Социальное страхование. Формы и виды страхования, аспекты развития в России. Понятие, виды и формы публичного страхования Классификация по форме осуществления страхования

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2014, № 6, с. 104-108

ПУБЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИЙСКОМ ФИНАНСОВОМ ПРАВЕ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

© 2014 г. Николай Михайлович Артемов1, Игорь Борисович Лагутин2

Краткая аннотация: данная статья посвящена исследованию особенностей публичного страхования в Российской Федерации, а также определению его места в системе российского финансового права. В работе содержится авторский взгляд на правовую природу публичного страхования, а также предпринята попытка разграничения правоотношений в области страхования.

Annotation: this paper investigates the features of public security in the Russian Federation, as well as defining its place in the system of the Russian financial law. The work contains the author"s view on the legal nature of public security, as well as an attempt differentiation relation in the field of insurance.

Ключевые слова: публичное страхование, публичные финансы, правовое регулирование страховых отношений.

Key words: public insurance, public finance, regulation of insurance relations.

В процессе практической деятельности постоянно возникают вопросы, связанные с несовершенством правового регулирования тех или иных общественных отношений. Иногда для избегания конфликтных ситуаций достаточно более четко определить элементы тех или иных отношений. Подобная ситуация складывается в России в системе страхования. В практике в последнее время все более часто возникает потребность в четком разграничении страховых правоотношений на публичные и частные. Часто от этого разграничения зависит очень многое, а именно: кто должен выступать ответчиком по делу, что является основанием для вынесения решения, какой будет размер страховой выплаты и т.д.

Как справедливо отмечает А.С. Емельянов, "актуальность изучения финансовой правовой основы страховой сферы обусловлена несколькими обстоятельствами объективного и субъективного характера. Поскольку страхование - это та область страховых отношений, в которых сосредоточены интересы и населения, и государства, важность создания эффективной нормативно-правовой базы страховых отношений представляется очевидной. Однако до сих пор система правового регулирования страховой деятельности окончательно не сформировалась. Не решен вопрос о том, какие отрасли права и в каком объеме регулируют страхование"3.

Следует отметить, что вопросы правового регулирования договора страхования, в том числе и характер его правовой природы, активно рассматривались в трудах дореволюционных ученых. Так, проблемам страхового права были посвящены исследования таких авторов, как И.И. Степанов4,

1 Профессор кафедры финансового права МГЮУ им. О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ.

2 Директор Центра изучения проблем публичного управления и финансового права, профессор кафедры административного и финансового права Юго-Западного государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

3 Емельянов А.С. Страхование в финансовом праве // Публично-правовое регулирование экономических отношений. Вып. 2. 2009-2010. М., 2010. С. 327.

4 См.: Степанов И.И. Опыт теории страхового договора. Казань, 1875.

О.А. Ноткин5, С.Е. Лион6, В.Р. Идельсон7, А.Г. Гойхбарг8 и др.

В 1892 г. о происхождении института страхования в своей работе писал С.Е. Лион. Так, по его мнению, страхование впервые появилось в Италии, и его первоначальным видом было морское страхование. Предметом последнего выступали физические вещи, и лишь в XVIII в., как полагал С.Е. Лион, страхование было распространено и на имущественные ин-тересы9. Под страховым договором С.Е. Лион понимал "юридическое соглашение, в силу которого одно лицо обязуется за вознаграждение возместить любую гибель имущества, которое произойдет в течение установленного срока и вследствие определенного несчастного случая"10. А.Я. Антонович определял цель страхования в том, чтобы "физически разрушенное имущество превратить в экономически неразрушаемое, сделать неразрушаемой капитальную ценность, несмотря на разрушаемость ее физических свойств"11.

В России развитие страхования в целом происходило так же, как и в Европе. Дореволюционный исследователь О.А. Ноткин писал, что страхование как способ восстановления разрушенного имущества и содействия развитию торговли заимствовано нами из Западной Европы. Вначале появилось у нас морское страхование, затем страхование имущества от огня, позже страхование посевов от града и скота от падежа12.

Следовательно, изначально в основе страхования и в Европе, и в России была заложена частноправовая природа, так как изначально институт страхования появился с целью защиты исключительно имущественных прав. Именно из-за

5 См.: Ноткин О.А. Страхование имуществ по русскому законодательству / Под ред. А.Я. Антоновича. Киев, 1888.

6 См.: Лион С.Е. Договор страхования по русскому праву. М., 1892.

7 См.: Идельсон В.Р. Страховое право. СПб., 1907.

8 См.: Гойхбарг А.Г. Источники договорного страхового права. СПб., 1914; Его же. Единое понятие страхового договора. СПб., 1914.

9 См.: Лион С.Е. Указ. соч. С. 6, 7.

10 Там же. С. 7.

11 Антонович А. Курс политической экономии. Киев, 1886. С. 652, 653.

12 См.: Ноткин О.А. Указ. соч. С. 6.

Несмотря на частноправовое происхождение института страхования, современная система страховых правоотношений имеет частно-публичный характер. При этом ни в законодательстве, ни в науке нет единого подхода к разграничению указанных отношений.

Неоднозначность в разграничении страхования на публичное и частное связано с особенностями его правового регулирования. Изначально в системе российского страхования была заложена двойственность в его правовом обеспечении. С одной стороны, правоотношения в области страхования регулируются Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27 ноября 1992 г.13, Гражданским кодексом РФ и заключенными на его основе договорами между участниками указанных отношений. С другой стороны, страховые нормы содержатся в значительном количестве специальных нормативных правовых актов, принятых с целью обеспечения государственных гарантий для отдельных категорий граждан.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страхование представляет собой "отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков".

Что касается ГК РФ, то страхованию в нем посвящена гл. 48, где указано, что законодатель разделяет страхование по принципу добровольности участия субъектов в страховых правоотношениях. В этой связи страхование делится на обязательное и добровольное. В ст. 927 ГК РФ установлено, что страхование "осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком)". При этом важно понимать, что страхователем могут быть и публичные субъекты, например органы власти. В данной статье четко определено, что страхование осуществляется исключительно на основании договора. Необходимо понимать, что не все виды публичного страхования соответствуют указанной норме ГК РФ. Так, например, пенсионное страхование в России осуществляется специально созданным внебюджетным фондом -Пенсионным фондом РФ. Связано это с тем, что при обязательном пенсионном страховании, в отличие от всех других видов публичного и частного страхования, наступление страхового случая (достижение определенного возраста) является неизбежным, что существенно отличает данные страховые отношения от всех остальных страховых отношений.

Следует также отметить, что в целях конкретизации правоотношений в сфере страхования требуется уточнение и понятия "публичное страхование", которое является более универсальным по отношению к понятию "государственное страхование". В этой связи необходимо определить границы применения понятия "публичное страхование" и спрогнозировать последствия применения данного понятия для финансового права.

Исходя из этого, можно заключить, что современная система правового регулирования страхования является сложной по своему составу и включает в себя разные по

содержанию и правовой природе отношения. Более того, нет единства и внутри однотипных страховых отношений. Так, социальное страхование по организации и осуществлению в значительной мере отличается от обязательного медицинского и обязательного пенсионного страхования, более того, не имеет ничего схожего с иными формами публичного страхования в Российской Федерации. По мнению авторов, необходима более детальная классификация всех видов страховых отношений, исходя из их правовой природы и содержания. Так, предлагается уточнить понятие "обязательное страхование".

Исходя из правовой природы обязательного страхования, его можно разделить на:

Обязательное частное страхование (осуществляемое, как правило, за счет средств физических и юридических лиц);

Обязательное публичное страхование (осуществляемое напрямую или опосредованно за счет публичных денежных фондов).

Что касается финансового права, то, с нашей точки зрения, к его предмету относится исключительно обязательное публичное страхование. В этой связи следует отметить не относящийся к предмету финансового права Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25 апреля 2002 г., но регулирующий отношения, связанные с обязательным страхованием. Связано это не только и не столько с тем, что страхование осуществляется за счет средств физических и юридических лиц (владельцев транспортных средств), а с тем, что источником правоотношений, регулируемых указанным Законом, является гражданско

ГАЗЬЕ АНН, ТАЛАПИНА ЭЛЬВИРА ВЛАДИМИРОВНА - 2006 г.

  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧАСТНЫХ И ПУБЛИЧНЫХ НОРМ В ФИНАНСОВОМ ПРАВЕ

    ПАШЕНЦЕВ ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ - 2013 г.

  • Страховое право - это комплексная учебная (научная) дисциплина, сочетающая в себе нормы публичного и частного права. Оно (право) является составной частью предпринимательского права.

    Как комплексное образование страховое право не имеет собственного предмета и метода правового регулирования в их традиционном понимании. Оно формируется и развивается на стыке публичного и частного права. Публичные начала в страховом праве особо проявляются в сфере обязательного страхования. Элементы публичного права можно обнаружить на стадиях государственной регистрации и лицензирования деятельности страховых организаций, обеспечения финансовой устойчивости страховщиков, государственного надзора за страховой деятельностью, а также в таких основных институтах гражданского права, как юридические лица, договор, собственность.

    Проиллюстрируем сказанное на примере использования категории юридического лица. В Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 48) дается традиционное определение юридического лица, которое (с учетом такого критерия, как коммерческая направленность) может являться коммерческой и некоммерческой организацией. Вместе с тем в ГК РФ отсутствует деление юридических лиц на публичные и частные, хотя указанная классификация имеет и теоретическое, и практическое значение. Скажем, статус публичного юридического лица требует специального нормативно-правового закрепления (например, Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в редакции 2002 г.).

    По своей организации страхование (правда, на Западе) делится на два основных вида: частное и публичное. К формам публичного страхования относятся государственное и общественное, а частного - единичные предприниматели, акционерные страховые общества, общества взаимного страхования, общества смешанного типа. В то же время ученый считал недопустимым отождествлять страхование публичное со страхованием обязательным, а страхование частное со страхованием добровольным.

    Автор представляет страховое право в виде правовой дисциплины, не имеющей самостоятельного характера. Учитывая, что значительное количество норм страхового права имеет гражданско-правовую природу, по мнению ученого, главную роль в системе страхового права играют именно нормы гражданского (торгового) права. Однако, как считает Д.А. Шевчук, нельзя страховое право считать лишь частью гражданского или торгового права. Помимо норм гражданского права страховые отношения регулируются и нормами других отраслей права. Таким образом, он рассматривает страховое право как комплексное образование, хотя и не использует данный термин.

    В процессе регулирования конкретных общественных отношений, в частности страховой охраны производительных сил общества и материального благосостояния граждан, последние (отношения) остаются одновременно самостоятельными элементами различных отраслей. Образуемая при этом отрасль, как считает Д.А. Шевчук, обладает единством на основе самостоятельно существующего предмета правового регулирования.

    Идея основных и комплексных отраслей закрепилась и получила дальнейшее развитие, проводя разграничение между гражданским хозяйственным правом, выделяя хозяйственное право как вторичную структуру в системе права. Содержание комплексной отрасли складывается из специальных норм, обладающих предметным и известным юридическим единством. Но каждая из этих норм имеет главную "прописку" в той или иной основной отрасли.

    В результате проведенного анализа существующих воззрений на страховое право считаем наиболее доказательной точку зрения, в соответствии с которой оно должно рассматриваться в качестве комплексного образования (научной, учебной дисциплины), сочетающего публично-правовые и частноправовые начала. Страховое право обладает предметным единством - это общественные (экономические) отношения по страховой охране имущественных интересов физических и юридических лиц, регулируемые нормами административного, гражданского, уголовного и других отраслей внутреннего законодательства. Самостоятельных методов правового регулирования страховое право не имеет.

      Понятие публичного страхования.

      Правовые формы публичного страхования.

      Публичное страхование отдельных категорий граждан Российской Федерации

    Нормативные акты

      Конституция Российской Федерации (действующая редакция).

      Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.12.2010. № 49. Ст. 6422.

      Федеральный законот 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета. 21.07.1999. № 139.

      Федеральный законот 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета. 20.12.2001. № 247.

      Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации» (действующий).

      Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации» (действующий).

      Закон Ульяновской области от 04.07.2011 № 107-ЗО «О случаях, порядке и размерах выплат по обязательному государственному страхованию государственных гражданских служащих Ульяновской области» // Ульяновская правда. 08.07.2011. № 74.

      Закон Санкт-Петербурга от 27.05.1999 № 110-22 «Об условиях и порядке участия Санкт-Петербурга в страховании жилищного фонда» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 02.08.1999. № 7-8.

    Литература

      Артемов Н.М., Лагутин И.Б. Публичное страхование в российском финансовом праве: вопросы теории и практики // Государство и право. 2014. № 6.

      Емельянов А.С. Страхование в финансовом праве // Публично-правое регулирование экономических отношений. Выпуск 2. 2009-2010. М., 2010.

      Кряжков А.В. Публично-правовые и частноправовые начала в деятельности Агентства по страхованию вкладов // Журнал российского права. 2013. № 1.

      Финансовое право: учебник / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко. М., 2008. С. 95-102, 114-149.

      Финансовое право: учебник / отв. ред. М.В. Карасева. М., 2006. С. 257-268, 463-474, 524-539.

      Финансовое право Российской Федерации: учебник / коллектив авторов; под ред. М.В. Карасевой. М., 2012. С. 271, 519.

      Крохина Ю.А. Финансовое право России: учеб. для вузов. М., 2007. С. 586.

      Финансовое право / Отв. ред. О.Н. Горбунова. М., 2006. С. 295.

      Финансовое право: учебник /отв. ред. и авт. предисл. проф. С.В. Запольский. М., 2011. С. 536.

      Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право. М., 2005. С. 346.

      Финансовое право / под ред. Е.А. Ровинского. М., 1971. С. 243.

      Фiнансове право Украiни. Навчальний посiбник. Киев, 2009. С. 284.

      Финансовое право Республики Беларусь: учеб.-метод. комплекс / В.С. Каменков, А.В. Каменков. Минск, 2008. С. 221-224.

    Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету)

      Понятие финансов, их материальное и экономическое содержание.

      Публичные финансы и финансовое право.

      Финансовое право: понятие и предмет.

      Развитие науки финансового права.

      Финансовое право в системе российского права.

      Система финансового права. Финансово-правовые институты, подотрасли финансового права.

      Система финансового законодательства Российской Федерации

      Методы финансового права.

      Источники финансового права.

      Субъекты финансовых правоотношений

      Понятие финансового контроля в финансовом праве. Общая характеристика государственного и муниципального финансового контроля в России.

      Органы финансового контроля (федеральные, региональные, местные, внутренние и внешние).

      Виды, формы, методы финансового контроля.

      Ответственность в финансовом праве. Понятие, система и виды ответственности.

      Бюджетное право как подотрасль финансового права: общая характеристика.

      Понятие бюджета, его структура и содержание. Характеристика бюджетного законодательства.

      Бюджетный период в Российской Федерации. Виды бюджетов в РФ. Консолидированный бюджет.

      Доходы бюджетов Российской Федерации: понятие, формы и принципы распределения между бюджетами различного уровня. Роль нефтегазовых трансфертов в формировании доходной части бюджета.

      Налоговые доходы бюджетов. Налоговое право как подотрасль финансового права.

      Неналоговые доходы бюджетов.

      Межбюджетные трансферты.

      Расходы бюджетов Российской Федерации: понятие, формы, принципы распределения между бюджетами различного уровня.

      Виды расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

      Бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.

      Межбюджетные отношения: понятие, проблемы функционирования.

      Понятие бюджетного процесса, его стадии.

      Разработка, рассмотрение и утверждение проекта бюджета.

      Исполнение бюджета в РФ.

      Бюджетный контроль в Российской Федерации.

      Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

      Резервный фонд и Фонд национального благосостояния их основные функции.

      Понятие и значение публичного кредита.

      Виды публичного кредита и механизмы его осуществления. Бюджетный кредит.

      Понятие долга. Обслуживание внешнего и внутреннего долга. Структура внешнего долга РФ.

      Публичное страхование. Правовое значение обязательного страхования в РФ. Государственное страхование отдельных категорий граждан Российской Федерации.

      Понятие внебюджетного фонда. Виды внебюджетных фон­дов. Территориальные внебюджетные фонды.

      Денежное право или право денежного обращения в системе финансового права. Эмиссия денежных знаков в РФ.

      Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации.

      Правовое регулирование безналичных расчетов в РФ.

      Альтернативное денежное обращение: особенности и правовое значение.

      Виды публичного страхования. Правовые основы пенсионного страхования. Социальное и обязательное медицинское страхование в РФ.

      Банковское право в системе финансового права. Банковская система России. Правовой статус Банка России.

      Банковский надзор и валютное регулирование в Российской Федерации.

      Понятие предмет, метод валютного права. Общая характеристика валютного законодательства РФ.

      Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации.

      Структура и правовой статус Министерства финансов РФ. Финансовые органы субъектов Российской Федерации.

    Государственное страхование - комплекс мероприятий, направленный на создание специального страхового фонда, сформированного за счет страховых взносов его участников, из средств которого специализированной государственной организацией производится возмещение (компенсация) материального ущерба (убытка), а также финансирование на устранение последствий от стихийных бедствий, пожаров, несчастных случаев или других обстоятельств. Государственное страхование возмещает материальный ущерб, который был причинен государственным, некоммерческим, общественным организациям, а также имуществу и здоровью граждан.

    В соответствии статьи 969 Гражданского Кодекса Российской Федерации государственное страхование определяется как обязательное страхование, где в качестве страхователей выступают министерства и другие федеральные органы власти.

    Обязательное государственное страхование

    Для обеспечения интересов государства и социальных интересов граждан законодательными актами Российской Федерации устанавливается обязательное государственное страхование имущества, здоровья и жизни государственных служащих некоторых категорий. Осуществляется обязательное государственное страхование за счет денежных средств, которые выделяются на эти цели из соответствующих бюджетов страхователей: федеральных органов исполнительной власти и министерств (статья 927 ГК РФ).

    В законодательстве РФ, которое регламентирует обязательное государственное страхование, указаны лица, являющиеся в обязательном порядке страхователями, а также конкретные страховщики, уполномоченные осуществлять данный вид страхования.

    Субъекты обязательного государственного страхования

    К субъектам обязательного государственного страхования относятся государственные учреждения и отдельные категории физических лиц. В соответствии со статьей 969 ГК РФ государственные организации (учреждения) являются страхователями здоровья и жизни для определенной категории лиц, обеспечивающиеся страховыми гарантиями в силу действия специальных законов, к ним относятся:

    • военнослужащие;
    • граждане, призванные на военные сборы;
    • лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ;
    • сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
    • сотрудники федеральных органов налоговой полиции;
    • сотрудники, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы.

    Законодательная база

    Существует ряд законодательных актов, вменяющих обязательное государственное страхование для отдельных категорий лиц. Например, к таким основным законам РФ относятся:

    • Федеральный закон № 5-ФЗ статья 22 «О внешней разведке», по которому подлежит страхованию весь кадровый состав органов внешней разведки в размере ста восьмидесяти должностных окладов (окладов денежного содержания); страхователем выступает орган внешней разведки Российской Федерации под патронатом Президента РФ;
    • Федеральный закон № 3132-I статья 20 «О статусе судей в Российской Федерации», по которому подлежит обязательному государственному страхованию имущество, здоровье и жизнь судьи на общую сумму заработной платы за последние пятнадцать лет;
    • Федеральный закон № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» гласит, что обязательному страхованию подлежат иные категории лиц, такие как: следователи, прокуроры, лица, проводящие дознания и другие;
    • Федеральный закон № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих;
    • Федеральный закон N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
    • Федеральный закон N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации";
    • прочие законодательные акты.

    Виды обязательного государственного страхования

    Следует отметить, что государственным страхованием также принято считать обязательное страхование для всех граждан РФ, которое покрывает страховой защитой приоритетные объекты. Обязательное страхование возмещает материальный ущерб (или оказывает прочую денежную помощь) как конкретному пострадавшему лицу, так и общественным интересам в целом. Существует несколько видов обязательного страхования, каждый из которых помогает организовать определенную сферу социальной жизни граждан РФ. Примерами обязательного страхования служат:

    • обязательное социальное страхование;
    • обязательное пенсионное страхование;
    • обязательное медицинское страхование;
    • страхование автогражданской ответственности;
    • страхование пассажиров.

    Государственное социальное страхование

    В России осуществляется обязательное социальное страхование, соответствующее нормам международного права и общепризнанным принципам. Обязательное социальное страхование является частью государственной системы по социальной защите населения. Специфика социальной защиты граждан РФ заключается в страховании неработающих и работающих физических лиц от возможного изменения их социального или материального положения, как вследствие объективных, так и субъективных причин.

    В соответствии Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» по обязательному социальному страхованию определены виды страхового обеспечения, к ним относятся:

    • пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца);
    • пособия (по временной нетрудоспособности; в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; по беременности и родам; по уходу за ребенком до полутора лет; по безработице; для женщин, ставших на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; на санаторно-курортное лечение; на погребение);
    • оплата расходов медицинским учреждениям, предоставивших застрахованным лицам необходимую медицинскую помощь;
    • оплата санаторно-курортного лечения и оздоровления работников.

    Виды социального страхования

    В основе законодательства РФ об обязательном социальном страховании лежит четыре основных вида государственного социального страхования, которые выполняют свои функции в зависимости от наступившего страхового случая. К общеобязательному государственному социальному страхованию относятся следующие виды:

    • государственное пенсионное страхование (Пенсионный Фонд России);
    • социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (Фонд социального страхования РФ);
    • социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Фонд социального страхования РФ);
    • государственное медицинское страхование (Фонд обязательного медицинского страхования РФ).

    Пенсионное страхование

    Основным видом государственного обязательного социального страхования является пенсионное страхование. Обязательное пенсионное страхование разрабатывается государством с целью денежной компенсации работающему населению по выходу на трудовую пенсию. Будущая пенсия каждого гражданина РФ накапливается в результате пенсионных отчислений. За счет страховых отчислений с места работы создаются начисления, которые служат накопительным фондом в течение всей трудовой деятельности работника. При этом размер пенсионного накопления, независимо от отчислений, можно самостоятельно увеличивать. Это становится возможным благодаря добровольному инвестированию собственной накопительной части в Федеральном фонде пенсионного страхования.

    Каждому застрахованному лицу выдается на руки страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, которое подтверждает регистрацию застрахованного в системе государственного пенсионного страхования РФ.

    Среди основных видов страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию федеральным законом предусматриваются пенсии: по старости, инвалидности, потери кормильца.

    Социальное страхование

    К обязательному социальному страхованию относится два вида страхования:

    • социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
    • социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Фонд социального страхования Российской Федерации относится к социальному внебюджетному фонду и по своему объему, после Пенсионного фонда РФ, является вторым по величине. Целью Фонда социального страхования Российской Федерации служит финансирование различных социальных выплат пособий для застрахованных лиц, а именно: пособий по беременности и родам, временной нетрудоспособности, санаторно-курортное лечение и другое.

    Источниками в формировании денежных средств Фонда социального страхования Российской Федерации являются добровольные взносы физических и юридических лиц, ассигнования федерального бюджета, страховые взносы от работодателей (всех организационно-правовых форм).

    Медицинское страхование

    Обязательное медицинское страхование является важной составной частью государственного социального страхования, которое гарантирует каждому гражданину РФ предоставление бесплатного объема медицинской помощи при нарушении здоровья. Затраты по оплате медицинских услуг возлагаются на страховую медицинскую организацию после уплаты застрахованным лицом первого взноса в Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

    Формирование бюджетов государственного страхования

    Бюджеты обязательного государственного страхования формируются за счет поступления денежных средств, а именно:

    1. страховые взносы от страхователей-работодателей;
    2. дотации федерального бюджета (средства иных бюджетов);
    3. штрафные санкции, пени;
    4. регрессные денежные средства;
    5. доходы от инвестирования временно свободных денежных средств;
    6. прочие поступления, не противоречащие законодательным актам Российской Федерации.

    Бюджеты фондов государственного страхования (конкретных его видов) утверждаются на каждый последующий финансовый год федеральными законами.

    социальное страхование безопасность защита

    Понятие государственного страхования

    Согласно статьи 2-й федерального закона от 27.11.1992г. № 4015-1 “О страховании”.

    Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых или страховых взносов (страховых премий).

    Это позволяет сделать следующие выводы.

    1. Страхование - это экономическое отношение, в котором участвуют как минимум две стороны (два лица, субъекта отношения).

    Одна сторона (субъект) - это страховая организация (государственная, акционерная или частная), которую называют страховщиком. Страховщик вырабатывает условия страхования (в частности, обязуется возместить страхователю ущерб при страховом событии) и предлагает их своим клиентам - юридическим лицам (предприятиям, организациям, учреждениям) и физическим лицам (отдельным частным гражданам).

    Если клиентов устраивают эти условия, то они подписывают договор страхования установленной формы и однократно или регулярно в течении согласованного периода платят страховщику страховые премии (платежи, взносы) в соответствии с договором. Другая сторона (субъект) страхового экономического отношения - это юридические или физические (отдельные частные граждане) лица, называемые страхователями. Статья 5 закона “О страховании”. Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона. При наступлении страхового случая (стихийное бедствие, падение человека с переломом и т.д.), при котором страхователю нанесен ущерб (экономический или его здоровью), страховщик в соответствии с условиями договора выплачивает страхователю компенсацию, возмещение. Из анализируемых определений следует, что страховщик и страхователь регулируют страховое экономическое отношение специальным договором. В мировой практике он получил название полис.

    Полис - документ (именной или на предъявителя), удостоверяющий заключение страхового договора и содержащий обязательство страховщика выплатить страхователю при наступлении страхового события определенную условиями договора сумму денег (страховую компенсацию или возмещение). Понятие договора страхования имеется в статье 15 закона “О страховании”.

    Договор страхования является соглашением между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при страховом случае произвести страховую выплату страхователю или другому лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховые взносы в установленные сроки. Договор страхования может содержать и другие условия, определяемые по соглашению сторон, и должен отвечать общим условиям действительности сделки, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. Конституция Российской Федерации// www.consultant.ru

    Обязательное социальное страхование -- часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

    Учитывая, что страхование оказывает влияние на процесс воспроизводства в рамках страны, государства проводят политику подчинения страховых операций и страховых компаний определенному контролю, объемы и формы которого устанавливаются законодательными актами. Страховой контроль (надзор) представляет собой систему мер государственного регулирования страховой деятельности, осуществляемой уполномоченным государственным органом в целях упорядочения, обеспечения стабильности и финансовой устойчивости страховой организации.

    В правовой организации страхового надзора выделяют три системы надзора:

    • 1. публичная система, при которой надзор ограничивается требованиями публикаций и предоставления в соответствующей государственный орган отчетов и балансов страховой организации;
    • 2. нормативная система, которая устанавливает определенные условия возникновения и деятельности страховых организаций;
    • 3. система материального надзора, при которой органы государственного надзора имеют право проверять не только формальное исполнение условий возникновения и деятельности страховых организаций, как это предусмотрено нормативной системой, но и саму деятельность страховщиков как с финансовой, так и с оперативно-технической стороны. Страхование /Александр Годин /2011

    К концу XX века система материального надзора доминировала в большинстве стран мира. Так, в Англии и Франции контроль распространялся на все виды страхования, в Германии и Нидерландах из-под контроля были выведены только страховщики, занимающиеся транспортным страхованием и перестрахованием. В настоящее время в зарубежных странах наметились тенденции к либерализации такого надзора. Например, в Германии с 1994 года органы контроля отменили требования к установлению единых страховых тарифов.

    Целями государственного регулирования страхования являются: установление нормативных требований к проведению операций страхования и в целом к деятельности страховщиков; обеспечения эффективного формирования и использования страховщиками страховых резервов и других денежных средств и других денежных фондов; создание организационных и экономических, технических и информационных условий для свободного и эффективного развития страхового рынка, его инфраструктуры.

    Общей тенденцией в системе установления государственного контроля в области страхования является попытка найти сбалансированную правовую регламентацию, учитывающую возможности воздействия как частного, так и публичного права.

    Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой создание государством рамочных условий для функционирования страхового рынка, в пределах которых его субъекты свободны в принятии решений.

    Деятельность страховщиков коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих субъектов, поскольку нацелена на обеспечение беспрерывности процесса возмещения ущерба, причиненного различными непредвиденными обстоятельство вами и случайностями. Высокая доля ответственности страховщика за социальные последствия его деятельности требует организации государственного надзора. В более обобщенной форме этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и его платежеспособности. Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и к самой идее страхования.

    Государственное регулирование страхового рынка осуществляется посредством специальной налоговой политики, в принятии законов, регулирующих порядок заключения и исполнения страховых договоров, решения возникающих споров. Государство также устанавливает с учетом интересов всего общества обязательные виды страхования.

    Регулирующая роль органов государственного страхового надзора предусматривает выполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается защита страхователей.

    Во-первых, в ходе осуществления регистрации и лицензирования участников страхового дела выясняются профессиональная пригодность страховщика, страхового брокера, выясняется финансовое положение страховщика. В отдельных зарубежных странах для разрешения осуществления страховой деятельности обычно требуется рекомендательное письмо от известного лица в финансово-кредитной сфере.

    Во-вторых, это обеспечение гласности. Лица, профессионально занимающиеся страховой деятельностью обязаны публиковать в проспектах полную, правдивую и четкую информацию о финансовом положении страховщика. Чтобы не допускать ограничения конкурентной борьбы, орган государственного страхового надзора должен проверять, насколько достоверна представленная информация.

    В-третьих, в целях поддержания правопорядка в страховой отрасли орган государственного надзора вправе осуществлять оперативный контроль за финансовой деятельностью страховщиков, принимать соответствующие административные меры.

    Наряду с традиционным назначением страхования -- защитой от природных явлений (землетрясения, наводнения и т.п.), событий технического и техногенного характера (пожаров, аварий, катастроф и т.п.) появилась необходимость защиты, в частности, от различных криминогенных явлений (краж, угона транспортных средств и т.п.) и потерь, возникающих в процессе финансово-хозяйственной деятельности (ущерба от недостачи товаров, ненадлежащего исполнения обязательств по договору и т. п.).

    Страхование как экономическая категория, с одной стороны, выступает средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой -- видом деятельности, приносящим доход. Источниками прибыли страховой организации служат доходы от страховой деятельности, от инвестиций временно свободных денежных средств в объекты производственной и непроизводственной сферы, ценные бумаги, банковские вклады и т.п. Страхование служит важным фактором стимулирования производственной активности, обеспечения финансовой устойчивости организаций и предприятий и защиты интересов граждан. Как правовая категория страхование -- это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. Страховщиками могут выступать государственные, муниципальные и иные юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие в установленном порядке лицензию. В.А. Мальцев. Финансовое право. Учебник, 2008

    Правовые основы страхования закреплены в Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Страховая деятельность в России основывается на соответствующей правовой базе, которая включает в себя значительное количество нормативных правовых актов, в своей совокупности образующих страховое законодательство. Страхование является комплексным правовым институтом, объединяющим нормы различных отраслей российского права и в первую очередь -- финансового и гражданского. Нормы финансового права устанавливают источники формирования страхового фонда, его взаимоотношения с другими звеньями финансовой системы, порядок использования средств фонда страхования, компетенцию органов государственной власти в области страхования, осуществление государственного надзора за страховой деятельностью и иные отношения в сфере страхования, возникающие в процессе создания, распределения и использования фонда страхования, т.е. такие отношения, которые относятся к сфере финансовой деятельности. Нормы гражданского права регламентируют основания возникновения различных страховых правоотношений, права и обязанности их субъектов, закрепляют объекты страхования, предусматривают существенные условия договора страхования, его форму и т.д. Правовые основы страхования закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 927 -- 970) и федеральных законах, основными из которых являются: Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями,

    Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», а также федеральные законы, регулирующие отдельные виды обязательного страхования. Вопросы страхования предусматриваются и в положениях федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Так, начиная с 2001 г., в федеральном бюджете устанавливается выплата предварительной компенсации гражданам, внесшим страховые взносы в организации государственного страхования по состоянию на 1 января 1992 г. Отдельные аспекты страхования регулируются указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. . Конституция Российской Федерации// www.consultant.ru Важную роль в правовом регулировании страховых отношений, в частности в вопросах организации и осуществления надзора за страховой деятельностью, играют нормативные акты Министерства финансов Российской Федерации.