Когда у толкуновой обнаружили рак. Как складывалась личная жизнь всенародной любимицы валентины толкуновой и что стало причиной ее смерти. Озвучивание мультфильмов Валентины Толкуновой

Кристалинская Майя Владимировна (1932-1985) – советская певица эстрады, с 1974 года имела звание Заслуженной артистки РСФСР.

Рождение и семья

Майя появилась на свет в Москве 24 февраля 1932 года. Семья, где родилась девочка, была русско-еврейская.

Папа, Кристалинский Владимир Григорьевич, родом был из Черниговской губернии. В Могилёве он учился в реальном училище, потом на художественно-конструкторском факультете Высших художественно-технических курсов в Москве. Он был учёный-математик, трудился во Всероссийском обществе слепых, составлял всевозможные головоломки, детские игры и кроссворды, которые часто печатались в «Пионерской правде». В 1958 году издательство «Детский мир» выпустило книгу «Шутки-минутки», автором которой был отец Майи Кристалинской. Владимир Григорьевич в Доме пионеров охотно вёл занятия для детей (позже заведение переименовали в Центральный дом детей железнодорожников).

Мама, Кристалинская Валентина Яковлевна (девичья фамилия Пыткина), родилась в Павлодаре.

Родители после свадьбы переехали в Москву. В конце 20-х годов у них родилась первая девочка, её назвали Майя, но в возрасте двух лет малышка умерла. Для Владимира и Валентины Кристалинских это был тяжелейший удар, оправиться от которого они смогли лишь с рождением в 1932 году второй дочери, ей дали такое же имя Майя.

Детские и школьные годы

Майина тётя Лиля (папина двоюродная сестра) работала в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко артисткой. Её муж, Павел Златогоров, был знаменитым режиссёром. Майя любила ходить в театр к тёте Лиле и дяде Паше, она пересмотрела там почти весь репертуар, а когда бывала у них в гостях, перезнакомилась со всем театральным бомондом Москвы того времени. Но больше всего Майя любила слушать у них пластинки и играть на фортепиано.

Майиной ближайшей подругой детства была Валя Котелкина, девчонки познакомились в кружке Дома пионеров, которым руководил папа Кристалинской, и остались подругами на всю жизнь. В детстве их любимой игрой было исполнение песен и арий, одна начинала, а вторая должна была заканчивать. Майя обожала петь, но при этом у неё ни разу даже мысли не возникало, чтобы связать свою жизнь с музыкой.

Она хорошо училась в школе, больше всего любила литературу, математику и иностранный язык. На школьных вечерах Майя всегда выступала, она выходила на сцену и пела просто так без всякой подготовки, с первыми аккордами рояля.

Обучаться музыке Майя продолжала даже во время войны. Маленькая и хрупкая девочка имела поистине железную волю. Чтобы не мешать соседям по коммунальной квартире, она ждала, когда начнут выть сирены и стрелять зенитки, и в это время занималась на пианино.

Когда в Центральном доме детей железнодорожников образовался хор под руководством Семёна Дунаевского, Майя стала его постоянной участницей.

В июне 1950 года Кристалинская окончила школу и во время выпускного вечера перед случайной публикой решила спеть песни военных лет. Посторонние люди бурно аплодировали девушке, кричали: «Браво!», но Майя всё равно не воспринимала этот свой талант как будущую профессию. Поступать после школы она решила в Московский авиационный институт.

Институт и распределение

Летом 1950 года Майя вместе со своей подружкой Валей стали студентками факультета экономики самолётостроения МАИ.

В институте Кристалинская, как и в школьные годы, пела в хоре. Руководители заметили, что у тихой и скромной Майи от природы почти идеально поставленный голос.

В хоре у Кристалинской появилась ещё одна подружка Галя Карева, которая в будущем стала примой Александринки. Галя начала настаивать, чтобы Майя, имея такой уникальный дар, посвятила свою жизнь пению. Но Кристалинская отнеслась к этому спокойно и в 1955 году окончила МАИ, получила диплом с распределением в Новосибирск (здесь на заводе имени Чкалова она должна была отработать три года).

Майя вместе с подругой Валей поехали в столицу Сибири осваивать полученную в институте профессию и участвовать в культурной жизни (так, по крайней мере, они думали, когда ехали на поезде в Новосибирск). Но действительность оказалась не такой радужной. Заместитель директора завода встретил девчонок не слишком приветливо, назначил их на должность выдавальщиц (для выдачи деталей рабочим) с окладом 730 рублей, что по тем временам было не много. Молодым специалистам даже не предложили комнату в общежитии, директорская секретарша отвела девушек в «красный уголок», где определила им для ночлега диван.

Позже их поселили в комнату при бухгалтерии, которую девчонки между собой назвали казематом. Майя и Валя попросили директора отпустить их обратно домой в Москву, на что получили строгое: «Нет!» Грязные производственные помещения, бранящиеся женщины, рабочий день по 10-12 часов – всё это способствовало тому, что девушки просто-напросто сбежали.

С новосибирского завода в Москву пришла бумага, где сообщалось, что Кристалинская и Котелкина самовольно покинули рабочие места, за что их необходимо привлечь к уголовной ответственности. Такая жалоба поступила в Министерство авиационной промышленности. Но девушкам повезло. Начальник главка был рецензентом на Майин диплом, который она защитила на «отлично». Он не стал портить девушкам трудовую биографию, пожалел их и пристроил работать в московское конструкторское бюро под руководством генерального конструктора Яковлева.

Работы было много, руководитель отличался строгостью, поэтому Майя практически весь рабочий день проводила за кульманом и лишь 15 минут обеденного перерыва тратила на репетиции концертов, а по вечерам выступала в Центральном доме детей железнодорожников.

Во время перерыва на репетиции послушать Кристалинскую сбегались работники всех лабораторий КБ. Вскоре о талантливом самородке, работающем в конструкторском бюро, прослышал молодой композитор Юрий Саульский, который к фестивалю молодёжи и студентов в Москве организовывал джазовый ансамбль.

Творчество

Самодеятельный ансамбль Саульского назывался «Первые шаги», Кристалинкая стала его солисткой. Уже в 1957 году на московском молодёжном фестивале коллектив получил звание лауреата песенного конкурса.

После фестиваля в «Советской культуре» вышла разгромная публикация, где коллектив прозвали «музыкальными стилягами», ансамбль «Первые шаги» пришлось закрыть, но волшебный голос Кристалинской запал в сердца слушателей, Майя стала набирать известность как певица.

Она продолжала работать в бюро, брала отпуска за свой счёт и уезжала на гастроли. Летом 1958 года Майя оформила сразу два месяца отпуска (очередной и за свой счёт). Она отправилась в длительные гастроли по Закавказью. Это лето стало судьбоносным, больше на работу Кристалинская не вернулась. Она поняла всю масштабность зрительской любви, когда после одного из концертов молоденькая девушка протянула ей для автографа свою институтскую зачётку.

Майя была абсолютно непохожей на других звёзд эстрады: она пела на сцене не в концертных платьях, а в повседневных костюмчиках, как будто только что выбежала на перерыв из своего конструкторского бюро, сейчас споёт и снова на работу. За это и за удивительно чистый, нежный голос её боготворили поклонники. Манера её исполнения была абсолютно индивидуальной, столько в её голосе было душевности, что газеты часто называли Кристалинскую «домашней», «уютной», «мамочкой советской эстрады».

Для неё писали песни самые популярные композиторы и песенные авторы, она сотрудничала с джазовыми оркестрами Олега Лундстрема и Эдди Рознера, пластинки с песнями Кристалинской раскупались в один момент.

В конце 60-х – начале 70-х годов ХХ века Майя стала символом советской эстрады, постоянно по радио и телевидению крутили её песни, их пели, когда весело, в больших и шумных компаниях, и когда грустно, в одиночестве:

  • «Топ-топ, топает малыш»;
  • «Мы выбираем, нас выбирают»;
  • «А в Подмосковье»;
  • «А снег идёт»;
  • «То снег, то дождь»;
  • «Сегодня праздник у девчат»;
  • «Старый клён»;
  • «Не повторяется такое никогда»;
  • «Мы с тобой случайно в жизни встретились».

Самой популярной песней в исполнении Майи считается композиция «Нежность», которую зрители знают по фильму «Три тополя на Плющихе».

К сожалению, Майю задавила советская действительность. Чиновники, находящиеся у власти, признали, что в её песнях много грусти, а советская певица должна была петь только радостные песни. Сначала запретили её выступления на телевидении, потом концерты в больших городах, разрешено было только петь в сельских клубах Рязанской, Орловской и Тульской областей.

Но где бы ни пела Майя, на её концертах всегда были полные залы, Кристалинская покоряла зрителей своей задушевной манерой исполнения и абсолютно не звёздным скромным обликом. В 1966 году зрители признали её лучшей певицей Советского Союза. Она получила звание Заслуженной артистки в 1974 году, но для слушателей была по-настоящему Народной.

Болезнь

В начале 60-х годов во время гастролей Майя почувствовала себя не вполне здоровой, у неё поднялась слишком высокая температура. Обратившись в больницу, молодая 29-летняя женщина узнала о страшном диагнозе – опухоль лимфатических желез (на медицинском языке это звучит лимфогранулематоз).

Майе предстоял очень тяжёлый курс лечения. Но она всё стойко выдержала, только после лечения на шее остались следы ожогов от химиотерапии. После этого Кристалинская стала выходить на сцену с косыночкой на шее.

Удивительно, но советские женщины настолько любили певицу, что моментально раскупили все косыночки в универмагах и повязали их себе на шеи, так хотелось быть похожими на очаровательную, милую, душевную Майю.

После этого почти четверть века знаменитые советские гематологи Воробьёв и Кассирский лечили певицу, благодаря им она прожила ещё столько же, как до страшного диагноза. Сильнейшая женщина не бросила сцену и зрителей, она продолжала петь и ездить на гастроли, возя с собой полный чемодан таблеток, лекарств и косыночек. Короткие творческие отпуска Майя проводила в больничной палате, но об этом не знал никто.

Личная жизнь

Первым супругом Майи был писатель-сатирик Аркадий Арканов. Однажды после концерта он подошёл к молодой певице с желанием познакомиться. Кристалинскую покорило, с какой настойчивостью Аркадий за ней ухаживал. Вскоре он предложил Майе выйти за него замуж. Она согласилась, несмотря на недолгий срок знакомства (познакомились они в апреле, а уже в июне расписались).

Свадьба получилась напряжённой, потому что ни одни, ни вторые родители не были в восторге от этого брака. Наверное, они что-то чувствовали сердцем, потому что жизнь молодожёнов не задалась, через девять месяцев после бракосочетания Майя и Аркадий расстались. Они сохранили приятельские отношения и потом ещё три года официально по паспорту были супругами, хотя давно уже не жили. Развод оформили, когда Аркадию это стало необходимо для получения жилплощади.

Потом в жизни Кристалинской был роман с журналистом из журнала «Огонёк», но, по большому счёту, молодая женщина не была счастлива в личной жизни, пока не встретила своего единственного мужчину, предназначенную ей Богом вторую половинку.

Это был довольно популярный среди московского бомонда скульптор, дизайнер и архитектор Барклай Эдуард Максимович, его первой супругой была дочь Орджоникидзе. На момент знакомства с Майей он уже был разведён. Кристалинская и Барклай стали жить в гражданском браке, позже официально зарегистрировали свои отношения, несмотря на то, что Майя не могла иметь детей из-за многочисленных химиотерапий.

Впервые Майя почувствовала себя настоящей женщиной, она купалась в любви и счастье. Эдуард полностью оградил её от любых работ по дому, готовил для неё кулинарные изыски, постоянно следил, чтобы она во время приняла лекарства. Он выбирал для жены сценические платья, благодаря мужу Майя перестала выходить на сцену в простых костюмах, а стала появляться в концертных платьях разных расцветок и фасонов.

К сожалению, в скором времени врачи обнаружили у Эдуарда сахарный диабет. В начале лета 1984 года Майя с мужем собрались в отпуск на курорт. Утром в день отъезда ему стало плохо, он успел попросить жену вызвать врачей и потерял сознание. Карета «скорой помощи» приехала быстро, Барклаю сделали укол, но сердце его всё равно остановилось. 19 июня 1984 года его похоронили.

Потеря для Кристалинской оказалась настолько тяжёлой, что ей больше не интересно стало жить на земле, она даже перестала наблюдаться у своих докторов. Единственное, что отвлекало её от постоянных мыслей о муже, ‒ это перевод мемуаров её любимой актрисы Марлен Дитрих. Майя перевела книгу с немецкого языка, она вышла в СССР после смерти Кристалинской.

В начале 1985 года доктора, наблюдавшие Майю, настояли на очередном сеансе химиотерапии. Но результат оказался отрицательным, у певицы ухудшилась речь, у неё стали отниматься правая нога и рука. В июне её госпитализировали, Майя впала в кому, из которой не вышла. Она умерла 19 июня 1985 года, в этот день год назад похоронили её мужа.

Похоронена Майя Кристалинская в Москве на Новом Донском кладбище. На мемориальной доске сделана надпись: «Ты не ушла, а просто вышла. Вернёшься и опять споёшь…»

Многие неординарные личности притягивают внимание не только во время своей

жизни, но и после ее завершения. У настоявшего таланта нет срока давности. В этой статье пойдет речь именно о таком человеке - о народной певице времен Советского Союза.

Майя Кристалинская: биография

Кто она такая и как зарождался талант? Майя Владимировна Кристалинская появилась на свет 24 февраля 1932 г. в Москве. Отец ее, Владимир Кристалинский, зарабатывал на жизнь, придумывая и создавая разного рода головоломки и шарады для печатных изданий. Но любовь к музыке и пению девочке привил подарок, сделанный её дядей (мужем сестры отца), который работал в музыкальном театре режиссером и подарил ей гармошку. Играть на этом инструменте она научилась самостоятельно.

Первые успехи Майи Кристалинской

В школе девочка училась хорошо. Она была прилежным ребенком. Школу она совмещала с занятиями в детском хоровом коллективе, который назывался «Народный

ансамбль песни и танца». Руководителем этого коллектива был Семен Осипович Дунаевский. Но застенчивость Майи мешала ей в полной мере проявлять свои способности в пении. Что не сразу позволило обнаружить в ней необычайный талант. Даже сольно она пела исключительно в семейном кругу.

На школьном выпускном вечере (июнь 1950 г.) Майя наконец решилась и спела для случайных прохожих на В ее исполнении были такие песни, как «Синий платочек», «Друзей-однополчан», а также другие произведения военных лет.

После школы Майя Кристалинская поступила и училась в на инженера- экономиста. Там она продолжала проявлять себя творчески, участвовала в В 1955 г., после окончания института, Майя уехала в Новосибирск по распределению. Там она работала на авиационном заводе имени Чкалова. Вскоре девушка вернулась обратно в Москву и ее приняли на работу в КБ (конструкторское бюро) Яковлева. Но самодеятельность Майя не оставила и посещала эстрадный ансамбль.

Расцвет деятельности

Уже в 1957 г. на Всемирном фестивале, который проводили в честь молодежи и студентов, Майя выступала с ансамблем «Первые шаги», руководителем которого был Ю. Саульский. Выступление певицы произвело впечатление на публику. Её даже называли «самородком из КБ» и стали приглашать петь на различные концерты. Хотя нашлись и те, кто был недоволен выступлением Кристалинской. В статье «музыкальные стиляги» ее сильно раскритиковали.

В музыкальных кругах Майя Кристалинская начала приобретать все большую популярность. Первые её гастроли прошли в Закавказье. Она успешно выступала в Ереване, Тбилиси, Баку. Публика принимала Кристалинскую очень восторженно. После гастролей Майе сделали предложение о выступлении с известными уже на тот момент джаз-оркестрами, руководителями которых были Эдди Рознер и После 1960 г. Кристалинская записала композицию героини Маши (стихи Г. Поженяна), которая называлась «Мы с тобой два берега…» что принесло ей еще большую известность.

Песни в исполнении Майи Кристалинской принесли ей небывалую популярность и всеобщую любовь. К ним относятся такие композиции: «Возможно», «Тишина», «Царевна-несмеяна», «В нашем городе дождь». А также очень известными были песни: «Скоро август», «Спасибо, аист», «Ах, Арбат» и многие другие. Вскоре девушка заслужила титул лучшей эстрадной певицы 1966 года. Кристалинская успешно исполняла песни и на английском языке: «Течет Волга», «Подмосковные вечера». И это еще не все! Композицию «Старый клен» она исполняла на польском языке.

Период застоя творчества

После выступления с песней «В нашем городе дождь» на «Голубом огоньке» (начало 70-х) руководство телеканала обвинило Майю в том, что она этим произведением пропагандирует печаль и грусть. Это привело к тому, что Кристалинскую практически перестали показывать на телевидении. Но причиной всему оказалось назначение председателем Гостелерадио С. Ляпина, после чего многие артисты оказались в таком же положении, как и Кристалинская. Гастрольную деятельность наша героиня не прекращала, не отчаивалась и в минуты застоя писала статьи в «Вечерней Москве», занималась переводом книги Марлен Дитрих «Размышления» на русский язык. Но, несмотря на это, в 1974 году Кристалинской был присвоен титул «Заслуженная артистка».

Личная жизнь

В 1957 году наша героиня - Майя Кристалинская - стала замужней дамой. Ее избранником был Аркадий Арканов, в то время работник медицины, который впоследствии стал известным писателем-сатириком. Познакомились они 30 апреля в Политехническом музее на Международном фестивале, который проводился в честь молодежи и студентов. И уже 9 мая Аркадий Арканов сделал Майе предложение, на которое она ответила своим согласием. июня 1957 г. состоялось бракосочетание Арканова и Кристалинской. Родителей мужа наша героиня впервые увидела на своей свадьбе. Жили супруги на съемной квартире.

Их брак продлился около года, после чего молодожены расстались. Причиной распада семьи послужили разные взгляды на жизнь. Уже во время брака Майя Кристалинская, биография, личная жизнь которой показывают нам, что девушка была целеустремленным человеком, уволилась из конструкторского бюро, чтобы полностью посвятить себя музыке.

Болезнь

Когда Майе было 29 лет, у нее обнаружили опухоль лимфатических желез. Во время недуга в обществе постоянно появлялись слухи о кончине певицы, о её болезни раком, о самоубийстве. Но после длительного лечения Майя поправилась. О болезни напоминал лишь след на шее, который впоследствии ей пришлось тщательно скрывать косынкой.

Вторая попытка

Творческий путь певица Майя Кристалинская продолжала все так же успешно, чего нельзя сказать о личной жизни нашей героини. Любовь народа, известность и много поклонников не принесли Кристалинской семейного счастья с гражданским мужем. В 60-е годы она познакомилась с журналистом. В то время он работал в журнале «Советский союз». Из-за слабости избранника и предрасположенности к спиртным напиткам постоянно случались ссоры, что и привело к их расставанию. Через непродолжительное время Кристалинская соглашается на предложение скульптора Эдуарда Барклая и выходит за него замуж. Познакомилась пара на ужине у известного врача А. Вишневского, где Барклай весь вечер проявлял знаки внимания Майе, после чего проводил домой. И уже через несколько месяцев Кристалинская перебралась к Барклаю в его однокомнатную квартиру. Благодаря второму супругу Майя перестала выступать на сцене в брючных костюмах с косынкой на шее и сменила их на элегантные платья с высоким воротником. Детей у Кристалинской не было ни от первого, ни от второго мужа. Поэтому она всю свою дарила своей племяннице Марьяне.

Последний год жизни

Брак Кристалинской и Барклая длился 20 лет (до 19 июня 1984 г.). Ровно до тех пор, пока её супруг не умер. После этого Майя Кристалинская столкнулась с болезнями. У нее начали отказывать ноги и руки. Затем пропала речь. И ровно через год, 19 июня 1985 г. умерла и сама Кристалинская. Но до сих пор слушатель помнит прекрасное исполнение певицы. Нельзя забыть душевные переливы музыки и чистый голос нашей героини. Музыка тех лет затрагивает струны нашей души, волнует или успокаивает, заставляет даже иногда плакать. Но она никого не оставляет равнодушным.

Когда мы с anni_lj были в Москве, то съездили на Донское кладбище. Целью поездки была могила Майи Кристалинской, ну а поскольку времени было достаточно, то мы погуляли и по новому кладбищу, и по старому некрополю. Кладбище находится, соответственно, у Донского монастыря

Сначала - могила Майи Кристалинской

на "торце" памятника - стихотворение Роберта Рождественского, вот это .

недалеко от могилы Кристалинской случайно совершенно увидели могилу Марии Борисовны Мульяш. Она была главным редактором концертного зала "Россия", в свое время помогала и дружила с Майей Кристалинской. Те, кто смотрели фильмы о Майе Владимировне, видели ее, скорее всего.

На другом участке неподалеку мы нашли могилу Фаины Раневской. Очень хорошо рядом с могилой растет куст сирени - наверное, так красиво весной...

Больше "знакомых" могил у нас там не было, и мы просто походили и посмотрели на интересные памятники. Большой участок этого кладбища занимают могилы авиационные, сплошные летчики, штурманы, бортпроводницы - иногда целыми экипажами.

и еще пара интересных памятников на новой территории - с такой мозаикой на камне

А вот территория некрополя. Он находится внутри ограды монастыря.

могилы там очень старые - даже часто не могилы, а раки

там масса интересного, все, конечно, не показать. Только выборочно - вот такой памятник-дерево

мастер, который делал памятник, указал в уголочке свои координаты

могила матери Ивана Сергеевича Тургенева

Захоронение Давыдовых.

Могила Петра Львовича Давыдова, знакомого А.С. Пушкина, участника войны 1812 года

А высокий памятник - это могила Льва Денисовича Давыдова, отца декабриста Василия Львовича Давыдова. На памятнике с одной стороны герб

а с другой барельеф

неподалеку - могила, на памятнике которой от руки написано "Салтычиха убийца 147 человек" - помещица Дарья Николаевна Салтыкова, известная своей жестокостью и садизмом.

Могила Александры Осиповны Смирновой-Россет, фрейлины, друга Пушкина, Карамзина, Гоголя.

на этом памятнике понравилась обстоятельная, подробная надпись

интересный могильный памятник, обнесенный оградой

с барельефом

и длинной надписью. Обратите внимание, перечислялись тогда все титулы, звания и заслуги.

Захоронение Деникиных - генерала, его супруги и философа Ивана Ильина с супругой. Останки были перенесены на Донское кладбище в 2005 г. Это, кстати, уже третье место захоронения Деникина: первое было в Детройте, второе - на православном кладбище в Нью-Джерси, третье вот в Москве. Перезахоронение было совершено с согласия его дочери.

В центре - могила военачальника Владимира Оскаровича Каппеля. Умер он неподалеку от Иркутска от воспаления легких. Похоронен был лишь через месяц после смерти - его тело возили за собой в отряде, боялись надругания большевиков над останками. И лишь когда дошли до Читы, то похоронили его в Кафедральном соборе. Но уже через несколько месяцев, когда Красная Армия подошла к Чите, оставшиеся в живых каппелевцы перевезли останки в Харбин, где и перезахоронили. На могиле был поставлен памятник, который разрушили китайские коммунисты в 1955 г.

На дальней стене, ограждающей территорию монастыря, мы увидели замечательно интересные горельефы, три больших и 3 маленьких.

Первый - работы скульптора А.В. Логановского, 1847-49 гг. "Мельхиседек встречает Авраама с плененными им царями".

и детали покрупнее

Второй горельеф работы того же скульптора и тех же лет - "Встреча Давида, победившего Голиафа"

И третий (скульптор и годы те же) - "Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар, 1380 г".

Горельеф того же скульптора - Мариам

и горельеф воина Георгия работы скульптора Н.А. Рамазанова

Она пела о любви, но долгие годы была одинока. Пела о материнских чувствах, но сама так и не стала матерью. Пела о «Нежности», а ее обвиняли в «пропаганде грусти». В единственный в жизни момент народной славы и успеха врачи поставили ей смертельный диагноз, но даже с ним Майе Кристалинской было смириться легче, чем с потерей любимого.

Умница, красавица и певица

Майе с детства легко давалось все, за что бы она ни бралась: учеба в школе, изучение иностранных языков, пение и музыкальные инструменты. Когда родной дядя подарил ей губную гармошку, Майя освоила ее за пять минут, чем сильно удивила родственника. Неудивительно, что школу и институт она всегда совмещала с пением в хоре, где Кристалинскую очень ценили за умение спеть под любой аккомпанемент без репетиций.


Когда шестнадцатилетней Майе пришла пора получать паспорт, она совершила свою первую ошибку. Русская по матери, в графе «национальность» она записала себя еврейкой — как отец. Через много лет это фактически поставит крест на ее карьере певицы. Учиться Кристалинская пошла на инженера, но судьба все равно ее настигла. Устроившись работать в конструкторское бюро, после работы она бежала в Центральный дом работников искусств, где участвовала в самодеятельности. Здесь обладательницу уникального голоса заметил джазмен Олег Лундстрем и пригласил гастролировать с его оркестром. Инженером Майя пробыла всего три года.

Успех и одиночество

Москва полюбила Кристалинскую после Международного фестиваля молодежи и студентов, на котором она выступала с оркестром Юрия Саульского. Вся остальная страна узнала о певице после выхода фильма «Жажда»: пластинка с песней «Мы с тобой два берега» разошлась тиражом в 7 миллионов экземпляров. По радио ее крутили каждый день, и Майя в буквальном смысле слышала свой голос из каждой форточки. Первый муж Кристалинской — выпускник мединститута и начинающий писатель Аркадий Арканов — к успехам супруги относился ревниво. Они познакомились после судьбоносного для нее фестиваля и поженились, даже ни разу не поцеловавшись. Арканов слыл ловеласом, его дерзость и настойчивость Майю покорили.


Но родственники молодых брак восприняли в штыки: за свадебным столом царила гробовая тишина. Обстановку попробовал разрядить отец Майи: раздал всем гостям головоломки собственного сочинения «Минут тридцать наша с Майей родня молча, не выпивая, разгадывала головоломки. Сцена получилась смешной…» — вспоминал Арканов. Он ушел от нее меньше, чем через год. Кристалинская попробовала отвлечься на работу, но внезапно заболела.

Рак

Ее близкая подруга Валя Котелкина вспоминала, что все началось, как обычная ангина: воспалились гланды, поднялась температура. Но когда на шее появились небольшие шарики, Майя обратилась за более серьезной консультацией врачей. Диагноз ставил крест и на ее жизни, и на ее карьере: рак лимфатических узлов. Кристалинской было тогда всего 29 лет.


Напрягать связки врачи запрещали — это сильно ухудшало состояние артистки. Но Кристалинская отвечала на это: «Лучше убейте меня сразу, без сцены я буду умирать медленно, день за днем». Тяжелое лечение с химиотерапией позволило перевести болезнь в стадию ремиссии. Именно тогда Майя Кристалинская стала появляться на сцене с неизменным платочком на шее. Публика списывала это на моду, но причина была серьезнее: платок прикрывал следы ожогов от облучения.

Поздняя любовь

Больше всего на свете Кристалинская мечтала любить и дарить свою любовь мужу и детям. Об этом чувстве она пела пронзительно и нежно. Неслучайно ее главный хит — «Нежность» Пахмутовой — она записывала со слезами на глазах.


После неудачного первого брака певица попробовала строить отношения с неким журналистом, относившемся к ней как к трофею и не равнодушным к бутылке. Эта любовь только ухудшила ее и без того ненадежную репутацию среди начальства. Когда Гостелерадио возглавил Сергей Лапин, времена хрущевской «оттепели» для артистов закончились. По слухам, он был ярым антисемитом — и та самая графа «национальность» в паспорте немедленно сыграла против Кристалинской. Официально ее убрали из эфира за «пропаганду грусти». Лапин считал, что она «не поет, а ноет».

Потом для нее стали недоступны просторные залы Москвы, Петербурга и других крупных городов страны. Знаменитая Майя Кристалинская ездила по районам и выступала в сельских клубах, чтобы совсем не остаться без работы. Именно в этот непростой период своей жизни она познакомилась со своим давним поклонником — архитектором Эдуардом Барклаем. После каждого концерта он присылал ей за кулисы букет из красных роз. Когда они, наконец, увиделись лично, Майя ответила на его чувство взаимностью.

Близкие певицы говорили, что только забота Эдика помогла продлить Майе жизнь. Он доставал для нее лекарства, следил за их приемом, запрещал заниматься домашним хозяйством и без устали говорил комплименты. А сам при этом медленно угасал от диабета.

В июне 1984 года они собирались в отпуск, когда Барклаю вдруг стало плохо. Приехавшая «скорая» ничего не смогла сделать — он умер на руках у Майи. С той самой минуты она потеряла интерес и волю к жизни. Все, чего хотела Кристалинская — это поскорее «воссоединиться с Эдиком». Она умерла ровно через год после его похорон — 19 июня 1985 года. Слова из песни «Нежность» стали для нее пророческими.

«Опустела без тебя Земля. Как мне несколько часов прожить? Так же падает в садах листва, И куда-то всё спешат такси… Только пусто на Земле одной Без тебя, а ты, Ты летишь, и тебе Дарят звёзды Свою нежность…»


Народная артистка РСФСР Валентина Васильевна Толкунова скончалась в Боткинской больнице на 64-м году жизни.

Конечно, еще в воскресенье всех обдало холодом. Когда стало известно о том, что Валентина Васильевна снова в реанимации, что просила повидаться со священником, что соборовалась. Все еще пытались себя обмануть: ну что такого, таинство соборования – это обычная вещь для верующего человека, оно силы дает, исцеляет. Казалось, что ее вера в Бога и в себя магически передавалась окружающим, и мысль о том, что такой человек, как она, может быть конечен, отметалась как полный абсурд.

"Я НЕ МОГУ УЙТИ СО СЦЕНЫ"

Николай, сын Валентины Васильевны, ее брат Сергей, коллеги – до последнего говорили планах, концертах, гастролях. Да и сама она говорила о том, как все будет хорошо. Внуков хотела. Дом строить собиралась. В общем, никто не подпускал и близко горестную мысль, что ничего уже не состоится, как будто призывали надежду и заклинали реальность отступиться, дать еще пожить чудесной женщине, певице маме, жене, подруге. Все бодрились. Ради нее. Но глаза-то, полные скорби, горя, осознания неизбежного, не спрячешь, как ни старайся...

Две недели назад Валентина Толкунова устала. Просто устала. Отменила химиотерапию – сказала, что не надо, что и так все нормально уже. Вместо чудесного исцеления наступила кома. И через два - часа смерть. Диагноз пока неточный. Но известно, что у певицы был рак мозга. Осенью Толкуновой делали сложнейшую операцию, удаляли опухоль в височной доле. Потом химиотерапия, это тяжело и больно. Но Валентина Васильевна не сдавалась. Она снова взялась за работу – уж чего-чего, а работы у нее всегда было много.

ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВНА СОБИРАЛАСЬ ПИСАТЬ КНИГУ

Гастроли, концерты, сольный спектакль... Наконец друзья уговорили ее написать книгу.

Как ни странно, о популярной певице не было написано ни одной книги, - рассказала нам редактор издательства «Зебра Е» Анна Староминская. - И я предложила Валентине Васильевне написать ее. Не скажу, что она пришла в восторг. У нее было много гастрольных поездок. Но от идеи книжки все-таки не отказалась. Мы несколько раз встречались в ее квартире, которую Валентина Васильевна называла своей мастерской, или студией, - на Цветном бульваре. Мне показалась, что она человек очень закрытый, мудрый, очень глубокой, с богатой внутренней и духовной жизнью. В силу этого старавшейся быть терпимой, милосердной и доброжелательной к другим. Она была человеком с чистым сознанием, воспринимающим вещи в их сути (далее).

Анастасия ПЛЕШАКОВА

"ВАЛЕЧКА НЕ ОТКАЗЫВАЛАСЬ НИ ОТ ОДНОГО КОНЦЕРТА"

Ее сын Коля говорил: «Мамочка, вот когда ты перестанешь так усердно работать и будешь больше времени проводить дома, будут тебе внуки!” Валентина Васильевна сопротивлялась: “Я не могу не работать, Коленька! Пока я нужна людям, я не могу уйти со сцены”.

И Эдуард Хиль тоже сокрушенно нам жаловался на свою давнюю подругу:

“Валечка всегда приезжала на юбилейные концерты, никогда никому не отказывала. Вместо одной песни пела три. И никаких денег не требовала. Тут же на поезд, и на другой концерт, в другой город. Вот, когда она узнала о своей болезни, наверное, не надо было делать такое количество выступлений. Организм – он не беспределен. Иногда надо и притормозить лошадей. А она так и ушла – на лету!. Но навсегда осталась в моей памяти поющей красавицей с косой".

ВАЛЕНТИНА ТОЛКУНОВА: "КАК МНЕ ВЫЗДОРОВЕТЬ?"

Концертный директор Льва Лещенко и близкий друг Валентины Толкуновой Олег Александрович Дмитриев в субботу пришел в больницу к певице, чтобы поддержать ее, буквально за два дня до того, как ее не стало.

Навестить Валю мы решили вместе с Львом Лещенко. Принесли цветы. Два букета. Он от себя, я от себя. Вошли в палату. Я насторожился. Вдруг со входа прямо заметил, что Валя, увидев нас, как-то искусственно бодрилась. Обрадовалась, конечно: «Ой, ребята, спасибо, что пришли!» Думаю, она почувствовала наше напряжение. Заговорили о литературе. Валя увлекалась историей государства. Мы обсуждали Петра I. Рядом с кроватью на столике у Вали стояли иконы.

«Олег, как мне выздороветь? Думаешь, это возможно?» Я ей ответил: «Валя, все в голове! Ты должна поверить в то, что здорова. Мысль материальна. Своим телом можно управлять. Медитируй. А ты думаешь о другом!»

Напоследок, когда мы уже уходили, Валя растеряно так бросила в спину: «Так о чем же мне думать?» Лева говорит: «Валя, думай о новой концертной программе. О совместной. Давай песню запишем на двоих. Мы через два дня придем и проверим, что ты придумала!».

Увы, ровно через два дня Валечки не стало. Лева очень сильно переживает ее уход. Закрылся ото всех, не разговаривает. Нам всем очень больно.

ВЛАДИСЛАВ ПЬЯВКО: «ОНА ЛЮБИЛА ГОВОРИТЬ О ЦВЕТАХ»

Все - ее друзья, артисты, певцы, - все говорят, что Валентина Толкунова человек закрытый. Была. Но не столько она была скрытной, сколько не хотела нагружать своими проблемами близких и друзей.

Валечка удивительной души и теплоты человек. – рассказывал нам солист Большого театра Владислав Пьявко, - И всегда ранимая. Она могла закрыться, когда чувствовала, что ей наносят удар. Но она справлялась. Она очень сильная. И к людям относилась по-доброму, по-теплому. Ко всем. Но не все ей отвечали тем же. Ира (Ирина Архипова – оперная прима и жена Владислава Ивановича – ред.) говорила, что Валечка Толкунова – жемчужина, чистая, без всяких примесей и налетов пошлости. Валюша не эстрадная, нет. Она песенница. А Валя, скромная, считала это ужасно высокой оценкой, говорила, что Ирочка погорячилась.

ВАЛЕНТИНА ТОЛКУНОВА: "У МЕНЯ ДРУГАЯ ЦЕЛЬ В ЖИЗНИ!"

Накануне 2010 года, когда была еще надежда на выздоровление Валентины Васильевны, Толкунова побеседовала с корреспондентом "КП".

У меня другая цель в жизни: хочу прожить ее с пользой для своей души. Нет смысла прожигать отпущенный вам срок впустую. Лучше побыть наедине с собой, сходить в театр, послушать хорошую музыку или прочитать интересную книгу, чем терять драгоценное время за бутылкой спиртного.

- К такой точке зрения вы пришли с возрастом?

Нет, мне всегда было интересно так жить. Зачем допускать в свой мир лишнее - то, что мешает и даже вредит?

- А что идет во вред именно вам?

Пустопорожние беседы, сплетни, светский бомонд, бесполезное времяпрепровождение, пошлость, вульгарность, глупые люди...

- А вы не боитесь с такими требованиями к окружающим остаться в одиночестве?

Ни в коем случае: двери нашего дома открыты для всех и всегда.

- И что, никогда в эти двери не входили плохие люди?

Случалось, но такие людишки около хорошего, как правило, не задерживаются. Мне кажется, что в ту минуту, когда они входят в дом, им нужно помочь. Появление любого человека не случайно, он в чем-то нуждается: в добром ласковом слове, в чашке чая, в дружеском совете или раскрытом сердце... Каждому - свое, и мы не должны отталкивать зашедшего "на огонек".

- Вас можно отнести к когорте деловых женщин?

Абсолютно нет! Сегодня многие творческие люди занимаются бизнесом, и я рада за них, но они, ко всему прочему, имеют еще и коммерческий талант. Я же больше романтик. Вот как-то недавно я ехала в поезде на гастроли и неожиданно задумалась: а чем еще я могла и хотела бы заниматься, кроме музыки? Сейчас время такое, что каждый может изменить профессию, возможностей для этого достаточно. С удовольствием преподавала бы, если бы было кому. Я часто общаюсь с молодыми, бываю председателем жюри многих музыкальных конкурсов, но те песни, которые сейчас поет молодежь, меня не трогают. Если бы можно было найти "созвучных" моей душе и моему творчеству талантливых исполнителей, то я с удовольствием помогла бы им. Я прожила довольно долгую жизнь, и мне есть что сказать молодежи, о чем поговорить и что обсудить. (Читайте последнее интервью, которое Валентина Толкунова дала "КП")

Мария РЕМИЗОВА

Прощание с легендарной певицей пройдет в среду, 24 марта, в Театре эстрады. Упокоится она в Москве, на Троекуровском кладбище.

С последним мужем Толкунова расписалась, когда узнала о своем недуге

Первым мужем Валентины Толкуновой был композитор Юрий Саульский. С ним певица прожила пять лет. Они расстались из-за нового увлечения Саульского. Вторым мужем Толкуновой стал журналист-международник Юрий Папоров, исследователь творчества Хемингуэя. От него Валентина Васильевна родила сына Николая.

Брак с Папоровым, как говорят родственники Толкуновой, распался из-за бесконечных командировок журналиста. Он постоянно был в разъездах, жил в то в Мексике, то в Латинской Америке (далее).

ЗВЕЗДЫ - О ТОЛКУНОВОЙ

Лев Лещенко : "Настоящая русская певица - ее место никто не сможет занять. Толкунова была и будет"

Иосиф Кобзон : "Благодаря подбору репертуара и исполнению Толкунову можно было слушать бесконечно"

Николай Басков : "Она была невероятным человеком, с доброй, чистой душой. Очень жаль, что от нас уходят такие люди - красивые, тонкие, добрые, талантливые"

Илья Резник : "Знаете, она одна такая была... Другой уже не будет. Валя была воплощением русской женщины, она была голосом русского народа".

Анита Цой : "Это красивая, умная, нежная, интеллигентная женщина всегда держалась достойно и вызывала уважение среди наших родных и близких, среди всех членов семьи разных возрастов - она была и остается звездой большого уровня!"

Таисия Повалий : Валентина Васильевна была не просто мягкой, доброй и отзывчивой русской женщиной, она была матерью. Нашей общей русской матерью...

Ренат Ибрагимов : Когда ездили вместе на гастроли, Валентина часто останавливалась в храмах и монастыря, могла заночевать в келье. Жила по принципу: Бог дал, Бог взял. Я знал о ее болезни, но Валя никогда не жаловалась.

Пять самых известных песен:

«Я не могу иначе»

«Кабы не было зимы»

«Спят усталые игрушки»

«Носики-курносики»

«Стою на полустаночке»

СПОЕМ

Я не могу иначе
(Текст - Николай Добронравов, музыка - Александра Пахмутова)

Нет без тревог ни сна, ни дня,
Где-то жалейка плачет...
Ты за любовь прости меня -
Я не могу иначе.
Я не боюсь обид и ссор,
В речку обида канет.
В небе любви такой простор...
Сердце мое не камень.
Ты заболеешь - я приду,
Боль разведу руками,
Все я сумею, все смогу,
Сердце мое не камень.
Я прилечу - ты мне скажи,
Бурю пройду и пламень,
Лишь не прощу холодной лжи -
Сердце мое не камень.
Видишь: звезда в ночи зажглась,
Шепчет сынишке сказку...
Только бездушье губит нас -
Лечат любовь и ласка.
Я растоплю кусочки льда
Сердцем своим горячим...
Буду любить тебя всегда:
Я не могу иначе.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Валентина ТОЛКУНОВА родилась 12 июля 1946 года в г. Армавире Краснодарского края. Но сама всегда считала себя москвичкой, потому что родители перевезли ее в столицу в год.

10 лет пела в ансамбле Центрального дома детей железнодорожников под управлением С. О. Дунаевского, куда выдержала конкурс еще ребенком. Окончила Музучилище им. Гнесиных. С 20 лет пела в биг-бэнде «ВИО-66» под руководством Юрия Саульского.

С 70-х годов Толкунова - одна из самых любимых певиц в России.

23 раза номинировалась на телевизионный конкурс «Песня года».

Первый муж - Юрий Саульский. Второй - дипломат, журналист-международник Юрий Папоров. Сын Николай, 31 год. Работает художником по свету в Московском театре музыкальной драмы и песни.

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

Валентина Васильевна заболела четыре года назад. Рак груди. Сначала пыталась лечиться сама - при помощи молитвы. Но не помогло. Пришлось срочно делать операцию. Поначалу болезнь отступила. Толкунова сразу вернулась на сцену и про здоровье даже не думала. Но спустя три года стало понятно - рак не побежден. Артистка какое-то время мучилась от сильной головной боли и была вынуждена пойти к врачу. Оказалось, рак четвертой степени - с метастазами в легкие, печень, мозг...

В сентябре 2009-го в госпитале имени Бурденко ей сделали операцию по удалению опухоли головного мозга. Потом - химиотерапия в Онкоцентре на Каширке.

16 февраля Толкунова снова попала в реанимацию - сразу после концерта в белорусском городе Могилеве. Она неважно себя чувствовала еще перед выступлением, однако вышла на сцену. Как только состояние Валентины Васильевны улучшилось, ее перевезли на реанимобиле в Москву, в Боткинскую больницу. Перед отъездом певица пообещала местным медикам вернуться и спеть лично для них. Увы, этому не суждено было сбыться. Последний месяц она провела в больнице.

В минувшую субботу вечером Валентине Васильевне стало плохо. Она попросила привести к ней священника, который прямо в больничной палате провел соборование.

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

Идеальная русская женщина

Валентина Толкунова - это голос из нашего детства. Если говорить «взрослым» языком, Толкунова была неким олицетворением стабильности нашей жизни. Чуть позже Валентина Васильевна так же помогала нам начинать входить во взрослый мир - ее, одну из немногих исполнительниц любовной лирики, то и дело крутили на первой кнопке радио с песней «Я не могу иначе». Своим серебристым голосом она говорила с нами на языке любви: «Ты заболеешь - я приду, боль разведу руками. Все я сумею, все смогу: сердце мое не камень».

Толкунова выглядела как идеальная русская женщина. Чуть полноватая, с доброй, кроткой улыбкой, с тяжелой косой через плечо (зависть многих мам и их дочек!), спокойная, мягкая, прощающая. Со временем образ поменяется, во взгляде появится разочарование. Но она останется все той нашей Валюшей. Слишком рано ушедшей...

Елена ЛАПТЕВА