Театральная экспликация. Режиссерская экспликация с примерами. Вы должны ее действительно полюбить

Для экспликации вы выбираете любую пьесу из мирового репертуара, желательно, чтобы она была знакома экзаменаторам, чтобы они понимали, о чем речь и не выпадали из обсуждения. Но главное, она должна вас восхищать. Вы должны ее действительно полюбить.

1. Актуальность пьесы. (аргументировать почему я ее выбрал, почему ее сейчас нужно ставить и проч).
2. Стилевая и жанровая характеристика пьесы.
3. Характеристика место действия пьесы. (исторический период написания пьесы; соц.и политическая ситуация в мире\стране\городе при написании пьесы; характеристика места и времени внутри самой пьесы. Т.е. в каком городе, при каких обстоятельствах это происходит; характеристика конкретного места действия, где все это происходит).
4. Атмосфера спектакля и атмосфера, в которой живут и действуют персонажи.
5. Характеристика главных героев. Что каждым из них движет, что руководит. Что они из себя представляют. Их личные конфликты. Личные сверхзадачи. Предлагаемые обстоятельства.
6. Идеальное распределение ролей - на примере известных актеров. Определение из ролей(главные второстепенные). Роль персонажа в данной ситуации т.е в каждой сцене, в каждом действии.
7. Группировка сил(например по идеологии).
8. Краткий пересказ\конспект, при необходимости.
9. Основные события каждого акта.
10. Разбор пьесы на действия. т.е. где ты считаешь, начинается и заканчивается действие (это может не совпадать с актами и сценами самой пьесы, в одной сцене может быть пять действий. А может и пять сцен быть одним действием).
11. Трактовка фабулы.
12. Идея – о чем.
13. Сверхзадача – для чего я ставлю.
14. Реж. замысел – как я ставлю.
15. Аудитория – для кого я ставлю.
16. Вся пьеса: исходное событие; ключевое событие; главное событие; заключительное событие; ведущее обстоятельство.
17. Вступление, завязка, перипетии, кульминация, развязка.
18. Действие и контрдействие.
19. Можно найти одну фразу(или придумать ее) которая будет характеризовать всю пьесу. Т.е не столько пьесу, сколько ваше видение.
_______________
Сценография – или идея сценического оформления.
20. Декорации должны быть оправданы с художественной и идейной точки зрения. Из разряда «чёрный занавес, потому что он передаёт тёмный настрой души главного героя». Или «круг в центре сцены, который крутится. Для того чтобы герой бежал по нему в обратную сторону его движения. И тем самым создавалось видимость динамики и тд.
21. Декорацию в гитис необходимо подкрепить МАКЕТОМ сцены. Серьезно. Масштаб на ваше усмотрение, материал так же.
22. С кем бы из художников, сценографов работали над этой пьесой. В каком худ. направлении.
23. Костюмы – желательно эскизы.
24. Музыкальное оформление (композитор, настроение или жанр).
25. Свет, цвет.

Одно из творческих заданий РАТИ (ГИТИСа) для поступления на факультет режиссуры, заключается в написании экспликации.
Это делается для того, чтобы понять, готовы ли Вы для обучения этой профессии. Волнует ли Вас выбранная Вами пьеса, "болеете" ли Вы ею, способны ли Вы разобраться во всех тонкостях взаимоотношений героев и правильно ли оцениваете основную идею всего произведения? Сможете ли Вы "заразить" своим видением читателя? На эти вопросы даст ответ Ваша режиссёрская экспликация. Создание экспликации - это серьезная работа, требующая кропотливого подхода, терпения и немалых усилий с Вашей стороны. Многие считают, что творчество строится на хаосе и подвластно одному лишь вдохновению. Во многом ошибочное суждение, уводит в сторону от истины: на самом деле творчество - это упорядоченная структура и кропотливая работа.

  • Что такое экспликация. Определения.

Экспликация (театр) — письменное сопровождение и объяснение режиссёрского замысла в условных обозначениях. (Википелия)
Экспликация (лат. объяснение, развертывание)
— Этап исследования, заключающийся в раскрытии сущности того или иного предмета, явления, — объяснение.
— Процесс развертывания, в результате которого, раскрывается содержание к. -л. единства, а его части получают самостоятельность и могут быть отличены друг от друга . (Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — 4-е изд. -М.: Политиздат, 1981. — 445 с.)

На нашем сайте представлены режиссёрские экспликации спектаклей "451 градус по Фаренгейту" по одноимённому роману Рэя Брэдбери и "Завтра была война" по повести Бориса Васильева.

В статье описана режиссерская экспликация. Особенности объема и смысла подойдут как режиссерам мультипликаторам так и режиссерам художественных фильмов. Иллюстрации и примеры приведены из художественных фильмов, но полезно и аниматорам

Краткая инструкция по составлению режиссерской экспликации с советами и наглядными примерами

Что такое экспликация?

Чаще всего под экспликацией понимается изложение режиссером своего видения сценария, синопсиса или заявки, его концепции содержания будущей картины и представление тех способов, при помощи которых он предполагает добиться желаемого творческого результата. На основании этого документа продюсеры, организаторы питчингов, инвесторы, руководители студий решают, насколько адекватно режиссер представляет себе реализацию будущего фильма и совпадает ли их общее видение картины. С другой стороны, экспликация помогает режиссеру наладить диалог со съемочной группой и донести до нее свой замысел. Собственно, экспликация и есть расшифровка режиссерского замысла. Причем ее создание - не только удел режиссера. Существуют также и операторские, изобразительные (от художника-постановщика) и звуковые (от звукорежиссера и композитора) экспликации. Этот документ создается в самом начале подготовительного периода, когда режиссер придумывает кино у себя в голове (как говорил Рене Клер: «Мой фильм уже готов - его осталось только снять»).

Формат экспликации

Как правило, все экспликации пишутся в свободной форме, однако есть определенный список пунктов, которые желательно отразить в итоговом тексте.

1. О чем история вашего фильма?

Это самый важный вопрос, который можно разбить на несколько составляющих: основная идея, как будет развиваться действие, что является движущей историей, в чем драматургия картины, какова ее сверхзадача, в чем заключается основной конфликт. По сути это и есть ключевое описание вашего замысла (об оценке замысла своего фильма хорошо рассказывает Андрей Тарковский в «Уроках режиссуры»).

2. В каком жанре снимается фильм?

Фантастическая трагикомедия, сентиментальный детектив, докудрама или привычный ромком - очень часто жанр имеет определяющую роль в решении продюсера взяться за вашу работу.

3. Где происходит действие фильма?

Необходимо как можно полно описать предполагаемые съемочные объекты. Например, у вас заявлено футбольное поле - какое оно? Это большое поле с зеленым газоном, новенькими воротами и свежевыкрашенными заграждениями, или заросший стадион с поломанными трибунами? А может это вообще пыльный пустырь с вычерченной на земле разметкой и двумя палками вместо ворот? Если это улица, то какая она: оживленная или пустая, освещенная либо это темный тупик? То же самое касается и интерьеров, нужно четко представлять, что будет работать на вашу историю, а чего лучше избегать. Вплоть до понимания того, какого цвета будут обои в комнате главного героя, сколько окон, какой свет и что за мебель стоит у него дома. Не лишним будет указать время действия фильма - день или ночь, зима или лето, а также какие-то специфические погодные условия (проливной дождь, ясное солнце, закат и так далее)

Эскиз Алены Шкермонтовой к фильму «Возвращение» Андрея Звягинцева

4. Каков стиль вашего фильма?

Назовите фильмы-референсы, которые совпадают по духу с вашей картиной и приведите несколько кадров для примера. На что будет похоже ваше будущее творение: на идеальные по композиции и наивные по духу картины Уэса Андерсона, на кислотные по картинке и откровенные по содержанию фильмы Гаспара Ноэ или же псевдодокументальные и ироничные работы Ульриха Зайдля? Может, вы вообще ориентируетесь на картины известных художников? С каким настроением выйдет зритель после просмотра вашего фильма (например, с ощущением счастья или со светлой грустью)?

Из экспликации к фильму «Елена» Андрея Звягинцева - картина Эдварда Хоппера «Комната в отеле», 1931 г.

5. Изобразительное решение вашего фильма (пересекается с прошлым пунктом)

Опишите атмосферу картины:

цветовое решение (холодная или теплая гамма, ч/б или цветная, естественный или кислотный цвет и так далее;

тип камеры (DSLR, Red, Alexa или вообще GoPro, какая будет оптика);

движение камеры (ручная, штатив, стедикам, рельсы или кран);

работа со светом (абсолютно естественное освещение, как в «Выжившем» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, или съемка в лаборатории в свете люминесцентных ламп);

особенности кадрирования и композиции (идеально выстроенная картинка или намеренное нарушение со смещением объектов);

особенности монтажа (внутрикадровый, рванный или параллельный, характер переходов).

6. Звуковое оформление и музыкальное решение

Как вы планируете работать со звуком на площадке и на постпродакшне? Будут ли какие-то специальные звуковые эффекты? Какую музыку вы хотели бы использовать: приведите имена исполнителей и название композиций.

7. Актерский состав

Опишите типажи, характеры ваших героев, покажите их взаимосвязь и конфликты. Приведите dream-cast ваших актеров - кого из известных или знакомых актеров вы видите в качестве исполнителей этих ролей. Прикрепите несколько изображений разных актеров на одну и ту же роль.


Фотопробы к фильму «Елена» Андрея Звягинцева - Надежда Маркина

Объем экспликации

Какого-то фиксированного объема страниц у экспликаций нет, всё зависит от условий. На каких-то конкурсах или питчингах могу потребовать уместить всё на одной-двух страницах, а кому-то и 5-10 листов окажется мало. На одном из своих мастер-классов Никита Михалков рассказывал, что его экспликации обычно в три раза больше по объему, чем сценарий, так как он подробно описывает всё, что хотел бы получить по ходу съемок. Главная задача экспликации, по его мнению, в том, чтобы постоянно обращаться к ней, сверяться с планом, если что-то идет не так. Проверять, будет ли работать сцена в новых условиях (например, вместо солнца у вас идет дождь) и не противоречит ли это общей концепции фильма.

Примеры режиссерских экспликаций:

Режиссерская экспликация новеллы «Купидон первого разряда » (реж. Сергей Буров), вошедшей в альманах Disney «Счастье - это…».

Другие виды экспликаций

Как говорилось в самом начале статьи, существуют и другие разновидности экспликаций, разработкой которых занимаются остальные члены съемочной группы. Как правило, они пересекаются с режиссерской экспликацией. Так, например, оператор-постановщик на основе раскадровки делает свою операторскую экспликацию, в которой он в литературной и схематической форме описывает изобразительное решение фильма (тональность, колористическое решение, тип съемки, ракурс, смена планов, освещение, композиция). Особенно это важно, если в фильме планируются визуальные эффекты, еще на этапе превизуализации тестируется оборудование и оптика, измеряется расстояние, фоны и размеры объектов. Подробнее о создании операторской экспликации, работе с драматургией света и цветовых решениях можно прочитать в книге «Профессия - оператор» (М.М. Волынец, 2008).


Краткая инструкция по составлению режиссерской экспликации с советами и наглядными примерами

Что такое экспликация?

Чаще всего под экспликацией понимается изложение режиссером своего видения сценария, синопсиса или заявки, его концепции содержания будущей картины и представление тех способов, при помощи которых он предполагает добиться желаемого творческого результата. На основании этого документа продюсеры, организаторы питчингов, инвесторы, руководители студий решают, насколько адекватно режиссер представляет себе реализацию будущего фильма и совпадает ли их общее видение картины. С другой стороны, экспликация помогает режиссеру наладить диалог со съемочной группой и донести до нее свой замысел. Собственно, экспликация и есть расшифровка режиссерского замысла. Причем ее создание - не только удел режиссера. Существуют также и операторские, изобразительные (от художника-постановщика) и звуковые (от звукорежиссера и композитора) экспликации. Этот документ создается в самом начале подготовительного периода, когда режиссер придумывает кино у себя в голове (как говорил Рене Клер: «Мой фильм уже готов - его осталось только снять»).

Формат экспликации

Как правило, все экспликации пишутся в свободной форме, однако есть определенный список пунктов, которые желательно отразить в итоговом тексте.

1. О чем история вашего фильма?

Это самый важный вопрос, который можно разбить на несколько составляющих: основная идея, как будет развиваться действие, что является движущей историей, в чем драматургия картины, какова ее сверхзадача, в чем заключается основной конфликт. По сути это и есть ключевое описание вашего замысла (об оценке замысла своего фильма хорошо рассказывает Андрей Тарковский в«Уроках режиссуры»).

2. В каком жанре снимается фильм?

Фантастическая трагикомедия, сентиментальный детектив, докудрама или привычный ромком - очень часто жанр имеет определяющую роль в решении продюсера взяться за вашу работу.

3. Где происходит действие фильма?

Необходимо как можно полно описать предполагаемые съемочные объекты. Например, у вас заявлено футбольное поле - какое оно? Это большое поле с зеленым газоном, новенькими воротами и свежевыкрашенными заграждениями, или заросший стадион с поломанными трибунами? А может это вообще пыльный пустырь с вычерченной на земле разметкой и двумя палками вместо ворот? Если это улица, то какая она: оживленная или пустая, освещенная либо это темный тупик? То же самое касается и интерьеров, нужно четко представлять, что будет работать на вашу историю, а чего лучше избегать. Вплоть до понимания того, какого цвета будут обои в комнате главного героя, сколько окон, какой свет и что за мебель стоит у него дома. Не лишним будет указать время действия фильма - день или ночь, зима или лето, а также какие-то специфические погодные условия (проливной дождь, ясное солнце, закат и так далее)

4. Каков стиль вашего фильма?

Назовите фильмы-референсы, которые совпадают по духу с вашей картиной и приведите несколько кадров для примера. На что будет похоже ваше будущее творение: на идеальные по композиции и наивные по духу картины Уэса Андерсона , на кислотные по картинке и откровенные по содержанию фильмыГаспара Ноэ или же псевдодокументальные и ироничные работы Ульриха Зайдля? Может, вы вообще ориентируетесь на картины известных художников? С каким настроением выйдет зритель после просмотра вашего фильма (например, с ощущением счастья или со светлой грустью)?

5. Изобразительное решение вашего фильма (пересекается с прошлым пунктом)

Опишите атмосферу картины:

  • цветовое решение (холодная или теплая гамма, ч/б или цветная, естественный или кислотный цвет и так далее;
  • тип камеры (DSLR, Red, Alexa или вообще GoPro, какая будет оптика);
  • движение камеры (ручная, штатив, стедикам, рельсы или кран);
  • работа со светом (абсолютно естественное освещение, как в «Выжившем» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, или съемка в лаборатории в свете люминесцентных ламп);
  • особенности кадрирования и композиции (идеально выстроенная картинка или намеренное нарушение со смещением объектов);
  • особенности монтажа (внутрикадровый, рванный или параллельный, характер переходов).

Не лишним будет описать, во что будут одеты ваши герои. Особенно если их одежда влияет на общее цветовое восприятие картины. Здесь также можно указать операторов и художников-постановщиков, которых вы хотели бы пригласить к себе на съемки.

6. Звуковое оформление и музыкальное решение

Как вы планируете работать со звуком на площадке и на постпродакшне? Будут ли какие-то специальные звуковые эффекты? Какую музыку вы хотели бы использовать: приведите имена исполнителей и название композиций.

7. Актерский состав

Опишите типажи, характеры ваших героев, покажите их взаимосвязь и конфликты. Приведите dream-cast ваших актеров - кого из известных или знакомых актеров вы видите в качестве исполнителей этих ролей. Прикрепите несколько изображений разных актеров на одну и ту же роль.


Объем экспликации

Какого-то фиксированного объема страниц у экспликаций нет, всё зависит от условий. На каких-то конкурсах или питчингах могу потребовать уместить всё на одной-двух страницах, а кому-то и 5-10 листов окажется мало. На одном из своих мастер-классов Никита Михалков рассказывал, что его экспликации обычно в три раза больше по объему, чем сценарий, так как он подробно описывает всё, что хотел бы получить по ходу съемок. Главная задача экспликации, по его мнению, в том, чтобы постоянно обращаться к ней, сверятся с планом, если что-то идет не так. Проверять, будет ли работать сцена в новых условиях (например, вместо солнца у вас идет дождь) и не противоречит ли это общей концепции фильма.

Примеры режиссерских экспликаций:

Режиссерская экспликация 17 сцены из фильма «Утомленные солнцем 2» Никиты Михалкова.

Режиссерская экспликация новеллы «Купидон первого разряда » (реж. Сергей Буров), вошедшей в альманах Disney «Счастье - это…».

В качестве отдельного бонуса - режиссерская экспликация так и не поставленной оперы «Валькирия» Ларса фон Триера.

Другие виды экспликаций

Как говорилось в самом начале статьи, существуют и другие разновидности экспликаций, разработкой которых занимаются остальные члены съемочной группы. Как правило, они пересекаются с режиссерской экспликацией. Так, например, оператор-постановщик на основе раскадровки делает своюоператорскую экспликацию , в которой он в литературной и схематической форме описывает изобразительное решение фильма (тональность, колористическое решение, тип съемки, ракурс, смена планов, освещение, композиция). Особенно это важно, если в фильме планируются визуальные эффекты, еще на этапе превизуализации тестируется оборудование и оптика, измеряется расстояние, фоны и размеры объектов. Подробнее о создании операторской экспликации, работе с драматургией света и цветовых решениях можно прочитать в книге «Профессия - оператор» (М.М. Волынец, 2008).


Художник-постановщик создает свою изобразительную экспликацию, сопровождая ее эскизами костюмов, декораций и так далее. Он должен передать в своей экспликации композицию всего произведения, взаимосвязь между объектами и эпизодами, показать логику их развития. Задача художника в том, чтобы подчеркнуть драматургию сцен, раскрыть их художественный смысл и добиться стилевого соответствия. Подробнее об этом можно прочитать в книге Л.Б. Клюевой «Проблемы стиля в экранных искусствах».


Эскиз Андрея Понкратова к фильму «Левиафан» Андрея Звягинцева - Гостиная в Доме Николая

Звукорежиссер и композитор могут предоставить для режиссера свои звуковые экспликации , которые так же, как и операторские, создаются на основе раскадровки и отдельных сцен. Звукорежиссер уточняет для звукооператора характер шумовых объектов, которые нужно зафиксировать, в каких именно кадрах они должны прозвучать и где должны быть записаны (или же взяты из фонотеки). Композитор в своей экспликации указывает место и время звучания аудиокомпозиции, ее характер и состав оркестра.

Звуковая экспликация к фильму «Время, вперед!» Михаила Швейцера.

Чаще всего под экспликацией понимается изложение режиссером своего видения сценария, синопсиса или заявки, его концепции содержания будущей картины и представление тех способов, при помощи которых он предполагает добиться желаемого творческого результата. На основании этого документа продюсеры, организаторы питчингов, инвесторы, руководители студий решают, насколько адекватно режиссер представляет себе реализацию будущего фильма и совпадает ли их общее видение картины. С другой стороны, экспликация помогает режиссеру наладить диалог со съемочной группой и донести до нее свой замысел. Собственно, экспликация и есть расшифровка режиссерского замысла. Причем ее создание - не только удел режиссера. Существуют также и операторские, изобразительные (от художника-постановщика) и звуковые (от звукорежиссера и композитора) экспликации. Этот документ создается в самом начале подготовительного периода, когда режиссер придумывает кино у себя в голове (как говорил Рене Клер: «Мой фильм уже готов - его осталось только снять»).

Формат экспликации

Как правило, все экспликации пишутся в свободной форме, однако есть определенный список пунктов, которые желательно отразить в итоговом тексте.


1 О чем история вашего фильма?

Это самый важный вопрос, который можно разбить на несколько составляющих: основная идея, как будет развиваться действие, что является движущей историей, в чем драматургия картины, какова ее сверхзадача, в чем заключается основной конфликт. По сути это и есть ключевое описание вашего замысла (об оценке замысла своего фильма хорошо рассказывает Андрей Тарковский в ).


2 В каком жанре снимается фильм?

Фантастическая трагикомедия, сентиментальный детектив, докудрама или привычный ромком - очень часто жанр имеет определяющую роль в решении продюсера взяться за вашу работу.


3 Где происходит действие фильма?

Необходимо как можно полно описать предполагаемые съемочные объекты. Например, у вас заявлено футбольное поле - какое оно? Это большое поле с зеленым газоном, новенькими воротами и свежевыкрашенными заграждениями, или заросший стадион с поломанными трибунами? А может это вообще пыльный пустырь с вычерченной на земле разметкой и двумя палками вместо ворот? Если это улица, то какая она: оживленная или пустая, освещенная либо это темный тупик? То же самое касается и интерьеров, нужно четко представлять, что будет работать на вашу историю, а чего лучше избегать. Вплоть до понимания того, какого цвета будут обои в комнате главного героя, сколько окон, какой свет и что за мебель стоит у него дома. Не лишним будет указать время действия фильма - день или ночь, зима или лето, а также какие-то специфические погодные условия (проливной дождь, ясное солнце, закат и так далее).

4 Каков стиль вашего фильма?

Назовите фильмы-референсы, которые совпадают по духу с вашей картиной и приведите несколько кадров для примера. На что будет похоже ваше будущее творение: на идеальные по композиции и наивные по духу картины , на кислотные по картинке и откровенные по содержанию фильмы или же псевдодокументальные и ироничные работы Ульриха Зайдля? Может, вы вообще ориентируетесь на картины известных художников? С каким настроением выйдет зритель после просмотра вашего фильма (например, с ощущением счастья или со светлой грустью)?

5 Изобразительное решение вашего фильма (пересекается с прошлым пунктом)

Опишите атмосферу картины:

  • цветовое решение (холодная или теплая гамма, ч/б или цветная, естественный или кислотный цвет и так далее;
  • тип камеры (DSLR, Red, Alexa или вообще GoPro, какая будет оптика);
  • движение камеры (ручная, штатив, стедикам, рельсы или кран);
  • работа со светом (абсолютно естественное освещение, как в Алехандро Гонсалеса Иньярриту, или съемка в лаборатории в свете люминесцентных ламп);
  • особенности кадрирования и композиции (идеально выстроенная картинка или намеренное нарушение со смещением объектов);
  • особенности монтажа (внутрикадровый, рванный или параллельный, характер переходов).

Не лишним будет описать, во что будут одеты ваши герои. Особенно если их одежда влияет на общее цветовое восприятие картины. Здесь также можно указать операторов и художников-постановщиков, которых вы хотели бы пригласить к себе на съемки.

6 Звуковое оформление и музыкальное решение

Как вы планируете работать со звуком на площадке и на постпродакшне? Будут ли какие-то специальные звуковые эффекты? Какую музыку вы хотели бы использовать: приведите имена исполнителей и название композиций.

7 Актерский состав

Опишите типажи, характеры ваших героев, покажите их взаимосвязь и конфликты. Приведите dream-cast ваших актеров - кого из известных или знакомых актеров вы видите в качестве исполнителей этих ролей. Прикрепите несколько изображений разных актеров на одну и ту же роль.

Объем экспликации

Какого-то фиксированного объема страниц у экспликаций нет, всё зависит от условий. На каких-то конкурсах или питчингах могу потребовать уместить всё на одной-двух страницах, а кому-то и 5-10 листов окажется мало. На одном из своих мастер-классов Никита Михалков рассказывал, что его экспликации обычно в три раза больше по объему, чем сценарий, так как он подробно описывает всё, что хотел бы получить по ходу съемок. Главная задача экспликации, по его мнению, в том, чтобы постоянно обращаться к ней, сверяться с планом, если что-то идет не так. Проверять, будет ли работать сцена в новых условиях (например, вместо солнца у вас идет дождь) и не противоречит ли это общей концепции фильма.

Примеры режиссерских экспликаций:

  • Режиссерская экспликация 17 сцены из фильма «Утомленные солнцем 2» Никиты Михалкова.
  • Режиссерская экспликация новеллы « » (реж. Сергей Буров), вошедшей в альманах Disney «Счастье - это…».
  • В качестве отдельного бонуса - режиссерская экспликация так и не поставленной оперы «Валькирия» Ларса фон Триера.

Другие виды экспликаций

Как говорилось в самом начале статьи, существуют и другие разновидности экспликаций, разработкой которых занимаются остальные члены съемочной группы. Как правило, они пересекаются с режиссерской экспликацией. Так, например, оператор-постановщик на основе раскадровки делает свою операторскую экспликацию , в которой он в литературной и схематической форме описывает изобразительное решение фильма (тональность, колористическое решение, тип съемки, ракурс, смена планов, освещение, композиция). Особенно это важно, если в фильме планируются визуальные эффекты, еще на этапе превизуализации тестируется оборудование и оптика, измеряется расстояние, фоны и размеры объектов. Подробнее о создании операторской экспликации, работе с драматургией света и цветовых решениях можно прочитать в книге «Профессия - оператор» (М.М. Волынец, 2008).

Художник-постановщик создает свою изобразительную экспликацию, сопровождая ее эскизами костюмов, декораций и так далее. Он должен передать в своей экспликации композицию всего произведения, взаимосвязь между объектами и эпизодами, показать логику их развития. Задача художника в том, чтобы подчеркнуть драматургию сцен, раскрыть их художественный смысл и добиться стилевого соответствия. Подробнее об этом можно прочитать в книге Л.Б. Клюевой «Проблемы стиля в экранных искусствах».

Эскиз Андрея Понкратова к фильму «Левиафан» Андрея Звягинцева - Гостиная в Доме Николая

Звукорежиссер и композитор могут предоставить для режиссера свои звуковые экспликации , которые так же, как и операторские, создаются на основе раскадровки и отдельных сцен. Звукорежиссер уточняет для звукооператора характер шумовых объектов, которые нужно зафиксировать, в каких именно кадрах они должны прозвучать и где должны быть записаны (или же взяты из фонотеки). Композитор в своей экспликации указывает место и время звучания аудиокомпозиции, ее характер и состав оркестра.

Звуковая экспликация к фильму «Время, вперед!» Михаила Швейцера.