Родился командир легендарного крейсера «Варяг» Всеволод Фёдорович Руднев. Всеволод руднев В ф руднев краткая биография

Всеволод Фёдорович Руднев

Руднев Всеволод Федорович (19(31).VIII.1855 - 7(20).VII.1913) - русский военный деятель, контрадмирал (1905). Родился в Веневском уезде Тульской губернии в семье морского офицера. Окончил Морское училище в Петербурге (1873) и флотскую стрелковую школу (1876). В 1877 году произведен в мичманы. В 1880-1884 годы совершил кругосветное плавание на крейсере «Африка». Затем занимал различные должности вплоть до командира броненосца береговой обороны. С 1900 года - помощник командира военного порта в Порт-Артуре, с 1903 года командовал крейсером «Варяг». 27 января (9 февраля) 1904 года руководил героическим боем крейсера при Чемульпо против японской эскадры, показав себя храбрым и умелым командиром. Был награжден орденом Георгия 4-й степени и произведен во флигель-адъютанты. В апреле 1904 года назначен командиром броненосца «Андрей Первозванный» и 14-го флотского экипажа в Петербурге. В октябре 1905 года не препятствовал митингу матросов, на котором они выражали недовольство царским манифестом 17 октября. В связи с этим Рудневу было предложено подать в отставку, и 28 ноября 1905 года он был произведен в контр-адмиралы и уволен. В 1908-1912 годы опубликовал в «Русской старине» воспоминания о плавании на «Африке» и ряд статей в «Морском сборнике». Умер в своем имении в с. Никольском Алексинского уезда Тульской губернии.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969.

Руднев Всеволод Фёдорович , герой русско-японской войны 1904-05, контр-адмирал (1905). Окончил мор. уч-ще (1873) и флотскую стролк. школу (1876). В 1877 произведён в мичманы. В 1880-83 совершил кругосветное плавание на крейсере «Африка». Затем занимал различ. должности на кораблях, был ком-ром броненосца береговой обороны. С 1900 пом. ком-pa воен. порта в Порт-Артуре, с 1903 ком-р крейсера «Варяг». 27 янв. (9 февр.) 1904, в первый день русско-японской войны 1904-05, «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», блокированные в нейтр. кор. порту Чемульпо, вынуждены были по требованию японцев покинуть порт и, отвергнув требование о сдаче, вступили в бой с яиоп. эскадрой. В Чемульпинском морском бою 1904 с превосходящими силами врага Р. действовал решительно, лич. примером воодушевлял экипаж крейсера. Приказал затопить корабль, чтобы не сдать его врагу. После боя через нейтр. порты вернулся в Россию. За мужестве, отвагу н умелые действия в бою награждён орденом св. Георгия 4-й степени и произведён во флигель-адъютанты. С апр. 1904 командовал броненосцем «Андрей Первозванный» п 14-м флотским экипажем в Петербурге. В нояб. 1905 уволен в отставку за то, что не препятствовал матросам в организации митинга, осуждающего царский манифест 17 октября. В 1908-12 опубликовал в «Русской старине» воспоминания о плавании на крейсере «Африка» и ряд статей в «Морском сборнике». В 1956 Р. установлен памятник в Туле.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-и томах, т. 7: Радиоконтроль – Тачанка. 688 с., 1979

Руднев Всеволод Федорович (1855, с. Ятцкое Тульской губ. - 1913, д. Мышенки Тульской губ.) - военный деятель, герой рус.-японской войны 1904 - 1905. Род. в семье потомственного морского офицера. После окончания гимназии прошел полный курс морского уч-ща и флотской стрелковой щколы; в 1877 был произведен в мичманы. В 1880 - 1883 совершил кругосветное плавание на крейсере "Африка", описанное им в мемуарах, изданных в 1909. После службы на различных кораблях в 1900 стал помощником командира военного порта в Порт-Артуре. С 1903 был назначен командиром крейсера. "Варяг". 27 янв. 1904, в первый день рус.-японской войны, отказался сдаться в плен и, выйдя в; Желтое море на крейсере "Варяг", сопровождаемом канонерской лодкой "Кореец", принял бой с японской эскадрой (1 броненосец, 5 мелких крейсеров, 8 миноносцев) вблизи корейского порта Чемульпо. В неравном часовом бою Руднев, несмотря на тяжелое ранение, потопил японский миноносец и повредил 2 крейсера, после чего "Варяг", получив ряд пробоин, возвратился в Чемульпо, где был затоплен, а "Кореец" взорван, чтобы не достались противнику. После этого Р. через нейтральные порты вернулся в Россию. За умелое командование и проявленное мужество был награжден Георгиевским орденом и произведен во флигель-адъютанты. С апр. 1904 командовал броненосцем "Андрей Первозванный" и 14-м флотским экипажем в Петербурге. В ноябре 1905 был отправлен в отставку с производством в чин контрадмирала за то, что не воспрепятствовал матросам в организации митинга, осуждавшего царский Манифест 17 октября.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997.

Сочинения:

Литература:

Мельников P.M. Крейсер "Варяг".Л.,1983;

Руднев Н.В. Командир легендарного крейсера. Тула, 1960.

В. Ф. Руднев родился в городе-крепости Динамюнде (ныне микрорайон Риги Даугавгрива). В то время отец Руднева, капитан 2-го ранга Федор Николаевич Руднев был командиром Рижской брандвахты.

Род Рудневых, дворян Тульской губернии, с 1616 года владел имением у деревни Яцкой Ясенецкого стана Венёвского уезда (ныне Новомосковский район Тульской области).

Предок Всеволода Фёдоровича, матрос Семён Руднев участвовал в бою под Азовом и получил офицерский чин по указу Петра Первого (за храбрость).

Отец - Фёдор Николаевич Руднев, герой русско-турецкой войны 1828-1829 годов. Участвовал в сражениях на Чёрном, Средиземном и Адриатическом морях, в блокаде Дарданелл и Константинополя. В 1857 году вышел в отставку имея чин капитана 1-го ранга. Остаток жизни прожил с семьёй в своём имении. Умер в 1864 году.

После смерти отца семья вместе с матерью, Александрой Петровной, переехала в город Любань Петербургской губернии.

Учёба

В Любани Всеволод Руднев закончил гимназию.

15 сентября 1872 года Всеволод Руднев поступил Морское училище в Петербурге (в то время в Российской империи было только одно учебное заведение по подготовке офицеров ВМФ - Морское училище, бывший Морской кадетский корпус). В училище он содержался и обучался за счёт государства, в память боевых заслуг его отца (на что было указание управляющего Морским министерством).

На действительную службу Руднев поступил 1 мая 1873 года, во время учёбы в училище. В 1873-1875 годы был в учебных плаваниях по Балтийскому морю (в летнее время). 16 октября 1875 года получил звание старшего унтер-офицера.

Весной 1876 года сдал выпускные экзамены на отлично и получил Нахимовскую премию. 1 мая этого года получил воинское звание «гардемарин» (с 1860 по 1882 годы звание гардемарина существовало как строевое, тогда как в остальное время гардемаринами называли воспитанников военно-морских учебных заведений).

Руднев был назначен на учебный фрегат «Петропавловск» матросом. С 18 мая 1876 года по 25 августа 1877 года - в заграничном учебном плавании. Это был первый дальний поход Всеволода Руднева. Кроме обязанностей матроса, он нёс офицерскую вахту, на практике обучаясь ремеслу моряка.

Дальнейшая служба

Руднев был хорошо аттестован командиром учебного фрегата и 30 августа 1877 года получил чин мичмана. С сентября 1877 года Руднев находился на годичных курсах во флотской стрелковой роте (туда отправляли наиболее перспективных молодых офицеров).

16 апреля 1880 года мичман Руднев служил на крейсере «Африка» (туда он был назначен приказом главного командира Кронштадтского порта). Командиром крейсера был капитан 1-го ранга Е. И. Алексеев. Крейсер прибыл на Дальний Восток, а затем совершил кругосветное путешествие. 6 октября 1880 года Руднев стал командиром 7-й роты на крейсере. 1 января 1882 года ему присвоили звание лейтенанта. Впоследствии Руднев написал об этом непростом походе книгу - «Кругосветное плавание крейсера „Африка“ в 1880-1883 годах».

После возвращения из кругосветного путешествия Руднев продолжал плавать по Балтийскому морю (1884-1887), а в 1886 году участвовал в заграничном плавании. В 1888 году Российский флот получил первый паровой военный транспорт «Пётр Великий». Привести его из Франции, где он был построен для России, в Кронштадт было поручено Рудневу.

В 1888 году Всеволод Фёдорович женился на Марии Николаевне Шван. Отец Марии, капитан 1-го ранга Н. К. Шван был героем обороны Севастополя в Крымской войне.

C 1 августа 1889 года В. Ф. Руднев находился в заграничном плавании на крейсере «Адмирал Корнилов», снова под командованием капитана 1-го ранга Е. И. Алексеева. На «Адмирале Корнилове» Руднев участвовал в манёврах Тихоокеанского флота, стал старшим офицером корабля.

4 декабря 1890 года Руднев вернулся в Кронштадт. В 1891 году он последовательно был командиром миноносца «Котлин», портового парохода «Работник», старшим офицером броненосца «Гангут».

В 1893 году Руднев получил чин капитана 2-го ранга и стал старшим офицером эскадренного броненосца «Император Николай I». Броненосец отправился в Грецию, чтобы присоединиться к группе русских кораблей. Командующий Средиземноморской эскадрой контр-адмирал С. О. Макаров держал на «Императоре Николае I» свой флаг. Около года броненосец провёл в территориальных водах Греции. С 1 января по 9 декабря 1895 года «Император Николай I» находился в кругосветном плавании.

Вернувшись в Кронштадт, Руднев стал командиром броненосца береговой обороны «Адмирал Грейг», а затем был назначен командиром миноносца «Выборг».

В декабре 1897 года Руднев стал командиром канонерской лодки «Гремящий», на которой он совершил своё первое самостоятельное кругосветное плавание. «Гремящий» отправился в плавание 1 марта 1898 года и благополучно возвратился в Россию 15 мая 1899 года. Следует отметить, что канонерская лодка - сравнительно небольшой корабль, кругосветное одиночное плавание на котором представляет определённую трудность.

31 августа 1899 года Руднев был назначен командиром броненосца береговой обороны «Чародейка».

В начале июня 1900 года Российский флот получил эскадренный миноносец «Скат», построенный для России. Руднев привёл его из порта города Эльбинга в Германии в Кронштадт. Поход оказался нелёгким - их преследовала плохая погода, к тому же был неисправен компас. Тем не менее, миноносец под командованием Руднева благополучно достиг берегов родины.

Служба на Дальнем Востоке

В 1900 году в Порт-Артуре проводились обширные работы по его модернизации: были проведены дноуглубительные работы на внутреннем рейде, перестроен и расширен сухой док, порт был электрифицирован, была укреплена береговая оборона.

В том же 1900-м Руднев становится старшим помощником командира порта в Порт-Артуре. В то время Порт-Артур был базой 1-й Тихоокеанской эскадры, основы силы Русского флота на Дальнем Востоке. Руднев не был рад своему назначению, но, тем не менее, он взялся за работу с энтузиазмом. В декабре 1901 года Руднев получил звание капитана 1-го ранга.

В декабре 1902 года вышел приказ по Морскому министерству, которым Всеволод Фёдорович Руднев был назначен командиром крейсера «Варяг». На «Варяг» Руднев пришёл уже опытным морским офицером, прошедшим службу на семнадцати кораблях и командовавший девятью, будучи участником трёх кругосветных путешествий, одно из которых он проделал в качестве командира судна.

Обстановка на Дальнем Востоке России ухудшалась. Япония форсировала усилия по подготовке к войне. Японцы сумели добиться немалого превосходства в силах над дальневосточной группировкой войск Российской империи.

Накануне войны «Варяг» распоряжением царского наместника на Дальнем Востоке генерал-адъютанта адмирала Е. И. Алексеева был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо (современный Инчхон, рядом с корейской столицей Сеулом), в котором «Варяг» должен был охранять русскую миссию и нести обязанности старшего стационера на рейде.

26 января (7 февраля) 1904 года японская эскадра остановилась на внешнем рейде залива. На внутреннем рейде были русские - крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», а также иностранные военные корабли.

Утром 27 января (9 февраля) 1904 года Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала Сотокити Уриу, объявлявший о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны. Японцы требовали от русских покинуть рейд до полудня, угрожая в противном случае открыть по ним огонь. Подобные действия в нейтральном порту явились бы нарушением международного права.

В. Ф. Руднев принял решение прорываться из залива. Перед строем офицеров и матросов крейсера он сообщил им об ультиматуме японцев и о своём решении. В частности, он сказал следующее:

Японская эскадра преградила путь в открытое море. В 11 часов 45 минут с крейсера «Асама», с расстояния 7000 м, раздался первый выстрел из 8-дюймового орудия, а затем вся эскадра противника открыла огонь, в основном по «Варягу». Русские матросы и офицеры вели огонь по врагу, боролись с пробоинами и пожарами под мощным огнём противника. По сообщениям из разных источников, огнём с «Варяга» были повреждены японские крейсеры «Асама», «Чиода», «Такачихо», и потоплен один миноносец. «Варяг» вернулся в порт, имея сильный крен на один борт. Машины вышли из строя, порядка 40 % орудий было разбито. Было принято решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, канонерскую лодку взорвать, чтобы они не достались врагу. Решение было незамедлительно исполнено. Раненный в голову и контуженный Руднев последним покинул борт корабля.

Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу. Офицеры и матросы были награждены Георгиевскими крестами IV степени. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев был награждён орденом св. Георгия 4-й степени, получил чин флигель-адъютанта и стал командиром эскадренного броненосца «Андрей Первозванный» (ещё только строившегося в Петербурге).

После окончания службы

В ноябре 1905 года Руднев отказался принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа. Последствием этого было увольнение его в отставку с производством в контр-адмиралы.

В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В. Ф. Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.

Последние годы Всеволод Фёдорович жил в Тульской губернии в своей усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда (сейчас Заокский район). 7 (20) июля 1913 года В. Ф. Руднев умер (в возрасте 57 лет). Похоронен возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино Заокского района Тульской области.

Дальнейшая судьба семьи Руднева

Рудневы воспитали троих сыновей - Николая, Георгия и Пантелеймона. В 1916 году Мария Николаевна, вдова Всеволода Фёдоровича, продала имение и переехала в Тулу вместе с двумя младшими детьми. В 1917 году к ним в Тулу приехал жить и старший сын с женой. Позже они переехали к родственникам в Севастополь. Когда гражданская война стала подходить к концу, Мария Николаевна с сыновьями эмигрировала в Югославию. Позже они переехали во Францию.

После окончания Второй мировой войны в 1958 году старший сын Николай Всеволодович вернулся с семьёй на родину, где и прожил до самой смерти в 1963 году. Средний сын Георгий эмигрировал в Венесуэлу. Младший остался жить во Франции.

Николай Всеволодович передал в областной краеведческий музей значительную часть личных вещей своего отца, которые затем были переданы в музей В. Ф. Руднева в селе Савино.

Память о Всеволоде Фёдоровиче Рудневе и крейсере «Варяг»

  • Подвиг экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» вдохновил создателей нескольких песен. Но известность получили только две. Первая - «Варяг» («Плещут холодные волны…»; музыка Ф. Богородского, стихи Я. Репнинского). Вторая - самая популярная - "Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг» («Наверх, вы, товарищи, все по местам…»; музыка А. С. Турищева, стихи Рудольфа Грейца в переводе с немецкого Евгении Студенской).
  • Через 50 лет после подвига у Чемульпо оставшиеся в живых моряки «Варяга» были созваны распоряжением правительства Советского Союза в Москве на торжества по этому случаю. Н. Г. Кузнецов, главком, адмирал флота, вручил пятнадцати героям медали «За отвагу». Позднее ещё 139 ветеранов с «Варяга» и «Корейца» правительство наградило орденами и медалями.
  • В 1946 году в СССР был снят фильм «Крейсер Варяг».
  • 30 сентября 1956 года в Туле был открыт памятник командиру легендарного крейсера «Варяг» В. Ф. Рудневу.
  • 9 февраля 2000 года в деревне Русятино Заокского района Тульской области был открыт музей контр-адмирала В. Ф. Руднева, созданный научными сотрудниками Тульского областного краеведческого музея при содействии Центрального военно-морского музея, а также офицеров облвоенкомата.
  • 9 августа 1992 года в селе Савино был открыт надгробный памятник В. Ф. Рудневу.
  • К 100-летию подвига крейсера «Варяг» 9 февраля 2004 года в селе Савино в специально построенном здании был открыт новый музей В. Ф. Руднева, филиал ГУК ТО «Объединение „Тульский областной историко-архитектурный и литературный музеи“».
  • В Москве есть улица Адмирала Руднева.
  • В Липецке есть переулок Руднева.
  • Во Владивостоке есть улица Руднева.
  • В Хабаровске есть улица Руднева.

Руднев и филателия

Всеволод Фёдорович Руднев был крупным филателистом. Он занялся филателией ещё в 1870-е годы в Петербурге. Отправляясь в 1880 году в кругосветное путешествие на крейсере «Африка», он использовал любую возможность для приобретения марок. В. Ф. Руднев собрал значительную коллекцию, содержавшую немало редкостей, в том числе «Голубой Маврикий». К сожалению, дальнейшая судьба его коллекции не известна. По одной версии, она погибла в 1904 году, когда был затоплен «Варяг», по другой - часть её была завещана Севастопольскому военно-морскому музею. Есть факты, что сын адмирала Н. В. Руднев, сам филателист, унаследовал коллекцию отца.

В Советском Союзе и России выходили следующие филателистические материалы памяти знаменитого контр-адмирала и боевого корабля, которым он командовал:

  • 25 марта 1958 года в СССР была выпущена почтовая марка (ЦФА (ИТЦ «Марка») #2135), посвящённая В. Ф. Рудневу (художник - И. Дубасов).
  • 22 ноября 1972 года в СССР вышла серия почтовых марок, посвящённая истории отечественного флота. На марку номиналом в 3 копейки художником В. Завьяловым помещено изображение крейсера «Варяг» (ЦФА (ИТЦ «Марка») #4182).
  • 7 февраля 2002 года в России был выпущен художественный маркированный конверт из серии «Флот России» с изображением крейсера «Варяг».
Биография

РУДНЕВ Всеволод Фёдорович , офицер русского флота, контр-адмирал (1905).

Происходил из дворян Тульской губернии, отец - капитан 2-го ранга Ф.Н. Руднев, командир Рижской брандвахты. На военной службе с 1873 г. В 1876 г. окончил Морское училище, а в 1878 г. Морскую учебно-стрелковую команду. По окончании обучения служил на кораблях Балтийского флота - ревизор, старший артиллерийский офицер, командир роты, старший вахтенный начальник. В 1880 - 1883 гг. совершил кругосветное плавание на крейсере «Африка». В 1891 г. он последовательно был командиром миноносца «Котлин», портового парохода «Работник», старшим офицером броненосца «Гангут». В 1893 г. Руднев получил чин капитана 2-го ранга и был назначен старшим офицером эскадренного броненосца «Император Николай I». Броненосец отправился в Грецию, где присоединился к группе русских кораблей, крейсировавших в Средиземном море. Около года броненосец провёл в территориальных водах Греции, а в 1895 г. совершил кругосветное плавание. Вернувшись в Кронштадт, Руднев получает назначение командиром броненосца береговой обороны «Адмирал Грейг», а затем был назначен командиром миноносца «Выборг». В декабре 1897 г. Руднев стал командиром канонерской лодки «Гремящий», на которой он в 1898 - 1899 гг. совершил своё первое самостоятельное кругосветное плавание. В августе 1899 г. Руднев был назначен командиром броненосца береговой обороны «Чародейка».

В 1900 г. Руднева переводят на Дальний Восток, где назначают старшим помощником командира военного порта в Порт-Артуре. В декабре 1901 г. он получает чин капитана 1-го ранга, а в декабре следующего назначен командиром крейсера «Варяг». 27.01(09.02).1904 г. в первый день Русско-японской войны 1904 - 1905 гг. войны «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», блокированные в нейтральном корейском порту Чемульпо, вынуждены были по требованию японцев покинуть порт и, отвергнув предложение о сдаче, вступили в неравный бой с японской эскадрой. В Чемульпинском бою 1904 г. Руднев действовал решительно, личным примером воодушевлял экипажи кораблей. После боя через нейтральные порты вместе с экипажами затопленных «Варяга» и «Корейца» вернулся в Россию. За мужество, отвагу и умелые действия в бою награждён орденом Св. Георгия 4-й ст. и произведён во флигель-адъютанты. С апреля 1904 г. он командовал броненосцем «Андрей Первозванный» и 14-м флотским экипажем в Петербурге. С ноября 1905 г. в отставке. Жил в своём имении в деревне Мышенки Алексинского уезда Тульской губернии. В 1908 - 1912 гг. опубликовал в «Русской старине» и «Морском сборнике» ряд статей-воспоминаний о плавании на крейсере «Африка» и о бое «Варяга» у Чемульпо. Именем Руднева названы гора и бухта в заливе Петра Великого Японского моря. Был похоронен в соседнем селе Савино.

Награждён орденами: российскими - Св. Владимира 3-й и 4-й ст., Св. Анны 2-й и 3-й ст., Св. Станислава 2-й и 3-й ст., Св. Георгия 4-й ст.; японским - Восходящего солнца 2-й ст.

В начале русско-японской войны весь мир облетела весть о подвиге русского крейсера "Варяг". Выдержав неравный бой с японской эскадрой и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки сами потопили свой корабль, лишенный возможности продолжать бой, но не сдались врагу. Командовал крейсером капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев, опытный морской офицер.


Выходец из дворян Тульской губернии, Всеволод Федорович Руднев родился 19 августа 1855 года, когда отец его капитан 2-го ранга Федор Николаевич Руднев состоял командиром Рижской брандвахты.

Предки Рудневых с 1616 года владели небольшим имением у деревни Яцкой Ясенецкого стана Веневского уезда Тульской губернии. Пращур Всеволода Федоровича, рядовой матрос Семен Руднев, отличился в 1696 году в бою под Азовом и за храбрость получил по указу Петра I чин офицера.

Отец Всеволода Федоровича Федор Николаевич Руднев был героем русско-турецкой войны 1828-1829 годов, участвовал в сражениях на Черном, Средиземном и Адриатическом морях, в блокаде Дарданелл и Константинополя. В 1857 году он вышел в отставку с чином капитана 1-го ранга и жил на пенсию с семьей в деревне Яцкой Тульской губернии, в небольшом флигеле.

Отец В. Ф. Руднева умер в 1864 году, и мать, Александра Петровна, переехала с детьми в город Любань Петербургской губернии, где определила сына в местную гимназию.

15 сентября 1872 года, успешно выдержав экзамены, В. Ф. Руднев поступил в Петербурге в Морское училище, единственное в тогдашней России учебное заведение, готовившее офицеров Военно-Морского Флота. По распоряжению управляющего морским министерством Всеволод Руднев был принят па казенное обеспечение в честь боевых заслуг его отца, покойного капитана 1-го ранга Ф. Н. Руднева.

С 1 мая 1873 года В. Ф. Руднев был зачислен на действительную службу и в летние месяцы 1873-1875 годов находился в учебных плаваниях по Балтийскому морю. 1 мая 1876 года его произвели в старшие унтер-офицеры. Блестяще выдержав выпускные экзамены и получив Нахимовскую премию, В. Ф. Руднев 1 мая 1876 года был произведен в гардемарины. Получив назначение на учебный фрегат "Петропавловск", он с 18 мая 1876 года по 25 августа 1877 года находился в заграничном учебном плавании. Это был первый дальний поход, во время которого приходилось выполнять обязанности рядового матроса, нести офицерскую вахту, практически осваивать морское дело.

Командир "Петропавловска" дал гардемарину отличную аттестацию, и 30 августа 1877 года В. Ф. Руднев получает первый офицерский чин мичмана, а в сентябре назначается на годичные курсы во флотскую стрелковую роту, куда направлялись лучшие молодые офицеры.

16 апреля 1880 года приказом главного командира Кронштадтского порта мичман В. Ф. Руднев был назначен в новое заграничное плавание на крейсер "Африка", направлявшийся на Дальний Восток, а затем совершивший кругосветное плавание.

6 октября 1880 года В. Ф. Руднев становится командиром 7-й роты экипажа крейсера, а затем назначается старшим артиллерийским офицером корабля, с производством 1 января 1882 года в лейтенанты. По возвращении из плавания ему была объявлена благодарность и вручен орден.

Об этом поучительном и трудном плавании В. Ф. Руднев рассказал в дальнейшем в своей книге "Кругосветное путешествие крейсера "Африка" в 1880-1883 гг." (Спб., 1909).

В 1884 и 1885 годах В. Ф. Руднев находился в плаваниях по Балтийскому морю, в 1886 году - в заграничном плавании, а в 1887 году - снова на Балтике. В 1888 году В. Ф. Руднев был назначен командиром парового военного транспорта "Петр Великий", построенного для России во Франции, принял его и привел в Кронштадт.

В этом же году В. Ф. Руднев женился на Марии Николаевне Шван, дочери героя обороны Севастополя капитана 1-го ранга Н. К. Швана.

С 1 августа 1889 года он снова в заграничном плавании на крейсере "Адмирал Корнилов", в январе 1890 года участвует в маневрах Тихоокеанского флота, становится старшим офицером корабля и 4 декабря 1890 года возвращается в Кронштадт. В 1891 году В. Ф. Руднев командует миноносцем "Котлин", портовым пароходом "Работник", а затем назначается старшим офицером броненосца "Гап-гут".

28 марта 1893 года В. Ф. Руднев получил чин капитана 2-го ранга, а в декабре был назначен старшим офицером эскадренного броненосца "Император Николай I", который шел на соединение с отрядом русских кораблей в Грецию. На броненосце "Император Николай I" держал свой флаг контр-адмирал С. О. Макаров, командовавший Средиземноморской эскадрой. Броненосец, пробыв почти год в водах Греции, ушел затем в кругосветное плавание, с 1 января по 9 декабря 1895 года. По прибытии в Кронштадт В. Ф. Руднев получил приказ о назначении его командиром броненосца береговой обороны "Адмирал Грейг", а позже - миноносца "Выборг".

В декабре 1897 года В. Ф. Руднев был назначен командиром канонерской лодки "Гремящий", которая 1 марта 1898 года ушла в кругосветное плавание, длившееся по 15 мая 1899 года. Это было первое самостоятельное кругосветное плавание Руднева на сравнительно небольшом корабле, и он провел его успешно. 31 августа 1899 года В. Ф. Руднев назначается командиром броненосца береговой обороны "Чародейка". В начале июня 1900 года он принял в городе Эльбипге (Германия) построенный для России эскадренный миноносец "Скат" и, несмотря на плохую погоду и неисправность компаса, благополучно привел его в Кронштадт.

В 1900 году В. Ф. Руднев стал старшим помощником командира порта в Порт - Артуре, где была база 1-й Тихоокеанской эскадры, составлявшей основные силы Русского флота па Дальнем Востоке. И хотя назначение не пришлось Рудневу по душе, он энергично включился в работу. В это время в Порт-Артуре был перестроен и расширен сухой док, проводились дноуглубительные работы на внутреннем рейде, порт был полностью электрифицирован, укреплялась береговая оборона. В декабре 1901 года В. Ф. Руднев был произведен в капитаны 1-го ранга.

Весной 1902 года во время холерной эпидемии Руднев, будучи членом городской санитарной комиссии и санитарным попечителем участка морского ведомства, принял энергичные меры, в результате которых эпидемия была быстро ликвидирована. С июля 1902 года Руднев по совместительству исполнял обязанности помощника директора лоции и маяков Желтого моря и активно участвовал в гидрографических исследованиях, в результате которых были внесены поправки в лоцию и карты.

В декабре 1902 года приказом по морскому министерству В. Ф. Руднев был назначен командиром крейсера "Варяг". К этому времени он приобрел большой опыт морской службы, проходил ее на семнадцати кораблях, из которых командовал девятью, бывал в кругосветных плаваниях и дальних походах.

Крейсер "Варяг" по тем временам считался одним из лучших кораблей русского флота. Построенный на американском заводе фирмы "В. Крамп и К°" в Филадельфии по заказу русского адмиралтейства, он в 1899 году был спущен на воду, в 1901 году вошел в строй русского флота и прибыл в Кронштадт.

Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер 1-го ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152-миллиметровых (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было установлено двенадцать 75-миллиметровых орудий, восемь 47-миллиметровых скорострельных пушек, две 37-миллиметровые пушки, а также две 64-миллиметровые пушки Барановского на колесных лафетах для вооружения корабельного десанта. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов. Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукторов и 20 офицеров. Действуя в составе эскадры, крейсер должен был играть роль быстроходного и сильного разведчика, способного самостоятельно нести бой.

Однако "Варяг" имел ряд серьезных недостатков: машины его часто выходили из строя, перегревались опорные подшипники гребных валов, очень сложны были в эксплуатации паровые котлы, действительная скорость была значительно ниже проектной, особенно при длительных переходах, отсутствовало прикрытие орудийной прислуги от осколков снарядов. По существу, это был экспериментальный корабль с рядом непроверенных технических новшеств. Эти недостатки сказались при переходе из Кронштадта в Порт-Артур, а затем и во время боя у Чемульпо.

25 февраля 1902 года "Варяг" вошел в состав Порт-Артурской эскадры. В. Ф. Руднев вступил в командование крейсером 1 марта 1903 года. А в воздухе уже пахло грозой!

Обстановка па Тихом океане была напряженной. Япония, подогреваемая империалистами США и Англии, усиленно готовилась к войне с Россией, создав здесь значительное превосходство в силах. Русское командование не сумело разгадать замыслы японцев, до самого последнего момента считая, что Япония не посмеет напасть первой. А именно так и случилось.

К началу войны главные силы Тихоокеанского флота России находились в Порт-Артуре. Это была 1-я Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала О. В. Старка в составе семи эскадренных броненосцев, девяти крейсеров, четырех канонерских лодок, 27 минных крейсеров и эскадренных миноносцев.

13 ночь на 27 января 1904 года десять японских миноносцев внезапно атаковали русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура и повредили два броненосца и один крейсер. Утром к Порт-Артуру подошли главные силы японского флота под командованием адмирала Того (шесть броненосцев, пять броненосных крейсеров и четыре крейсера), стремясь уничтожить ослабленную русскую эскадру, но были отогнаны огнем береговых батарей. Одновременно другая японская эскадра напала па русские корабли в корейском порту Чемульпо (ныне Инчхон).

За месяц до начала войны царский наместник на Дальнем Востоке генерал-адмирал Е. И. Алексеев направил крейсер "Парят" из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемульпо для охраны русской миссии в Корее и выполнения обязанностей старшего стационера на рейде.

26 января 1904 года японская эскадра из шести крейсеров и восьми миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде. На внутреннем рейде в это время находились русские корабли - крейсер "Варяг", мореходная канонерская лодка "Кореец" и товарно-пассажирский пароход "Сунгари", а также иностранные военные корабли - английский крейсер "Тэлбот", итальянский крейсер "Эльба", французский крейсер "Паскаль" и американская канонерская лодка "Виксбург".

Рано утром 27 января 1904 года В. Ф. Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала Уриу с требованием покинуть Чемульпо до полудня, в противном случае японцы грозили открыть огонь по русским кораблям в нейтральном порту. Это было грубым нарушением международного права.

10 часов 30 минут. Команды "Варяга" и "Корейца" пообедали, прозвучал сигнал: "Все наверх к построению!"

11 часов. Вся команда "Варяга" построена на верхней палубе. Руднев объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России: "Безусловно, - сказал он, - мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никакого вопроса о сдаче не может быть. Мы не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте свои обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю..." В ответ прогремело дружное троекратное "Ура!", все заняли свои боевые места.

11 часов 20 минут. Крейсер снялся с якоря и направился к выходу с рейда. В кильватере следовала канонерка "Кореец".

11 часов 25 минут. Пробили боевую тревогу. Руднев еще раз подтвердил свое приказание строго выполнять пункт Морского устава, составленного Петром Первым: "Корабли российские ни перед кем не должны спускать своего флага". У выхода из залива, на траверзе острова Иодольми, японская эскадра, превосходящая "Варяг" артиллерийским вооружением более чем в пять раз, а торпедным - в семь, преградила русскому крейсеру путь в открытое море. Шесть первоклассных японских крейсеров "Асама", "Панина", "Такачихо", "Нийтака", "Акаси" и "Чиода" заняли исходные позиции. За крейсерами маячили восемь миноносцев. Японцы предложили русским кораблям сдаться. Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа.

11 часов 45 минут. С броненосного крейсера "Асама" раздается первый выстрел, а вслед за ним вся эскадра противника открывает огонь. "Варяг" не отвечает - он идет на сближение. И лишь когда дистанция сократилась до верного выстрела, Руднев приказал открыть огонь. Бой был жестоким. Всю силу огня японцы сосредоточили по "Варягу". Крупный снаряд с японского крейсера "Асама" разрушил мостик на "Варяге", вызвал пожар в штурманской рубке, вывел из строя дальномерный пост № 1. Море кипело от взрывов, обдавая палубу осколками и каскадами воды. То и дело возникали пожары, открывались пробоины. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры, проявляя чудеса храбрости, вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. В. Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем.

Меткий огонь с "Варяга" принес свои результаты: серьезные повреждения получили японские крейсеры "Асама", "Чиода", а крейсер "Такачихо" был настолько серьезно поврежден, что вскоре затонул. Когда к "Варягу" устремились японские миноносцы, чтобы произвести торпедную атаку, русский крейсер сосредоточил по ним свой огонь и потопил один миноносец.

12 часов 45 минут. Израненный, но не побежденный "Варяг" вернулся в порт, чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв. Однако крейсер кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудии было разбито. Руднев принимает решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, а канонерку взорвать, чтобы они не достались врагу. Совет офицеров поддержал командира. Открываются кингстоны, хлещет вспенившаяся вода, и крейсер начинает погружаться в море.

15 часов 55 минут. Командир "Варяга" В. Ф. Руднев последним покидает борт своего корабля, гибнущего, но не сдавшегося врагу. Моряки "Варяга" и "Корейца" несколькими эшелонами вернулись па родину, где их восторженно встретил русский народ. В одесском порту героям-морякам вручили георгиевские кресты. В. Ф. Руднев был награжден орденом Георгия 4-й степени. Была учреждена медаль "За бой" "Варяга" и "Корейца". С большой сердечностью принимала героев "Варяга" тульская земля. По свидетельству старшего сына В. Ф. Руднева, Николая Всеволодовича, на станции Скуратове командиру крейсера поднесли хлеб-соль на серебряном блюде. Среди выгравированных на нем фамилий стояло: "Толстой, Толстая, Толстые". Горячо встретили моряков и жители Тулы, поздней ночью заполнившие привокзальную площадь. Туляки преподнесли Рудневу модель морской скорострельной пушки с надписью: "Герою-земляку В. Ф. Рудневу от рабочих Тульского оружейного завода".

10 июня 1904 года В. Ф. Руднев был назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца "Андрей Первозванный". В ноябре 1905 года за отказ принять репрессивные меры против революционных матросов своего экипажа В. Ф. Руднев был уволен в отставку в чине контр-адмирала. Через некоторое время он уехал в Тульскую губернию и поселился в небольшой усадьбе при деревне Мышенки Алексииского уезда, в трех верстах от станции Тарусская. 7 июля 1913 года В. Ф. Руднев скончался. Могила его находится в селе Савино Заокского района Тульской области. По решению Советского правительства в Туле 30 сентября 1956 года был установлен памятник командиру крейсера "Варяг" В. Ф. Рудневу.

А в составе Краснознаменного Тихоокеанского флота нашей страны несет ныне свою службу гвардейский ракетный крейсер, носящий гордое имя "Варяг". Многие молодые туляки служат на этом современном корабле, наследнике славных боевых традиций "Варяга".

Вглядитесь в его портрет. Во всем облике — достоинство. Благородное лицо, умные глаза. Настоящий русский офицер — храбрый, верный воинскому долгу. Таким был Всеволод Федорович Руднев, контр-адмирал Русского Императорского флота, командир «Варяга». Флотоводец принял всего одно сражение в жизни, но какое!

Отцовское напутствие

В 1946 году на экраны вышел художественный фильм «Крейсер Варяг». Роль Руднева исполнил замечательный артист, к тому времени двукратный лауреат Сталинской премии (всего у него пять таких званий), Борис Ливанов . Это была классика советского батального кино. Герой Ливанова потрясал отвагой, внушал уважение словами и поступками. Конечно, артист никогда не видел и не слышал адмирала, но своей блестящей игрой сумел убедить зрителей, что Всеволод Руднев был именно таким, каким он его сыграл…

Командир «Варяга» — выходец из старинного рода дворян Тульской губернии. И традиции у того рода были славными. Предок контр-адмирала — матрос Семен Руднев храбро бился с турками под Азовом в конце XVII века и получил офицерское звание указом Петра Первого .

Продолжил традицию рода отец контр-адмирала — Федор Руднев , также доблестно сражавшийся с турками. Он участвовал в сражениях на Черном, в Средиземном и Адриатическом морях, в блокаде Дарданелл и Константинополя и дослужился до капитана первого ранга.

Ну а Рудневу-сыну сам бог велел бороздить моря и океаны. Он хорошо запомнил слова батюшки: «На твою долю выпадает честь отметить 200-летие службы Рудневых Российскому флоту. Помни — среди Рудневых трусов и изменников не было. Не склоняй головы перед врагом, пока она цела. Не спускай пред ним флага!»

Учеба, служба, кругосветки

Дебют Руднева был блестящим — морское училище, диплом с отличием и Нахимовская премия. Затем первое заграничное плавание — больше года — на учебном фрегате «Петропавловск». Служил гардемарин Руднев на том корабле простым матросом и испытал все тяготы и превратности морской службы.

Потом было новое заграничное плавание — уже на крейсере «Африка». Корабль шел длинным извилистым путем, заходя в порты Англии, Франции, Италии, Греции, Турции. Впечатления о том путешествии Руднев изложил в книге «Кругосветное плавание на крейсере «Африка».

Потом были другие кругосветки, новые назначения, повышения в чине. Куда только не забрасывали Руднева начальство и судьба! Он командовал портовым пароходом «Работник», броненосцами «Адмирал Грейг» и «Чародейка», миноносцами «Котлин» и «Выборг», канонерской лодкой «Гремящий». В общей сложности он служил на семнадцати кораблях.

В декабре 1901-го 46-летний Руднев «догнал» отца, став капитаном первого ранга. А спустя ровно год вышел приказ Морского министерства о его назначении командиром нового крейсера «Варяг», вошедшего в состав Порт-Артурской эскадры.

Этот 4-трубный, двухмачтовый, хорошо вооруженный крейсер, построенный в Филадельфии по заказу адмиралтейства России, считался одним из лучших в военном флоте империи. Но был не без «греха» — в частности, скорость была ниже проектной, отсутствовало прикрытие орудийной прислуги от осколков снарядов. Все это отозвалось печальным эхом во время сражения с японской эскадрой.

Война была уже рядом. И встретить ее «Варягу» было суждено у корейского порта Чемульпо. Туда за месяц до начала боевых действий был направлен крейсер. Его задачей была охрана русской миссии.

Крейсер "Варяг" 1904 год (Фото: wikimedia)

«Мы идем на прорыв…»

26 января 1904 года японская эскадра подошла к порту Чемульпо. Пушки шести крейсеров и восьми миноносцев Страны восходящего солнца угрожающе уставились на «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец», которые стояли на внутреннем рейде. Это была не только демонстрация силы — на следующий день Руднев получил ультиматум контр-адмирала Сотокити Уриу . Поскольку началась война между двумя странами, японцы требовали покинуть Чемульпо до полудня. В противном случае они угрожали открыть огонь по русским кораблям прямо в нейтральном порту.

Дальнейшее известно — «Варяг» и «Кореец» под командованием капитана второго ранга Григория Беляева приняли жестокий, неравный бой. Перед сражением Руднев обратился к экипажу: «Мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Не сдадим крейсер и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, особенно комендоры. Каждый снаряд должен нанести вред неприятелю. Итак, смело в бой, за честь нашего флага! Ура!». Матросы ответили своим троекратным «Ура!»

27 января 1904 года в 11 часов 10 минут на крейсере «Варяг» прозвучал сигнал: «Все наверх, с якоря сниматься». Через десть минут корабль под величественные звуки гимна «Боже, царя храни», начал свой последний парад…

Сражение, длившееся немногим более часа, вошло в историю. Русские сражались с невиданной храбростью. Смертельным дождем сыпалась картечь, море кипело от взрывов, обдавая палубу крейсера осколками снарядов и потоками воды. Все было почти как в песне, которую сложил немец Рудольф Грейнц : «И стал наш бесстрашный и гордый «Варяг подобен кромешному аду…».

В ходе боя один офицер и 30 матросов «Варяга» были убиты, шесть офицеров и 85 нижних чинов получили ранения и контузии. Около ста моряков отделались легкими повреждениями.

Сам Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем. Героически сражались многие матросы, которые, не обращая внимания на ураганный огонь, не покидали своих позиций. «Варяг» получил многочисленные повреждения, но и сам изрядно потрепал врага — его орудия причинили серьезные повреждения крейсерам «Асама», «Чиода», «Такачихо» и потопили один миноносец. Впрочем, японцы утверждали, что попаданий в их корабли не было. Однако в это не очень верится — за несколько месяцев до сражения «Варяг» участвовал в учениях Порт-Артурской эскадры и, выпалив 145 раз, трижды поразил цель. А в бою с японцами крейсер выпустил 1105 снарядов!

«Варяг» после боя в бухте Чемульпо (Фото: wikimedia)

Встреча на Родине

Разбитый крейсер и канонерка вернулись в порт, где его восторженно встретили моряки иностранных судов, стоявших в порту Чемульпо. Капитан французского крейсера, увидевший «Варяг», был в ужасе: «…палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения: в местах, где разрывались снаряды, краска обуглилась, все железные части пробиты, вентиляторы сбиты, борта и койки обгорели. Там, где было проявлено столько геройства, все было приведено в негодность, разбито на куски, изрешечено; плачевно висели остатки мостика. Дым шел из всех отверстий на корме, и крен на левый борт все увеличивался…».

После совещания с офицерами крейсера и командиром «Корейца» Беляевым, Руднев принял решение снять команды с кораблей, крейсер затопить, канонерку взорвать…

Через некоторое время «Варяг» был поднят японцами со дна Тихого океана, отремонтирован и введен в состав Императорского флота под названием «Соя». Во время Первой мировой войны Россия выкупила легендарный крейсер. Но через несколько лет он снова лег на дно — на сей раз у побережья Шотландии.

…В Чемульпо морякам «Варяга» оказали необходимую помощь, разместили на иностранных крейсерах — британском «Тэлботе», итальянском «Эльба» и французском «Паскале». И лишь командир американского крейсера «Виксбург» отказался взять на борт русских, ограничившись присылкой врача. Но Руднев от такой помощи отказался. Французские газеты писали: «Очевидно, американский флот слишком еще слишком молод, чтобы иметь те высокие традиции, которыми воодушевлены все флоты других наций».

Когда моряки «Варяга» и «Корейца» вернулись на Родину, их встретили как героев. Офицеры и командир крейсера были удостоены орденов Святого Георгия, матросов наградили Георгиевскими крестами и выдали каждому золотые и серебряные часы с надписью «Герою Чемульпо».

Герои удостоились аудиенции у императора. «Я счастлив, братцы, видеть вас всех здоровыми и благополучно вернувшимися, — сказал Николай Второй. — Многие из вас своей кровью занесли в летопись нашего флота дело, достойное подвигов ваших предков, дедов и отцов… От души спасибо вам, что поддержали честь Андреевского флага и достоинство Великой Святой Руси».

император Николай II приветствует вернувшихся на родину геров-моряков с "Варяга" у Зимнего дворца 16 апреля 1904 года (Фото: Репродукция Катаев Виктор/ ТАСС)

Награда от врага

Любопытно, что Руднев получил еще один знак признания, причем, от… своих врагов. В 1907 году японский император Муцухито, восхищенный мужеством русских моряков, наградил его орденом Восходящего солнца. Всеволод Федорович, хотя и принял орден, никогда его не носил. К слову, Руднев стал одним из первых европейцев, получившим эту награду.

Казалось, что остаток жизни Руднев проведет согретый яркими лучами славы. Однако он быстро угодил в опалу. Всеволод Федорович, получивший назначение на эскадренный броненосец «Андрей Первозванный», в ноябре 1905 года отказался воздействовать на революционно настроенных матросов своего экипажа. Вольнодумец был немедленно уволен со службы, ему запретили посещать корабли и флотские экипажи и предложили покинуть Санкт-Петербург. Правда, напоследок, учитывая прежние заслуги, Руднева произвели в контр-адмиралы.

Наступил период изгнания, впрочем, недолгий. Уязвленный герой уединился в Тульской губернии — в имении в селе Мышенки Алексинского уезда (сейчас это Заокский район). Увы, летом 1913 года здоровье Руднева резко ухудшилось — сказались и контузия, и тяжелая рана, полученные при сражении в Чемульпо…

57-летний контр-адмирал был скромно, без воинских почестей был предан земле в селе Савино. Единственным военным, который присутствовал на его похоронах, был бывший сослуживец и старый друг Руднева адмирал Абрамов .

Вечная память

О корабле и его героическом экипаже долго не упоминали. Вспомнили только через полвека — к 50-летию сражения у Чемульпо, 8 февраля 1954 года вышел указ Президиума Верховного совета СССР «О награждении медалью «За отвагу» моряков крейсера «Варяг». Удалось отыскать 50 человек — им вручили не только награды, но и установили персональные пенсии. Самому старшему из моряков легендарного крейсера — Федору Семенову — было 80 лет.

На родине Всеволода Руднева в Тульской области открыт музей его имени. Памятник командиру крейсера установлен в селе Савино и в городе Новомосковске, неподалеку от места, где находилось родовое имение Рудневых. Улицы, названные его именем, находятся во многих городах страны, в том числе и в Москве.

Сейчас в составе Тихоокеанского флота России несет службу гвардейский ракетный крейсер «Варяг». Это и есть связь времен. В наше время другое поколение российских моряков охраняет рубежи родины.