Борисенков черный обелиск. Группа «Черный Обелиск» в Воронеже: «Молодые мечтают, чтобы Кипелов поскорее загнулся. – Дмитрий, а в каком состоянии лучше песни пишутся

Дмитрий Борисенков (8 марта 1968, Москва) – советский и российский рок-музыкант, певец, гитарист и композитор.

В 1992-1995 гг. – гитарист группы «Черный Обелиск». Вскоре после смерти Анатолия создал с другими бывшими участниками (Владимир Ермаков и Михаил Светлов) группу под названием «Черный Обелиск».

«Начинал я как бас-гитарист. Сначала играл с группой «Контрабанда». Это были еще совсем детские времена. Потом попал в какую-то другую группу… А когда меня выгнали из техникума, я поступил в училище. Там была местная группа, с которой я и познакомился. Они пригласили меня к себе в состав. В это время я как раз «пересел» с баса на гитару… А на профессиональную сцену я «вылезал» с группой «Тролль». Это было в 1987 году… Рок Лаборатория проводила очередной «Фестиваль Надежд», и для металлического дня не хватало двух групп. Анатолий Крупнов, являвшийся членом жюри, порекомендовал прослушать «Э.С.Т.» и «Тролль»».

Таким образом Дмитрий Борисенков оказался на сцене «Надежд».

«Как всегда, в самый нужный момент у одного из нас отказала «примочка», – вспоминает Митя. – Мы дико трясли головами, орали что-то… Короче говоря, ничего толком не сыграли, но пошумели неплохо…»

Вскоре после этого события Борисенков покинул «Тролль» из-за проблем внутри группы. Затем он пробовал работать с «Мафией», «Stainless», с другими командами, но это не привело к положительному результату. Разочаровавшись, Митя решил забросить попытки выйти на большую сцену и даже на время отошел от музыкальных дел.

В начале 1992 года у Мити появляется шанс попасть в состав группы «Черный Обелиск». После длительного и изматывающего тура по Украине группу покидает гитарист Василий Билошицкий. Происходит это накануне поездки в Саратов.

«Я обзванивал тогда всех знакомых, – говорит Крупнов, – и не мог найти никого подходящего. В тот период опять «всплыл» Мишка Светлов (гитарист группы 87-88 год). Мы его послушали, но не покатило… Прослушивали других – тот же результат».

И вот однажды Володя Ермаков (барабанщик группы) привел на репетицию своего приятеля Дмитрия Борисенкова (по прозвищу «Митя»), с которым он познакомился в бункере на «Пролетарке». И, т. к. времени на поиски гитариста уже не оставалось, то «Митя», порепетировав неделю, в составе группы отправился в Саратов.
Вернувшись в Москву, Крупнов продолжил поиски гитариста, и вскоре по совету Василия Билошицкого принимает в состав группы «Егора» (Игоря Жирнова) из группы «Джокер».

Крупнов приехал на студию к Жирнову и поставил ему демо-ленту нового материала. «Егор» согласился присоединиться к «Обелиску».

«Я дал этакого «металлиста», – говорит Борисенков. – Слишком тяжело, слишком быстро… Короче говоря, Крупнову тогда более рок-н-ролльный гитарист нужен был…»

Несмотря на неудачный дебют весной 1992 года Борисенкова в «Обелиске» не забыли. Когда летом того же 1992 года «ЧО» вновь остался без лидер-гитариста, о «Мите» вспомнили. C тех пор мы имеем счастье лицезреть его на сцене.

А как думает сам Борисенков, почему именно его взяли в «Обелиск»?

«Наверное, это заслуга Саши Юрасова (тогда он был техником ЧО), – говорит «Митя». – Я помогал ему записывать фонограмму для кого-то, а он потом эту «фанеру» дал послушать Крупнову. Толик послушал на ней мои соло-партии и решился взять меня к себе в группу…»

«Мы не сразу утвердили «Митю» окончательно. Решили: возьмем его, а дальше видно будет. Но он как-то «прилип» и с каждым разом играл все лучше и лучше. Я понял: он – то, что надо».

Помимо гитариста в лице Борисенкова «ЧО» обрел неплохого оппонента Крупнову. Теперь монологи Толика со сцены превратились в диалоги между ним и «Митей». А сценическое действо было украшено соло-дуэлями баса Крупнова и гитары Борисенкова. Первой гастрольной поездкой «Мити» окончательно принятого в состав группы был осенний выезд в город Тулу.

С тех пор за три с половиной года пребывания в «Черном Обелиске» «Мите» посчастливилось участвовать в записи всего десятилетнего «золотого фонда» Крупновской классики. Можно сказать, что он через себя пропустил всю историю группы, снимая, перерабатывая и воспроизводя партии своих предшественников. Его гитара звучит на магнитоальбоме «86-88» (мс –«Элиас Records», 1995), Стена (CD – BSA Records, 1994), демо-записи «96+415», «Я остаюсь» (CD – BSA Records, 1994).

10 мая 1993 года «Чёрный Обелиск» в составе Анатолий Крупнов, Юрий Алексеев, Владимир Ермаков и Дмитрий Борисенков открывали концерт группы «Accept», а 14 июня выступали перед «Faith No More».

1 декабря 1995 года в легендарной «Горбушке» Дмитрий Борисенков последний раз вышел на сцену c Анатолием Крупновым в составе «Чёрного Обелиска».

(Фрагменты «Истории группы Чёрный Обелиск», написанной Максимом Титовым в 1994 году)

Сегодня мы поговорим о том, кто такой Дмитрий Борисенков. Личная жизнь его и особенности творческого пути будут рассмотрены далее. Речь идет о российском и советском рок-музыканте, певце, композиторе и гитаристе. Он является лидером рок-группы под названием «Чёрный обелиск».

Биография

Борисенков Дмитрий Александрович появился на свет в 1968 году, 8 марта, в Москве. Играл в группах: «Мафия», «Тролль», «Контрабанда». Так начал свою творческую деятельность Дмитрий Борисенков. «Черный обелиск» - в который наш герой вошел в 1992 году в качестве ведущего гитариста. Уже к 1995 г. коллектив распался. В 1996 году наш герой присоединяется к группе под названием Trizna. Сперва ему была отведена роль гитариста, позднее он стал также вокалистом. В 1999 г. музыкант в составе проекта Trizna создал альбом «Затмение». Работа так и не была издана. В том же году вокалист объявляет о том, что покидает группу. В 1997 году, 27 февраля, от внезапного сердечного приступа умирает Крупнов Анатолий Германович - основатель и лидер «Чёрного обелиска». Через два года Михаил Светлов, Владимир Ермаков и наш сегодняшний герой решают воссоздать группу. Отметим, что музыкант также является звукорежиссёром на студии под названием «Чёрный обелиск».

Театр военных действий

Дмитрий Борисенков в 2004 г. участвует в «Эльфийской рукописи» - метал-опере группы «Эпидемия». Там он исполняет роль Деймоса. В 2005 г. наш герой принимает участие в создании «Театра военных действий» - общего проекта Кирилла Немоляева и группы Trizna. В 2006 г. музыкант работает над второй частью этого альбома. В 2007 г. его приглашают к участию в продолжении «Эльфийской рукописи». Он играет ту же роль. В 2007 г. Дмитрий Борисенков на собственной студии записывает, делает мастеринг и сводит альбом группы «Гран-КуражЪ» - «Новой надежды свет». Кроме того, в песне «Искатели мира» наш герой выступил как вокалист. Он спел фрагмент с Сергеем Сергеевым и Михаилом Житняковым, а также сыграл соло.

Дмитрий Борисенков в 2009 году приглашён к участию в проекте «Династия Посвящённых» Маргариты Пушкиной. Позднее вышел сингл коллектива «Чёрный обелиск». В 2011 г. наш герой принял участие в записи вокальных партий к альбому Константина Селезнёва «Территория Х». Музыкант исполнил две песни «Каждый за себя» и «Святой». В 2012 году, 21 января, вышел новый восьмой альбом проекта «Чёрный обелиск» под названием «Мертвый сезон». В 2012 г., 20 февраля, лейблом CD-Maximum был издан первый трибьют. Он был посвящен 25-летию группы. В 2012 г. наш герой выступил как вокалист на альбоме «Противостояние» Сергея Маврина. Он исполнил фрагмент из песни «Эпилог».

Лучшее

В 2013 году был представлен альбом «Мой мир» группы «Чёрный обелиск». В него были включены лучшие песни коллектива, созданные за 14 последних лет. Весь материал был полностью перезаписан и получил новые аранжировки. В работе приняли участие представители совершенно разных музыкальных направлений. 6 апреля 2013 г. вышла работа проекта Margenta. На нем наш герой исполнил песни «Крысолов» и «Возрождение». А 1 октября того же года «Чёрный обелиск» выпускает свой макси-сингл «Вверх». В альбом вошли пять новых песен. Также там присутствует перезаписанная композиция с пластинки «Пепел» и акустическая версия одной из новых композиций. Сами музыканты отмечают, что новая пластинка является продолжением движения вперед, однако она заключает в себе не поиск новых идей, а развитие тех, которые были найдены во время работы над сборником «Мой Мир». Авторы подчеркивают, что речь в данном случае идет о настоящей, честной рок-музыке, посвященной людям. 20 мая 2014 г. вышел сингл «Марш революции» проекта «Чёрный обелиск».

Личная жизнь Дмитрия Борисенкова

Кумир практически не разговаривает на темы, не связанные с музыкой. Поклонники часто спрашивают Дмитрия о семье, но в ответ он утверждает, что очень трудно совместить блестящую карьеру с личной жизнью. При переходе на профессиональный уровень приходится делать выбор: музыка или любимая девушка. Поклонники считают, что семейное счастье кумиру сохранить не удалось. Он часто говорит, что для музыки нужно научится жертвовать. Если вам дорого в жизни многое, кроме творчества, то лучше всего свое увлечение оставить как хобби. В противном случае придется делать выбор. Дмитрий поделился в одном из интервью причинами невозможности личной жизни: «Постоянное отсутствие дома и небольшой нестабильный заработок большинство женщин терпеть не будет. Обычно семейная жизнь заканчивается через 5-10 лет».

Дискография

Дмитрий Борисенков с группой «Деникин Спирт» создал пластинку «Брать живьём ТЧК». Выступил в качестве звукорежиссёра.

  • Вместе с группой «Чёрный Обелиск» работал над следующими студийными альбомами: «Я остаюсь», «Революция». Коллектив записал следующие макси-синглы: «Песни для радио», «Ангелы», «Когда-нибудь», «Вверх». Был выпущен концертный альбом «Пятница 13-ое». Создан ряд синглов: «Чёрное / Белое», «Марш революции», «Душа», «Ира». Среди сборников следует отметить работы: «Стена», «86-88». Были изданы видеоальбомы группы, в частности, «CDK МАИ» и «20 лет и ещё один день…».
  • С группой «Эпидемия» наш герой работал над проектом «Эльфийская рукопись» (как вокалист выступил в песнях «Магия», «Кровь», «Солнца свет», «Сказание», «Нити судьбы»).
  • Совместно с проектом «Фактор страха» записал две части альбома «Театр военных действий». Выступил в этой работе, как звукорежиссёр и гитарист, его игра звучит в композиции «Солдат».
  • С группой «Арда» была создана пластинка «Море исчезающих времён».
  • Совместно с проектом «Гран-КуражЪ» наш герой записал альбом «Новой надежды свет». С проектом «Виконт» выпустил сборники «На подступах к небу», «Не покоряйся судьбе» и «Арийская Русь».
  • В рамках проекта Margenta работал над альбомом «Дети Савонаролы». Участвовал в записи пластинок Константина Селезнёва «Территория... Х», «Противостояние», «Альтаир».

На вопросы отвечал Дмитрий Борисенков (вокал/гитара)

MetalKings.ru: Привет! Начну издалека, с тех давних Советских времен. Ты принимал участие в музыкальной жизни, когда еще был Советский Союз, не так ли?

Дмитрий: Да, еще был Советский Союз. Со всеми музыкантами из Черного Обелиска мы были знакомы еще задолго до того, как я туда попал. А попал я туда в 1991 году...

MetalKings.ru: В каком виде существовала музыка во времена Советского союза? Ведь не было такой открытости, как сейчас - идет куча концертов, мероприятий и т.д.

Дмитрий: С одной стороны - был какой-то занавес, не было такой явной свободы, как сейчас. Но в перестроечные времена были уже всякие рок-лаборатории, и вообще никаких проблем с концертами не было. Все творили, что хотели. До перестройки - да, как-то особо не поиграешь, все было полуофициально. Но сказать, что вообще не давали житья - нельзя. Естественно, если начнешь антисоветчину петь, то напросишься, не надо на рожон лезть, а так, в принципе, люди и деньги музыкой зарабатывали. В общем, все было в порядке. Единственное, что для того, чтобы заниматься музыкой, нужно было где-то отучиться, что-нибудь закончить, просто так заниматься музыкой и зарабатывать нельзя было.

MetalKings.ru: В 1997 году умер Анатолий Крупнов. В 1995 вы распались...

Дмитрий: В принципе, в 1995 году все закончилось. Это было и с Арией, и с Черным Обелиском.... Не стало больших площадок, а клубов еще не появилось. А те, что появились - не нужны были никому. Года на 2-3 вообще эта тема была закрыта, потом произошел очередной дефолт в 1998, можно считать с 1995 до 2000 обстановка для музыки была достаточно мрачной.

MetalKings.ru: Что послужило причиной воссоединения группы Черный Обелиск и продолжения творческой деятельности?

Дмитрий: Да как-то встретились за кулисами на концерте в "Горбушке", какой-то фестиваль был. Послушали то, что народ там играет и подумали, может нам тоже нужно поиграть. То есть спонтанно так получилось: "А давайте поиграем!". Обелиском это уже не назовешь. Названия даже не было. А потом - что вышло, то вышло.

MetalKings.ru: А как в Советском Союзе возникло такое желание - играть рок-музыку?

Дмитрий: Просто хотелось. Это же все молодость, интересно заниматься тем, чем тебе интересно заниматься. Так сначала развлекуха, потом что-то получаться стало.

MetalKings.ru: А как ты начал заниматься музыкой?

Дмитрий: Был у меня приятель, учился он в музыкальной школе по классу фортепиано. Потом мы с ним музыкой увлеклись, слушали все подряд. Он начал переигрывать Beatles, Queen... Меня попросил на гитарке поиграть. Потом у меня появилась бас-гитара, и мне понравилось на ней играть. Попроще, чем на обычной гитаре, 4 струны все-таки. Понравилось, в общем. Понял, что я слышу, оказывается. Достаточно быстро у меня пошло все это, моментально освоил игру. Потом сыграли на каком-то школьном вечере, какие-то бредовые темы свои, может, одну песню знаменитых авторов вставили в программу. И дальше я это дело не бросал. Благо, еще были знакомые с музыкальным образованием, которые проходили практику в ЖЭКах, красных уголках, занимались с молодежью, мы там и крутились вокруг них. Репетировали, что хотели и как хотели.

MetalKings.ru: Queen, Beatles - творчество этих коллективов не так просто было достать в Советские времена. Откуда вы их брали?

Дмитрий: Одно время была такая схема: жил человек на Фрунзенской, созванивались, приезжаешь к нему, даешь "катушку" ему, в смысле, "бобину", денюжку, и часок-другой ждешь, пока он тебе все это запишет. Были у меня еще знакомые коллекционеры какие-то, в соседнем доме один жил. В принципе, за небольшие деньги можно было списать или купить. Можно сказать, что, в принципе, все было доступно. Перепечатки продавались, сборники такие, где включат одну-две советские песни, и можно было без лицензии их продавать. Все равно и за границу же ездили, с соцстранами попроще было, оттуда привозили. Кто хотел, тот доставал. Первая рок-группа, которую я услышал, как это ни смешно, был Pink Floyd - в деревне на кассетнике. А потом еще и Queen. Понравилось. Сначала я не знал, что это. Потом нашел, что это такое.

MetalKings.ru: До Черного Обелиска в каких проектах ты участвовал?

Дмитрий: Был такой проект, играли тяжелый рок. Перед этим с ними играл. Но там люди увлекались анашой, водочкой, пришлось с ними расстаться.

MetalKings.ru: У вас скоро выйдет альбом юбилейный альбом "A Tribute to Чёрный Обелиск. XXV". Туда войдут перепевки и переаранжировки старых песен или все-таки и новое войдет?

Дмитрий: Народ чего хочет, то и берет на каверизацию. Там даже мы не особо рулим. Но не факт, что тираж этого издания будет большой, думаю, мы сделаем его ограниченным. Будет он стоить дорого и будет доступен только тем, кому это очень надо.

MetalKings.ru: То есть там будет какой-то буклет красочный? Коллекционка, в общем?

Дмитрий: Да, мы сделаем его красивым, дорогим, хорошим, качественным. Дешевых изданий не будет. Соответственно, просто так в магазинах его купить невозможно будет. Только по заказу или на концертах.

MetalKings.ru: А этот сборник вы сделали для того, чтобы закрепить эту точку "25 лет"?

Дмитрий: Трибьют - это вообще не наша идея совершенно. Мы к ней, в принципе, никакого отношения не имеем. То есть это личная инициатива определенных людей. Мы его никак не продюсируем, никакого отношения к нему не имеем, кроме авторства песен.

MetalKings.ru: 25 лет - такой долгий срок. Сколько лет в этом коллективе ты провел?

Дмитрий: 12 лет практически. Как-то так.

MetalKings.ru: Группа считается историей русской рок-музыки и металла. Такая, можно сказать, живая легенда. Что ты думаешь по этому поводу?

Дмитрий: Это кто как считает. Все в головах, никто нас в анналы никакие не вносил, медалей не давал. Соответственно, кто-то считает нас старыми пердунами и никчемной группой, не модной, все же ведь по разному считают. Чем человек моложе, тем он категоричнее и тем меньше у него понимания происходящего вокруг.

MetalKings.ru: Сейчас вы редко даете концерты. Почему?

Дмитрий: В Москве их нет смысла давать.

MetalKings.ru: В основном гастролируете? Успешно?

Дмитрий: Да. Вот 14-го поедем в Сочи. Но не могу сказать, что везде успешно. Где успешно, где - нет. Ведь успешно-неуспешно зависит не совсем от группы, еще от организаторов. Все перешло на такой уровень, что делают концерты совершенно непонятные люди, которые пытаются сделать денег на имени.

MetalKings.ru: А в каких фестивалях вы принимали участие в последнее время? На Нашествии почему не были?

Дмитрий: На Нашествии выступать смысла нет. Информационной поддержки - ноль. А играть где-то на задворках всего этого - никакого желания не возникает. Фестивалей в этом году было мало, как-то видимо уже и не будет больших. В прошлом году в Евпаторию ездили. Там был большой интересный фестиваль.

MetalKings.ru: А мотофест в Липецке?

Дмитрий: Это я не считаю фестивалем. Байк-слеты за лето несколько раз происходят. Мы выезжали на открытие сезона, закрытие, и просто на слет. На тусовке круто поиграть, пообщаться с людьми знакомыми и не очень.

MetalKings.ru: А участники Черного Обелиска участвуют в каких-то других музыкальных проектах?

Дмитрий: Маркыч (Даниил Захаренков - бас-гитара Черный Обелиск - прим.авт.) - участвует в Артерии, помогает. Как говорится, хороших музыкантов мало и все нарасхват. Остальные - нет.

MetalKings.ru: То есть у остальных участников музыка - это просто хобби?

Дмитрий: У меня - это профессия, во всяком случае. У нас еще есть студия. Работы, не связанной с музыкой, лично у меня нет.

MetalKings.ru: А у других есть?

Дмитрий: Как сказать - барабанщик у нас, например, типа ушел и типа не ушел. Пошел работать. Играем сейчас с другими, но он вроде бы до сих пор у нас есть.

MetalKings.ru: А в ближайшее время какие-то концерты Черного Обелиска в Москве планируются?

Дмитрий: В Москве будет концерт юбилейный, посвященный 25-ти летию. Он будет проходить в Б2.

MetalKings.ru: А как вообще твои ощущение от такого долгого существования группы? Это же большой срок!

Дмитрий: Это как жизнь - живешь ты и живешь, пьешь и пьешь, на работу ходишь или не ходишь - не важно. Так же и здесь - занимаешься ты музыкой и занимаешься. Ощущения, конечно, есть. Все-таки 25 лет. Ну как, опыт есть, перспектив - нет (смеется).

MetalKings.ru: А ты считаешь, что ты чего-то добился?

Дмитрий: Нет. Абсолютно ничего.

MetalKings.ru: Но ведь имя Черный Обелиск играет какое-то значение среди поклонников металла...

Дмитрий: Если человек чего-то добился, у него есть какая-то обустроенность, статус какой-то определенный. И чего я добился? Ну, узнают меня на улицах, ну и что. Ну, понаписали песен, ну хорошо, наверно, кому-то это нравится, кому-то нет. Таких много, скажем так.

MetalKings.ru: А какие планы на ближайшее время? Альбом новый, может клип? Чем порадуете поклонников?

Дмитрий: Клипы мы не снимаем, так как их некуда размещать. Если только в интернет. Есть концерт хороший из Днепропетровска, хорошо смонтированный. Его выложили, можно скачать, посмотреть. А о "порадовать поклонников" - альбом нужно выпускать! Чем же их еще радовать-то (смеется). Надо дописать, осталось три песни. В принципе, они записаны, только спеть их надо, тексты и спеть. Ну и дальше нужно двигаться.

Дмитрий: А у нас есть выбор? Выбор есть, когда тебе 20, ну 25. А в 30 выбирать уже поздно...

Шаншайская
MetalKings.ru
(июль, 2011)

MetalKings.ru выражают благодарность Дмитрию Борисенкову и Алексею Чудинову
за предоставленное интервью

И «Catharsis» Санкт-Петербург посетила и группа «Чёрный обелиск» , готовящая к выходу свой новый альбом. Мы пообщались с Дмитрием Борисенковым о будущем альбоме, о творчестве, об источниках вдохновения и о многих других интересных вещах.

У группы «Чёрный обелиск» в скором времени выходит новый альбом. Расскажите немного об этом альбоме. Будет ли он стилистически отличаться от ваших предыдущих работ?

Дмитрий Борисенков : Сложно описывать музыку так, как картину. Музыку надо слушать. На картине будет море, горы, что-то ещё. Так же и в музыке. Будут и быстрые вещи, и тяжёлые, и вещи полегче, и баллады. То есть, разноплановый альбом.

А будет ли у альбома какая-то общая концепция?

Дмитрий : Альбом называется «Революция» , и будет много песен именно вокруг этой тематики. Но не только о революции, как явлении народном или антинародном, но и о революции сознания, мироощущения.

Тексты песен планируются только вашего сочинения или вы привлекали к работе и других текстовиков?

Дмитрий : Пока получается так, что тексты только мои. Но альбом ещё не закончен, поэтому, может быть, и поработаем с другими поэтами.

«Чёрный обелиск» ещё во времена Анатолия Крупнова отличался достаточно мрачной, депрессивной направленностью текстов своих песен. Сохранятся ли подобные темы и в новом альбоме?

Дмитрий : К сожалению, эта направленность во многом осталась. Хотя именно на будущем альбоме мы стараемся максимально уйти от этого. Хочется позитива.

А с чем связано то, что вполне определённое настроение песен не изменилось и с вашим приходом в группу? Было необходимо сохранить прежний, устоявшийся стиль группы, или вашему личному мироощущению подобное настроение тоже было близко?

Дмитрий : Мироощущение у меня как раз довольно позитивное. Скорее всего, это отражение каких-то внутренних страхов. Внутренних комплексов! (смеётся ) Наверное, они теперь практически все вышли, я больше ничего не боюсь и наконец-то могу создавать позитивные песни.

Когда вы сочиняли песни для будущего альбома, что давалось вам проще: музыка или тексты?

Дмитрий : С музыкой у нас вообще никогда не возникает проблем. Если бы вопрос стоял только в музыке, мы выпустили бы гораздо больше альбомов. Всегда всё упирается в тексты.

То есть, вам всегда проще писать музыку, чем тексты?

Дмитрий : Абсолютно. Музыку я могу писать в любое время, в любом количестве.

А что вас вдохновляет на творчество?

Дмитрий : Наверное, как и всех – прослушивание своих любимых групп. Кого-то вдохновляет любовь… или антилюбовь (смеётся ). А у меня всегда какие-то мелодии в голове крутятся, с самого детства. Наверное, поэтому я и стал заниматься музыкой и писать песни. Хотя, в детстве меня безуспешно пытались усадить за рояль.

А чьё творчество вас вдохновляет сильнее всего? Есть ли у вас какие-то кумиры?

Дмитрий : Первое, что я послушал из настоящего, на тот момент, рока, это были Pink Floyd . Родители отправляли меня на каникулы в деревню к бабушке, и у одного моего приятеля был стереомагнитофон Sony и кассета группы Pink Floyd . Вот там я впервые их и услышал. Это было в моём достаточно раннем детстве. Ещё помню, у кого-то из нашего дома был магнитофон и несколько катушек. Мне очень понравилась одна песня, и впоследствии выяснилось, что это песня группы Queen . И в какой-то момент я понял, что мне нравится рок. Это случилось гораздо позже, и я пришёл к этому неосознанно, просто сделав выводы о той музыке, которую я слушал. При этом мимо меня не прошли ни ABBA , ни Boney M . А каких-то кумиров у меня, наверное, нет. Есть люди, на которых я могу ориентироваться, ровняться, которые для меня являются авторитетами в той или иной области. И это не обязательно музыка. Но невозможно всё время оставаться приверженцем одной группы или одного музыканта. Человек меняется, всё меняется вокруг него, и в нём тоже.

Наверное, и любимые группы тоже меняются с течением времени?

Дмитрий : Конечно! Несмотря на свою любовь к Pink Floy d, невозможно слушать их сорок лет подряд, и ничего больше.

А есть у вас какая-то песня или, может быть, альбом времён ещё раннего «Чёрного обелиска» , который вам наиболее близок, любим?

Дмитрий : Поздние работы мне всегда нравятся больше, чем ранние, потому что мне кажется, что они становятся всё лучше и лучше. Хотя, нравятся и многие старые песни, я люблю играть их на концертах. Я не разделяю альбомы на плохие и хорошие, но бывает так, что какие-то песни играть надоедает.

Когда вы работаете над новым материалом, вы пишите ровно столько, сколько нужно для создания альбома, или, как говорится, как пойдёт, и получается с запасом?

Дмитрий : Когда накапливается какой-то материал, мы решаем, что пора подумать и о новом альбоме. Тогда начинаются репетиции в свободное время, и когда материала набирается достаточно, чтобы записать альбом, мы его и записываем. Мы ведь очень недолго делаем именно музыку.

Дмитрий : Да, сначала приносится какая-то идея, но зачастую она в процессе работы видоизменяется. Мы все вместе вносим поправки, что-то доделываем… Каждый приносит свою идею, а люди уже подтягиваются, включаются в работу. Сочинение материала может быть делом единоличным, но лучше всё-таки работать всей группой.

Песни «Чёрного обелиска» одно время звучали на Нашем радио. «Когда-нибудь» , например. Планируете ли с выходом нового альбома продолжать сотрудничать с ними?

Дмитрий : Вопрос в том, планируют ли они с нами сотрудничать. Дело не в нас, а в них. Мы готовы сотрудничать всегда.

А почему вас не приглашают на «Нашествие» ? Ведь, кажется, это один из крупнейших российских рок-фестивалей.

Дмитрий : Потому что Нашествие – это в большей степени коммерческое мероприятие.

В записи сборника «Мой мир» поучаствовало очень много достаточно разноплановых вокалистов. Например, Лусинэ Геворкян , Дарья Ставрович (Нуки ), Алексей Горшенёв , Алексей Юзленко , Олег Жиляков , Дмитрий Спирин … Почему вы пригласили именно этих людей?

Дмитрий : Потому что эти люди популярны. Нам нужна популярность, нам нужны эти люди. Многие из них – наши друзья, и они нам не отказали. Надо друг друга поддерживать. Я тоже никогда не отказываюсь, когда меня приглашают что-то спеть. Происходит такой взаимообмен публикой: возможно, мы этим проектом смогли привлечь их публику, а они – нашу. Ведь чем больше публики, тем лучше. К тому же, лично мне было интересно послушать наши песни как бы со стороны, как их исполняет кто-то другой.

А песню каждый выбирал сам или вы распределяли?

Дмитрий : Каждый выбирал сам. Мы предлагали человеку поучаствовать, и если он соглашался, мы предлагали выбрать любую песню из тех, которые у нас есть. А песен у нас много. И каждый нашёл что-то для себя. Дмитрий Спирин , например, сначала другую песню хотел спеть, а в итоге спел «Песни о…» .

Вы в качестве приглашённого вокалиста активно участвовали в проектах Маргариты Пушкиной «Династия Посвящённых» . Вас можно было услышать и на альбоме «Дети Савонаролы» и «Sic Transit Gloria Mundi» . А в новый проект Маргарита Анатольевна вас приглашала?

Дмитрий : Пока не приглашала. Но я не могу отказать столь уважаемой женщине. Если она попросит спеть, то я, конечно, спою. Даже если мне, может быть, что-то не очень нравится или не близко, я всё равно постараюсь. Я не отказываюсь от значимых и интересных вещей.

Вы не первый раз участвуете в краудфандинговых проектах. Как вы считаете, есть ли за краудфандингом будущее?

Дмитрий : Пока это работает, значит, будущее, на мой взгляд, есть. Краудфандинг – это, наверное, сейчас единственный способ привлечь какие-то финансовые вложения в свою работу.

И возможно привлечь поклонников, которые смогу узнать о вас с сайта planeta.ru ?

Дмитрий : Возможно, да, хотя это в меньшей степени. Всё-таки это больше для людей, которые уже знают нашу группу и хотят, чтобы она и дальше существовала, и поэтому они нам помогают. Да, не безвозмездно, то есть, сначала они платят, а потом мы уже приступаем к работе. И ты, в общем-то, реально понимаешь, на что ты можешь рассчитывать.

Некоторое время назад в вашей группе возникла достаточно неприятная ситуация с творческим наследием Анатолия Крупнова . Сейчас конфликт улажен?

Дмитрий : Нет. Была подана апелляция, у нас хотели отобрать логотип, но мы решили это через суд. И я считаю, что если в дальнейшем к нам снова будут какие-то претензии, то мы опять обратимся в суд, потому что общение просто на словах не получается, и нет смысла пытаться его продолжать.

А возможен ли концерт памяти Анатолия Крупнова хотя бы к его 50-летию?

Дмитрий : Нет, таких концертов больше не будет. Во всяком случае, у нашей группы, потому что нам не нужны неприятности. Если люди не хотят, чтобы мы проводили такие концерты, мы этого делать не будем. Может быть, они сами рассчитывают организовать какие-то вечера памяти. Мы не будем им мешать. И если позовут, мы, конечно, примем участие. С нашей стороны нет никакой конфронтации. Если с нами захотят сотрудничать – мы откликнемся. Ну, а если нет – значит, нет.

Поговорим немного о ваших поклонниках. Как на ваш взгляд изменился со временем образ поклонника именно вашей группы?

Дмитрий : Если брать, допустим, наш концерт 15-летней давности и наш нынешний концерт, то разница видна невооружённым глазом. Если раньше это были в основном оголтелые нетрезвые металлисты, то последнее время, как мне кажется, публика стала более вменяемой. И это нас только радует. Я за здоровых людей.

То есть, вас больше радует, когда в первом ряду стоят…

Дмитрий : Красивые девчонки! Конечно, они радуют нас больше, нежели немытые небритые металлисты (смеётся ).

Вы не первый раз уже играете вместе с группой Catharsis и с другими коллективами. А с кем из ваших коллег по цеху вам интереснее, проще играть на одной сцене?

Дмитрий : На самом деле, групп не очень-то и много. Но Catharsis – это один из самых дружественных коллективов. Мы общаемся и вне сцены, знаем этих людей давно и хорошо. И радуем друг друга всякими напитками (смеётся ).

В прошлом году в московском клубе Gogol состоялся ваш акустический концерт, а в феврале этого года вы с акустикой доехали и до Петербурга . Планируете ли ещё подобные эксперименты?

Дмитрий : Почему бы и нет? Было бы желание. Сейчас сделаем вот эту программу, презентацию альбома, а потом, может быть, сыграем и акустический концерт.

Благодарим Дмитрия Борисенкова за увлекательную беседу и Алексея Чудинова за помощь в организации интервью.

Материал подготовила Ольга «Reina» Василенко

Однажды в гостеприимном клубе-ресторане "Jagger", когда завтрак уже давно закончился, а саунд-чек еще и не думал начинаться, за столиком одиноко сидел Дмитрий Борисенков . Случайно проходящие мимо Виталий Куликов и Александр "Alexx-Off" Молодяков не могли не задать несколько вопросов гитаристу и вокалисту легендарного Чёрного Обелиска . Было это 28 мая 2009 года.

У Чёрного Обелиска с 2006 года не выходило альбомов, и новых вещей вы на концертах практически не играете. Когда выйдет новый альбом?

Дмитрий Борисенков:

Сейчас мы играем только одну песню из будущего альбома – "Черное–белое". Есть ещё такая песня, как "Исход", которая выходила на сингле. Она будет переаранжирована и сыграна только нами, поскольку тот вариант был сделан с группой Фактор Страха. Но, в принципе, музыкальный материал для нового альбома готов. Дело за текстами и за записью.

И когда группа его запишет?

Дмитрий Борисенков:

Если удастся быстро написать тексты, то, может быть, к Новому Году. Если не получится, то как Бог даст. А пока мы решили записать что-то вроде интернет-сингла.

То есть все вещи, которые будут на нём, войдут в новый альбом?

Дмитрий Борисенков:

А тексты напишете только Вы, или ещё кто-то будет привлечён?

Дмитрий Борисенков:

Как получится. (Смеётся.)

На "Пепле" и "Нервах" тексты писали только Вы…

Дмитрий Борисенков:

А на "Зелёном" Лекс Плотников и ещё Арустамьян. Он пишет много, но пока не было ни одного текста, который сразу пошёл бы в дело - приходится корректировать. И ещё Вова отличился текстиками.

Текст пишется на музыку или наоборот, музыка на текст?

Дмитрий Борисенков:

На "Зелёном" тексты были написаны на музыку. Хотя в тех песнях, что написаны мной, не всё так однозначно.

Не испытываете ли Вы, как текстовик, недостаток в темах? Вроде бы уже практически обо всём спето…

Дмитрий Борисенков:

Абсолютно очевидно, что всё перепето. Мусолить одно и то же по кругу не хочется, а тем, интересных людям, не так уж и много. К тому же я не Пушкин, который мог обо всём писать… Мне тяжело даются тексты. Я их рожаю долго и мучительно. Поэтому писать не люблю. Если бы стояло дело с написанием стихов так же, как с риффами, то у нас уже была бы стопка альбомов. (Ухмыляется.)

Дмитрий Борисенков:

Мы искали авторов и увидели, что Арустамьян написал для Катарсиса какие-то тексты. Я попросил книжку его стихов, перелистал. Нашёл единственный текст, который стал песней "Когда-нибудь". Без припева. Припев пришлось приделать. После чего вышли на него, дали ему рыбу, и он уже под этот размер писал. С Лексом Плотниковым примерно та же история. У него был какой-то текст, который я прочитал и понял, что по размеру и по настроению он подходит туда-то. Это главное – понять настроение музыки и написать текст, который будет хорошо лежать. Понять, о чём эта песня.

Лекс Плотников пишет практически только на английском. Но, как ни странно, русские тексты у него получились очень неплохими…

Дмитрий Борисенков:

Его тоже пришлось местами подкорректировать.

Я помню, как мы с дочерью, она ещё в детском саду была, увидели плакат Чёрного Обелиска с зелёным человечком. Ребёнку так понравилось, что мы сразу купили альбом… А кто придумал этого занятного персонажа?

Дмитрий Борисенков:

Андроида-то? Ермаков.

На концертах вы играете достаточно ограниченный набор старых вещей. Не планируете ли ввести в программу какие-то ещё песни?

Дмитрий Борисенков:

Мы подрасширили этот момент после последнего дня рождения Анатолия Крупнова и ввели пару не игравшихся до этого песен. Большинство команд играет минимальный набор вещей, которые нельзя не сыграть – нравится им это или нет. Опять-таки публика приходит на какие-то определённые песни. И если ты их не сыграешь, ты - сволочь.

А какие у вас вещи нельзя не сыграть?

Дмитрий Борисенков:

Это "Когда-нибудь" и "Праздник слепоты" - сладкая парочка с "Зелёного альбома". С "Нервов" – "Мёртвые не пишут песен" и сами "Нервы". Они забойные и хорошо качают зал. А с "Пепла" – "Прощай и прости". Раньше играли "Земля к земле", но она уж дюже такая… Для неё нужен хороший аппарат, чтобы она мочила. И потом она достаточно заунывная. Хорошая песня. Бывает, играем. Просто всё вместить невозможно, на всех не угодишь. Приходится играть проверенные хиты, особенно когда программа поджатая. Да и вставлять такие длинные песни опасно.

Издать концертник нынешнего состава со старыми вещами по-прежнему невозможно?

Дмитрий Борисенков:

Нужно ли?

После "Зелёного альбома" выходил сингл "Когда-Нибудь". Там был концертный видео-бонус песен на восемь. Почему оно вышло именно в качестве видео-добивки, а не бонусным DVD, как это принято в Европе?

Дмитрий Борисенков:

Видеоматериал для DVD не особо пригоден из-за качества картинки и звука и небольшого количества песен… А для видео-бонуса это в самый раз.

Нет желания записать концертник после выхода нового альбома?

Дмитрий Борисенков:

Вот альбом выйдет, там и подумаем.

Нынешнему составу не хотелось записать песни на английском?

Дмитрий Борисенков:

Кто приносит основные музыкальные идеи песен?

Дмитрий Борисенков:

По-разному бывает. В принципе, все понемножку. Не сказать, что есть какой-то один автор, который постоянно генерирует. Я много приношу. Ну, и последнее слово всё-таки за мной, поскольку мне потом это всё петь.

А во времена Крупнова было так же?

Дмитрий Борисенков:

Плюс-минус. Была коллективная работа на репетициях, когда рифф обрастал формой и содержанием. Хотя, конечно, были песни, которые Толик приносил "от и до", и там надо было сделать только аранжировки.

Как Вы относитесь ко всяческим сторонним проектам?

Дмитрий Борисенков:

Хорошо. Я практически никогда не отказываюсь от участия, если это нормальный проект с какой-то перспективой. Если только это не бессмысленное занятие с целью потешить непонятно кого, когда только теряется время. А так, сидя на студии, я периодически записываю то соляки, то бэки. Если просят – не отказываюсь.

А что сейчас на первом месте лично у Вас – группа или студия?

Дмитрий Борисенков:

А оно неразрывно. Студия группе в помощь. Ну, и проще над материалом работать. Можно поковырять его, посидеть записать. Есть время его покрутить. Мы уже пару раз писали демо нового альбома. И что-то не нравится, по ходу приходится переделывать. Одно дело, когда ты репетируешь, и другое, когда ты это запишешь. Немного по-разному это воспринимается. Ну а группа поддерживает студию в меру своих финансовых возможностей. Опять же работа на студии не даёт скучать. (Смеётся.)

Говорят, что время CD подходит к концу, и выпускать альбомы в этом формате никому не интересно. Что Вы думаете об этом?

Дмитрий Борисенков:

Я к этому отношусь плохо. Самое обидное, что в нашей стране ничего на замену не придёт. Интернет – пока только бесплатный распространитель. А чем зарабатывать-то?

А платные скачивания?

Дмитрий Борисенков:

У нас эта система не работает.

Несколько лет назад на CD-Maximum"е собралась вся арийская семья. И там же оказался Чёрный Обелиск. То есть они собрали все сливки в одном месте…

Дмитрий Борисенков:

Я не думаю, что их целью было собрать арийскую семью. Всё это получилось по одной простой причине – до сих пор это самые пользующиеся спросом коллективы.

И как при этом работается с CD-Maximum"ом?

Дмитрий Борисенков:

Мне сложно об этом судить, у нас Ермаков работой с лейблами занимается.

Лейблы хоть как-то влияют на политику группы?

Дмитрий Борисенков:

В нашем случае, вообще никак.

Часто лейблы ругают за обложки…

Дмитрий Борисенков:

Делайте обложки сами, и у вас всё будет хорошо! (Cмеётся.)

Совсем недавно вышел альбом проекта "Династия Посвящённых 2". Как Вы туда попали?

Дмитрий Борисенков:

Позвонила Пушкина и сказала: "А не споёте ли Вы песенку у нас?". "Хорошо, я попробую". "А может быть, две?". "Хорошо, две". "А вот тут у нас Алёшин свалил. Может быть, ещё две?". "Хорошо". Так вышло четыре песни. И ещё две сводил. Но проект настолько тяжёлый, и записанный в разных местах разными людьми… Очень много было в процессе записи технических ошибок. Я свёл две песни и сказал, что больше не буду.

То есть такие проекты надо писать в одном месте и одной командой?

Дмитрий Борисенков:

Идёт постоянная ротация людей, которые пишут. Всё это в разных местах. Естественно, что собрать это всё в одну кучу очень сложно. В тех песнях, которые я сводил, было под девяносто треков. Это голоса, клавиши, скрипки… Чего только там не было. У композитора своё видение. У звукорежиссёра - своё. И они, зачастую, не совпадают. Чисто технически может быть невоспроизводимо то, что у человека в голове. И если человек упёртый, то начинается конфликт. И если таких людей несколько, один считается продюсером, другой автором, третий ещё кем-то, то договориться между собой очень сложно. Хорошо, если один человек ведёт проект и берёт на себя ответственность за всё. А если Пушкина отвечает за одно, Скрипников за другое, Алёшин за третье, и все три имеют разные мнения… Так что тяжело проект рождался. Но в принципе, мне понравилось! Попробовал себя в другом качестве.

По поводу другого качества. Что случается с песнями, мелодиями, риффами, не подходящими Чёрному Обелиску?

Дмитрий Борисенков:

Бывает, куда-то сливаю. А иногда просто есть и есть… Что с ними делать? Сольник писать? Кому он нужен?! (Смеётся.) Сольники в нашей стране никому не нужны. Я знаю статистику.

В 1999 году был записан альбом группы Тризна с Вашим участием и с Вашими песнями. Он когда-нибудь увидит свет?

Дмитрий Борисенков:

Надеюсь, что нет! Всё, что должно было появиться оттуда – уже появилось. Выходил сингл. Всё остальное не имеет смысла кому-либо показывать. Это был чистый эксперимент. Так, для своих…

Он планировался к выходу?

Дмитрий Борисенков:

Никогда! В те времена мы могли позволить писать для себя. (Смеётся.) После чего, если ты не совсем деревянный, ты понимаешь, что… Слово "г...но" можно употреблять?

Дмитрий Борисенков (смеется):

Это оно и есть. Там есть парочка-троечка песен. А остальное – шлак. И зачем это показывать людям?! Честно говоря, я не хочу, чтобы это кто-то слышал. Всё, что мы хотели оттуда взять, давно уже записано и выпущено.

В Вашем творчестве есть худшая песня?

Дмитрий Борисенков:

Есть песня, которая начинает раздражать, хоть мы её и не играем. Бывает что просят "Суку". "Митяй, "Суку" давай!". Вот дай им эту "Суку". И именно по этой причине мы её и не играем. Могли бы, но не играем.

По сути получился этакий железный шансон…

Дмитрий Борисенков:

Да. Песня может быть и неплохая, забавная по-своему, но она привносит то, от чего как раз хочется отбрыкнуться.

То есть она родилась, ушла в народ…

Дмитрий Борисенков:

И пусть она там в народе и остаётся! Пусть её в подъездах и поют. Там ей и место.

Какой из альбомов нынешнего Чёрного Обелиска Вам больше всего импонирует в творческом плане? Где вы себя, как группа, наиболее проявили?

Дмитрий Борисенков:

Сложно сказать. Они разных периодов, разных настроений. За это время настолько всё поменялось и в жизни, и в стране, и в мироощущениях. В каждом альбоме есть набор из двух-трёх любимых песен. Они мне до сих пор дороги. Где-то хороший текст, где-то интересно сделана композиция. Я не могу отделить и сказать, что вот это мне не нравится, а вот это нравится. Это всё мы уже проехали. Мне сейчас интересен новый альбом. Интересно, каким он получится.

После выхода "Зелёного альбома" появилось ощущение, что группа активно поконцертировала, а потом ушла в тень…

Дмитрий Борисенков:

Мы не выступали какое-то время в Москве и в Питере, зато активно ездили по городам и весям. В Москве часто играть нет смысла. Всё-таки не хочется проводить концерты ради концертов.

Песня "Когда-нибудь" прижилась на "Нашем Радио". Расскажите о вашем опыте работы с ними.

Дмитрий Борисенков:

Мы достаточно редко контактируем с "Нашим Радио", и я даже удивлён что она каким-то образом там прижилась.

Группе, это что-то дало?

Дмитрий Борисенков:

В определённом смысле – да. "Наше Радио" вещает на довольно большой регион. И "Когда-Нибудь" знают больше, чем другие песни. У меня есть стойкое ощущение, что последние альбомы в далёкие регионы ещё не доехали и их не слышали. А эту песню знают. Во многом не без помощи Кипелова, который помог нам её записать.

Кому в голову пришла идея записать этот дуэт?

Дмитрий Борисенков:

В тот момент создавался проект "Музыка-Москва", и Кипелов у нас часто появлялся. И мы подумали, а почему бы нам не сделать что-то совместно? Дали ему несколько песен, он выбрал сам. То есть это его выбор, а не наш. Но на мой взгляд, абсолютно правильный. Это лучшая песня с "Зелёного альбома".

Нет желания переиздать видео-кассету "15 лет"?

Дмитрий Борисенков:

Пока никакого.

Ваша программа там была не очень длинной. А остальное – это другие группы. Кстати, там же играла Тризна – первый раз русскоязычную программу.

Дмитрий Борисенков:

Ну да, после долгого перерыва и именно в том составе. До этого был период с Данилой и со мной. Мы тогда экспериментировали, экспериментировали… Костя тогда очень увлекался алкоголем (смеётся), и в один момент он достал так, что мы ушли.

Как народ тогда, в начале 2000-го, воспринимал новый Чёрный Обелиск?

Дмитрий Борисенков:

Сильно ошибаются те, кто думает, что нам имя помогает жить. Во-первых, это дичайшая ответственность. Во-вторых, тебя постоянно сравнивают. Многие до сих пор не могут простить, что Обелиск без Крупнова. То есть существует набор претензий и требований к новому Обелиску. Мол, почему это по-другому, а не так, как было раньше? История, которая тянется за группой, с одной стороны помогает, а с другой стороны она тебя держит за ноги и не даёт куда-то двигаться. И "Зелёный альбом" в этом смысле был уходом в сторону, экспериментом. Хотелось посмотреть, а чем это может кончиться. Многие не приняли. И я вижу, что часть людей приходит только на новый Обелиск, а часть – только на старый. Есть люди, которые никак не воспринимают новый. И ничем и никак их не убедишь. Может быть, только выпуском какого-нибудь сверх-гениального альбома. Попробуем, конечно! (смеётся)

Дмитрий Борисенков:

Думали. Мы же не сразу назвались Чёрным Обелиском. Сначала выступали как экс-Чёрный Обелиск без названия. И началась ненужная никому катавасия с объяснениями, что это не Чёрный Обелиск, это – экс-Чёрный Обелиск.

Году в 1992-1993, в каком-то из поздних выпусков газеты Zarraza была заметка о том, что техники группы Чёрный Обелиск собрали группу Белый Очерниск. Что это было?

Дмитрий Борисенков:

Техники развлекались. У них было несколько своих песен. Но в итоге они фактически исполняли пародии. Ничего серьёзного.

Это было как-раз то время, когда Вы пришли в группу…

Дмитрий Борисенков:

У меня был период, когда я до Жирнова поехал на гастроли. Володя Ермаков тогда уже играл в Обелиске. Ушёл Вася. Я знал, конечно, что он уйдёт. Был готов к этому. У меня было много знакомых в определённой тусовке. И я сидел готовился… На один концерт я съездил. И тут Толика шарахнула новая идея, что должен быть такой фанк-метал. И под "Ещё один день" нужен гитарист чуть более рок-н-рольный, в другую сторону. И взяли Егора Жирнова. Но он такой товарищ – где сядешь, там и слезешь. Годик поиграл и ушёл. И Толик позвонил, мол давай, будем дальше играть.