Опыт работы учителя-логопеда «Использование игр с песком для формирования фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи. Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей (обобщение опыта работы проблемной группы) Педагогический опыт р

Наталья Дуплинская
Обобщенный педагогический опыт учителя-логопеда

Обобщенный педагогический опыт

Тема опыта :

«Развитие мелкой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».

Идея опыта :

Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования.

«Если руки неумелы,

Если пальчики несмелы,

Трудно ручку удержать,

Буквы ровно написать

Не удержишь карандаш –

Не получится пейзаж ».

1. Дуплинская Наталья Александровна

2. Образование : Среднее специальное

3. Новосибирский педагогический колледж №1 им . А. С. Макаренко

4. Воспитатель

5. МКДОУ детский сад «Родничок»

6. Учитель-логопед

7. Педагогический стаж - 15

8 Стаж работы в занимаемой должности - 10 лет

Ведущая педагогическая идея

В. А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» . Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования устной и письменной речи.

2. Условия формирования опыта

Работая в детском саду я заметила, что у значительного большинства детей пальчики малоподвижны, движения их отличаются неточностью и не согласованностью : дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку и карандаш, не всегда могут застегнуть пуговицы, молнию, завязать шапку, зашнуровать ботинки. Недостаточность развития двигательного анализатора и мелкой моторики в детском возрасте становится все более обычным явлением и почти во всех случаях влияет на развитие речи не только устной, но и письменной.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В старшем дошкольном возрасте 5 – 7 лет, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

3. Теоретическая база тем

Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых.

Можно по-разному объяснять, зачем пальцы ребенка должны развиваться и тренироваться, но нет таких педагогов , которые отрицали бы значение работы с рукой.

Уже давно известно, какие блага несет моторика руки : это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук.

Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев» , - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.

4. Актуальность

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь

Включая подготовительные упражнения на развитие мелкой моторики, мы формируем у ребенка одновременно, умение точно и ловко выполнять те или иные движения. Оптимальным является использование физкультминуток. В ходе физкультминуток детям предлагается как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Такая необычная игровая деятельность у ребят вызывает ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание. Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Следовательно, уровень речевого развития детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук. А при поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией.

5. Новизна

Инновационность данного опыта состоит в том , что введение наглядных моделей в процесс обучения позволит логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, развивать общую и мелкую моторику рук, составлять рассказ. При работе с данным материалом учитывается степень и тяжесть речевого дефекта, уровень индивидуального развития каждого ребенка-логопата, возрастные особенности детей дошкольного возраста, учет речевого окружения.

6. Адресность

Работа может заинтересовать не только педагогов , но и родителей проблемой недостаточного развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, а впоследствии, в школьном возрасте, с появлением дисграфии.

7. Трудоемкость

Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения. Организация работы не требует особых затрат.

Достоинством игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме : прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д.

8. Технология опыта

Целью данной работы является раскрытие актуальности использования различных методов и приемов для совершенствования развития пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста, показать значимость использования предлагаемых заданий при подготовке руки к письму.

В результате достижения заявленной цели я поставила ряд задач :

Укрепление психологической базы ребенка.

Расширение и обогащение речевого опыта ребенка .

Развитие переключаемости с одного движения на другое.

Развитие и совершенствование общей и мелкой моторики.

Развитие сенсорно - перцептивной сферы.

Предупредить возможное появление дисграфии путем развития мелкой моторики.

Воспитание доброжелательных отношений со сверстниками в совместной деятельности; развитие стремления качественно выполнять задания.

Побуждать интерес к логопедическим занятиям; воспитывать у детей активность на занятии.

Работа по данной теме позволила создать многообразие дидактических игр на развитие мелкой моторики и профилактики дисграфии, которые может использовать не только педагог на занятиях в детском саду, но и родители дома. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению, поэтому содержание данных игр и упражнений позволяет в процессе игровых ситуаций через ощущения с активным включением слухового и зрительного анализаторов сформировать не только мелкомоторные навыки, но и внутреннюю речь, память, логическое мышление, творческие способности. Предлагаемые задания постепенно усложняются, и дети составляют фигуры сначала по образцу, затем – по замыслу. Некоторые задания сопровождаются стихами (запомни, повтори) и загадками (отгадай)

9. Результативность

Для определения основных путей развития и совершенствования мелкой моторики, как одного из направлений по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста мною была проведена диагностика оценки уровня развития речи; анкетирование родителей, ряд консультаций для педагогов ДОУ и родителей . По результатам вышеперечисленной работы были разработаны игры и упражнения для детей, консультации и рекомендации для педагогов ДОУ и родителей .

Основные пути развития и совершенствования мелкой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста.

Пассивная гимнастика (массаж и самомассаж)

Активная гимнастика (всем известные конструкторы, шнуровки, пазлы, разноцветные прищепки, мозаика, пуговицы, счетные палочки).

Пальчиковая и сопряженная гимнастика (статические, динамические упражнения.) Цель сопряженной гимнастики - привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев и губ; научить управлению этими движениями. В сопряженной гимнастике предлагаются также упражнения для одновременной работы пальцев и языка.

Пальчиковый театр. Речь только начинает формироваться, а упражнения для пальчиков, языка, губ, превращенные в увлекательную игру, помогают укреплять и развивать речевой аппарат.

Графические упражнения, рисование пальцем и ладошкой, оригами. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Особое место в развитии графической моторики занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов с использованием простого и цветного карандашей, конструирование.

Физкультминутки в сочетании с пальчиковой гимнастикой. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ : речь ритмизируется движениями, делается более четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

Логоритмика. Основополагающий принцип проведения занятий - взаимосвязь речи, музыки и движения. Движение выступает здесь как основное средство взаимодействия между ребенком и окружающим миром.

Подготовка руки к письму. Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный.

Тест на развитие графического навыка.

Развитие графического навыка. Графический диктант, рисование линий : прямые и фигурные дорожки, рисование : по точкам, по контурам, по клеточкам, выполнение штриховок с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

В реализации педагогического опыта преимущественно проводятся индивидуально-подгрупповые формы работы.

Представленный опыт работы , дал устойчивые положительные результаты в коррекции и нормализации речи, как устной, так и письменной, у детей старшего дошкольного возраста.

Итоговая диагностика, проведенная в конце учебного года, доказывает эффективность системы коррекционно-логопедической работы по развитию пальцевой моторики как одного из направлений профилактики письменной речи в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста. У детей :

Формируется положительная мотивация к обучению, познавательная и речевая активность;

Развиваются более тонкие ощущения кистей и пальцев рук, восприятие, внимание, память, воображение;

У детей формируются полноценные структурно-динамические механизмы внутренней готовности к овладению процессом письма;

Развивается мышечная активность;

Развивается ловкость, точность, выразительность, координация движений, повышается работоспособность, тонус коры головного мозга

Таким образом, реализация данной коррекционной – развивающей работы позволяет повысить уровень подготовленности детей к обучению в школе.

Для достижения наибольшего эффекта в упражнениях по развитию мелкой моторики пальцев рук должны сочетаться движения сжатия, растяжения, расслабления кисти, использование изолированного движения каждого из пяти пальцев, а не только «социальная зона руки» .

Приложение.

Папка с методическими материалами накопленного педагогического опыта работы по данной теме.

Совет родителям и педагогам , работающим с ребенком :

Старайтесь учитывать его индивидуальные особенности, быть терпеливыми и добрыми, помогайте преодолеть неизбежно возникшие трудности, не делая из них трагедии, то есть просто научитесь его понимать !

Альбина Зарипова
Обобщение опыта работы учителей-логопедов с родителями в ДОУ

Обобщение опыта работы с родителями учителей-логопедов

в МБДОУ»Ромашка»г. Буинска РТ.

Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит особенно быстро : быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития : одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры, неправильное ударение.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос дошкольников : некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения, другие - крикливо. Воспитатель, учитель -логопед обращают внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко, учат детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

В настоящее время в МБДОУ "Ромашка" много детей с нарушениями речи. Многое зависит от работы логопедов детского сада. В нашем детском саду работают два учителя- логопеда : Зарипова А. И. и Мартьянова О. А. Вся логопедическая работа в МБДОУ "Ромашка" направлена на формирование правильной речи у ребенка :

Подготовка артикуляционного аппарата к работе ;

Развитие фонематического восприятия;

Развитие мелкой моторики рук;

Постановка звуков;

Автоматизация звуков;

Дифференциация звуков;

Формирование слоговой структуры слов;

Обогащение и активизация словаря;

-работа над грамматическим строем речи;

Формирование связной речи;

Формирование психологической базы речи.

Мы работаем в тесной взаимосвязи с родителями . Родители работают над формированием правильного звукопроизношения, а мы работаем по исправлению звукопроизношения. Цель нашей взаимосвязанной работы с родителями - это правильное произношение всех звуков у детей и подготовка их для успешного обучения в школе.

Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их детей те или иные речевые нарушения. Другие родители откладывают консультацию у логопеда из-за недостатка времени или, считая, что с возрастом у ребенка все пройдет и так. В таких случаях усложняется процесс коррекции речевого нарушения, воспитания и обучения.

В начале учебного года мы учителя -логопеды обследуем речь детей. Логопедическое обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, сведениях о родителях ребенка . Стараемся знакомиться с родителями детей , которые будут у нас заниматься.

Из первой беседы выясняем условия воспитания ребенка в семье, особенности развития, его увлечения, интересы. Так же интересуемся тревогами родителей , их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна для обеих сторон. От ее атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество. Это настраивает и привлекает родителей на совместную работу . Мы объясняем, какую помощь мы ждем от них в исправлении звукопроизношения.

Совместная работа логопедов с родителями в нашем детском саду является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах :

Индивидуальные беседы и консультации

Памятки

Анкетирование

Тестирование

Родительские собрания

Пятиминутки

Семинары-практикумы

Круглые столы

Открытые занятия

Домашние задания

Информационный стенд

Родительские уголки

Папки - передвижки

Для знакомства с требованиями, приемами и содержанием нашей работы наблюдением за своим ребенком родители приглашаются на открытые индивидуальные и фронтальные логопедические занятия. Такая форма работы позволяет родителям : контролировать ход логопедической работы , видеть объём знаний своего ребёнка в определённой лексической теме и разнообразие речевых упражнений, игр, наглядно-игрового, речевого материала.

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общеобразовательные учреждения.

В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый , совместный с педагогами процесс воспитания и развития ребенка позволяют значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Поэтому считаем, что родители должны знать о ребенке не только положительную информацию, но и отрицательную. Родители должны знать проблемы ребенка и помогать их разрешать.

Основной формой взаимодействия с родителями у учителя -логопеда является тетрадь для домашних заданий. Тетрадь мы заполняем два раза в неделю, для того, чтобы родители могли с ребенком закрепить пройденный материал. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания, памяти и мелкой моторики рук. Эта форма работы позволяет нам так же вести более тесное сотрудничество с родителями и создавать единый речевой режим.

С 2003 года в МБДОУ «Ромашка» проводятся логоритмические занятия. Эти занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (обшеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).

Значимость работы с родителями трудно переоценить . Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей . Работа с детьми , имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны учителей-логопедов и родителей .

Выстраивать работу с семьей надо на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, это, безусловно, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков.

Учитель -логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей . Мы планируем и координируем совместную работу , определяем вместе с другими специалистами (педагогом-психологом, воспитателями, музыкальным руководителем) .

Основные задачи в работе с родителями :

Устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

Объединять усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;

Оказывать помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

Обучать родителей конкретным приемам логопедической работы .

Пропаганда знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляется нами учителями- логопедами , прежде всего в тесном контакте с родителями .

Логопедические занятия помогают детям справиться со своими проблема в произношении, а родителей логопед снабжает всей необходимой информацией и домашними практическими заданиями, которые помогают ребенку в домашних условиях сориентироваться в своих ошибках и понять, как правильно необходимо говорить. Все это дает хороший результат в нашей работе .

Использованная литература :

1. Бурлакова М. К. «Советы логопеда» , В. Секачёв, М., 2001г.

2. Максаков Александр, «Развитие правильной речи ребёнка в семье» , Издательство : «Мозаика-Синтез» , 2008г.

3. Л. С. Волкова Логопедия. - М., 1989.

4. Генинг М. Г. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.

5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.

Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада) .

6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи - Просвещение М. ,2010.

Учителя-логопеды : Зарипова Альбина Ильгизаровна 1 квалификационной категории, Мартьянова Ольга Алексеевна 1 квалификационной категории.

Нередко в дошкольных образовательных учреждениях встаёт проблема взаимодействия специалистов и воспитателей между собой. Группой учителей-логопедов ДОУ города Перми в рамках работы проблемной группы при МБОУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения" города Перми была предпринята попытка собрать положительный опыт по данному вопросу разных учреждений. Я хочу проанализировать и представить обобщенный опыт работы данной группы.

Цель : выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ

  1. Разработать единые (вариативные) подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.
  2. Подобрать новые действенные и обменяться имеющимися формами взаимодействия в условиях специализированной группы или ДОУ и в условиях логопункта, (технология взаимодействия).
  3. Разграничить зоны ответственности учителя-логопеда и воспитателей ДОУ
    в коррекционно-развивающей работе.
  4. Отобрать программное обеспечение по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя c использованием ИКТ.

План работы:

  1. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при диагностике, определение объемов и сфер влияния, формы сотрудничества.
  2. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, формы сотрудничества.
  3. Функционал учителя-логопеда и воспитателей.
  4. Выстраивание взаимодействия с использованием информационно-компьютерных технологий.

Планируемый результат: подбор и разработка единых (вариативных) подходов по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

Логопедический пункт общеобразовательного ДОУ: взаимодействие логопеда и воспитателей

Теоретическая основа и практический материал представлен в пособии Михеевой И. А. и соавторов "Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда". Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Авторы-составители распределили по лексическим темам и включили в пособие: описания пальчиковых игр и упражнений на координацию речи с движением; задания, направленные на развитие общих речевых навыков на основе текстов; большое количество игр для развития слухового, зрительного внимания, фонематических представлений, для обогащения словаря и совершенствования грамматического строя речи; а также стихотворения, загадки и тексты для пересказа. Упражнения и тексты, предложенные в пособии, ориентированы на работу с детьми 5-7 лет.

Нами предпринята попытка разграничить работу воспитателя и логопеда по основным направлениям, определить точки соприкосновения взаимодействия: диагностика, коррекция, профилактика.

Диагностическая работа

Воспитатель Учитель-логопед
Проводит диагностику общего развития.

Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания.

Опираясь на диагностические данные логопеда, планирует занятия с детьми, исходя из основных коррекционных задач.

Проводит ежегодное комплексное логопедическое обследование всех детей среднего и старшего дошкольного возраста, результаты которого отражает для каждой группы детей:
  • в "Экранах звукопроизношения", которые наглядно указывают на звуки, нарушенные
  • в произношении каждого ребенка, а также этапы работы над ними,
  • - "таблицах взаимодействия", где отражен уровень развития структурных компонентов речи;
  • - в "Листах учета результатов обследования детей", в которых каждый ребенок отнесен к одной из следующих групп: с нормальным речевым развитием, дефектами звукопроизношения (простая дислалия, сложная дислалия, стертая дизартрия), лексико-грамматическими нарушениями, недоразвитием фонематического восприятия, нарушениями слоговой структуры, испытывающие трудности в овладении языковым анализом и синтезом.

Коррекционная работа

Воспитатель Логопед
Осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов.

Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики.

Оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков.

Способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры.

Проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.

Оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи.

Профилактическая работа

Формы работы по взаимодействию с воспитателями, используемые в практике

1. Индивидуальная работа на один месяц по следующим разделам: работа по автоматизации звуков и контроль за ними; работа над мелкой моторикой; преодоление лексико-грамматического недоразвития речи на определённой лексической теме; развитие связной речи. Опираясь на данную таблицу - схему индивидуальной работы воспитатель может строить свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка. На занятии по звуковой культуре речи можно каждому ребенку предложить разобрать слова с теми звуками, которые они исправляют у логопеда.

2. Наблюдения за динамикой постановки звуков у детей. Наблюдение за динамикой позволяет воспитателю наглядно отследить динамику звукопроизношения всех речевых детей группы или конкретного ребенка. Опираясь на условные обозначения, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает логопед). Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремиться требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым, у ребенка нет боязни отвечать на занятиях, не идет закрепления неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу. Порой воспитатели упорно просят повторить слово со звуком, которого у ребенка нет, и начинают сердиться, если ребенок что-то делает не так.

4. Логопедические памятки и буклеты, выпускаемые 1 раз в 2 месяца,
в помощь педагогам и родителям по преодолению речевых проблем. Выпуск тематических логопедических буклетов "Логопедическая тропинка" и памятки, которые помогли бы воспитателям и родителям без специального образования овладеть навыками логопедической коррекционной помощи для своих детей. Красочно оформленные буклеты привлекают внимание не только взрослых, но и детей, которые хотят поучаствовать в их обыгрывании.

5. Подбор речевого материала: чистоговорок, рифмовок, стихотворений, заданий и упражнений для коррекции различных компонентов речевой деятельности. Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Поэтому мы помогаем подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендуем воспитателям работать с готовыми печатными изданиями, советуем использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.

Разграничение функций логопеда и воспитателя в условиях речевой группы и речевого детского сада

  • Проблемы, которые затрудняют совместную деятельность логопеда и воспитателя: совмещение программы " Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5-6 лет)" Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной с основной общеобразовательной программой МДОУ;
  • отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день;
  • сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СаНПиНа;
  • отсутствие четкого деления функций между воспитателем и логопедом;
  • невозможность взаимопосещения занятий логопедом и воспитателем в разновозрастных группах.

Совмещение программ рассмотрено в пособии: Л.Р.Лизуновой "Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ". В пособии рассматриваются вопросы создания оптимальных психолого-педагогических условий преодоления и предупреждения речевых нарушений у воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Структурно-организационные и программно-методические аспекты воспитания и обучения детей с нарушениями речевого развития являются результатом научно-исследовательской и коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Представленные программно-методические материалы включают в себя описание структурных компонентов системы коррекционно-развивающей и профилактической работы, направления организации единого речевого режима, программное содержание и планирование комплексной воспитательно-образовательной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения в целях организации единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития.

Практикующими учителями-логопедами совместная деятельность организуется в соответствии со следующими целями:

  • повышение эффективности коррекционно-образовательной работы
  • исключение дублирования воспитателем занятий логопеда
  • оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

  • логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов
  • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки

Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя

1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.

2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.

3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.

4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

Воспитатель Логопед
Планирует и организует занятия с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Планирует и организует занятия с учетом возраста и индивидуальных нарушений развития речи у детей.
Формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования. Проводит основную словарную работу
Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением.

При наблюдении за объектами действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи детей.

На основе полученных знаний в ходе наблюдений проводит коррекционно-развивающие речевые упражнения и совершенствует имеющиеся у детей речевые навыки.
Обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться .

Не останавливает детей, подавляя их желание высказываться, а наоборот, поддерживает инициативу, расширяет содержание разговора вопросами, создаёт интерес к теме разговора у других детей.

Работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме.
Формирует технические и изобразительные навыки На подгрупповых занятиях закрепляет технические умения и изобразительные навыки, с целью в дальнейшем формировать такие сложные формы речи, как планирующая речь. Благодаря этому речь детей на занятиях становится регулятором их поведения и деятельности.
Проводить занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляционных упражнений. Разучивает комплекс необходимых артикуляционных упражнений, предоставляет их воспитателю д ля закрепления.
Оказывает помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью потешек, скороговорок. Ставит и вводит в речи звуки, подготавливает речевой материал для автоматизации звуков воспитателем.
Закрепляет навыки по связной речи с помощью стихотворений и т.п. Проводит занятия по развитию связной речи, готовит материал для закрепления воспитателем.
Обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению. Углубляет словарную работу, формирует у детей лексико-грамматических категорий, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении.
Проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем;
  • пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты;
  • контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними;
  • при планировании занятий по письму и формированию графических навыков руководствуется методическими указаниями логопеда.
На фронтальных занятиях формулирует темы;
  • отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу,
  • обучает элементам грамоты,
  • одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями.

Руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи.

Функционал логопеда:

  • Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
  • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
  • Работа по коррекции звукопроизношения.
  • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
  • Работа по коррекции слоговой структуры слова.
  • Формирование послогового чтения.
  • Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
  • Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
  • Предупреждение нарушений письма и чтения.
  • Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

Функционал воспитателя:

  • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
  • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
  • Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
  • Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
  • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
  • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
  • Закрепление навыков чтения и письма.
  • Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
  • Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Формы взаимодействия

Интегрированные занятия - как форма совместной деятельности специалистов, воспитателей и родителей. Повышают профессиональную компетентность. Комплексно решают профилактические задачи.

Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ

  • проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера
  • использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом логопедической группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня
  • использование различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.

Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиНов:

  • использование новых моделей компьютера
  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы)
  • проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 - 2 минуты на несколько секунд
  • включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений

Список литературы:

  1. Л.Р.Лизунова. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: Программно-методическое пособие. - Пермь: Издательство "ОТ и до", 2010. - 114с.
  2. Михеева И. А., Чешева С. В., Чещева С. В.
  3. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. (Популярная логопедия) Серия:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 п. Адамовка

передовой педагогический опыт работы учителя – логопе да

I квалификационной категории

Макаровой Натальи Викторовны

«Радоваться даже маленьким достижениям,

стремиться к совершенству,

потому что у него нет предела».

Макарова Наталья Викторовна работает учителем-логопедом 9 лет, имеет первую квалификационную категорию. С 2005 года является постоянным участником районной психолого-медико-педагогической комиссии, организованной с целью выявления детей и подростков с отклонениями в развитии, проведения диагностического обследования несовершеннолетних и разработки рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания .

В 2009 году обобщила свой передовой педагогический опыт работы по теме: «Развитие пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста». В течение трех последних лет активно внедряю его в свою практическую деятельность.

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования устной и письменной речи. Развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с 6 месяцев до самой школы, и рекомендуют малышам упражнения, доступные их возрасту.

Мы часто замечаем, что у значительного большинства детей пальчики малоподвижны, движения их отличаются неточностью и несогласованностью: дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку и карандаш, не всегда могут застегнуть пуговицы, молнию, завязать шапку, зашнуровать ботинки. Недостаточность развития двигательного анализатора и мелкой моторики в детском возрасте становится все более обычным явлением и почти во всех случаях влияет на развитие речи не только устной, но и письменной.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте 5 – 7 лет, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Включая подготовительные упражнения на развитие мелкой моторики, мы формируем у ребенка одновременно, умение точно и ловко выполнять те или иные движения. Оптимальным является использование физкультминуток. В ходе физкультминуток детям предлагается как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Такая необычная игровая деятельность у ребят вызывает ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание. Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Следовательно, уровень речевого развития детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук. А при поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией.

Целью данной работы является раскрытие актуальности использования различных методов и приемов для совершенствования развития пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста, показать значимость использования предлагаемых заданий при подготовке руки к письму.

В результате достижения заявленной цели решается ряд задач:

Укрепление психологической базы ребенка.

Расширение и обогащение речевого опыта ребенка.

Развитие переключаемости с одного движения на другое.

Развитие и совершенствование общей и мелкой моторики.

Развитие сенсорно – перцептивной сферы.

Предупредить возможное появление дисграфии путем развития мелкой моторики.

Воспитание доброжелательных отношений со сверстниками в совместной деятельности; развитие стремления качественно выполнять задания.

Побуждать интерес к логопедическим занятиям; воспитывать у детей активность на занятии.

Работа по обобщению опыта позволила создать многообразие дидактических игр на развитие мелкой моторики и профилактики дисграфии, которые может использовать не только педагог на занятиях в детском саду, но и родители дома. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению, поэтому содержание данных игр и упражнений позволяет в процессе игровых ситуаций через ощущения с активным включением слухового и зрительного анализаторов сформировать не только мелкомоторные навыки, но и внутреннюю речь, память, логическое мышление, творческие способности. Предлагаемые задания постепенно усложняются, и дети составляют фигуры сначала по образцу, затем – по замыслу. Некоторые задания сопровождаются стихами (запомни, повтори…) и загадками (отгадай…).

Достоинством игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Работа по обобщению педагогического опыта позволила заинтересовать не только педагогов, но и родителей проблемой недостаточного развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, а впоследствии, в школьном возрасте, с появлением дисграфии.

Инновационность данного опыта состоит в том, что введение наглядных моделей в процесс обучения позволит логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, развивать общую и мелкую моторику рук, составлять рассказ. При работе с данным материалом учитывается степень и тяжесть речевого дефекта, уровень индивидуального развития каждого ребенка-логопата, возрастные особенности детей дошкольного возраста, учет речевого окружения.

Для определения основных путей развития и совершенствования мелкой моторики как одного из направлений по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста мною была проведена диагностика среди детей на определение предрасположенности к дисграфии, тест на выявление уровня выносливости и быстроты мышц кисти рук, диагностика оценки уровня развития речи; тест на определение рукости ребенка, диагностика пространственного восприятия и конструктивного праксиса с использованием кубиков Кооса, анкетирование родителей, ряд консультаций для педагогов ДОУ и родителей. По результатам вышеперечисленной работы были разработаны игры и упражнения для детей, консультации и рекомендации для педагогов ДОУ, педагогов школ и родителей.

Основные пути развития и совершенствования мелкой мо торики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в корр екционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».

Пассивная гимнастика (массаж и самомассаж)

Активная гимнастика (всем известные конструкторы, шнуровки, пазлы, разноцветные прищепки, мозаика, бусины, пуговицы, спички, счетные палочки).

Пальчиковая и сопряженная гимнастика (статические, динамические упражнения. Цель сопряженной гимнастики – привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев и губ; научить управлению этими движениями. В сопряженной гимнастике предлагаются также упражнения для одновременной работы пальцев и языка).

Пальчи ковый театр и пальчиковый театр теней (Речь только начинает формироваться, а упражнения для пальчиков, языка, губ, превращенные в увлекательную игру, помогают укреплять и развивать речевой аппарат).

Графические упражнения, рисование пальцем и ладошкой, оригами (Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Особо место в развитии графической моторики занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов с использованием простого и цветного карандашей, конструирование).

Физкультминутки в соче тании с пальчиковой гимнастикой (Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта).

Логоритмика (Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Движение выступает здесь как основное средство взаимодействия между ребенком и окружающим миром).

Подготовка руки к письму . Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный. Тест на развитие графического навыка.

Развитие графического навыка (графический диктант, рисование линий: прямые и фигурные дорожки, рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам, выполнение штриховок с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

В реализации педагогического опыта преимущественно проводятся индивидуально-подгрупповые формы работы.

Представленный опыт рабо ты, дал устойчивые положительные результаты в коррекции и нормализации речи, как устной, так и письменной, у детей старшего дошкольного возраста.

Итоговая диагностика, проведенная в конце учебного года, доказывает эффективность системы коррекционно-логопедической работы по развитию пальцевой моторики как одного из направлений профилактики письменной речи в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста. У детей:

Формируется положительная мотивация к обучению, познавательная и речевая активность;

Развиваются более тонкие ощущения кистей и пальцев рук, восприятие, внимание, память, воображение;

У детей формируются полноценные структурно-динамические механизмы внутренней готовности к овладению процессом письма;

Развивается мышечная активность;

Развивается ловкость, точность, выразительность, координация движений, повышается работоспособность, тонус коры головного мозга

Таким образом, реализация данной коррекционно – развивающей работы позволяет повысить уровень подготовленности детей к обучению в школе.

Для достижения наибольшего эффекта в упражнениях по развитию мелкой моторики пальцев рук должны сочетаться движения сжатия, растяжения, расслабления кисти, использование изолированного движения каждого из пяти пальцев, а не только «социальная зона руки».

Совет родителям и педагогам , работающим с ребенком:

Старайтесь учитывать его индивидуальные особенности, б ыть терпеливыми и добрыми, помо гайте преодолеть неизбежно возникшие трудности, не делая из ни х трагедии, то есть просто научитесь его понимать!

Наталья Шведюк
Обобщение опыта работы «Инновационные технологии в работе логопеда»

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии.

Любой практический материал можно условно разделить на две группы : во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии .

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми , имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы , не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Инновационные технологии - это внедрённые , новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности » технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Любая инновация , используемая в логопедической практике , относится к так называемым «микроинновациям » , поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи , а лишь локально модифицирует её методическую составляющую.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.

Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.

Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная : создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн.. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк» , пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ :

Арт - терапевтические технологии ;

Современные технологии логопедического и пальцевого массажа;

Современные технологии сенсорного воспитания;

Телесноориентированные техники ;

Су - Джок –терапия;

Информационные технологии .

Положительные результаты приносит включение в коррекционно-развивающий процесс арттерапии (арттерапия применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии, а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии., основными функциями которой являются катарсистическая (очищающая, освобождающая от отрицательных состояний) и регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов).

Виды арт-терапии :

Музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах) ;

Кинезитерапия (танцтерапия, телесно -ориетированная терапия, логоритмика , психогимнастика);

Сказкотерапия;

мнемотехника ;

Креативная игротерапия (песочная терапия) .

ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.

На занятиях использую следующие приёмы музыкотерапии :

Прослушивание музыкальных произведений.

Ритмические движения под музыку.

Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.

Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Музыкотерапевтическое направление работы способствует :

Улучшению общего состояния детей;

Улучшению исполнения качества движений ;

Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;

Стимуляции речевой функции;

Нормализации просодической стороны речи .

Коррекционные задачи :

нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;

стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций) ;

улучшение общего состояния детей;

улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность) ;

коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;

стимуляции речевой функции;

нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации) ;

формирование навыков словообразования;

формирование слоговой структуры слова .

Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.

Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ :

растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;

упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;

дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

– это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие :

развивают мозолистое тело,

повышают стрессоустойчивость,

улучшают мыслительную деятельность,

способствуют улучшению памяти и внимания.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь» , «Зайчик – колечко – цепочка» ,

«Зайчик – коза – вилка» и др.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

Однако приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую практику. Однако становится ясно, что логопедический массаж , как одна из технологий должна занимать свое строго определенное место в ряду других логопедических техник . С одной стороны, логопедический массаж является важной составляющей в комплексной логопедической работе , с другой стороны, массаж не является панацеей при формировании звуков.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым, страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом .

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа , проводимого логопедом , самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. произношения у ребенка.

ПАЛЬЦЕВЫЙ МАССАЖ

массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;

прищепочный массаж;

массаж орехами, каштанами;

массаж шестигранными карандашами;

массаж чётками;

массаж зондами, зондозаменителями;

массаж приборами Су-Джок терапии.

ЭЛЕМЕНТЫ СКАЗКОТЕРАПИИ

Коррекционные задачи :

создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;

совершенствование лексико-грамматических средств языка;

совершенствование звуковой стороны речи;

развитие диалогической и монологической речи;

эффективность игровой мотивации детской речи;

взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;

создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;

приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

МНЕМОТЕХНИКА

Мнемотехника в переводе с греческого - искусство запоминания, технология развития памяти . Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея : на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать» , используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно использую в работе . Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ.

Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использую мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи, что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Мнемотехника помогает в развитии :

связной речи;

ассоциативного мышления;

зрительной и слуховой памяти;

зрительного и слухового внимания;

воображения;

ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) .

Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Задачи, которые решаю на занятиях :

Совершенствование умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

способствует :

совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

обогащению словарного запаса;

развитию связной речи;

побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

развитию фантазии и образного мышления.

При играх с песком :

Снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.

Происходит обогащение игрового опыта и , как следствие, творческой активности и самостоятельности в игре.

У детей развивается способность к симпатии; формируется умение оказывать поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие.

Развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику , необходимо решить две основные задачи специального обучения : сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Приоритетная задача применения компьютера в работе состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники , а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

На занятиях компьютер помогает провести физминутку, зарядку для глаз, провести интерактивные игры для развития фонематических процессов.