Третьяков Павел - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Братья третьяковы

Русский предприниматель, владелец «Новой Костромской мануфактуры льняных изделий» и Торгового дома, коммерции советник. Основатель «Московской городской галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых», меценат и общественный деятель. Почетный гражданин города Москвы. (род. в 1832 г. - ум. в 1898 г.)

Имя купца 1-й гильдии П. М. Третьякова сегодня, в большинстве случаев, связывают с основанной им российской Государственной Третьяковской галереей - художественным музеем мирового значения. Всю свою жизнь он создавал это «полезное учреждение» - первый русский общедоступный «музеум», в котором отечественное изобразительное искусство представало во всем своем многообразии. Третьяков обладал безупречным художественным вкусом и своей почти полувековой собирательской деятельностью, поддержкой наиболее талантливых и ярких художников оказал влияние на формирование национальной культуры России второй половины XIX в. и способствовал ее расцвету.

В деле создания картинных галерей Третьяков был далеко не первым. Собирательство различного рода коллекций, в том числе и живописи, было весьма распространенным в среде купечества того времени. Самую первую художественную галерею, так называемый «Русский музей», основал некто Свиньин. Она существовала с 1819 по 1839 гг. и впоследствии была продана на аукционе. Известно, что министр почты Прянишников, купцы Кокорев и Солдатёнков в 1840-1860 гг. владели большими собраниями картин. Но их коллекционирование преследовало цели просветительские или удачного вложения капитала, в то время как деятельность Третьякова была посвящена созданию национального музея изобразительного искусства, который изначально, по его идее, стал бы достоянием народа.

Павел Михайлович Третьяков происходил из древнего, но небогатого купеческого рода, который существовал в Малоярославце еще с 1646 г. Старинные книги, по которым можно было бы проследить подробную родословную знаменитой фамилии, погибли в огне пожаров Отечественной войны 1812 г. Отступавшая Наполеоновская армия, проходившая через те края, дотла сожгла городские архивы. Однако известно, что в Москве Третьяковы жили с 1774 г.

Отец будущего коллекционера, Михаил Захарович Третьяков, торговал пуговицами и полотном в Китай-городе в лавках Старых торговых рядов между Варваркой и Ильинкой. Женившись на Александре Даниловне Борисовой, дочери крупного коммерсанта, экспортера сала, молодой купец с удвоенной силой принялся за работу. Вскоре он стал купцом 2-й гильдии, завел «лавки с палатками», а потом и собственный магазин. В 1832 г., 15 декабря, в доме близ Никольской церкви в Замоскворечье, который еще в конце XVIII в. купил его отец Захар Елисеевич, у молодых родился первенец - Павел.

Все пятеро детей Третьяковых, появившихся на свет с небольшим перерывом, получили полное домашнее образование. Учителя ходили на дом, и Михаил Захарович сам следил за обучением детей. Ас 14 лет отец начал приобщать Павла к семейному бизнесу: мальчик бегал с поручениями, учился вести записи в торговых книгах, а позднее целыми днями пропадал на построенной отцом в Костроме льнопрядильной фабрике.

Предпринимательская наука пришлась кстати, так как в 1850 г. Михаил Захарович внезапно скончался, едва дожив до 49 лет, и Павел остался за старшего. Вдове следовало по завещанию ведать всеми делами до достижения 25-летия младшего из сыновей - Сергея, троих «дочерей держать при себе и по исполнении возраста выдать их замуж по своему усмотрению, а сыновей Павла и Сергея до совершеннолетия воспитывать, не отстранять от торговли и от своего сословия. и прилично образовывать». После смерти мужа Александра Даниловна считалась «временно» купчихой 2-й гильдии и только в 1859 г. официально передала дело сыновьям. Они взяли в компаньоны мужа своей сестры Елизаветы и открыли «Магазин полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных Торгового дома П. и С. братьев Третьяковых и В. Коншина в Москве, на Ильинке, против Биржи, дом Иосифского монастыря».

Расширяя дело отца, наследники объединили его льноткацкую и льнопрядильную фабрики под общим названием «Новая Костромская мануфактура льняных изделий», доведя число работников до 5 тыс. человек. Продукция мануфактуры славилась своим высоким качеством, а производство отличалось современным уровнем технического оснащения.

Уже в то время молодого купца Павла Третьякова серьезно интересовали книги по истории искусств, археологии, русской истории и географии. А московское купечество той поры буквально охватила настоящая «картинная горячка»: предприниматели скупали полотна в магазинах, заводили знакомства с художниками, следили за распродажами картин на аукционах. Считалось, что коллекционирование произведений искусства весьма выгодное вложение капитала. Не остался в стороне от этого «движения» и Третьяков.

Однажды на Сухаревке, где юноша всегда покупал книги, ему приглянулся десяток недорогих рисунков. Затем у него появились картины, написанные маслом, в основном голландских мастеров. Позднее Третьяков заинтересовался русским изобразительным искусством. Личное знакомство с «Картинной галереей тайного советника Федора Ивановича Прянишникова» и посещение Эрмитажа в Петербурге окончательно утвердили Павла Матвеевича в мысли заняться собирательством живописи. Сперва Павел покупал работы своих еще мало известных современников. В 1856 г. он приобрел картины В. Г. Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» и Н. Г. Шильдера «Искушение». Этот год и считается временем рождения его знаменитой коллекции.

В 1860 г., впервые отправившись за границу по делам своего Торгового дома и для самообразования, 29-летний П. М. Третьяков составил «завещательное письмо». В нем говорилось: «Капитал же сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи». Далее предприниматель уточнял, что «желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников». Подчиняясь именно этому желанию, он продолжал свою собирательскую деятельность. Один из старейших сотрудников основателя музея вспоминал, что Третьяков «определенно говорил: “Картины будут принадлежать всему народу”. И нам, служащим галереи, постоянно внушал, что мы охраняем и заботимся о народном достоянии».

Вот как характеризовал собирателя критик В. В. Стасов: «С гидом и картой в руках, ревностно и тщательно пересмотрел он почти все европейские музеи, переезжая из одной большой столицы в другую, из одного маленького итальянского, голландского и немецкого городка в другой. И он сделался настоящим, глубоким и тонким знатоком живописи. И все-таки он не терял главную цель из виду, он не переставал заботиться всего более о русской школе. От этого его картинная галерея так мало похожа на другие русские наши галереи. Она не есть случайное собрание картин, она есть результат знания, соображений, строгого взвешивания и, всего более, глубокой любви к делу».

Будучи самоучкой, Павел Михайлович обладал эрудицией ученого-искусствоведа и высочайшей культурой. Близкие говорили о нем: «Ни разу даже дворника или кучера на “ты” не назвал, не стыдился извиниться перед подчиненным, если был не прав, ни на кого голоса не повышал». Не имея специального образования, Третьяков, тем не менее, раньше других распознавал талантливых художников. Взявшись за дело колоссального размаха и затратив на него миллионное состояние, Павел Михайлович никогда не переплачивал за картины больше того, что считал нужным, зато мог заплатить автору вперед, давая возможность тому спокойно работать. В быту бизнесмен избегал роскоши и излишеств, чтобы иметь средства помогать нуждающимся.

В 1865 г. П. М. Третьяков женился на Вере Николаевне Мамонтовой, которая была на 13 лет моложе супруга. В браке родилось шестеро детей - два мальчика и четыре девочки. Один из сыновей, Иван, умер в 8-летнем возрасте от менингита, другой, Михаил, пережил отца, но был душевнобольным. Из дочерей две - Александра и Мария - вышли замуж за братьев Боткиных - Сергея и Александра Сергеевичей. Вера Павловна была женой известного музыканта А. И. Зилоти, а Любовь Павловна вышла за художника Н. И. Гриценко.

Растущая коллекция фабриканта Третьякова располагалась в небольшом двухэтажном особняке в Лаврушинском переулке, где Павел Михайлович поселился в 1851 г. с матерью, сестрами и семьей брата Сергея. Туда молодой женой пришла Вера Николаевна, там выросли все их дети, оттуда девочки вышли замуж. К 1872 г. картин насчитывалось уже более полутора сотен, места в гостиной не хватало, и хозяева решили сделать пристройку. Спустя два года у южной стены дома появилось двухэтажное здание с двумя залами, внутренним переходом в жилую часть и отдельным входом с улицы. «Галерея, - писал предприниматель Стасову, - существует с 1874 года. До того картины были в доме, и публика не допускалась. С 1874 г. допускались знакомые, потом и посторонние, но свободно стало возможно посещать только с 1881 года».

Так в старом замоскворецком переулке появилось одно из первых в России специализированных зданий для размещения художественного собрания. На первом этаже на перегородках были помещены работы старых мастеров, на стенах против окон - пейзажи С. Ф. Щедрина, Ф. М. Матвеева, М. И. Лебедева, М. Н. Воробьева. На втором этаже в высоком просторном зале находились работы современников - В. Г. Перова, В. И. Якоби, В. В. Пукирева, К. Д. Флавицкого и других. Юридически галерея оставалась частной, но любой человек, «без различия рода и звания», мог бесплатно прийти сюда почти в любой день недели.

В 1882 г. здание снова расширилось, как и в первый раз за счет территории близлежащего сада. Появились три новых зала внизу и столько же наверху, где были размещены Туркестанская серия и этюды из путешествия по Индии

В. В. Верещагина. Картине В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» нашлось место в первом зале второго этажа новой пристройки. Там же оказались полотна А. К. Саврасова и других художников 1860-1870-х гг. Следующий зал посвятили произведениям И. Н. Крамского иФ. А. Васильева. Еще три зала в верхнем этаже и пять в нижнем были пристроены спустя три года. Это позволило упорядочить экспозицию и разместить работы И. Е. Репина, Н. А.

Ярошенко и Н. Н. Те. На перегородках залов были выставлены пейзажи, в том числе полотна И. И. Левитана. Кроме того, было выделено место для этюдов и эскизов А. А. Иванова (всего в коллекции насчитывалось более 70 его произведений).

П. М. Третьяков часто выступал не только как собиратель уже написанных картин, но и как организатор, являвшийся в определенной мере соучастником замысла художников. Бизнесмен всегда был в курсе того, над чем работает тот или иной мастер. Его переписка с Репиным, Крамским, Перовым, Те, Верещагиным и другими полна конкретных замечаний и советов, показывающих, насколько тонко и профессионально понимал живопись хозяин костромской льнопрядильной фабрики и как с его мнением считались крупнейшие и талантливейшие русские художники.

В одном из писем Третьяков писал: «.многие положительно не хотят верить в хорошую будущность русского искусства и уверяют, что если иногда какой художник наш напишет недурную вещь, то как-то случайно и что он же потом увеличит собой ряд бездарностей. Вы знаете, я иного мнения, иначе я не собирал бы коллекцию русских картин». И примерно через месяц, возвращаясь к той же мысли, он сказал: «Я как-то невольно верую в свою надежду: наша русская школа не последнею будет - было, действительно, пасмурное время, и довольно долго, но теперь туман проясняется».

Имя купца 1-й гильдии Третьякова неразрывно связано с Товариществом передвижных художественных выставок. Во многом благодаря его поддержке передвижники смогли сохранить творческую и материальную самостоятельность. Один из западных критиков даже назвал эту «независимую группу художников», «живописцев национального быта и нравов» - «Третьяковскою школой». На первой же выставке Товарищества, где экспонировалось 47 работ, Павел Михайлович приобрел картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» иН. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». А полотно И. Н. Крамского «Христос в пустыне», представленное на второй выставке, было куплено еще в мастерской художника. М. В. Нестеров вспоминал, что, когда на передвижных выставках зрители видели под некоторыми картинами белую карточку с подписью: «Приобретено П. М. Третьяковым», - это значило, что русская живопись может гордиться появлением новых выдающихся произведений. Решение московского собирателя признавалось как аксиома - большего авторитета в мире коллекционеров не было.

В конце июля 1892 г. на Павла Михайловича обрушилось большое горе. Внезапно скончался никогда прежде серьезно не болевший Сергей Третьяков - младший брат и компаньон в бизнесе. Согласно завещанию, его небольшое, но ценное собрание произведений иностранных и русских художников вошло в состав коллекции П. М. Третьякова. «Он любил живопись страстно и если собирал не русскую, то потому, что я ее собирал, - писал Третьяков Репину после смерти брата, - зато он оставил капитал для приобретения только русских художественных произведений». По мнению художника и искусствоведа И. Э. Грабаря, Сергей Михайлович имел лучшую в России коллекцию французской живописи середины XIX в.

Давно мечтавший о превращении личной коллекции в общенациональное достояние, Третьяков в августе 1892 г. подал в Московскую городскую Думу предложение о передаче всех своих художественных ценностей в дар городу. Собрание, включавшее 1276 картин, 471 рисунок и 9 скульптур русских мастеров, было оценено в 1,5 млн рублей. Общий размер пожертвования, включая недвижимость, капитал, завещанный для галереи С. М. Третьяковым (проценты от 100 тыс. рублей), а также собранные им 84 картины европейских мастеров, достигал 2 млн рублей.

Через год состоялось официальное открытие музея, который получил название «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». На торжественном мероприятии присутствовал наследник престола великий князь Александр Николаевич, который сказал: «.Вот что один гражданин сумел сделать. Счастливая Москва! У нас в Петербурге такого нет, и во всей России такого нет».

Передачу музея городу предприниматель хотел произвести как можно более незаметно, не желая быть центром общего внимания и объектом благодарности. Но ему это не удалось, и он был очень недоволен. В том же 1893 г. Третьяков отказался от дворянства, которое ему хотел даровать царь, восхищенный его благородным поступком. «Я купцом родился, купцом и умру», - ответил коллекционер явившемуся обрадовать его чиновнику. Единственное звание, которое он принял с гордостью, - Почетный гражданин города Москвы.

Собственная мануфактура и коллекционирование составляли основную заботу Третьякова. Бессменным попечителем своей галереи он оставался до последних своих дней. По-прежнему приобретал картины, и не только на деньги города, но и на свои собственные, передавая музею покупки уже в качестве дара. Благодаря его стараниям в период 1893-1897 гг. в коллекцию поступило более 200 работ. Но, кроме того, основатель «Третьяковки» был членом советов и ученых комитетов ряда учебных заведений, принимал деятельное участие в жизни Московского художественного общества и Училища живописи, ваяния и зодчества. Не без его участия был создан университетский музей античного искусства в Москве, ставший впоследствии Музеем изящных искусств.

Предприниматель состоял почетным членом Общества любителей художеств и Музыкального общества со дня их основания, вносил солидные суммы, поддерживая все просветительские начинания. Принимал участие во множестве благотворительных актов, всех пожертвованиях в помощь семьям погибших солдат во время Крымской и русско-турецкой войн. Стипендии П. М. Третьякова были установлены в коммерческих училищах - Московском и Александровском. Он никогда не отказывал в денежной помощи художникам и прочим просителям, тщательно заботился о денежных делах живописцев, которые без страха вверяли ему свои сбережения.

Львиная доля его пожертвований приходилась на Арнольдовское училище глухонемых в Москве. Здесь до 16-летнего возраста воспитывались и получали профессию 150 мальчиков и девочек. Для воспитанников училища Третьяков купил большой каменный дом с садом, построил больницу, подбирал лучших преподавателей, среди которых была и его жена - Вера Николаевна, бесплатно обучавшая девочек рукоделию и домоводству. Павел Михайлович не афишировал своей благотворительности, а в журналах поступления денежных сумм отмечалось, что нехватка средств покрывается «лицом неизвестным», хотя окружающие догадывались, о ком идет речь. Вера Николаевна не отставала от мужа в деле благотворительности. Еще в октябре 1867 г. она приняла от Городской думы попечительство над Пятницкой городской начальной женской школой. Через некоторое время из пятнадцати подобных школ Пятницкая стала лучшей. Третьяковы, посещая эти учебные заведения, в воспитательных целях брали с собой дочерей, а всех учащихся знали по именам.

Несмотря на значительные расходы на пополнение галереи национального искусства, к концу жизни наследство Третьякова оценивалось в 4,5 млн. рублей. По завещанию Павла Михайловича, большая часть его капитала была передана на благотворительные нужды. Более 400 тыс. рублей он завещал на строительство мужского и женского приютов, предусмотрел огромные выплаты училищу глухонемых, которое после его кончины стало называться «Арнольдо-Третьяковским». Рачительный хозяин не забыл и о своих работниках: он оделил всех служащих семейного Торгового дома, всех рабочих и мастеров на фабриках в Костроме. Кроме того, на его средства был выстроен дом с бесплатными квартирами для вдов и сирот русских художников.

В конце ноября 1898 г. Третьяков серьезно заболел и слег с обострением язвы желудка. По непонятной причине он отказался от лечения и, скрывая свои страдания от близких, каждое утро вызывал к себе служащих художественной галереи и торговой конторы с докладом. О деле, которому он посвятил всю свою жизнь, Павел Михайлович думал и в свое последнее утро. 4 декабря 1898 г., молча выслушав подчиненных, он угасающим голосом произнес: «Берегите галерею.» Эти его слова были последними.

Похоронили П. М. Третьякова на кладбище Данилово-го монастыря, а через 50 лет его прах был перенесен на Новодевичье кладбище. В некрологе на смерть великого подвижника русского искусства, крупного фабриканта и выдающегося мецената В. В. Стасов писал: «Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с Амура - он тут же назначает себе день и час, когда ему надо, непременно надо, идти на Замоскворечье, в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые были накоплены этим удивительным человеком в течение всей его жизни».

После смерти бизнесмена галерея, по его завещанию, отошла в собственность города Москвы. В 1918 г., после Октябрьского переворота, она была национализирована и стала называться Государственной Третьяковской галереей. Вопреки завету основателя, ее начали пополнять новыми произведениями искусства сразу после его смерти. А в XX столетии галерея превратилась в крупнейший музей русского изобразительного искусства в мире. Сегодня она содержит около 60 тыс. единиц живописных и скульптурных работ, в числе которых бывшее собрание И. С. Остроумова, Цветковская галерея, собрание картин русских художников из Румянцевского музея, а также многочисленные частные коллекции.

Елена Васильева, Юрий Пернатьев

Из книги «50 знаменитых бизнесменов XIX - начала XX в.»

Павел Третьяков родился 27 декабря (15 декабря по старому стилю) 1832 года в Москве, в купеческой семье. Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. Незадолго до смерти Михаил Захарович, отец братьев Третьяковых, написал в своем духовном завещании: «Так как образ торговли моей сыновьям моим известен, то я надеюсь, что они будут следовать всем моим правилам, которые я старался внушать им». Заветы отца в самом деле братьями Третьяковыми соблюдались свято. Они продолжили его дело и от разнообразной торговли в лавках (полотном, хлебом, дровами) в Старом Гостином дворе перешли к серьезному предпринимательству. Братья Третьяковы никогда не входили ни в число «привилегированных» предпринимателей, ни в десятку богатейших людей своего времени. Их состояние добыто трудом, и легким его не назовешь.

С середины 1860-х гг. Третьяковым принадлежала Ново-Костромская льняная мануфактура. Несмотря на экономические кризисы 1880-х гг. она продолжала неуклонно набирать обороты и расширяться. К концу XIX века она заняла одно из первых мест в России по качеству и количеству производимого товара. Третьяковы владели магазином, который находился в Москве напротив Биржи на улице Ильинка - «широкой блестящей улице капиталистов и банкиров» в Китайгородском квартале, ставшем спустя несколько десятилетий «кварталом европейского типа». В магазине торговали как русским, так и иностранным товаром, в основном тканями: шелком, бархатом, шерстью, батистом, льном, а также платками, столовым бельем, одеялами и т.д. Третьяковы владели доходными домами в Москве и Костроме, а также большими земельными участками в Костромской губернии. Прибыль делили поровну, а далее капитал распределялся соответственно жизненным задачам, характеру, темпераменту, избранному стилю жизни, семейным потребностям.

Братья Третьяковы обладали многими необходимыми качествами, привитыми отцом, как-то смелость, расчетливость, гибкость, честность, работоспособность, благодаря которым приумножалось благосостояние семьи. Им сопутствовала удача, их фамилии фигурировали в ряду видных промышленников 1870-1890-х гг. Они вошли в число самых крупных жертвователей по Москве и по России.

Занимаясь благотворительностью, московское купечество следовало афоризму «богатство обязывает»: богатство подразумевало ответственность и требовало отчета. Подкладкой этого, полагал В.П. Рябушинский, была этика православия, твердая христианская вера отцов и дедов. Благотворительность рассматривалась как некая миссия, как выполнение свыше назначенного долга. «Растлевающую силу» денег направляли на благие дела. Со временем она становится сословной добровольной обязанностью, особенностью торгово-промышленной среды, важной приметой времени. Благотворительные заведения московского купечества включали училища, гимназии, богадельни, дома призрения и бесплатных квартир, больницы, также фонды, которые развивались благодаря частным пожертвованиям. Традиционный характер имело денежное пособие по духовному завещанию. Пожертвования больших сумм редко делались при жизни жертвователя. В этом смысле дар П.М. Третьякова - исключение. Многие купцы занимались горячо и страстно «любительством», издательским делом, просветительством, они собирали живопись, книги, рукописи, предметы народного быта, посвящали себя общественному служению. Некоторые из них стали тонкими знатоками своего дела и выдающимися деятелями русской культуры. Достаточно назвать имена крупных купеческих династий, со многими из которых Третьяковы состояли в родстве и свойстве: Мамонтовы, Мазурины, Сапожниковы, Якунчиковы, Алексеевы, Рукавишниковы и их детища - Щукинский и Морозовский музеи современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, собрание икон СП. Рябушинского, Частная опера СИ. Мамонтова, Художественный театр К.С. Станиславского и т.д.

Как многие представители третьего сословия, Третьяковы были активно вовлечены в благотворительную деятельность. П.М. Третьяков с 1863 г. становится попечителем при «заведении» для глухонемых детей (впоследствии Арнольдовское училище для глухонемых детей). Он также жертвовал свое время на благо общества, исполняя ряд обязанностей в общественных организациях, которые, по его словам, не приносили «никаких особенно интересных выгод», т.е. личных. И несмотря на это, он занимается ревизией банка, потому что банк «ежегодно доставляет до 10 тыс. руб. в пользу богоугодных заведений Московского купеческого общества». Суммы денежных пожертвований П.М. Третьякова росли год от года, с особой тщательностью он заносил их в годовые отчеты (включая помощь друзьям, знакомым, соседям, детям служащих, «на церковь» и многое другое - всего не перечислишь), порой они перекрывали суммы, затраченные на покупку картин. Он не мог или не хотел отказывать просящему и часто выступал благотворителем в самых различных начинаниях. Среди его «нерегулярных» и разнообразных пожертвований хочется назвать лисицу, дар московскому зоологическому саду (осуществлен братьями Третьяковыми в 1866 г.), финансовую помощь в организации исследовательской экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклая в Южных морях в 1876-1877 гг., пожертвование денег в 1880-е гг. на строительство храма Воскресения в Токио (Япония) и многое другое.

Союз Павла и Сергея Третьяковых с полным правом можно назвать идеальным, подобное происходит в истории крайне редко. Неслучайными стали слова из завещания мудрого Михаила Захаровича о необходимости держаться своего сословия, что означало в том числе держаться родственных связей. В этом виделась гарантия успеха любого дела. «Не часто бывает, чтобы имена двух братьев являлись так тесно друг с другом связанными. При жизни их объединяла подлинная родственная любовь и дружба. В вечности они живут как создатели галереи имени Павла и Сергея Третьяковых», - писал историк московского купечества П.А. Бурышкин. Братья Третьяковы были безупречными деловыми партнерами, их связывало не только общее дело (в ОР ГТГ хранится около 200 писем Сергея к Павлу), близость интересов, они сумели сохранить уважение и доверие друг к другу до конца своих дней. Когда звучало имя одного из братьев, незримо присутствовал другой. Их жизнь прошла в постоянной взаимовыручке, обмене мнениями и общих занятиях, не только в предпринимательской деятельности. Оба любили музыку, с удовольствием посещали театры, концерты, слушали оперу. Братья Третьяковы много работали на благо отечества. Пройдя по жизни вместе, как говорится «рука об руку», каждый из них оставил свой след в истории русской художественной культуры и истории Москвы.

СМ. Третьяков активнее, нежели его старший брат, входил в общественно-политическую жизнь города, вращался в правительственных кругах, участвовал как гласный Московской Городской Думы во многих законопроектах, был московским городским головою (на этот период приходится организация Пушкинских торжеств в Москве в июне 1880 г.) и т.д. Он стал коллекционировать много позже своего брата - в начале 1870-х гг., в основном интересовался современной западной живописью, прежде всего французской, которая ценилась много дороже произведений русской школы. Коллекция Сергея Михайловича, не столь многочисленная, находилась в особняке на Пречистенском бульваре и была открыта только для знакомых и «по рекомендации». Сергей Третьяков создал, по выражению И.Э. Грабаря, «единственную в своем роде» галерею западноевропейского искусства, ставшую своеобразным местом паломничества для любителей западного искусства. Для себя СМ. Третьяков покупал картины как по собственному желанию, так и по совету брата. Многие произведения русской школы, купленные СМ. Третьяковым, еще при его жизни были выставлены в собрании П.М. Третьякова в его доме в Толмачах. Он помогал формировать коллекцию Павлу Михайловичу, по его заданию общался с художниками, искал картины, сообщал последние художественные новости.

Братья были ознакомлены с завещаниями друг друга. Вопрос о слиянии коллекций и передаче в дар городу Москве был решен задолго до непосредственной передачи. В течение жизни братья поддерживали друг друга. В 1892 г., после смерти брата П.М. Третьяков, отправившись в путешествие, пишет жене: «Прежде... я уезжая отрешался от всего московского... я знал, что бы ни случилось в моем отсутствии в делах, то брат сделает так, как бы я сам сделал...»" Спустя год, заказывая И.Е. Репину портрет Сергея Михайловича, он продолжает переживать внезапную смерть брата: «...он любил живопись страстно и если собирал не русскую, то потому что я ее собирал, зато он оставил капитал для приобретения на проценты с него только русских художественных произведений. А человек он был гораздо лучше меня».

П.М. Третьяков, в отличие от СМ. Третьякова, сознательно посвятил себя созданию музея русского искусства. Вся его жизнь стала поистине служением высокой цели. На момент смерти его коллекция по каталогу 1898 г. насчитывала более 3300 произведений. Расширяющееся собрание требовало увеличения экспозиционных площадей: к жилому дому пристраивались залы, дом превращался в галерею, с 1874 г. она открыта для широкого круга знакомых, с 1881 г. - для посещения публики.

Ядро нынешнего собрания ГТГ составляет коллекция, собранная П.М. Третьяковым. Имя Павла Михайловича Третьякова прочно вошло в историю русской художественной культуры.

Список статей, очерков, книг, воспоминаний, посвященных собранию и жизни собирателя, внушителен и серьезен. Кажется, что все самое важное и существенное уже сказано, произнесено, опубликовано, написано. В то же время эпистолярное наследие П.М. Третьякова, воспоминания о нем и его времени свидетельствуют о том, что есть еще пространство для расширения нашего представления о собирателе, создавшем первую общедоступную галерею русского искусства, которая была подарена родному городу.

В литературе о собирателе, в неопубликованных документах скрывается множество примечательных деталей и подробностей, добавляющих к уже сложившемуся облику все новые оттенки и интонации, неявные при первом соприкосновении с огромным материалом, но проступающие все более отчетливо при длительном погружении в него. Жизнь этого необычного человека раскрывается не сразу. Она развивалась в трех планах: творческая биография - по-другому ее не назовешь - служение созданной галерее, путь предпринимателя и благотворителя в период становления промышленного капитализма в России и частная жизнь человека, любящего мужа и заботливого отца большого семейства. Своей жизнью П.М.Третьяков расширяет наши представления об эпохе, в которую он жил, действовал, принимал решения, общался, окрашивая ее свежими красками и новыми полутонами.

Еще при жизни собирателя буквально за несколько десятилетий частная коллекция Павла Третьякова превратилась в крупнейший музей отечественного искусства. Внезапная смерть младшего брата Сергея ускорила слияние коллекций братьев Третьяковых и переход галереи в собственность города (1892). Старший брат Павел стал попечителем Московской Городской художественной галереи братьев Павла и Сергея Третьяковых, продолжая расширять собрание вплоть до последних дней своей жизни.

К концу жизни Третьяков носил титул коммерции советника, был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а также действительным членом Петербургской Академии художеств (с 1893). Он скончался 4 декабря 1898 года в Москве. Последние слова его родственникам были такими: "Берегите галерею и будте здоровы". Похоронен на Новодевичьем кладбище.

После смерти П.М. Третьякова коллекция, переданная еще при жизни собирателя в дар городу, продолжала вызывать восхищение и благодарность современников, служить примером для дарителей и жертвователей. В первый Совет ТГ (1899-1913) входили близкие Третьякову люди - его дочь Александра Павловна Боткина и известные художники В.А. Серов и И.С. Остроухов. Последний был художником и коллекционером в одном лице. Они стремились сохранить память об основателе и, прежде всего, коллекцию в том виде, как ее оставил собиратель. Проведенная П.М. Третьяковым развеска картин оставалась в неприкосновенном виде. В то же время были предприняты работы по реконструкции помещения, в 1902-1904 гг. возведен фасад по проекту В.М. Васнецова, ставший впоследствии символом галереи, начат сбор материалов для биографии П.М. Третьякова и задуманного мемориального зала. Невзирая на последнюю приписку к завещанию, сделанную за полгода до кончины, о нежелательности пополнения галереи произведениями новейшего искусства, Совет ТГ все же принял решение о продолжении и расширении собрания, вновь приобретенные произведения размещались в особо отведенных для этого залах.

В период работы второго Совета ТГ (1913--1917), возглавленного И.Э. Грабарем, была проведена радикальная модернизация галереи, изменившая ее лицо. Экспозиция, устроенная П.М. Третьяковым, уже не удовлетворяла новым требованиям музейного дела. Грабарь провел ряд реформ, превративших, по его выражению, «собрание частновладельческого характера» в музей европейского типа. Он построил новую экспозицию в строгой историко-художественной последовательности, проведя полную инвентаризацию собрания и составив первый научный каталог. Грабарь оценил проявленный Третьяковым интерес к русской живописи XVIII- первой половины XIX веков, но в большей степени к иконам, которые последний собирал «не по сюжетам, а по их художественному значению». Коллекция древнерусского искусства поступила в галерею по завещанию после смерти собирателя: при жизни она хранилась в доме Павла Михайловича. В заслугу Третьякову Грабарь ставил «большую художественную зоркость», позволившую ему оказаться «далеко впереди своих современников».

После революции галерею ожидали более серьезные изменения. Декретом 1918 г. Московская Городская галерея Павла и Сергея Третьяковых (с 1880-х гг. в обиходе называемая Третьяковской галереей) была переименована в Государственную Третьяковскую галерею. Надпись на знаменитом фасаде продолжала напоминать об именах ее основателях. Тогда же возникла ставшая сегодня привычной аббревиатура - ГТГ, рождающая воспоминания о послереволюционном времени.

Павел Третьяков родился 15 (27) декабря 1832 года в Москве, в купеческой семье. Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. Состояние П.М.Третьякова к моменту его смерти оценивалось в 3.8 млн. руб .

Павел Михайлович долго не женился. Лишь в августе 1865 года состоялась его свадьба с Верой Николаевной Мамонтовой, двоюродной сестрой известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. В 1866 году родилась старшая дочь Вера (1866–1940), затем Александра (1867–1959), Любовь (1870–1928), Михаил (1871–1912), Мария (1875–1952), Иван (1878–1887). В 1887 году от скарлатины, осложненной менингитом, умер Иван, всеобщий любимец, надежда отца. Горю Павла Михайловича не было предела. Старший сын, Михаил, родился больным, слабоумным и никогда не приносил родителям радости.

В 1850-х Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу. Считается, что первые картины он приобрёл в 1856 году, - это были работы «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853) В. Г. Худякова. Затем коллекция пополнилась картинами И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио и других мастеров. Уже в 1860 годумеценат составил завещание, в котором говорилось: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие» .

В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В.И.Якоби, «Последняя весна» М.П.Клодта, «Бабушкины сны» В.М.Максимова и другие. Высоко ценил Павел Михайлович творчество В.Г.Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». В 1860-е годы были приобретены такие работы Перова, как «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант»; в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника. В 1864 году в собрании появляется первая картина, написанная на сюжет русской истории, – «Княжна Тараканова» К.Д.Флавицкого. В конце 1860-х годов Павел Михайлович заказывает Ф.А.Бронникову произведение, ставшее впоследствии любимой картиной Веры Николаевны Третьяковой, – «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу».

В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции здание - галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения. В 1892 году Третьяков передал свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы. Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы.

К концу жизни Третьяков носил титул коммерции советника, был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а также действительным членом Петербургской Академии художеств (с 1893). Он скончался 4 декабря1898 года в Москве. Последние слова его родственникам были такими: «Берегите галерею и будте здоровы». Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Увековечение имени

В Липецке есть улица Третьякова

ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович , российский купец-предприниматель, меценат, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи. Брат Сергея Михайловича Третьякова.

Принадлежал к роду Третьяковых. Получил хорошее домашнее образование. С детства поддерживал дружеские связи с семьей владельца карандашной фабрики Рубинштейна, чьи дети Антон Григорьевич и Николай Григорьевич впоследствии стали известными музыкальными деятелями.

К концу 1840-х гг. Третьяковы владели пятью лавками в Старых торговых рядах между Ильинкой и Варваркой. После смерти отца дела вели мать и старшие сыновья. Сам Павел Михайлович в 14-15 лет был обязан постоянно находиться в лавках. После смерти матери он возглавил семейное предприятие, расширил и укрепил его. На базе нескольких фабрик в Костромской губернии было учреждено "Товарищество Большой Костромской льняной мануфактуры" (1866), которым владела семья Третьяковых.

В 1865 женился на двадцатилетней Вере Николаевне Мамонтовой, образованной девушке из известной купеческой семьи, музыкально одаренной и разделявшей увелечение мужа искусством. Брак был счастливым. На семейных приемах бывали многие известные люди того времени, выдающиеся писатели, музыканты. Из детей в живых остались дочери и умственно неполноценный сын Михаил.

Обладая не самым крупным в Москве состоянием, Павел Михайлович пользовался в купеческой среде большим авторитетом и многократно выполнял общественные обязанности, занимал выборные должности. На его попечении лежала забота об Арнольдовском училище для глухонемых детей.

Как собиратель начал с приобретения художественных изданий и гравюр на знаменитых "развалах" у Сухаревой башни. В 1854 он купил там первые десять картин, полотна старых голландцев. Однако уже через два года приобретает две жанровые картины русской школы - "Искушение" Н. Г. Шильдера и "Финляндские контрабандисты" В. Г. Худякова, которые и легли в основу выдающегося собрания.

Не удовлетворяясь обладанием частной коллекцией, Павел Михайлович хотел создать национальную художественную галерею.

Программа создания национальной галереи была сформулирована Третьяковым в завещательном письме в 1860. Согласно этому документу, он завещал свой основной капитал на устройство "художественного музеума". Поставленной однажды цели Третьяков остался верен всю жизнь.

В собрание П.М. Третьякова поступали в первую очередь произведения его современников. Свои приобретения он делал на выставках и непосредственно в мастерских художников и этим создал новый тип коллекционера, дававшего важную материальную поддержку современным художникам. Его личные художественные вкусы оказали немалое воздействие на русскую художественную школу.

Галерея пополнялась не только отдельными произведениями, но целыми собраниями. Так, в 1874 Третьяков приобрел у Верещагина 144 картины и этюда, затем 127 рисунков карандашом. Серию произведений этого художника он приобрел и на аукционе, проходившем в 1880. П.М. Третьякову удалось собрать целую галерею этюдов А. А. Иванова, в которую входило более восьмидесяти произведений прославленного мастера. В 1885 он приобрел у В. Д. Поленова 102 этюда, выполненных во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине. У В. М. Васнецова Павел Михайлович купил собрание эскизов, сделанных в период работы над росписями киевского собора св. Владимира.

Наиболее полно и лучшими работами в собрании Третьякова были представлены В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Левитан, В. А. Серов.

Позднее Павел Михайлович стал приобретать картины русских мастеров 18 -первой половины 19 веков и памятники древнерусской живописи.

Для задуманного Третьяковым Русского пантеона - портретной галереи знаменитых соотечественников - специально был заказан ряд портретов деятелей отечественной культуры ведущим мастерам - Н. В. Невреву, Н. Н. Ге, В. Г. Перову, И. Н. Крамскому, И. Е. Репину и др.

В 1890-е годы у Третьякова начинает складываться собрание древнерусской живописи. Первое крупное приобретение икон он сделал на выставке русской старины при Восьмом археологическом съезде в Москве. Ценные произведения были им куплены, в частности, у известного собирателя-антиквара И. Л. Силина. Однако при жизни владельца иконы не включались в экспозицию, они висели в его кабинете. В общей сложности Третьяков приобрел 62 иконы.

Тогда же, в 1890-е годы, было положено начало коллекции русской скульптуры.

Еще в 1851 Третьяков поселился в Лаврушинском переулке. Здесь, в небольшом двухэтажном особняке, и возникла галерея. Первые картины размещались в кабинете владельца на первом этаже. В дальнейшем, по мере роста собрания, они стали украшать стены столовой, гостиной, спальни, детских комнат, лестничные пролеты.

Все новые и новые поступления побудили владельца в 1872-1874 гг. сделать к особняку специальную пристройку. В 1882 за ней последовала вторая, в 1885 - третья, в 1892 - четвертая.

На первых порах посетителей в музее было немного. Впрочем, так продолжалось недолго: в 1885 г. в залах галереи побывало уже около тридцати тысяч человек.

В 1892 г. скончался младший брат Третьякова, Сергей Михайлович. Он тоже был коллекционером; собирал произведения западноевропейской живописи. В своем завещании С.М. Третьяков передавал все права на коллекции брату. Так в Третьяковской галерее появилось два зала западной школы.

По значимости своего собрания галерея встала в один ряд с крупнейшими музеями России того времени, став одной из главных достопримечательностей Москвы. Побывать в ней считали обязательным не только русские люди, но и многие иностранцы, от государей и принцев до простых путешественников, разносивших славу о музее по всей Европе.

В августе 1892 Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.

15 августа 1893 состоялось официальное открытие музея под названием "Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых".

Передав галерею родному городу, сделав ее достоянием всей России, Павел Михайлович по-прежнему продолжал пополнять ее собрание. Ежегодно он дарил галерее десятки картин, рисунков, этюдов.

Немало времени и сил отдавал Третьяков изучению коллекции созданной им галереи. Результатом этой работы стали каталоги, издававшиеся с 1893.

Погребен П. М. Третьяков был на Даниловском кладбище. В 1948 его прах перенесли на Новодевичье кладбище.

27 декабря 1832 года родился Павел Третьяков, предприниматель, основатель Третьяковской галереи.

Российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи Павел Михайлович Третьяков родился 27 (15 по старому стилю) декабря 1832 года в Москве в купеческой семье.

Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле , работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. После смерти отца, в 1850 году, братья продолжили его дело и от разнообразной торговли в лавках (полотном, хлебом, дровами) в Старом Гостином дворе перешли к серьезному предпринимательству.

В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства . Первые картины Третьяков приобрел в 1856 году — это были работы "Искушение" Николая Шильдера и "Стычка с финляндскими контрабандистами" Василия Худякова (именно этот год принято считать годом основания Третьяковской галереи).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников