Новости модернизации крейсеров «Орлан. Новости модернизации крейсеров «Орлан Защита от воздушного нападения

В настоящее время силами отечественной судостроительной промышленности проводится капитальный ремонт и модернизация тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» проекта 1144 «Орлан». На данный момент из четырех построенных кораблей этого типа в боевом составе флота остается только один. После завершения текущих работ количество крейсеров в строю будет удвоено. Кроме того, в результате модернизации должны вырасти основные боевые характеристики восстанавливаемого крейсера, что положительным образом скажется на боеспособности флота в целом.

В последнее время официальными лицами были оглашены несколько новостей о ходе работ и планах по их завершению. По ряду причин, почти все последние о модернизации «Адмирала Нахимова» затрагивали только сроки выполнения требуемых работ. Технические подробности модернизации и другие интереснейшие аспекты реализуемого проекта в последнее время не затрагивались. Тем не менее, к настоящему времени уже были оглашены некоторые сведения на этот счет, а кроме того, высказывались многочисленные оценки.

Крейсер "Адмирал Нахимов", 1994 г. Фото Dodmedia.osd.mil

13 января отечественные средства массовой информации опубликовали новые сообщения о сроках завершения уже начатых работ. Представитель департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ Игорь Дыгало рассказал прессе, что текущая модернизация корабля «Адмирал Нахимов» должна завершиться в 2020 году. В соответствии с имеющимися планами предприятие «Севмаш» (г. Северодвинск) выполняет замену и обновление различных узлов и агрегатов. Выполняется модернизация систем жизнеобеспечения корабля, радиотехнического вооружения, а также корабельных энергетических систем.

Также в ходе ремонта и модернизации тяжелый крейсер лишится части артиллерийских и ракетных комплексов, вместо которых будут установлены системы новых типов. По результатам подобных обновлений корабль будет отличаться повышенными тактико-техническими характеристиками, благодаря чему сможет усилить потенциал надводных сил военно-морского флота.

22 февраля пресс-служба предприятия «Севмаш» сообщила о грядущем начале нескольких новых этапов ремонтных работ. В этом году завод, осуществляющий ремонт и модернизацию корабля, начнет получать крупногабаритное оборудование, необходимое для установки на крейсер. Какие именно агрегаты будут получены в первую очередь – пока не уточнялось.

Также в этом году начнется монтаж различных систем и трубопроводов. Также продолжается подготовка к проведению установки электрических систем. Отмечалось, что в ходе ремонта используется новая методика организации работ. При помощи трехмерного моделирования все необходимое оснащение корабля объединяется в одном виртуальном пространстве, что в значительной мере упрощает и ускоряет работы. Сообщается, что некоторые элементы корпусного оснащения уже были установлены на свои места с использованием новых подходов.

В течение нескольких следующих недель новые сообщения о ходе работ и сроках их выполнения не поступали. Новая уточненная информация была оглашена 23 марта. Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил, что «Адмирал Нахимов» вновь будет введен в боевой состав флота в течение трех-четырех следующих лет. Таким образом, корабль вернется к службе в 2020-21 годах. По словам главы ОСК, промышленность работает на эту задачу с учетом определенных изменений по объему работ.

В конце марта сразу несколько зарубежных изданий присоединились к обсуждению модернизации российских атомных крейсеров, однако их публикации представляют интерес не только в связи с представленной информацией. По некоторым данным и оценкам, в ходе модернизации корабли проекта 1144 «Орлан» должны будут получать перспективные гиперзвуковые ракеты типа «Циркон». Использование этого ракетного комплекса в составе вооружений «Адмирала Нахимова» и его «систершипов» пока не получило официального подтверждения, но уже вызвало специфическую реакцию за рубежом.


Крейсер "Калинин" (будущий "Адмирал Нахимов"), 1991 г. Фото US Navy

Как серьезные профильные средства массовой информации, так и издания с сомнительной репутацией начали обсуждать немногочисленные известные сведения о «Цирконе», а также предугадать перспективы использования такого в составе комплекса вооружений модернизированных российских кораблей. Сразу ряд британских и американских журналистов пришел к пугающим выводам. По их мнению, существующие зарубежные корабли не имеют никаких средств защиты от «Циркона» или иного подобного вооружения, и поэтому вряд ли смогут пережить атаку обновленных российских крейсеров.

Напомним, модернизация крейсера «Адмирал Нахимов» осуществляется в соответствии с проектом 11442М. Решение о проведении подобных работ было принято несколько лет назад. Контракт на выполнение ремонтных работ был подписан в середине 2013 года. В следующем году корабль поставили в наливной бассейн для проведения необходимых работ. Главным подрядчиком в рамках ремонта стал завод «Севмаш». Кроме того, в связи со сложностью работ и необходимостью использования различного оборудования, к проекту было привлечено большое количество субподрядчиков.

В ходе текущего ремонта тяжелый атомный ракетный крейсер должен получить различное новое оснащение. Кроме того, серьезнейшему обновлению подвергнется комплекс артиллерийского и ракетного вооружения. По имеющимся данным, судостроители уже поменяли часть корабельных энергетических систем. Также корабль нуждается в восстановлении главной энергетической установки и прочих основных элементов.

Ранее стало известно, что в рамках проекта 11442М был заключен контракт на поставку главных элементов обновленного комплекса вооружений. Крейсер лишится имеющихся наклонных пусковых установок ракетного комплекса П-700 «Гранит», являвшегося основным ударным средством корабля. Вместо них будут смонтированы 10 универсальных пусковых установок 3С-14-11442М. Каждая такая установка имеет в своем составе восемь ячеек для установки транспортно-пусковых контейнеров с ракетой того или иного типа.

По имеющимся данным, предлагаемые пусковые установки позволят крейсеру брать на борт и использовать крылатые ракеты различного назначения семейства «Калибр», противокорабельные «Ониксы» и даже перспективные изделия «Циркон». Общий боекомплект установок 3С-14-11442М должен состоять из 80 ракет. Количество изделий того или иного типа будет определяться в соответствии с поставленной боевой задачей, чему поспособствует универсальность установок.

При помощи универсальных пусковых установок корабль сможет использовать все доступные ракеты различного назначения. Так, в семействе «Калибр» имеются противокорабельные ракеты, оружие для атаки береговых целей, противолодочные боеприпасы и т.д. Благодаря предлагаемой модернизации комплекса ударного вооружения получится значительно повысить его боевой радиус. В зависимости от решаемой задачи, будет возможно поражение целей на дальностях не менее 1000-1500 км.


Крейсер в наливном бассейне предприятия "Севмаш", 2015 г. Фото Bastion-karpenko.ru

По имеющимся данным, запланировано серьезное обновление средств противовоздушной обороны, которое будет осуществляться при помощи самых новых зенитных комплексов. В настоящее время «Адмирал Нахимов» несет ЗРК большой дальности С-300Ф «Форт». В ходе модернизации эта система может быть заменена более новой С-300ФМ. Также возможно дополнение этого комплекса более новым «Полимент-Редут». По разным оценкам, боекомплект этих систем может быть доведен до 100 ракет. ПВО ближней зоны может быть улучшена при помощи комплексов «Палаш» или «Панцирь» в морском исполнении.

Для защиты от торпед или подводных лодок в ближней зоне предложено использовать малогабаритный минно-торпедный противолодочный комплекс «Пакет-НК». Подобные системы уже используются на отечественных боевых кораблях новых проектов, но для «Орланов» они являются новинкой.

В настоящее время крейсер несет спаренную артиллерийскую установку АК-130 с двумя стволами калибра 130 мм. Ранее упоминалось, что это оружие останется на своем месте. При этом в течение некоторого времени обсуждалась возможность применения более новой артиллерийской системы, в том числе с орудиями увеличенного калибра.

Корабль по-прежнему сможет перевозить и обслуживать многоцелевой вертолет Ка-27. Для обеспечения работы авиационной техники будет использоваться новое специальное оборудование. В частности крейсер должен будет получить комплекс взлета и посадки «Палубник-1-11442М». Несмотря на подобное переоснащение, авиационная техника сохранит все свои возможности, однако сможет решать поставленные задачи с повышенной эффективностью.

Запланировано серьезнейшее обновление комплекса бортового радиоэлектронного оборудования. Должны использоваться новые радиолокационные станции обзора и поиска целей, улучшенные навигационные системы, более совершенные средства связи и т.д. Предусматривается использование комплекса радиоэлектронной борьбы. Имеются сведения о применении новых опускаемой и буксируемой гидроакустических станций. Также корабль получит возможность приема сигналов с гидроакустических буев.

Как следует из имеющихся данных, основные размерения и водоизмещение корабля после модернизации не изменятся. Длина корабля по-прежнему будет составлять 251 м, максимальная ширина – 28,5 м, осадка – более 9 м. Полное водоизмещение должно превышать 26 тыс. т. «Адмирал Нахимов» сохранит существующую ядерную энергетическую установку на основе водо-водяного реактора типа ОК-650Б-3, дополненную котлотурбинными системами. Мощность главной энергоустановки – 140 тыс. л.с. Все это позволит сохранить ходовые характеристики на уровне исходного проекта. Максимальная скорость достигнет 32 узлов, дальность плавания будет неограниченной при автономности до 60 суток.


"Петр Великий". Фото Wikimedia Commons

В настоящее время на ремонте находится тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». Обновление корабля должно завершиться в конце текущего десятилетия или в самом начале двадцатых годов. Согласно ранее оглашенным планам военного ведомства, после возвращения «Адмирала Нахимова» к службе на ремонт и модернизацию отправится «Петр Великий» – единственный крейсер проекта 1144, в настоящее времени остающийся в строю. Ремонт флагманского корабля Северного флота ранее планировалось выполнить в 2019-22 годах. В связи с некоторым переносом сроков завершения работ на «Адмирале Нахимове» эти планы должны быть скорректированы.

По понятным причинам, о точных сроках завершения модернизации «Петра Великого» пока говорить рано. Технические подробности этого проекта тоже остаются неизвестными. Вероятно, и этот крейсер модернизируют по новому проекту 11442М с соответствующим обновлением бортового оборудования.

Также модернизацию в дальнейшем может пройти третий корабль серии, «Адмирал Лазарев», служивший в составе Тихоокеанского флота. На протяжении нескольких последних лет дальнейшая судьба этого крейсера являлась темой многочисленных обсуждений и споров. Появлялись сведения о планируемом восстановлении корабля с последующим возвращением в строй. В дальнейшем, однако, публиковались и новости о грядущем списании и утилизации. На данный момент точные планы командования военно-морского флота неизвестны. По-видимому, они будут сформированы позже, в том числе и с учетом успехов текущей модернизации «Адмирала Нахимова». Кроме того, определение дальнейшей судьбы третьего «Орлана» требует учитывать возможности судостроительной промышленности и ремонтных предприятий.

Будущее головного крейсера проекта 1144 уже определено. В 2015 году корабль «Киров» (ранее «Адмирал Ушаков») решили отправить на утилизацию. Его ремонт невозможен по причине серьезных поломок важнейших агрегатов. До конца прошлого года командование планировало разработать проект утилизации, в соответствии с которым в ближайшее время начнется разделка корабля.

На данный момент в боевом составе российского военно-морского флота остается только один тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» – «Петр Великий». Еще один подобный корабль уже отправился на ремонт и модернизацию, благодаря которым в 2020-21 годах сможет вернуться в строй и пополнить группировку надводных кораблей Северного флота. Будущее третьего корабля пока не определено, а еще один вскоре отправится на утилизацию. Таким образом, в обозримом будущем – к середине следующего десятилетия – ВМФ получит два тяжелых крейсера с современным оборудованием и вооружением. В дальнейшем возможно обновление еще одного корабля.

Уже начатый ремонт позволит сохранить в боевом составе флота, как минимум, два корабля. За счет продления сроков службы и повышения боевых характеристик удастся создать задел для успешной и эффективной эксплуатации в течение нескольких следующих десятилетий. Это означает, что после долгих лет простоя один или два корабля смогут вернуться к службе и в полной мере поспособствовать росту боеспособности флота в целом, избавив его от проблем прошлого.

По материалам сайтов:
http://tass.ru/
http://interfax.ru/
http://ria.ru/
http://tvzvezda.ru/
http://arms-expo.ru/
http://flot.com/
http://bastion-karpenko.ru/

Вооружение

Построенные корабли

Крейсера проекта 1144 и 11442 - серия из четырёх высокоавтономных тяжёлых атомных ракетных крейсеров, построенных на Балтийском Заводе для советского ВМФ . Со времени вступления в строй головного корабля в 1980 году и по сей день остаются крупнейшими и наиболее мощно вооружёнными ракетными крейсерами мира. В настоящее время - единственный в составе российского ВМФ тип надводных кораблей с ядерной энергетической установкой.

Общие сведения

По сути, проект 1144 представляет собой возрождение идеи линкора в ракетно-ядерную эпоху. По классификации НАТО корабли этого типа обозначаются как «линейные крейсера класса Киров» (англ. Kirov-class battlecruiser), что подчёркивает их исключительные размеры и мощное ударное вооружение. Эти крейсера стали первыми и единственными в советском флоте надводными боевыми кораблями с ядерной энергоустановкой, а также крупнейшими после авианосцев боевыми кораблями в мире.

По состоянию на 2012 год только один из четырёх построенных крейсеров, ТАРКР «Пётр Великий», находился в строю. В 2013 году на предприятии «Севмаш» начались работы по капитальному ремонту и модернизации ещё одного крейсера - «Адмирал Нахимов» (до 1992 года служившего в составе Северного флота с названием «Калинин»).

История создания

Предшественники

Ракетный крейсер «Владивосток» типа «Адмирал Зозуля» (проект 1134)

К началу 1960-х годов, помимо устаревающих артиллерийских крейсеров, ВМФ СССР располагал только четырьмя небольшими ракетными крейсерами типа «Грозный» . Основной задачей надводных сил тогда считалась борьба с подводными лодками противника, поэтому наиболее массово для флота строились эсминцы и большие противолодочные корабли (БПК). Тем не менее, необходимость в создании ударных кораблей - ориентированных на решение противокорабельных задач - руководством флота также осознавалась. Именно для этого серию из четырёх БПК типа «Адмирал Зозуля» (проекта ) вооружили противокорабельными крылатыми ракетами П-35, что дало основание впоследствии переклассифицировать их в ракетные крейсера . Первые надводные атомоходы, которые для ВМФ СССР начали разрабатывать вскоре после закладки серии кораблей проекта 1134, также изначально классифицировались как БПК - однако, по мере развития проекта получив мощное ударное вооружение, атомные корабли были переведены в класс крейсеров. Новый проект получил шифр 1144.

Предпосылки к созданию

Атомный крейсер УРО «Лонг Бич» (США)

Первые проработки боевых надводных кораблей с атомной энергоустановкой проводились в СССР ещё в 1950-е годы. Было предложено несколько вариантов эскизных проектов атомного крейсера под шифром 63. Однако в связи с большой сложностью и стоимостью разработки проект 63 был закрыт к 1959 году.

В 1961 году в боевой состав ВМС США вошел первый атомный крейсер УРО «Лонг Бич» . Возможно, это событие послужило толчком к возобновлению теоретических работ, обосновывающих создание в СССР боевого атомного надводного корабля. В любом случае, советский военный флот , вступающий тогда в период бурного развития, объективно нуждался в океанских кораблях, способных подолгу действовать в отрыве от береговых баз - и атомная энергетическая установка отвечала таким задачам наилучшим образом. По этим или иным причинам, но в 1964 году вновь начались исследования по определению облика первого в Советском Союзе боевого надводного атомохода. Исследования завершились тактико-техническим заданием на разработку проекта большого противолодочного корабля с атомной энергетикой водоизмещением 8000 тонн.

Проектирование

Ранний вариант большого атомного противолодочного корабля проекта 1144

При проектировании исходили из того, что решение кораблем главной задачи будет обеспечено только при наличии достаточной боевой устойчивости. Не вызывало сомнений, что наибольшую опасность для него представляет авиация, поэтому предусматривалось эшелонирование средств ПВО корабля по всей ее глубине, элементам, принципам построения, калибрам и скорострельности. На раннем этапе разработки считалось, что совместить всё необходимое вооружение и оборудование в одном корпусе будет слишком сложно, поэтому предполагалось создание пары из двух атомных кораблей: БПК проекта 1144 и ракетного крейсера проекта 1165 . Первый нёс противолодочное вооружение, второй - противокорабельные крылатые ракеты, и действовать им надлежало в составе соединения, прикрывая друг друга от угрозы с воды и из-под воды; зенитными комплексами оба атомохода были оснащены примерно на равных, создавая вместе мощную эшелонированную ПВО .

Атомный ракетный крейсер проекта 1165, который должен был прикрывать БПК пр.1144 от надводных кораблей противника

Противокорабельные ракеты в проекте 1144 появились не сразу. Было учтено то, что в США уже начали интенсивные разработки собственных противокорабельных ракет, и в ближайшем времени ВМС США получат их на вооружение. По мере развития проекта советского атомохода было решено, что рациональнее будет не разделять противокорабельные и противолодочные функции, а совместить их в одном корабле. Таким образом, проектирование атомного крейсера проекта 1165 было прекращено и усилия разработчиков сосредоточились на ставшем универсальным проекте 1144.

Возросшие требования к проекту приводили к тому, что он получал всё большую номенклатуру вооружения и оборудования - что, в свою очередь, приводило к росту водоизмещения. В результате проект первого советского атомного корабля отошёл от узких противолодочных функций и приобрел многоцелевую направленность, а стандартное водоизмещение превысило 20000 тонн. Он должен был нести все самые новые виды боевых и технических средств, созданных в СССР для надводных боевых кораблей. Это отразила и новая классификация атомохода - «тяжёлый атомный ракетный крейсер» , которая ему была присвоена в июне 1977 года, уже во время постройки головного корабля (закладывался он как «атомный противолодочный крейсер»).

В окончательном виде технический проект нового корабля - утверждённый в 1972 году - был обозначен шифром 1144 и названием «Орлан». Проект атомохода разрабатывался в Северном проектно-конструкторском бюро (г. Ленинград). Главным конструктором проекта 1144 был назначен Б. И. Купенский, до того являвшийся главным конструктором первых в СССР боевых газотурбоходов - БПК проекта 61 (типа «Комсомолец Украины»). От Военно-Морского Флота главным наблюдающим за проектированием и строительством корабля с самого начала и до окончательной его передачи флоту стал капитан 2 ранга А. А. Савин.

Особенности вооружения ТАРКР проекта 11442

Новый атомный корабль с самого начала стал любимым детищем главнокомандующего ВМФ С. Г. Горшкова . Тем не менее, проектирование шло трудно и довольно медленно. Рост водоизмещения по мере пересмотра требований к проекту заставило искать все новые и новые варианты главной энергетической установки - в первую очередь, паропроизводящей ее части. В конце концов, приняли решение о создании специальной энергетической установки (ЭУ) . При этом главком потребовал размещения резервной ЭУ на органическом топливе. Его опасения можно понять: советский (да и мировой вообще) опыт эксплуатации атомоходов был тогда небольшим, да и в наше время аварии с реакторами время от времени случаются. Надводный корабль, в отличие от подводной лодки, в принципе может себе позволить перейти с атомного реактора на сжигание обычного горючего в топках - и этим преимуществом решено было воспользоваться. Всё-таки боевой корабль - это не ледокол, к тому же резервный котёл мог помочь в обеспечении его стоянки. Недостаточно развитая система базирования крупных кораблей в СССР долгое время была больным местом для флота.

Головной корабль ещё находился на стапеле, когда для следующего был разработан усовершенствованный проект 11442 . В нём ряд образцов вооружения и оборудования был заменён новейшими системами, разрабатываемыми к тому времени: ЗРК «Кинжал» вместо «Оса-МА», зенитно-артиллерийский комплекс «Кортик» вместо башенных 30-мм шестиствольных автоматов, противолодочный комплекс «Водопад» вместо «Метели», спаренная 130-мм универсальная установка АК-130 вместо двух одноорудийных 100-мм башен АК-100, реактивные бомбомёты РБУ-12000 вместо РБУ-6000. Предполагалось все следующие после «Кирова» корабли этого типа строить по улучшенному проекту, но фактически, ввиду неготовности к серийному производству всех намеченных образцов вооружения, их пришлось добавлять на строящиеся крейсера по мере завершения разработки. В результате проекту 11442 вполне соответствует только последний корабль серии - «Пётр Великий» , и то с оговорками - а «Фрунзе» и «Калинин» занимают промежуточные между «Кировым» и «Петром Великим» ступени по составу вооружения.

Постройка и испытания

С 1973 по 1996 год по проекту 1144/11442 на Балтийском заводе (г. Ленинград, ныне - Санкт-Петербург) построили четыре тяжёлых атомных ракетных крейсера (ТАРКР).

26 марта 1973 года на Балтийском Заводе был заложен головной корабль проекта 1144 - тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров» .

Во время строительства кораблю был присвоен заводской №800. Спуск «Кирова» на воду состоялся 27 декабря 1977 года, а 30 декабря 1980 года крейсер был передан флоту.

Ещё во время достройки «Кирова» на плаву, 26 июля 1978 года , заложили второй корабль серии - заводской «заказ 801», ТАРКР «Фрунзе» . Его спуск на воду состоялся 26 мая 1981 года, а 31 октября 1984 года новый крейсер вступил в строй.

ЗРК ближней обороны на первых трёх крейсерах - 2х2 «Оса-МА» (40 ракет), на «Петре Великом» - 8х8 «Кинжал» (64 ракеты).

На «Кирове» и «Фрунзе» носовой реактивный бомбомёт принадлежал к типу РБУ-6000 «Смерч-3», на «Калинине» и «Петре Великом» - РБУ-12000 «Удав-1».

На «Кирове» и «Фрунзе» функции зенитной артиллерии ближнего действия выполняли 8 шестиствольных 30-мм автоматов АК-630 , а на «Калинине» и «Петре Великом» установлены по 6 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов (ЗРАК) «Кортик».

Главный ударный комплекс

13 июня 2013 года был подписан контракт на проведение работ по капремонту и модернизации крейсера между министерством обороны России и предприятием «Севмаш» , а 24 октября 2014 года крейсер «Адмирал Нахимов» ввели в наливной бассейн «Севмаша» и приступили к демонтажу подлежащего замене оборудования. По плану работ, модернизированный крейсер должен вступить в строй в 2018 году.

Судьба кораблей проекта

  • Головной «Киров» был введён в строй в 1980 г. и служил в составе Северного флота. Во время службы носил звание краснознамённого и Краснознамённый Военно-Морской флаг, заслуженный одноимённым крейсером в боях Великой Отечественной войны.

Участвовал в нескольких боевых службах , в 1989 году принимал участие в спасении экипажа аварийной ПЛ «Комсомолец».

Выведен в резерв после аварии 1990 года, требующей проведения среднего ремонта; из-за отсутствия средств на восстановление ремонт так и не был начат, и к настоящему времени крейсер намечен к утилизации.

  • «Фрунзе» вступил в строй в 1984 году и служил в составе Тихоокеанского флота, участвовал в боевых службах.

27 мая 1992 года переименован в «Адмирал Лазарев». В 1999 году выведен в резерв и законсервирован; в 2014 году прошёл доковый ремонт.

  • «Калинин» вступил в строй в 1988 году и служил в составе Северного флота, участвовал в боевых службах.

Корабль имеет постоянное место базирования в городе Северодвинске. С 2013 года началась глубокая модернизация крейсера по проекту 11442М.

  • «Пётр Великий» вышел на испытания в 1996 году и был принят флотом 19 апреля 1998 года.

В октябре 1996 года «Петр Великий» находился в Балтийском море на ходовых испытаниях. Разгоняли корабль до максимального хода, определяли манёвренные элементы - инерцию, выбег, диаметр циркуляции. Во время одного из таких манёвров 27 октября 1996 года в 21 ч 27 мин московского времени в носовом машинно-котельном отделении произошла авария: высоким давлением сухого перегретого пара разорвало трубу, что вела от парового трубопровода главной турбины к предохранительному клапану. Под напором 35 атмосфер раскаленная газовая смесь (температура превышала 300 градусов Цельсия) вырвалась из тринадцатисантиметрового разлома трубы и, круша в пыль стекловолокно и асбест изоляции, начала заполнять сверху вниз пространство котельной. Погибло 5 человек и шесть было обожжено.

Корабль имеет постоянное место базирования в порту Североморск, участвует в учениях флота и боевых службах, совершает дальние походы.

Название, проект Заложен Спущен на воду Вступил в строй Флот Дальнейшая судьба
«Киров» , пр.1144 21.03.1974 27.12.1977 30.12.1980 КСФ С 1990 выведен в резерв; в 1992 переименован в «Адмирал Ушаков»
«Фрунзе» , пр.11442 27.07.1978 26.05.1981 31.10.1984 КТОФ В 1992 переименован в «Адмирал Лазарев»; с 1998 года выведен в резерв
«Калинин» , пр.11442 17.05.1983 25.04.1986 30.12.1988 КСФ В 1992 переименован в «Адмирал Нахимов»; с 2013 года модернизируется по проекту 11442М
«Пётр Великий» , пр.11442 25.04.1986 29.04.1989 9.04.1998 КСФ Строился как «Юрий Андропов», переименован в 1992

Оценка проекта

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров» на боевой службе в Средиземном море, 22 декабря 1989 года

Атомные ракетные крейсера типа «Киров» прямых аналогов за рубежом не имели и не имеют: списанные к настоящему времени американские атомные крейсера УРО типа «Вирджиния» по водоизмещению (11 300 тонн) были в 2,5 раза, а «Лонг Бич» (17 500 тонн) в 1,5 раза меньше, и несли намного более слабое как количественно, так и качественно вооружение. Это объясняется разностью задач, стоявших перед этими кораблями: если в США атомные крейсера являлись, в первую очередь, эскортом для многоцелевых атомных авианосцев, то в советском ВМФ они создавались, как самостоятельные боевые единицы, способные составлять основу соединений боевых кораблей в океане.

К достоинствам атомных крейсеров типа «Киров» относятся:

  • Отличная мореходность и практически неограниченная автономность;
  • Мощное ударное ракетное вооружение;
  • Наличие (впервые в мире) многоканальных и быстродействующих за счёт вертикального старта комплексов ПВО дальнего радиуса, способных осуществлять прикрытие целого соединения кораблей;
  • Высокая живучесть;
  • Высокая универсальность применения.

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» в Индийском океане, октябрь 1985 года

К недостаткам кораблей этого типа, как правило, относят:

  • Значительные размеры, что затрудняет базовое обслуживание и увеличивает стоимость постройки (следует отметить, что это является недостатком лишь относительно других ударных кораблей: авианосцы в отношении чрезвычайно высокой стоимости постройки и эксплуатации по-прежнему вне конкуренции);
  • Недостаточно обоснованную тактическую нишу;
  • У головного корабля - невысокую эффективность РЛС и комплексов ПВО при работе по низколетящим малозаметным целям (данный недостаток был исправлен на следующих трёх крейсерах серии за счёт добавления РЛС «Подкат», а на «Калинине» и «Петре Великом» - ещё и новых зенитных комплексов «Кортик» и «Кинжал»).

Также к проблемам крейсеров проекта 1144 (не являющихся недостатками, собственно, проекта) относят отсутствие в советском флоте других типов атомных надводных кораблей, что либо вынуждало крейсера проекта 1144 оперировать в одиночку, либо не позволяло им полностью реализовать преимущества атомной силовой установки.

Год назад, в апреле 2013-го, министерство обороны России и завод «Севмаш» (г. Северодвинск) подписали контракт, в соответствии с которым в течение нескольких следующих лет будут проведены ремонт и модернизация тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» проекта 11442 .

Этот корабль, начавший службу в 1988 году, в конце девяностых годов был отправлен на ремонт и до сих пор не вернулся в строй. Долгие годы простоя сказались на состоянии корабля, из-за чего он нуждается в срочном ремонте. Кроме того, вооружение и бортовое оборудование уже устарели и должны быть заменены для дальнейшей эксплуатации корабля. По этим причинам Минобороны заказало ремонт и обновление ракетного крейсера.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 11442 в отстое на ОАО «ПО «Севмаш», г.Северодвинск .

По имеющимся данным, программа модернизации крейсера «Адмирал Нахимов» рассчитана на несколько лет. В течение этого времени специалисты должны обследовать корабль, определить его состояние и составить список необходимых работ. Так, на создание технического проекта модернизации корабля был отведен 21 месяц с момента подписания контракта. Разработкой проекта занимается Северное проектно-конструкторское бюро (г. Санкт-Петербург). Проект модернизации предполагается обозначать индексом 11442М.

Программа модернизации атомного является сложной и дорогой – примерные расходы на ремонт и переоснащение корабля оцениваются в 50 млрд. рублей . Кроме того, работы продлятся несколько лет. Крейсер вернется в боевой состав Северного флота не ранее 2018 года. После этого, по некоторым данным, завод «Севмаш» начнет модернизацию другого корабля проекта 11442 – .

В настоящее время идут подготовительные работы, после которых начнется ремонт тяжелого атомного ракетного крейсера. Сейчас рабочие судостроительного завода «Севмаш» строят два понтона, при помощи которых крейсер будет переведен через порог батопорта и помещен в наливной бассейн завода. Согласно планам на текущий 2014 год, крейсер «Адмирал Нахимов» в течение нескольких следующих месяцев будет заведен в наливной бассейн предприятия . Кроме того, в этом году должны быть проведены некоторые подготовительные работы.

По имеющимся данным, в ходе грядущей модернизации крейсер «Адмирал Нахимов» должен получить новое радиоэлектронное оборудование и новое вооружение . Установленные на корабле системы имеют достаточно высокие характеристики, однако для сохранения крейсера в составе военно-морского флота следует их заменить. По понятным причинам точные планы на замену оборудования и оружия пока не оглашались.

Более того, есть все основания полагать, что к настоящему времени требования к комплексу вооружений до конца не определены. Существуют различные предположения о возможном составе вооружения модернизированного корабля, но ни одно из них пока не было официально подтверждено.

Основным ударным вооружением крейсеров проекта 11442 являлся . Каждый из кораблей «Орлан» несет 20 наклонных пусковых установок для ракет этого типа. Ракеты «Гранит», согласно разным источникам, способны поражать цели на дальностях до 500-550 км.

Для осуществления противовоздушной обороны оснащены зенитным ракетным комплексом С-300Ф «Форт с боекомплектом из ракет нескольких типов. Для защиты от авиации или ракет противника на малых дальностях крейсера несут ЗРК «Оса-М» и «Кинжал».

Кроме того, корабли проекта 11442 имеют несколько артиллерийских комплексов. В состав артиллерийского вооружения кораблей входят две установки АК-130 с орудиями калибра 130 мм и восемь автоматических пушек АК-630М. Для уничтожения подводных лодок противника крейсера могут использовать ракетный комплекс УРПК-6 «Водопад-НК» и реактивные бомбовые установки или РБУ-1000.

Тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 11442 «Пётр Великий»

Все имеющиеся системы вооружения позволяют выполнять поставленные боевые задачи, однако в некоторых ситуациях их характеристики могут быть недостаточными. Кроме того, большинство вооружений крейсеров «Орлан» было разработано сравнительно давно и устаревает как морально, так и материально. В связи с этим замена вооружений выглядит правильным и логичным путем развития корабля «Адмирал Нахимов», а в перспективе, возможно, и его «систершипов».

В качестве нового ударного вооружения можно рассматривать ракетные комплексы двух типов. Крейсер «Адмирал Нахимов» в зависимости от пожеланий военных может быть оснащен комплексом П-800 «Оникс» или «Калибр» . Следует отметить, что при использовании ракет «Оникс» боезапас корабля останется прежним – в габариты имеющихся пусковых установок может быть помещено только 20 ракет этого типа. При использовании системы «Калибр» общий боекомплект крейсера может быть в разы больше . По некоторым данным, на крейсер проекта 11442 могут быть установлены пусковые установки для 80 ракет различного назначения.

Ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр» имеют как преимущества, так и недостатки. Они способны доставлять боевую часть на дальность до 300 км, но при этом имеют разные летные характеристики . Так, ракеты комплекса «Оникс» в полете развивают скорость до 750 м/с, а боеприпасы системы «Калибр» проходят маршевый участок полета с дозвуковой скоростью. Несмотря на отличия в летных данных и массе боевой части, обе ракеты могут дополнить друг друга. Поэтому высказывается предположения, согласно которым в ходе модернизации крейсер «Адмирал Нахимов» получит пусковые установки сразу двух ракетных комплексов .

Использование нескольких разных типов ракет, в том числе входящих в состав одного комплекса, позволит обеспечить большую гибкость применения такого ударного вооружения. Следует отметить, подобная идея уже несколько десятилетий используется на американских крейсерах типа Ticonderoga и . Эти корабли оснащены универсальными пусковыми установками Mark 41, благодаря которым могут нести 122 (крейсера Ticonderoga) или 96 (эсминцы Arleigh Burke) ракет разных типов. Пусковая установка Mark 41 может использоваться с зенитными, противокорабельными и противолодочными ракетами нескольких типов. Конкретный состав боекомплекта ракетного вооружения определяется в соответствии с поставленной задачей.

Архитектура комплекса ударного ракетного вооружения при определенных доработках позволяет оснастить крейсера проекта 11442 универсальными пусковыми установками. Однако не следует забывать некоторые особенности имеющегося вооружения. Ракеты «Гранит», которыми вооружены корабли проекта «Орлан», размещаются в наклонных пусковых установках, что накладывает соответствующие ограничения на модернизацию ударного вооружения. Как будет решаться эта проблема – до конца не ясно. Возможно, в рамках проекта модернизации крейсера «Адмирал Нахимов» будет создана перспективная пусковая установка с соответствующими габаритами, предназначенная для использования новых ракет.

Основой зенитного вооружения крейсера «Адмирал Нахимов», по-видимому, останутся ракетные комплексы семейства С-300Ф. При этом существует версия, согласно которой корабль получит вертикальную пусковую установку ЗРК «Полимент-Редут» . Состав средств противовоздушной обороны малой дальности может остаться прежним, но при этом нельзя исключать возможность установки новых систем, таких как и тому подобных.

Модернизация ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» должна завершиться к 2018 году. Вскоре после этого в док будет поставлен другой корабль проекта «Орлан» – «Пётр Великий». Сроки завершения работ по обновлению второго корабля пока остаются неизвестными. Вероятно, на модернизацию уйдет не менее 2-3 лет, из-за чего флагман Северного флота вернется в строй лишь в начале следующего десятилетия.

Планы командования флота на два корабля проекта 1144 в целом понятны: в течение следующих десяти лет они пройдут ремонт, а также получат новое оборудование и вооружение. Будущее двух других тяжелых атомных ракетных крейсеров пока не определено.

Головной корабль проекта 1144, крейсер «Киров» в начале девяностых годов был выведен из боевого состава Северного флота. По имеющимся данным, у этого корабля серьезно повреждена энергетическая установка, из-за чего он не может продолжать службу. Имеющиеся проблемы не позволяют быстро вернуть его в строй, а проведение ремонтных работ может быть нецелесообразным ввиду характера имеющихся повреждений. Дальнейшая судьба крейсера «Киров» до сих пор не определена. Возможно, решение будет принято в течение нескольких следующих лет.

Вызывает вопросы и будущее первого корабля, построенного по обновленному проекту 11442. Крейсер «Адмирал Лазарев» с конца девяностых годов находится в отстое . Более того, в то время появились предложения утилизировать корабль, поскольку страна не имела возможности вовремя проводить все необходимые ремонтные работы. Тем не менее, крейсер был сохранен.

В 2011 году, когда появилась первая информация о модернизации крейсеров проекта «Орлан», неоднократно утверждалось, что «Адмирал Лазарев» будет отремонтирован и модернизирован вскоре после «Адмирала Нахимова». В дальнейшем информация по теме возможного ремонта корабля «Адмирал Лазарев» не была подтверждена или опровергнута.

Имеющиеся сведения о планах на модернизацию крейсеров проекта 1144 можно трактовать по-разному. В частности, есть повод для опасений за судьбу кораблей «Киров» и «Адмирал Лазарев». В случае с головным «Орланом» основной проблемой являются повреждения агрегатов. Вполне возможно, что их характер не позволит отремонтировать крейсер, вследствие чего он будет списан и утилизирован.

Примерные сроки ремонта и модернизации кораблей «Адмирал Нахимов» и «Пётр Великий» намекают на незавидное будущее «Адмирала Лазарева». Производственные мощности завода «Севмаш», на которых возможно проведение всех необходимых работ, освободятся только в начале двадцатых годов. В каком состоянии к этому времени будет «Адмирал Лазарев» – большой вопрос. Стоимость и целесообразность ремонта и модернизации старого корабля (к этому времени ему будет больше 35 лет) определят его дальнейшую судьбу.

Программа модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» и других кораблей проекта 1144 представляет большой интерес . Тем не менее, работы стартовали сравнительно недавно, из-за чего большая часть подробностей проекта пока остается неизвестной для широкой общественности. В результате программа модернизации вызывает массу вопросов, которые пока остаются без ответа . Хотелось бы надеяться, что все нынешние и будущие работы дадут простой и понятный ответ: «Орланы» с новым вооружением вернутся в строй ВМФ России и повысят его боеспособность.


Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР). В 1964 г. в СССР начаты исследования возможности строительства крупного военного надводного противолодочного корабля с атомной силовой установкой. Основная задача - уничтожение ПЛАРБ вероятного противника в районах их боевого дежурства. В результате исследований ЦКБ промышленности было выработано техзадание на разработку проекта большого противолодочного корабля с АЭУ водоизмещением 8000 тонн. Разработка проекта "Орлан" была поручена Ленинградскому Северному проектно-конструкторскому бюро. Главный конструктор и руководитель - Б.И.Купенский (до мая 1982 г.), с мая 1982 г. - В.А.Перевалов. Главный наблюдающий за проектированием и строительством корабля от ВМФ СССР - капитан 1 ранга А.А.Савин. Проект корабля с самого начала непосредственно курировал Главком ВМФ СССР С.Г.Горшков.

В процессе проектирования корабль было предложено оснастить эшелонированными средствами ПВО, а позже и ударным противокорабельным ракетным комплексом, ориентированным на применение против авианосной группы вероятного противника. В связи с ростом водоизмещения и универсализацией возможного назначения корабля было принято решение классифицировать его как "тяжелый автомный ракетный крейсер". Техническое проектирование корабля завершено в 1972 г. Закладка головного корабля состоялась на Балтийском ССЗ в Ленинграде 26.03.1974 г. По данным космической разведки в США крейсер получил наименование Balcom-I (Baltic Combatant). На головном корабле - крейсере "Киров" - установлены 100-мм артиллерийские установки из-за неготовности 130-мм установки.


Строительные работы на тяжелом атомном ракетном крейсере "Адмирал Нахимов" - переоборудование по пр.11442М, ПО "Севмаш", г.Северодвинск, вероятно январь-февраль 2016 г. (коллаж кадров из кинофильма http://www.sevmash.ru).



Тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий" пр.11442, Северный флот, 26.10. 2010 г. (фото - Виталий Аньков, http://ria.ru).


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Киров" / "Адмирал Ушаков" пр.1144 с стенки СРЗ "Звездочка", Северодвинск, вероятно, 2013 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com).


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Фрунзе" / "Адмирал Лазарев" пр.11442, бухта Абрек, Дальний Восток, июль 2013 г. (http://alexeyvvo.livejournal.com/35677.html).


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Калинин" / "Адмирал Нахимов" пр.11442, Северодвинск, вероятно, 2009 г. (фото - Воркунков Максим, http://www.sevmash.ru).


Конструкция : На начальной стадии проектирования принято решение ввести на корабле надводную конструктивную защиту - бронированный пояс охватывал погреба ракетного боезапаса и реакторный отсек.

Бронирование корпуса:

пр.1144 пр.11442
- отсек ПУ ПКР - стенки выше ватерлинии - 100 мм, стенки ниже ВЛ - 70 мм, крыша 70 мм
- погреб ПЛУР 85Р - стенки выше ВЛ 100 мм, стенки ниже ВЛ 70 мм, крыша 70 мм

- вертолетный ангар, керосинохранилище, погреба авиационного боезапаса - бортовые стенки 70 мм, крыша 50 мм
- отсек ПУ ПКР - стенки выше ВЛ 100 мм, стенки ниже ВЛ 70 мм, крыша 70 мм
- ГКП и БИП - боковые стенки 100 мм, траверзы 75 мм, крыша 75 мм
- вертолетный ангар, керосинохранилище, погреба авиационного боезапаса - бортовые стенки 70 мм, крыша 50 мм

Двигательно-энергетическая установка : одинакова у пр.1144 и пр.11442. В самом начале проектирования стоял вопрос выбора типа паропроизводящей установки и количества реакторов. Было принято решение о проектировании для кораблей проекта специальной ППУ и об использовании двухреакторной схемы. По требованию Главкома ВМФ С.Г.горшкова в проект была включена резервная энергетическая установка на традиционном топливе.

2 х ППУ с водо-водяными атомными реакторами КН-3 мощностью по 300 МВт;
- 2 х резервные ППУ на традиционном топливе - автоматизированные паровые котлы паропроизводительностью по 115 т/час.
- 2 х ГТЗА-653 мощностью по 70000 л.с.

4 х электрических турбогенератора мощностью по 3000 кВт
- 4 х электрических газотурбинных генератора мощностью по 1500кВт

ТТХ крейсеров :

Вооружение :

пр.1144 технический проект (ист. - Вместе с Флотом... ) пр.1144 (Киров)
пр.11442 (Фрунзе, Калинин, Петр Великий) пр.11442М
ПКР 20 х ПУ СМ-255 комплекса с ПКР 3М45 "Гранит". Угол наклона пусковый установок к горизонту - 47 град.
Расчет комплекса:
- 6 офицеров
- 4 мичмана
- 14 матросов
20 х ПУ СМ-255 комплекса с ПКР 3М45 "Гранит" не менее 8 х 8 ячеек установок 3С-14 универсального ракетного комплекса 3Р-14Н с КР "Калибр" и П-800 "Оникс"

В начале 2016 г. сообщалось, что комплекс 3С-14 будет оснащен так же гиперзвуковыми ракетами "Циркон"

ЗРК зональной ПВО
12 х ПУ Б-203А ЗРК С-300Ф «Форт», боекомплект 96 ЗУР В-500Р / 5В55РМ с возможностью работы по надводным целям
12 х ПУ Б-203А ЗРК С-300Ф «Форт», боекомплект 96 ЗУР В-500Р / 5В55РМ. Комплекс обладает возможностью работы по небольшим надводным целям.
- зав.№801 - 12 х ПУ Б-203А ЗРК С-300Ф «Форт», боекомплект 96 ЗУР В-500Р / 5В55РМ

Зав.№802 - 12 х ПУ Б-203А ЗРК С-300Ф «Форт», боекомплект 96 ЗУР 48Н6Е

Зав.№803:
- 6 х ПУ Б-203А ЗРК С-300Ф «Форт», боекомплект 48 ЗУР 48Н6Е;
- 6 х ПУ Б-203А ЗРК С-300ФМ «Форт-М», боекомплект 48 ЗУР 48Н6Е2

2-4 х пусковые установки вертикального пуска по 14 ЗУР комплекса , боекомплект - от 28 ЗУР класса 9М96 или подобных. Система управления комплекса с РЛС "Полимент" с 4 ФАР способна выдавать целеуказание одновременно на 16 целей (по 4 на ФАР)
ЗРК самообороны 1 - 2 х 2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-М», боекомплект 40 ЗУР 9М33, система управления - 4Р33 - зав.№801 - 2 х 2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-М», боекомплект 40 ЗУР 9М33, система управления - 4Р33

Зав.№802 - 2 х 2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-МА», СУ 4Р33А;

Зав.№803 комплекс "Оса-М" отсутствует

ЗРК самообороны 2
16 х ПУ ЗС95 ЗРК «Кинжал», боекомплект 128 ЗУР 9М330, 2 х системы управления К-12-1 с РЛС 3Р95 Установка ЗРК не была выполнена в связи с неготовностью ЗРК при сдаче Флоту (ист. - Вместе с Флотом... ).
На этапе проектирование планировалась установка ЗРК - не была выполнена в связи с неготовностью ЗРК при сдаче Флоту зав.№801 и 802 (ист. - Вместе с Флотом... ).

Зав.№801 - нет. По не подтвержденным данным позже установлены 8 х ПУ ЗС95 ЗРК «Кинжал», боекомплект 64 ЗУР 9М330), система управления К-12-1 с РЛС 3Р95

Зав.№802 - нет. По не подтвержденным данным позже установлены 16 х ПУ ЗС95 ЗРК «Кинжал», боекомплект 64 ЗУР 9М330), система управления К-12-1 с РЛС 3Р95

Зав.№803 - 16 х ПУ ЗС95 ЗРК «Кинжал», боекомплект 128 ЗУР 9М330, 2 х системы управления К-12-1 с РЛС 3Р95

Артиллерия 2 х 1 х 130-мм установки А-217

позже 2 х 2 х 130-мм установки А-218

2 х 1 х 100-мм установки АК-100, боекомплект по 1000 выстрелов АЗ-УЗС-58, система управления МР-184 «Лев-218»

Из-за неготовности штатных установок АК-130 были установлены системы АК-100 (ист. - Вместе с Флотом... )

1 х 2 х 130-мм установка А-218 / АК-130, система управления МР-184 «Лев-218»

К моменту строительства кораблей проекта установки АК-130 были готовы, но по проекту вместо двух установок решили ограничиться одной (ист. - Вместе с Флотом... )

ЗРАК / АК 4 группы по 2 х 30-мм установок АК-630М, боекомплект по 6000 выстрелов, 4 системы управления МР-123 «Вымпел» - зав.№801 - 4 группы по 2 х 30-мм установок АК-630М, боекомплект по 6000 выстрелов, 4 системы управления МР-123 «Вымпел»

Из-за неготовности штатных ЗРАК "Кортик" был установлен комплект вооружения аналогичный пр.1144 (ист. - Вместе с Флотом... )

Зав.№802 и 803 - 6 модулей ЗРАК 3М87 «Кортик», 2 х 8 ТПК ЗУР 9М311, 2 х 6 х 30-мм автоматы
Скорость работы - 6 целей/мин (последовательно)
Боекомплект модуля - 24 ЗУР и 4000 выстр.

Вероятно, ЗРАК " " или " " (скорее второе), 4 установки
Специальная артиллерия 2 х 45-мм салютные пушки 21КМ
Противолодочный ракетный комплекс 1 х 2 ракеты ПУ МС-82 универсального ракетного комплекса УРПК-3 «Метель», боекомплект 10 ПЛУР 85Р - размещены в двух подпалубных барабанных установках. Система управления - радиокомандная "Муссон" (ист. - Вместе с Флотом... )

Установка МС-82 спроектирована специально для пр.1144 (ист. - Вместе с Флотом... )

10 х 1 х УРТПУ (универсальные ракетно-торпедные ПУ, по 5 УТРПУ на борт) комплекса УРПК-6 «Водопад-НК», Боекомплект - 10 ПЛУР 83Р, 84Р или торпед СЭТ-65
Торпедные аппараты 2 х 5 х торпедных аппарата ПТА-53-1144, боекомплект - по 5 торпед СЭТ-65
нет
2 х 6 х ПУ СМ-588 комплекса (предположительно)
РБУ 1
1 х 12 установка "Смерч-2" комплекса РПК-8, боекомплект 102 РГБ-60 + 20 РГБ-отводителей "Магнетит", система управления "Пурга"
- зав.№801 - 1 х 12 установка "Смерч-2" комплекса РПК-8, боекомплект 102 РГБ-60, 20 РГБ-отводителей "Магнетит", система управления "Пурга"

Зав.№802 и 803 - РКПТЗ-1 «Удав-1» с 1 х 10 установкой РБУ-1200

РБУ 2 2 х 6 установки РБУ-1000 «Смерч-3», боекомплект - 72 РГБ-10 - зав.№801 - 2 х 6 установки РБУ-1000 «Смерч-3», боекомплект - 72 РГБ-10
Постановка помех Комплекс РЭБ ПК-2М (2 ПУ ЗИФ-121) - 400 выстрелов АЗ-ТСТ-41, АЗ-ПТСТ-41, АЗ-ТСП-47, АЗ-ТСТ-47, АЗ-ТСТВ-47, АЗ-ТСО-47 (с 1985), АЗ-ТСР-47 (с 1991) - СУ «Терция»
Прочее 2 х 7 х 55-мм гранатомета МРГ-1 с гранатами РГ-55М
2 х 7 х 55-мм гранатомета МРГ-1 с гранатами РГ-55М
Вертолет
- 2 вертолета Ка-27 или 3 вертолета Ка-25
посадочная площадка и ангар для вертолетов
- 2 вертолета Ка-27 или 3 вертолета Ка-25
посадочная площадка и ангар для вертолетов
- 2 вертолета типа Ка-27


Пуск ракеты 3М45 "Гранит" ракетным крейсером "Петр Великий" в ходе учебных стрельб 4 октября 2013 г. (кадры телеканала RT).

Оборудование :


пр.1144 пр.11442 пр.11442М
БИУС (боевая информационно-управляющая система) БИУС «Аллея-2» / «Аллея-2М» БИУС «Лесоруб-44»
РЛС общего обнаружения РЛК МР-800 «Флаг»в составе:

- РЛС общего обнаружения МР-700 «Фрегат-М»
РЛК МР-800 «Флаг» в составе:
- РЛС общего обнаружения МР-600 «Восход»
- РЛС общего обнаружения МР-700 «Фрегат-М» (зав.№801) или МР-750 «Фрегат-МА» (зав.№802, 803)

2 РЛС низколетящих целей МР-350 «Подкат» (зав.№803)

Комплекс целеуказания ПКР МКРЦ «Коралл-БН» / PUNCH BOWL (два антенных поста с антеннами под радиопрозрачными колпаками)
МКРЦ «Коралл-БН»
РЛС СУО см. Вооружение (выше) см. Вооружение (выше)
Навигационные РЛС и системы 2 НРЛС «Вайгач» 2 НРЛС МР-212/201 «Вайгач-У»
Комплексы РЭП / РЭБ
РЛС РЭБ МП-150 «Гурзуф-А»
РЛС РЭБ МП-152 «Гурзуф-Б»
РЛС РЭБ МР-262 «Ограда»
РЛС РТР МРП-52 «Кольцо»
комплекс РЭБ «Кантата-М»
ГАК и ГАС ГАК МГК-355 «Полином»
- подкильная (в носовом бульбе) антенна
- подкильная противоторпедная антенна
- буксируемая антенна (в кормовой части корабля)
Дальность обнаружения целей - 40-50 км (ист. - Вместе с Флотом... )
ГАК МГК-355 «Полином» с носовой основной антенной и буксируемой антенной в кормовой части корабля
Комплекс средств связи комплекс космической связи Р-790 «Цунами-БМ» - LOW BALL (4 антенных поста)
комплекс связи «Тайфун-2»
комплекс космической связи «Кристалл-БК»
комплекс связи «Тайфун-2»
Навигационный вертолетный комплекс "Привод-В", два антенных поста на фок-мачте
Вертолет 2 х Ка-27ПЛ (ист. - Вместе с Флотом... )
1 х Ка-25РЦ (ист. - Вместе с Флотом... )
2 х Ка-27ПЛ (ист. - Вместе с Флотом... )
1 х Ка-25РЦ (ист. - Вместе с Флотом... )
Размещаются в подпалубном ангаре с лифтом-вертолетоподъемником


Вертолетная площадка и вертолет Ка-27 тяжелого атомного ракетного крейсера "Петр Великий" пр.11442 в арктическом походе, 2013 г. (фото - Максим Гриценко, ).


Модификации :
- пр.1144 "Орлан" - тяжелый атомный ракетный крейсер, базовый вариант проекта. Построен первый корабль проекта - "Киров".

Пр.11442 "Орлан" - тяжелый атомный ракетный крейсер, усовершенствованный вариант проекта. Построено три корабля. Улучшены системы вооружений и БРЭО.


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Калинин" / "Адмирал Нахимов" пр.11442, Северодвинск, вероятно, начало 2000-х годов (http://lemur59.ru).


- пр.11442М () - тяжелый атомный ракетный крейсер, модернизация крейсеров пр.11442 после 2012 г. Наименование проекта условное. Первым (и возможно единственным) кораблем, который пройдет модернизацию будет ракетный крейсер "Адмирал Нахимов". По проекту на корабле будут установлены новейшие системы вооружений уже прошедшие испытания (). Работы по выпуску проектной документации начаты "Северным ПКБ" в 2012 г. В июне 2013 г. заключен контракт между Министерством обороны России и ПО "Севмаш" и начаты работы на корабле. Сдача корабля Флоту ожидается в 2018 г. (плданы 2013-2014 г.г.).


Предполагаемые проекции тяжелого атомного ракетного крейсера пр.11442М "Адмирал Нахимов", 12.11.2016 г..

Статус : СССР / Россия


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий" пр.11442 перед спуском на воду, 29.04.1989 г.



- 2013 г. 13 июня - ПО "Севмаш" сообщает , что предприятием заключен контракт на ремонт и модернизицию ракетного крейсера "Адмирал Нахимов" по пр.11442М. Тактико-техническое задание на модернизацию корабля утверждено Министром обороны России. В ближайшее время планируется заключение контракта на разработку технического проекта модернизации крейсера, который будет выполнять «Северное ПКБ». На предприятии же пока начат подготовительный этап: монтаж систем технологического обеспечения, освидетельствование и дефектация оборудования паропроизводящей и паротурбинной установки, а также демонтаж узлов и агрегатов. 70% демонтированного оборудования подлежит замене. В 2014 г. планинруется провести докование корабля в гидроузле ПО "Севмаш". Сдача корабля Флоту планируется пока на 2018 г.

2013 г. 04 октября - в ходе учений силами Северного флота выполнены успешные пуски противокорабельных крылатых ракет по мишеням в центральной части Баренцева моря. В том числе в стрельбах принимал участие атомный ракетный крейсер "Петр Великий" пр.11442 - он выполнил пуск одной ракеты "Гранит" на дальность до 400 км ().


ТАРК "Петр Великий" и HMS Northumberland ВМФ Великобритании совместно маневрируют. 2013 г. (http://www.royalnavy.mod.uk).


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий" пр.11442 в арктическом походе, 2013 г. (фото - Вадим Серга и Максим Гриценко, ).


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Нахимов" пр.11442 у стенки ПО "Севмаш" в самом начале работ по модернизации корабля, Северодвинск, ноябрь 2013 г. (http://forums.airbase.ru).


- 2014 г. 24 января - СМИ сообщают , что на ПО "Севмаш" начаты работы по модернизации по пр.11442М атомного ракетного крейсера "Адмирал Нахимов". Технический проект разрабатывается "Северным ПКБ". Модернизация крейсера "Адмирал Нахимов" началась с демонтажа крупногабаритного оборудования и систем, которые подлежат замене и ремонту. Это позволит уменьшить вес конструкции, что облегчит перевод от причальной стенки в наливной бассейн предприятия. В одном из цехов "Севмаша" изготавливаются понтоны для перевода "Адмирала Нахимова" через порог плавучего гидротехнического затвора в наливном бассейне, отметили в пресс-службе предприятия. "Эта операция — основная задача на 2014 год. Перед ней необходимо подготовить корабль, в том числе перевести крейсер со штатного питания на технологическое".

2014 г. 16 октября - руководитель Северного ПКБ заявил СМИ, что после ремонта по пр.1142М ракетный крейсер "Адмирал Нахимов" прослужит еще 30-40 лет. "Это будет принципиально обновленный корабль, почти новый. У него хороший корпус. А все остальное, кроме корпуса и части энергетической силовой установки, будет новое" ().


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Нахимов" пр.11442 у стенки ПО "Севмаш", Северодвинск, октябрь или весна 2014 г. (фото - Слава Степанов, http://gelio.livejournal.com/).


- 2014 г. 24 октября - ракетный крейсер "Адмирал Нахимов" заведен в наливной бассейн ПО "Севмаш" для выполнения ремонтных работ.


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Нахимов" пр.11442 в наливном бассейне ПО "Севмаш", Северодвинск, 24.10.2014 г. (фото - Олег Кулешов, http://www.sevmash.ru).


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Нахимов" пр.11442 в ремонта на ПО "Севмаш", Северодвинск, 02.06.2015 г. (фрагмент, ).


Строительные работы на тяжелом атомном ракетном крейсере "Адмирал Нахимов" - переоборудование по пр.11442М, ПО "Севмаш", г.Северодвинск, вероятно январь-февраль 2016 г. (кадр из кинофильма http://www.sevmash.ru).

Реестр крейсеров пр.1144 / 11442 :

проект заводской № завод заложен спущен на воду вступил в строй примечание
"Киров"
"Адмирал Ушаков"
пр.1144 800
ССЗ "Балтийский завод" 26.03.1974 27.12.1977 30.12.1980
Северный флот
Переименован в "Адмирал Ушаков" 27.05.1992 г.
"Фрунзе"
"Адмирал Лазарев"
пр.11442 801 ССЗ "Балтийский завод" 26.07.1978 26.05.1981 31.10.1984 ТОФ. Переименован в "Адмирал Лазарев" 27.05.1992 г.
"Калинин"
"Адмирал Нахимов"
пр.11442 802 ССЗ "Балтийский завод" 17.05.1983 25.04.1986 30.12.1988
10.05.1989 ()
Северный флот
Переименован в "Адмирал Нахимов" 27.05.1992 г. В ремонте с 1999 г.

ТОФ в планах после модернизации, с 2018 г. ()

"Юрий Андропов"
"Пётр Великий"
пр.11442 803 ССЗ "Балтийский завод" 25.10.1986 29.04.1989 19.04.1998 Северный флот
Переименован в "Пётр Великий" 27.05.1992 г.
"Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" пр.11442 804 ССЗ "Балтийский завод" - - - официально не закладывался, не достроен
"Адмирал Нахимов" пр.11442М - ПО "Севмаш" работы начаты в январе 2014 г. (24.01.2014 г.) План - 2018 г. (2013-2014 г.г.)

План - до 2020 г. (13.01.2017 г.)

План - 2020-2021 г.г. (16.03.2017 г.)

контракт подписан в июне 2013 г., работы на корабле начаты.

Бортовые номера:
Год "Киров" "Фрунзе"
"Калинин" "Петр Великий"
1980 г. 181
1981 г. 076
1983 г. 065
1984 г. 190
1985 г. 052 050
1986 г. 028
1987 г. 059, 092 014
1988 г.

058
180
1989 г. 064
1990 г. 010 085
1991 г. 052
1993 г. 090
1994 г. 080
1995 г. 183
1996 г. 015
1998 г. 099

Крейсера пр.1144 / 11442 в ВМФ СССР и России:
http://en.wikipedia.org , 2012 г.
Год боевых в ВМФ "Киров" /
"Адмирал Ушаков"
"Фрунзе" /
"Адмирал Лазарев"
"Калинин" /
"Адмирал Нахимов"
"Петр Великий"
1980 30.12 - передан Флоту, Северный флот



1984 2 первый боевой поход в Средиземное море

18.05 - во время пожара складов с боеприпасами в Североморске остался на рейде для того, чтобы в случае старта ракет с горящих складов в сторону города сбить их средствами ПВО

31.10 - принят Флотом


1985 2 21.08 - 22.11 - переход из Североморска во Владивосток, заходы в Луанду (Ангола), Аден (Юж.Йемен) и Вьетнам





1988 2 30.12 - принят Флотом
1989 3 апрель - во время перехода к месту аварии ПЛА "Комсомолец" пр.685 произошла авария главного редуктора ГТЗА



1990



1991 2 Выходы корабля в море прекращены



1992 2 переименован в "Адмирал Ушаков"
11.04 - переименован в "Адмирал Лазарев"
22.04 - переименован в "Адмирал Нахимов"






1997 июль - переход морем до места ремонта (последний зафиксированный)
1998
1999 поставлен для модернизации на ПО "Севмаш" (Северодвинск, ) июль - по состоянию на дату корабль небоеспособен и находится в отстое в ожидании утилизации, выведен из боевого состава Флота 14.08 - переведен на ПО "Севмаш" для проведения планового среднего ремонта
2000 начат средний ремонт с модернизацией на ПО "Севмаш" (Северодвинск, ) 06.12 - пожар на корабле (база ВМФ в районе г.Фокино)
2001 объем фактического финансирования ремонта корабля на ПО "Севмаш" был установлен ниже фактических затрат на его содержание у стенки завода ()
2002 выведен из боевого состава Флота
2003
2004 выгрузка ядерных энергетических установок
2005 выгрузка ядерных энергетических установок

корабль находится в отстое в зал.Стрелок, район пос.Шкотово

2006
2007
2008 в СМИ появилась информация о планах утилизации корабля план ремонта скорректирован

сентябрь - начало выгрузки ядерного топлива, завершгение ремонта планируется на 2012 г.

2009 решения о восстановлении корабля нет ()
2010 корабль находится в отстое в зал.Стрелок, бухта Абрек
2011 появилась информация в СМИ о принятии решения о восстановлении и модернизации корабля () появились сообщения СМИ о модернизации корабля ()
2012 осень - корабль возвращен в боевой состав Флота, ведется разработка проекта модернизации корабля () планируется ввод в строй по планам 2008 г.

завершены подготовительные работы и проектирование нового облика корабля


2013 13.06 - заключен контракт между ПО "Севмаш" и Минобороны на ремонт и модернизацию крейсера (план сдачи - 2018 г.)
2014 09.06 - пресс-секретарь ЦС «Звёздочка» Евгений Гладышев сообщает, что ТАРКР «Адмирал Ушаков» начнут утилизировать не ранее 2016 года. В бюджет госкорпорации Росатом на 2015 год включена сумма, которую планируется потратить на разработку проектной документации на утилизацию ТАРКР «Адмирал Ушаков». Отработанное ядерное топливо из него не выгружалось, однако специалистами «Звёздочки» были проведены работы по герметизации опасной реакторной зоны () 17.12 - 30-й СРЗ ТОФ завершил доковый ремонт и подготовку крейсера к стоянке () 24.10 - крейсер заведен в наливной бассейн ПО "Севмаш" 17.11 - крейсер завершил плановые мероприятия по восстановлению технической готовности в базе и вышел в полигоны боевой подготовки в Баренцевом море ().
2015 30.01 - крейсер полностью подготовлен к огневым работам (сварка, газорезка), идет демонтаж внутренних конструкций корабля (). 07.09 - крейсер встал в ремонт в СРЗ-82 (Росляково). Быдет осуществлено восстановление технической готовности корпуса и винто-рулевой группы ()

Модернизация крейсера проекта «Орлан»

В этом году на тяжелом атомном ракетном крейсере «Адмирал Нахимов» проекта 11442М «Орлан» , который проходит ремонт и модернизацию на Севмаше, будет открыт новый фронт работ – начнется поставка крупногабаритного оборудования.

Кроме того, в 2017 году на крейсере приступят к монтажу систем и трубопроводов . Сейчас корабелы Севмаша заняты установкой корпусного насыщения, ведется подготовка к электромонтажным работам. При ремонте корабля применяется инновационная методика работы, связанная с 3D-моделированием. Объединение многочисленного оснащения корабля в одном пространстве в реальных условиях и проверка их взаимного расположения в модели помогает делать работу более эффективной.

Как отмечает ответственный сдатчик Владимир Павлов, опытные работы, которые были проведены трубозаготовительным цехом в некоторых помещениях корабля, показали хорошие результаты. При новой системе должно значительно сократиться время изготовления изделий.

Заложена атомная подводная лодка «Князь Пожарский» >>

Этот корабль, начавший службу в 1988 году, в конце девяностых годов был отправлен на ремонт и до сих пор не вернулся в строй. Долгие годы простоя сказались на состоянии корабля, кроме того, вооружение и бортовое оборудование уже устарели и должны быть заменены для дальнейшей эксплуатации корабля. По этим причинам Минобороны России заказало ремонт и обновление ракетного крейсера. Из четырех кораблей этого проекта в составе ВМФ только флагман Северного флота «Петр Великий». Два «Орлана» законсервированы: «Адмирал Лазарев» на Тихоокеанском флоте, «Адмирал Ушаков» на Северном.

Вашему вниманию видео (с 5 мин 35 сек ) грандиозной стройки нового флагмана российского флота – атомного крейсера «Адмирал Нахимов» , бывшего «Калинина». После окончания ремонта это будет самый современный и мощный боевой корабль, оснащённый уникальной радиоэлектроникой и новейшим вооружением.

Главной целью модернизации является придание боевой единице Северного флота требуемой современным реалиям боевой эффективности. Для этого нужна не только полная замена устаревшего оборудования и систем вооружений, но и обеспечение возможности дальнейшей модернизации.

Из наиболее трудоемких задач, поставленных перед корабелами Севмаша, на первом месте стоит замена наклонных шахтных пусковых установок, предназначенных для ракет 3М45, универсальными комплексами УКСК 3С14 вертикального старта. Возможно, от наклонной схемы все же не откажутся (многие детали проекта держатся в тайне), но запуск больше не будет производиться из затопляемых позиций (необходимость в этом диктовалось «подлодочным» происхождением устаревших 3М45).

Завершено строительство серии подлодок для ЧФ ВМФ России >>

В качестве нового ударного вооружения можно рассматривать ракетные комплексы 2-ух типов. Крейсер «Адмирал Нахимов» в зависимости от пожеланий военных может быть оснащен комплексом П-800 «Оникс» или «Калибр». Следует отметить, что при использовании ракет «Оникс» боезапас корабля останется прежним – в габариты имеющихся пусковых установок может быть помещено только 20 ракет этого типа. При использовании системы «Калибр» общий боекомплект крейсера может быть в разы больше. По некоторым данным, на крейсер проекта 11442М могут быть установлены пусковые установки для 80 ракет различного назначения. Такое большое количество ракет в арсенале «Адмирала Нахимова» диктуется способом их применения – «волчья стая». Отразить такую групповую атаку практически невозможно.

Крейсер «Адмирал Нахимов» предположительно будет вооружен для борьбы с подводными лодками комплексами «Пакет-НК» (возможно, что в составе вооружений оставят хорошо зарекомендовавший себя и не устаревший «Водопад-НК»). Реактивные бомбометы РБУ-6000 заменят «Удавы-1», способные осуществлять надежную защиту от торпедных атак.

Испытания атомной подлодки "Подмосковье" >>

Сменится и основной зенитно-ракетный комплекс корабля «Форт». С момента его создания сухопутные системы С-300 прошли несколько этапов модернизации. Например, последняя модификация С-300ПМУ стоит на крейсере «Петр Великий» . Однако, скорее всего, «Адмирал Нахимов» получит куда более совершенную систему С-400 «Триумф».

Особенность «Триумфа»- в более совершенном радиолокаторе, позволяющем обнаруживать цели на дальности до 400 км. В более мощной ЭВМ, способной значительно быстрее определять характер возникающих угроз, и поражать наиболее опасные цели. РЛС комплекса обеспечивает одновременно трассовое сопровождение до 100 целей и точное сопровождение до 6. Ведет одновременный обстрел 36 целей с наведением на них до 72 ракет.

Еще одна особенность С-400 состоит в том, что разные типы целей система может поражать разными ракетами. Например, одной ракетой аэродинамические цели уничтожаются на расстоянии до 400 км, а другая способна сбить объект и на высоте 5 метров. Кроме того, это первая в мире зенитно-ракетная система, умеющая сбивать ядерные боеголовки, из-за чего ее считают главным элементом нестратегической ПРО России.

Ближняя зона ПВО корабля, скорее всего, будет усилена морским аналогом сухопутного зенитно-ракетного комплекса «Панцирь» . Во всяком случае, в Тульском КБ, где создавалась система, неоднократно говорили о возможности ее включения в состав корабельного вооружения.

Планируется, что ремонт и глубокая модернизация тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) «Адмирал Нахимов» будет завершена к 2021 году. После 25 лет простоя у причальной стенки главной базы Северного флота в Североморске, в качестве плавштаба эскадры надводных кораблей, крейсер снова станет самой мощной боевой единицей флота, способной представлять интересы страны в Мировом океане.

ТАРКР «Адмирал Нахимов» проекта 1144 «Орлан» до 1992 года имел название «Калинин». Крейсер был заложен 17 мая 1983 года на Балтийском судостроительном заводе. 25 апреля 1986 года спущен на воду. 30 декабря 1988 года пополнил боевой состав ВМФ СССР, 22 апреля 1992 года переименован в «Адмирал Нахимов».

Статьи которые Вам могут быть интересны: