Из воспоминаний старшей пионерской вожатой. Вожатый Должностная инструкция старшего вожатого

Должностная инструкция старшего вожатого

Общие положения

1.1.Старшая вожатая назначается и освобождается от занимаемой должности директором Школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности старшего вожатого его обязанности могут быть возложены на любого педагога. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора Школы, изданного с соблюдением требований законодательством о труде.
1.2.Старший вожатый должен иметь высшее, незаконченное высшее, среднее специальное образование, а также склонности к занятиям с детьми.
1.3.Старший вожатый непосредственно подчиняется заместителю директора по воспитательной работе.
1.4.В своей деятельности старший вожатый руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», положениями, указами органов управления образования всех уровней.

Функции

Основными направлениями деятельности старшего вожатого являются:
2.1.Организует деятельность детских общественных организаций и объединений.
2.2.Управление коллективом детей на основе взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, тесного творческого сотрудничества.

Должностные обязанности

Старший вожатый по своей должности выполняет следующие обязанности:
3.1.Организует досуг детей, подростков, учеников старшего возраста, создает необходимые условия для раскрытия способностей школьников.
3.2.Стимулирует активность, самодеятельность и инициативу школьников.
3.3.Принимает меры к обеспечению безопасности и охране жизни и здоровья вверенных ему детей.
3.4.Готовит и проводит массовые мероприятия.
3.5.Поддерживает тесные связи с педагогами Школы и другими общественными организациями.
3.6.Организует наглядное оформление школы по какой-то определенной тематике.
3.7.Совершенствует свои профессиональные знания, повышает квалификацию и кругозор, изучает передовой опыт работы с детьми и подростками.
3.8.Принимает меры к развитию и сохранение материальной базы детских организаций и объединений.
3.9.Ведет ежедневный почасовой план, рабочий дневник вожатого, иную установленную школой документацию.
3.10.Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.
3.11.Осуществляет выпуск общешкольной газеты.

Права

Старший вожатый в пределах своей компетенции имеет права:
4.1.Самостоятельно выбирать формы и методы работы с детьми и подростками и планировать её исходя из педагогической целесообразности.
4.2.Участвовать в решение важнейших вопросов деятельности школы, в работе Педагогического совета школы.
4.3.Вносить предложения по вопросам деятельности школы администрации, которые подлежат обязательному рассмотрению.
4.4.Пользоваться в свободное от занятий время помещениям школы (за исключением кабинетов), спортивным и актовым залами, в том числе в выходные и праздничные дни.

Ответственность

5.1.Старший вожатый несет дисциплинарную ответственность за не исполнение без уважительных причин служебных обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей Инструкции, а также за нарушение Правил внутреннего трудового распорядка школы.
5.2.Дисциплинарное взыскание в указанных случаях налагается приказом директора школы после не соблюдением сроков, установленных законодательством о труде. Дисциплинарное взыскание в виде увольнения с работы применяется не иначе как с учетом мнения профсоюзного органа школы.
5.3.В случае совершения старшим вожатым аморального проступка, несовместимого с выполнением воспитательных функций, трудовой договор с ним расторгается в соответствии с КЗоТ РФ.


Взаимоотношения. Связи по должности

Старший вожатый:
6.1.Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному из 36 часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.
6.2.Планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается директором Школы.
6.3.В конце учебного года предоставляет письменный отчет о проделанной работе заместителю директора школы по воспитательной работе.
6.4.Получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера.
6.5.Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию с педагогическим работниками и заместителями директора.
6.6.Передает заместителю директору по воспитательной работе информацию, полученную на совещаниях, семинарах, методических учебах, непосредственно после её получения.


РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.Задонск

Задонский районный суд Липецкой области в составе

председательствующего судьи Центерадзе Н.Я.

с участием представителя истицы Тормышевой М.А.

при секретаре Пановой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якушевой Л.С. к ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Задонском районе Липецкой области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью

установил:

Якушева Л.С. обратилась в суд с иском к ГУ- Управление пенсионного фонда РФ в Задонском районе Липецкой области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, ссылаясь на то, что ответчик незаконно исключил из льготного стажа периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - тренером Задонской детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- старшей пионервожатой и учителем истории Задонской средней школы № 2, так как должности тренера и старшей пионервожатой не предусмотрены Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а педагогическая нагрузка по должности учителя истории за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была менее установленной за ставку.

Свои требования мотивирует тем, что, работая тренером Задонской ДЮСШ, выполняла педагогические функции тренера-преподавателя. При заполнении ее трудовой книжки было использовано ненормативное наименование должности, вместо «тренер-преподаватель» указано «тренер». Между тем, в трудовых книжках педагогов Задонской ДЮСШ, принятых на работу одновременно с ней, их должности записаны как «тренер-преподаватель».

Должность старшего пионервожатого предусмотрена приказом Минпроса СССР от 31 декабря 1986 года № 264 «Об утверждении Типовых штатов начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продленным днем», и в период с 01 сентября 2000 года по 01 июня 2005 года она фактически выполняла обязанности по этой должности. Однако из-за отсутствия пионерской организации в ее трудовой книжке за указанный период имеются записи о наименовании ее должности как «организатор детского движения». В течение всего указанного периода она работала непосредственно с детьми, занимаясь педагогической деятельностью. В 1999 году прошла аттестацию по должности организатора детского движения, в 2004 году- по должности старшей пионервожатой, награждена грамотами. Старший пионервожатый работает в тесном контакте с завучем по воспитательной и учебно-воспитательной работе, с учителями и детьми, а также является членом педагогического совета, возглавляет методическое объединение классных руководителей. В период с 01 сентября 2000 года по 01 июня 2005 года она также работала учителем истории в Задонской средней школе № 2, хотя ею не выполнялась норма педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы учителя.

В судебное заседание истица не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя Тормышеву М.А.

В предыдущих судебных заседаниях Якушева Л.С. поддержала свои исковые требования и дала суду объяснения, аналогичные изложенному в заявлении, дополнив, что должность старшей пионервожатой тождественна должности заместителя директора по воспитательной работе и должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, которые имеются в Списке должностей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, но отсутствовали в штатном расписании школы в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем обязанности по этим должностям фактически выполняла она. Кроме того, она не выполняла учебную нагрузку по должности учитель истории, но выполняла норму рабочего времени по должности старшей вожатой, поэтому в целом можно считать, что ее деятельность была связана с образовательным процессом, подлежащим зачету в спецстаж.

Представитель истицы по ордеру адвокат Тормышева М.А. в судебном заседании поддержала исковые требования Якушевой Л.С., дала суду объяснения, аналогичные изложенному выше.

Представитель ответчика по доверенности Чернухина Л.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

В предыдущих судебных заседаниях она не признала исковые требования и суду объяснила, что Якушевой Л.С. отказано в назначении пенсии, т.к. у нее нет необходимых 25 лет педагогического стажа. При подсчете стажа исключены периоды ее работы тренером Задонской ДЮСШ, а также старшей пионервожатой и учителем истории МОУ СОШ №2 г.Задонска, т.к. данные должности не предусмотрены Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. По должности «учитель истории» объем ее педагогической нагрузки составил менее установленного за ставку, а согласно п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, периоды работы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в педагогический стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы

Выслушав представителя истицы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу , что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с подп. 19 п.1 ст.27 ФЗ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные правовые нормы содержались в Законе Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Законе СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях».

В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Судом установлено , что ДД.ММ.ГГГГ Якушева Л.С. обратилась в ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Задонском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании подп. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д. 162-164).

Решением ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Задонском районе от 26 августа 2011 года № 45 Якушевой Л.С. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии, поскольку при подсчете специального стажа исключены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - тренером Задонской ДЮСШ, т.к. данная должность не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06 сентября 1991 года, Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ № 1067 от 22 сентября 1999 года, Списком, утвержденным постановлением Совета министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года. Период работы с 01 сентября 2000 года по 01 июня 2005 года также не включен в подсчет специального стажа, так как должность «старшая пионервожатая» не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, а по должности «учитель истории» объем педагогической или учебной нагрузки менее установленного на ставку, а согласно п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, периоды работы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в педагогический стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.

Ответчиком включены в специальный стаж периоды работы Якушевой Л.С. общей продолжительностью ДД.ММ.ГГГГ (л.д.148-150).

Из копии трудовой книжки Якушевой Л.С. следует, что она работала: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тренером Задонской детско-юношеской спортивной школы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- учителем физической культуры в Задонской средней школе № 2, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- старшей пионервожатой и учителем истории той же школы, которая с ДД.ММ.ГГГГ переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 2 (МОУ СОШ № 2) г.Задонска. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Якушева Л.С. работает заместителем директора по воспитательной работе с сохранением часов учителя истории МОУ СОШ №2 г.Задонска (л.д.165-170).

Таким образом, согласно записям в трудовой книжке истицы она была принята на работу в Задонскую ДЮСШ тренером ДД.ММ.ГГГГ и проработала в этой должности до ДД.ММ.ГГГГ (включительно).

В указанном Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 в разделе «Наименование учреждений» имеется наименование « детско-юношеские спортивные школы всех наименований». В разделе «Наименование должностей» имеется должность «тренер-преподаватель», должность «тренер» отсутствует.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, при оценке пенсионных прав Якушевой Л.С. в период работы до 01 октября 1993 года может быть применено Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в период с 01 октября 1993 года по 01 ноября 1999 года- Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, в период с 01 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года- Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067.

Однако ни в одно из названных постановлений в списке должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, не поименована должность «тренер».

Вместе с тем, Суд считает , что ответчик необоснованно исключил период работы истицы в Задонской ДЮСШ из льготного стажа.

Так в соответствии с Типовыми штатами детско-юношеских спортивных школ системы образования, утвержденных начальником управления народного образования и начальником управления финансов администрации Липецкой области, нормативное наименование должности, в которой работала Якушева Л.С.,- «тренер-преподаватель» (л.д.215-216).

Из копий трудовых книжек К. и Г. усматривается, что они работали в Задонской ДЮСШ вместе с истицей, и их должность была указана как «тренер-преподаватель» (л.д.205-2120.

Свидетель К. суду показал, что работал в ДЮСШ г.Задонска ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя. В ДД.ММ.ГГГГ в этой же школе начала работать Якушева Л.С. Они оба тренировали детей- лыжников, выполняли одни и те же педагогические функции, в том числе, по воспитанию детей.

Свидетель Г. суду показала, что работала в ДЮСШ г.Задонска тренером-преподавателем по лыжному спорту с ДД.ММ.ГГГГ У всех тренеров школы были одни и те же трудовые функции, в которые входили тренировка, воспитание и образование детей. Различия заключались только в возрасте детей, с которыми каждый занимался, и в виде спорта, которому тренировал.

Суд доверяет показаниям данных свидетелей и относит их к допустимым доказательствам, поскольку они последовательны, логичны и объективно подтверждаются письменными материалами дела.

В тарификационных списках учителей и других работников ДЮСШ г.Задонска на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ все работники, тренировавшие детей, указаны как «тренеры-преподаватели», в том числе К. и Г., ни одной должности «тренер» в списках нет (л.д.236-238).

Однако в тарификационный список учителей и других работников ДЮСШ г.Задонска на ДД.ММ.ГГГГ все тренеры-преподаватели занесены как тренеры, в том числе Якушева Л.С., К. и Г. (л.д.220-221).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при заполнении трудовой книжки Якушевой Л.С. при приеме на работу в Задонскую ДЮСШ имело место переименование должности (тренер- тренер-преподаватель), а фактически речь идет о тождественных должностях, и работодателем ошибочно указана должность Якушевой Л.С. как тренер, вместо тренер-преподаватель.

Кроме того, как следует из объяснений Якушевой Л.С. и показаний свидетелей К. и Г., истица занималась педагогической деятельностью, с занятием которой законодатель связывает назначение досрочной пенсии, поскольку работник подвергается неблагоприятному воздействию факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

Из приведенного Списка должностей усматривается, что право на льготное пенсионное обеспечение имеют тренеры-преподаватели, работавшие с детьми в детско-юношеских спортивных школах. А поскольку Якушева Л.С. тренировала детей именно в таком учреждении, то очевидно, что ее работа была связана с детьми.

С учетом изложенного, оспариваемый период работы истицы в должности тренера (тренера-преподавателя) в Задонской ДЮСШ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, должен быть включен в педагогический стаж.

Из записей в трудовой книжке Якушевой Л.С. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала старшей пионервожатой и учителем истории МОУ СОШ № 2 г.Задонска, при этом в ДД.ММ.ГГГГ ей присваивалась квалификационная категория по должности «организатор детского движения», а в ДД.ММ.ГГГГ- по должности «старшая вожатая» (л.д.168,169).

В Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 в разделе «Наименование учреждений» имеется наименование: «общеобразовательные школы всех наименований». В разделе «Наименование должностей» имеются должности: «заместитель директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом», «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» и «учитель». Должности «старший пионервожатый», «старший вожатый», «организатор детского движения» отсутствуют как в данном Списке, так и в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, действовавшим в период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Стороны не оспаривают, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Якушева Л.С. работала учителем истории, но по этой должности не выполняла педагогическую нагрузку, установленную за ставку заработной платы, тогда как согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября XXXX г.работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Коль скоро истица не выполняла по должности учителя норму рабочего времени за ставку заработной платы, то утверждение о том, что ее деятельность в спорный период была связана с образовательным процессом, правового значения для дела не имеет. В силу действующего пенсионного законодательства характер труда определяется не в целом по всем должностям, занимаемым работником одновременно, а по каждой должности отдельно.

Доводы истицы и ее представителя о фактическом выполнении Якушевой Л.С. обязанностей организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми и о тождественности должности старшей пионервожатой данной должности также правового значения для дела не имеют, т.к. ответчиком исключен из подсчета льготного стажа период работы истицы, начиная с 01 сентября 2000 года, а согласно пункту 10Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, работа в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми засчитывается в стаж работы за период до 1 ноября 1999 года.

Доводы истицы и ее представителя о тождественности выполняемых истицей функциональных обязанностей в должности старшей пионервожатой, организатора детского движения обязанностям заместителя директора школы по воспитательной работе, а также об отсутствии в МОУ СОШ №2 г.Задонска в спорный период должности заместителя директора школы по воспитательной работе, являются несостоятельными.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Министерством труда и социального развития РФ не устанавливалось тождество должностей «старший пионервожатый», «организатор детского движения» и «заместитель директора по воспитательной работе».

Вопрос о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачёте этих периодов в специальный стаж, может быть решён судом в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истицей должности.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утверждённым Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, предусмотрена должность «вожатый».

Должность организатора детского движения вообще отсутствует в каких-либо нормативных документах.

Согласно Постановлению Министерства труда РФ от 17 августа 1995 года № 46-1 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования РФ предусмотрены тарифно-квалификационные характеристики по должности «старший вожатый».

Согласно штатным расписаниям МОУ СОШ № 2 г.Задонска за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в школе имелась одна должность старшего вожатого, должностей старшего пионервожатого, организатора детского движения, предусмотрено не было (л.д.49-65).

Из копии приказа № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Якушева Л.С. была переведена на должность заместителя директора школы по воспитательной работе с должности старшей вожатой (л.д.28).

Как видно из материалов дела, в школе была разработана и утверждена должностная инструкция именного старшего вожатого (л.д.197-199).

Стороны не оспаривают, что в с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МОУ СОШ № 2 г.Задонска отсутствовала пионерская организация. Данное обстоятельство подтвердили в судебном заседании и свидетели К. и С.

Коль скоро, истица принималась на должность старшей пионервожатой МОУ СОШ №2 г.Задонска ДД.ММ.ГГГГ, а в период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в школе отсутствовала пионерская организация, и согласно штатному расписанию ее должность поименована как «старший вожатый», с этой должности она переводилась на другую работу, именно должность «вожатый» сохранена в Общероссийском классификаторе профессий, то суд полагает, что правильное наименование должности, которую истица занимала в спорный период «старший вожатый».

Из штатных расписаний МОУ СОШ № 2 г.Задонска за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ видно, что ежегодно в школе имелось по несколько ставок заместителя директора школы, в том числе по воспитательной работе.

Согласно должностной инструкции заместитель директора школы по воспитательной работе руководствовался своей должностной инструкцией. Трудовые обязанности по этой должности значительно отличались от обязанностей старшего вожатого (л.д.200-203).

Из приказов по школе о замещении на время болезни усматривается, что в спорный период должность заместителя директора по воспитательной работе занимала К..(л.д.25,26,29). Данное обстоятельство она подтвердила в суде при допросе в качестве свидетеля.

Свидетель К. также суду показала, что в ДД.ММ.ГГГГ Якушева Л.С. была вожатой, но выполняла такие же функции, как и она в должности заместителя директора школы по воспитательной работе, занималась педагогической деятельностью. Разница была лишь в возрасте учащихся, с которыми они работали.

Свидетель С.- директор МОУ СОШ №2 г.Задонска до ДД.ММ.ГГГГ, дал суду аналогичные показания.

Показания свидетелей К. и С. о тождественностихарактера работы заместителя директора по воспитательной работе и старшего вожатого объективно ничем не подтверждаются, опровергаются вышеуказанными письменными материалами дела, поэтому суд им не доверяет и считает недопустимыми доказательствами.

При таких данных и с учетом того, что в МОУ СОШ №2 г.Задонска согласно штатному расписанию имелась как должность старшего вожатого, так и должность заместителя директора школы по воспитательной работе, эти должности занимали разные работники, каждый из которых руководствовался должностной инструкцией по соответствующей должности, должностные обязанности по каждой должности были абсолютно различны, то суд приходит к выводу , что должность старшего вожатого не может быть признана тождественной должности заместителя директора школы по воспитательной работе.

Довод истицы и ее представителя о том, что Якушева Л.С. фактически выполняла работу заместителя директора школы по воспитательной работе из-за отсутствия в штате такой должности, ничем не подтверждается и опровергается вышеизложенными доказательствами.

Довод истицы и ее представителя о том, что в спорный период она работала непосредственно с детьми, аттестовывалась и награждалась как педагог и т.д., то есть занималась педагогической деятельностью, не может быть принят судом во внимание, т.к. по смыслу пенсионного законодательства включению в специальный педагогический стаж подлежит не любая педагогическая работа с детьми, а только та, выполнение которой предусмотрено по должностям, названным в указанных списках.

Из материалов дела видно, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица несколько раз исполняла обязанности заместителя директора школы по воспитательной работе. Однако исходя из того, что основания иска иные, и имеющихся в деле доказательств не достаточно для установления всех юридически значимых для включения этих периодов в льготный стаж обстоятельств, то суд не принимает это во внимание.

На основании изложенного суд приходит к выводу , что в удовлетворении исковых требований Якушевой Л.С. к ГУ- Управление Пенсионного Фонда РФ в Задонском районе Липецкой области о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии за педагогическую деятельность, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следует отказать.

Поскольку истица имеет специальный педагогический стаж менее 25 лет, то ее требование о признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности также подлежит отказу.

Судебные расходы истица отнесла на себя.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Задонском районе Липецкой области включить в стаж Якушевой Л.С., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии за педагогическую деятельность, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части исковых требований Якушевой Л.С. отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Задонский районный суд.

Председательствующий

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий

Младшую сестру и дочь Надежды Степановны Сухоруковой ее бывшие коллеги и знакомые всегда спрашивают: «Как там, наша мать родная?». Надежда Степановна отметила 85-летний юбилей, но в памяти многих до сих пор осталась старшей пионервожатой, молодой учительницей, обязательным и исполнительным секретарём райисполкома.

Надя родилась в 1931 году в деревне Сухоруково в начале осени. Отец Степан Андреевич был учителем, поэтому семья часто переезжала из села в село — была всеобщая ликвидация безграмотности. Жили в Калачёво, Копытово, в Селезяне, где родилась вторая дочь Сталина. Когда девочки подросли, семья переехала в Еткуль, здесь родилась Светлана. Всех дочерей Степан Андреевич назвал не просто так: идейный советский гражданин, коммунист выбрал им имена в честь Надежды Крупской, Иосифа Сталина и его дочери Светланы. Девочки росли в любви и ласке и до сих пор очень дружат между собой.

Старшая дочь, старшая сестра — на Надежде всегда лежала большая ответственность. В войну она была труженицей тыла — помогала собирать картошку на полях Еткульского совхоза. Отец умен рано, погиб, когда Наде было всего 14 лет. В это же время девушка вступила в ряды комсомола, до сих пор сохранились и наградной знак ЦК ВЛКСМ, и комсомольский билет. А в 15 — в трудовой книжке уже появилась первая запись: «Принята на работу в Еткульскую среднюю школу старшей пионервожатой». В Еткуле тогда была пионерская дружина имени Ульяны Громовой. Проходили торжественные линейки, общешкольные пионерские сборы. Председатели советов отрядов сдавали председателю совета дружины рапорты, тот, в свою очередь, сдавал их старшей пионервожатой, а она — директору школы. Было что-то в этой системе особенное, от чего до сих пор у старшего поколения мурашки по коже, их выдержка, дисциплинированность, ответственность — всё тоже оттуда. У каждого отряда были свой флажок, пионерская атрибутика. Старшая пионервожатая занималась организацией всей пионерской работы в школе. Пропаганда, советская идеология — всё входило в её обязанности. Пионерия и комсомол были очень тесно связаны, Надежда поддерживала связь с райкомом комсомола. Сталина и Светлана, как и старшая сестра, тоже прошли через комсомол. Спортсменки, комсомолки, красавицы — ну, точно про этих девушек. Вспоминают они, как готовились к вступлению, как серьёзно к этому относились. «Вступить в ряды ВЛКСМ было не так-то просто, учитывались и успеваемость, и дисциплина, и общественная работа, — вспоминает Светлана Степановна Леонова. — На общешкольном комсомольском собрании принимаемый в комсомол стоял на сцене перед всеми, а ему задавали вопросы, в основном о политике. Затем выносили решение о принятии, будущего комсомольца утверждали на бюро райкома ВЛКСМ и только тогда вручали комсомольский билет».

Будучи старшей пионервожатой, Надежда заочно училась в Челябинском педучилище. Вышла замуж, родилась дочь Нина. Окончив учебу, Надежда Степановна стала работать учителем начальных классов. К ученикам была всегда доброй, до сих пор они вспоминают её. Так получилось, что в классе Надежды Степановны училась и её самая младшая сестренка Люся, (она появилась, когда мама Евдокия Васильевна вышла замуж во второй раз), отношение к ней не было особенным, требования - наравне со всеми. Люси не станет всего в 23 года, она умрет, будучи студенткой последнего курса мединститута, и это станет большой потерей для сестёр.

Довелось Надежде Степановне поработать и завучем в детском доме, к тому времени в семье уже было двое детей — родился сын Александр. Очень тепло вспоминают бывшие ученики Еткульской средней школы и мужа Надежды Степановны Григория Александровича Едига. «Математик от бога» — так о нем говорили. Спокойный, мудрый — именно с супругом советовалась Надежда Степановна, когда предложили ей ответственную должность секретаря райисполкома. Много лет проработает она на этом месте, в трудовой книжке останется не одна благодарность. Строгая, но справедливая, так вспоминают её те, с кем довелось работать. На этой должности нужно было готовить все заседания, сессии, держать связь с сельскими советами — председателями и секретарями. Ответственно? Очень. Уважали? Да. До сих пор добрым словом вспоминают Надежду Сухорукову секретари и председатели сельских советов: Г.П. Тряскина, Н.С. Гуцелюк, М.А. Воторопина, Е.М. Турукина и многие другие.

Большим сюрпризом на 85-летии стало неожиданное появление Марии Алексеевны и Нины Семёновны: с гитарой они приехали поздравлять именинницу. Пели, вспоминали…

Во время работы секретарём райисполкома Надежда Степановна заочно получила высшее образование, окончила Московский юридический институт по специальности «Советское строительство», на сессии ездила в Куйбышевский филиал, на госы — в Москву.

К работе она всегда относилась очень серьёзно, но семья никогда не была на втором плане. Здесь особые отношения к родным прививались с самого детства. По характеру волевая, сдержанная, дома она была любящей и доброй. До сих пор сестры дружат семьями, хотя давно стали прабабушками. Несколько раз в неделю созваниваются, все праздники, семейные даты глубо чтят, часто встречаются. Тепло относятся к Надежде Степановне её дети, внуки. Для них в доме часто устраивались новогодние ёлки, были сюрпризы, подарки. Сегодня у Надежды Степановны уже семь правнуков. Она живёт одна, но все родные всегда рядом.

Расстановка ударений: ВОЖА`ТЫЙ

ВОЖАТЫЙ юных пионеров (пионервожатый). Старший вожатый является представителем комсомола в пионерских дружинах и отрядах, политич. руководителем, воспитателем и организатором юных пионеров. Это старший товарищ, друг и наставник ребят.

Пионерский В. повседневно осуществляет руководство пионерской дружиной на основе Положения о Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина, решений пленумов и съездов ЦК ВЛКСМ, строго соблюдает принципы деятельности пионерской организации. На работу старшими В. направляются комсомольцы и коммунисты, лучшие активисты-общественники не моложе 18 лет, имеющие необходимое образование, политический и культурный уровень, организаторские способности и навыки. В. работает под руководством районного, городского зонального или территориального комитетов комсомола, советов пионерской организации и перед ними несёт ответственность за работу с пионерами. Подбор, утверждение и освобождение старших В. осуществляет районный, городской зональный или территориальный комитеты комсомола по согласованию с соответствующими советами пионерской организации и местными органами нар. образования.

Главная обязанность В.- воспитывать пионеров в духе преданности коммунизму, Родине, Коммунистич. партии, растить их трудолюбивыми, физически и нравственно здоровыми. Успех работы с пионерами во многом зависит от отрядных вожатых. Старший вожатый совместно с комсомольскими организациями производственных предприятий или учреждений подбирает в каждый отряд В. - грамотного, энергичного, любящего детей комсомольца, а из комсомольцев школы - помощников В. В последнее время появился коллективный В. - бригада коммунистич. труда. Члены бригады учат ребят на своём примере жить, трудиться и учиться по-коммунистически. Отрядный вожатый работает под руководством старшего вожатого и комитета ВЛКСМ, направившего его в отряд, в тесном контакте с классным руководителем и учителями данного класса. Отрядный вожатый организует и направляет всю деятельность пионеров.

Пионеры - смена комсомола, каждый пионер стремится стать членом ВЛКСМ. В. готовит их к вступлению в комсомол, знакомит с Уставом ВЛКСМ, с боевыми и трудовыми делами комсомола, организует встречи с комсомольцами, с коммунистами. По желанию ребят он создаёт отряды по интересам, напр.. юных космонавтов, техников, моряков, любителей искусства и книги, туристов и т. д.

В. организует работу с пионерами не только в школе, но и в зоне пионерского действия, по месту жительства детей, в клубах, на стадионах, в парках, во внешкольных учреждениях. Вместе с пионерами и родителями В. оборудуют при домоуправлениях пионерские комнаты, детские клубы, спортивные и игровые площадки, создают различные кружки и спортивно-туристские секции. В. - организатор работы с октябрятами, вместе с комсомольскими организациями школ и советом дружины он подбирает для работы с октябрятами комсомольцев - уч-ся и пионеров старших отрядов.

Старший В. всю свою работу проводит через совет дружины, а отрядный В.- через совет отряда. Опора В.- пионерский актив. В. повседневно ведёт работу с пионерами-активистами, учит их действовать самостоятельно. Он готовит пионеров-инструкторов по туризму, спорту, художественной самодеятельности, технике, юннатской работе. Для этого оп создаёт спец. кружки, к руководству к-рыми привлекает учителей, комсомольцев-производственников, родителей.

Пионеры - народ живой и любопытный. Их интересуют полёты в космос, Арктика и Антарктика, мощные гидростанции, новые машины, вопросы с. х-ва, кибернетика, искусство и т. п. Удовлетворить запросы и интересы ребят одному В. трудно. Он прибегает к помощи родителей, рабочих, ветеранов труда, деятелей науки и техники, культуры, воинов Сов. Армии, пенсионеров. Из числа этих людей В. совместно с комитетом комсомола создаёт "Совет друзей" дружины.

Труд В.- сложный и ответственный, он требует больших знаний. Поэтому В. должен постоянно учиться, овладевать теорией марксизма-ленинизма, пед. знаниями, повышать свой культурный уровень, изучать передовой опыт воспитательной работы школ, пионерских дружин, учителей, вожатых. В. может учиться на курсах переподготовки при ин-тах усовершенствования учителей, на заочных и вечерних отделениях пед. ин-тов и других вузов.

В.- не только организатор, но и умелец. Он должен владеть практич. умениями и навыками, уметь руководить кружком или судить спортивные соревнования и игры, знать основы туризма, фотографировать или играть на музыкальном инструменте. Практич. навыки В. приобретает в Доме пионеров, на семинарах, в школьных мастерских.

Во всей работе В. тесно связан с пед. коллективом. Директор школы, учителя - советчики и помощники В. Он советуется с ними по содержанию и методам работы, опирается на их опыт и знания, привлекает учителей к работе с пионерами. Являясь членом пед. совета, старший В. имеет право вносить на обсуждение пед. совета вопросы, связанные с деятельностью пионерской дружины и отрядов, с участием учителей в работе с пионерами.

Старший пионервожатый пользуется правами и льготами, установленными Советом Министров СССР для учителей в их материальном и правовом положении, и, в частности, правами и льготами, установленными для учителей-заочников при заочном обучении в высших пед. уч. заведениях. Имея пед. образование и трёхлетний стаж работы с пионерами, старший пионервожатый может вести уроки по своей специальности не более 6 часов в неделю.

Сотни тысяч людей работают в СССР В. юных пионеров. Многие из них трудятся творчески, вдохновенно, отдают пионерам все свои знания, умения, энергию. В., отличившиеся в работе с пионерами, награждаются значками Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина "За активную работу с пионерами", "Лучшему вожатому", Мин-ва просвещения - "Отличник народного образования", грамотами ЦК ВЛКСМ, Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина, ЦК комсомола союзных республик, крайкомов и обкомов комсомола.

А. Я. Яковлева. Москва.


Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., "Советская Энциклопедия", 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.