Спор поколений: вместе и врозь. В чем заключается конфликт между поколениями? Семья закладывает нравственные основы в человеке

Слайд 2

Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

Слайд 3

Взаимоотношения поколений Л.Н.Толстой «Война и мир» И.С.Тургенев «Отцы и дети» А.С.Грибоедов «Горе от ума» А.П.Чехов «Вишневый сад» У.Шекспир «Гамлет» У.Шекспир «Ромео и Джульетта» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Современная литература

Слайд 4

В гостях хорошо, а дома лучше. В дружной семье и в холод тепло. В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто. В своей семье всяк сам большой. В своем доме и стены помогают. В семье и каша гуще. В семье согласно, так идет дело прекрасно. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает. В хорошей семье хорошие дети растут. Везде хорошо, но дома лучше. Вся семья вместе, так и душа на месте. Где мир да лад, там и Божья благодать. Где совет - там и свет, где согласье - там и Бог. Густая каша семьи не разгонит. Дерево держится корнями, а человек семьей. Дом согревает не печь, а любовь и согласие. Дружная семья не знает печали. За общим столом еда вкуснее. Когда нет семьи, так и дома нет.

Слайд 5

В недружной семье добра не бывает. В семье разлад, так и дому не рад. В семье, где нет согласия, добра не бывает. Намеки да попреки - семейные пороки. Не будет добра, коли в семье вражда. Человек без братьев и сестер - одинокое дерево. Человек без семьи, что дерево без плодов.

Слайд 6

Высказывания о семье

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.Л.Н. Толстой Семья всегда будет основой общества. О.деБальзак. Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Ф. Адлер. Чтобы оценить семейное счастье, необходимо терпение; нетерпеливые натуры предпочитают несчастье. Дж. Сантаяна. В семейной жизни самый важный винт - это любовь. Чехов А. П. Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным. А. С. Пушкин. Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. В. А. Сухомлинский. Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, ибо сын не имеет права быть равнодушным к матери. Ги де Мопассан

Слайд 7

Семья закладывает нравственные основы в человеке

Мысль "семейная" в романе Л.Н.Толстого. Тема семьи, ее значение в становлении характера человека в романе «Война и мир» является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.

Слайд 8

В романе Толстой рассказывает о разных семьях

семья князей Болконских – хранит аристократические традиции; семья Ростовых - представители московского дворянства; семья Курагиных - лишенная взаимного уважения, душевности и связей; семья Бергов - начинает свое существование с закладки «материального фундамента». В эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи - Пьер и Наташа, Николай и Марья, - по мнению автора, именно такой должна быть семья, основанная на искренних и глубоких чувствах.

Слайд 9

Слайд 10

Курагины - князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен

  • Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    Слайд 14

    Слайд 15

    Д.И.Фонвизин «Недоросль»

  • Слайд 16

    А.Н.Островский «Гроза»

    В основу сюжета Островский положил рассказ об истории одной семьи Кабаниха «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем» дома она настоящий деспот Варвара Тихон Катерина “Шито да крыто” уходит из дома «Я, кажется, маменька, из вашей воли нина шаг». теряет из-за строгости матери всякую способность думать и действовать самостоятельно «все как будто из-под неволи» кончает жизнь самоубийством

    Слайд 17

    В доме родителей: В доме Кабанихи: « точно птичка на воле» «маменька в ней души не чаяла» «работать не принуждали» «вышивала, ходила в церковь, гуляла» «завяла, как цветок» «от любви вас и бранят» «все по принуждению» «меня не станет бояться, тебя и подавно» В доме родителей Катерина чувствовала сердечное отношение родных, относительную свободу, слушала рассказы странниц, богомолок, посещала церковь. Отсюда у Катерины болезненная впечатлительность и романтическое отношение к жизни. В доме Кабановой Катерина переживала жестокие отношения к ней свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал Катерину. А жил по приказам Кабанихи.

    Слайд 18

    Годы детства- это прежде всего воспитание сердца. В.Сухомлинский

    А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Андрей Петрович Гринев честность, прямолинейность, сила характера, патриотизм, верный сын Отечества Петр Андреевич Гринев честность, прямота, смелос­ть, долг, верность заветам отцов Гринев-отец укрепил эти качества в своем твердом напутствии: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

    Слайд 19

    Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Сухомлинский В. А.

    Б.Екимов «Ночь исцеления» Добротой и лаской можно исцелить бабу Дуню: « И придет исцеление». Чуткость, внимательность, забота мальчика сделали то, чего не смогли сделать врачи и взрослые. Исцелился и Гриша. Исцелился от черствости, от равнодушия. Писатель рисует как бы две жизни, которые проживает Гриша. Днем – счастливое время школьных каникул: рыбалка, катание на лыжах. Ночью он как будто переносится на несколько десятилетий назад, в военное время, и участвует в тяжелых снах бабушки. И эта «ночная» жизнь стала для него важнее.

    Слайд 20

    сопоставительный анализ

  • Слайд 21

    Слайд 22

    Слайд 23

    Слайд 24

    Слайд 25

    близкий родной человек – мать – не должна оставаться одна при живых детях и внуках. Она отдала им всю свою жизнь. Теперь настал их черед заботиться о матери в знак благодарности за ее заботу о них. Обязательно рядом должен быть человек – опора, поддержка в трудную минуту.

    Слайд 26

    Астафьев Виктор Петрович

    Астафьев Виктор Петрович родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Советского района Красноярского края. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны воевал солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта работал на Урале. Начал печататься в 1951 году. В 1959-1961 гг. учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься в журнале «Новый мир», возглавляемом А. Твардовским. В 1996 году Астафьев получил Государственную премию России. Умер Астафьев 29 ноября 2001 года на своей родине, в селе Овсянка. 1924-2001

    (417 слов) Конфликт поколений – вечная проблема, с которой из года в год сталкивается человечество. Она не обошла стороной ни один народ, ни одну эпоху. Каждый раз отцы и дети конфликтуют друг с другом, каждый раз они находят поводы для несогласия. Но в чем же заключается это противостояние? Я думаю, в борьбе мировоззрений. Изменение условий жизни и норм морали влечет за собой смену парадигмы мышления. Чтобы пояснить свою мысль, приведу литературные примеры.

    В романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» изображается конфликт между Пантелеем Прокофьевичем и Григорием. Отец всю жизнь служил царской власти, любил и почитал царя. Его ценности можно описать так: «Православие. Самодержавие. Народность». Он свято почитал и семейные ценности, и казацкие традиции. Однако его сын рос и развивался во времена, когда произошла смена парадигмы: народ был утомлен социальной несправедливостью, вечной войной, тяжелыми условиями жизни, поэтому многие люди пошли против царя, повинуясь революционной пропаганде. За счет этого традиционные нравственные ориентиры утратили свое значение, как и обычаи прошлых поколений. Так, Григорий еще до начала революционных событий идет против воли отца – вступает в отношения с замужней женщиной. Наступила война, Мелехов ушел на фронт, но дезертировал оттуда, нарушив присягу, предав царя. В гражданской войне он долгое время воевал на стороне красной армии, представители которой в бога не верили, царскую власть ненавидели, а страну и народ хотели переделать до неузнаваемости. Сын во всем противоречил отцу, но их конфликт – это не бытовые разногласия, а противостояние старого и нового времени, прошлого и будущего России.

    В пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» конфликт поколений тоже основывается на смене ориентиров. Александр Чацкий выступает за прогрессивные перемены, а старое московское дворянство защищает свои консервативные взгляды. Разница поколений очевидна: если Фамусов рос и строил карьеру в дворянской России, опираясь на связи и капитал, и при этом не выезжал за ее пределы, то многие дети помещиков получали уже заграничное образование, которое открыло им глаза на несовершенство отечества. Увидев более высокий уровень жизни, узнав о нововведениях в науке и технике, новые люди вроде Чацкого хотели переделать патриархальную застоявшуюся Русь, в которой правили алчные и недалекие рабовладельцы. Фамусов и его гости видели ситуацию по-другому: приехал выскочка, который не имеет опыта и авторитета, но лезет учить аристократию. Разница в образовании и воспитании разделила два поколения дворян, конфликт которых представляет собой борьбу старого и нового уклада жизни.

    Таким образом, противостояние отцов и детей – это противоборство разных идеологий и ценностей, которые человеку навязывает эпоха. Именно молодежь быстрее и охотнее принимает перемены, поэтому она является носителем новых взглядов на мир. Однако старшее поколение не желает отступать и защищает свое мировоззрение. Так и получается извечная борьба мнений.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе.

    Спор поколений: вместе и врозь

    Тема. Конфликт и преемственность поколений в произведениях русской литературы.

    Урок №1

    Цели.

    1. Проверить и закрепить знания художественной литературы.

    2. Развить навыки работы с текстом.

    3. Раскрыть суть отношений главных героев произведений с противоборствующим другим.

    4. Сделать вывод, как отражается конфликт и преемственность поколений.

    Метод.

    Аналитическая беседа, комментированное чтение, пересказ эпизодов, творческая работа учащихся (написание сочинений).

    Ход урока.

    1. Запись темы и эпиграфов:

    «Чти отца своего и матерь свою,

    и благо тебе будет,

    и долголетен будешь на земле»

    (Библейская заповедь)

    «Порвалась связь времен»

    (В. Шекспир)

    «Сегодня российское общество

    испытывает дефицит

    духовных скреп»

    (В.В. Путин)

    2. Слово учителя о целях и задачах урока

    Пословное обдумывание формулировки темы. Учитель заостряет внимание на том, что здесь действительно важно каждое слово. И ключевые здесь слова:

    Конфликт – это столкновение, непримиримость, противоречие, протест.

    Преемственность – продолжение, начатого предшественниками, следование их пути.

    Как вы понимаете эпиграфы?

    Вступительное слово учителя.

    «Мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп», - это слова из послания Федеральному собранию Президента В.В. Путина.

    В самом деле, наше общество утратило за последние десятилетия традиционные нравственные ценности. Разобщенность «Отцов и детей», непонимание даже внутри одного поколения особенно остро ощущаются сейчас, когда утрачены прежние смыслы и цели, а новые вызывают растерянность, неопределенность.

    Правда, такие споры были очевидны и в прежние время.

    Предлагаю вспомнить суть споров отцов и детей в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

    Вспомните, чем ознаменовался приезд Базарова в Марьино?

    Прежде всего Базаров не считает нужным в угоду элементарным правилам учтивости менять свое обычное поведение. Оказавшись в обществе людей старшего поколения, не разделяющих революционно-демократических убеждений, он проявляет нетерпимость к их мнению, становится грубым среди своих товарищей.

    3. Проверка домашнего задания (опережающее домашнее задание)

    В качестве опережающего домашнего задания вам надо было подумать над вопросами:

    – Как Тургенев противопоставил братьям Кирсановым нигилиста Базарова?

    Наделен ли Базаров рефлексией, определенным расхождением между словами (убеждениями) и делами (готовность и способностью «рассиропится»)? В каких эпизодах это обнаруживается?

    Как характеризуют Базарова его циничные суждения о женщинах и глубокая, страстная любовь к Одинцовой?

    Что можно сказать о грубоватых высказываниях героя о родителях и нежной любви к своим старикам?

    В каких эпизодах романа обнаруживается «великое сердце» Базарова и безусловный трагизм его судьбы? Где проявляется трагедия бессмысленного отрицания того, что является прекрасным (музыки, поэзии, живописи, природы)?

    4. Поведение итогов беседы

    Проблема, заваленная Тургеневым в названии романа, - это проблема на все времена. Собственно, это проблема переосмысления жизненных ценностей поколения, предшествующего поколением, приходящим ему на смену. Не всякая смена поколений сопровождается таким переосмыслением и такой ломкой, как это произошло с Базаровым.

    Важно отметить, что идейный конфликт, который возник в романе между Базаровым и «отцами» примирением разрешится не может. Мировоззренческое противостояние ведет к полному разрыву – к нарушению связи времен . (см.1 эпиграф). Фигура Базарова трагична одиночеством его. Нет у него настоящих последователей на главном его поприще (не стоит думать, что медицина – главное его поприще). Одинок он и в личной жизни. Старики-родители чуть ли не боятся его, и он с ними скучает. И в отношениях с Одинцовой он терпит крах. Эта история окончательно надломила его.

    Неожиданно обнаруживается, что и с народом, знанием и пониманием, которого он так похваляется, у него тоже нет подлинной близости. Простой мужик выносит ему приговор: «Известно, барин: разве он что понимает?»

    Скептицизм охватывает героя. Он и сам перестает верить в необходимость, какой бы то ни было полезной деятельности. Усталость, бездействие, тоска героя ведут к трагическому тупику его жизненного пути.

    5. Переход к анализу сцен из «Капитанской дочки»

    Учитель

    И все-таки как хорошо, когда не война, не протест против старшего поколения, а преемственность, дает понимание смысла жизни отцов утвердились в сознании детей. «Духовные скрепы» навсегда соединили Петра Гринева с родителями.

    Напомните основные эпизоды, раскрывающие поведение героя, следование завету отца, в повести «Капитанская дочка».

    Учащиеся пересказывают

    Эпизод казни защитников Белогорской крепости.

    В штабе Пугачева.

    В Бердской слободе.

    Делаем вывод

    Примером стойкости, верности своим убеждениям, царю и Отечеству и, конечно, Богу, является Петр Гринев. Несмотря на сложные драматические обстоятельства, в которых он оказался, Петр Гринев не уронил чести, остался верен государыне и не опозорил чести своей семьи. Герой всегда надеялся на милость Господа и выходил из труднейших положений благодаря своим нравственным качествам. В трудные минуты жизни он руководствуется не сиюминутными интересами, а высшими принципами, которые помогают ему принять правильные решения. Как ни уговаривал его Пугачев перейти на его сторону, Гринев не изменил себе, своим убеждениям, сохранив при этом достоинство и честь.

    6. Переход к сопоставительному анализу двух героев: Молчалина из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и Чичикова из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

    Что объединяет двух героев Павлушу Чичикова и Молчалина?

    Оба получили советы своих отцов, но эти заветы несут в себе безнравственное начало. Комментарий учащихся и подтверждение текстами.

    Урок №2 Урок развития речи.

    Написание сочинений по теме урока №1.

    Фрагменты сочинений.

    Сочинение 1

    Оба героя (Базаров и Павел Петрович) почувствовали неприязнь друг к другу при первой же встрече. Павел Петрович окрестил Базарова циником, плебеем, лекаришкой, волосатым, шарлатаном. Базаров же называет Кирсанова аристократишкой, идиотом. И первая же встреча за чаем привела к словестной дуэли, которая длилась вплоть до настоящего поединка.

    Спорили по разные вопросам, волновавшим в то время: о нарде, его жизни, о науке, патриотизме, религии, искусстве. Здесь и далее и выявились нигилистичные взгляды Базарова. Он считает, что «порядочный химик в 20 раз полезнее поэта», что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Базаров не признает чувств, считая, что есть только ощущения. Будучи естествоиспытателем, герой не признает никаких высших духовных ценностей.

    Но начинается проверка взглядов Базарова жизнью. Постепенно после встречи с Одинцовой Базаров начинает осознавать свою беспомощность перед вечностью и могуществом природы: «…И часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожны перед вечностью, где меня не было и не будет!..» - восклицает он. Грусть и растерянность чувствуем мы в этих словах.

    Да и любовь, которую он тоже отрицал, входит в его жизнь. Как оказалось, он способен на глубокое чувство. Хотя оно и осталось безответным, а ведь прежде он был так циничен в отношении к женщине.

    Особую остроту, пронзительность придает конфликт Базарова с родителями. Чувства Базарова противоречивы. С одной стороны, в порыве откровенности он признается, что любит своих родителей, а с другой – в его словах сквозит презрение к «глупой жизни отцов», продиктованное его жизненной позицией, его твердыми убеждениями. Разлад этот, по-видимому, не разрешим. Базаров утверждает: «Всякий человек сам себя воспитывать должен – ну хоть как я». Но не прав он. Только благодаря примеру родителей, их воспитанию возможен был интеллектуальный рост Базарова. Трагедия его в том, что утратив возможность понимать их, принимать их такими. Как есть, прощать. Между ними велика пропасть, да и сам Базаров не хочет сблизится с ними, считая это шагом назад.

    «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле», - гласит пятая заповедь, данная Господом Богом. Как же правильно почитать отца и мать? Это в первую очередь любить их, быть благодарными им за жизнь, которую они дали, не судить их поступки, заботиться о них до самой их смерти, слушать их во всем.

    Полное забвение этой заповеди у Базарова: «да благо будет тебе, должен будешь на земле». Забыл о Боге, исключил его из своей жизни: «Я гляжу в небо, когда хочу чихнуть», - говорит герой. Вот еще и почему такой трагический финал повести.

    Сочинение №2

    Так о чем роман? О трагедии человека, разъеденного с миром отцов. Роман о человеке, который попрал многие общечеловеческие, христианские ценности: любовь к ближнему, заповеди «не убий» (все-таки стрелялся на дуэли) и «что отца и матерь свою».

    Что же еще можно поставить ему в вину. Виноват, потому что тяготился родителями, был снисходителен и высокомерен в дружбе, циничен в отношении к женщине, с презрением относился к Ситникову и Кукшиной, людям пусть и убогим и недалеким, но все ж людям. А главное, исключил мысль о Боге. Так все-таки врозь, а не вместе с отцами горой. Так и не поменял от своих убеждений. Крайности во взглядах Базарова принесли на все последующие времена, ибо несли разрушительное, безнравственное начало.

    Сочинение №3

    Проблемы отцов и детей существуют во многих произведениях литературы. В семье, от своих родителей человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми. Поэтому-то от взаимоотношений в семье, между родителями и детьми, зависит то, как будет в будущем человек относится к другим людям, какие нравственные принципы изберет для себя, что будет для него главным и святым.

    «Береги честь смолоду»,- так напутствует отец своего сына Петра, отправляющегося на военную службу. И этот завет Петр Гринев выполнил до конца. В трудных обстоятельствах герой оказывается часто, но никогда не запятнал он чести не уронил достоинство. Духовные скреп, говоря современным языком, навсегда связали его с корнями. Нигде в повести Гринев не отступает от чести по малодушию, по страху. Вот в Белогорской крепости пленного Гринев, узнанного и пощаженного Пугачевым подтаскивают к атаману для лобызания руки «государя». «Целуй руку, целуй руку!» - говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению».

    В повести нигде Гринев сознательно не поступается своей офицерской честью. Его щадят, ему дарят подарки и помогает освободить невесту Пугачев. Сам же Гринев не помогает самозванцу ничем, кроме помощи нравственной. Более того, он заставляет Пугачева относится с определенном уважением к своим представлениям о чести и присяги.

    «Бог видит, что жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты сделал для меня. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести»,- говорит Гринев Пугачеву при освобождении Маши.

    Сочинение №4

    В повести нигде честь не противоречит совести. За что держаться? Что не подведет? Держаться надо за совесть, за честь в глазах Бога (думаю, это имел в виду отец, наставляя сына), за Бога. Это поможет сохранить честь и в глазах людей. Такой глубоко христианский, глубоко русский ответ дает Пушкин в повести «Капитанская дочка». Его герой, конечно же, с младых ногтей, знал заповедь о почитании родителей. И благо было ему, да долголетен был он на земле, ибо остался настоящим гражданином, хорошим семьянином и истинным христианином.

    Сочинение №5

    Отцы бывают разные. Были и такие которые в своих наставлениях, что для них самих являлось наиболее важным в жизни. Отец наказывал Павлуше Чичикову больше всего угождать учителям и наставникам, беречь и копить копейку. «Все сделаешь и прошибешь на свете копейкой». Духовной пустотой и мертвечиной веет от героя. Все мысли и чувства этого человека подчинены одному желанию – любой ценой стать богатым. Ради заветной цели он идет на хитрость и обман, проявляет самые отвратительные качества: изворотливость, ловкость, лесть, мошенничество. Ничего святого нет в этом человеке, да и не могло быть, судя по наставлении, которого он явно превзошел. Подлецом называет Чичикова Гоголь.

    А вот другой персонаж – Молчалин. Он полностью разделяет взгляды старшего поколения. Это очень помогает ему в жизни. Он добился и чина асессора, и стал секретарем у Фамусова, московского туза, его любит дочь богатого человека. И все это потому, что он придерживался завета отца:

    Во-первых, угождать всем людям без изъятия-

    хозяину, где доведется жить,

    начальнику, с кем буду я служить,

    слуге его, который чистит платье,

    швейцару, дворнику для избегания зла,

    собаке дворника, чтоб ласкова была.

    Значительный успех принесли ему, кроме этого угодничества и лакейства, «умеренность и аккуратность». Но читатель не ошибается: все отвратительно в этом человеке, все упрятано, утаено. Умному Чацкому видны ничтожества и глупость Молчалина, его безгласие и низкопоклонства. В конце пьесы и Софье открылись трусость и подлость Молчалина, его расчетливость и лицемерие, его подхалимство и неискренность.

    Заключительное слово учителя.

    Вот так мы говорим на уроке о конфликте и преемственности поколений проблеме отцов и детей. Проблема это существовала всегда и остается актуальной в нынешнее время.

    Какие ценности унаследует молодое поколение от старших? Какие «духовные скрепы соединят людей в семье, обществе? Какие базовые ценности сегодня наиболее востребованы молодежью? И что делать, что бы все-таки «вечные ценности» высшие человеческие качества- такие, как вера, честь и благородство, служение своему делу, труд в раскрытие талантов, данных человеку Богом, доброта, любовь к людям, своему Отечеству, верность ему, - были в чести у всех, кто вступает во взрослую жизнь. Ибо забвение, пренебрежение ими приводит к непониманию между людьми и поколениям, трагическим разрывам.

    Вспоминаю комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума». Конфликт между «отцами и детьми» здесь лежит в области мировоззрений, взглядов на мир. Фамусов кичится тем, что жизнь, на его взгляд, прожил достойно. Он утверждает, что Софье не стоит искать для подражания другого образца, коли в глазах "пример отца". Что интересно в этом произведении, так это то, что к «отцам» относятся не только Фамусов и его окружение, но и ровесники Чацкого, Софья и Молчалин, которые являются членами фамусовского общества, а Чацкий - представитель нового света - им чужд. Чужд потому, что мыслит о мире и действует в жизни по-другому.

    Это общественное явление нашло отражение и в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”, где Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жили старшие Кирсановы и его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит эпоха с другими принципами и идеалами. Но и в этом произведении можно отметить, что в его финале к лагерю "отцов" присоединяются Аркадий, бывший спутник Базарова,и его жена Катя, люди молодые. Интересным в этом романе является и то, что Н.П.Кирсанов готов согласиться с упреками Базарова:"Пилюля горька, а проглотить ее нужно!"

    Могу сделать вывод, что разногласия между «отцами» и «детьми» существовали всегда. Причины их совершенно различны, но суть одна – непонимание людей разных эпох, избежать которого легко, если быть хоть чуть-чуть терпимее друг к другу. В то же время хочу подчеркнуть, что как быотцы и дети не спорили, они все равно оставались и остаются близкими людьми…

    Сочинение-рассуждение

    Вечен ли конфликт отцов и детей?


    Но дети подрастают, и почти в каждой семье возникает какое-то непонимание, а нередко разгорается конфликт между старшим и младшим поколением. Почему это происходит? Почему родные, близкие люди не чувствуют себя комфортно рядом друг с другом, не могут или не даже хотят находиться вместе? Это вопросы не сегодняшнего дня: проблема существует на протяжении веков и, к сожалению, не только не решена, но все более и более усугубляется. Конфликт «отцов и детей» , конечно же, не мог не попасть на страницы произведений русских писателей.

    В 19 в. И.С. Тургенев именно так и назвал один из своих значительных романов – «Отцы и дети». В основном писатель говорит о столкновении идей, но я бы хотела остановиться на житейской ситуации, близкой любому человеку: на взаимоотношениях Евгения Базарова и его родителей.

    Родители Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна, безумно любят единственного сына. Когда после долгой разлуки он приезжает к ним, они надышаться не могут на своего "Енюшеньку", не знают, чем накормить и куда посадить сыночка. Отец испытывает нескрываемую радость и гордость, когда Аркадий называет Базарова "одним из самых замечательных людей, с которыми он когда-либо встречался". А что же Базаров? Испытывает ли он такие же чувства по отношению к старикам? Он любит родителей, но резко судит, называя их жизнь ничтожной, смердящей. Такое существование вызывает в нем скуку и злость. Не прожив в семье и двух дней, Евгений собирается уезжать: ему мешают отцовское обожание и материнские хлопоты.

    Ситуация понятна и типична: молодым всегда кажется, что родители - "люди отставные, и их песенка спета", что все новое, интересное находится за пределами родного дома. Что они, молодые, сделают много больше и лучше, чем их предки. Конечно, это так и должно быть, иначе жизнь стояла бы на месте! Но у молодого человека должны оставаться чувство душевной привязанности к родителям и дому, чувство искренней благодарности ко всему, что дали ему старшие.

    В последние трагические моменты своей жизни Базаров окружен любовью родителей и говорит о них с нежностью: " Ведь таких людей, как они, днем с огнем не сыскать..." Куда бы ни стремился герой, каких целей ни ставил бы перед собой, а хватило у него душевного тепла, чтобы перед смертью отдать старикам должное.

    Хочется вспомнить еще одно произведение, которое заставляет нас задуматься над тем, как мы порой черствы и жестоки по отношению к своему самому близкому человеку - матери. В рассказе К. Паустовского «Телеграмма» старая любящая мать Катерина Петровна давно ждет свою дочь Настю. А у той дела, заботы, повседневная суета, и нет даже времени ответить на материнское письмо. Но раз мать пишет, значит, жива-здорова. Настя посылает старушке деньги и не думает, что матери нужно просто увидеть дочь, подержать ее за руку, погладить по голове. Когда девушка получила тревожную телеграмму и приехала наконец в село, её мать уже похоронили чужие люди. Ей остается только прийти на свежий могильный холмик. Она чувствует горечь и тяжесть своей потери, но ничего вернуть нельзя.

    Писатели показывают, что зачастую в основе извечного конфликта лежит обыкновенная чёрствость и неблагодарность детей.

    Жизнь непроста: родителям и детям нельзя прожить, никогда не споря, не ссорясь, не обижая друг друга. Но если те и другие будут помнить, что они - это одно звено в бесконечной цепочке поколений, что жизнь - крепко связанные звенья этой цепи, что всё держится на любви, доброте, взаимопонимании, то, может быть, исчерпает себя давний конфликт поколений, а люди на земле будут счастливее. Я думаю, это возможно.

    Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» - самое известное произведение писателя, в котором поднимаются вопросы, сохраняющие актуальность на протяжении веков. Главный из них - отношения отцов и детей. Поэтому неслучайно, что сегодня любая школьная программа предусматривает сочинение на тему «Спор поколений».

    Биографическая справка

    Иван Сергеевич Тургенев - дворянин по рождению. Его детство проходило в родовом имении, где воспитанием мальчика занимались личные учителя и гувернеры. В 1827 году семья переезжает из Орла в Москву. Здесь Тургенев поступает в пансион, а затем в Московский университет, из которого через год переводится в Петербургский. Много путешествовал в молодые годы по Европе, посещал литературные кружки.

    1843 год ознаменовался началом службы Тургенева в министерстве внутренних дел. Писатель знакомится с Белинским, начинает работу над первыми произведениями. Но только после смерти Николая II увидели свет крупнейшие произведения, среди которых и «Отцы и дети». Это стало самым известным во многом благодаря тому, что каждый из нас писал в школе сочинение на тему «Отцы и дети - конфликт двух поколений».

    Иван Сергеевич проявлял невероятную тягу к западной литературе, из-за чего даже переехал в Баден-Баден. Здесь он участвовал в литературной и культурной жизни и познакомился с зарубежными писателями: Диккенсом, Мериме, Гюго, Теккереем и многими другими. Через некоторое время Тургенев начинает переводить произведения русских писателей на иностранные языки. Его кипучая деятельность в конце концов вознаграждается званием доктора университета в Оксфорде. Последние прошли в Париже, где он и умер в 1883 году.

    Творчество Тургенева

    Сочинение на тему «Спор поколений» лучше всего начинать с небольшого абзаца, где содержится краткий обзор всего творчества писателя.

    Первыми заметили и оценили талант Тургенева Белинский и Гоголь. Познакомившись с будущим писателем еще в молодые годы, они сразу заметили потенциал в его работах. Белинскому же удалось еще по ранним произведениям Тургенева определить особенности творчества писателя: наблюдательность, реалистичность, легкость и изящество слога, внимание к деталям.

    Тургенева нельзя было назвать революционером, но его интерес к судьбе родины, желание облегчить ее судьбу и исправить недостатки сильно проявляется в произведениях. Многие русские революционеры воспитывались как раз на этих идеях писателя.

    История создания романа «Отцы и дети»

    Начать писать сочинение на тему «Спор поколений» можно и с описания процесса создания произведения.

    Идея написания романа возникла в 1860 году. Тургенев сразу же приступает к работе, и первые главы появляются на свет очень быстро. Однако за продуктивной деятельностью приходит застой, и возобновляется она только через год. Но в целом роман был написан очень быстро. Историю создания произведения можно завершить сообщением о последней его редакции, которую Тургенев осуществил перед публикацией в 1862 году. Позднее сам автор никогда не вносил никаких правок в свой текст.

    Основной конфликт романа

    Спор двух поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» является главным конфликтом произведения. Острая полемика старших и младших представителей общества стала сюжетообразующей и подняла ряд серьезных вопросов: неизбежность изменения ценностей, восприятие опыта предков, его осмысление и трансформация, различие в мировоззрении у представителей разных возрастов.

    Кроме этого ведущего конфликта, в романе также поднята проблема социальных слоев. От происхождения героя зависят его политические взгляды и представления о мире.

    Образ Базарова

    Евгений Базаров - ключевой персонаж романа, он нигилист, верит только в науку и не видит смысла в красоте и бесполезном искусстве. Это сильный и уверенный в себе человек, он наделен острым умом и склонен к точным наукам. Базаров материалист, главное для него - труд, сила его личности такова, что под его влияние легко попасть. Все эфемерное, отвлеченное и не приносящее конкретной пользы в его понимании бесполезно. Евгений подчас предстает очень жестким, даже жестоким и безжалостным человеком. Он свободно критикует и оскорбляет своих оппонентов, не оглядываясь на их чувства.

    Всю эту характеристику можно свободно перенести в письменную работу на тему «Спор поколений: вместе и врозь». Итоговое сочинение же должно обязательно включать анализ и его эволюции.

    Изменения в мировоззрении Евгения происходят в тот момент, когда он влюбляется. После встречи с Одинцовой его прежние идеалы и теории рушатся. Базаров оказывается на распутье, он больше не может прятаться за цинизмом, теперь он осознает сложность человеческих взаимоотношений.

    Базаров и Павел Кирсанов

    Невозможно, не рассмотрев эти два образа, написать сочинение на тему «Спор поколений». Базаров и Павел Петрович - персонажи, на противоречиях которых и строится весь конфликт произведения. Базаров бунтует против того, что он называет выдумками бездеятельных аристократов: искусства, дружбы, любви, души, религии. Разумеется, его главный противник как раз один из «выдумщиков» всего этого - Павел Петрович Кирсанов.

    Кирсанов считает, что дворянство призвано сохранить главные ценности человечества - духовные, поэтому закономерно, что рассуждения Евгения приводят его в гнев и возмущение. Он чужд «новомодным влияниям».

    Мини-сочинение на тему «Проблема конфликта поколений» можно начать с описания знакомства Павла Петровича и Базарова и тех ссор, которые между ними тут же начинают вспыхивать. У этих героев разные представления обо всем, будь то наука, политика, нравственность, чувства. Любая тема приводит их к противостоянию.

    Но в этих спорах неизменно выходит победителем Базаров. Все аргументы Кирсанова остаются бездоказательными. Павел Петрович не имеет оригинальных мыслей и убеждений, он озвучивает давно известные и уже устаревающие истины. Евгений же высказывает оригинальные идеи, которые действительно могут изменить мир и помочь людям. Базаров - человек физического и умственного труда, Павел Петрович - созерцатель и философ. Между этими героями не может быть ничего общего, они - представители диаметрально противоположных мировоззрений.

    Показательным в характеристике образа Павла Петровича является эпизод, в котором описывается его заграничная жизнь. Единственное напоминание о родине, которое сохранил Кирсанов - пепельница, сделанная в виде крестьянского лаптя.

    Конфликт Аркадия с отцом

    Противостояние Аркадия со своим отцом не столь открытое, как конфликт Павла Кирсанова и Базарова. Поэтому сочинение на тему «Спор поколений: вместе и врозь» может включать лишь краткое упоминание об этих разногласиях.

    Николай Петрович, в отличие от брата, наделен Тургеневым мудростью и возвышенной душой. Сын во многом похож на отца, что не позволяет этим двух героям окончательно отдалиться и стать непримиримыми врагами. Сам Аркадий отличается от своего кумира Евгения, он не столь убежден в нигилистических идеях и теориях. Цинизм и пренебрежение к чувствам у Кирсанова-младшего наиграны, что и приводит Николая Петровича в негодование. Однако мудрость Кирсанова велика настолько, что он не обвиняет сына и не пытается переубедить. Он ждет, и постепенно Аркадий возвращается домой, отказывается от ложных идеалов. По сути, Кирсанову-младшему нужен от жизни покой, достаток и тихая счастливая Поэтому конфликт этих двух персонажей не может быть столь же сильным, как противостояние Базарова с дядей Аркадия.

    Вывод

    Таким образом, сочинение на тему «Спор поколений: вместе и врозь» должно отражать основной конфликт между разночинцем-нигилистом Базаровым и аристократом-идеалистом Павлом Петровичем. Противоречие же Аркадия с отцом - лишь отражение желания Кирсанова-младшего казаться самостоятельным и независимым.