Николай витальевич лысенко. Николай лысенко Произведения лысенко

Украинский композитор, пианист, дирижёр, общественный деятель. Основоположник нац. композиторской школы. Род. в семье небогатого помещика. Музыку изучал с 5 лет (вначале под рук. матери). Учился в одном из киевских пансионов (1852-55), в Харьковской гимназии (1855-59); продолжал занятия по фп. (в Киеве под рук. А. Паночини, в Харькове - Н. Д. Дмитриева). В 1865 окончил естеств. ф-т Киевского ун-та. Проводил большую работу по собиранию укр. нар. песен, был одним из руководителей студенч. любительского т-ра в Киеве. Л. организовал студенч. хор, исполнявший в его аранжировках укр. нар. песни. В 1865-67 был мировым посредником в Таращанском уезде Киевской губ., что дало ему возможность глубже ознакомиться с жизнью укр. села. В 1867-69 обучался композиции (у К. Ф. Э. Рихтера и В. Р. Папперица) и фп. (у Э. Ф. Венцеля и К. Г. Рейнеке) в Лейпцигской консерватории. Здесь Л. начал работу над большим циклом сольных и хор. произв. "Музыка к "Кобзарю"" Т. Г. Шевченко (1-я серия, 13 номеров, напечатана в Лейпциге, 1868), опубликовал 1-й выпуск "Сборника украинских песен" в обр. для голоса и фп. (40 песен). С 1869 Л. жил в Киеве, выступал в концертах Киевского отделения РМО, был чл. его дирекции; преподавал фп. в муз. школе. Позже, не разделяя реакц. взглядов большинства руководства РМО на роль и задачи искусства, Л. порвал с этой организацией.

В 1872 Л. написал первое законченное сценич. произв. - нар. оперу "Черноморцы" (либр. М. П. Старицкого, по Я. Г. Кухаренко). В 1873 Л. создал оперу "Рождественская ночь" (по Н. В. Гоголю, пост. 1874, Киев; 2-я ред. 1882) и записал репертуар кобзаря О. Вересая, выпустив реферат "Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарём Вересаем". Эта работа наряду с др. теоретич. трудами композитора ("Дума о Хмельницком и Барабаше", 1888; "О торбане и музыке песен Видорта", 1892; "Народные музыкальные инструменты на Украине", 1894) сыграла большую роль в становлении и развитии укр. муз. фольклористики. Вместе с укр. фольклористом А. А. Русовым Л. совершил поездку по слав. странам, записал сербские, хорватские и македонские нар. песни.

В 1874-76 Л. был в Петербурге, совершенствовал своё мастерство под рук. Н. А. Римского-Корсакова, познакомился с М. П. Мусоргским, А. П. Бородиным, Ц. А. Кюи, В. В. Стасовым. Прогрессивная эстетика классиков рус. музыки оказала значит. влияние на формирование мировоззрения и творч. принципов Л. Во время пребывания в Петербурге композитор вместе с руководимым им хором любителей пропагандировал укр. и др. слав. нар. песни, выступал как пианист, организовал концерты кобзаря О. Вересая. В 1876 Л. возвратился в Киев, продолжал интенсивную творч. и муз.-обществ. деятельность, собирал и обрабатывал нар. песни (опубликовано 7 выпусков песен для голоса с фп., 12 хор. десятков, неск. обрядовых циклов, мн. песен). В 1883 появилась опера "Утопленница" (по Гоголю), в 1888 - детская опера "Коза-дереза" (по нар. сказке), в 1889 - одно из популярнейших произв. композитора - нар. опера "Наталка Полтавка" (текст И. П. Котляревского). В 1880-90 Л. работал над крупнейшим своим произв. - нар.-муз. драмой "Тарас Бульба" (по Гоголю), воссоздавшей в ярких художеств. образах картины борьбы укр. народа против иноземных поработителей. Для детей написаны оперы "Пан Коцкий" (1891), "Зима и Весна" (1892) (обе по народным сказками легендам). Важное место в укр. дореволюционной музыке заняла опера "Энеида" (по И. П. Котляревскому, 1910) - острая сатира на самодержавие. Последнее крупное соч. композитора - одноактная лирико-фантастич. опера "Ноктюрн".

Л. - один из выдающихся интерпретаторов "Кобзаря" Т. Г. Шевченко в музыке. На тексты поэта он создал более 80 произв. - песни, романсы, ансамбли, хоры, хор. поэмы, кантаты. В их числе - поэма "Иван Гус", кантаты "Бьют пороги", "Радуйся, нива неполитая", "На вечную память Котляревскому". Л. писал также вок. соч. на сл. И. Я. Франко, Л. Украинки, М. П. Старинного, А. Олеся, Г. Гейне, А. Мицкевича и др. Созданный под непосредств. воздействием событий 1905 в обществ.-политич. жизни России гимн "Вечный революционер" (сл. Франко) стал на Украине нар. революц. песней.

Л. - основоположник ряда инстр. жанров укр. музыки, автор симфонии, квартета и струн. трио. Обширно фп. наследие композитора (более 50 произв.). К лучшим соч., отмеченным самобытными чертами нац. инстр. стиля, относятся 2 рапсодии, "Украинская сюита" (в форме старинных танцев), 2 конц. полонеза, соната, "Героическое скерцо". Наследие Л. отличается демократизмом, народностью, яркой нац. определённостью. Некоторые его песни и хоры глубоко вошли в быт и стали народными. Подлинное признание творчество Л. получило после Oкт. революции 1917.

Заметный след в истории укр. муз. культуры оставила деятельность Л. как хор. дирижёра. Он осуществлял поездки с хором (1893, 1897, 1899, 1902) по городам Украины, способствуя развитию любительского хор. пения. В 1904 по инициативе Л. была открыта в Киеве муз.-драм. школа (с 1918 Муз.-драм. ин-т им. Н. В. Лысенко). Среди воспитанников школы композиторы Л. Н. Ревуцкий, А. А. Кошиц, К. Г. Стеценко, композитор и фольклорист В. Н. Верховинец, певец М. В. Микиша, драматические артисты А. М. Ватуля, Б. В. Романицкий, скрипач М. Б. Полякин, музыковед А. К. Буцкой и др.

Сочинения: оперы - Чорноморцi (Черноморцы, 1872, пост. 1883, Харьков), Рiздв"яна нiчь (Рождественская ночь, 1873, пост. 1874, Киев; 2-я ред., 1883, Харьков), Утоплена (Утопленница, 1883, пост. 1885, Харьков), Коза-дереза (1888), Наталка Полтавка (1889, Одесса), Тарас Бульба (1890, пост. 1924, Харьков), Пан Коцкий (1891, пост. 1957, Киев), Зима й Весна (1892, пост. 1957, Киев), Енепда (Энеида, 1910, пост. 1911, Киев), Ноктюрн (1912, пост. 1914, Киев); для солистов, хора и орк. (или фп., все на сл. Шевченко) - Заповiт (Завещание, 1868), Б"ють пороги (1878), Iван Гус (1881), Радуйся, ниво неполитая (Радуйся, нива неполитая, 1883), На вiчну пам"ять Котляревському (1895), До 50-рiччя смертi Шевченка (К 50-летию смерти Шевченко, cл. В. И. Самойленко, 1911); для орк. - симфония (1-я часть, 1869), увертюра (1869, утеряна). Украпнський козак-шумка (фантазия, 1873); камерно-инстр. ансамбли - квартет (1869), трио для 2 скр. и альта (1869), фантазия на 2 укр. нар. темы (для скр. или флейты и фп., 1873); для скр. и фп. - Элегическое каприччио (1894), Украинская рапсодия (1897); для фп. - соната (1876), Украинская сюита (в форме старинных танцев, 1869), 2 конц. полонеза (1875), 2 рапсодии на укр. темы (1876, 1877), Героическое скерцо (1880) и др.; вок. соч. - 7 серий Музыки к "Кобзарю" Т. Г. Шевченко - песни, романсы, ансамбли, хоры (всего 83, 1868-1901), романсы, ансамбли и хоры на сл. Франко, Леси Украинки, Старицкого, Олеся, Самойленко, Надсона, Гейне, Мицкевича и др. (всего 72); обр. нар. песен - 7 выпусков (по 40 песен для гол. с фп., 1868-1911), 12 десятков для хора (1886-1903), Молодощи (нар. игры и веснянки, 1874), Веснянки, колядки и щедривки, купальские песни (1897).

Литературные сочинения: Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Вересаем, в кн.: Кобзарь Остап Вересай, К., 1874 (переизд. на укр. яз., Кипв, 1955); Дума о Хмельницком и Барабаше, "Киевская старина", 1888, июль; О торбане и музыке песен Видорта, там же, 1892, март; Народнi музичнi струменти на Украпнi "Зоря", 1894, No 1, 4, 5-10 (переизд., Киев, 1955); Листи, Кипв, 1964 (письма).

Литература: Архiмович Л., Гордiйчук M., M. В. Лисенко, Кипв, 1952, 1963; Гозенпуд A., H. В. Лысенко и русская музыкальная культура, М., 1954; Лисенко О., Микола Лисенко, М., 1960; Микола Лисенко - борець за народнпсть п реалiзм у мистецтвi, Кипв, 1965; Булат Т. П., Геропко-патрiотична тема в творчостi М. В. Лисенка, Кипв, 1965; М. В. Лисенко у спогадах сучасникiв, Кипв, 1968; Василенко З. I., Фольклористична дiяльнiсть М. В. Лисенка, Кипв, 1972; Ямпольский И., Кухач и Лысенко, "СМ", 1974, No 11.

H. M. Гордейчук

Выдающийся украинский композитор, фольклорист, дирижер, пианист и общественный деятель. С именем Н. Лысенко связан период становления профессиональной музыки, театра и художественного образования в Украине.

Николай Витальевич Лысенко родился 10 марта 1842 г. в селе Гриньки Кременчугского уезда на Полтавщине (ныне Семеновский р-н Полтавской обл.) в казацко-помещичьей семье, чьи корни уходят к легендарному казацкому предводителю Вовгуре Лису. Основателем рода Лысенко считается Яков Лысенко, участник Освободительной борьбы украинского народа 1648-1654 гг. Его сын Иван стал военным и политическим деятелем, получил чин полковника и был приказным гетманом. После того, как большинство казацкой старшины перешло в русское дворянство, Лысенки также стали дворянами. Отец же Николая - Виталий Романович - был полтавским дворянином и служил, по тогдашнему дворянскому обычаю, в войске. Николай, нарушив эту давнюю традицию, основал новую - поколение талантливых музыкантов. Мать Николая происходила из дворянского полтавского рода Луценко.

Родители Николая, достаточно зажиточные люди, пестовали ребенка. Он ходил, одетый в бархат и кружево, был очень капризным и своевольным мальчиком. С малых лет учили его русской грамоте, а далее стали учить французскому языку, танцам и игре на фортепиано. Так воспитывали большинство дворянских детей. И хотя Николаю ничего не говорили об Украине, украинском народе, он жил среди него. Отец хорошо знал родной язык и охотно им пользовался, на украинском языке общались и многочисленные господа, часто навещавшие семью Лысенко, так как любил старый пан поздравить гостей и умел оказать им почести.

Слышал украинскую речь маленький Николай и у своей бабушки - Марии Васильевны Булюбаш. Эта старосветская помещица очень любила украинские народные песни, сказки, присказки. Вместе с ней слушал эти песни внук и впервые душа его проникалась печалью, искренностью и богатством родной песни.

Родное село, родной язык, родная песня - бессмертные источники, которые не одного человека напоили пылкой любовью к своему краю. Более всего нравилась мальчику песня, так как очень рано проявились у него музыкальные способности. Любил он слушать, как играет на фортепиано мать (а играла она очень хорошо), мог стоять возле нее часами, а в скором времени и сам выучился одним пальцем подбирать мелодии. Мать заметила интерес сына к музыке и наняла учительницу, но Николай категорически воспротивился - учить его будет только мама. Наука пошла очень быстро, и мальчик уже в 6 лет удивлял слушателей необыкновенной для ребенка скоростью пальцев и незаурядным музыкальным слухом.

В 9 лет его отвезли в Киев, в школу Гедуэна. Учился Николай хорошо, был одним из первых, но не оставлял и музыки. Учителями его были чехи Нейнкивч и Паноччини, и маленький музыкант приводил их в изумление своими успехами.

Закончив школу Гедуэна, которая приравнивалась к трем классам гимназии, Николай поступил в четвертый класс гимназии в Харькове. Музыкальное обучение также продолжалось, и с каждым годом он играл все лучше и лучше. Под руководством педагогов - известного тогда пианиста Дмитриева, позже чеха Кильчика, он играет произведения великих композиторов разных народов, учится у них музыкальному вкусу.

По окончании гимназии Н. Лысенко поступил в Харьковский университет, а через год перевелся в Киевский. Студенчество пришлось на бурные 60-е годы XIX в., когда менялся общественный уклад, велась борьба против основы старой жизни - крепостничества. Все и вся говорили о жизни и благосостоянии простого люда. «Народ, народное счастье» стало боевым призывом того времени, и призыв этот громким эхом откликнулся в сердцах студенческой молодежи. Идти к народу, работать для него, отдать все силы для его процветания - таковы были главные мысли, овладевавшие душами студентов. И молодой Лысенко увлекся украинским национальным движением - стал изучать и записывать народные песни, в том числе песни известного кобзаря Остапа Вересая. Он хватается за книги об Украине, читает их, представляет, как себя и свое музыкальное дарование посвятит родному краю. Приезжая теперь на лето в родное село, Лысенко ближе знакомится с народом, ходит с фисгармонией на посиделки и вечерницы, восторженно слушает песни и перекладывает их на ноты. А осенью, возвращаясь в Киев, организовывает студенческие хоры, с которыми разучивает украинский песенный репертуар и сам дирижирует ими. К студенческим годам относится его первая попытка создать оперу в соавторстве с двоюродным братом Старицким, написавшим либретто к комедии Стороженко.

В 1864 г. Н. Лысенко закончил естественное отделение Киевского университета Св. Владимира, а через год получил диплом кандидата естественных наук. Пребывание в Киеве, участие в работе «Киевской громады» и близкое знакомство с М. Старицким, В. Антоновичем, Т. Рыльским и другими выдающимися деятелями украинской культуры оказали решающее влияние на мировоззрение юноши. Желая как можно быстрее отдать свои силы народу, он пошел в мировые посредники на Киевщине, однако пробыл на этой должности недолго - музыкальный талант не давал возможности отдать себя другой работе.

На заработанные службой деньги Н. Лысенко выезжает в Лейпциг (1867-1869 гг.) для завершения музыкального образования (у профессоров К. Райнеле - фортепиано, и Э. Рихтера - композиция). Лейпцигская консерватория считалась лучшей. Здесь же, в Лейпциге, в 1868-г. Лысенко составляет и издаст первый сборник записанных им народных песен, в т. ч. и первые 10 песен, которые он сам создал на слова Т. Шевченко. Среди них было «Завещание» для мужского хора и тенора-соло, предназначавшееся, для исполнения во Львове в годовщину смерти поэта. Лейнцигскую консерваторию Лысенко закончил блестящим исполнением 4-го концерта Л. Бетховена для фортепиано с оркестром с собственной каденцией, о чем уважительно писали немецкие газеты.

С 1869 г. Н. Лысенко жил в Киеве. Единственным средством к существованию было обучение музыке, и он идет работать в музыкальную школу, дает и частные уроки. Последних довольно много: имя Лысенко уже довольно известно, его приглашают во многие зажиточные семьи. Но он не гонится за такой славой. Получая за учительствование приличный заработок, все свободное время отдает украинской песне: издает новые сборники народных песен, сочиняет собственные, преимущественно к «Кобзарю», пишет пьесы для фортепиано, оперетту «Черноморцы» и оперу «Рождественская ночь». Это была первая украинская опера, и когда её поставили на сцене (впервые в Киеве в 1874 г.), она произвела большое впечатление на слушателей, с того времени все, даже враги, признали талант композитора.Музыкант ощущал, что Лейпцигской консерватории ему недостаточно. Там не учили оркестровке, т. е. переложению музыкального произведения на ноты для оркестра. Поэтому Лысенко оставляет Киев и едет в Петербург, где учится у выдающегося русского композитора Н. Римского-Корсакова. Два года прожил он в столице, его полюбили русские композиторы, просили остаться в Петербурге, обещали хорошую должность, но он не согласился. Его ждала родная Украина, ей он хотел посвятить свои силы. Лысенко вернулся в Киев.

А Украина встретила невесело. В 1876 г. вышел указ, запрещающий печатать книги, пьесы для театра и музыкальные произведения с украинским текстом. Даже простенькую народную песню запрещалось исполнять на концерте, если слова были украинскими. Можно вообразить, как удручал этот запрет композитора, решившего всю жизнь посвятить именно народной песне.

В Киеве Н. Лысенко очень скоро вернул себе положение, которое имел до переезда в Петербург. Заработки даже выросли. Л в свободные часы он, не считаясь с запретом, составляет новые сборники народных песен и компонует свою «Музыку к «Кобзарю» Шевченко».

В 1880 г. запрет с песен и театрального репертуара, хоть и с некоторыми ограничениями, был снят. Окрыленный Лысенко в 1881 г. начинает самую большую свою онеру «Тарас Бульба». Одновременно собирает в Киеве хор, сочиняет новые и новые песни, издает и песни народные в переводе для хора, пишет другую оперу - «Утопленница».

В 90-е годы Н. Лысенко, организовав хор, не раз ездил с ним по Украине. Хотелось показать украинцам все богатство и красоту их родной песни и научить эту песню петь. Вокруг композитора концентрировалась тогдашняя украинская музыкальная и культурная жизнь Киева. Он выступал с концертами как пианист, преподавал фортепианную игру в киевском Институте благородных девиц и частной музыкальной школе, в 1900 г. основал собственную школу. Для постановки своих произведений он нередко бывал в Галичине, где его хорошо знали и любили.

Настал 1903 год. Это был 35-й год с начала творческой деятельности композитора, и Украина решила поздравить своего гениального музыканта. Празднование состоялось 20 декабря. Юбиляр получил около 200 телеграмм и 79 приветственных адресов. Отдельное чествование композитора было устроено в Галичине - оно отличалось еще большим блеском и торжественностью.

Жизненное кредо Н. Лысенко не ограничивалось написанием музыкальных произведений. Важным для него было и развитие исполнительства. Именно Лысенко заложил основы профессионального художественного образования в Украине, открыв в Киеве в 1904 г. свою Музыкально-драматическую школу. Кроме музыкального, там были отделения украинской и русской драмы и первый в Российской империи класс игры на народных инструментах - класс бандуры, который, вопреки всем сложностям его организации, осуществил первый выпуск в апреле 1911 г. Из этой Школы вырос со временем Музыкально-драматический институт имени Н. В. Лысенко - ведущее творческое заведение Украины в 1918-1934 гг. Выпускники Муздрамина имени Н. В. Лысенко заложили фундамент творческих достижений Украины в XX веке.

Как музыкальный этнограф Н. Лысенко начал работать еще в школьные годы, а чуть позже, находясь на должности мирового посредника в Таращанском уезде, собирал украинские народные песни и изучал их. Его этнографическое наследие - это запись свадебного обряда (с текстом и музыкой) в Переяславском уезде, запись дум и песен из репертуара кобзаря Остапа Вересая.

Как композитор Н. Лысенко гармонизировал ряд народных песен, составивших 7 выпусков «Сборника украинских песен для голоса и фортепиано» и 12 так называемых «десяток» для мужского и смешанного хоров: «Веснушки», «Купальськое дело», «Колядки-щедровки», «Свадьба», сборник танцев и пр. Особо важное место в его композиторской работе занимают произведения на тексты Т. Шевченко: «Завещание», «Музыка к «Кобзарю», вокально-инструментальные кантаты («Радуйся, нива неполитая», «Бьют пороги»), хоровые произведения «Гайдамак», «Иван Гус» и т. л.

Много произведений Н. Лысенко создал на тексты И. Франко, М. Старицкого, С. Руданского, Леси Украинки, О. Маковея, Н. Вороного и др. Величайшим среди них является гимн «Вечный революционер» (на слова И. Франко), который стал непосредственным откликом на события первой русской революции 1905-1907 гг. Широко распространившись, этот гимн стал народной революционной песней.

Оперное творчество Н. Лысенко также очень разнообразно: народные водевили «Черноморцы» и «Наталка Полтавка», оперетта «Энеида», оперы «Рождественская ночь», «Утопленница», «Тарас Бульба», опера-миниатюра «Ноктюрн» и детские оперы «Коза-Дереза», «Пан Коцкий», «Зима и весна».

Отдельной строкой в наследии композитора значится первый в украинской музыке вокальный цикл (13 арий и два дуэта) на стихи Г. Гейне в переводе Леси Украинки, М. Славинского, Л. Старинкой-Черняховской и самого Н. Лысенко. Именно к этому циклу относится одно из известнейших его произведений - дуэт «Когда разлучаются двое».

В конце жизни, в 1908 г. Н. Лысенко возглавил первую легальную украинскую общественно-политическую организацию «Киевский украинский клуб» и основанную в 1906 г. первую всеукраинскую организацию «Объединенный комитет по сооружению памятника Т. Шевченко в Киеве», в адрес которого поступали средства от концертов и благотворительные взносы из Австралии, Америки, Канады, не говоря уже о всей Европе. В 1911 г. клуб решил отметить 50-ю годовщину смерти Т. Шевченко. Из-за притеснений со стороны царской администрации во главе с киевским генералом-губернатором В. Треповым и министром внутренних дел П. Столыпиным мероприятие было перенесено в Москву. Следствием этого стало полицейское «Дело о закрытии Киевского украинского клуба» и «привлечении членов совета старейшин во главе с учителем музыки Николаем Витальевичем Лысенко к уголовной ответственности за антиправительственную деятельность». Одним из пунктов обвинения была широкая просветительская, в том числе и хоровая деятельность композитора. Через четыре дня после оглашения этого постановления Николай Витальевич умер от сердечного приступа.

Вообще, Н. Лысенко, где только мог, старался сплотить людей, особенно творческую молодежь, вокруг национальной идеи. Так было и с Киевским литературно-артистичным обществом. Открытое в 1895 г. как форпост русской культуры, оно постепенно превратилось в центр пропаганды украинской идеи и национальной культуры, за что и было закрыто в 1905 г.

Не менее масштабной по степени влияния на развитие украинской культуры была и театральная деятельность композитора. Он является одним из основателей украинского профессионального театра, в частности и оперного: написал 11 опер, а, сотрудничая с труппами корифеев украинского театра, создал музыку еще к 10 драматическим спектаклям.

Главного своего детища - оперы «Тарас Бульба», он так и не увидел, несмотря на предложение П. Чайковского оказать содействие её постановке на московской сцене. Его оперное наследие продолжает свою сценическую жизнь и сегодня в разных редакциях.

Н. Лысенко достиг непревзойденных для его времени вершин в создании хоровых произведений и хоровом дирижировании. Достаточно вспомнить такую жемчужину хорового полифонизма как «Туман волнами ложится» из оперы «Утопленница». Хоровыми дирижерами и композиторами стали и его талантливые ученики - Александр Кошиц, Кирилл Стеценко, Яков Яциневич.

Один из лучших пианистов-виртуозов в свое время, он оставил свыше 50 фортепьянных произведений. На Рождественские праздники 1867 г. студент Лейнцигской консерватории Н. Лысенко с огромным успехом представил в зале пражской «Умелецкой беседы» собственные фортепиянные аранжировки десяти украинских народных песен. К сожалению, до нас дошла лишь одна из них - «Гей, не дивуйте, добрії люде, что на Вкраїні повстало». Н. Лысенко принадлежат первые в украинской музыке фортепиянные рапсодии «Золотые ключи» (1875 г.) и «Думка-Шумка» (1877 г.). Среди его произведений прелюдии, вальсы, ноктюрны, мазурки, марши и полонезы, песни без слов. Особенно выразительно они звучали в авторском исполнении.

Лысенко почти не писал духовной музыки. Но среди шести ныне известных его религиозных произведений, чрезвычайно красивых и высокоэмоциональных, есть такие шедевры, как хоровой концерт «Куда пойду от лица твоего, Господи?», «Херувимская песня», кант «Пречистая дева, Мать Русского края», которые поют почти все хоровые коллективы Украины и диаспоры.

В открытую массовую (лишь хористов, по подсчетам А. Кошица, было около 1200) политическую демонстрацию вылились похороны отца украинской музыки. Украинская молодежь впервые встала тогда на защиту национальной святыни, окружив траурную процессию и не давая полиции проводить аресты.

Но высочайшей наградой композитору является, наверное, не просто дань памяти и уважение потомков, а то, что именно ему суждено было стать автором двух гимнов, утверждающих духовное величие Человека и Народа. Это «Вечный революционер» (1905 г.) на стихи И. Франко и «Детский гимн» на стихи О. Кониского (1885 г.) - всемирно известный теперь как «Молитва за Украину "Бог Великий, Единый!"», с 1992 г. утвержденный официальным гимном Украинской православной церкви (Киевский патриархат).



Николай Лысенко, биография которого описана в данной статье, - и дирижер, пианист, общественный деятель, талантливый педагог. Всю жизнь собирал песенный фольклор. Он сделал очень много для общественной и культурной жизни Украины.

Семья

Лысенко Николай Витальевич - выходец из старинного казацкого рода. Его отец, Виталий Романович, был полковником кирасирского полка. Мать, Ольга Еремеевна, происхождением из помещиков Луценко.

Детство

С раннего детства первичным обучением Николая, который родился в 1842 г., мать занималась сама, совместно с поэтом Фетом. Она Николая обучала французскому, танцам и правильным манерам. А Фет преподавал русский язык. Когда Николаю исполнилось 5 лет, Ольга Еремеевна обнаружила у сына склонность к музыке. Для развития таланта была приглашена учительница музыки. Уже с раннего детства Николай увлекался поэзией. Любовь к украинским народным песням привили ему двоюродные бабушка с дедушкой.

Образование

После того как домашнее обучение закончилось, Николай начал готовиться к поступлению в гимназию. Сначала обучался в пансионе Вейля, а потом Гедуэна. Николай Лысенко поступил во 2-ю Харьковскую гимназию в 1855 г. Окончил ее с серебряной медалью в 1859 г.

Затем поступил в Харьковский университет. На естественнонаучный факультет. Через год родители уехали жить в Киев, и Николай перешел в Киевский ВУЗ, на физико-математический факультет, на кафедру естественных наук. Окончил университет в 1864 г. и уже через год стал кандидатом естественных наук.

Через некоторое время, в 1867 г., Николай Витальевич продолжил обучение в Лейпцигской консерватории, которая была лучшей во всей Европе. Игре на фортепьяно его учили К. Рейнеке, Э. Венцель и И. Мошелес, композиции - Э. Рихтер, теории - Паперитц. Далее Николай Лысенко совершенствовался в симфонической инструментовке в консерватории Петербурга у Римского-Корсакова.

Начало творческого пути

В гимназии он брал частные уроки по музыке. И постепенно стал известным пианистом. Его часто приглашали на балы и званые вечера, на которых он исполнял Шопена, Бетховена. Играл танцевальные композиции и импровизировал с украинскими мелодиями.

Когда Николай учился в Киевском университете, он стремился приобрести как можно больше знаний по музыке. Поэтому тщательно изучал оперы таких как Глинка, Вагнер и т.д. Именно с этого времени Николай начал собирать и гармонизировать украинские народные песни.

Одновременно Николай Лысенкоорганизовал студенческие хоры, которыми руководил, и выступал вместе с ними на публике. Учась в Лейпцигской консерватории, он понял, что важнее создавать, собирать и развивать украинскую народную музыку, нежели копировать заграничных классиков.

Творческая карьера

С 1878 г. Николай стал преподавателем по классу фортепьяно, работая в институте благородных девиц. В 1890-е гг. обучал молодежь в музыкальных школах Тутковского и Блуменфельда. В 1904 г. Николай Витальевич основал в Киеве свою школу (с 1913 г. - им. Лысенко). Она стала первым заведением, предоставляющим высшее образование на уровне консерватории.

Для создания школы он использовал подаренные друзьями деньги, которые предназначались на покупку дачи и издания его произведений. Учебное заведение постоянно находилось под пристальным полицейским контролем. В 1907 г. Николай Витальевич даже был арестован, но его отпустили уже на следующее утро.

С 1908 по 1912 гг. он председательствовал в правлении «Украинского клуба». Это общество вело просветительную деятельность. Организовывало музыкальные и литературные вечера и курсы для повышения квалификации для учителей. В 1911 г. Николай Витальевич был главой комитета, который содействовал установке монумента Т. Шевченко. Именно Лысенко впоследствии усовершенствовал музыку для оперетты «Наталка Полтавка».

Творчество Лысенко

Первое произведение Лысенко написал в 1868 г., когда учился в Лейпцигской консерватории. Это был сборник украинских песен для фортепьяно с голосом. Эта работа имеет огромную научно-этнографическую ценность. В этом же году вышло второе произведение - «Заповит», написанное к годовщине смерти Шевченко.

Николай Лысенко всегда был в центре культурной киевской жизни. Находясь в руководящем составе Русского музыкального общества, он принимал активное участие во многих концертах, которые проводились по всей территории Украины.

Занимался музыкальными кружками. И даже добился разрешения на постановку пьес, исполняемых на украинском языке. В 1872 г. Николай Витальевич написал две оперетты: «Рождественская ночь» и «Черноморцы». Впоследствии они стали основой национального украинского искусства, навсегда войдя в театральный репертуар.

В 1873 г. Лысенко издал первую музыковедческую работу об украинском фольклоре. Одновременно Николай Витальевич писал фортепианные произведения и симфоническую фантазию.

В Петербурге он вместе с В. Пасхаловым устраивал хоровые концерты. В их программу входили произведения Лысенко, а также русские, украинские, сербские и польские песни. Именно в Петербурге он написал свою первую рапсодию на украинскую тему, 1-й и 2-й полонезы, сонату для фортепьяно.

Вернувшись в 1876 г. в Киев, Лысенко сделал упор на исполнительской деятельности. Он организовывал концерты, играл на пианино, создавал новые хоры. Собранные деньги от мероприятий он отдавал на общественные нужды. Именно в это время он написал большинство своих самых крупных произведений.

В 1880 г. Николай Витальевич начал работать над одной из лучших опер «Тарас Бульба». Затем вышло еще много музыкальных произведений. Отдельно стоит отметить усовершенствование музыки в оперетте «Наталка Полтавка» в 1889 г. Это произведение не раз подвергалось многочисленным обработкам. Но только в редакции Лысенко оно оказалось художественно полноценным.

Николай Витальевич создал отдельное направление - детскую оперу. С 1892 по 1902 гг. он устраивал хоровые гастроли по Украине. В 1904 г. Лысенко открыл драматическую школу, которая на долгие годы стала важным украинским заведением для получения спецобразования.

В 1905 г. им, совместно с А. Кошицем, было основано общество-хор «Боян». Дирижировали в нем сами создатели. Но вскоре «Боян» распался из-за политических условий и недостатка материальной базы. Просуществовало общество только год.

В последние годы жизни Лысенко написал произведение «Энеида». Опера беспощадно критиковала самодержавные порядки и стала единственным примером сатиры в музыкальном украинском театре.

Общественная деятельность

Всю свою жизнь Николай занимался не только творчеством, но и общественной деятельностью. Он - один из организаторов крестьянской воскресной школы. Занимался подготовкой украинского словаря. Участвовал в переписи киевского населения. Работал в Юго-Западном отделении Русского географического общества.

Личная жизнь

В 1868 г. Лысенко сочетался браком со своей троюродной племянницей, Ольгой Александровной О´Коннор. Она была младше его на 8 лет. Прожили они в браке 12 лет, но потом разошлись, потому что у них не было детей. Официальный развод оформлять не стали.

Второй брак у Лысенко был гражданский. На одном из концертов в Чернигове он познакомился с Липской Ольгой Антоновной. Позже она стала его гражданской женой. У них родилось пятеро детей. Ольга умерла после рождения очередного ребенка в 1900 г.

Смерть композитора

Лысенко Николай, композитор, умер шестого ноября 1912 г. от внезапного сердечного приступа. На прощание с ним приехали тысячи людей из всех украинских регионов. Отпевание проходило во Владимирском соборе. Впереди траурной процессии шел хор. Он состоял из 1200 человек, и их пение было слышно даже в Киеве. Лысенко был похоронен на киевском