Михаил врубель царевна лебедь. Михаил Врубель. Царевна-лебедь. Монография о Врубеле. Киев. Встреча с древностью

Сочинение по картине: М. Врубеля "Царевна Лебедь".
Михаил Александрович Врубель - знаменитый русский художник конца 19 - начала 20 века. Его произведения - это воплощение в живописи образов русских народных сказок, былин, легенд. Не стала исключением и картина "Царевна-Лебедь". Героиня сказки А.С.Пушкина, девушка-лебедь из русского фольклора послужили прообразом для создания полотна.
Картина удивительна. В ней нет движения. Все замерло в каком-то тревожном ожидании: то ли сгущающиеся сумерки несут в себе тревогу, то ли расставание с прекрасной девушкой, которая вот-вот растает в ночной темноте, уплывая в неведомую даль. Взгляд Царевны-Лебеди - это прощальный взгляд. Ее огромные глаза полны грусти и доброты. О чем грустит прекрасная царевна? Об уходящем дне? Или о предстоящей разлуке? Или ее тревожит что-то неведомое, надвигающееся в сумерках ночи?
Темнота вокруг Царевны-Лебеди сгущается. И лишь она сама, ее белоснежное одеяние, фата и корона-кокошник сверкают в лучах заходящего солнца. Все сверкает перламутром. Таинственным мерцанием светятся драгоценные камни на ее украшениях. Перламутровый блеск и на лице девушки. Ее одежда-крылья почти сливаются с проблесками вечерней зари там вдалеке, куда вскоре устремится прекрасная Лебедь. Вокруг плещется море. Плеск волн зрительно ощутим. Царевна-Лебедь возникла из воды, ее крылья распластаны над водной гладью, почти растворяясь в ней.
Врубель создал образ, который стал символом девичьей красоты и величия, таинственной прелести героинь русских сказок, помощниц и заступниц, мастериц и рукодельниц, которые беззаветно любят все окружающее.

Сочинение по картине М. Врубеля "Царевна Лебедь".
В конце 1890-х годов с Частной оперой Саввы Мамонтова, где пела Н. Забела, жена Врубеля, активно сотрудничал Н. Римский-Корсаков. Одна за другой на сцене театра были поставлены его произведения "Садко", "Царская невеста", "Сказка о царе Салтане". Н. Забела выступала в заглавных ролях и вскоре стала любимой певицей композитора. Врубель не был в стороне от всего этого, привлеченный Мамонтовым к постановкам в качестве театрального художника. Врубели и Римский-Корсаков подружились.
Эта пронзительная картина - плод их дружбы. Н. Забела снискала большой успех в роли Царевны-Лебеди в спектакле "Сказка о царе Салтане". Ее фотоизображение в театральном костюме, подаренное композитору, подтолкнуло Врубеля к созданию этого полотна. Несмотря на то, что в произведении звучит очевидное театральное эхо, художнику удалось создать проникновенный музыкальный образ хрупкого и нездешнего существа, заброшенного в наш мир. Многие критики отмечали саму "нематериальность" живописной материи, каким-то чудом выраженную художником.
Великий русский художник Врубель Михаил Александрович, творивший в конце девятнадцатого - начале двадцатого веков, очень часто делал героями своих картин персонажей известных русских народных сказок и других фольклорных произведений. Моя любимая картина Врубеля - "Царевна-Лебедь", образ которой художник перенёс из известной сказки Александра Сергеевича Пушкина.
Эта картина необычайна, она поражает своей естественностью. Всё как будто замерло на этой картине, ожидая чего-то великого, необычного, нового. В картине "Царевна-Лебедь" чувствуется какая-то скрытая тревога, которая заставляет смотреть на картину без доли равнодушия. Картина настолько жива, что складывается впечатление будто бы прекрасная девушка, изображённая на ней, вот-вот исчезнет. В глазах Царевны-Лебедь затаилась печаль, заставляющая включить воображение и задуматься, откуда она, о чём грустит, что произошло?
На фоне надвигающейся темноты Царевна-Лебедь выглядит прекрасно, в своём белоснежном одеянии. Рядом с ней бушует море, и зритель картины Врубеля сам невольно начинает ощущать шум морских волн.
Михаилу Врубелю удалось написать необычайную, удивительную картину "Царевна-Лебедь". Девушка, изображённая на полотне - это образ красоты, таинственности и величия героинь русского фольклора.

Описание картины "Царевна Лебедь".
Очень часто Врубель находил вдохновение в национальном фольклоре, в русском былинном эпосе. Опираясь на былину, легенду или миф, художник создавал свои собственные образы, свой красочный и напряженный поэтический мир, который полон таинственности и красоты. Герои этого сказочного мира, подвержены человеческим страданиям и земной тоски. Создать образ "царевны-лебеди", Врубеля подтолкнул образ, который создала на сцене в опере Римского-Корсакова, его муза и певица, Надежда Забела. После выступления Забелы в роли "царевны-лебедя" была выпущена открытка, которая и явилась толчком к написанию картины. Все очарование родного края, нежная и гордая душа мифической девушки-птицы, находит место на картине. Твердость и верность настоящей любви, тайные чары колдовства, вечная и могущественная сила добра, все вписалось в этот чудесный образ, отличающийся особой величавостью и красотой. Такое впечатление, что художник рассказывает зрителям о невероятном своем сновидении. Врубель описывал картину - " крылья девушки, это родная почва и жизнь. Сколько красоты на Руси и трудно сказать, что стоит во главе этой красоты". Это показывает, насколько Врубель любил свой народ, отчизну и красоту.
Композиция картины построена таким образом, что у зрителя появляется ощущение, будто он заглянул в сказочный мир, в котором видит волшебную девушку-птицу, которая вот-вот исчезнет. Радужными красками переливается на белоснежном оперении девушки последние лучи солнца. Мерцает голубые, бирюзовые изумрудные самоцветы узорчатого кокошника. Теплые, огромные и белоснежные крылья излучают жемчужный, перламутровый свет. За спиной царевны - лебедь, мы слышим шум волнующего моря, волны которого бьются о скалы чудо - острова. Вдалеке у самого морского горизонта лучи солнца проникли сквозь сизые тучи и зажгли вечернюю зарю. Сказочную атмосферу, которая ощущается в каждом моменте картины, создает трепет зари, мерцание драгоценных камней и жемчугов, блики пламени. Ощущение невероятной благости разлито в холсте. Только плеск волн и шорох крыльев в состоянии нарушить безмолвие, но в этом молчании, много скрытой песенности. На картине вы не увидите ни жестов, ни действия. Царит полный покой, все как - будто заколдовано. Катина "Царевна - лебедь" пожалуй, один из самых задушевных и пленительных женских образов, которые создал художник.

Врубель. "Царевна Лебедь".
Источник своего вдохновения Михаил Александрович Врубель находил в русском былинном эпосе, национальной фольклорной традиции. Опираясь на миф, легенду, былину, художник не иллюстрировал их, но создавал свой собственный поэтический мир, красочный и напряженный, полный торжествующей красоты и вместе с тем тревожной таинственности, мир сказочных героев с их земною тоской и человеческим страданием.
Надежда Ивановна Забела, известная певица и муза художника, внесла во внутренний мир Врубеля не только обаяние женской прелести. В его сердце еще больше вошла музыка. Искусство Врубеля и творчество Забелы были нерушимо связаны между собой незримыми, но прочными нитями. Дарование Забелы формировалось при самом непосредственном участии Врубеля.
Надежда Ивановна создала незабываемый образ Царевны-Лебеди в опере Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". Знаком этого успеха послужила и открытка, выпущенная после бенефиса, - фотография Забелы в роли Царевны-Лебеди. Эта открытка, по-видимому, и явилась толчком к появлению нового произведения Врубеля - картины "Царевна-Лебедь".
Истинная музыкальность - в самой живописи, в том, как мерцают и переливаются воздушные, невесомые краски на первом плане, в тончайших градациях серо-розового, в поистине нематериальной живописной материи полотна, "превращающейся", тающей. Вся томительная, печальная красота образа выражена в этой особенной живописной материи.
Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.
Глубокий смысл заложен в этих двух словах. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Рассказать об этом мог только великий художник, постигший прелесть Руси.
.В самую глубину вашей души заглядывают широко открытые чарующие очи царевны. Она словно все видит. И сегодня, и завтра. Поэтому, может быть, так печально и чуть-чуть удивленно приподняты соболиные брови, сомкнуты губы. Кажется, она готова что-то сказать, но молчит. Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца-кокошника. Перламутровый, жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья.
За спиной Царевны-Лебедь волнуется море. Мы почти слышим мерный шум прибоя о скалы чудо-острова, сияющего багровыми, алыми волшебными огнями.
Невероятная благость разлита в холсте. Может, порою только легкий шорох крыльев да плеск волн нарушают безмолвие. Царит покой. Все как будто заколдовано. Но вы слышите, слышите биение сердца русской сказки, вы пленены взором царевны и готовы бесконечно глядеть в ее печальные добрые очи, любоваться ее обаятельным милым лицом, прекрасным и загадочным.
Художник пленил нас магией своей волшебной музы. И мы на миг оказываемся в неведомом царстве грез. Живописец-чародей усиливает в сердцах наших чувство веры в добро, в прекрасное.

Картина "Царевна-Лебедь".
Силу богатырского эпоса Врубель чувствовал, но, вероятно, ему ближе были образы более хрупкие и лирические, "тающие и ускользающие", подобные тем, что создавала на сцене его жена. Большая вереница сказочных произведений венчается двумя знаменитыми картинами, которые непременно вспоминаются каждому, кто хоть сколько-нибудь знает живопись Врубеля: "Пан", написанная в 1899-м, и, наконец, в завершение -
"Царевна-Лебедь" в 1900 году.
О достоинствах "Царевны-Лебедь" высказываются разные суждения - не все согласны считать ее шедевром. В ней нет той безмятежности, которая так трогательна в "Морской Царевне" - в сказочный мир вдруг вкрадывается тревога, вещие предчувствия. А. П. Иванов говорил об этой картине: "Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, "плещет лебедиными крылами на синем море" перед днями великих бедствий?"
Да, врубелевская Царевна-Лебедь скорее ведет свое происхождение от Девы-Обиды "Слова о полку Игореве", чем от героини пушкинской "Сказки о царе Салтане" или оперы Римского-Корсакова на этот сюжет. У Пушкина и Римского-Корсакова она дневная, светлая. Царевич Гвидон спас ее от злого коршуна, она становится женой Гвидона и все устраивает к общему счастью. На картине Врубеля загадочная птица с ликом девы едва ли станет женой человека, и благополучия не обещает ее томный прощальный взор, ее жест руки, предостерегающий, призывающий к молчанию. Настроение картины тревожное: сгущаются синие сумерки, видна багряная полоса заката и какие-то недобрые красные огни вдалеке - не такие, как в ясном городе Леденец. Царевна не приближается - она уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный знак предостережения.
Необыкновенно красиво ее лицо - действительно, "красота неописанная" сказочных царевен, и ее волшебно-мерцающее оперение, дымчатое, отливающее розовым, и воздушная фата, и жемчуга кокошника, и блистающие драгоценные перстни. Все даже "слишком красиво" - может быть, потому эта картина и не всем теперь нравится. Ее упрекают в театральности. Но, думается, она не более и не менее театральна, чем другие фантастические картины Врубеля: в его "волшебном театре" "Царевна-Лебедь", пожалуй, представляет кульминацию, увенчание и конец сказочной темы. Никаких прямых связей со сценической трактовкой "Царя Салтана" в картине нет, и сама царевна даже не похожа на Н. И. Забелу - совсем другое лицо, в отличие от "Морской Царевны", где портретное сходство несомненно. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с его сестрой, Е. А. Праховой. Вероятнее всего, Врубель придумал лик Царевны, в котором отдаленно отразились и слились черты и его жены, и дочери когда-то любимой им женщины, а может быть, и еще чьи-то.
Картину "Царевна-Лебедь" особенно любил Александр Блок. Фотография с нее всегда висела у него в кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком "Врубелю". Каких-либо прямых "иллюстративных" перепевов врубелевских образов в нем нет - поэтические представления возникают ассоциативно, внушаются, будятся картиной, ее переливами и вспышками красок, ее атмосферой неясных пророчеств, прощания с былым, предчувствия нового...
Дали слепы, дни безгневны,
Сомкнуты уста.
В непробудном сне царевны,
Синева пуста.
Были дни - над теремами
Пламенел закат.
Нежно белыми словами
Кликал брата брат...
Видится волшебный всадник:
Белый конь, как цвет вишневый...
Блещут стремена...
На кафтан его парчовый
Пролилась весна.
Пролилась - он сгинет в тучах,
Вспыхнет за холмом...
Предчувствуются смятения:
Будут вёсны в вечной смене
И падений гнет.
Вихрь, исполненный видений,
- Голубиный лет...
Что мгновенные бессилья?
Время - легкий дым...
Мы опять расплещем крылья,
Снова отлетим!
И опять, в безумной смене
Рассекая твердь,
Встретим новый вихрь видений,
Встретим жизнь и смерть!
Это писал еще юный Блок, автор "Стихов о Прекрасной Даме" и "Нечаянной радости"; писал, стоя на распутье, прощаясь с мистическими идиллиями своей молодости. "С Врубелем я связан жизненно", -
скажет он позже.
Врубель ничего об этом не знал - не знал ни Блока, ни вообще молодую русскую поэзию; он любил Римского-Корсакова, Тургенева, Чехова, Ибсена, у него был свой "вихрь, исполненный видений", и свои прощания. "Царевной-Лебедь" он прощался с "безгневностью", бестревожностью русского эпоса - прекрасная царевна уплывала, кончалась сказка, и снова настойчиво звал Демон, тот "монументальный Демон", который был отложен на будущее.



Картина написана: 1900 г.
Холст, масло.
Размер: 142,5 × 93,5 см

Описание картины «Царевна-Лебедь» М.Врубеля

Художник: Михаил Александрович Врубель
Название картины: «Царевна-Лебедь»
Картина написана: 1900 г.
Холст, масло.
Размер: 142,5 × 93,5 см

Мистичность М. Врубеля давно уже общепринятый факт, учитывая всех его демонов. Художника словно притягивали потусторонние силы. Не стали исключением и сказки, причем не народные, а литературные.

Он создавал их зыбкий, фантастический и не всякому понятный мир. Истоки этого – в образовании живописца. Он увлекался музыкой, театром и оперой. После знакомства с Надеждой Забелой он открыл для себя мир театральных декораций и эскизов сценических костюмов для жены. Они поражали публику и критиков настолько, что они ожидали не столько премьеры спектакля, сколько приходили воочию увидеть костюмы оперной певицы.

Супруга стала музой для портретов, а Врубель был влюблен в ее голос, в создаваемый женщиной образ, в то, что так услужливо подсказывало воображение. В 1900 году композитор Н. Римский-Корсаков презентовал московской публике оперу «Царевна-Лебедь». Врубель трудился над эскизами костюмов для актеров, а Надежда Забела исполнила партию Царевны. Сам художник, как известо, боготворил жену и жил для нее, посещал все репетиции, ночами сидел над декорациями и костюмами, и бесчисленное количество раз рисовал. Вдохновленный музыкой и красотой сказочной героини, мастер создал картину «Царевна-Лебедь», прообразом для которой и послужила супруга.

Картина поражает своей статичностью. Вы не увидите здесь живой игры светотеней, вы лишь ощутите неясную тревогу. Замершая вода и неживые огни дальнего города, огромные глаза бледнокожей девушки навеивают воспоминания о тех таинственных и роковых женщинах, из-за которых мужчины не спят ночами и бросают семьи.

Если проводить параллель между демонами и Царевной-Лебедью, многие с уверенностью скажут, что она – демоница. Согласно опере и сказке, эта девушка помогает Гвидону. Но перед знатоками культуры невольно встает вопрос: «Почему ее хотел убить коршун?». Она была волшебницей, чародейкой, то есть, имела прямую связь с потусторонним миром. А еще не зритель, не читатель не знает, откуда появилась эта незнакомка в кристально белых одеждах и роскошном кокошнике. Точно известно происхождение всех героев пушкинской сказки, а она лишь «… поверх текучих вод плывет».

Вторая ассоциация – Афродита, рожденная из вод и строчка из цветаевского «я – бренная пена морская». Царевна-Лебедь появилась из моря, в котором, согласно перечню мифов и легенд жили прекрасные девы с чарующим голосом и бездонными глазами, а чтобы выбраться из пучины, они превращались в прекрасных белых птиц.

Очи врубелевской героини – отдельный разговор. Они приковывают к себе и не отпускают, они похожи на взгляд существа из другой вселенной. Они страшны и одновременно загадочны, причем загадка эта настолько дикая и первозданная, что просто не подлежит объяснению.

Девушку, изображенную на картине, довольно сложно назвать красивой по стандартным канонам. Но в ее бледной коже, темных волосах и хрупких длинных пальцах определенно есть магия и притягательность для сильного пола. Князь Гвидон перед Лебедью не устоял.

Загадочная царевна занимает всю композицию картины. Ее наряд – белый с оттенками серебра, настолько легкими, что они почти незаметны. Причем цвет платья и крыльев не мягкий и жизнерадостный, а кристаллический с оттенками голубого – такой поразительно холодный и неживой, что вы невольно задумаетесь о Снежной Королеве.

На заднем плане полотна по левую сторону – огни чудо-острова. Волны бьются о его скалы, словно заманивая к себе. Невозможно разглядеть дома и княжеский замок, поскольку на картине лишь блики красного, оранжевого и желтого – единственные светлые пятна во всей композиции. Они символизируют жизнь, а еще – страсть, которую скрывает взгляд Царевны. Остров омывают воды глубокого синего моря, настолько темного, что кажется, будто оно вот-вот «закипит, поднимет вой», слившись с темно-синим, багровым и мрачным небом. Узенькая полоска света вдали словно говорит о том, что есть в облике Лебеди нечто человеческое – она смогла полюбить.

Весь задний план холста наполнен сгущающимися сумерками. Это прощание ночи и дня, самое таинственное время суток. Сумеречная темнота накрывает чудный остров, морскую гладь и саму Царевну. Начинается та самая загадка – превращение. Вы видите лебединые белоснежные крылья, которые через долю секунды станут морской пеной, а само превращение кажется бесконечным. Реальность картины Врубеля настолько искажена, что создается впечатление, будто некие демонические силы остановили время. В первую очередь, это проявляется в одежде Лебеди. Роскошный кокошник, украшенный замысловатыми узорами, белыми и голубыми камнями – все сияет, подобно языческим украшениям. Платье демонической красавицы – белое, цвета невинности и чистоты, а еще – бесконечности и холода, чем-то напоминает свадебный наряд. Возможно, художник передал тот миг, когда Царевна должна была явить себя Гвидону.

Поэтому мистическая девушка к зрителю не приближается, она уходит от него навстречу своему счастью, подобно блоковской незнакомке. Она смотрит на вас вполоборота, словно предупреждая, что демонов усмирить дано не каждому.

Картина выполнена в любимой технике живописца – все те же четкие черты лица, конечностей и деталей, игра теней, придающая им объем, а в остальном – грубые мазки мастихином, подчищенные ножом.

Говорят, Врубель сошел с ума, рисуя демонов. Уж не была ли Царевна-Лебедь одной из них? Критики, историки искусства, да и потомки самого художника ищут ответ на этот вопрос и не находят его и по сегодняшний день.

Говорят, что арт-терапия – изобретение Врубеля. Рисуя своих демонов и демониц, он мог контролировать свою шаткую психику. Психиатры, исследовавшие картины художника, пришли к выводу, что в его состоянии бывали улучшения, когда он рисовал и вспышки, когда он только задумывал картину.

Говорят, художник, верный жене, был соблазнен. И это правда. Его соблазнила та неведомая и ускользающая, мистическая и опасная сила искусства, которую он лишь на миг хотел остановить на картине «Царевна-Лебедь». Оказалось, остановил на вечность.

Врубель был очень и очень разносторонним художником, он писал и делал самые разные работы: выступал как керамист, как автор настенных росписей, великолепных портретов и живописных панно. В панно, которое мы будем рассматривать, мы видим черты и символизма, и, конечно, стиля модерн, современного Врубелю.

М.А. Врубель. Автопортрет. 1900-е

Судьба Врубеля была очень не простой. Вообще, наверное, в русской живописи баловней и счастливцев практически нет. Начиная с 1906 года он начал слепнуть, а в 1910-м ушел из жизни. Одна из последних его больших работ – прелестных, красивых, великолепных – это, конечно, «Царевна-Лебедь». К сожалению, эту удивительную картину растиражировали на конфетных коробках, на обертках, фантиках, ее бесконечно повторяли, так что она утратила свою первоначальную загадочность. Но я надеюсь, что со временем всякий, кто придет в картинную галерею и увидит эту переливающуюся живопись, поймет, что врубелевское полотно действительно прекрасно.

М.А. Врубель. Царевна-Лебедь. 1900. Государственная Третьяковская галерея, Москва

"Царевна-Лебедь" Михаила Александровича Врубеля – своего рода символ прекрасной героини русской сказки, облаченной в великолепный наряд. В основе сюжета о царевне Лебедь лежит как "Сказка о царе Салтане" Александра Сергеевича Пушкина, увидевшая свет в 1832 году, так и одноименная опера Римского-Корсакова, поставленная в 1900 году, в которой главную партию исполняла жена художника, Надежда Ивановна Забела-Врубель. Врубель создает ее портрет в этой роли, однако пишет тем не менее не конкретный, а некий обобщающий образ героини русских сказок. Перед нами прелестная девушка в девичьем головном уборе, из-под которого видны волосы. Конечное, это сказочная, даже фантастическая героиня, здесь все сверкает – серебрятся перламутрово-сияющие отблески белого на ее крыльях, белое на белом, с темными тенями, ее огромные глаза, косы, спускающиеся вдоль спины, серебряное кружево на платке, высокое очелье с жемчужными поднизями. Здесь есть все, что характерно для роскошного национального костюма.

Врубель-художник вообще тяготеет к такого рода таинственности. Достаточно вспомнить другие его картины, где у него так же переливается цвет, будь то знаменитая "Сирень", когда буквально ощущаешь аромат влажной сирени с набухшими гроздями, или "Пан", глядя на которого мы слышим и ароматы, и шорохи написанного поля. А здесь иное ощущение влажности, связанное с образом Лебедя, только что превратившегося в прекрасную девушку.

Время, когда была написана эта картина – рубеж веков. Время, когда заметна менялась вся стилистика жизни. Очень многие захотели попробовать себя творцами своего мира: обустраивали свои дома, изобретали себе наряды. На помощь им пришли художники. Врубель был одним из таких художников. Он работал для театра, в частности, потому, что его жена была известной певицей. Но кроме того он просто придумывал для нее повседневную одежду. И очень многие художники того времени сочиняли новые платья, которые должны были соответствовать стилистике нового дома. Нам стиль модерн кажется очень свободным. Мы думаем, что это был такой период в искусстве, когда появились раскованные тела, когда люди могли двигаться свобожно, как хотят. Но это неправда. Модерн, в отличие от последующих направлений в искусстве, как раз заковывал женщину, причем буквально – в корсет. Она даже не могла нормально сидеть на стуле, потому что корсет передней своей планшеткой упирался ей в ноги. А впечатление легкости, ползучести создавалось из-за тягучих линий, которыми струилось платье на актрисе на сцене или на женщине в повседневной жизни. Врубелю однако удавалось то, что не удавалось другим: насыщать формы дивными переливающимися цветами, которые придавали картинам какое-то, пожалуй, слегка мистическое настроение. Даже границы этих переливающихся платьев не всегда отчетливо различимы в его портретах, в том числе портретах Забелы-Врубель. Именно она вдохновила художника на создание такого выразительного и яркого образа, как Царевна-Лебедь, определившего наши представления о том, что есть русское национальное на весь следующий век...

Реферат по дисциплине

История мировой литературы и искусства

Рассказ о картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

План

1) Время жизни.

2) Исторический характер эпохи.

3) Художественные течения, к которым он был близок.

IV. Композиция и цветовое решение.

V. Символика деталей.

VI. Новаторство.

Царевна-Лебедь. М. А. Врубель (1900)

1) Врубель М.А. (Mikhail Vrubel, 1856–1910), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у П.П.Чистякова; уроки акварели брал у И.Е.Репина.

2) Среди русских живописцев, создавших произведения на темы сказок и былин, Врубелю принадлежит особое место. Художник сумел проникнуть в самый строй поэтического вымысла, ему удалось придать особый философский смысл образам народной фантазии.

3) Замечательный живописец, поэт красками и линиями Врубель вырабатывает свой язык, свой стиль, свое понимание цвета. Он стремится собрать воедино стихию цветовых гармоний. В лучших из своих декоративных холстов он избегает той плоскостности, которая была свойственна декоративистам эпохи модерна. И как лучшие колористы всех времен и народов, Врубель умел отсветами бережно распределять свои красочные богатства на холсте.

Подобно большинству писателей, поэтов, художников, творивших на рубеже XIX-XX веков, Врубель стремился отобразить в своем творчестве особый мир, далекий от неприглядной и пошлой обыденности. Но, обладая могучим даром истинного таланта, он не замыкался в область мистических, потусторонних символов, как многие его современники. Врубель мучительно искал ответа на многие жгучие вопросы своего времени, обращаясь к образам значительным и величественным, к натурам необыкновенным, способным дерзко бросить вызов всему, что сковывает духовные и творческие силы человека. Его раздирали противоречия между этическим и эстетическим, божеским и человеческим, он мучился над вечными вопросами: может ли красота быть злой, а зло - прекрасным.

Личность Врубеля как русского художника объясняет одну особенность всего отечественного искусства. Это искусство никогда не полагается на холодный расчет ума. Оно согрето живым чувством. Врубель вошел в историю искусства как художник редчайшей задушевности.

Эта картина характерна для творчества Врубеля. Она написана в жанре мифологии, в котором был представлен ряд картин. Таких как Демон, Пан, Богатырь.

III. Жанр.

Данная картина была написана в жанре мифология.

(МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР - посвящен событиям и героям, о которых рассказывают мифы.)

"Царевна-Лебедь". Глубокий смысл заложен всего в двух словах. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы.

Тайные чары все же покоренного злого колдовства.

Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра.

Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.

IV. Композиция и цветовое решение.

"Царевна-Лебедь". В самую глубину твоей души заглядывают широко открытые чарующие очи царевны. Она словно все видит.

Поэтому, может быть, так печально и чуть-чуть удивленно приподняты собольи брови, сомкнуты губы. Кажется, она готова что-то сказать, но молчит.

Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца-кокошника, и мнится, что это трепетное сияние сливается с отблеском зари на гребнях морских волн и своим призрачным светом словно окутывает тонкие черты бледного лица, заставляет оживать шелестящие складки полувоздушной белой фаты, придерживаемой от дуновения ветра девичьей рукой.

Перламутровый, жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья. За спиной Царевны-Лебедь волнуется море. Мы почти слышим мерный шум прибоя о скалы чудо-острова, сияющего багровыми, алыми приветливыми волшебными огнями.

Далеко-далеко, у самого края моря, где оно встречается с небом, лучи солнца пробили сизые тучи и зажгли розовую кромку вечерней зари. . .

Вот это колдовское мерцание жемчугов и драгоценных камней, трепета зари и бликов пламени огней острова и создает ту сказочную атмосферу, которой пронизана картина, дает возможность почувствовать гармонию высокой поэзии, звучащей в народной легенде. Невероятная благость разлита в холсте.

Может, порою только легкий шорох крыльев да плеск волн нарушают безмолвие. Но сколько скрытой песенности в этом молчании. В картине нет действия, жеста. Царит покой.

Все как будто заколдовано. Но вы слышите, слышите живое биение сердца русской сказки, вы будто пленены взором царевны и готовы бесконечно глядеть в ее печальные добрые очи, любоваться ее обаятельным, милым лицом, прекрасным и загадочным.

Художник пленил нас магией своей волшебной музы.

V. Символика деталей.

Символ образуется на остове многочисленных смыслов, так он углубляет свое содержание и так он несет в себе не только идею одного произведения, но и всего творчества."Царевна-Лебедь" опера Римского-Корсакова. Это неслучайно. Для модерна характерно использование таких образов, которые существуют в культуре как символы, обозначая какие-либо "вечные" идеи. Они часто используются художниками и после каждого их употребления, смысл их углубляется, содержание наполняется теми мыслями, которые вкладывали в них авторы. У Врубеля между героями полотен есть определенная связь. В совокупности они могут составить своеобразный миф, ту картину мира, которая будет отражать особенности восприятия художником реальности. Образы Врубеля находятся всегда на грани реального мира и фантастики, как это было и с внутренним миром художника. У него человеческая верность, чистота любви может быть представлена в облике Офелии, Царевны -Лебедь.

Например, образ Лебедя, крылатой царевны, невесты, создается на основе жемчужного колорита, соединяющего загадочность "живого камня" со сверканием звезд и снега. Говоря о трех основных символах врубелевского колорита, можно отметить, что красный, синий, желтый - это три абсолютно чистых цвета в живописи, называемые также основными, потому что на их основе держится спектр. Они не могут быть созданы путем смешивания других цветов, так же как и белый.

"Царевна-Лебедь" мы видим только белую птицу, превратившуюся в прекрасную царевну, на фоне темного морского пейзажа. Но в трепетном движении ее фигуры, в тревожном повороте головы и глубине взгляда – трагизм врубелевского мировоззрения, одиночество и беззащитность красоты, ее жертвенность и недолговечность. В глазах царевны – знание судьбы своей и всего окружающего.

Героиня полотна "Царевна-Лебедь" погружена в таинственность и мрак.

VI . Новаторство.

Врубель во многом был новатором для своего времени. Художник рвёт с академическими принципами изобразительного искусства XIX века: непременное изображение движения и присутствие интриги. В работе "Царевна-Лебедь" (1900) русская тема у Врубеля нашла ёмкое отображение.

Приложение

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Суздалев П.К. Врубель. Личность. Мировоззрение, метод. М., 1992

2. сайт: www.studzona.com

3. http://vrubel.narod.ru

Вдохновленный сценическим образом своей супруги, сыгравшей в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» прекрасную Царевну-Лебедь, Врубель решил посвятить себя не только декорациям к этой сценической постановке одноименной сказки Пушкина, но и портрету волшебницы в момент ее перевоплощения.

Персонаж, изображенный на полотне, не имеет ни малейшего сходства с оперной дивой, сумевшей при помощи редких вокальных данных передать таинственный и невероятно женственный образ царевны. Скорее, это мистически-сказочный образ, возникший в сознании Врубеля, и умело воплощенный благодаря невероятному умению работать с цветом.

Волшебная царевна с полотна талантливого русского живописца — таинственно-загадочная и холодно-прекрасная. Ее тонкое царственное лицо с большими темными глазами сквозит непонятной грустью. Тонкий изящный нос, узкие губы, тонкая изящная кисть руки и бледная аристократическая кожа подчеркивают хрупкость и женственность девушки.

Огромный золотой кокошник с огромным сверкающими камнями венчает хрупкую голову сказочной царевны, а невесомая белая ткань с широкой серебряной каймой прикрывает ее длинные темные волосы, заплетенные в тугую косу.

Складки платья волшебницы имеют такой же цвет и структуру, что и ее огромные белоснежные лебединые крылья, и невозможно угадать где находится этот переход от перьев прекрасной птицы к подолу царственного одеяния.

Царевна Лебедь изображена на берегу моря на фоне закатного неба и далекого города на крутой скале во время спускающихся на морем хмурых вечерних сумерек. Холодноватые тона картины и ее тонкие голубоватые перламутровые оттенки порождают ощущение призрачности и неуловимости видения превращения гордого грациозного лебедя в прекрасную девушку.

Поза волшебница естественна и непринужденна – она уходит вдаль по направлению к городу и лишь мельком взглянула на зрителя.

Символ лебедя для многих художников олицетворял творческого вдохновение, которое возвышает душу и воображение, то также и привести к познанию потустороннего – темных демонических сил. Невольно, Царевна-Лебедь является существом двойственной природы, олицетворяя одновременно две стихии.

Первая – холодно-темная, водная и демоническая сила, а вторая – воздушная, небесная и вдохновляющая. Очарование этому персонажу придает не только женственная красота и еле уловимые демонические черты.

Врубель решил изобразить ее в момент чудесной метаморфозы форм, тающей в холодном свете морского заката. Это картина – о тайне проявления высшей красоты, рождающейся в нашем обыденном мире.