Правительствующий сенат - конституционный суд рф. Правительствующий сенат - конституционный суд рф Митин сергей константинович сенат и синод

Одним из удивительных архитектурных творения Северной столицы считается здание Сената и Синода. В Санкт-Петербурге много замечательных строений, тем не менее именно этот последний крупный проект знаменитого архитектора Росси стал символом позднего классицизма.

Обзор

На самом деле речь идет не об одном, а о двух строениях, которые сегодня объединены одним названием - здание Сената и Синода. В Петербурге раньше эти два государственных управленческих органа Российской империи находились в здании Двенадцати коллегий. Однако после возведения в 1823 году Адмиралтейства прежняя постройка уже не соответствовала новому облику, который получила Сенатская площадь. Назрела острая необходимость ее реконструкции. А потому в 1824-м был объявлен конкурс на проект, по которому предполагалось построить новое здание Сената и Синода.

В Санкт-Петербурге 24 августа 1829 года был заложен первый камень в строительство. Вначале начали возводить сооружение, предназначенное для Сената, а спустя год приступили и к конструкции Синода. Строительство было завершено в 1834 году. Архитектор здания Сената и Синода - Карл Иванович Росси. Строительными работами по его проекту руководил Александр Штауберт.

Предистория

Первоначально на месте нынешних Сената и Синода располагался фахверковый дом, принадлежащий А. Меншикову, а рядом - особняк, которым владела купчиха Кусовникова. Когда оказался в опале, его имущество на набережной Невы перешло во владение вице-канцлера А. И. Остермана. Спустя некоторое время, в 1744 году, строение было пожаловано Елизаветой Петровной А. Бестужеву-Рюмину. Канцлер реконструировал его, поручив архитектору А. Висту возвести дом в стиле барокко.

В 1763-м, когда на престол взошла Екатерина II, строение перешло в казну. В практически сразу переехал Сенат. С 1780 по 1790 годы барочная постройка Бестужева-Рюмина был снова реконструирована: фасады получили новую архитектурную обработку, типичную для русского классицизма.

История создания

Когда в 1823 году архитектор Захаров закончил монументальное возникла необходимость преобразования трех центральных площадей Северной столицы: Сенатской (нынешней Декабристов), Дворцовой и Адмиралтейской, где в конце девятнадцатого столетия был разбит Александровский сад. Оформление уже существовавшего к тому времени дома, в котором находился Сенат, перестало соответствовать тогдашним масштабам, да и общей архитектуре и парадности центра города. И потому он требовал реконструкции.

Своим приказом император, а тогда на престоле был Николай I, начал строительство нового дома для Сената по единому образу и подобию, чтобы здание Главного штаба, Сената, Синода в Петербурге было выполнено в едином архитектурном решении. Поэтому для последнего был приобретен дом купчихи Кусовниковой. А на месте дома А. Бестужева-Рюмина решили уже построить здание Сената.

Выбор проекта

В 1828 году был объявлен конкурс. В нем участвовали Василий Стасов, Поль Жако, Смарагд Шустов, Василий Глинка и, конечно, Росси. Здание Сената и Синода на чертежах конкурсантов имело самые разные решения. К примеру, Жако предлагал возвести одно общее здание, которое напоминало бы галерею Лувра, Стасов планировал перестроить только бывший дом Бестужева-Рюмина. Росси же сделал проект двух корпусов и соединил их между собой арочной конструкцией. И именно таким сегодня мы и видим здание Сената и Синода.

Архитектор и скульптор

Восемнадцатого февраля 1829 года проект Росси был утвержден. Главной задачей архитектора было придание зданию характера, соответствующего огромной площади, на которой он стоял. Уже в конце августа состоялась торжественная закладка дома, в котором должен был работать Сенат. В фундамент здания заложили памятную доску о том, что чертеж фасада, утвержденный высочайше, принадлежит Карлу Росси. Строителем же был назначен другой известный архитектор - А. Штауберт. Причем, согласно проекту, данная постройка весьма органично включила в себя и стены, сохранившиеся от дома Бестужева‑Рюмина. А в августе 1830 года, после того как удалось выкупить дом Кусовниковой в государственную казну, на его месте началось строительство здания Синода

В июле 1831-го императором Николаем I был утвержден и проект скульптурного убранства. При этом было дано отдельное указание о том, чтобы фигуры были изображены не «в рост», а сидячими. Кроме того, их нужно было одеть в античную одежду, например, в тоги, и убрать все трофеи и надписи на книгах.

Скульптурным оформлением занималось сразу несколько художников - С. Пименов, В. Демут-Малиновский с П. Соколовым, которым помогали Н. Токарев, а также П. Свинцов и другие. Скульптором Устиновым была создана расположенная в первой нише слева статуя «Вера». Соколов изваял «Благочестие», а Пименов - «Закон» и «Правосудие».

Капители и львиные маски, так же как и остальные декоративные детали, выполнены рукой Торичелли. Скульптурная композиция, расположенная на аттике, а также "Гениев" с книгами законов работы Демут-Малиновского отлили из меди на заводе Берда.

Строительство

Поставленная перед архитектором и строителями задача о придании зданию Сената характера, соответствующего величию Сенатской площади, была ими решена с большим мастерством и с точным ощущением масштаба. Достаточно большая протяженность фасада заставила автора проекта Росси увеличить высоту сооружения до восьми с половиной сажень. Нужно сказать, что соседнее строение Адмиралтейства ощутимо ниже, чем здание Сената - на целых двести десять сантиметров. В начале октября 1832-го строительные работы были свернуты, и сразу же началась внутренняя отделка обоих зданий. В феврале следующего года император лично совершил осмотр объектов. А уже в 1934-м строительство было окончательно завершено.

Особенности

Центром фасадной композиции, оформляющей грандиозную по масштабам и значимости Сенатскую площадь, Росси решил сделать эффектную арку, переброшенную над Галерной улицей. Она связывает оба здания в единый архитектурный комплекс. Для ее оформления Карл Иванович использовал один из им же ранее придуманных, но не осуществленных вариантов арки, предусмотренной для Главного штаба. Это архитектурное решение было переработано архитектором с учетом ощутимо меньшей ширины у проезда. При этом присущий композиции триумфальный характер зодчим был полностью сохранен.

Арка

Она объединяет здания Сената и Синода и завершается скульптурной композицией, расположенной на многоступенчатом аттике. «Правосудие и благочестие», а именно так называется работа мастеров С. Пименова, В. Демут-Малиновского и П. Соколова, символизирует единство двух властей - церковной и светской. Над этой композицией скульпторы работали около года. Кроме нее, над еще и фигуры, аллегорически означающие «гениев, которые держат закон».

На самом же аттике располагаются три барельефа - «Закон гражданский», «Закон Божий», а также «Закон естественный». Очень интересно их расположение. В центре, непосредственно над аркой, красуется сравнительно более крупный барельеф под названием «Закон гражданский». Среди изображений, имеющихся на нем, бросаются в глаза бюсты Петра Первого и Екатерины II.

Описание

Архитектор здания Сената и Синода - Росси - предусмотрел в плане трехэтажных прямоугольных корпусов и внутренние дворы. Необыкновенно красивые и широкие лестницы с пандусами, сделанные из гранита, оформляют вход. Удивительно богатый световой и теневой эффект создается благодаря чередованию выступающих частей на фасадах зданий и ниш. Этому немало способствуют и многочисленные лепные украшения.

Фасадом здание Синода обращено как к Английской набережной, так и к бывшей Сенатской площади. Вообще, специалисты считают очень интересным архитектурное решение данной части строения. Его угол округлен. Он украшен монументальной колоннадой, поднятой над первым этажом и собранной из восьми колонн из мягкий изгиб которой завершен, согласно замыслу автора проекта, ступенчатым аттиком. Данное архитектурное решение удивительным образом обогащает линию Английской набережной, придавая ей богатый вид.

Не менее интересен своим оформлением и бывший Зал заседаний в корпусе Сената, стены которого украшены кариатидами и пилястрами из стюка, а также плафоном, роспись которого делал художник Б. Медичи. В середине находился трон, обитый ярким малиновым бархатом.

После революции

В 1919-м Сенат и Синод упразднили. С 1925-го в здании располагался Центральный исторический архив. В 1936-м здание Сената и Синода начали реставрировать, были восстановлены и фасады, и скульптуры, а спустя год начали обновлять роспись парадных лестниц. В годы войны оба строения сильно пострадали. В них попало несколько артиллерийских снарядов, нанесших зданиям тяжелый урон. Практически полностью была разрушена Синодальная церковь.

Работы по реставрации начали летом 1944-го - еще до окончания войны. В 2006-м Исторический архив переехал, а само здание Сената и Синода было передано Конституционному суду РФ. Сегодня же там находится

Судя по сохранившимся документам, покупка особняка купчихи Кусовниковой обошлась царской казне в неслыханную тогда сумму - в шестьсот тысяч рублей, хотя в 1796-м участок был оценен всего в семь с половиной тысяч. Хозяйка, прознав о том, что на месте ее дома будет строиться здание Синода, решила взвинтить цену, к тому же в общую сумму вошли и взятки многим чиновникам.

Во время работы над композицией «Правосудие и благочестие» скульптор здания Сената и Синода Пименов скончался. Его труд завершил его сын.

Здания Сената и Синода с объединяющей их триумфальной аркой были последним крупным произведением гениального К.И. Росси. Здания оформлены в стиле позднего классицизма. Они были построены в 1829-1834 годах. Творчество Росси - основа петербургского классицизма. В ходу была архитектурная формула: "Классицизм вошел в Санкт-Петербург через Арку Главного штаба и покинул его через Арку Сената и Синода".

Первой постройкой на месте нынешних зданий Сената и Синода был фахверковый дом светлейшего князя Меньшикова. После его опалы дом на набережной Невы перешел в собственность вице-канцлера А. И. Остермана, а в 1744 году был пожалован Елизаветой Петровной канцлеру А. П. Бестужеву-Рюмину, для которого возвели постройку в стиле барокко. В 1763 году, после восшествия на престол Екатерины II, дом Бестужева-Рюмина перешел в казну, и в это здание, перестроенное архитектором А. Ф. Вистом, переехал Сенат. До этого Сенат и Синод располагались в здании Двенадцати коллегий. В 1780-1790-х годах барочный дом Бестужева-Рюмина был снова перестроен, и его фасады получили новую архитектурную обработку, типичную для русского классицизма. Имя автора проекта нового здания Сената остается неизвестным. Судя по сохранившемуся в собрании Музея Академии художеств чертежу западного фасада здания, проект был разработан архитектором И. Е. Старовым. На месте нынешнего здания Синода в XVIII веке находился дом купчихи Кусовниковой. С возведением Адмиралтейства в 1806-1823 годах прежние постройки уже не соответствовали новому облику Сенатской площади. Возникла необходимость в реконструкции, и был объявлен конкурс на разработку проекта новых зданий Сената и Синода.

На объявленном конкурсе проектов реконструкции лучшим был признан проект К. И. Росси, который и начал осуществляться в 1829 году. 24 августа 1829 года состоялась торжественная закладка здания Сената. Дом Бестужева-Рюмина при этом не был полностью снесен - часть стен прежней постройки Росси включил в объем нового здания. Через год, когда был выкуплен стоящий по соседству дом купчихи Кусовниковой, было заложено здание Синода. Строительными работами по проекту К. И. Росси, а также планировкой помещений здания занимался архитектор Александр Штауберт.

Здания Сената и Синода объединены триумфальной аркой, которая завершается стоящей на многоступенчатом аттике скульптурной композицией "Правосудие и благочестие", символизирующей единство церковной и светской власти. Над композицией работали скульпторы С. Пименов, В. Демут-Малиновский и П. Соколов.
Над аркой на уровне аттика возвышаются фигуры "Гениев, держащих закон". На самом аттике расположены три барельефа - "Закон Божий", "Закон естественный" и "Закон гражданский". Интересно расположение барельефов. В центре над аркой расположен более крупный, чем другие два, барельеф "Закон гражданский". Среди других изображений на нем имеются бюсты Петра I и Екатерины II. В левой части арки расположен барельеф "Закон Божий", посвященный Синоду. В правой части - барельеф "Закон естественный", посвященный Сенату.
С обеих сторон арка украшена парами колонн. При возведении арки Росси использовал один из неосуществленных вариантов оформления арки Главного штаба, который был им переработан для новой архитектурной композиции.

Трехэтажные прямоугольные в плане здания имеют большие внутренние дворы. Фасады зданий украшают восьмиколонные портики коринфского ордера и ступенчатый аттик. Необыкновенно красивы широкие гранитные лестницы с пандусами, оформляющие вход в здания. Чередование выступающих частей фасадов зданий и ниш, лепные украшения создают богатый светотеневой эффект. Фасад здания Синода обращен и к Сенатской площади и к Английской набережной. В угловом помещении здания была устроена двусветная церковь святого благоверного князя Александра Невского. Очень интересно архитектурное решение этой части здания. Угол здания скруглен и украшен поднятой над первым этажом колоннадой из восьми колонн коринфского ордера. Плавный изгиб монументальной колоннады, завершенной ступенчатым аттиком, очень обогащает линию набережной, придает ей праздничный вид. Интерьер крестообразного в плане помещения церкви украшен шестью колоннами композитного ордера.
Интересен также по своему оформлению бывший Зал заседаний Сената. Его стены украшены пилястрами и кариатидами из стюка (искусственного мрамора) и плафоном росписи художника Б. Медичи. В середине зала помещался трон. Трон и мебель были обиты малиновым бархатом. Парадная лестница, ведущая в Зал заседаний Сената, украшена плафоном работы Ф. Рихтера.

Возведение зданий Сената и Синода вместе с объединяющей их триумфальной аркой завершило оформление центра города, они стали великолепным украшением Санкт-Петербурга.

После революции Сенат и Синод были упразднены. В 1925 году в зданиях расположился Центральный государственный исторический архив, основу которого составили архивы Сената и Синода.
Фасады зданий и скульптурное убранство реставрировались в 1929 и 1936 годах. В 1937 году проводилась реставрация росписи парадных лестниц. Здания сильно пострадали во время Великой Отечественной войны. Восемь тяжелых артиллерийских снарядов нанесли им тяжелый урон. Почти полностью была разрушена Синодальная церковь. Реставрационные работы начались еще до окончания войны - летом 1944 года. В ходе комплексной реставрации 1951-1953 годов были восстановлены декор и скульптурное убранство фасадов, интерьеры парадных лестниц и Зала заседаний Сената. В 1979 году была восстановлена роспись Сенатской церкви. Все это время до 2006 года в зданиях располагался Российский Государственный Исторический Архив. В 2006 году после переезда Архива в новое здание на Заневском проспекте в зданиях Сената и Синода был проведен комплекс реставрационных работ. В одном крыле с мая 2008 год размещаются основные подразделения Конституционного Суда Российской Федерации, в другом - с мая 2009 год размещается Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина.

Здание Правительствующего Сената - Классицизм

Российский государственный исторический архив -

Конституционный суд Российской Федерации

1829-1834 - арх. Росси Карл Иванович,

акд. арх. Штауберт Александр Егорович - интерьер церкви

Первый дом, принадлежавший кн. А. Д. Меншикову, появился на невской набережной в начале 1720-х. Десять лет спустя его перестроили по заказу вице-канцлера гр. И. А. Остермана, который в мае 1735 устроил в доме церковь во имя Пресвятой Троицы "для немощи жены ево".

В 1744 г. императрица Елизавета Петровна пожаловала дворец канцлеру А. П. Бестужеву-Рюмину, который его расширил и перестроил, возможно, по проекту С. И. Чевакинского. В ноябре 1747, после окончания перестройки, протопопом Исаакиевского собора Тимофеем Симеоновым во дворце была освящена церковь "преизрядной и богатой архитектуры", которая существовала до 1757, когда канцлер попал в опалу. Конфискованный дворец отошел в 1763 к Сенату, но в нем уже с 1761 снова появился храм - сюда перенесли богослужение из ремонтируемого Исаакиевского собора. (. 2010 г.и. С. 447)

После восшествия на престол Екатерины II в это здание, перестроенное для его нужд арх. А. Ф. Вистом в 1763 г., переехал Сенат, находившийся до того в здании Двенадцати коллегий. В 1780 -1890-х гг. здание было перестроено в стиле классицизм предположительно арх. И. Е. Старовым.

Главным фасадом к Неве, располагался дворец барона Остермана, а позже - особняк графини А.Г. Лаваль . В её салоне бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов. Накануне 14 декабря 1825 года в этом доме собирались декабристы.

К началу XIX века, после постройки существующего по сегодняшний день здания Адмиралтейства , все эти дома уже не соответствовали облику площади.

Император Николай I повелел строить новый дом Сената по образу и подобию здания Главного штаба . Тогда же было принято решение перевести сюда и Синод, полностью освободив таким образом здание Двенадцати коллегий для нужд университета. Для Синода приобрели дом купчихи Кусовниковой, располагавшийся дальше от Невы, за Галерной ул.

    Патерсен Б.
    Вид Петербурга в день
    празднования 100-летия города.

    Патерсен Б.
    Набережная Невы у Сената

    1801. Английская наб. около
    здания Сената. Гравюра
    ([*].С.169-170, добавил nikspb)

    Сенатская площадь и
    «Конная статуя Петра I,
    с окружающими».1799

    1840 г.
    Guide du voyageur a
    Saint-Petersbourg. 1840
    Путеводитель по Санкт-
    Петербургу. СПб., 1840).

    (добавил - nikspb)

    грав. с карты Петербурга
    1820-1825 гг.

    Монумент Петра I. 1830-е гг.
    Новые здания Сената и Синода.
    литогр. П.С.Иванова
    по рис. В.С.Садовникова.

    Фото - А.Ф.Лоренс
    начало 1860-х гг.

    Фото ателье Буллы
    1885-1890 гг.
    сайт pastvu.com (добавил - )

    Сенат.
    Фото - Матвеев Н.Г. 1900-е гг.

    humus.livejournal.com
    (добавил .)

    humus.livejournal.com
    (добавил )

    Грабарь "История русского искусства"
    (добавил - )

    Сенатская площадь. Е.Е.Лансере. 1904.

    Открытка 1929 г. изд.

Проект Росси, представлявший собой два здания, соединенных аркой, был утверждён 18 февраля 1829 г. 24 августа состоялась торжественная закладка здания Сената. В фундамент положили памятную доску с надписью: "Чертёж фасада, высочайше утверждённый, составлен был архитектором Карлом Росси. Строитель здания был архитектор Александр Штауберт".

26 августа 1830 г. когда дом Кусовниковой был выкуплен в государственную казну, было заложено здание Синода .

К началу октября 1832 г. возведение корпусов было завершено, приступили к внутренней отделке зданий. В феврале 1833 г. объект осматривал Император.

Новая триумфальная арка стала символизировать единство церкви и государства. Аттик венчает скульптурная группа, символизирующая веру в закон - "Правосудие и благочестие".

Арка фланкирована четырьмя парными колоннами с раскрепованным антаблементом.

Входы в здания оформлены гранитными лестницами по сторонам которых планировалось разместить чугунных львов, но Синод высказался против появления таких скульптур. Не закрывая существующего выхода к площади второстепенной Галерной улицы, арка максимально подчеркивает прежде всего цельность фасада объединенного здания. Этой задаче подчинена и композиция центра здания Сената и Синода с его необходимой здесь предельно насыщенной декоративной обработкой фасада и сравнительно узким пролетом арки.

На фасадах четырежды повторены лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком. И фасады, и центральная арка украшены выступающими парами колонн.

Фасады обоих зданий отмечены восьмиколонными портиками коринфского ордера, лоджиями, гранитными лестницами и пандусами, Снаружи фасад здания Сената отмечен изогнутой по дуге монументальной колоннадой, обращенной к Неве. Высота зданий составляет 17 метров.

В создании скульптурного декора участвовали скульпторы Н. С. и С. С. Пименовы, В. И. Демут-Малиновский, П. П. Соколов, Н. А. Токарев, И. Леппе, Н. А. Устинов,

П. В. Свинцов. Отделку внутренних помещений выполнили художники -декораторы Б. Медичи, Ф. Рихтер, А. И. Соловьев, В. Г. Ширяев и др.

Эта постройка стала последним крупным проектом зодчего Росси.

В 1880 г. проводился капитальный ремонт здания.

Триумфальная арка над Галерной улицей символизировала единство церкви и государства. Высота арки вместе со скульптурой составляет 26 м, высота свода - 12 метров, ширина арки - 20 м.

Аттик арки Сената и Синода венчает композиция «Правосудие и благочестие». Рядом находятся аллегорические «Гении», держащие закон. По самому аттику идут три барельефа с изображениями законов гражданского, божия и естественного. По центру, прямо над аркой, сцена закона гражданского, среди фигур которого симметрично расположены бюсты Петра I и Екатерины II. Проект скульптурного убранства был утверждён Николаем I 15 июля 1831 г. При этом император дал указание изобразить фигуры не "в рост", а сидячими, убрать трофеи, книги законов в руках гениев сделать без надписей, фигуры одеть в античные тоги или превратить в аллегорические.

Скульптурное оформление сооружения создали скульпторы В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, Н. А. Токарев, П. П. Соколов, П. В. Свинцов, Н. А. Устинов, И. И. Леппе. Устиновым создана статуя "Вера" (первая ниша слева), Соколовым - "Благочестие" (вторая ниша слева). С. С. Пименов выполнил статуи "Закон" и "Правосудие". Во время работы над ними он скончался. 30 июля 1833 года модели завершил его сын Н. С. Пименов. Капители, львиные маски и другие декоративные детали выполнены Ф. Торичелли. Скульптуры Демут-Малиновского (скульптурная композиция на аттике, фигуры Гениев с книгами законов) были отлиты из меди на заводе Ч. Берда, установлены в августе 1835 г. Барельефы выполнили выполнен П. В. Свинцовым и И. И. Леппе. Самый крупный барельеф "Закон гражданский" - над аркой, в левой части арки - "Закон Божий" (посвящён Синоду), в правой части - "Закон естественный" (посвящён Сенату).

В 1925 г. в здании разместился Российский государственный исторический архив.

Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от обстрелов. Интерьеры сохранились отчасти - лишь роспись и лепнина.

В 2006 г. архив переехал в построенное для него здание на Заневском проспекте.

В 2007 г. произведена реставрация здания Сената. Сообщалось, что реставрация комплекса зданий Сената и Синода велась в строгом соответствии с требованиями российского законодательства по охране памятников истории и культуры, все работы согласовывались с Россвязьохранкультурой. Особое внимание уделялось ценным историческим помещениям.
К особо ценным помещениям относятся залы дома Лаваль , который с 1912 года входит в единый комплекс Сената-Синода, "зал Чернышевского" в здании Сената, названный в память о проходившем здесь суде над автором "Что делать?", помещения домовых церквей.

    Арка, соединяющая
    здания Сената
    и Синода

    Венчает арку композиция
    Правосудие и Благочестие.
    На барельефе "Гражданское
    правосудие"

    Правая часть арки
    со стороны Сената

    Аллегорические "Гении" держат закон

    Фрагмент фасада
    у угловой части

    Фото - , 07.2009.

    Фото - , 02.05.2013.

    Фото - Vita Lick, 11.2013.

    На фасаде.
    Фото - ,
    07.2015.

Церковь блг. великого князя Александра Невского при Правительствующем Сенате

Образованный в 1711 по указу Петра I Сенат - высший орган государственного управления - с 1732 размещался в здании Двенадцати коллегий на Васильевском острове, где имелась церковь прп. Харитона. В 1760 Сенат переехал в бывший дворец графа А. П. Бестужева-Рюмина на Английской набережной.
Для Сената дворец приспособил арх. А. Ф. Вист, а в 1795-1797 И. Е. Старов перестроил его внутри и снаружи в классицистическом стиле. Очевидно тогда же на нижнем этаже появилась новая церковь, при которой после переделки в 1809 был учрежден особый причт. В 1818 эта церковь была "возобновлена".
Когда в 1829 К. И. Росси приступил к созданию величественного ансамбля на Сенатской площади, Сенат и Синод временно вернулись в Двенадцать коллегий. Автором оформления сенатской церкви стал не сам Росси, а А. Е. Штауберт - его проект был утвержден в 1832. В соответствии с замыслом двусветный храм с плоским куполом занимал угол второго этажа, выходящий на Неву. Преобладающими цветами в интерьере были белый и золотой: белым стюком были отделаны стены и коринфские колонны, несущие хоры. Белым с позолотой был и низкий двухъярусный иконостас, вырезанный охтинским резчиком А. Тарасовым.
Иконы для иконостаса исполнили известные художники-академисты: А. Е. Егоров, А. И. Иванов, В. К. Сазонов, Д. И. Антонелли, И. Е. Яковлев, А. А. Васильев. В росписи стен и сводов принимали участие А. И. Соловьев и С. А. Безсонов; изображение на плащанице написал А. В. Нотбек. Утварь из золоченого серебра изготовили видные столичные ювелиры. В храме хранилась старинная икона свт. Николая, подаренная гр. П. И. Ягужинским, первым обер-прокурором Сената. В 1889 в память спасения Императора в Борках был поставлен большой образ работы Н. А. Кошелева.
Митрополит Серафим в присутствии Императора Николая I и всех сенаторов 24 марта 1834 освятил ампирную церковь. Она почти без изменений (позже был сделан только отдельный вход со двора и звонница) простояла до осени 1924, хотя сам Сенат большевики закрыли через три недели после Октябрьского переворота. Постановлением от 7 мая 1918 власти закрыли и церковь, однако в марте 1919 верующие добились ее открытия как приходской еще на полгода. После ликвидации храма иконостас в разобранном виде перевезли в Музей отжившего культа.
С 1874 более 40 лет настоятелем храма служил прот. Алексей Иоаннович Васильев, которого сменил прот. Николай Васильевич Миловидов.
В советское время в помещении церкви - хранилище Российского государственного исторического архива. После отъезда архива в отреставрированном здании в 2008 разместился Конституционный суд РФ. Помещение церкви воссоздано, поставлен новый иконостас, на крыше - крест. Служат - по случаю. (. 2010 г.и. С. 133)

В настоящее время храм воссоздан на историческом месте. Торжественное освящение 22 сентября 2008 г. совершил патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. ([ 44 ])

В мае 2008 г. В здание Сената переехал Конституционный суд .

После переезда суда в "Чернышевском" предполагалось устроить малый, совещательный зал КС. Для большого зала для публичных слушаний зал заседаний планировалось построить во внутреннем дворе Сената. Конструкция должна опираться на колонны, зависнув в воздухе на довольно приличной высоте, с основным зданием ее соединят два "воздушных" перехода. Сооружение предполагалось двухэтажным: на первом - собственно зал заседаний (на 200 мест), комната совещаний и технические помещения, второй этаж - антресольная часть, или, проще говоря, галерка. Общая площадь "воздушного замка" - 1,2 тысячи квадратных метров. Венчать конструкцию должен стеклянный фонарь-купол. Предлагается воссоздать подземный ход, когда-то соединявший Сенат и Синод. Его следы обнаружены лишь недавно. Восстановление подземного коридора решает проблему сообщения между зданиями, разделенными Галерной улицей.

Кабинеты судей размещены в здании Сената: семь на первом этаже, шесть на втором (в том числе кабинет председателя) и шесть на третьем.

([*] - Путеводитель по Санкт-Петербургу. Наиболее интересные маршруты.(на англ.яз.) Сост. А.Марголис. - М. "Лантерна", "Вита", 1995.)

  • 13.Сословно-представительная монархия в России.
  • 14.Земские Соборы в Русском государстве.
  • 15.Приказная система управления в XVII в.
  • 16.Закрепощение крестьян на Руси.
  • 17.Соборное уложение 1649 г., история создания и общая характеристика.
  • Глава XI "Суд о крестьянах" устанавливает полное и всеобщее закрепощение крестьян.
  • Глава XXII Соборного уложения, "Указ, за какие вины кому чинити смертная казнь, и за какие вины смертию не казнити, а чинити, наказание" предусматривает наказание за преступление против личности.
  • 18.Вотчины и поместья по Соборному уложению 1649 г.
  • Глава XVI Соборного уложения обобщила все существующие изменения в правовом статусе поместного землевладения:
  • 19.Предпосылки и особенности образования абсолютизма в России.
  • 20.Жалованная грамота Российским городам 1785 г.
  • 21.Сенат и Синод в XVIII в.
  • 22.Учреждение о губерниях 1775 г.
  • 23.Полиция в XVIII в.
  • 24.Характеристика гражданского и уголовного права в XVIII в.
  • 25.Изменения в общественном и государственном строе в первой половине XIX в.
  • 26.Кодификационные работы м.М. Сперанского.
  • 27.Крестьянская реформа 1861 г.
  • 28.Земская реформа 1864 г.
  • 29.Судебная реформа 1864 г.
  • 30.Военная реформа 1874 г.
  • 31.Характеристика гражданского и уголовного процесса по Судебным уставам 1864 г.
  • 32.Столыпинская аграрная реформа.
  • 33.Учреждение Государственной Думы в России.
  • 34.Основные законы от 23 апреля 1906 г.
  • 35.Слом старого и создание нового государственного аппарата после победы Октябрьской революции.
  • 36. Создание Красной Армии.
  • 37. Создание судебной системы по первым декретам о суде.
  • 38. Создание советской милиции и вчк.
  • 39. Конституция рсфср 1918 г. (история создания и общая характеристика).
  • 40.Образование ссср. Конституция ссср 1924 г. Образование ссср.
  • 41.Конституция ссср 1936 г.
  • 42.Первые декреты Советской власти в области гражданского права. Гражданское право.
  • 43.Гражданский кодекс рсфср 1922 г.
  • 44.Изменения в гражданском праве в 1930-е – 1950-е гг.
  • 45.Первые декреты Советской власти в области трудового права.
  • 46.Кодекс законов о труде рсфср 1922 г.
  • 47.Кодекс законов о брачном, семейном и опекунском праве 1918 г.
  • 48.Кодекс законов о браке и семье рсфср 1926 г.
  • 49.Уголовный кодекс рсфср 1922 г.
  • 50.Земельный кодекс 1922 г.
  • 51.Создание советской прокуратуры и адвокатуры. Судебная реформа 1922 г.
  • 52.Примерный устав сельскохозяйственной артели 1930 г. И 1935 г.
  • 53.Развитие права в период Великой Отечественной войны.
  • 54.Закон о государственных пенсиях ссср 1956 г.
  • 14 Июля 1956 года
  • I. Общие положения
  • II. Пенсии по старости
  • III. Пенсии по инвалидности рабочим и служащим
  • IV. Пенсии по случаю потери кормильца семьям
  • V. Пенсии военнослужащим и их семьям
  • VI. Исчисление пенсий
  • VII. Порядок введения в действие настоящего закона
  • 55.Кодификация советского права в 1960-е – 1970-е годы.
  • 56.Конституция ссср 1977 г.
  • 57. Реформы политической системы рф в конце 1980-х – начала 1990-х гг.
  • 58.Изменения в праве рф в конце 1980-х – начале 1990-х гг.
  • 21.Сенат и Синод в XVIII в.

    Сенат

    I При Петре

    Пётр I во время своих постоянных отлучек, часто мешавших ему заниматься текущими делами управления, неоднократно (в 1706, 1707, 1710) вручал дела нескольким избранным лицам, от которых требовал, чтобы они, не обращаясь к нему ни за какими разъяснениями, вершили дела, как им дать ответ в день судный. Сначала такие полномочия носили характер временного личного поручения; но в 1711 они были возложены на созданное при этом 22 февраля учреждение, получившее имя Правительствующий Сенат.

    Основанный Петром Сенат не представлял ни малейшего сходства с иностранными учреждениями того же имени (Швеция, Польша) и отвечал своеобразным условиям русской государственной жизни того времени. Степень предоставленной Сенату власти определялась тем, что Сенат был учрежден вместо его царского величества собственной персоны. В указе 2 марта 1711 Пётр говорит: «мы определили управительный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен, как нам самому, под жестоким наказанием, или и смертью, смотря по вине».

    При отсутствии в то время разделения дел на судебные, административные и законодательные и ввиду того, что на разрешение монарха, которого заменял Сенат, постоянно восходили даже самые незначительные дела текущего управления, круг ведомства Сената не мог получить сколько-нибудь определенных очертаний. В указе, изданном несколько дней после учреждения Сената (Полное Собрание Законов № 2330), Пётр определяет, что по отбытии его Сенату следует делать: «суд имеет нелицемерный, расходов напрасные отставить; денег как можно больше собрать; дворян собрать молодых; вексели исправить; а соли стараться отдать на откуп; торг китайский и персидский умножить; армян приласкать; учинить фискалов.» Это, очевидно, не исчерпывающий перечень предметов ведомства, а инструкция, на что обратить преимущественное внимание. «Ныне уже все у вас в руках», - писал Петр Сенату.

    Учреждением политическим, в чем-либо ограничивающим или стесняющим власть Петра, Сенат не был; он действовал только по препоручению царя и перед ним за всё отвечал; в указе 2 марта 1711 сказано: «И ежели оной Сенат через свое ныне перед Богом принесенное обещание неправедно, что поступить… и тогда будет нами суждено, и виновный жестоко будет наказан».

    Практическое, деловое значение Сената обусловливалось не только степенью и широтой предоставленных ему полномочий, но и системой тех учреждений, которые группировались около него и составляли с ним одно целое. Таковы были прежде всего комиссары, по два от каждой губернии, «для спроса и принимания указов». Через этих комиссаров, назначавшихся губернаторами, создавались непосредственные сношения Сената с губерниями, куда Пётр в 1710 в интересах хозяйственного устройства своей армии перенес значительную часть дел, раньше производившихся в приказах. Комиссары не только принимали указы, но и следили за их исполнением, доставляли Сенату необходимые сведения, исполняли на местах его поручения. Впоследствии, с учреждением коллегий, значение комиссаров падает: посредствующим звеном между Сенатом и губерниями становятся коллегии. Одновременно с учреждением Сената Петр повелел «вместо приказа разрядного быть столу разрядному при Сенате». Таким образом к Сенату отошло «писание в чины», то есть назначение на все военные и гражданские должности, заведование всем служилым сословием, ведение ему списков, производство смотров и наблюдение за неукрывательством от службы. В 1721-1722 гг. разрядный стол преобразуется сначала в разборную канцелярию, также состоявшую при Сенате, а 5 февраля 1722 г. назначается при Сенате герольдмейстер, ведавший при посредстве герольдмейстерской конторы служилое сословие.

    Через несколько дней после учреждения Сената, 5 марта 1711, была создана должность фискалов, на обязанности их лежало «над всеми делами тайно надсматривать», проведывая и обличая на суде «всякие преступления, взятки, кражу казны и прочее, також и прочие безгласные дела, иже не имеют челобитника о себе».

    При Сенате состоял обер-фискал (впоследствии генерал-фискал) с четырьмя помощниками, в каждой губернии - провинциал-фискал с тремя помощниками, во всяком городе - один или два городовых фискала. Несмотря на злоупотребления, с которыми неразрывно связано существование таких тайных соглядатаев и доносчиков (до 1714 г. не подвергавшихся взысканию даже за ложный донос), фискалы, несомненно, принесли известную долю пользы, являясь орудием надзора над местными учреждениями.

    Когда прекратились постоянные отлучки Петра, вызвавшие учреждение Сената, вопрос о закрытии его не возникает. При все более теряющих свое значение приказах Сенат становится местом, где производятся все важнейшие дела управления, суда и текущего законодательства. Значения Сената не подорвало и учреждение (1718-1720) коллегий, несмотря на то, что их регламенты, заимствованные из Швеции, где коллегии были высшими учреждениями в государстве, не определяли отношения коллегий к Сенату, который иностранные руководители реформы - Фик и другие - предполагали, по-видимому, упразднить. Наоборот, с учреждением коллегий, куда отошла масса текущих мелких дел, значение Сената только повысилось. По указу 1718 г. «о должности Сената» все президенты коллегий по самому званию были сделаны сенаторами. Этот порядок просуществовал недолго; медленность сенатского делопроизводства заставила Петра признать (в указе 12 января 1722 г.), что президенты коллегий не имеют достаточно времени, чтобы нести сверх того и «непрестанные» труды сенатора. Кроме того, Петр нашел, что Сенат как высшая инстанция над коллегиями не может состоять из лиц, которые сидят в коллегиях. Современники указывают ещё и на то, что президенты коллегий, будучи такими сановниками, как тогдашние сенаторы, совершенно подавляли своих «советников» и тем уничтожали всякое практическое значение коллегиального решения дел. И действительно, вновь назначенные президенты вместо прежних, оставшихся сенаторами, были людьми несравненно менее вельможными. В 30 мая 1720 г. Петр повелел ради приема в Сенат челобитен на коллегии и на канцелярии учинить персону знатную; обязанности этой должности были определены 5 февраля 1722 г. подробной инструкцией, и облеченная ею «персона» получила название рекетмейстера. Рекетмейстер весьма скоро приобрел огромное значение как орган надзора за делопроизводством в коллегиях и за ходом правосудия.

    Из всех учреждений, когда-либо состоявших при Сенате, наиболее практическое значение имел институт прокуратуры, появляющийся также в 1722 г. К учреждению прокуратуры Петр пришел не сразу. Недовольство его сенатом сказалось учреждением в 1715 г. (27 ноября) должности генерал-ревизора, или надзирателя указов. Назначенный на эту должность Василий Зотов оказался, однако, слишком слабым, чтобы влиять на сенаторов и предупреждать вольные и невольные нарушения ими указов. В 1718 г. он был приставлен к податной ревизии, и должность его сама собою упразднилась.

    Постоянные распри между сенаторами вновь заставили Петра поручить кому-либо наблюдение за ходом сенатских заседаний. Избранное (13 февраля 1720 г.) им лицо - Анисим Щукин - оказалось непригодным для этих обязанностей; будучи в то же время обер-секретарем Сената, Щукин сам находился у него в подчинении. Через несколько дней после смерти Щукина (28 января 1721 г.) Пётр поручил надзор за благочинием сенатских заседаний помесячно переменявшимся штаб-офицерам гвардии. 12 января 1722 г. на смену им появляется прокуратура в виде сложной и стройной системы надзора не только над Сенатом, но и над всеми центральными и местными административными и судебными учреждениями. Во главе прокуратуры стоял генерал-прокурор как начальник сенатской канцелярии и как орган надзора за сенатским присутствием с точки зрения не только благочиния во время заседаний, но и соответствия сенатских решений Уложению и указам. Помощником генерал-прокурора в Сенате был обер-прокурор. Находясь в непосредственных отношениях с государем, генерал-прокурор сблизил Сенат с верховной властью; вместе с тем надзор его в значительной степени упорядочил производство дел как в самом присутствии Сената, так и в его канцелярии, и сильно поднял его деловое значение. С другой стороны, однако, генерал-прокурор лишил присутствие Сената его прежней независимости; будучи во многих случаях по закону равен всему Сенату, генерал-прокурор фактически нередко преобладал над ним.

    В последние годы царствования Петра, когда он по окончании Северной войны стал больше прежнего обращать внимание на дела внутреннего управления, чрезвычайные полномочия, которыми был наделен Сенат, потеряли свой смысл. Уменьшение власти Сената сказывается главным образом в области законодательства. В первое десятилетие своего существования Сенат, в области гражданского права сдерживаемый авторитетом Соборного Уложения 1649 г., в области административного права пользовался весьма широко законодательною властью. 19 ноября 1721 г. Петр предписывает Сенату не чинить без подписания руки его никакого определения генерального. В апреле 1714 г. состоялось запрещение приносить государю жалобы на несправедливые решения Сената, чем вносилось совершенно новое для России начало; до того времени государю можно было жаловаться на каждое учреждение. Запрещение это было повторено в указе 22 декабря 1718 г., причем за принесение жалобы на Сенат установлена была смертная казнь.

    С 1711 по 1714 г. местом пребывания Сената была Москва, но иногда на время, в целом или в лице нескольких сенаторов, он переезжал в Петербург, который с 1714 г. стал постоянным его местопребыванием; в Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петра на продолжительное время. В Москве осталась часть сенатской канцелярии под названием «канцелярия сенатского правления». 19 января 1722 г. в Москве были учреждены конторы от каждой коллегии, а над ними поставлена сенатская контора из одного сенатора, ежегодно менявшегося, и двух асессоров. Целью этих контор было облегчение сношений Сената и коллегий с московскими и провинциальными учреждениями и производство мелких текущих дел.

    II Сенат в эпоху верховного тайного совета и кабинета (1726-1741)

    Учрежденный 8 февраля 1726 Верховный Тайный Совет как при Екатерине I, так и в особенности при Петре II фактически осуществлял все права верховной власти, вследствие чего положение Сената, особенно по сравнению с первым десятилетием его существования, совершенно изменилось. Хотя степень предоставленной Сенату власти, в особенности в первое время правления совета (указ 7 марта 1726), формально не потерпела решительно никаких изменений, а круг предметов его ведомства иногда даже расширялся, но общее значение Сената в системе государственных учреждений очень быстро изменилось уже в силу одного того, что верховный тайный совет стал над Сенатом. Немалый удар значению Сенату был нанесен и тем, что наиболее влиятельные сенаторы перешли в верховный совет. В числе этих сенаторов были президенты трех первых коллегий (военной - Меньшиков, морской - гр. Апраксин и иностранной - гр. Головкин), которые становятся до некоторой степени равными Сенату. Еще важнее была та дезорганизация, которая была внесена верховным тайным советом во все учреждения империи. Генерал-прокурор Ягужинский, враг партии, образовавшей верховный тайный совет, был назначен резидентом в Польшу, и должность генерал-прокурора фактически упразднилась; исполнение ее было поручено обер-прокурору Воейкову, не имевшему никакого влияния в Сенате; в марте 1727 г. была упразднена должность рекетмейстера. В это же время мало-помалу исчезают и должности фискалов.

    После той коренной ломки, которой подверглись местные учреждения Петра (1727-1728), губернское управление пришло в полное расстройство. При таком положении дел центральные учреждения, в том числе и стоявший во главе их Сенат, утратили всякую действительную силу. Почти лишенный средств надзора и местных исполнительных органов, ослабленный в своем личном составе Сенат продолжал, однако, нести на своих плечах тяжелый труд мелкой текущей правительственной работы. Титул Правительствующий еще при Екатерине был признан «неприличным» сенату и заменен титулом «Высокий». Верховный совет требовал от Сената отчетов, запрещал ему производить расходы без разрешения, делал Сенату выговоры, грозил штрафами.

    Когда замыслы верховников потерпели неудачу и императрица Анна вновь «восприяла» самодержавие, указом 4 марта 1730 Верховный Тайный Совет был упразднён и Правительствующий Сенат восстановлен в прежней силе и достоинстве. Число сенаторов было доведено до 21, причем в состав Сената вошли самые выдающиеся сановники и государственные деятели. Через несколько дней была восстановлена должность рекетмейстера; Сенат снова сосредоточил в своих руках все управление. Для облегчения Сената и освобождения его от влияния канцелярии он был разделен (1 июня 1730 г.) на 5 департаментов; задачею их была предварительная подготовка всех дел, которые решаться должны были по-прежнему общим собранием Сената. На самом деле разделение Сената на департаменты не осуществилось. Для надзора над Сенатом Анна Иоанновна сначала думала ограничиться еженедельным представлением ей двух ведомостей, одной - о решённых делах, другой - о делах, которые Сенат без доклада императрице решить не может. 20 октября 1730 г. признано было, однако, необходимым восстановить должность генерал-прокурора.

    В 1731 году (6 ноября) официально появляется новое учреждение - кабинет, уже около года существовавший в виде частного секретариата императрицы. Через кабинет восходили к императрице доклады всех учреждений, в том числе и Сената; из него объявлялись высочайшие резолюции. Постепенно участие императрицы в постановлении резолюций уменьшается; 9 июня 1735 г. указы, подписанные тремя кабинет-министрами, получают силу именных.

    Хотя компетенция Сената формально изменена не была, но фактически подчинение кабинет-министрам весьма тяжело отразилось на Сенате даже в первый период существования кабинета (до 1735 г.), когда он занимался по преимуществу делами иностранной политики. Позже, когда кабинет начал простирать свое влияние и на дела внутреннего управления, постоянные непосредственные сношения кабинета с коллегиями и даже с сенатской канцелярией помимо Сената, понукания за медленность, требования отчетов и реестров решенных и нерешенных дел, наконец, крайнее уменьшение состава сенаторов (одно время в Сенате бывали только двое, Новосильцов и Сукин, личности с самою нелестною репутацией) довели Сенат до небывалого падения.

    После указа 9 июня 1735 г. фактическое господство кабинет-министров над Сенатом приобретает законную основу, и на доклады Сената резолюции кладутся уже от имени кабинета. После смерти Анны Иоанновны (17 октября 1740 г.) в кабинете были поочередно полновластными хозяевами Бирон, Миних и Остерман. Поглощенному борьбою партий кабинету было не до Сената, значение которого поэтому в это время несколько повышается, что выражается, между прочим, в появлении «общих рассуждений» или «генеральных собраний» кабинета с сенатом.

    12 ноября 1740 г. была учреждена должность придворного рекетмейстера, сначала для рассмотрения всеподданнейших жалоб на коллегии и низшие места, а с 27 ноября того же года - и на Сенат. В марте 1741 г. эта должность была упразднена, но разрешение приносить всеподданнейшие жалобы на Сенат осталось в силе.

    III Сенат при Елизавете Петровне и Петре III

    12 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего Сената (перед тем опять именовавшегося Высоким) в его прежней должности. Сенат не только стал верховным органом Империи, не подчинённым никакому другому учреждению, не только являлся средоточием суда и всего внутреннего управления, снова подчинив себе военную и морскую коллегии, но нередко совершенно бесконтрольно осуществлял функции верховной власти, принимая меры законодательного характера, разрешая своею властью административные дела, раньше восходившие на утверждение монархов, и присвоив себе даже право самопополнения. Иностранная коллегия осталась, однако, неподчиненною Сенату. Должность генерал-прокурора, которую при Елизавете почти все время занимал ничем не замечательный князь Трубецкой, отнюдь не подавляла Сенат, хотя и приобрела уже большое значение в общем строе внутреннего управления, так как через генерал-прокурора шла большая часть докладов императрице (даже по Св. Синоду). Учреждение конференции при высочайшем дворе (5 октября 1756 г.) сначала мало поколебало значение Сената, так как конференция занималась преимущественно делами иностранной политики; но в 1757-1758 гг. начинается постоянное вмешательство конференции в дела внутреннего управления. Сенат, несмотря на свои протесты, оказывается вынужденным отвечать на запросы конференции, исполнять ее требования. Устраняя Сенат, конференция начинает непосредственно сноситься с подчинёнными ему местами.

    Пётр III, вступив на престол 25 декабря 1761 года, упразднил конференцию, но 18 мая 1762 г. учредил совет, по отношению к которому Сенат был поставлен в подчинённое положение. Дальнейшее умаление значения Сената выразилось в том, что военная и морская коллегии снова были изъяты из его ведения. Свобода действий Сената в области внутреннего управления была сильно стеснена запрещением «издавать указы, кои в некоторый закон или подтверждение прежних служат» (1762).

    IV Сенат при Екатерине II и Павле I

    П о вступлении на престол императрицы Екатерины II Сенат снова становится высшим учреждением в империи, ибо совет прекращает свою деятельность. Однако роль Сената в общей системе государственного управления существенно изменяется: Екатерина сильно уронила ее ввиду того недоверия, с которым она относилась к тогдашнему Сенату, проникнутому традициями Елизаветинского времени. В 1763 г. последовало разделение Сената на 6 департаментов: 4 в Санкт-Петербурге и 2 в Москве. I департамент ведал дела государственные внутренние и политические, II - судебные, III - дела по губерниям, находившимся на особом положении (Малороссия, Лифляндия, Эстляндия, Выборгская губ., Нарва), IV - дела военные и морские. Из московских департаментов V ведал делами административными, VI - судебными. Все департаменты были признаны в равной силе и достоинстве. По общему правилу, все дела решались в департаментах (единогласно) и лишь за разногласием переносились в общее собрание. Эта мера весьма тяжело отразилась на политическом значении Сената: его указы стали исходить не от собрания всех самых сановных людей в государстве, а лишь от 3 - 4 лиц, считаться с которыми было гораздо легче. Генерал-прокурор и обер-прокуроры получили гораздо большее влияние на решение дел в Сенате (при каждом департаменте, кроме I, с 1763 г. был свой обер-прокурор; при I департаменте должность эта была учреждена в 1771 г., а до тех пор ее обязанности исполнял генерал-прокурор). В деловом отношении разделение Сената на департаменты принесло громадную пользу, в значительной мере устранив ту невероятную медленность, которою отличалось сенатское делопроизводство. Еще более чувствительный и осязательный урон значению Сената было нанесен тем, что от него мало-помалу были отняты дела, предоставлявшие действительную государственную важность, и на его долю остались лишь суд и заурядная административная деятельность. Резче всего проявилось устранение Сената от законодательства. Прежде Сенат являлся нормальным законосовещательным органом; в громадном большинстве случаев ему же принадлежала и инициатива принимаемых законодательных мер. При Екатерине все наиболее крупные из них (учреждение губерний, жалованные грамоты дворянству и городам и т. д.) вырабатываются помимо Сената; инициатива их принадлежит самой императрице, а не Сенату. Даже от участия в работах комиссии 1767 г. Сенат был совершенно отстранен; ему предоставлено было только, подобно коллегиям и канцеляриям, избрать в комиссию одного депутата. За Сенатом при Екатерине осталось пополнение мелких пробелов в законах, не имеющих политического значения, причем по большей части Сенат представлял свои предположения на утверждение верховной власти. Екатерина, по-видимому, весьма мало доверяла талантам тех, кто заседал в тогдашнем Сенате, прекрасно понимала полную зависимость Сената от его канцелярии и неспособность его при неуклюжих формах его делопроизводства к энергичной, активной работе. При вступлении на престол Екатерина нашла, что Сенат довел многие части управления до невозможного беспорядка; нужно было принять самые энергичные меры для его устранения, а Сенат оказывался совершенно к тому непригодным. Поэтому те дела, которым императрица придавала наибольшее значение, она поручала отдельным лицам, пользовавшимся ее доверием, - главным образом генерал-прокурору князю Вяземскому, благодаря чему значение генерал-прокурора усилилось до небывалых раньше размеров. Фактически он был как бы министром финансов, юстиции, внутренних дел и государственным контролером. Во второй половине царствования Екатерины она стала передавать дела и другим лицам, из которых многие соперничали с кн. Вяземским по степени делового влияния. Появились целые ведомства, начальники которых непосредственно, минуя Сенат, докладывали императрице, вследствие чего ведомства эти стали совершенно независимыми от Сената. Иногда они носили характер личных поручений, определявшихся отношением Екатерины к тому или иному лицу и степенью оказываемого ему доверия; напр. после смерти Баура, бывшего как бы министром путей сообщения, дела его были распределены между адмиралом Грейгом, фельдмаршалом Чернышёвым и кн. Вяземским. Почтовое управление поручалось то Вяземскому, то Шувалову, то Безбородко. Огромным ударом для Сената явилось и новое изъятие военной и морской коллегии из его ведения, причем военная коллегия обособляется совершенно и в области суда и финансового управления. Подорвав общее значение Сената, эта мера особенно тяжело отразилась на III и IV его департаментах. Значению Сената и степени его власти был нанесен далее тяжелый удар учреждением губерний (1775 и 1780). Весьма многие дела перешли из коллегий в губернские места, и коллегии, с которыми у Сената выработался уже известный modus vivendi, мало-помалу закрывались. Сенату приходилось стать в непосредственные сношения с новыми губернскими установлениями, которые ни формально, ни по духу своему не были согласованы с учреждением Сената. Екатерина прекрасно сознавала это и неоднократно составляла проекты реформы Сената (сохранились проекты 1775, 1788 и 1794 гг.), но осуществлены они не были. Несогласованность учреждений Сената и губерний повела, во-первых, к тому, что дела наибольшей важности всегда могли быть докладываемы императрице наместником или генерал-губернатором непосредственно, помимо Сената, а во-вторых, к тому, что Сенат оказался подавленным мелкими административными делами, поступавшими к нему из 42 губернских правлений и 42 казенных палат. Герольдия из учреждения, заведовавшего всем дворянством и назначением на все должности, обратилась в место ведения списков должностным лицам, назначавшимся губернаторами. Наименьший относительно урон значение Сената понесло в области суда; по сравнению с предыдущими царствованиями, когда правительственная деятельность Сената брала верх над судебной, казалось даже, что Сенат стал по преимуществу судебным местом. Формально Сенат считался высшею судебною инстанцией; и здесь, однако, значение его умалялось, во-первых, тем небывалым дотоле влиянием, которое оказывали на решение дел обер-прокуроры и генерал-прокурор, а во-вторых, широким допущением всеподданнейших жалоб не только на департаменты, но и на общие собрания Сената (жалобы эти подавались рекетмейстеру и им докладывались императрице). Хотя закон грозил наказанием за неправое челобитье на Сенат, но, по словам Сперанского, во всё это время был только один случай, когда некто Березин был отдан за то под суд самого Сената, который, подражая милосердию императрицы, испросил ему прощение. В царствование Павла Петровича, несмотря на всё его несочувствие екатерининской системе, положение Сената среди государственных учреждений осталось почти совершенно таким же, каким оно было при Екатерине. Были образованы новые ведомства, дела которых не входили в круг ведения Сената. Восстановление некоторых из коллегий, упраздненных при Екатерине, не повлекло за собою восстановления прежних отношений между ними и Сенатом: они были поручены главным директорам, которые имели личный доклад у императора. Генерал-прокурор (князь Куракин, затем Обольянинов), сосредоточив в своей канцелярии небывалое до того времени количество дел, пользовался в этих делах властью почти самодержавною. Давление его на Сенат ещё более увеличилось. Сенат остался по преимуществу судебным местом, но и тут подвергся новым ограничениям: по делам о казённом имуществе он перестал быть высшею инстанцией (1799), дела эти могли быть разрешены лишь именными указами. Всякие ограничения права обжаловать решения департаментов и общего собрания Сената были отменены (1797), вследствие чего жалобы начинают приноситься чуть ли не по каждому делу. Это вызвало, несмотря на самые решительные меры к ускорению сенатского производства, страшное обременение Сената судебными делами, которые в это время рассматривались всеми его департаментами.

    Синод

    По упразднении Петром I патриаршего управления Церковью, с 1721 вплоть до августа 1917 года учреждённый им Святейший Правительствующий Синод был высшим государственным органом церковно-административной власти Российской Империи, заменявшим собой патриарха в части общецерковных функций и внешних сношений.

    Согласно Основным Законам Российской Империи, Синод определялся как «соборное, обладающее в русской православной церкви всеми видами высшей власти и состоящее в сношениях с заграничными православными церквами правительство, чрез которое действует в церковном управлении верховная самодержавная власть, его учредившая».

    В таковом качестве был признан Восточными Патриархами и прочими автокефальными Церквами. Члены Святейшего Синода назначались Императором; представителем Императора в Святейшем Синоде был Обер-прокурор Святейшего Синода.

    Учреждение и функции

    16 октября 1700 скончался Патриарх Адриан. Царь Петр I назначил образованного малороссийского митрополита Рязанского Стефана (Яворского) Экзархом, то есть Блюстителем Патриаршего престола. Из его компетенции Петр изъял кадровые и административные вопросы. В 1701 был восстановлен упраздненный в 1667 Монастырский приказ, в ведение которого перешло управление всеми церковными вотчинами.

    В 1718 Петр I высказал мнение, что «для лучшего впредь управления мнится быть удобно духовной коллегии»; Петр поручил Псковскому епископу Феофану Прокоповичу составить для будущей Коллегии устав, получивший название Духовный Регламент.

    В течение 1720 проходило подписание Регламента архиереями и архимандритами степенных монастырей; последним, нехотя, поставил подпись Экзарх митрополит Стефан (Яворский).

    25 января 1721 был издан Манифест об учреждении Духовной Коллегии. Президентом Синода стал Стефан Яворский. В том же году Петр I обратился Константинопольскому Патриарху Иеремии III с ходатайством о признании Восточными патриархами Святейшего Синода. В сентябре 1723 Константинопольский и Антиохийский патриархи особой Грамотой признали Святейший Синод своим «во Христе братом», обладающим равнопатриаршим достоинством.

    14 февраля 1721 Духовная Коллегия, получившая название Святейшего Правительствующего Синода, была официально открыта.

    До 1901 члены Синода и присутствующие в Синоде при вступлении в должность должны были приносить присягу, которая в, частности, гласила:

    Исповѣдую же с клятвою крайняго Судiю Духовныя сея Коллегiи быти Самаго Всероссiйскаго Монарха Государя нашего всемилостивѣйшаго.

    До 1 сентября 1742 Синод также был и епархиальной властью для бывшей Патриаршей области, переименованной в Синодальную.

    В ведение Синода были переданы Патриаршие приказы: Духовный, Казённый и Дворцовый, переименованные в синодальные, Монастырский приказ, приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве - духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.

    Все учреждения Синода были закрыты в течение первых двух десятилетий его существования, кроме Синодальной канцелярии, московских Синодальной конторы и типографской конторы, которые просуществовали до 1917.

    Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода - светский чиновник, назначавшийся Российским Императором (в 1917 году назначались Временным правительством) и являвшийся его представителем в Святейшем Синоде.

    Сенат и Синод - два главных административных органа в дореволюционной России. Оба появились при правлении Петра Великого. Синод занимался делами церкви, Сенат имел право издавать законы и выполнял функции Верховного Суда.

    Ансамбль из домов Сената и Синода был создан в девятнадцатом веке знаменитым архитектором К. Росси. Это - была его последняя большая работа. Дома соединяет арка над улицей под названием Галерная, которая граничит с Сенатской площадью. Центральным украшением на арке служит скульптурная группа из двух женских фигур, которые сидят по обе стороны щита с двуглавым орлом. Скульптура, изображающая молодую женщину, которая указывает на книгу, обозначает Правосудие. Скульптура женщины с другой стороны, лицо которой укрыто покрывалом, символизирует Благочестие.

    История создания ансамбля

    В начале девятнадцатого века было построено здание Адмиралтейства , и виды старых домов восемнадцатого столетия не соответствовали современному стилю площади. Возникла потребность в перестройке дома, в котором был расположен Сенат. Рядом с ним находился дом купчихи Кусовниковой, который планировалось приобрести для размещения Синода. Выбор пал на проект архитектора К. Росси. Ему удалось придать зданиям вид, который органически сочетался с огромной площадью. Ансамбль зданий Сената и Синода, объединенные аркой, символизировал единство церкви и государства. Архитектор создал два здания в едином стиле. Их фасады декорированы восьмиколонными портиками коринфского ордера, гранитными лестницами, лоджиями и пандусами. С помощью триумфальной арки, скульптур и колонн Росси объединил эти два здания в одном стиле позднего классицизма.

    Архитектурный стиль ансамбля

    Здания выполнены в едином архитектурном стиле. Их входы украшены скульптурными элементами и гранитными ступенями. Крыло здания Сената выполнено закругленным и украшено колоннадой из восьми отдельно стоящих колонн. Благодаря этому, стала не так заметна разница в длине двух зданий. А вид с Невы и набережной был просто великолепным. В крыле Синода была расположена православная церковь. Купол этого уникального храма оборудовали стеклянным фонарем. Украшением церкви служил резной дубовый иконостас, выполненный мастером А. Тарасовым.

    Высота зданий была доведена до семнадцати метров. Лепные украшения, статуи, колонны придают зданиям пышный и торжественный вид. Триумфальная арка дала повод жителям города шутить. Они говорили, что Сенат и Синод живут ПОДарками, подчеркивая этим продажность и коррупцию власти. После революции 1917 года дома предоставили в распоряжение Главного управления архивами. Вся документация и бумаги Сената были сданы в архив или переданы музеям. В двадцатых годах прошлого столетия разобрали уникальный иконостас. А на месте храма было создано книгохранилище. Здания, в которых размещались Сенат и Синод - великолепные памятники истории и архитектуры Санкт-Петербурга. Особенно они будут интересны любителям культуры и истории начала девятнадцатого века.