Создание кунсткамеры при петре 1. Семь необыкновенных экспонатов кунсткамеры. Музей медицинской истории Мюттера

11 малоизвестных фактов о Кунсткамере

Сказ о том, как Пётр Первый угощал гостей музея водкой, а по залам гулял безголовый скелет. Вспоминаем самые курьёзные и интересные факты одного из самых старинных музеев мира.

1. «Дерево-монстр»
Как-то Пётр прогуливался по острову и заметил сосну, у которой одна из веток вросла в ствол и образовала таким образом полукольцо.

Император восхитился сосной, прозвал её «деревом-монстром» и, повелев срубить её, решил построить на её месте здание для музея.

2. Кто строил здание для музея
Строительство здания продолжалось на протяжении шестнадцати лет. Изначально им занимался архитектор Маттарнови, а после Гербель, Киавери и Земцов, при котором здание обрело свой окончательный барочный облик.

Увы, Пётр I так и не увидел новое здание, так как к моменту его смерти только-только были возведены стены, а к 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции.

3. Как Пётр I угощал гостей музея водкой
Когда коллекция музея располагалась в Кикиных палатах (в доме опального боярина Алексанлра Кикина, находившегося близ Смольного собора), музей Пётр повелел, чтобы музейные диковинки были доступны абсолютно для всех: как для дворян, так и для простолюдинов.

Мало того, император проявил заботу о досуге тех, кто приходил посмотреть на «уродства большой компанией: «Кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным».

4. Удивительный глобус
Не счесть удивительных вещиц, которыми была полна коллекция Кунсткамеры до пожара 1747 года. Например, на третьем этаже стоял удивительный глобус-планетарий, который преподнесли в подарок Петру. Это был шар диаметром около трёх метров, на наружной поверхности которого находилась карта, а внутри – изображение звёздного неба.

Через специальный люк можно было попасть внутрь глобуса и понаблюдать за вращением небесных тел. Увы, в пламени пожара 1747 года глобус был полностью уничтожен и впоследствии его пришлось создавать заново по металлическому каркасу.

В годы блокады его даже вывозили за пределы Ленинграда, но после вернули. Сейчас копия грандиозного глобуса находится на четвёртом этаже.

5. Флейта из человеческой кости
Еще одним уникальным экспонатом коллекции является флейта, сделанная из бедренной кости человека. Некогда её изготовил шаман одного из монгольских племён.

Считалось, что простому смертному нельзя дуть в неё, инструмент использовался исключительно в ритуальных целях – для вызова потусторонних сил.

6. Человек-гигант
Из своего увлекательного заграничного путешествия, вместе со многими уникальными древностями и реликвиями, Пётр I привёз в Петербург француза Николя Буржуа - человека ростом 226,7 см, который наряду с другими «заморскими гостинцами» заслужил небывалый интерес со стороны двора и простого люда.

Прожил Николя в должности императорского лакея при дворе семь лет, после чего скончался от апоплексического удара. Однако Пётр I решил, что даже после своей смерти верный слуга остаётся уникальной и ни на что не похожей диковинкой, и передал его тело

7. Кунсткамере.
До 1747 года скелет мирно стоял в одной из витрин, однако после пожара голова странным образом…исчезла. Скелет в огне не пострадал, а вот голова, видимо, решила самовольно покинуть неуютное место. Позже на его место установили новый череп (интересно знать, чей?), а скелет с тех самых пор, если верить молве, гуляет по просторным залам и ищет свою голову, пугая охранников и сторожей.

8. Исчезнувшая голова английской шпионки
Аналогичный случай с пропажей головы имел место быть чуть позже, в послепетровское время: голова казнённой английской шпионки и детоубийцы Марии Гамильтон исчезла в неизвестном направлении вместе со спиртом из колбы, в которой она находилась.

Как оно водится, в происшествии обвинили главного русского врага – пьянство: мол, спирт не вылили, а просто-напросто выпили. Пропажу головы же списали на английских моряков, корабль которых в это время стоял в петербургском порту.

Моряки пообещали вернуть музею необычный экспонат, однако обещание не выполнили: пропали на целый год, а после привезли сотрудникам Кунсткамеры три мужские головы. Впрочем, обмен признали равноценным и к морякам претензий после совершения «сделки» столичные власти не имели.

9. Зловещие часы
Вспоминая занятные «байки из склепа», стоит упомянуть легенду об идущих назад часах. Якобы стоят в одном из залов часы из красного дерева, привезённые в Петербург из далёкого странствия неизвестным офицером. Всем они хороши: корпус добротный, резьба красивая и циферблат выполнен искусно, однако вот незадача - механизм у них нерабочий.

Но часы всё-таки оставили в Кунсткамере. С тех пор сотрудники наблюдают странную вещь: часы периодически начинают работать, но стрелки движутся в обратном от нормального направлении. Дойдя до отметки «9:45» они прихотливо останавливаются.

Поговаривают, что это дурной знак: если таковое происходит, то одного из сотрудников ожидает скорая смерть.

10. Живые экспонаты музея
Когда Кунсткамеру основали, среди банок с заспиртованными эмбрионами и человеческими костями, находились люди, выполнявшие роль «живых экспонатов».

Самым известным был Фёдор Игнатьев, который прожил в стенах музея 16 лет. Ростом он был всего 126 сантиметров, на ногах и правой руке у него было два пальца, напоминающих клешни, а на левой руке - по паре таких же странных... рук.

11. Награда за «уродов»
Реформатор Пётр I в 1718 году, когда свирепствовало мракобесие и предрассудки, издал указ, согласно которому уродов «человеческих, скотских, звериных и птичьих» следовало доставлять в Петербург. В обмен на них император обещал большое вознаграждение.

Тех же, кто решал утаить от государства «подарки природы», ждал штраф, в десяток раз превышающий назначенную награду.

Будучи за границей, Петр I посетил много музеев, которые ему чрезвычайно понравились. Никогда не медливший в проведении своих решений, Петр, по совету своего лейб-медика Блументроста, спешно приступил к организации в своем любимом Санкт-Питер-Бурхе музея с собраниями разных редкостей, известного как кунсткамера.

Вначале, с 1714 г., она была размещена в палатах казненного Кикина. Но ввиду усиленного притока диковинок в 1718 г. по проекту архитектора Матарнови торжественно было заложено на Васильевском острове, на самом берегу Невы, грандиозное по тому времени трехэтажное здание с башней посередине. Этот памятник петровской эпохи и сейчас украшает набережную Невы, отсутствуют только скульптурные украшения Земцова, уничтоженные пожаром 1747 года. Неудачная реставрация, произведенная в 1763 г., уничтожила и красивую верхушку башни, отчего вид здания внешне несколько пострадал.

На первом этаже башни помещался готторпский глобус, следующие этажи служили целям обсервации. В одном крыле здания была библиотека, в другом кунсткамера.

Организацией кунсткамеры ведал сам Петр, прекрасно понимавший, какую роль в просвещении России сыграет его любимое детище – мать всех русских музеев. Он проводил там большую часть свободного времени и в кунсткамере даже давал послам торжественные аудиенции, находя, что «он [посол] ко мне прислан, а не в тот или другой дом, и если имеет что сказать мне, то может сказать, где бы я ни был». Для привлечения посетителей, которые должны были «смотреть и учиться» в этом «страшном доме», были ассигнованы нужные суммы для угощения «цукербродами и кофеем».

Основанием собрания «Куриозитетов, монстров и раритетов» послужила коллекция знаменитого тогда анатома Рюйша, купленная Петром за большие для того времени деньги – 30 тыс. гульденов. Консультантом при этой покупке и при последующих служил первый русский врач и известный дипломат петровской эпохи Постников.

Для обмена опытом и закупки коллекций был послан также за границу организатор и будущий вершитель судеб Академии наук Шумахер, представивший Петру обширный доклад о своей командировке. Насколько организаторы кунсткамеры были осторожны в выборе коллекций, показывает, например, следующее:

Шумахер в своем докладе пишет, что он «видел семиглавую, ехидне подобную змею, но главы ли приставлены ли суть, то видеть не можно, понеже оную оборачивать не допускают, и токмо со спины смотрится; и почитают оную за 200000 ефимков, однако же я мню, когда б ее прямо осматривал, тогда бы коварство объявилось».

Закуплена была и первоклассная коллекция Себы. Опись, составленная продавцом, начинается описанием «кабинета, сделанного из самого доброго ост-индского кипарисного дерева, в нем 72 ящика, все передорогими и диковинными раковинами разукладены…»; и второго «кабинета из красного ост-индского дерева и в нем 400 склянок самого чистого стекла, в которых неизреченные, чудественные, странные звери, в винном духе положенные…»; потом и «род некоторых жаб, изменяющихся в рыбы, и таких верно могу показать, о которых мы отнюдь не слыхивали. Еще же имею ряд больших американских жаб, у которых молодые из спины плодятся».

В таком духе дается описание остальных «кабинетов», выложенных черепахою и серебром, в которых «без меры многих рук [сортов] руды» со всего света. В конце описи Себ заявляет, что его коллекция «полнее Докторовых Рюйша, да Вицентова». Надо еще добавить, что собрание Себа имело полные каталоги, из которых «многих число красками расцвечены». Куплена также и коллекция Гортварда и «две доски мух».

Одновременно производились и обменные операции. Доктор Рюйш, как и Витцен, благодарят Петра за присылку «монстров», взамен чего они отправили «малый лигван, двоеглавую змею, золотого жучка и вельми удивительную птицу из восточной Индии» и т. д. Рюйш просил также прислать «две человеческие кожи, выделанные, – их гораздо желаю», взамен чего обещал выслать разные диковинки.

Все эти коллекции состояли, главным образом, из сосудов со спиртом, в которых сохранялись всякого рода звери, птицы, части человеческого тела, трупы, уроды, зародыши. Здесь можно было видеть артерии, нервы человеческого тела, сделанные из цветного воска, муляж головы с превосходно воспроизведенными артериями, матку, перед которой лежал совершенно оформившийся младенец. Было также много вырезанных из утробы младенцев – с кожей и без кожи, уроды с двумя головами, четырьмя руками или ногами. Упоминается монстры в виде свиньи с человеческим лицом, обросшим щетиной.

Экспонаты, закупленные за границей по существовавшему тогда методу, «подавались» довольно оригинально. Например, на банке помещена надпись, что экспонат «показывает руку ребенка, в жидкости сохраняемую, в кисти которой находится оплодотворенное яйцо морской черепахи». Вычурностью и тщательностью отделки в особенности отличались экспонаты коллекции Рюйша, сделанные просто артистически. Это обстоятельство, между прочим, использовали служащие кунсткамеры, выдававшие головку одного мальчика из коллекций Рюйша за голову казненной Петром фрейлины Гамильтон. По словам современника, головка эта действительно сохранилась прекрасно: мальчик был замечательным красавцем: «глядя на головку, в голову не придет, что она лежит в банке 150 лет». Головы же казненных камергера В. Монса и фрейлины Гамильтон, по сообщению Гельбига, действительно, хранились в кунсткамере, но в особом сундуке и публике не показывались. Позже Екатерина II распорядилась закопать в погребе эти головы жертв любви.

Одновременно с приобретением коллекций за границей Петр не забыл и Россию, которая, при правильно постановке дела, могла бы тоже дать не мало «монстров». По этому поводу было издано много указов. Покончив с объяснением причин рождения уродов, указ сообщает таксу, по которой следует рассчитываться с поставщиками (за живого человеческого урода 100 рублей; по тому времени – очень большая сумма, и т. д.). «Монстры» предлагается принимать анонимно и тут же указывается обязательный штраф в 10-кратном размере против таксы с лиц, утаивших уродов.

Эти распоряжения достигли цели, и кунсткамера наполнилась тысячами экспонатов вплоть до «двух собачек, которые родились от девки 60-ти лет», как значится в описи. В обязательном порядке доставлялись также павшие на «зверовом и слоновом дворах» животные для изготовления чучел. Здесь же проживали и живые экспонаты, которые, кстати, служили и истопниками.

После кончины Петра в целях увековечения его памяти заказана была Растрелли его «восковая парсуна». Об этом «раритете» сохранилось распоряжение, чтобы «за мытье, починку и утюжение галстука, крагена, манжет к сидяжему портрету императора Петра выдать от расходу иноземке Анне один рубль».

К моменту организации Академии наук, кунсткамера собрала огромное количество разного рода экспонатов. Экспозиции выставок соответствовали духу того времени и были весьма затейливы и разнообразны. О количестве экспонатов можно судить, например, по тому, что одних амфибий было 13 шкафов. По словам авторитетных людей, музей этот был одним из лучших в мире.

В музее проводилась и серьезная научная работа. Например, академик Дювернуа первый обратил внимание на остов мамонта, доставленный кунсткамере из Сибири. Он сравнивал кости в особенности голову мамонта с головой слона и доказал разность видов. В 1734 г. в кунсткамеру был доставлен маленький кит весом в 650 кг, также анатомированный Дювернуа. В отчете за 1737 г. говорится, что этот неутомимый ученый «делает анатомию над человеческими телами и зверьми, рассматривает их составы и тела, и кто найдет, о том делает описание и читает в собраниях. Ныне пишет историю о слоне морже и ките».

Один из первых русских ученых Протасов также усиленно работал над экспонатами кунсткамеры. В своих отчетах он говорит, что весь май «положил я в разобрании умершего слона и в приготовлении костей его к деланию скелета». Работы производились и над «окаменелыми вещами и камнями во внутренностях у разных животных найденными».

Недостающие экспонаты заказывались губернаторами и наместниками. Например, одному заказывались морские звезды и медузы, другому пара зубов. Доставлены также для хранения слиток золота в 2 фунта, 25 зол., морские пауки и т.д. Одновременно шла и организация библиотеки. До постройки кунсткамеры книги хранились в Летнем саду, а потом в «Кикиной палате», которая не соответствовала предъявленным требованиям, почему Блументрост и просил ускорить постройку кунсткамеры. «К этому же и весьма нужно, чтобы библиотеке быть при Академии, чтоб академикам книги и куриозных вещей без замедления можно было бы доставать во время своих треб»; «…библиотеке не можно в расстоянии быть от Академии, для учительных людей, которым не меньшая нужда в книгах бывает, как и мастеровым в инструментах».

Основанием книжного фонда послужила, кроме книг, хранившихся в Летнем саду, также конфискованная библиотека, принадлежавшая арестованному вице-канцлеру Шафирову. В завоеванных остзейских городах Петр тоже забирал книги и отправлял в Петербург, – из одной Митавы вывезли 2500 книг. Сюда доставлена и библиотека московской аптеки. Книги закупались и за границей, на что ассигнованы были деньги «по рассуждению». Библиотека собрала несколько десятков тысяч книг, в большинстве случаев богословского и философского содержания, но были книги по математике, анатомии и т. д.

Книги размещались на полках не по отделам, а по «казовым признакам», т. е. хорошо переплетенные книги ставились впереди. Шумахер писал, что этот порядок «обычайнейший и удобнейший, чтобы не портилась красота, которая в публичной библиотеке требуется».

Для полноты картины остается сказать несколько слов и о готторпском глобусе. Глобус этот имел в поперечнике 11 футов (3,35 м) и сделан был под наблюдением известного Олеария. Петр получил его в подарок от юльштинского герцога. По поводу доставки этого глобуса в Россию существует много легенд, но достаточно сказать, что глобус перевозился 4 года.

Глобус этот в то время своими размерами и техническими особенностями поражал всех видевших его. Сделан он был из меди, снаружи на нем были начертаны материки и океаны, внутри же он представлял прообраз планетария. Когда посетители (10 чел.) усаживались на устроенной внутри шара скамейке, особый механизм демонстрировал изумленным зрителям движение небесных тел. Глобус с трудом был помещен в башню.

Кунсткамерой ведал один из деятельных ее организаторов – Шумахер, который обязан был «библиотеку и куншт-камору в своем правлении иметь, все порядочно содержать, книгам и в куншт-каморе обретающимся вещам каталоги учредить». Известно, что «каталоги были учреждены изрядные»: составлены описи экспонатам, но и прекрасные рисунки их.

Петровская кунсткамера просуществовала недолго. Пожар 5 декабря 1747 г. уничтожил эту большую культурно-историческую ценность. Вещи, хранившиеся во втором и третьем этажах, почти все сгорели, немногочисленные спасенные экспонаты сейчас находятся в соответствующих музеях России. Готторпский же глобус после реставрации, произведенной в 1750 г., был передан на хранение в так называемое адмиралтейство г. Пушкино.

Кунсткамера — это первый музей, открытый Петром Первым и носит название антропологии и этнографии им. Петра Великого, здесь представлены коллекции раритетных произведений человеческой деятельности и природных экспонатов. В коллекции музея насчитывается свыше миллиона экспозиций, раскрывающих этнографические и исторические особенности народов мира.

Тематические экспонаты посвящены странам Африки и Азии и Северной Америке, Среднему и Ближнему Востоку. Основная масса собранных в Кунсткамере предметов раскрывают основные особенности жизни народов вышеперечисленных уголков света. Самый большой интерес у туристов вызывает коллекция редкостей и анатомических аномалий, поэтому у многих Кунсткамера ассоциируется с музеем «уродцев» .

Кунсткамера расположена в центре Санкт-Петербурга, на Университетской набережной, рядом со стрелкой Васильевского острова, музей находится в 15 минутах ходьбы от станции метро «Адмиралтейская», в 30 минутах от станции «Василеостровская».

Стоимость билета в музей составляет :

  • 200 руб. для взрослых,
  • 50 руб. для детей,

Часы работы — с 11.00 до 18.00 каждый день кроме понедельника.

История музея

Музей был основан Петром Великим, все началось с заморских кабинетов «кунштов», которые посещал царь во время своих поездок по Европе. Он покупал и привозил в Россию целые коллекции и отдельные редкие вещи. Датой основания музея принято считать 1714 г ., когда первые экспонаты коллекции была размещены в Летнем дворце в еще не отстроенном Санкт-Петербурге.

В 1718 г. был издан указ, в соответствии с которым все отличающиеся от нормы животные, растения, фрагменты скелета, камни, деревья, оружие, а также изделия с древними надписями люди должны были сдавать в музей. В скором времени площади помещения стало не хватать для размещения всех предметов, после чего музей был перенесен в бывшую резиденцию опального вельможи — Кикины палаты, а экспонаты царской коллекции стали доступны для всеобщего обозрения.

Стоит отметить, что посещение музеев в Европе уже тогда было платным, но Петр полагал, что не следует брать деньги с тех, кто жаждет знаний, наоборот, ежегодно из казны выделялось 400 руб. на угощение посетителей чаем и водкой.

В первых палатах музея можно было видеть искусно препарированные головы детей, отдельные части человеческого тела, имеющие какие-либо отклонения от нормы. Все экспонаты были размещены в стеклянных банках из коллекций голландского анатома Рюйша.

В двух шкафах хранились гербарии и ящики с бабочками, раковинами и животными. В следующей комнате были размещены анатомические образцы на различных стадиях развития, а также ящерицы, чучела слонов и монстров. В трех других комнатах хранились коллекции животных и птицы, янтарь и много других удивительных экспонатов. В «мюнц-кабинете» выставлялись медали и монеты. В рамках выставки демонстрировались также карлики и люди-уроды.

В 1718 г. под руководством архитектора Маттарнови начинается строительство нового здания «Палат» к 1725 г., которое завершается только после смерти Петра.

Коллекция музея

Современная Кунсткамера сильно отличается от первого музея, за 300 лет что-то было утеряно, многие предметы сгорели в пожаре 1747 г., появилось также множество новых экспонатов, собранных со всех уголков мира. Сохранились и самые первые экспонаты Кункстакмеры, привезенные еще Петром.

В музее представлены богатейшие коллекции, отражающие быт и традиционную культуры коренных жителей самых разных частей света. Весь музей разделен на несколько залов, каждый из которых посвящен континенту или части света:

  • Северной Америке,
  • Океании,
  • Китаю
  • Монголии,
  • Индии
  • Индонезии,
  • Австралии.

В зале, посвященном Индии и Индонезии, представлено наибольшее количество экспонатов, здесь можно посмотреть на резное дерево, различные маски, куклы театра марионеток, старинные театральные костюмы. В Индонезийском разделе могут вызвать интерес выполненные в форме огня кинжалы-крисы.

Зал Североамериканского континента посвящен быту и культуре его коренных народов — индейцам, алеутам и эскимосам. Большой интерес для посетителей представляют композиции ритуального танца для вызова дождя, лечение больного шаманом и т.д.

Анатомический раздел

В этом зале собраны природные редкости и экспонаты с анатомическими отклонениями, здесь можно посмотреть:

  • на сиамских близнецов,
  • двухголового теленка,
  • сиреномелию,
  • младенца с циклопией и т. д.

Основу экспозиции составляет коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша, которая насчитывала свыше 2000 экспонатов и была продана Петру в 1717 г. за 30 000 гульденов. На эти деньги в то время можно было построить и оснастить 2 фрегата.

Кунсткамера пользовалась у жителей города большой популярностью, многие экспонаты обросли легендами. Одна из них гласит о заспиртованной голове Марии Гамильтон, казненной еще при Петре. Однажды колба с экспонатом была вскрыта, голова исчезла, а спирт использован по назначению. Сотрудники музея обратились за содействием к морякам стоящего напротив корабля, спустя год по возвращению из морского похода моряки привезли взамен пропавшей головы английской леди три головы басмачей.

Другая легенда гласит о Николае Буржуа, которого в 1717 г. привез из Франции Петр. Рост великана достигал 2 метра 30 см., после смерти скелет стал экспонатом Кунсткамеры, во время пожара 1747 г. пропал череп, который был заменен подходящим по размеру другим. В соответствии с легендой, с той поры скелет ходит по музею в поисках своей головы.

Нельзя упомянуть о том, что в период 1741-1765 г. в башне здания проработал Михаил Ломоносов , основатель Академии наук и первого российского университета. В башне появился первый планетарий, работала астрономическая обсерватория. Именно на эти годы пришелся самый разрушительный пожар, в результате которого все здание было уничтожено огнем, сгорела часть экспонатов. С течением времени здание было полностью восстановлено, а диковинки заменены другими.

О Кунсткамере знали все прогрессивные личности и ученые тех времен, экспонаты для музея поставляли знаменитые путешественники и открыватели Ф. Ф. Беллинсгаузен, Д. Кук, Н. Н. Миклухо-Маклай и многие другие.

Уже в 1800 г. в Кунсткамере насчитывалось около 2 млн. экспонатов со всего света, коллекция состояла из 250 000 этнографических, 380 000 антропологических и 500 0000 археологических объектов.

КУНСТКАМЕРА - Первый публичный музей в Российской империи, естественно-научный.

Кунсткамера ос-но-ва-на в Санкт-Пе-тер-бур-ге в 1714 году по рас-по-ря-же-нию ца-ря Пет-ра I . В ос-но-ву Кунсткамеры по-ло-же-ны лич-ные со-б-ра-ния Пет-ра I, ана-то-мические кол-лек-ции, хра-нив-шие-ся в Главной ап-те-ке, и другие экс-по-на-ты. В 1714-1718 годах кол-лек-ции раз-ме-ща-лись в Санкт-Пе-тер-бур-ге в Лет-нем двор-це Пет-ра I, в 1718-1727 году в до-ме А. В. Ки-ки-на - «Ки-киных па-ла-тах» (от-кры-ты для по-се-ще-ния в 1719 году). Над-зор за кол-лек-ция-ми пер-во-на-чаль-но по-ру-чен лейб-ме-ди-ку Р. К. Аре-ски-ну, а по-сле его смер-ти в 1719 году - Л. Л. Блю-мен-тро-сту (смотри в статье Блю-мен-трост). В 1718-1728 годах на стрел-ке Ва-силь-ев-ско-го ост-ро-ва для раз-ме-ще-ния кол-лек-ций по-строе-но пер-вое в Рос-сии здание, спе-ци-аль-но спро-ек-ти-ро-ван-ное для нужд пуб-лич-но-го му-зея. Его вен-ча-ла баш-ня с мо-де-лью ар-мил-ляр-ной сфе-ры на ку-по-ле (ар-хи-тек-то-ры Г. И. Мат-тар-но-ви, Н. Ф. Гер-бель, Г. Киа-ве-ри; строи-тель-ст-во верх-не-го яру-са баш-ни за-вер-ше-но в 1734 году М. Г. Зем-цо-вым). В баш-не был ус-та-нов-лен Гот-торп-ский гло-бус (уни-каль-ный гло-бус- пла-не-та-рий - по-лая вра-щаю-щая-ся сфе-ра, на на-руж-ной сто-ро-не ко-то-рой изо-бра-же-на по-верх-ность Зем-ли, а на внут-рен-ней - кар-та звёзд-но-го не-ба), а так-же раз-ме-ще-на ас-тро-но-мическая об-сер-ва-то-рия Пе-тербургской АН (ны-не Му-зей М. В. Ло-мо-но-со-ва). По «Про-ек-ту уч-ре-ж-де-ния Ака-де-мии...» (1724 год) Кунсткамера и раз-ме-щён-ная в ней биб-лио-те-ка (ны-не Биб-лио-те-ка Рос-сий-ской ака-де-мии на-ук) пе-ре-шли в ве-де-ние Пе-тербургской АН. По-сле на-зна-че-ния Блю-мен-тро-ста пре-зи-ден-том АН прак-тическое ру-ко-во-дство Кунсткамерой до 1761 года осу-ще-ст-в-лял И. Д. Шу-махер. В декабре 1747 года при по-жаре бы-ли ут-ра-че-ны боль-шин-ст-во эт-но-гра-фических кол-лек-ций Кунсткамеры и Гот-торп-ский гло-бус (вос-соз-дан в 1751 году с учё-том но-вых гео-гра-фических от-кры-тий), на-не-сён су-ще-ст-вен-ный ущерб са-мо-му зда-нию (в 1754-1758 году пе-ре-строе-но архитектором С. И. Че-ва-кин-ским без верх-не-го яру-са баш-ни, вос-соз-дан-но-го в 1947-1948 году по про-ек-ту Р. И. Ка-пла-на-Ин-ге-ля). В 1766 году, по-сле ре-мон-та, Кунсткамера от-кры-та для по-се-ти-те-лей.

На про-тя-же-нии XVIII века шёл про-цесс ин-тен-сив-но-го по-сту-п-ле-ния но-вых кол-лек-ций в Кунсткамеру. Сре-ди пер-вых - ес-те-ст-вен-ное со-б-ра-ние «жи-вот-ных чет-ве-ро-но-гих, птиц, рыб, змей, яще-риц, ра-ко-вин и дру-гих ди-ко-вин-ных про-из-ве-де-ний из Ост- и Вест- Ин-дии» ам-стер-дам-ско-го ап-те-ка-ря А. Се-бы, со-б-ра-ние ана-то-мических пре-па-ра-тов голландского вра-ча и ана-то-ма Ф. Рёй-са (при-об-ре-те-ны Пет-ром I), те-ра-то-ло-гическое соб-ра-ние, фор-ми-ро-вав-ше-еся в со-от-вет-ст-вии с ука-зом Пет-ра I 1718 года «О при-но-се ро-див-ших-ся уро-дов...» за воз-на-граж-де-ние, и другие. В 1720-х годах в Кунсткамеру по-сту-пи-ло об-шир-ное со-б-ра-ние по эт-но-гра-фии на-ро-дов Си-би-ри немецкого учё-но-го и пу-те-ше-ст-вен-ни-ка Д. Г. Мес-сер-шмид-та. Во 2-й половине 1730-х годов в Кунсткамеру пе-ре-да-на кол-лек-ция ма-те-ма-тических и ме-ха-нических ин-ст-ру-мен-тов, мо-нет и ме-да-лей, со-б-ран-ная Я. В. Брю-сом. Бо-га-тые кол-лек-ции по-сту-пи-ли от уча-ст-ни-ков 2-й Кам-чат-ской экс-пе-ди-ции 1733-1743 годов.

В конце 1730-х годов в Кунсткамере ве-лась ра-бо-та по сис-тема-ти-за-ции кол-лек-ций. В 1741 году из-дан ил-лю-ст-ри-ро-ван-ный пу-те-во-ди-тель по му-зею «Па-ла-ты Санкт-Пе-тер-бург-ской им-пе-ра-тор-ской ака-де-мии на-ук, Биб-лио-те-ки и Кун-ст-ка-ме-ры...» (2-е издание в 1744 году), в 1741-1745 годах в 2 то-мах на латинском язы-ке - ка-та-лог экс-по-на-тов Кунсткамеры «Musei Im-pe-rialis Petropolitani».

По-сле по-жа-ра 1747 года АН пред-при-ня-ла ме-ры по вос-ста-нов-ле-нию ут-ра-чен-ных кол-лек-ций, в част-но-сти в середине 1750-х годов в Ки-тай пос-лан ле-карь Ф. Л. Ела-чич. В по-след-ней тре-ти XVIII века в Кунсткамеру по-сту-пи-ли кол-лек-ции, со-б-ран-ные уча-ст-ни-ка-ми Ака-де-мической экс-пе-ди-ций 1768-1774 годов, пер-вые эт-но-гра-фические экс-по-на-ты из Япо-нии и Южной Аме-ри-ки, а так-же Океа-нии и Северо-Западной Аме-ри-ки, со-б-ран-ные 3-й кру-го-свет-ной экс-пе-ди-ци-ей Дж. Ку-ка. В 1776 году из-дан ка-та-лог кол-лек-ций Кунсткамеры «Опыт о Биб-лио-теке и Ка-би-не-те ред-ко-стей и ис-то-рии на-ту-раль-ной Санкт-Пе-тер-бург-ской Ака-де-мии на-ук», со-став-лен-ный И. Г. Бак-мей-сте-ром (на французском языке; русский перевод 1779 год), а в 1793 году - ка-та-лог «Ка-би-нет Пет-ра Ве-ли-ко-го», со-став-лен-ный О. П. Бе-ляе-вым (на русском языке, части 1-2; 2-е издание, части 1-3, 1800 год). В 1-й тре-ти XIX века в Кунсткамеру по-сту-пи-ли эт-но-гра-фич. кол-лек-ции, со-б-ран-ные во вре-мя кру-го-свет-ных пу-те-ше-ст-вий И. Ф. Кру-зен-штер-ном и Ю. Ф.Ли-сян-ским (1803-1806 годы), Ф. П. Лит-ке и М. Н. Ста-ню-ко-ви-чем (1826-1829 годы) и другими.

Во 2-й половине XVIII века Кунсткамеру воз-глав-ля-ли вид-ные отечественные учё-ные П. С. Пал-лас (1767-1771 годы) и С. К. Ко-тель-ни-ков (1771-1797 годы). По-след-ний ди-рек-тор еди-ной Кунсткамеры - Н. Я. Озе-рец-ков-ский (1800-1827 годы). Как еди-ный му-зей Кунсткамера функ-цио-ни-ро-ва-ла до пер-вых де-ся-ти-ле-тий XIX века, ко-гда на её ба-зе бы-ли соз-даны Ази-ат-ский музей (1818 год), Бо-та-ни-че-ский (1823 год; ны-не Бо-та-ни-чес-ко-го института РАН имени В. Л. Ко-ма-ро-ва), Еги-пет-ский (1825 год, ны-не кол-лек-ция в Эр-ми-та-же), Зоо-ло-ги-че-ский (1832 год; ны-не Зоо-ло-ги-чес-ко-го института РАН), Ми-не-ра-ло-ги-чес-кий (1836 год; ны-не имени А. Е. Ферс-ма-на РАН) му-зеи, а так-же в 1836 году ка-би-не-ты - Эт-ногра-фи-чес-кий (ны-не Ан-тро-по-ло-гии и эт-но-гра-фии му-зей, функ-цио-ни-рую-щий в ис-то-рическом зда-нии быв-шей Кунсткамеры) и Ну-миз-ма-ти-чес-кий (ны-не кол-лек-ция в

Мысль о том, чтобы завести в России музей, появилась у 25-летнего Петра во время «великого посольства» в Голландию и Англию. Было это в 1697 году. За границей царь и увидел кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника Петра часто мелькает «зело дивно!» Не скупясь, царь покупал целые коллекции и отдельные вещи. В Амстердаме он побывал на публичных анатомических лекциях учёного Рюйша: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята». Со временем Пётр купил у Рюйша его коллекцию «заспиртованных уродов».

В России в то время анатомические вскрытия были запрещены. Царь издал указ, по которому это больше не считалось богохульством. Пётр хотел видеть Россию просвещённой, для этого и создал Кунсткамеру - кабинет редкостей - первый государственный общедоступный музей. «Я хочу, чтобы люди смотрели и учились», - говорил царь.

Поначалу музей располагался в Летнем дворце, потом был переведён в Кикины палаты. Чтобы заманить публику, Пётр сделал вход бесплатным. Более того, велел угощать посетителей дорогими в то время «чаем, кофе и цукебродами», а также «венгерским вином с закусками».

Кунсткамера стала достопримечательностью столицы, там всегда было «великое людство» и множество «разного звания народу». Пётр любил сам водить экскурсии по музею. Для пополнения коллекций Пётр издал указ, чтобы со всех концов России в Кунсткамеру присылали всё редкостное, необычное. За это выплачивалось вознаграждение. В 1715 году в Петербург привезли знаменитую сибирскую коллекцию скифского золота.

Живые экспонаты

Интересно, что в Кунсткамере были и живые экспонаты. Так, из Выборга прислали овцу с двумя языками и четырьмя глазами. Но «экспонатами» становились и люди! Карлики, великаны, «уроды»… При Кунсткамере они и жили. Пётр хотел развеять предрассудок, что монстры являются порождением дьявола. Он писал, что «един творец всея твари Бог».

Царь лично привёз из Франции великана Николя Буржуа ростом 2 метра 27 см. Пётр увидел его в Кале, где силач выступал в балагане. Царь сделал Буржуа своим гайдуком и женил на чухонке. Когда в 1724 году Буржуа скончался, сделали манекен, обтянутый его же кожей. Отдельно выставили скелет. Через несколько лет череп сгорел в пожаре, пришлось искать новый. Соответствующий по размерам привезли из Средней Азии. История умалчивает, каким образом его добыли. Зато возникла легенда, что Буржуа ходит по музею и ищет свой череп.

«Дерево-монстр!»

Вскоре коллекциям стало тесно в Кикиных палатах. Пётр захотел разместить музей на Васильевском острове, который должен был стать центром столицы. Сохранилась легенда, связанная с выбором места под здание. Царь будто бы обратил внимание на необычную сосну: несколько ветвей, изгибаясь, вросли в ствол и образовали полукольца. «О, дерево-монстр! Так быть на сем месте новой Кунсткамере!» - воскликнул Пётр. В 1718 году начали строить огромное здание длиной около ста метров и шириной пятнадцать. Его мы видим и сейчас. А вот императору не довелось - работы были закончены уже после его смерти.

Ещё при Петре Кунсткамера стала подразделением Академии наук. В башне здания располагались астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана.

О Кунсткамере современники писали, что её собрания едва ли не «оставляли за собой все другие музеи Европы». Тем более что в Европе за посещение музеев взимали плату, и немалую.

Готторпский глобус

Один из самых уникальных экспонатов Кунсткамеры - Готторпский глобус, установленный в башне. Этот один из первых в мире планетариев был получен Петром как дипломатический подарок.

Изготовили диковину в 1651-1664 годах для Готторпского герцога Фридриха III. Гигантское сооружение диаметром более трёх метров снаружи оклеено географической картой Земли. Внутри же - небесный купол с медными звёздами, круглый столик и скамейка для 10-12 человек. С помощью механизма небесная сфера начинает вращаться.

Из Голштинии до Петербурга глобус добирался почти четыре года. Его везли морем до Ревеля, потом на огромных санях до столицы. Поначалу глобус находился на Царицыном лугу, это нынешнее Марсово поле. Царь почти ежедневно его осматривал. Затем глобус занял своё место в Кунсткамере. В 1747 году он сильно пострадал во время пожара и был восстановлен русскими мастерами. Увидеть диковину можно и сейчас.