Тест по рисунку ребенку семья. Тест «Моя семья. Любимые домашние питомцы

Хотите глубже заглянуть в душу ребенка и понять, чем он живет, что его беспокоит, о чем мечтает, его восприятие окружающего мира, семьи и Вас самих? С 4-5 лет Вы можете провести рисуночный тест «Моя семья». Дети воспринимают окружающий мир не как взрослые. Особые детские осмысления вызывают эмоциональные реакции, непонятные и непринимаемые взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные «теории».

Суть теста
Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш, ручку, стерку лучше не давать), просят: «Нарисуй свою семью». При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так, как он представляет. Если ребенок спросит, кого рисовать, предоставьте ему полную свободу, пусть рисует хоть зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным… После окончания рисования задайте наводящие вопросы: кто где нарисован, что делают члены семьи, кто в каком настроении и т.д.

Прежде, чем приступать к рисованию

  • Отследите обычное настроение ребенка. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе Вы получите ситуативный рисунок, соответствующий настроению ребенка в данный момент.
  • Не стойте над ребенком в момент выполнения задания, но незаметно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов.
  • Не поправляйте ребенка во время рисования («ты забыл нарисовать папу», «нарисуй ушки, ручки, т.д.»)
  • Не обсуждайте полученные результаты при ребенке – этот тест для Вас, для Ваших раздумий.
  • Чтобы получить более точную информацию, проведите тест 3-4 раза с промежутком в несколько дней и выявите часто повторяющиеся детали в рисунке.
  • При «объяснении» рисунка большое значение имеет положительный настрой «интерпретатора», необходимо подключить свое воображение и интуицию.
Интерпретация

В рисунке ничего случайного быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания. Вот несколько примеров творений детей.

Рисунок 1.
На этом рисунке ребенок очень тонко уловил особенности распределения семейных ролей. Мама – глава семьи, у нее все большое – глаза, нос, а особенно рот. Правда, глаза у мамы грустные, да и сердце цветочком прикрыто, рук нет, ничего изменить она не может. Папа по размерам (в восприятии ребенка) намного меньше мамы. По сторонам от мамы выписаны 12-летний брат с дыбом стоящими волосами и аккуратненький, но застегнутый на все пуговки сам 6-летний художник такого же роста. Маму любит слушать только папа, у него для этого даже ушки есть, а вот у детей стойкое нежелание слышать родителей.

Рисунок 2.
На этом рисунке тоже семья. Огромный дом с большим количеством пустых, необитаемых окон. На чердаке за решеткой живет сам художник. «Мама с папой на работе, я гуляю...» Постарайтесь рассмотреть автора рисунка внизу, рядом с машиной. Не правда ли, удивительно маленьким, ничтожным, одиноким чувствует себя малыш? Цветовая гамма тоже грустная: преобладает серый цвет и немного зеленого на машине (это папа иногда его катает). А огромные «руки» – антенны на крыше напоминают стоящих над ребенком родителей, которые подавляют чувства, запирающих его за решетку одиночества и тревоги. Видя такой рисунок, сразу понимаешь, что ребенку плохо, ему необходима помощь.

Рисунок 3.
А здесь все здорово! Семья в сборе, улыбки на лицах, все протягивают руки друг к другу, поддерживая и помогая. Ребенок любит всех и себя в том числе, много мелких деталей, яркие цвета. От рисунка веет радостью и свободой.

ПРАВИЛА ИНТЕРПРЕТАЦИИ
1. После окончания рисования расспросите ребенка, «кто есть кто», кто чем занимается.
Оговорки типа «а брата я забыл нарисовать» или «сестра не поместилась» не имеют значения. Если кто-то из семьи на рисунке отсутствует, то это может означать:

  • Наличие негативных бессознательных чувств к этому человеку. Например, сильная ревность к младшему брату; ребенок как бы рассуждает: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».
  • Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.
  • Трудности в отношениях с близкими: « Меня здесь не замечают», «Я чувствую себя отвергнутым», «Мне трудно найти свое место в семье»
  • Ребенок «отторгается» от семьи: «Меня не принимают, ну и не надо, и без них неплохо»

    3. На рисунке – вымышленный член семьи. Ребенок пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье. Дети часто рисуют птиц, животных, которые на самом деле не живут в доме, это означает, что ребенок жаждет быть кому-то нужным и необходимым, значит родители не удовлетворяют потребность в любви, нежности, ласке.

    4. Размер изображенных персонажей
    показывает их значимость для ребенка (см. рисунок 4).
    Чем авторитетнее в глазах ребенка изображенный человек, тем он крупнее. Часто у маленьких детей не хватает листа, чтобы разместить всю фигуру.

    5. Размер ребенка на листе.
    Если ребенок рисует себя очень маленьким, расположенным в уголочке листа, у него низкая самооценка на данный момент, или он считает себя самым маленьким в семье. Дети с завышенной самооценкой рисуют себя очень большими, даже крупнее родителей (см. рисунок 5).

    6. Место расположения ребенка на рисунке
    отображает его положение в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Если ребенок изобразил себя отдельно от остальных, или нарисовал себя последним это признак ревности, неблагополучия.

    7. Расстояние между изображенными
    свидетельствуют об эмоциональной близости или, наоборот, разобщенности. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими разобщенность включением в свободное пространство между членами семьи различных предметов (мебель, вазы, ...), чужих, выдуманных людей. При эмоциональной близости родственники нарисованы почти вплотную друг к другу, они соприкасаются руками. Чем ближе ребенок изображает себя к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому человеку и наоборот.

    8. Последовательность изображения членов семьи. Обычно первым ребенок рисует либо себя, либо самого любимого члена семьи, либо самого значимого, авторитетного, по мнению малыша, человека в семье. Обычно самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет (это может быть и сам ребенок).

    9. Расположение фигур на листе.
    Внимательно рассмотрите, кто на рисунке расположен выше, кто ниже. Наиболее высоко расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей значимостью в семье (даже если он небольшой по размеру). Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи (см. рисунок 6).

    10. Персонаж или предмет, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность. Изображается с усиленным нажимом карандаша, или сильно заштрихован, его контур обведен несколько раз, но бывает, что ребенок рисует такой персонаж еле заметной, «дрожащей» линией.

    11. Части тела.

    • Голова.
      Это – важная и самая ценная часть тела. Ум, умелость – в голове. Самого умного, думающего члена семьи ребенок изображает с большой головой (см. рисунок 7).
    • Глаза.
      Не только для рассматривания, они выдают печаль. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в помощи (см. рисунок 8). Персонажи с глазами-«точками» или глазами-«щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач (т.е., человек замкнут, подсознательно или сознательно не показывает свои эмоции, чаще отрицательные).
    • Уши.
      Это – орган восприятия критики и вообще любой информации о себе. Персонажи с большими ушами слушаются окружающих. Если ушей вообще нет, человек никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят (см. рисунок 9).
    • Рот.
      На рисунке рот – «орган нападения», ртом выражают агрессию, ругаются, кусаются, обижаются. Персонаж с большим или/и заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы. Если рта вообще нет, он изображен в виде точки, черточки – человек скрывает свои чувства, не может выразить их словами или влиять на других.
    • Шея.
      Символизирует способность самоконтроля головы над чувствами. Тот персонаж, у которого есть шея, способен управлять своими чувствами (чаще это взрослый).
    • Руки.
      Функция рук – цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми, т.е. способность действовать. Чем больше пальцев на руках, тем сильнее персонаж. Длина рук говорит об общительности, короткие руки выдают внутреннюю слабость, нерешительность, недостаток общения (см. рисунок 10).
    • Ноги.
      Нужны для ходьбы, для опоры, для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и увереннее персонаж стоит на земле. Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая – в семье (см. рисунок 11).

    12. Цветовая гамма рисунка – индикатор палитры чувств. Самыми любимыми цветами ребенок рисует самых близких членов семьи, себя, нелюбимые, мрачные цвета достаются отвергаемым ребенком людям. Обратите внимание на общую цветовую палитру: преобладание ярких цветов говорит о хорошем настроении, мрачные же цвета указывают на тревожность, подавленность (если, конечно, черный цвет не является любимым для малыша). Мамы обычно изображаются в красивых платьях, с заколками в прическах, со множеством мелких деталей, цвет волос может быть самым необычным, тщательно прорисовываются детали, так ребенок показывает свою любовь. Себя дети с адекватной самооценкой тоже тщательно прорисовывают, нарядно одевают. Любимые папы тоже очень нарядные, как и все близкие и любимые ребенком родственники.

    13. Ребенок рисует только себя, «забыв» нарисовать всех остальных, то это чаще говорит о том, что он не ощущает себя членом семьи. Ребенка в семье отвергают, неблагополучие и эмоциональные проблемы давят на него. Фигура может быть маленькой, «спрятанной» в угу листа, темной, со смазанным лицом. Но бывает, что ребенок с завышенной самооценкой рисует одного себя , чтобы подчеркнуть свою значимость. Он тщательно прорисовывает детали одежды, лицо; фигура очень большая, яркая.

    13.Солнце на рисунке – символ защиты и тепла. Люди и предметы, которые находятся между ребенком и солнцем – то, что мешает ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом (см. рисунок 12).

    14. Обилие мелких деталей, закрытые детали (шарфы, пуговицы) сигнализируют о запретах, тайнах, до которых ребенок не допускается.

  • Гаянэ Ерибекян
    Психологический тест для дошкольников «Моя семья»

    Дети с интересом относятся к тестированию. Для них тесты – новый вид увлекательной игры. Пока ребенок увлечен этой игрой, психолог проводит свою исследовательскую работу, направленную на изучение внутреннего мира малыша. Что его интересует, радует или огорчает? В чем причина страхов? Насколько у него развита фантазия? Не одинок ли он в семейном кругу?

    (http://psytags.ru/http_psytags_ru_sbornik_psihologicheskih_testov/ - диагностические, занимательные и образовательные тесты для детей)

    Тест «Моя семья»

    Чтобы выяснить, как ребенок относится к своим ближайшим родственникам, предложите ему альбомный лист, набор цветных карандашей и задайте тему для рисунка «Моя семья»

    При выполнении малышом задания вас не должно быть рядом. Пусть ребенок будет раскрепощен

    Если вы знаете о том, что накануне ребенок был свидетелем конфликта в семье, отложите прохождение теста. Если у малыша возникают вопросы о том, что и как он должен рисовать, это значит, что представление о понятии «семья» у него не вполне сформировано. Для предупреждения таких вопросов необходимо заранее провести беседу на данную тему

    Когда рисунок будет готов, непременно нужно обсудить его вместе с малышом, чтобы он поделился своими мыслями, которые помогут вам лучше разобраться в его представлениях о семье

    Работа над расшифровкой теста

    Все ли изображения на месте?

    При растолковании теста следует помнить, что в детском рисунке не бывает ничего лишнего. Здесь важен каждый штрих (положение изображений, нажим карандаша, цвет и т. д.). Отсутствие на рисунке изображения какого-либо члена семьи не означает, что малыш о нем забыл. Он подсознательно вытесняет этого человека. Если же ребенок не изобразил себя, это может означать, что либо он считает себя ненужным в семье, либо наоборот, хочет показать, что ему и без членов семьи живется хорошо.

    О размере изображения

    Здесь аналитический алгоритм прост. Значимые для ребенка персонажи изображаются им в более крупных размерах. Возможно, вы увидите на рисунке великанов - братиков и сестер и лилипутов – родителей. Это значит, что в данный момент родителям отводится второстепенная роль

    Дополнение рисунка «чужаками»

    Нередко детский рисунок содержит изображения вымышленных героев или даже техники (друзья, соседи, сказочные герои, машины). Данный факт свидетельствует о недостатке у ребенка общения и эмоциональной поддержки в семье, поэтому он пытается восполнить этот пробел вне дома

    Выше или ниже

    Изображения персонажей малыш может пометить в разных частях рисунка. Обратив внимание на положение изображенного образа, вы определите, кого малыш считает «хозяином» в доме, т. е. кто в семье наделен большей властью

    Расстояние между героями

    Этот важный нюанс – свидетельство психологической дистанции между членами семьи. Чем ближе друг от друга расположены изображения персонажей, тем крепче взаимопонимание между ними

    Это Я

    Малыш изобразил себя в уголке рисунка – значит, у него заниженная самооценка. Гигант, занимающий все пространство в середине рисунка, подскажет вам, что ребенок хорошего о себе мнения. Хотя у большинства детей-дошкольников самооценка завышенная, поскольку они являются «принцами и принцессами» в семье, с возрастом происходит стирание детского эгоцентризма и налета «избранности»

    Тревожная копка

    Рисунок содержит персонаж, изображенный с большим нажимом, обведенный или заштрихованный. Это свидетельство наличия тревожности у малыша. Тревогу могут вызвать неосознанные установки со стороны взрослых. О чувстве страха и тревоги у малыша могут указывать также слабые несмелые линии и штрихи

    Любимые домашние питомцы

    Малыш изобразил своего четвероногого друга рядом с собой? Конечно, ведь в нем ребенок видит самого близкое и «родное» существо, которое бескорыстно любит его, никогда не ругает и не предъявляет никаких требований

    Голова персонажа

    Изображая большеголового персонажа, малыш хочет рассказать, что считает его самым умным членом семьи. Обратите внимание на глаза – отражение психоэмоционального состояния хозяина. Большие глаза символизируют страх, ожидание помощи и поддержки, необходимость ласкового отношения. Глаза, изображенные в виде щелочек или точек, говорят о подавленности, неуверенности, запрете на выражение эмоций.

    Контуры рта Большой, открытый, заштрихованный рот указывает на выраженную агрессию, неудовлетворенность, обиду. Изображение рта в виде черточки, точки, либо его отсутствие - признак наложенного табу на выражение эмоций. Поведение такого человека отличается безынициативностью и слабоволием.

    Изображение ушей Обладатель больших ушей всегда будет считаться с чужим мнением. Это самый покладистый персонаж. Если большие уши у исследуемого ребенка, это может отражать его восприимчивость к окружающему миру. Нередко большой размер ушей свидетельствует о тревожном настороженном поведении малыша, уши для него являются ведущим информационным каналом, по которому поступают разнообразные сведения о нем самом и окружающем мире

    Нарисована ли шея?

    Шею считают связующим звеном между чувствами и разумом. Если ребенок изобразил эту часть тела, то это говорит о том, что у персонажа присутствует здравый смысл, практичный ум и сильная воля. При отсутствии в изображении шеи можно предполагать о бесконтрольной эмоциональной вспыльчивости героя

    О руках

    Они считаются проводниками в мире целей и взаимоотношений. Руки позволяют нам в реализации наших целей и возможностей, талантов и способностей. Важно обратить внимание на пальцы. Их наличие указывает на то, что человек уверен в себе и в своих возможностях проявления в окружающем мире. По изображению пальцев на левой руке можно судить о связях внутри семьи, на правой руке – вне семьи. Обладатели больших рук отличаются широтой взглядов, смелостью и могуществом

    Наша опора – ноги

    Если у персонажа крепкие ноги и крупные стопы, то он пользуется огромной поддержкой рода. Тонкое изображение ног указывает на внутреннюю неуверенность и страх перед неизвестностью. Ноги – символ наличия возможностей движения, жизненных перемен, открытия новых просторов.

    Глаза многое могут рассказать о человеке, если внимательно смотреть в них. Родителям следует чаще заглядывать в глаза ребенку. И не для того, чтобы настоятельно допытываться правды от него, а с глубоким вниманием и любовью. В общении с ребенком стремитесь к установлению взаимоотношений не между родителем и ребенком, а равноправных отношений по схеме «ребенок-ребенок». Когда вашему «внутреннему ребенку» удастся установить связь с малышом, вы сможете понять и объяснить природу детского сознания.

    Этот рисуночный тест можно проводить с детьми старше 5 лет. Основан этот тест на осознании того, что дети по-своему оценивают поведение родителей, взаимоотношения в семье и свое место в ней. Для многих родителей результаты этого теста могут оказаться весьма неожиданными, ибо взрослые и дети по-разному оценивают одно и то же.

    Инструкция.

    Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш лучше не давать) и просят: "Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Недоуменные вопросы: "А кого это?", "А что это такое?", "Я не хочу" - говорят о том, что у ребенка еще не сформировалось понятие "семья", либо о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями. В таких случаях можно попросить ребенка нарисовать семью зверушек.

    Учитывайте следующие моменты:
    Отследите обычное настроение ребенка. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе вы получите ситуативный рисунок, соответствующий восприятию только в данный момент.
    Не стойте над ребенком во время выполнения задания. Информативно такой рисунок будет искажен вашим контролем. Лучше, если вы попросите провести этот тест кого-то из своих хороших знакомых.
    Не обсуждайте полученные результаты при ребенке - это тест для вас, для ваших раздумий и лучшего понимания эмоциональных проблем вашего ребенка.
    В ходе рисования обязательно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов (важно, кого он начал рисовать первым, последним, а не только то, как это выглядит на рисунке).

    Правила интерпретации.
    Правило 1.
    В рисунке не может быть ничего случайного. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов. Оговорки типа: "А брата я просто забыл нарисовать" или "Сестра у меня не получилась" должны потерять для вас значение. Если кто-то из членов семьи на рисунке отсутствует, это может означать:
    1. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые ребенок, однако, воспринимает как запретные. Например, сильная ревность к младшему брату или сестре. Ребенок как бы рассуждает: "Я должен любит брата, а он меня раздражает, и это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую".
    2. Полное отсутствие эмоционального контакта с забытым на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном ми ре ребенка.

    Правило 2.
    Если на рисунке отсутствует сам автор, то вы можете строить гипотезы в двух направлениях:
    1. Либо это трудности самовыражения в отношениях с близкими: "Меня здесь не замечают", "Мне трудно найти свое место".
    2. Либо: "Я и не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения", "Мне и без них неплохо".

    Правило 3.
    Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективную значимость для ребенка, т.е. какое место отношения с этим персонажем или предметом занимают в данный момент в душе ребенка.
    Например, если на рисунке кошка или бабушка больше по линейным размерам мамы с папой, то значит, сейчас отношения с родителями стоят для ребенка на втором плане.

    Правило 4.
    После того как ребенок закончит рисунок обязательно спросите его, "кто есть кто" на рисунке, даже если вам кажется, что вы и так все поняли. Это необходимо, так как даже если число персонажей равно числу членов семьи, кто-то из реальных членов семьи может отсутствовать, а вместо него может быть другой, вымышленный персонаж, например Дед Мороз или Фея.

    Правило 5.
    Вымышленные персонажи символизируют собой неудовлетворенные потребности ребенка, он удовлетворяет их в своей фантазии, в воображаемых отношениях. Если вы встретились с таким персонажем, то подробно расспросите у ребенка о нем - так вы узнаете, чего ребенку не хватает в жизни. Конечно, это не означает, что вы окажетесь в состоянии немедленно додать ребенку недостающее и что в неудовлетворенности его желаний виноваты именно вы. Например, образ феи может символизировать типично детскую потребность в беспрепятственном, беспрерывном, волшебном удовлетворении всех возникающих у него потребностей. Невозможность такого удовлетворения ребенку еще предстоит для себя принять, чтобы научиться полагаться на собственный силы.

    Правило 6.
    Внимательно рассмотрите, кто на листке расположен выше, а кто -ниже. Наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким по линейному размеру.
    Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна.
    Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, значит, в сознании ребенка именно они "управляют" остальными членами семьи.

    Правило 7.
    Расстояние между персонажами (линейная дистанция) однозначно связано с дистанцией психологической. Иными словами, кто ребенку в психологическом отношении ближе всех, того он и изобразит ближе к себе. То же относится и к другим персонажам: кого ребенок воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.

    Правило 8.
    Если ребенок рисует себя очень маленьким в пространстве листа, то у него в данный момент низкая самооценка.

    Правило 9.
    Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например руками, пребывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, не соприкасающиеся друг с другом, таким контактом, по мнению ребенка, не обладают.

    Правило 10.
    Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревожность, изображается либо усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но бывает и так, что такой персонаж обведен очень тоненькой дрожащей линией. Ребенок как бы не решается его изобразить. Рекомендуем вам использовать для рисования карандаши (так лучше виден нажим), бумагу без линеек и клеток Правила интерпретации детских рисунков распространяются и на рисунки взрослых.

    Правило 11.
    Голова - важная и самая ценная часть тела. Ум, смелость - в голове. Самым умным членом своей семьи ребенок считает того человека, кого он наделил самой большой головой. Глаза- не только для рассматривания окружающего, глаза, с точки зрения ребенка, даны для того, чтобы ими плакать. Плач - это первый естественный способ выражения эмоций ребенка. Поэтому глаза - орган выражения печали и просьбы об эмоциональной поддержке. Персонажи с большими расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, желающие, чтобы им помогли.

    Правило 12.
    Уши - "орган" восприятия критики и любого мнения другого человека о себе. Персонажи с самыми большими ушами должны больше всех слушаться окружающих. Персонаж, изображенный вообще без ушей, никого не слушает, игнорирует все, что о нем говорят.

    Правило 13.
    Зачем человеку рот? Чтобы есть и говорить? И только? Еще для того, чтобы выражать агрессию: кричать, кусаться, ругаться, обижаться. Поэтому рот - это еще и "орган" нападения.
    Персонаж с большим или заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы (необязательно только через крик). Если рта либо вообще нет, либо он изображен точечкой или черточкой - это значит, что он скрывает свои чувства, не может словами их выразить или влиять на других.

    Правило 14.
    Шея - символизирует способность к рациональному самоконтролю головы над чувствами. Тот персонаж, у которого она есть, способен управлять своими чувствами.
    Если на рисунке у ребенка отсутствует шея, то ему кажется, что взрослые требуют от него большей способности держать себя в руках, сдерживать эмоции. А вот у взрослых персонажей шея чаще всего есть - им можно не сдерживать себя, они могут делать, что хотят, они, по мнению ребенка, уже воспитанны.
    Думающий так ребенок хочет поскорее повзрослеть, для него характерны необузданные поступки именного тогда, когда он решит, что уже стал взрослым (кризисные периоды).

    Правило 15.
    Функция рук- цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми и предметами, т.е. быть способным что-то делать, менять.
    Чем больше пальцев на руках, тем больше ребенок ощущает способность персонажа быть сильным, могущим что-либо сделать (если на левой руке - в сфере общения с близкими, в семье, если на правой - в мире за пределами семьи, в детском саду, дворе, школе и др.); если пальцев меньше, то ребенок ощущает внутреннюю слабость, неспособность действовать.
    Чем более значительным и могущественным ребенок воспринимает персонаж, тем больше у него руки.

    Правило 16.
    Ноги - для ходьбы, передвижений в расширяющемся жизненном пространстве, они для опоры в реальности и для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и уверенней персонаж стоит на земле.
    Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, а левая - в мире близких эмоциональных контактов.
    Ноги "повисшие в воздухе", по мнению ребенка, не имеют самостоятельной опоры в жизни. Если персонажи изображены в один ряд, то мысленно проведите горизонтальную линию по самой нижней точке ног. И вы увидите у кого опора тверже.

    Правило 17.
    Солнце на рисунке - символ защиты и тепла, источник энергии. Люди и предметы между ребенком и Солнцем - это то, что мешает ему ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом.
    Изображение большого числа мелких предметов - фиксация на правилах, порядке, склонность к сдерживанию в себе эмоций. Изображение большого числа закрытых деталей (шкафы, пуговицы, окна) символизирует для ребенка запреты, тайны, до которых он не допускается.

    Правил, приведенных известным психологом В.К.Лосевой, которые рекомендуются для интерпретаций рисунка семьи, достаточно для того, чтобы вы могли открыть для себя неожиданные стороны жизни вашей семьи, замечаемые вашим ребенком.

    Рисуночный тест «Моя семья» может использоваться для детей с четырех-пятилетнего возраста. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.

    Очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребенком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какими ребенок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье.

    Задание
    Дайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложите ему – по его желанию – добавить к рисунку и другие детали.

    Инструкция может быть еще более простой, если сказать только: «Нарисуй свою семью». Этот вариант дает большую свободу, а сам рисунок почти всегда отражает семейные взаимоотношения, каковы они есть в восприятии ребенка.

    Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.

    ВАЖНО!
    Не следует просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке.

    Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.

    При интерпретации выполненного рисунка семьи родителям и педагогам необходимо учитывать также возрастные особенности своего ребенка, наличие или отсутствие у него изобразительных навыков.

    Оценка рисунка

    Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.

    Тестовые показатели
    (показатели психомоторного тонуса)

    Нажим карандаша

    Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия.
    Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
    Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.
    Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.

    Значение линий и штриховки

    Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
    Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
    Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
    Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.

    Расположение рисунка

    Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.

    Интерпретация рисунка

    1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.
    2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.
    3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.
    4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.
    5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.
    6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.
    7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.
    8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.
    9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.
    10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы. Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.
    11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.
    12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.
    13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку.
    14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.

    Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка

    1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.
    2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.
    3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.
    4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.
    5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).
    6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.

    Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях

    1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.
    2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.
    3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.
    4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.
    5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.
    6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.
    7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.
    8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.
    9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.
    10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.
    11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.
    12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.
    13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.
    14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.

    Наличие других деталей на рисунке

    Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье.
    Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.
    Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.
    Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных у ребенка.
    Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.

    Цвет в рисунке

    Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?

    1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.
    2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.
    3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.
    4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.
    5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.

    Анализ рисунков к тесту «Моя семья»

    Вероника, 19 лет

    Вероника из благополучной семьи, но девочка несколько замкнута, и это вызывает беспокойство у матери. Поэтому было решено провести тестирование. На просьбу изобразить свою семью Вероника с желанием и очень старательно стала рисовать (рис. 1). Первым она нарисовала папу, затем маму, после свою младшую сестру, кошку и в последнюю очередь себя. Таким образом, по-видимому, Вероника оценивает себя как малозначимого члена семьи. Семья дружная, так как все нарисованы взявшись за руки и на одном уровне. Кисти рук у всех членов семьи прорисованы, а это также является важным показателем нормального внутрисемейного общения. Правда, папа держит руки в карманах, что говорит о его закрытой позиции в семье и некоторой замкнутости в общении. У всех четко прорисованы ступни ног, что указывает на уверенность позиций всех членов семьи. В целом рисунок получился позитивным и хорошо отражающим психологический климат семьи.


    Рис. 1. Слева направо: кошка, отец, мать, сестра, Вероника

    Николай, 6 лет

    В последнее время маму Николая очень тревожит поведение сына, который перестал ее слушать, часто проявляет агрессивность. На рисунке (рис. 2) мальчик изобразил всех членов своей семьи разрозненно, а это значит, что ребенок не чувствует взаимопонимания и семейного тепла. Отсутствие у всех членов семьи ушей только подтверждает это. Каждый живет и слышит только себя, игнорируя мнения других: уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.

    Рис. 2. Слева направо: брат, папа, мама, Николай

    Зато папу, с большой головой, в очках, он изобразил самым большим, подчеркивая этим его главенствующую роль в семье. Голова – важнейшая часть тела, и самый умный член семьи, по мнению ребенка, на рисунке непременно будет наделен самой большой головой. Себя Николай нарисовал ближе к маме, но выше нее ростом, а это указывает на конфронтацию отношений с ней и ориентацию на себя. Взгляд привлекает и то, что Николай изобразил себя с резко преувеличенной кистью руки. Подобное изображение кисти руки говорит о высокой потребности в общении и о том, что эта потребность не удовлетворена. Двухлетний брат нарисован последним и на значительном расстоянии от Николая. Очень вероятно, что появление малыша в семье изменило внутреннее состояние мальчика. Часто старший ребенок в этом случае начинает чувствовать ослабленное внимание к нему, пугается, тревожится, переживает, ревнует. Облака на рисунке также отражают некоторое неблагополучие в семье и тревогу мальчика.

    Расшифровка теста моя семья. Примеры рисунков с расшифровкой.

    Маленькие дети очень чувствительные и могут воспринимать ситуации и поведение взрослых по-своему. Иногда по словам родителей в семье благоприятная атмосфера, но при этом ребенок достаточно агрессивный и упрямый. Рассказать об истинном положении дел поможет психологический тест «Моя семья».

    Тест-рисунок семьи для дошкольников с ответами

    Это один из самых простых и информативных тестов. Никаких особых указаний нет. Необходимо объяснить малышу как, и что нужно рисовать.

    Инструкция по проведению теста:

    • Выдайте ребенку простой карандаш и лист бумаги. Попросите нарисовать свою семью и непосредственно его самого.
    • Не отходите от ребенка, следите за тем, кого малыш рисует в первую очередь и как сильно нажимает на карандаш.
    • Не стоит проводить тест, после того, как малыш поссорился с мамой, отцом или сестрой. Дошкольник должен быть в хорошем расположении духа.
    • Попросите кроме семьи нарисовать еще что-то. Дополнительные предметы помогут лучше разобраться в состоянии малыша.

    Расшифровка рисунка:

    • Нажим на карандаш . Усилие, с которым малыш нажимает на карандаш, говорит о его самооценке. Если ребенок слабо нажимает, линии не четкие и светлые, это говорит о низкой самооценке. Если нормальные, с равномерным нажимом, то ребенок спокойный и уравновешенный. При очень сильном нажиме можно судить об агрессии малыша и его импульсивности.
    • Линии и штрихи. Если нет лишних штрихов и дорисовок, то ребенок адекватный и уравновешенный. Если множество нечетких линий и штрихов, то малыш неуверенный и постоянно колеблется.
    • Расположение на листе . Если рисунок вверху, то малыш очень себя любит. Расположение внизу говорит о заниженной самооценке.


    рисунок семьи для дошкольников

    Рисуночный тест-рисунок семьи: варианты рисунков, примеры с интерпретацией

    На самом деле расшифровать рисунок очень просто, для этого необязательно быть психологом.

    Основные показатели:

    • Детали . Если на рисунке мало дополнений и деталей, то ребенок скрытный и переживательный. Если очень много, то малыш беспокойный и торопливый.
    • Члены семьи. Обратите внимание на линии, которыми нарисован отец или мать. Отличие от остальных членов семьи должно насторожить. Если папа нарисован очень толстой линией, то малыш его побаивается.
    • Размеры. Если кот больше мамы или папы, то это говорит о том, что ребенок больше любит домашнее животное. Если папа больше мамы, то малыш любит проводить время с отцом. Если малыш нарисовал себя очень маленьким, это говорит о низкой самооценке. Если персонаж большой, то ребенок уверен в себе.
    • Расположение. Тот член семьи, что ближе всего к малышу, самый любимый и ценный. Часто дети рисуют себя взявшись за руки с мамой или отцом. Это говорит о привязанности.
    • Если кто-то отсутствует на рисунке, это говорит о ненависти к члену семьи или полном безразличии к нему.
    • Органы чувств. Человек без ушей не слышит малыша. Если ребенок нарисовал кому-то открытый рот, это говорит об угрозе и боязни. Если у кого-то из членов семьи глаза щелочки, это говорит о его уверенности и независимости. Большая голова говорит об уме.
    • Если кто-то на рисунке нарисован в стороне от всей семьи, это говорит о незначимости для малыша. Часто такого героя вытирают ластиком.


    Признаки благополучия в семье:

    • Ребенок нарисовал всех строго в центре, одинакового роста и с равным нажимом на карандаш
    • Если ребенок нарисовал всех персонажей взявшимися за руки
    • Если присутствует минимальная штриховка и все герои улыбаются
    • Если малыш с радостью выполняет задание и с улыбкой рисует семью
    • Яркие краски

    Признаки тревоги:

    • Малыш на рисунке очень большой, маленький или стоит в стороне.
    • Если никого не нарисовал, кроме себя
    • Если изображение начинается с ног, а не с головы
    • Если малыш нарисовал себя с открытым ртом, или закрытым руками лицом
    • Если все члены семьи нарисованы в ячейках


    Разберем рисунок пятилетнего ребенка:

    • Стоит отметить, что весь рисунок выполнен яркими красками, значит ребенок относительно доволен семьей.
    • Из тревожных признаков: мама и папа нарисованы вместе, а малыш немного в стороне. Это говорит, что родители пытаются выглядеть авторитетами и мало прислушиваются к мнению ребенка.
    • При этом у родителей нет ушей. Это значит, что малыша не слышат и не дают ему права выбора.
    • Мама выше папы. Это говорит о том, что в семье мариархат. Узкие глаза-щелки у папы свидетельствует о его независимости. Возможно он хорошо зарабатывает.
    • Много штрихов и зарисовки. В ребенке скрыто беспокойство.
    • Большие глаза у малыша говорят о его страхе. Кроме того, у малыша завышена самооценка. Он считает себя самым умным. Об этом говорит самая большая голова.


    Характеристика рисунка третьеклассницы:

    • Родители не держатся за руки, кисти спрятаны за спиной. Это говорит о некоторых запретах в семье. Возможно родители очень скромные и сдержанные.
    • Брат девочки в стороне. Это говорит о том, что родители мало участвуют в его воспитании.
    • То что девочка нарисована между родителями, говорит о том, что они общаются через нее. Возможно между родителями разногласия.
    • Прямая линия рта у отца говорит о возможной агрессии.Солнце свидетельствует о теплых отношениях в семье и доброжелательности.
    • Плохо прорисованные ступни говорят об отсутствии стабильности. Возможно в семье не хватает денег или кто-то из членов семьи не работает.


    Как видите, при помощи психологического теста «Моя семья» можно узнать о состоянии ребенка и климате внутри семьи.

    ВИДЕО: Расшифровка рисунка семьи