебе определиться с выбором и, может, даже ответить на некоторые ваши вопросы, мы предлагаем наш топ 10 лучших современных брендов акустических гитар. Создавая его, мы руководствовались не столько популярностью и известностью того или иного производителя, сколько качеством его инструментов, широтой ассортимента и соотношением цены и качества гитар. Итак, поехали!

10. Veston

И открывает наш топ продукция компании Veston! Гитары этого бренда производятся в Китае и отличаются двумя важными качествами: удивительной доступностью и широчайшим модельным рядом. Вряд ли кто-нибудь запишет платиновый альбом с гитарой Veston, но они отлично подходят для учебы и представляют собой инструменты, которые не жалко и которые легко поддаются замене.

9. Martinez

А вот и другой китайский производитель, предлагающий массу продукции по чрезвычайно гуманным ценам. Действительно, гитару производства Martinez можно купить не задумываясь по дороге с учебы, а среди представленных моделей можно найти копию инструментов от практически любого другого производителя. Сделать выбор между Veston и Martinez было непросто, но мы отдаем наш голос последнему в виду широты его модельного ряда.

8. Flight

И снова Китай! Гитары бренда Flight выделяются примерно теми же качествами, что и инструменты от представленных выше производителей – их много, они надежны и они доступны. Казалось бы, их все можно поставить на одну полку. Но мы стараемся быть объективными, а акустические гитары Flight отличаются лучшим качеством звука, большим удобством в игре и прочностью сборки. Представленные в широчайшем ассортименте, гитары Flight позволяют каждому подобрать инструмент под себя, чем бы ни руководствовался музыкант – звучанием, удобством, бюджетом или даже цветом.

7. Epiphone

Успех, популярность и качество продукции компании Еpiphone во многом обязаны ее сотрудничеству с американской фирмой Gibson. Кроме того, такое сотрудничество также предоставило музыкантам по всему миру возможность использовать качественные инструменты по достаточно низким ценам. Использование в производстве добротных материалов, обеспечивают гитары Epiphone уникальным звучанием, а также особым комфортом в игре. Пожалуй, Epiphone – один из лучших производителей гитар для начинающих музыкантов.

6. Yamaha

Нуждается ли японская компания Yamaha в представлении? Пожалуй, каждый что-то о ней да знает. Так вот, среди всего прочего, компания Yamaha производит качественные акустические гитары от начального до профессионального уровня. Но свое место в списке компания также заслуживает идеальным соотношением цены и качества своих инструментов, позволяющих пользователю получить ровно то, за что он заплатил. Гитары производства Yamaha универсальны и доступны, их можно приобретать для учебы, для путешествий, для серьезной игры – они никогда вас не подведут и определенно порадуют своим голосом.

5. Crafter

Итак, забираемся на серьезную территорию. Акустические гитары корейской фирмы Crafter – уже не для первых шагов, но серьезные музыкальные инструменты для продвинутой игры и выступлений. Само собой, гитары от данного производителя отвечают самым высоким стандартам качества. Интереснее то, что при всех своих выдающихся характеристиках, гитары Сrafter покрывают достаточно широкий ценовой спектр. Благодаря этому, даже новичкам с весьма ограниченным бюджетом есть из чего выбирать.

4. Takamine

И снова выходим на новый уровень качества и цены! Гитары этого японского бренда изготавливаются из первоклассных материалов, прошедших строжайший отбор и обработку. Среди широкого ассортимента моделей Takamine, можно найти инструменты как для вступительного уровня, так и для профессиональной деятельности. Что тут еще можно сказать? – С гитарами Takamine акустическая теплота вам гарантирована!

3. Ibanez

И снова японцы… Несмотря на то, что бренд главным образом прославился своими электрогитарами и бас-гитарами, он также производит качественную акустику. В производстве акустических гитар Ibanez обычно использует красное дерево махагони для грифа и корпуса, и палисандр в качестве накладки, что дает достаточно приятный, богатый и насыщенный звук. Качество сборки также радует, а ассортимент предлагает широкие возможности выбора.

2. Gibson

Ну вот мы и добрались до сильных мира сего! Акустические гитары Gibson пользуются широчайшей популярностью и признанием среди профессионалов по всему миру, и именно им многие отдают предпочтение. В производстве своих акустических инструментов Gibson использует материалы исключительного качества, которые всегда проходят тщательную проверку и отбор экспертами. Их звучание также отличается от большинства аналогов своей мягкостью и нежностью, а процесс игры – совершенным удобством. Вряд ли кто-либо станет их приобретать для учебы или игры по выходным во дворе. Это – солидный инструмент и он требует солидного к себе отношения, но достаточно лишь раз поиграть на Gibson, чтобы влюбиться в него навсегда!

1. Fender

Было чрезвычайно сложно сделать выбор между Gibson и Fender, но, в итоге, мы выбираем именно этого американца. Почему? Да просто потому что акустика Fender не только потрясает своим качеством, но и остается доступной для широкого круга пользователей. Инструменты этого бренда отличаются необыкновенным богатством звука, равно как и потрясающей износостойкостью и надежностью. Важно, что среди многочисленной продукции фирмы также можно встретить качественные и доступные для широкого пользователя акустические гитары, как, к примеру, FA-100 или вечно популярная CD-60.

Electric Guitars: The Illustrated Encyclopedia  

Гитаристы почти всегда хотели, чтобы их гитары звучали громче. Чтобы понять причины, мы должны отправиться в начало XVI века. Именно в то время появляется инструмент, более или менее похожий на современную гитару.

Посмотрите на один из немногих экземпляров самых первых гитар. Можно заметить, что у нее полый и тонкий, но определенно очерченной формы корпус в виде восьмерки. Имеется звуковое отверстие, а также длинный гриф, завершающийся головой с колковым механизмом, и приклеенный к верхней части корпуса порожек (бридж). Все эти элементы говорят о том, что перед нами гитара. Но есть и явная разница по сравнению с современной акустической гитарой. Лады привязаны к грифу; у инструмента десять струн, натянутых пятью парными «лучами», а резонаторное отверстие украшает «роза». Все это было обычно для того времени.

Уже в XVI в. музыканты и мастера стремились усилить громкость и «разрешающую способность» инструмента. Это ясно из того, как с момента появления гитары увеличивалось количество «лучей» (одна, две или три жильные струны, соединенных вместе). Около 1500 г. гитара обычно имела четыре луча-ряда, обычно с двумя струнами в самом нижнем по высоте тона луче для дополнительной силы. Но к 1560 г. тенденция изменилась в сторону увеличения самой гитары и количества рядов струн – до пяти, что усиливало громкость. «Четырехрядные» гитары тоже делались, но к концу XVI в. более громкая «пятирядная» разновидность стала основной. Именно к этому времени относится самая старая существующая гитара, датирующаяся приблизительно 1580 г.

Chitarra Batente

В XVII в. в Италии пошла мода на достижение большей громкости с помощью установки металлических струн – часто на металлические же лады. Такой инструмент известен как chitarra batente. Металлические лады стали устанавливать и в других странах, но металлические струны займут свое место только спустя еще некоторое время. На большинстве гитар звучали – не особенно громко – струны жильные.

Важные изменения произошли в XVIII в., среди них не в последнюю очередь надо назвать стандартизацию строя пятирядной гитары – A-D-G-B-E, то есть в точности как сегодня, но без нижней шестой струны. К 1770 г. стал появляться шестой ряд-луч, поначалу обычно двойной. Но примерно к 1810 г. переход к шести одинарным струнам в строе E-A-D-G-B-E был завершен, и гитара стала выглядеть в значительной степени как современный инструмент. Для более романтического гитарного репертуара применялась основанная на щипке техника, сходная с современной лютневой, но популярна была и техника игры «боем», особенно в танцевальной музыке и песнях, для которых гитара становилась все более важным инструментом. «Боем» на других струнных инструментах в то время почти не играли; такой способ игры гитаристы развили, просто пытаясь придать своей игре больше громкости.

Хотя эти принципиальные для развития гитары изменения в ее конструкции в начале XIX в. происходили и в Испании, и в Италии, и во Франции, наибольшее влияние на тот инструмент, который мы сегодня называем «классической» гитарой, оказал испанец Антонио де Торрес Хурадо (Antonio de Torres Jurado, 1817–1892). Он увеличил размер, облегчил вес, определил форму и отобрал материалы для изготовления инструмента. Именно он установил стандарты длины струны и конструкции гитары, которые в ходу до сих пор – 19 ладов, внутренние веерные пружины для укрепления корпуса, механические колки, и порожек, к которому крепятся струны (бридж).

Сделанное Торресом – во многом развитие того, что он видел вокруг себя, а также соединение вместе правильных составных элементов. Но одной из его новинок был tornavoz – металлический цилиндр, соединявший резонаторное отверстие гитары с ее задней поверхностью для увеличения громкости. Это приспособление не прижилось, но можно сделать вывод, что уже клиенты таких мастеров, как Торрес, интересовались возможностью повышения громкости инструментов.

Другие мастера классических гитар развивали заложенные Торресом традиции. Одни, как Хосе Рамирес (Jose Ramirez), развивали идеи Торреса; другие, как Буше (Bouchet) и Флета (Fleta), вышли за пределы его шаблонов, также стремясь добиться более мощного и яркого звука. Но мало кто из сегодняшних мастеров зашел в этом направлении так далеко, как австралиец Грег Смолмен (Greg Smallman), который для достижения объема и громкости использует ультра-тонкий топ и нетрадиционные решетчатые пружины, и при этом толстые обечайки и заднюю деку.

В то время как в XIX в. Торрес в Испании и его современники в других странах совершенствовали «классические» гитары с жильными струнами, развитие инструмента в Соединенных Штатах пошло по другому направлению. В 1830 г. в Нью-Йорке выходец из Германии Кристиан Фредерик Мартин (Christian Frederick Martin) организовал гитарный бизнес, поначалу делая инструменты в стиле своего учителя Йохана Георга Стауфера (Johann Georg Stauffer). Самым популярным струнным инструментом в Америке в то время по-прежнему было банджо, и убежденности Мартина в предназначении гитары пришлось ждать некоторое количество времени, прежде чем общественный спрос совпал с его идеями. Используя жильные струны, в 1850 гг. Мартин разработал крестообразное крепление пружин внутри корпуса гитары, которое в свое время будет признано лучшим для типа флэт-топ (с плоской верхней декой) со стальными струнами.

Отдельные американские изготовители гитар начали ставить стальные струны в первые годы XX в. Одним из них был Орвил Гибсон (Orville Gibson). Он приехал в Каламазу, Мичиган, из штата Нью-Йорк примерно в 1880 г., и в середине 1890-ых гг. занялся изготовлением мандолин с выпуклой верхней декой, а также гитар. Знаменитая компания Gibson была основана в 1902 г., когда Орвил свел знакомство с людьми бизнеса, но сам он вскоре покинул предприятие. Один из инструментов, который продолжала делать новая компания Gibson, назывался "гитара-харп" – у нее был шестиструнный гриф сбоку корпуса и еще струны поверх него, для сопровождающего устойчивого аккомпанемента, который увеличивал громкость инструмента.

Карл Ларсон (Carl Larson) и его брат Август (August) из Чикаго также понимали, что гитаристам нужно быть услышанными среди громких банджо и мандолин, и для этого на своих гитарах довольно рано стали ставить стальные струны. Мартин переход на стальные струны вместо традиционных жильных, которые он использовал до этого, осуществил в середине 1920-ых гг., к концу десятилетия используя металл уже на всех моделях своей фирмы. Сочетание крепкого х-образного крепления пружин и металлических струн – плюс присущее их инструментам качество – обеспечили Martin лидирующие позиции среди флэт-топ гитар на многие годы.

Martin 1931 D-28

В то же время, Мартин начал экспериментировать с размером инструментов, и в 1910 гг. пришел к конструкции гитары, получившей название «дредноут». Широкая «талия» и крупные, прямоугольные обечайки большого корпуса «дредноута» еще больше усилили громкость, объем и богатство звука флэт-топов. Другие фирмы искали свои подходы, одним из которых стала модель Jumbo от Gibson.

Gibson: 1939 и 1941 Super Jumbo 100, 1933 L-5

Gibson тем временем развивали другой современный тип акустических гитар – с выпуклой декой (арк-топ). Этот жанр сформировали гитары серии Master L-5 Ллойда Лоара (Lloyd Loar) 1922 г., по внешнему виду больше напоминавшие скрипки. У них была выпуклая резная верхняя дека, резонаторные отверстия f-образной формы (эфы) вместо привычной розетки, навесной регулируемый по высоте бридж, струны крепились к отдельному металлическому струнодержателю, а гриф усиливал анкерный стержень. Большинство этих элементов предназначалось опять же для того, чтобы добиться богатого тембра и сильного звучания. В этом направлении будут двигаться и другие мастера, в том числе такие как Д’Ангелико (D’Angelico) и Стромбергер (Stromberger).

Резонаторные гитары были впервые представлены фирмой National в Лос-Анджелесе в 1927 г. Эта попытка создать более звучную гитару была довольно оригинальной: внутри металлического корпуса под бриджем установлены три металлических резонаторных диска, которые, как репродукторы, фокусировали негромкий звук гитары. В итоге все вышло достаточно кустарно, но эффективно, с получением нового саунда. Однако становилось ясно, что достигнуты пределы того, что можно сделать в плане громкости с акустическим инструментом. Гитаристы танцевальных оркестров в массе своей выбирали арк-топы, и хотя размеры этих инструментов увеличивались в погоне за громкостью, было еще очень много того, что нуждалось в улучшении – а между тем и оркестры тоже становились все громче и громче. Исполнители на флэт-топ-акустиках в свою очередь тоже наблюдали за тем, как их гитары делались все больше и все неуклюжее.

Но кое-кто понимал, что ответом должно стать электрическое усиление звука. Ряд музыкантов и гитарных мастеров в 1920-30 гг. начали экспериментировать с прикрепленными к корпусу возле струн датчиками, закоммутированными на усилитель и динамик. В теории предполагалось, что возникающий звук можно было бы усиливать безотносительно физических пределов акустических свойств гитары. Гитарист наконец-то был бы надлежащим образом слышен среди своих коллег-музыкантов.

В этой книге задокументированы некоторые из тех самых первых экспериментов с электричеством, а также большинство последующих нововведений и дальнейшее развитие. Большая часть этой новаторской работы была проделана в Соединенных Штатах, и как это случается в случае многими другими изобретениями, сразу несколько людей независимо друг от друга могли двигаться в одном и том же направлении. Но горстка самых значительных первооткрывателей сделала больше других для разработки того, что мы сегодня называем электрогитарой. Главными среди них были Джордж Бичемп (George Beauchamp) и Пол Барт (Paul Barth), собравшие элементарный магнитный звукосниматель для гитары. Высшей точкой их опытов в 1931 г. стало создание экспериментального инструмента, деревянной гитары Rickenbacker «Сковородка» (Frying Pan), получившей такое название из-за своего маленького округлого корпуса и длинного грифа. То была первая гитара с электромагнитным звукоснимателем, и в этом смысле она стала основой практически всех современных электрогитар. Многие самые первые электрогитары были «гавайскими», горизонтального расположения инструментами.

Ряд других американских производителей тоже начали ставить магнитные звукосниматели на акустические гитары, но также и разрабатывать модели, конструировавшиеся как полностью электрические. Поначалу это были в основном арк-топы, выпускавшиеся такими компаниями, как National, Rickenbacker, Epiphone и Gibson. Звукосниматели и соответствующие усилители были кустарными. До Второй мировой войны интерес музыкантов к этим новым электрогитарам оставался небольшим.

Но после войны электрогитары стали заметным явлением, и вскоре каждый более-менее известный производитель уже выпускал электрифицированные модели, занявшие свое место в новых стилях начинавшей складываться поп-музыки. Самым значительным стало появление электрогитары со сплошным (цельным) корпусом, в этом направлении лидировала компания Fender.

Последующие страницы книги посвящены тому огромному диапазону идей и конструкций, в которые переросли первые эксперименты с электричеством. Сегодня гитаристам не надо думать о том, как заставить свои гитары звучать громче – этот вопрос давно уже решен. Как показывает эта книга, если и есть какая-то проблема, то это проблема выбора. Так что выбирайте тщательно – где-то на этих страницах, вполне возможно, таится именно ваша гитара.

Поджег свой Fender Stratocaster на концерте в Монтерее, он объяснил свой поступок актом любви. «Жертвуйте то, что вы любите, - объявил он.- Я люблю свою гитару». называл гитару своей «первой женой». Ниже мы собрали 20 самых известных инструментов в истории рок-музыки.

Эрик Клэптон, «Blackie»

Эта гитара собрана из трех инструментов, выпущенных в 50-х годах и купленных в Нэшвилле в середине 70-х. В середине 90-х Клэптон практически перестал играть на любимой гитаре, а в 2004 году ее выкупил за 959 500 долларов реабилитационный центр Crossroads.

Нил Янг, «Old Black»

Джордж Харрисон, 12-струнный Rickenbacker

Гитарист The Beatles играл обычно на Gretsch, но эта гитара являлась особенной - она была подарена владельцем компании Rickenbacker Адольфом Рикенбеккером во время первого американского турне группы.

Пол Маккартни, Hofner Violin Bass

По легенде, прозорливый бас-гитарист The Beatles счел, что такой инструмент сделает сценический образ группы более запоминающимся. Хотя позже Маккартни признавался, что выбрал Violin Bass из-за симметричной формы корпуса, что позволило ему переставить струны под левую руку.

Би Би Кинг, «Lucille»

Вытащив купленный за 30 долларов Gibson ES-355 из горящего здания танц-клуба в Арканзасе, блюзмен узнал, что поджог совершили два мужчины, не поделившие между собой женщину по имени Люсиль. С тех пор Кинг называл любую из своих гитар этим именем. В 1980 году компания Gibson начала выпускать подписную серию гитар «Lucille» ES-355 в полуакустическом варианте.

Лес Пол, Gibson Les Paul

Обладающий характерным «жирным», столь любимым рок-гитаристами звуком инструмент Лес Пол производил совместно с компанией Gibson долгие годы. В просторечии музыканты величали эту гитару «the log» («бревно») из-за того, что датчики и струны крепились к толстому центральному монолитному куску дерева, к которому доклеивались нижняя и верхняя части корпуса.

Fender Stratocaster Стиви Рея Воэна

Ободранный до голого дерева инструмент блюзмен называл «первой женой». Страт собран из двух частей - корпус 1963 года выпуска, а гриф - от аналогичной гитары, произведенной в 1962 году.

Эдди Ван Хален, «Frankenstrat»

Гитаристу Van Halen удалось добиться от своего «фендера» звучания гитары марки Gibson. На деку нанесен рисунок в духе художника-авангардиста Джексона Поллока.

Джерри Гарсиа, «Tiger»

Рэнди Роудс, Jackson Randy Rhoads

Подписная модель гитариста, который называл инструмент «Конкордом» в честь реактивного сверхзвукового лайнера. Необычная форма гитар и характерный пронзительный звук сделали компанию Jackson популярной у металлистов, среди которых был