Доступно о правописание гласных в суффиксах глаголов. Правописание суффиксов глаголов -ова-, -ева. Мотивация к учебной деятельности

ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

В суффиксах деепричастий пиши ту же гласную, что и в глаголах перед –ТЬ.

Например: обгорЕ в – обгорЕ л - обгорЕ ть заметИ в – заметИ л – заметИ ть

Задание 1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропу­щена буква Е?

А. милост…вый

В. фасол…вый

Б. выдерг…вая

Г. выкип…ть

1) А, Б, В 2) Б, В, Г 3) А, Г 4) Б, Г

Задание 2.

A. устойч…вый

Б. буш…вать

B. ткан…вый

Г. выгор…в

1) А 2) Б 3) А, Б, Г 4) А, В, Г

Задание 3

A. ута…вать

Б. фасол…вый

B. повел…вать

Г. назойл…вый

I) А, Б, Г 2) А, Б 3) А, Г 4) Б, В

Задание 4. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропу­щена буква И?

A. приветл…вый

Б. обид...ться

B. ноздр…ватый

Г. благоустра…вать

1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, Г

Задание 5 .В каком варианте ответа указаны все слова, где пропу­щена буква И?

A. разборч…вый

Б. успока...вать

B. замш…вый

Г. зачервив...вший

1) А, Б 2) Б 3) А, В, Г 4) Б, Г

Задание 6 .В каком варианте ответа указаны все слова, где пропу­щена буква И?

А. доверч…вый

Б. насмешл…вый

В. танц…вать

Г. зарумян…вшийся

1) А, Б, В, Г 2) Б, В 3) А, В, Г 4)А,Б, Г

Задание 7 .

A. разве…лся (по ветру)

Б. ускор…вшийся

B. эмал…вый

Г.сбивч…вый

1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) Б, Г 4) А, В, Г

Задание 8 . В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

A. допраш…вать

Б. буш…вал а

B. изменч…вый

Г. находч…вый

1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г

Задание 9. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

A. обнаруж…вать

Б. прод…вать

B. распил…вать

Г. задумч…вый

1) А, Б, Г 2) А, В, Г 3) В, Г 4) А, Б, В

Задание 10. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

A. устойч…вый

Б. корч…вать

B. допраш…вать

Г. догадл…вый

1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) А, В, Г 4) В, Г

БЛАНК ОТВЕТОВ А 18 ОРФОГРАФИЯ. КЛЮЧ К ОТВЕТАМ А 18 ОРФОГРАФИЯ.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ НОМЕР ЗАДАНИЯ
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ НОМЕР ЗАДАНИЯ
Х Х
Х
Х Х Х
Х Х Х Х

ОРФОГРАФИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ А 19

ЧАСТИЦЫ НЕ и НИ

НЕпишется, если: НИпишется, если:
1) отрицание НЕ могу дышать 1) УСИЛЕНИЕ отрицания НИ минутки свободного времени = НЕТ
2) двойное отрицание = УТВЕРЖДЕНИЕ НЕ могу НЕ похвалить = похвалю 2) полный запрет НИ с места! = НЕЛЬЗЯ
3) в восклицательных предложениях, как правило, со словами только, уж: Где он только НЕ был! = ВЕЗДЕ Кого только НЕ было! = ВСЕ 3) в придаточных СПП. КУДА НИ, ГДЕ НИ, КАК НИ, ЧТО НИ, КТО НИ, СКОЛЬКО НИ, КОГДА НИ КУДА он НИ обращался, ему везде отказывали. (УСИЛЕНИЕ утверждения)
4) ПОКА ЧТОБЫ ЕДВА ДАЛЕКО ЧУТЬ ЛИ ВОВСЕ НЕ + НЕ ОТНЮДЬ НИМАЛО НИСКОЛЬКО НИЧУТЬ фразеологические обороты (ФО) НИ свет НИ заря НИ два НИ полтора НИ с того НИ с сего НИ жив Ни мёртв НИ конца Ни края НИ себе НИ людям НИ рыба НИ мясо НИ то Ни сё НИ за что НИ про что
РАЗЛИЧАЙ:
1. НЕ ОДИН =много НЕ РАЗ = много раз НЕМАЛО = много НИ ОДИН = никто НИ РАЗУ = никогда НИМАЛО = нисколько
2.НЕ КТО ИНОЙ, как… НЕЧТО ИНОЕ, как… НИКТО ИНОЙ НИЧТО ИНОЕ
1)есть союз КАК 2) можно заменить только, именно 3) можно убрать не кто иной, как Это был НЕ кто иной, КАК Дубровский. = Это был Дубровский 1)нет союза КАК 2) невозможно заменить только, именно 3) можно убрать слово иной НИкто иной не поможет в беде. = Никто не поможет в беде.
ЗАПОМНИ:
как ни в чём не бывало откуда ни возьмись тем не менее во что бы то ни стало где бы то ни было что ни на есть куда ни шло ни в коем случае


*Познакомиться с правописанием суффиксов –ова-(-ева-),

-ыва-(-ива-).

* Научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами.


Если в настоящем или в будущем времени

глагол оканчивается на –ываю(-иваю), то в

времени пишется –ыва-(-ива-).

рассказываю-рассказывать-рассказывал

Если в настоящем или будущем времени

глагол оканчивается на –ую(-юю), то в

неопределенной форме и в прошедшем

времени пишется –ова-(-ева-)

командую-командовать-командовал


ОВА-(-ЕВА-)

Н.вр. и Б.вр.

Участвовать-

участвую

ЫВА- (-ИВА-)

Н. вр. и Б.вр.

– ываю-(иваю-)

Воспитывать -

воспитываю


Алгоритм правописания суффиксов -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-)

гор.вать, доклад.вать

  • Ставлю глагол в форму

наст. или буд.вр 1-го лица ед.ч.

2. Смотрю, на что оканчивается глагол

Ую, -юю -ываю, -иваю

Ова-, -ева- -ыва-, -ива- .


докладЫВАЮ -докладЫВАть

  • горЮЮ - горЕВАть
  • командУЮ - командОВАть
  • настаИВАЮ - настаИВАть

  • Рассказ ЫВАю
  • рассказЫВАешь
  • рассказЫВАет
  • рассказЫВАем
  • рассказЫВАете
  • рассказЫВАют

  • командОВАть
  • командУю
  • командУешь
  • командУет

Замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу (см.слова для справок ) глаголами с рассматриваемыми суффиксами.

  • На уроки нельзя являться с опозданием.
  • Раненому сделали операцию.
  • Улицу покрыли асфальтом.
  • Два часа я гулял на улице.

Слова для справок : з..асфальтировали, пр..оперировали, опаздывать, пр..гуливался.


1.-ЫВА- Оправд…вать - атак…вать

2 –ОВА- Воспит..вать – торжеств..вать

3. –ОВА- Лакир…вать – испыт..вать

4.-ОВА- Доклад..вать – исслед..вать

5.-ОВА- Запис…вать – чувств..вать

6.-ОВА- Негод…вать – откус..вать

7.-ЫВА- Действ…вать – образов…вать

  • проверка

Простой карандашик написал слова и попросил своих друзей проверить эти слова. Друзья были очень рады, что карандашик справился со всем отлично.

Проверка.

О правдывать

Т оржествовать

Л акировать

И сследовать

Ч увствовать

Н егодовать

О бразовывать


Уча..тв..вать (в) сост..заниях,

чу..тв..вать боль (в) сер..це,

наказ..вать жестоко,

всматр..ваться (в) ночную мглу,

одол..вать противника,

совет..вал другу,

бесед..вал (с) мамой,

инт..рес..ваться техникой,

ра(з,с)в..вался красный фла(г,к),

заноч..вать (в) лесу.

  • ПРОВЕРКА

Проверка:

Уча с тв о вать в сост я заниях,

чу вс тв о вать боль в сер д це,

наказ ы вать жестоко,

всматр и ваться в ночную мглу,

одол е вать противника,

совет о вал другу,

бесед о вал с мамой,

инт е рес о ваться техникой,

ра з в е вался красный фла г,

заноч е вать в лесу.


Используя данные глаголы составьте простое предложение с однородными сказуемыми. В своем предложении расскажите о том, что мы делали на уроке .

Образов..вали, тренир…вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали.

  • СмОтреть –рассмАтривать
  • УмОлчать – умАлчивать
  • смОтр, мОлча!

Правописание окончаний глаголов

1. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений.

Ко II спряжению относятся:

· глаголы на -ить (кроме глаголов брить, стелить, зиждиться , которые относятся к I спряжению),

· 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть ),

· 4 глагола на -ать (гнать, дышать, держать, слышать ).

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Личные окончания глаголов в настоящем или будущем прошедшем времени:


2. Существует несколько разноспрягаемых глаголов , не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать .

ед.ч.

1 лицо читаю, беру

2 лицо читаешь, берешь

З лицо читает, берет

мн.ч.

1 лицо читаем, берем

2 лицо читаете, берете

3 лицо читают, берут

хочу

хочешь

хочет

хотим

хотите

хотят

Бегу

бежишь

бежит

бежим

бежите

бегут

едим

едите

едят

создам

создашь

создаст

создадим создадим создадут

дашь

даст

дадим

дадите

дадут

3. Если глагол с приставкой обез-(обес-) является переходным, то он спрягается по II спряжению, а если непереходный, то по I спряжению (например , сравните спряжение глаголов обессилить (кого-нибудь ) и обессилеть (самому ).

4. В глаголах I спряжения в форме будущего времени пишется окончание -ете , а в форме повелительного наклонения - окончание -ите (Вы завтра вышлете это письмо. - Вышлите срочно этот документ.)

Ь (мягкий знак) в глагольных формах.

1. Ь (мягкий знак) пишется:

· в инфинитиве (писать, печь, хотеться, мыться ),

· в окончаниях 2 лица единственного числа выберешь, помоешь, делаешь, умываешься ),

· в повелительном наклонении (исправь, спрячься ), НО ляг, лягте,

· в возвратной частице , которая стоит после гласной (погнулись, повернулись, вернусь );

2. Ь (мягкий знак) не пишется:

· в форме 3 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени (умывается, делается ).

Правописание суффиксов глаголов

1. В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы: -а - (слышать, делать) ; -я - (сеять, лаять) ; -е - (видеть, обидеть) ; -и - (нянчить, пилить) .

Запомните: 1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс -е - . В этой позиции под ударением может быть только суффикс -я - или -и - (стоять, поить, доить). В безударном положении суффикс -я - пишется в глаголах веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, а суффикс -и - - в глаголах строить, стоить, покоить, удвоить, утроить, клеить ;

2) после мягких согласных (кроме ч ) в безударном положении суффикс -я - пишется в глаголах кланяться, кашлять, а суффикс -е- - в глаголах видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, заиндеветь ;

3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Например: выздоров е ть - выздоров е л, ла я ть - ла я л, кле и ть - кле и л.

2. Суффиксы -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).

В глаголах с суффиксом -ыва- (-ива- ) (всегда безударным), имеющих значение несовершенного вида (иногда также многократности действия), пишутся перед в буквы ы или и , например: свёртывать, размазывать, видывать; заваливать, переговариваться, подскакивать, слыхивать, закручивать, упрашивать, настаивать .

Глаголы с суффиксом -ыва - (- ива - ) следует отличать на письме от глаголов с суффиксом - ова - (- ева- ). Глаголы этих двух типов по-разному образуют формы настоящего времени: глаголы на -овать (-евать ) имеют форму 1-го лица на -ую (-юю ) (при отсутствии -ов-, -ев - ), например: беседую – беседовать, заведую – заведовать, завидую – завидовать, исповедую – исповедовать, проповедую – проповедовать, бичую – бичевать, горюю – горевать ; у глаголов же на - ывать (-ивать ) форма 1-го лица оканчивается на -ываю (-иваю ) (с сохранением -ыв -, -ив - ), например: осматриваю – осматривать, развёртываю – развёртывать, разведываю – разведывать, проведываю – проведывать .

3. Гласные перед -ва- . В глаголах несовершенного вида с суффиксом -ва- , имеющих форму 1-го лица на -ва-ю , безударные гласные перед в проверяются по общему правилу, например: одолева-ть (одоле-ть ), устарева-ть (устаре-ть ), запива-ть (запи-ть ), запева-ть (запе-ть ), засева-ть (засе-ять ), затева-ть (зате-ять ), застыва-ть (засты-ть ), застава-ть (заста-ть ).

Однако в следующих глаголах на - ва-т ь (в 1-м лице -ва-ю ) пишется особый суффикс -ева- с буквой е на месте непроверяемого безударного гласного: затмева-ть, продлева-ть, растлева-ть (затми-ть, продли-ть, растли-ть ), застрева-ть, встрева-ть (застря-ть, встря-ть ); обурева-ть, увещева-ть, намерева-ться, сомнева-ться .

4. -е(ть), -и(ть). Различаются глаголы на -еть и -ит ь . Глаголы на -еть (в 1-м лице -ею ) – непереходные I спряжения – имеют значение ‘стать каким-нибудь, приобрести признак’, например: обессилеть, обессилею ‘стать бессильным, лишиться силы’, обездушеть, посуроветь ‘стать суровым’. Глаголы на - ить (в 1-м лице и отсутствует) – переходные II спряжения – имеют значение ‘сделать каким?нибудь, наделить признаком’, напр.: обессилить, обессилю ‘сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы’, обезболить, обезвредить, обездушить, ослабить . Сравните те же суффиксы под ударением в глаголах типа (по )беле-ть и (по )бели-ть , (о )слабе-ть , (раз )весели-ть .

5. -ене(ть), – ени(ть). Приобретение какого-нибудь признака, переход в другое состояние выражается также в непереходных глаголах I спряжения на -ене-ть , в которых безударный гласный перед н передается буквой е : леденеть, костенеть, деревенеть, коченеть, травенеть, торфенеть, окровенеть, остекленеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть . Соотносительные переходные глаголы II спряжения на -ени-ть , обозначающие наделение признаком, тоже пишутся с буквой е : леденить, коченить, окостенить, окровенить, остервенить, оцепенить и т. п.

Написание глаголов на - енеть и -енить не согласуется с написанием соответствующих относительных прилагательных, в которых (если они имеются) пишется в суффиксе перед н буква я : ледяной, костяной, кровяной, травяной, деревянный и т. п.

Исключение: в глаголах багряне-ть и багряни-ть (вариант: багря-нить ) пишется буква я , как в прилагательном багряный .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 37»

Конспект урока по русскому языку

в 6 классе

« Правописание гласных в суффиксах глаголов»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Васильева Наталья Викторовна

г. Кемерово

2011

Тема урока: « Правописание гласных в суффиксах глаголов» (Урок дифференцированного обучения).

Цели урока : познакомить обучающихся со способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов; формирование умения правильно выбирать гласную в суффиксах глаголов.

Тип урока: комбинированный (т. е. изучение нового материала с закреплением полученных знаний)

Методы : коммуникативно - ситуативные, объяснительно- иллюстративные, практические.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Опрос.

- Что обозначает глагол?

(Глагол обозначает действие предмета или процесс).

- На какие вопросы отвечает?

(Отвечает на вопрос: что делать? что сделать?)

- Какие постоянные морфологические категории есть у глагола?

(Постоянными морфологическими категориями являются следущие: спряжение, вид, переходность).

- Какие морфологические категории могут меняться?

(Непостоянными признаками являются: наклонение, число, время, лицо, род (если есть)).

- В роли какого члена предложения выступает глагол?

(В предложении глагол выступает обычно в роли сказуемого).

У доски работают четыре человека.

1.Синтаксический разбор.

Негромким шепотом перекликнулись между собой столетние сосны.

2.Разбор слов по составу. Негромким, столетние, перекликнулись.

3.Р.Н.О. (работа над ошибками). Вставить и объяснить пропу-

щенные орфограммы. Дог…рает, предл…гать, р…стить, рас- ст…лил, прик…саться, приг…рет, выб…рать,прим…рить (друзей).

4.С.Л.Р.(словарная работа, ее выполняет весь класс)

Объединил, построил, увидел, услышал, развеял, растаял, подклеил.

Вопрос ученику:

-От чего зависит выбор гласной перед суффиксом –л- глаголов прошедшего времени?

ІІІ. Изучение нового материала.

Работа в группах. Класс разделен на 3 группы по рядам: слабые(1ряд), средние (2 ряд), сильные (3 ряд).

1ряд : читаем правило, разбираем примеры, отрабатываем приемы выделения орфограммы.

2 ряд: работа по готовому алгоритму, с разбором примеров.

Алгоритм работы. (выдаю на каждую парту).

Ова-/-ева- или -ыва-/ -ива-

У глаголов прошедшего времени пишите суффикс

Ова-/-ева- , если

глагол в 1-м лице единственного

числа настоящего времени заканчивается на

Ую,-юю.

советовал - советую

танцевал - танцую.

Ыва- /-ива -,если

глагол в 1-м лице единственного числа настоящего времени

заканчивается на

Ываю, - иваю.

рассматривал - рассматриваю

подписывал - подписываю.

Для первичного закрепления 2-му ряду:

(Записать пары слов, выделить орфограмму)

Ночевать - ночую, командовать-командую, развешивать-развешиваю,докладывать-докладываю.

3 ряд: Самостоятельно читают и составляют конспект. Затем вместе с учителем обсуждают, корректируют и записывают в тетради для конспектов. Этот конспект пишет весь класс.

Конспект примерно такого вида:

Если: То:

в настоящем времени в неопределенной форме,

(1 л. ед. ч.) в прошедшем времени

оканчивается имеет суффиксы

    Ую (- юю) - ова - (-ева-)

советую советовать

2.-ываю (-иваю) - ыва - (-ива-)

опаздываю опаздывать

Завершая данный этап работы, подводим итоги:

1 ряд - связный ответ с примерами

2 ряд - образец рассуждения с примерами

3 ряд-демонстрация работы с конспектом и примеры.

ІV. Закрепление нового материала.

Можно проводить по рядам, а можно и всем вместе. Но тогда оговариваю, что работающие самостоятельно, в конце урока подают тетрадь для проверки.

    Поставьте глаголы в форму 1-го лица единственного числа, обозначьте суффиксы .

NB! Учтите, что суффикс -ва- всегда ударный, а суффикс -ыва- (-ива-) всегда безударный

заигр…вать - ослаб…вать-

запазд…вать - приб…вать-

оправд…вать - вскрик…вать-

обмен…вать - повел…вать-

2.Вставьте пропущенные буквы в суффиксы, используя алгоритм рассуждения.

Проповед…вать, исповед…вать, команд…вать, намер…ваться, обур…вать, потч…вать, заноч…вать, раскорч…вать.

    Запишите в неопределенной форме однокоренные глаголы к данным словам, затем образуйте от них форму 1-го лица ед. числа настоящего времени. Выделите суффиксы глаголов.

Марш - цитата-

салют - зима-

модель - риск-

телеграф - совет-

премия - аплодисменты-

адрес - группа-

след - чувства-

маска-

4.Замена словосочетания глаголом с выделением суффикса и объяснением.

Например: дал совет – посоветовал.

Проводил беседу, подводил итог, проводил расследование, производил расчет.

5.Если останется время, можно выполнить из учебника упражнение № 525.

(С 1 ряда вызвать к доске, а учащиеся 2,3 рядов выполняют самостоятельно.)

V. Подведение итогов урока.

1. -Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Чем нужно воспользоваться,чтобы правильно написать гласный в суффиксе глаголов?

Как лучше запомнить изученную нами орфограмму?

2.Оценки за урок.

3. Перспектива на следующий урок.

На следующем уроке мы продолжим изучение правописания суффиксов глаголов.

VІ. Домашнее задание.

    §90,конспект выучить, уметь восстанавливать и рассказывать по памяти.

    По группам:

1ряд-№ 526 (из учебника по заданию)

2ряд-составить диктовку из 10 словосочетаний на изученную орфограмму

3 ряд-работа с деформированным текстом из сборника.

Текст № 27 ,с. 81,задания под № 1,3,4.7,9,10,11,12.

Список использованной литературы.

1.Козулина М. В. Занимательные упражнения по орфографии. 5-9 классы. -Саратов: Лицей,2004.

2.Книгина М. П. Тесты по русскому языку.6-й класс-Саратов: «Лицей» 2001.

3. Леденева В. В.Русский язык: Тесты. 5-7 классы. / Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008.

4.Малюшина А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь.6-й класс. -М.: ТЦ.Сфера. 2006-96с.

5.Макарова Б. А. Абсолютная грамотность за 30 дней.-М.:АСТ:Астрель,2010.

Тип урока – комбинированный урок с применением системно – деятельностного подхода.

Цели урока:

  • образовательная – познакомить со способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов; расширить представление учащихся об орфографии как системе правил.
  • воспитывающая – воспитывать личность, способную к самостоятельной творческой деятельности, устойчивый познавательный интерес к слову, к изучению языка.
  • развивающая – развивать общеучебные умения и навыки, навыки самостоятельности и самоанализа, логического мышления, развитие потребности в речевом общении, умения высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ход урока

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята. Пожелаем друг другу успешной работы и интересных поисков.

Оформление тетрадей.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, знаете ли вы, кто такие лингвисты? (Лингвисты – это ученые, которые рассматривают, исследуют различные процессы в области нашего языка, или языковеды).

Мы с вами тоже маленькие лингвисты, или языковеды, потому что изучаем теоретические основы русского языка, учимся правильному употреблению слов с точки зрения разделов языкознания.

Какой большой раздел науки о языке мы с вами изучаем? (морфология)

Что такое морфология? (раздел науки о языке, который изучает части речи).

Какую часть речи изучаем? Скажите, что такое глагол? (заслушиваются ответы учащихся)

Прочитайте на доске слова: рассматр..вал, исслед..вал.

К какой части речи они относятся? (глаголы)

В какой части слова или морфеме пропущены буквы? (в суффиксе)

Определите тему урока. Запишем тему урока в тетрадь. (записывают в тетрадь тему урока)

Определите для себя цели при изучении данной темы. (варианты ответов: знать орфограмму, уметь применять изученное правило на практике, обосновывать выбор гласных в суффиксах глаголов)

3. Словарно-орфографическая работа.

Непосредственно перед изучением нового материала необходимо вспомнить изученные орфограммы. На доске написаны словосочетания. Предлагается выполнить задание в парах.

- Задание : распределите словосочетания по видам орфограмм, графически обозначьте орфограммы (проверка проводится после выполнения задания).

Дополнительные задания:

Составьте 1-2 сложных предложения с записанными словосочетаниями. Дайте им характеристику.

Укажите количество букв и звуков в словах объехать, задание.

Рефлексия:

Над какими орфограммами надо поработать дома при подготовке домашнего задания и на уроках повторения?

4. Актуализация ранее полученных знаний.

Какие глаголы называются разноспрягаемыми? Составьте (устно) с ними 1-2 предложения, объясните свой выбор.

Какие глаголы называются переходными, а какие – непереходными? Приведите примеры, обоснуйте собственное мнение.

Какие наклонения изучили у глагола? Составьте (устно) словосочетания или предложения, употребив в них глаголы в одном из наклонений.

Что такое безличный глагол? Приведите собственный пример предложения, употребив в нем безличный глагол. Укажите, в какой форме стоит безличный глагол.

Какие трудности по теме “Глагол как часть речи” вы для себя определили на прошлом уроке и на предыдущих уроках? (вопрос лично значим: каждый ученик вспоминает о своих затруднениях, проговаривает их и обозначает степень затруднений в освоении изученной ранее темы).

5. Физкультминутка. (под музыку учитель и учащиеся выполняют несложные физические упражнения)

6. Постановка проекта выхода из затруднения.

А) Анализ примеров.

Над какой темой будем работать на уроке? Что для этого нужно выполнить?

Запишем слова в столбик. Какой частью речи они являются? Образуем от инфинитива глаголы в форме 1 лица ед. числа настоящего или будущего времени изъявительного наклонения и запишем их.

  • Разыскивать - разыскиваю
  • Откапывать – откапываю
  • Чувствовать - чувствую
  • Потчевать - потчую

Обозначьте суффиксы глаголов.

Обратите внимание, когда в суффиксах пишутся буквы ы – и, а когда – о-е?

Б) Работа с учебником.

Задание классу:

Прочитайте параграф 90 в учебнике на странице 218.

Познакомьтесь с правилом и запомните его.

В) Обсуждение прочитанного материала в учебнике.

Когда в суффиксах глаголов пишутся гласные ы-и, а когда – о-е?

Составьте алгоритм применения орфограммы № 48.

(Примерный алгоритм:

1.Укажи часть речи.

2. Выдели суффикс.

3. Поставь в 1 лицо ед.ч. наст или буд. вр.

4.. Посмотри, на что оканчивается.

5. Вспомни правило и правильно напиши гласные в суффиксе глаголов).

Г) Рефлексия.

Какие трудности возникли при работе с учебником?

7. Первичное закрепление учебного материала с проговариванием во внешней речи.

А) Выполнение упражнения 521.

- Цель : образовать глаголы в неопределенной форме, обозначить условия выбора изучаемой орфограммы. (работа ведется в парах, а затем следует проверка)

Что такое местоимение? Назовите разряды местоимений. Какие местоимения называются неопределенными? (например: рассказываю кое – что, советую кое – кому, досадую кое на что).

Прочитайте слова в рамочке, согласно поставленному ударению. Над какими нормами поработали? Как слова из рамочки соотносятся с темой урока? Запишите их в ученический словарик, запомните их произношение.

Рефлексия:

С какой трудностью встретились, выполняя упражнение?

Б) Выполнение упражнения 522.

В каком наклонении глаголы изменяются по временам?

- Цель : поставить глаголы в форму прошедшего времени ед. числа, объяснить правописание суффиксов глаголов. Выполним упражнение, работая в парах.

Что изучает фразеология? Что такое фразеологизм? Дайте лексическое толкование фразеологизму “дневать и ночевать”? Составьте с ним предложение.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель самостоятельной работы – выяснить уровень понимания изучаемой орфограммы, наметить дальнейшую работу по устранению ошибок.

Выбираете карточку для работы по желанию, внимательно прочитайте задание и выполните его. После выполнения следует проверка.

Карточка 1. Замените словосочетания глаголами с суффиксами –ова – ева, -ива- ыва. Запишите рядом глаголы в форме прошедшего времени и неопределенной формы глагола. Выделите суффиксы.

Дал совет, проводил беседу, собирал группу, поводил итог, проводил расследование, проводил обследование, завершал эксперимент, проявлял интерес, проявлял фотографии, делал укладку, выполнял команду.

Карточка 2.

Вставьте пропущенные буквы. Найдите “третье лишнее”.

1. Использ..вать, жал..ваться, развеш..вать.

2. Забол..вать, ноч..вать, доклад..вать.

3. Команд..вать, совет..вать, заигр..вать.

4. Танц..вать, расспраш..вать, обмен..вать.

Карточка 3.

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначьте выбор гласных в суффиксах глаголов.

1. Он убил вспышкой гоблинов, кинувшихся (на) него, и успел ускол..знуть (в) щель как раз (в) тот момент, когда она захлоп..валась.

2. Его достаточно ч..сто опис..вали (в) ска..ках, а один (из) старших кузенов Бильбо (по) туковской линии, большой любитель путешеств..вать, не раз выл по – волч..и, чтобы напугать Бильбо.

3. Несколькими в..махами крыльев он (под)нялся (в) воздух, и немедленно двое орлов снялись (со) скал по обе стороны (от) него и послед..вали (за) ним. (Д.Толкин “Хоббит, или Туда и обратно”.)

Карточка 4.

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. Обозначьте выбор гласных в суффиксах глаголов.

1. Они бесн..вались и (с) воем прыгали (на) стволы ругали гномов (на) своем ужасном наречии языки их вывал..вались (из) пасти глаза горели св..репым красным огнем.

2. Вокруг гномов образ..валось кольцо дыма и плам..ни.

3. Распространит..ся наружу гоблины ему (не) д..вали зато оно стяг..валось все т..снее...

4. Ему делалось дурно если он загляд..вал (в) низ (с) края небольшого обрыва: он (не) долюбл..вал приставные лес..ницы... (Д.Толкин “Хоббит, или Туда и обратно”).

Какие моменты вызвали сложности в работе? Какую тему нужно повторить?

9. Рефлексия.

Что для меня было самым полезным на уроке?

Что для меня на уроке было самым интересным?

Какие затруднения испытывали на уроке?

На что нужно обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

10. Реализация домашнего задания.

Обязательное задание - стр.218, правило выучить;

Задание по выбору учащихся:

А) упр.524, 525;

В) найти в художественных текстах слова на орфограмму №48, выписать в тетрадь или принести художественную книгу на урок.