Когда уволят министра мчс. Путин или Пучков — кто довел МЧС до чрезвычайной ситуации? Россия в огне

Всегда ли смену кадров можно назвать удачной? Что делать, если новый министр не оправдал надежд, которые возлагались на него?

Кадровые перестановки в системе действующей власти являются залогом для успешного развития внутренней политики той или иной страны. Это неоспоримый факт для любого государства, реагирующего на общественную критику, а также прямое доказательство того, что правительство работает в интересах большинства. Но всегда ли смену кадров можно назвать удачной? Что делать, если новый министр не оправдал надежд, которые возлагались на него?

Последнее время в СМИ все чаще звучат предположения о скорой отставке Владимира Пучкова, занимающего пост главы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Причиной этому являются систематические нарушения в работе ведомства.

Чрезвычайный министр

Владимир Пучков был назначен на пост Главы МЧС в 2012 году, и с самого начала событие это вызвало шквал критики по ряду причин.

Во-первых, задачи ведомства предполагают куда более серьезный опыт, нежели тот, которым мог похвастаться господин Пучков. Более того, столь высокая должность предполагает безупречную репутацию.

Во-вторых, предыдущий глава ведомства Сергей Шойгу задал столь высокую планку, что удержать бразды правления после него казалось не такой простой задачей.

Так смог ли Пучков хотя бы удержать планку?

Первые неудачи

Свою карьеру управленца Владимир Пучков начал с Северо-Западного регионального центра МЧС. Там последствия его работы привели к скандалу о нецелевом расходовании бюджетных средств: два миллиона рублей ушли на создание трехмерной базы геоизображений, что в разы превышало ее себестоимость.

В чужом кресле

Далее Пучков засветился уже в должности заместителя главы ведомства. Массивное распространение лесных пожаров в 2012 году стало последствием его инициативы о создании добровольных дружин. К последствиям проявления халатности Пучкова также относится и наводнение в Крымске, в котором он признал провал системы оповещения жителей во время ЧП, согласившись с несовременными действиями спасателей и местных властей.

Реформы мимо кассы

С приходом на пост Главы МЧС нарушения в работе ведомства не прекратились. Сначала Пучков провел довольно сомнительную кадровую политику, заменив старый руководящий состав весьма подозрительными персонажами. В интернете есть информация, как один из его новоиспеченных помощников майор Михаил Бунаков не раз домогался до молодых курсанток, а также употреблял наркотические вещества, выкладывая компрометирующие видеоролики в сеть.

Вредитель имиджу

Скандал с Бунаковым бросил тень не только на имидж главы МЧС, но и на само ведомство. Затем начались очередные внеплановые расходы в совокупности с невыполненными обещаниями по ряду серьезных вопросов, от недостроенного кризисного центра в Волгоградской области до обеспечения безопасности отдыхающих в Крыму.

Получается, вместо продолжения борьбы с коррупцией, намеченной предшественником Пучкова, при новом министре была создана благоприятная почва для ее процветания, выстроена система, когда взятки с низового уровня доходят до руководства.

Неутешительные прогнозы коллег по цеху, которые предрекали неудачи нового главы ведомства, подтвердились. Итоги «пучковской четырёхлетки» следующие: число коррупционных преступлений резко возросло, перспективы для положительных изменений равны нулю, а внутриведомственная атмосфера сильно омрачена постоянными скандалами.

Повлекут ли отклики общественности отставку главы МЧС? Всё возможно, ведь кадровые перестановки, как мы уже говорили, ведут к лучшему почти всегда. Если не учитывать случай с Пучковым, разумеется.

О коррупции и бюрократии, человеческих жертвах и министерской роскоши

За следующие пять лет, по данным Счетной палаты, ведомство потратило почти 10 млрд рублей с нарушением российского законодательства. В министерстве идут сокращения боевых расчетов и пожарных инспекторов, ежегодно при пожарах гибнут тысячи человек, а руководители МЧС воруют из казны деньги.

Мы изучили насущные проблемы спасателей и пожарных, от лица которых зададим вопросы министру Владимиру Пучкову.

Первый вопрос: почему МЧС бессильно перед катастрофами?

Все мы помним трагедию в Крымске, где в результате наводнения погибло более 170 человек. Тогда ликвидаторам из МЧС не хватало элементарного — лопат, гидрокостюмов и пил. Который год мы дописываем фамилии в печальный список погибших на пожарах в многочисленных домах престарелых и интернатах для инвалидов. И ничего не меняется год от года. Генеральная прокуратура фиксирует: каждый восьмой дом-интернат для инвалидов и престарелых не отвечает требованиям противопожарной безопасности.

Но интернаты по-прежнему работают, время от времени вспыхивая как спички, в огне гибнут люди, а МЧС тушит пожары и подсчитывает погибших.

Теперь вся страна оплакивает детей из кемеровского торгового центра «Зимняя вишня». Чудовищная трагедия. Сотни исковерканных судеб, расколотых на «до» и «после». И все из-за того, что кто-то незаконно ввел торговый центр в эксплуатацию, а сотрудники МЧС проявили халатность при исполнении функций пожарного надзора.

Всякий раз, во всех приведенных случаях мы видим, что инспекция не справляется с надзором, всякий раз слышим обещания провести расследования и принять меры к тем, кто поставил подпись под проведением проверки пожарной безопасности. С момента пожара в Кемерове прошло десять дней, и мы задаем вопрос: кто понесет наказание за случившееся? И еще один вопрос, гораздо более важный: будут ли некомпетентных и коррумпированных чиновников привлекать к ответственности до трагедий, а не после?

Второй вопрос: как вам удалось победить коррупцию?

Бывший замглавы МЧС Владимир Артамонов осужден за фиктивное устройство в ведомство своей жены. Замначальника МЧС Заполярья Юрий Кондратьев осужден на семь лет и пять месяцев за хищение 200 млн рублей. В Екатеринбурге бывший начальник Свердловского МЧС Василий Лахтюк получил семь лет и пять месяцев за взяточничество. На днях по обвинению в нецелевом использовании более 1,7 млрд бюджетных рублей в СИЗО оказался бывший директор департамента развития МЧС Александр Томашов.

С ним задержали экс-главу финансово-экономического департамента министерства Раиса Ахмадеева. У дочери бывшего замглавы МЧС Леонида Беляева нашли в собственности 19 квартир и парк дорогостоящих иномарок. Инспекторы за деньги закрывали глаза на пожарную безопасность в Бурятии, Ростове и Перми. За такое же преступление отправился в колонию инспектор из Петербурга. Глава МЧС Кемеровской области, имея зарплату меньше двух миллионов рублей в год, строит себе трехэтажный особняк и ездит на Тойоте «Лэнд Крузер», владеет девятью квартирами и загородной дачей, которая стоит более 10 млн рублей. Владимир Андреевич, что или кто мешает Вам предотвращать воровство в министерстве? И еще: Вы избавляетесь от антикоррупционных подразделений в ведомстве из-за их неспособности выявлять коррупцию, конфликт интересов и сверять достоверность деклараций с реальными доходами сотрудников или….?

Третий вопрос: откуда в главке МЧС такая тяга к роскоши?

По данным Счетной палаты, за время руководства Владимира Пучкова МЧС с нарушением российских законов потратило почти 10 млрд рублей. Так, в 2015 году Министерство чрезвычайных ситуаций купило самолет Sukhoi Superjet с 19-местным ВИП-салоном, два автомобиля BMW 750 Li Drive по цене 13 миллионов рублей каждый, автомобиль AUDI A8 L в самой максимальной комплектации по цене 7,6 млн рублей и один BMW 750 Li X-Drive за 4,1 млн рублей — все машины были оформлены как мобильный пункт связи.

В то же время из плана госзакупок для нужд МЧС на 2016 год исчезли пункты о приобретении двух самолетов ИЛ-76 и вертолета Ми-26, необходимых для непосредственного тушения пожаров, обрезано обеспечение техникой спасательных воинских частей, исключена закупка техники для оснащения отряда «Центроспас». Владимир Андреевич, неужели люксовый BMW для МЧС важнее оснащения спасательных отрядов?

Четвертый вопрос: кто в МЧС пишет инструкции?

Шедевр бюрократизма — «Боевой устав подразделений пожарной охраны» — в этом году порадовал бойцов нововведением. Теперь, если звену газодымзащиты угрожает опасность, командир звена по средствам связи обязан трижды прокричать на английском «MAYDAY, MAYDAY, MAYDAY», назвать свое имя, позывной, местоположение и количество оставшегося в запасе воздуха. На форумах МЧС уже спрашивают: «Если прокричать „MAYDAY“ только дважды — помощи можно не ждать?» А у нас возник другой вопрос: чем русские позывные хуже и неужели тот, кто писал этот устав, не понимает, на каком языке говорят спасатели в экстренных ситуациях?

Пятый вопрос: верна ли статистика?

В различных ГУ МЧС фиксируются случаи «непостановки на учет» погибших при пожарах. Так, в одном из них в 2015 году в статистику не внесены четверо погибших, а за четыре месяца 2016 года — уже 18 погибших. В общефедеральном масштабе проблема выглядит так: население России 146 млн человек, население США 325 млн. В России в пожарах за год гибнет около 8 тыс. человек, в США — 3 тыс. Владимир Андреевич, как Вам удается держать такой высокий уровень смертей на пожарах, когда ваши подчиненные умудряются скрывать трупы, и почему в российскую статистику не входят случаи, когда человек, пострадавший на пожаре, погибает в карете скорой помощи или в больнице?

И еще, Владимир Андреевич, объясните, как так получается, что количество выездов пожарных растет год от года растет, а число регистрируемых пожаров — падает? И зачем придумана такая статистическая категория — загорание?

Шестой вопрос: те ли попали под сокращения в МЧС?

Некоторое время назад Владимир Путин потребовал от глав ведомств и министерств сократить число чиновников, оптимизировав аппарат управления и сократив таким образом расходы. Глава МЧС понял это по-своему и решил сократить несколько непосредственно работающих на земле подразделений — пожарных, спасателей и самых опытных инспекторов, при этом центрального аппарата ведомства увольнения фактически не коснулись. Так, в 2015 году в МЧС образовался некомплект личного состава на 11 тыс. человек — то есть, это когда, к примеру, на пожар выезжает водитель и командир, а бойцов нет. Тогда же в ведомстве было открыто 25 тыс. вакантных должностей, на которых не принимали соискателей.

А уже к началу 2017 года численность сотрудников ведомства была сокращена на 20% от штатной, определенной правительством в количестве 289 тыс. человек. В регионах уже сейчас говорят — на пожары выезжать скоро будет просто некому. При этом те, кто до сих пор работает, получают заработную плату с задержкой. Скажите, Владимир Андреевич, почему в такой ситуации Ваша зарплата за пять минувших лет увеличилась втрое, миллиардные нецелевые закупки остались, а тех, кто тушит пожары сократили? Вы точно правильно поняли указ президента?

"Последняя" трагедия Пучкова?

50 человек могли погибнуть при пожаре в ТРК "Зимняя вишня" в Кемерово. Главу МЧС ждет отставка?

Вся Россия потрясена страшной трагедией в Кемерово. Пожар в ТРК "Зимняя вишня" мог унести жизни 50-ти человек, некоторые из которых - дети. Об этом сообщил корреспондент The Moscow Post.

Пожар начался в воскресенье днем, огонь охватил четвертый этаж здания, где находился детский центр. Залы двух кинотеатров рухнули с четвертого на третий этаж. Под завалами остались целые семьи. Число погибших по мере продвижения пожарных к очагу возгорания может увеличиться. В некоторые помещения спасатели не могут проникнуть до сих пор.

По поручению президента в Кемерово прибыл глава МЧС Владимир Пучков. В региональном центре МЧС причиной пожара называют состояния электропроводки. Которая могла не выдержать перепадов напряжения, так как не обладала необходимой для этого защитой. А почему об этом стало известно только сейчас? Сотрудники МЧС не должны проверять техническое состояние здания, расположенного в центре города и являющегося местом скопления большого количество людей?

Пожар в Кемерово уже вошел в число шести самых крупных в России за последние 100 лет. Самая страшная трагедия произошла в 2009 г в Перми. Тогда пожар в ночном клубе "Хромая лошадь" унес жизни 153 человек.

Как уже выяснилось, большинство аварийных выходов ТРК были закрыты. И его посетители оказались в огненной и дымовой ловушке. Охрана ТРК сбежала, не открыв дверей. И это станет предметом разбирательства следователей и руководства ТРК. Уголовное дел уже возбуждено. К сожалению, никакие наказания не смогут вернуть погибших детей.

А министр МЧС чувствует свою ответственность за их гибель? На его месте самым правильным было бы уйти в добровольную отставку. Иначе трудно себе представить, как он будет смотреть в глаза родственникам погибших в пожаре.

Роскошная резиденция?

Владимир Пучков занимает свою должность с 2012 г. И за это время его ведомство не раз попадало в скандал. В 2013 г. оперативники ФСБ заподозрили Руслана Гареева, начальника отдела капстроительства Северо-Западного регионального центра (СЗРЦ) МЧС в особо крупном мошенничестве при исполнении госконтракта. Гареев якобы требовал 15% откат от руководства фирмы "Лапин Энтерпрайз". Его размер мог составить 30 млн руб.

Курировал госзаказы зам начальника СЗРЦ Беслан Гогохия. Он привлек к себе внимание, когда перед 2014 г. подписывал по несколько документов в день на поставку дорогих товаров. В результате за десятки миллионов рублей превратили подразделение МЧС в медвежьем углу Вологодчины в комфортную резиденцию, где можно было отдыхать и принимать гостей.

Мог ли глава МЧС об этом не знать? Вероятно, резиденция была построена с его ведома? Владимир Пучков ранее был начальником СЗРЦ МЧС. Не потому ли нынешнее руководство центра вело себя так вольготно?

Бессильный перед стихией?

Владимир Пучков, наверное, не знает, что катастрофы можно прогнозировать. Собственно, это и есть - главная задача министерства, потому как на устранение последствий уходит гораздо больше сил и средств, чем на их предотвращение. Однако государственных средств Владимир Пучков, по-видимому, не жалеет. А сил рядовых сотрудников МЧС ему не жалко.

Полной неожиданностью для Пучкова стало масштабное наводнение на Дальнем Востоке в 2013 г. А ведь о нем предупреждал начальник Примгидромета Борис Кубай. И можно было дополнительно укрепить населенные пункты, которые оказались на пути стихии. Почему-то сделано это не было.

В 2014 г., видимо, такой же неожиданностью для Пучкова стал ураган в Башкирии. Синоптики его предсказывали, но мер никаких принято не было. В результате - 76 пострадавших, из которых 4 - дети.

Каждый год в России полыхают лесные пожары. И, возможно, что за ними скрывается незаконная вырубка леса, которую могут "крышевать" сотрудники МЧС. Ее масштабы даже трудно себе представить. Как и размер сумм, которые могут течь в карманы чиновников. Может к этому иметь отношение Владимир Пучков? Или он о таком никогда не слышал? А пожары - очередное для него якобы стихийное бедствие?

В 2016 г. Генпрокуратура оценила ущерб от лесных пожаров в 21.8 млрд руб. Затраты на тушение составили 88% от этой суммы. При этом вертолеты МЧС регулярно патрулируют лесные угодья. И какие меры принимает по его результатам Владимир Пучков? Возможно, завышает площади лесных пожаров, на тушение которых тратятся бюджетные средства? Больше площадь - больше средств. А разница может идти в карман главы МЧС?

На что идут деньги?

В 2015 г. заместитель председателя Счетной палаты Вера Чистова озвучила шокирующие цифры. Оказывается в конце года МЧС не хватило 3.8 млрд руб. на зарплату. При этом в ведомстве шло массовое сокращение сотрудников. Все спасательные подразделения сокращали на 30-40%. На что же шли деньги?

Владимир Пучков, видимо, нашел им достойное применение. Под видом "мобильных пунктов управления и мобильных пунктов связи" были куплены 2 автомобиля BMW750 на сумму свыше 13 млн рублей, один автомобиль AUDI стоимостью почти 8 млн руб., еще один BMW, FORD Explorer, Chevrolet TAHOE, и даже микроавтобус Луидор-223702 с барной стойкой внутри. Вся эта техника оказалась в резерве руководства МЧС.

Владимир Пучков может шиковать за счет МЧС?

И этим непонятные закупки МЧС не ограничились. Были приобретены 4 пожарно-спасательных мотоцикла МПС VFR1200X Honda VFR1200X по цене 2,6 млн руб. за каждый. А их расчетная стоимость - 923 ты. руб. То есть МЧС умудрилось купить мотоциклы в 2.5 раза дороже. А куда пошла разница в 3.7 млн руб.?

В 2016 гг. были куплены пожарные цистерны по цене 16.6 млн руб., а их цена в базовой комплектации - 6.6 млн руб. Опять МЧС нашло цену в 2.5 раза дороже. Не кажется ли это странным контролирующим ведомство органам? Такое постоянство явно завышенной цены не может не насторожить.

Не пожалел денег Владимир Пучков и на покупку китайских беспилотников DJI Phantom 3 Advanced. Выложил за каждый 190 тыс. руб. при цене 70 тыс. руб. Всего было куплено 200 "игрушек". По другому их и не назовешь, потому как дроны оказались не профессиональными, а бытовыми. И нужды МЧС никак не могли удовлетворить. Зато, вероятно, удовлетворили нужды самого Владимира Пучкова?

За главой МЧС придут?

В прошлом году сотрудники ФСБ снова пришли в МЧС. И заинтересовали их именно беспилотники якобы предназначенные для спасательных операций. Была произведена выемка финансовой документации, касающейся этой сделки. Пока конкретных претензий к руководству МЧС нет. Но они могут внезапно возникнуть. И очень скоро.

Пожар в ТРК "Зимняя вишня", видимо, может стать свидетельством бездеятельности Владимира Пучкова. Только здесь речь идет уже не о десятках миллионов или миллиардах рублей, а о человеческих жизнях. И этого главе МЧС могут не простить.

Хорошо, если Пучков догадается уйти сам. А если нет? Тогда на него могут вытащить все, что припасено. И этого может быть вполне достаточно, что бы отправить главу МЧС в отставку.

April 3rd, 2017

Хорошо быть министром. А министром-реформатором - еще лучше. Реформируешь себе, как Бог на душу положит, но разумеется, с учетом своих интересов, а в Кремле рассказываешь о «переменах к лучшему», которые вот-вот начнутся. Ну, очень скоро - через год-два-три-двадцать-пятьдесят. И самое удивительное, что даже если министерский промысел касается главного - спасения людей, их жизней, то и тут хорошо тренированный министр сможет рассказать начальству очередную историю о тяжелых обстоятельствах, о недостатке финансирования, об отсутствии хороших специалистов. Так и происходит. И тогда, по моему мнению, министр превращается в непотопляемый балласт, то есть он, министр, как бы есть, изображает какую-то деятельность, имитирует желание сделать «как лучше», а по результатам работы его как бы нет. А общая ситуация становится все хуже и хуже, переходя в положение откровенной опасности.

Понятно, что речь идет главе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-лейтенанте запаса Пучкове Владимире Андреевиче.

И дабы никто не сомневался во всем сказанном выше, я просто приведу некоторые факты и цифры, о которых господин министр МЧС, как мне кажется, предпочитает не вспоминать, в том числе в и докладах руководству страны. Но я все же осмелюсь напомнить, так как действия главы МЧС РФ Пучкова, якобы направленные на реализацию «Плана строительства и развития сил МЧС России на 2016 - 2020 годы», судя по приведенным ниже фактам, поставили под угрозу эффективность функционирования всей системы обеспечения национальной безопасности.

История первая. Кадры и деньги.

Нецелевое использование руководством Министерства финансовых средств и нарушение правил бюджетного кодекса, указанные в Отчете Счетной Палаты РФ от 31 мая 2016 года, в итоге привели к дефициту бюджета МЧС на 2015-2016 годы. И как результат дефицита - задолженность по выплате заработной платы на начало 2016 года составила порядка 4,5 млрд. рублей.

Что делает министр Пучков в этой ситуации? Обращается к председателю правительства, к Президенту, кается в собственном недосмотре, пишет заявление об отставке или явку с повинной в Генпрокуратуру? Нет. Владимир Пучков находит иной не менее увлекательный выход. Чтобы компенсировать задолженность по заработной плате, в МЧС РФ начинается самое масштабное сокращение - на сегодняшний день уволено более 30% сотрудников министерства, отвечающего за спасение граждан.

И еще. Увольняют, разумеется, не чиновников центрального аппарата, не помощников, советников и секретарш министра, а оперативный состав пожарных частей территориальных органов МЧС России. Вдумайтесь в эти слова. Доказательства? Пожалуйста:

И теперь некоторые цифры. Сокращаются более 60 процентов (шестидесяти процентов!!!) сотрудников Государственного пожарного надзора, 100 процентов всех пожарных старше 45 лет (без учета их квалификации, опыта работы и степени востребованности специалистов, то есть, сокращены наиболее опытные профессионалы), более 50 процентов авиаторов, спасатели различных служб, в том числе военизированных горноспасательных частей МЧС России, которые в дальнейшем планируется уничтожить полностью. Конечно, можно представлять начальству это массовое увольнение, как экономическую «оптимизацию», но по факту - огромные территории страны остались без прикрытия и обеспечения защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий.

Так в 2014 году в министерстве имелось двенадцать с половиной тысяч вакантных должностей, а в 2017 году, благодаря увольнениям по «методу Пучкова», в МЧС образовалось 58 тысяч (пятьдесят восемь тысяч!!!) вакансий, то есть в пять раз больше. Причем, в большинстве своем уволены высокопрофессиональные спасатели. И теперь вопрос: а с какой целью происходит такое массовое освобождение должностей? На мой взгляд, ответ весьма прост: дело в том, что фонд заработной платы, финансируемый из федерального бюджета, отнюдь не сокращается, а растет, вне зависимости от массовых сокращений. То есть, деньги на зарплату сотрудникам МЧС выделяются в запланированном объеме, а количество работников уменьшается и, соответственно, благодаря наличию 58 тысяч «мертвых душ», образовываются огромные финансовые излишки. Получается, что счет идет на миллиарды рублей, которыми погашаются, как давние задолженности по заработной плате, так и другие статьи расходов с помощью хитрых бумажных корректировок.

История вторая. Ручная статистика или куда деваются пожары

Также не менее увлекательно выглядит статистика «побед» Министерства по чрезвычайным ситуациям, которых героически добился министр Пучков. С помощью удивительных цифровых игр в отчетностях, «количество пожаров и погибших год от года снижается». Но снижается это количество, как видно из документов, не из-за мудрого руководства структурами МЧС, а благодаря манипуляциям со статистикой.

В итоге, при отсутствии отлаженной системы ведомственного контроля (в том числе и в связи с ликвидацией региональных центров), формирование объективной статистики пожаров в каждом конкретном субъекте Российской Федерации остается исключительно «на совести» руководителя Главного управления МЧС, для которого показатели снижения пожаров являются одним из основных критериев оценки его деятельности вышестоящим руководством. Сегодня факты нарушений порядка статистического учета выявляются повсеместно, но получается, что эти факты скрываются высшим руководством МЧС России.

Вот лишь несколько страшных примеров последнего времени: в апреле 2016 года по результатам рассмотрения жалобы и проведенной проверки в одном из Главных управлений МЧС были установлены факты «непостановки на учет» в 2015 году 4 погибших, а за 4 месяца 2016 года - уже 18 погибших. Для понимания масштаба всероссийской катастрофы с пожарами имеет смысл рассмотреть показатели количества выездов пожарных подразделений на сообщения о пожарах и загораниях. Так по итогам 2015 года в официальном анализе МЧС России зафиксировано 385 696 выездов на загорания, тогда как по итогам 2013 года данный показатель составил 275 939. Итак, произошло увеличение количества выездов за два года на 40 процентов (сорок процентов!!!). Но, имея увеличение пожаров на сорок процентов, удивительные цифры официальной отчетности ведомства господина Пучкова. Внимание! Оказывается, при этом количество зарегистрированных пожаров в 2015 году по сравнению с 2013 годом каким-то загадочным образом снизилось на 4,5% (в 2013 году произошло 152959 пожаров, в 2015 - 145686). Сомневаюсь, что граждане в полтора раза чаще стали вызывать пожарных ошибочно или на возгорание соседней мусорки.

История третья. Почем нынче цистерны

Помимо перечисленных выше увлекательных игр с отчетностями по пожарам и тысячами «мертвых душ», оплачиваемых из бюджета, гражданин министр-спасатель, судя по приведенным ниже фактам, активно включился в некие коммерческие предприятия, позволяющие обеспечить безбедные пенсионные годы. Я, разумеется, не могу утверждать, что имели место быть непосредственные откаты в пользу самого министра Пучкова, кого-то из его приближенных или родственников, но странные истории, которые происходят с закупками за счет бюджета дорогого противопожарного оборудования, вызывают смутные сомнения в кристальной честности заинтересованных лиц. Вот лишь одна из таких историй.

Итак, МЧС, в том числе и для «обеспечения Чемпионата мира по футболу в 2018 году» , понадобились очередные пожарные автоцистерны «с улучшенными тактико-техническим характеристиками среднего типа с объемом цистерны не менее 3,2 кубических метра». Понадобились в достаточно большом количестве и в 2016 году было принято решение о приобретении ста автоцистерн. Разумеется, из бюджета. Причем, в 2015 году стоимость одной такой цистерны составляла для МЧС 16 миллионов рублей, однако в 2016 году в недрах МЧС цена в «плане закупок на год» зачем-то исправляется на… 18 миллионов рублей, зачем-то увеличивая их стоимость на 200 миллионов рублей.

Однако, ГУ МЧС России по городу Москве, вопреки пожеланию министра, провело независимый обзор рыночных предложений и обнаружило среднюю цену за цистерны снова-таки лишь в 16 миллионов рублей. Кроме того, непослушное ГУ МЧС России по городу Москве сообщило начальству о том, что в соответствии с законодательством, при превышении суммы закупки в один миллиард рублей, необходимо проводить общественные слушания. Что и планировалось.

И вдруг Министр МЧС Пучков неожиданно в мае 2016 года отменяет закупку пожарных автоцистерн, а через месяц, в июне, теперь уже в ГУ МЧС РФ по Республике Крым объявляется закупка тех же пожарных цистерн, с теми же техническими данными и в том же общем количестве. Но количество оказывается разбито на несколько позиций, позволивших обойтись без «никому не нужных» общественных слушаний. И по цене… 20 миллионов рублей за каждый цистерну! То есть общая сумма заказа 1 600 000 000 рублей превратилась из в 2 000 000 000 рублей, образовав «вершок» в 400 миллионов рублей, исчезнувших из бюджета!

И представьте себе, аукцион для «ГУ МЧС РФ по Республике Крым» благополучно завершился и победу одержала некая компания АО «ПО Спецтехника пожаротушения», которая, как оказалось, за последний год получила, наверное, по странному совпадению, уже более 50 процентов всего бюджета министерства по «плану закупок».

Вот таблица сравнения цен на совершенно идентичные «пожарные автоцистерны «с улучшенными тактико-техническим характеристиками среднего типа с объемом цистерны не менее 3,2 кубических метра». Слева закупка МЧС, произведенная 10 декабря 2014 года по цене 15 951 241 рубль за единицу, а справа «крымская закупка» того же товара, произведенная МЧС в июне 2016 года, но уже по цене 24 000 000 рублей за единицу. Почувствуйте разницу:


И обратите внимание на то, что «допущена одна заявка: ЗАО «Производственное объединение «Спецтехника пожаротушения». А как же так получилось? А получилось это потому, что два других «заявителя» оказались просто не допущены к аукциону.

И ещё не менее увлекательный и необъяснимый факт. Вот выписка об одном из официальных сообщений МЧС о состоявшихся (и несостоявшихся) аукционах по закупке тех самых ««пожарных автоцистерн с улучшенными тактико-техническим характеристиками среднего типа с объемом цистерны не менее 3,2 кубических метра». Как уже указывалось, для того, чтобы обойти общественные слушания, общее закупаемых цистерн было разбито на несколько лотов. Вот официальна история одного из лотов в десять единиц:


Смотрите сами: 11 мая 2016 года аукцион по закупке МЧС десяти пожарных цистерн по цене 217 миллионов 475 тысяч рублей был благополучно отменен в Москве, а 29 июня 2016 года (через полтора месяца!!!) успешно проведен в Крыму, но уже по цене… 240 миллионов рублей. А куда же уплыла разница в 22 с половиной миллиона рублей? И это только за десять из сотни пожарных цистерн. Ах, да. Согласно техусловиям, все пожарные цистерны должны были быть доставлены отнюдь не в Крым, где проходил аукцион, а в… подмосковный Ногинск. Ну это так, просто дополнение.

Интересно, а почему глава МЧС Владимир Пучков, отлично зная о таких, с позволения сказать, «закупках», вежливо молчит? Может быть, он просто занят? Или размышляет о спасении российских граждан? Тем более, ему есть где размышлять. Скажем, в роскошном ВИП-супер-лайнере или в элитных автомобилях, купленных на бюджетные деньги.

История четвертая. О красивой жизни

Интересно как получается - как только человек превращается в министра, то сразу же значительно возрастают его потребности, причем в строгом соответствии занимаемой должности. Конечно, если он министр, то ему положено иметь самолет и лимузин. Это и ежу понятно. Но почему-то в большинстве случаев человеку-министру как-то невдомек, что уровень его личных благ (комфорт перелётов, перемещения и так далее за счет госбюджета) должны хотя бы минимально входить в соответствие с общей ситуацией во вверенном ему ведомстве. То есть, если в министерстве совсем беда, скажем, с выплатами зарплат, транспортной авиацией и с другими первоочередными задачами, то как-то не очень этично за счет бюджета покупать для себя, любимого, дорогостоящие вип-лайнеры и роскошные лимузины.

Итак, начну, пожалуй, с наиболее яркого примера, произошедшего в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Из плана закупок для нужд МЧС на 2016 год почему-то практически полностью исчезли пункты, направленные на развитие приоритетных направлений деятельности Министерства. Так в прошлом году было исключено приобретение двух самолетов ИЛ-76 и вертолета Ми-26, значительно снижено обеспечение техникой спасательных воинских формирований, Арктических центров, специализированных пожарно-спасательных частей. Тогда же были исключены закупка техники и оборудования для оснащения аэромобильного госпиталя отряда «Центроспас», куда-то делись субсидии на выполнение государственного задания авиационными спасательными центрами региональных центров, субсидии на оснащение учебно-методических центров ФПС МЧС России.

Ну и заодно, к слову, в июне 2016 года в ряде региональных центров МЧС были сокращены… отделы по противодействию коррупции.

А незадолго до вышеназванных «исключений» Министерством по чрезвычайным ситуациям» в нарушение основных функций и задач была осуществлена покупка воздушного судна на базе ближнемагистрального самолета RRJ-95LR-100 (Sukhoi Superjet) , укомплектованного 19-местным ВИП-салоном и прочими олигархическими радостями. А почему «в нарушение основных функций и задач МЧС»? А потому, что в данном воздушном судне не предусмотрен такой дополнительный функционал, как пожаротушение, медицинская эвакуация, доставка грузов парашютным способом. Да и расцветка приобретенной роскоши, утвержденная министром, совсем не соответствует «цветографической схеме окраски самолетов МЧС России.

Таким образом, из федерального бюджета, выделенного для обеспечения деятельности и выполнения задач МЧС России, были отвлечены денежные средства в размере (внимание!) 1,9 миллиарда рублей (32 миллиона долларов по курсу!) для приобретения воздушного судна, не соответствующего основным целям и задачам МЧС (роскошь министра в основные цели и задачи явно не входит). И особенно странно смотрится на фоне общей тяжелой ситуации в авиационном обеспечении деятельности МЧС России, связанной с устаревающим парком авиационных судов класса ИЛ-76 и БЕ-200, нехваткой средств на проведение плановых и капитальных ремонтов воздушных судов. Так самолет БЕ-200 ЧС № RF-32767 ремонтировался больше полутора лет.

Но и это далеко не все, что пожелал министр Пучков. Как удалось выяснить Счетной палате РФ (что подтверждено и дополнено моим расследованием), в нарушение требований Постановления правительства РФ от 20.10.2014 года № 1084, ограничивающего роскошь чиновничьих авто, 6 февраля 2015 года МЧС приобретено два автомобиля BMW 750 Li Drive в максимальной комплектации по цене… 13.6 миллиона рублей. И самое интересное - в закупке эти два роскошных седана были оформлена как «мобильный пункт управления».

Также 14 декабря 2015 года МЧС приобрело автомобиль AUDI A8 L в самой максимальной комплектации по цене 7 миллионов 600 тысяч рублей, и эта машина тоже почему-то называлась «мобильный пункт связи». А через три дня, 17 декабря 2015 года, для руководства российских спасателей был куплен еще один BMW 750 Li X-Drive за 4 миллиона 100 тысяч рублей, и называлось это авто-чудо конечно же тоже «мобильный пункт связи». Неплохо? Правда же? Вы можете себе представить, чтобы какие-то спасательные операции происходили при помощи этих многомиллионных роскошных спецсредств?

И, как удалось выяснить, приобретенные за 13 миллионов 800 тысяч рублей два роскошных автомобиля BMW 750 Li Drive закреплены за министром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимиром Пучковым (не понимаю, а почему два? На одном - министр на работу, а на другом - жена в магазин?), а остальные машины находятся в резерве МЧС России «для руководства».

Вот лишь небольшая часть историй о «главном спасателе России» и его подвигах на ниве спасения соотечественников. И хочется надеяться, что Генеральная прокуратура и иные контролирующие органы все же уточнят у министра Пучкова о том, куда уходят деньги, причитающиеся «мертвым душам», а также каким образом одинаковые пожарные цистерны сначала закупались на бюджетные деньги по 16 миллионов, а потом по 24 миллиона, и куда делась разница.

Первые «зачистки» в ведомстве МЧС начались на региональном уровне. Как сообщает корреспондент XboxNews, был задержан замначальник регионального управления МЧС по Республике Бурятия Дмитрий Унагаев. Его обвинению в получении взятки. За три дня до этого из ГУ МЧС по Бурятии был уволен чиновник, отвечавший за пожарный надзор по Улан-Удэ.

Следственное управление СКР по Бурятии сообщило, что в отношении господина Унагаева возбуждено уголовное дело по ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере). Высказываются предположения, что дело может быть связано с недавним арестом гендиректора компании, которая занималась обслуживанием систем пожарной сигнализации.

Эти подвижки в рядах МЧС – только первый шаг? После трагедии, произошедшей в Кемерово, многие, в том числе и местные жители стали требовать отставки министра МЧС Владимира Анатольевича Пучкова.

Поводом к этому стала не способность подведомственной ему службе оперативно отреагировать на чрезвычайную ситуацию, и не надлежащий надзор, так по крайней мере считают местные жители. Очевидцы рассказывают, как простым людям приходилось бороться с огнем, ожидая приезда пожарных. И про ужасное состояние здания, которое не соответствовало требованиям противопожарной безопасности.

ТЦ стало огненной ловушкой для сотни посетителей

Напомним, что, как рассказывают очевидцы, в здании ТЦ «Зимняя вишня» не сработала пожарная сигнализация, пожарные выходы были заблокированы, не было нормальных путей эвакуации и работающих огнетушителей. В результате трагедии погибли 64 человек. Среди погибших 41 ребенок!

А ведь МЧС это служба не только реагирования, но и предупреждения. Кому как не сотрудникам Пучкова осуществлять контроль и отвечать за пожарную безопасность, тем более в местах большого скопления людей? А может быть не только сотрудникам, но и самому министру?

Россия в огне?

Никто не отменяет героизм пожарных, их ежедневный труд и самоотверженность. Но создается впечатление, что этим героям созданы такие условия, при которых они просто не могут эффективно выполнять свой долг. По статистики Россия на первом месте по числу погибших при пожаре и занимает второе место по показателю числа погибших на 1000 пожаров. Это ли как нельзя лучше дает оценку состоянию МЧС и его способности реагировать на чрезвычайные ситуации?

К сожалению, о том, что МЧС не справляется с пожарами, говорят уже не первый год. Еще в 2015 году Медведев перед камерами отчитал Пучкова в связи с пожарами в Сибири, тогда погибли 30 человек и не менее 21 тыс. жителей пострадали. Дмитрий Анатольевич заметил министру, что ему нужны реальные меры, а не отчеты о «повышении эффективности».

Прошло два года, а воз, видимо, и ныне там. Показательным стал пожар в Ростове-на-Дону. Случился он в прошлом годы в самом центре города, тогда выгорело 10 тысяч кв. м. В общей сложности были практически полностью уничтожены 118 жилых домов! Местные жители рассказывали, что когда огонь уже охватил несколько зданий, на место прибыла только одна машина пожарного расчета. Только слаженные действия местных жителей позволили не допустить более масштабной трагедии и уберечь людей – в результате пожара были пострадавшие, но никто не погиб.

Уже тогда прозвучал «звонок», говорящий о том, что в ведомстве Пучкова не все благополучно.

За несколько месяцев до этого в Красноярском крае выгорело несколько населенных пунктов. Крова лишились сотни семей, 140 домов были полностью уничтожены пожаром, 3 человека погибли. Как говорили эксперты причина столь масштабного бедствия – плохое техническое оснащение ведомства, в частности проблемы с воздушным парком.

Кто подрезал крылья МЧС?

Но ведь на оснащение ведомства выделяются бюджетные миллионы. Все прекрасно понимают значение хорошего оснащения МЧС и в частности воздушных зудов, для оперативного реагирования и тушения пожаров. Куда же уходят бюджетные миллионы?

Ответ на этот вопрос, в частности может дать бывший директор департамента развития МЧС Александр Томашов. Его обвинили в нецелевом использовании более 1,7 млрд бюджетных рублей. Деньги эти должны были пойти как раз на закупку самолетов-амфибий Бе-200 предназначенных для пожара-тушения. Но, по версии СКР, Томашов распорядился ими иначе.

Если подробнее, то высокопоставленный сотрудник МЧС, решил, что ведомство может обойтись вертолетами и несколькими автомобилями. Спецтехника, на которую были выделены деньги, в службу не поступили, а поступившая техника, по некоторым данным стоимость закупки не совпадала с выделенными средствами. Так или иначе, эта закупка привлекла внимание ФСБ, дальнейшие проверки и возбуждение уголовного дела.

Но это еще, как говориться полбеды. А вот закупка дронов, по слухам китайских и низкого качества – вот это же серьезно. Это дело, пожалуй, самое громкое и при этом самое таинственное. Пришли тогда с проверками не много немало в департаменте развития МЧС. Причина – покупка китайских дронов в 2015 году. По данным чекистов стоимость хитроумных летательных машин была завышена, в результате чего бюджету был нанесен ущерб в около 30 млн руб.

Дрон МЧС может сделать селфи, а не спасти людей?

Этот «подвох» в ходе проверки обнаружила Счетная палата, в ходе рассмотрения расходования бюджетных средств Министерством по чрезвычайным ситуациям. Речь шла приобретение 200 дронов Phantom, которые министерство приобрело по 190 тыс. руб. за штуку. Общая сумма сделки составила 38 млн руб. При этом, по данным проверяющих, розничная цена каждого беспилотника составляла 60 тыс. руб.

Видимо новые игрушки пришлись в министерстве по вкусу, потому, что в 2016 году ведомство собиралось закупить 700 аналогичных китайских квадрокоптеров. Правда цена, почему-то возросла и составила 210 тыс. руб. за штуку, что обошлось бы бюджету в 147 млн руб.

Но, самое главное это то, что специалисты выяснили, что данные дроны не способны выполнять возложенные на него функции. Техника не способно полноценно функционировать при температуре ниже -3. Кажется, в МЧС не в курсе, что в нашей стране в умеренных климатических поясах зима, чуть ли не большую часть времени, мягко говоря, не жарко, не говоря уже о северных территориях. Дроны не могли лететь на достаточной дистанции от управления, терялась связь. Да и заряд у них был всего на несколько часов.

В рамках расследования были произведены обыски в центральном департаменте развития МЧС, однако обвинения были выдвинуты против региональных представителей. Тогда многие недоумевали, и высказывали предположение, что региональщиков подставили. Ведь квадрокоптеры выделялись под федеральную программу создания в 2015 году центров применения беспилотных летательных аппаратов во всех 85 субъектах России. А значит и закупка под такую программу должна была проходить централизована, непосредственно через Москву.

Примечательно, что на следующий день, после обысков МЧС, Пучков не явился на заседание центральной аттестационной комиссии, председателем которой является. Может быть, он собирал вещи и готовился уже явиться куда следует с повинной?

Экономика должна…?

Не удивительно, что при таких неоправданных тратах министерству приходиться экономить. Вот только министерство почему-то предпочитает экономить не на «игрушках», тех же дронах, или на бонусах, которые получает министр и его окружение, а на простых сотрудниках. По всей России прокатилась волна увольнений и сокращений, были ликвидированы целые подразделения. И речь не про офисных работников и администраторов, а речь про «полевых» сотрудников. В частности масштабные сокращения произошли среди водителей пожарных расчетов. Людей, от уровня подготовки и профессионализма которых, зависит скорость реагирования на пожар!

Про сокращения и их негативно влияние на ведомство заявляют общественные эксперты. В частности глава простого товарищества «Диалог» Светланы Вислобоковой. В ходе проведения экспертизы им удалось установить, что министр МЧС Владимир Пучков вводить в заблуждение граждан и главу государства, своими отчетами.

Вислобокова опубликовала в интернете несколько расследований, где рассказывает про методы оптимизации, к которым прибегает глава МЧС. В частности, по ее словам в 2015 году в МЧС образовалось 25 тыс. вакантных должностей и 11 тыс. некомплекта личного состава. Дальше в фильме-расследовании говориться, что к 2017 года численность сотрудников ведомства оказалась почти на 60 тыс. меньше от штатной, определенной правительством России, в 289 тыс. человек, т. е. прошло сокращение на 20%. Это приводит к повышенным нагрузкам на каждого отдельного сотрудника, что негативно сказывается на их работе. Более того, как утверждает в своем фильме Светлана Вислобокова, лог», в целом по России сокращено 30% личного состава МЧС, а в боевых расчетах – до 50%, по состоянию на декабрь 2017 года.

Кроме экспертов о сокращениях говорят и сами сотрудники МЧС. Так сотрудники МЧС записали обращение к президенту России по поводу ликвидации «Госакваспаса» – уникальная структура, которая занимается спасением на водных объектах, в том числе и подводными спасательными работами.

В результате такой «оптимизации» десятки и сотни специалистов оказались на улице. Но что еще печальнее – человеческие жизни, которые могли бы быть спасены, но, вскоре всего, не будут. А ведь эти специалисты могли помочь при затоплении шахты «Мир» в Якутии. Тогда погибли 8 человек.

Однако и оставшимся спасателям приходится несладко. В расследовании Вислобокова утверждает, что Пучков урезал зарплаты и социальные выплаты спасателям. Это привело к массовому увольнению специалистов. При этом деньги, выделяемые государством, не уменьшались, а постоянно увеличивались. В 2017 году было выделено 133,5 млрд рублей.

Вот и получается, как в стихотворении Коржавина: «Но кони все скачут и скачут, /А избы горят и горят…» . И после очередной громкой трагедии становится очевидно, что спасателей нужно спасать. Так как, складывается впечатление, что эффективный менеджер Пучков может окончательно развалить ведомство. И тогда спасть нас уже будет некому…