Кулигин в пьесе гроза. Характеры героев пьесы. Кулигин, Кабанова, Дикой, Варвара. Кулигин - человек науки

Наиболее своеобразным персонажем пьесы Островского «Гроза» является Кулигин – мещанин, часовщик, изобретатель-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле (вечный двигатель). Этот герой частично выполняет функции выразителя авторского мнения по тому или иному вопросу, но в целом, Кулигин изображен самодостаточным, хотя и немного необычным, даже диковинным человеком. Фамилия этого героя является прозрачным намеком на реальную личность – Кулибина И. П. (1755 – 1818). Биография Кулибина была опубликована в журнале «Москвитянин», с которым сотрудничал Островский.

Кулигин – поэтическая и мечтательная натура, это заметно по тому, например, как он восхищается красивым волжским пейзажем.

Первое знакомство читателя с ним ознаменовано народной песней литературного происхождения «Среди долины ровныя...» Кулигин появляется, распевая эту песню, что сразу же подчеркивает его книжность и образованность. Этим Кулигин отличается от иных персонажей, которые связаны с фольклорной культурой. Он книжный человек, хотя его книжность можно уверенно назвать архаической: стихи он пишет «по-старинному»; Ломоносова называет не «ученым», а «мудрецом», «испытателем природы»; себя считает «механиком-самоучкой». Его речь больше напоминает старинные нравоучительные повести и апокрифы, чем высказывания современного человека. Технические идеи Кулигина явно устарели. Необходимость установки в городе громоотвода, солнечных часов и тому подобные замыслы имеют отношение к давно ушедшим векам, но никак не к научно-техническому прогрессу второй половины XIX века. Эта архаичность всех задумок Кулигина подчеркивает его глубинную связь с родным городом. Он человек новой эпохи, но формировался внутри Калинова, что, конечно же, оставило след на его мироощущении и жизненных взглядах. Мечта о создании вечного двигателя и получении за это открытие миллиона от англичан – это главное дело жизни Кулигина. Полученные деньги Кулигин мечтает потратить на благо родного города: «работу надо дать мещанству-то». Выслушав его рассказ, молодой человек Борис, получивший современное коммерческое образование, прекрасно понимает утопичность такого замысла, но разрушать мечту хорошего человека ему не хочется. Тем временем, пока мечта не осуществилась, Кулигин занимается более мелкими изобретениями для родного города. Для осуществления своих идей ему постоянно приходится выпрашивать деньги у обеспеченных людей Калинова. Они, в свою очередь, считают изобретения Кулигина бесполезными, высмеивают его, считают чудаком и сумасшедшим. По этой причине страсть Кулигина к творчеству так и остается нереализованной. Он жалеет своих земляков, понимает, что их пороки являются результатом бедности и невежества, но помочь, ни в чем не может. Так, например, он дает гуманный совет простить Катерину и не вспоминать больше о ее грехе. Но этот совет категорически не выполним в доме у Кабанихи, там царят совсем другие взгляды и убеждения. Таким образом, невзирая на все положительные качества Кулигина, он был и останется лишь созерцательной натурой, чьи прекрасные мысли никогда не станут прекрасными действиями. Кулигин навсегда останется смешным чудаком, этакой своеобразной достопримечательностью Калинова.

В пьесе Гроза Н. Островского показан персонаж, который на протяжении всего произведения прикладывает определенные усилия для защиты прогресса и общественных интересов. И даже его фамилия – Кулигин – очень похожа на фамилию знаменитого русского механика-изобретателя Ивана Кулибина. Несмотря на свое мещанское происхождение, Кулигин стремится к знаниям, но не из эгоистических целей. Главная его забота – это развитие родного города, поэтому все его силы направлены на «общественную пользу». Кулигин, борясь с необразованностью и невежеством жителей Калинова, мечтает сыграть роль настоящего городского просветителя. Но знает он немного, а может он еще меньше.

Как и большинство обитателей города, он уверен, что главной силой являются деньги. Поэтому он занят изобретением вечного двигателя, за которым он получит миллион рублей от англичан: «я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки». По своей сути Кулигин – это мечтатель, идеалист, неспособный на решительные шаги. Так, например, на протяжении пьесы он несколько раз пытается просить деньги у Дикого на различные устройства, которые должны облегчить жизнь горожан. Но все они уходят в пустоту, а в ответ он слышит только ругательства. Это его нерешительность и смиряет с ним остальных жителей Калинова, которые относятся к Кулигину как к городскому чудаку. Но все же последнее слово остается за ним, который, держа мертвую Катерину на руках, говорит обывателям: «­­ Вот вам ваша Катерина.­ Делайте с ней, что­ хотите!­ Тело­ ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

В пьесе «Гроза» А. Н. Островского описывается жизнь небольшого провинциального городка Калинова. Главный акцент этого произведения поставлен на определении «темного царства», которое олицетворяет богатых помещиков, не имеющих над собой начальников. Вот оттого-то и процветают в этих местах самодурство и невежество.

Прежде чем приступить к теме «Характеристика Кулигина в пьесе «Гроза», стоит отметить еще и то, что почти каждый житель этого городка, зная всякую несправедливость, никогда не решится открыто высказать свое мнение.

«Гроза». Характеристика Кулигина

Кулигин - это самый первый герой, который появляется в пьесе. Он из сословия простых мещан, часовщик-самоучка и изобретатель, отыскивающий перпетуум-мобиле. О внешности его особых определений нет, по возрасту ему уже несколько за пятьдесят. Он пришел на набережную Волги, чтобы полюбоваться ее красотой. От восторга он даже напевает слова песни. И тут же к нему присоединяются молодые люди - Кудряш (конторщик Дикого) и мещанин Шапкин. Кулигин, выражая свою радость и восторг от живописных пейзажей, понимает, что они не разделяют его чувств, так как полностью погружены в свои житейские проблемы. Почти сразу у них заходит разговор о «темном царстве», но Кулигин особо не поддерживает этой, на его взгляд, бессмысленной болтовни.

Продолжая развивать тему «Гроза». Характеристика Кулигина», необходимо сразу заметить, что он вообще всегда говорил только по надобности.

Реплика Кулигина о несносном характере богатого купца Дикого: «С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть», - говорит о том, что он умный, неординарный и думающий человек. А в это же время Кудряш хвалится, что в обиду себя не дает и говорит: «Он - слово, а я - десять», - но потом, увидев, что к ним идет Дикой, убоявшись, вместе с Шапкиным отходит в сторону. Кулигин же, напротив, остался на своем месте и только снял шапку.

Кулигин («Гроза»): характеристика (кратко)

В следующий раз мы встречаемся с Кулигиным, когда он беседует с Борисом Григорьевичем - порядочным образованным молодым человеком и племянником Дикого. Кулигин невольно интересуется, как это Борис живет в подчинении у своего дяди - жуткого деспота и грубияна, которому и возразить невозможно на его бессмысленные упреки. Борис отвечает, что ему действительно трудно ужиться здесь, точно что лишний. Выслушав историю Бориса Григорьевича, Кулигин понимает, что сделать с этим ничего нельзя, так как хорошо знает общественные устои в Калиновке и видит, какие жестокие нравы в этом городе.

Мечтатель

Итак, нас интересует характеристика Кулигина. В пьесе «Гроза» говорится о том, что этот местный изобретатель обладает многими положительными качествами. Он умеет анализировать, писать стихи, в нем есть мечтательность. Когда Борис предлагает ему написать в стихотворной форме жизнь в Калиновке, тот отказывается. Здесь проявляется его нерешительность. Если главная героиня в протест кинулась в Волгу, то Кулигин на решительные и громкие протесты просто не способен.

Рассуждая о теме «Островский, «Гроза». Характеристика Кулигина», мы понимаем, что как никто другой может находить с людьми общий язык. Кулигин больше похож на того благородного мечтателя, который постоянно думает о том, как сделать общество лучше и цивилизованнее.

Изобретатель

Он мечтает изобрести перпетуум-мобиле, за который сможет получить миллион и организовать рабочие места для людей. Он так и говорит: «А то руки есть, а работать нечего». Себя он называет «механиком-самоучкой» и просит Дикого дать ему десять рублей на солнечные часы, которые хочет сделать в парке. А потом говорит ему о спасительном громоотводе, который тоже можно установить в городе. Но жадный и туповатый помещик не желает расставаться со своими средствами, которые любит больше жизни. Все уговоры оказались бесполезными. Однако удивляешься почтительности, терпеливости и упорству Кулигина вести разговоры с Диким, до которого, правда, достучаться ему так и не удалось.

Ценитель красоты

В теме «Гроза». Характеристика Кулигина» надо отметить, что главный герой - тонкий ценитель природной красоты. Он говорит, что «из-за Волги с лугов пахнет цветами и небо, какое чистое…», он жалеет о том, что этого городские люди почти не замечают, пожалуй, только бедная Катерина так же чувствует ее.

Дальше Кулигин говорит, что бедные люди день и ночь работают и спят по три часа, а богатые за запертыми воротами сидят дома и только ругаются между собой. Он также пытается объяснить людям, что не стоит бояться грозы, кометы или - ими нужно восторгаться и оценивать как удивительное природное явление.

Заключение

В заключение темы «Гроза». Характеристика Кулигина» нужно отметить, что к изобретателю тянется местный народ, и каждый может открыть ему душу, даже Тихон Кабанов. Кулигин защищает Катерину - это видно из его слов после ее самоубийства. Он сказал Кабанихе и ее сыну, что теперь они могут делать с ней все что угодно, однако душа ее уже перед Судьей, который будет помилосерднее их. В конце Кулигин буквально убегает от этих людей, так как ему действительно невыносимо больно и неприятно находиться с ними рядом.

Оценили «Грозу» Островского (см. её краткое содержание и анализ) те критики, которые «луч света», озаряющий «темное царство», усмотрели в «знании», в «образовании»... Только оно может победить «темное царство», с мрачными остатками старины. Представителем такого знания, которое уже начинает борьбу с мраком, является в пьесе Кулигин – механик-самоучка. Самым нелепым воплощением старого мрака представлена странница Феклуша .

А. Н. Островский. Гроза. Спектакль. Серия 2

Кулигин – сторонник знания, сторонник культуры; он уже вырос из того мрачного «натурализма», который даже самодура-Дикого делает «рабом природы», как жалкого, первобытного дикаря. Дикой боится грозы: он видит в ней проявление гнева Божьего и потому бороться с грозой, при помощи громоотвода, считает «грехом» . Поклонник Ломоносова , Кулигин усвоил его точку зрения, которая мирила «науку» и «религию», – и величие Бога стремилась доказывать при помощи изучения естественных наук. В своем «Послании о пользе стекла » Ломоносов выражает это, новое для России, отношение человека к природе. Он нападает на «слабый ум» своих современников, которые считали «грехом» всякую попытку истолковать, что такое град и молния, которые «неурожай» объясняли «гневом Божьим» и считали «грехом» давать ему естественные объяснения:

Когда в Египте хлеб довольный не родился,
То грех ли то сказать, что Нил там не разлился?

Кулигин, страстный поклонник Ломоносова, подобно своему учителю, опоэтизировал свое научно-религиозное понимание жизни природы. Художник в душе, человек, приверженный к религии и к тем убогим искрам знания, которыми подарила его судьба, он трезво смотрит на действительность и борется с нею во имя общественных интересов. Он наивен с верой в то, что ему удастся изобрести «перпету-мобиль» (вечный двигатель) – но он трогателен с этой верой в свои силы. Сам Петр Великий выписывал из-за границы мастеров для изобретения этой фантастической машины, в возможность которой он верил так же наивно и твердо, как впоследствии Кулигин, – этот, в XIX веке, представитель петровской Руси.

Кулигин составляет исключение в городке Калинове по своей жажде образования, по своему интересу к миру культуры. Это натура мягкая, восторженная и чуткая. Он любит природу, любит поэзию, он чует возможность иной, более благородной и осмысленной жизни и не может примириться с грубостью и жестокостью нравов своего города. Одаренный талантом изобретателя, умственно-пытливый, Кулигин является показателем тех прекрасных жизненных сил, который зреют в русском народе и могуче обнаружатся тогда, когда кончится власть темного царства деспотизма и насилия.

Пьеса «Гроза» — значительнейшее произведение А. Н. Островского. В ней он поднимает самые живо-трепещущие вопросы своего времени, выставляет на читательский суд колоритные характеры.

Список действующих лиц «Грозы» невелик. Это Кабановы и обитатели их дома: семейство Дикого Ваня Кудряш, Шапкин, Кулигин и несколько второ-степенных персонажей.

Особое место среди героев занимает Кулигин. С ним читатель знакомится в самом начале пьесы. Об-раз Кулигина сразу притягивает читательское внима-ние.

Кулигин — мещанин, часовщик-самоучка, но он умеет чувствовать красоту, он поэтичен. Глядя на Волгу, герой с упоением восклицает: «Вид необыкно-венный! Красота!», и то, что Волгу он созерцает каж-дый день в течение уже пятидесяти лет, не мешает ему наслаждаться ее красотами. Кудряш называет Кули-гина антиком, то есть редкостным, необыкновенным человеком. Для города Калинова этот герой, действи-тельно, явление исключительное. Он выгодно отлича-ется от многих персонажей пьесы, которые ту же пре-лесть волжского пейзажа едва ли когда-нибудь оценят.

Большое значение для раскрытия характера Кули-гина имеют его монологи. Гневно обрушивается Ку-лигин на калиновские порядки. Горечью наполнены его слова о пренебрежении к бедному люду, о жесто-ком обмане честных тружеников, о дрязгах между купцами, которые стремятся навредить конкуренту любыми средствами. Герой жестоко высмеивает ущербность внутреннего мира калиновских обитате-лей, выходящих на бульвар только с одной целью: «наряды показывать». Не щадит Кулигин и самодуров: «Они своих домашних едят поедом да семью ти-ранят». По убеждению героя, главная цель жизни калиновского самодура — «ограбить сирот, родственни-ков, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели».

Есть у Кулигина поэтический талант. Для него не-сомненный авторитет — Ломоносов, вышедший из простого народа и трудом и старанием проложивший себе путь к великим открытиям. Кулигин начитан. Свои мысли он может облечь в стихотворную форму. Вот только смелости ему недостает. «Съедят, живого проглотят»,— говорит он.

Большой потенциал видит Кулигин в народе. Он ценит его мастеровитость и сожалеет о том, что у ме-щанства «руки есть, а работать нечего».

Герой ищет перпетуум-мобиле, только никому в Калинове его стремления не понятны, никто поддер-жать его не хочет. Кулигин страстно расписывает Ди-кому все выгоды, которые могут принести его задум-ки. Он пытается внушить тому, кто сдирает со своих работников последнюю копейку, необходимость по-жертвования энной суммы «для общества». Герой не видит, что для Дикого это все «вздор», а сам Кулигин не больше чем червяк, которого можно помиловать, а можно раздавить. Кулигин верит в достижение своих целей, он надеется на чудо, на то, что в «темном царст-ве» все же найдется хоть одна «живая» душа.

Куда прозорливее Кулигина оказывается Борис, который в ответ на слова героя лишь вздыхает: «Жаль его разочаровывать-то!»

Напрасно герой пытается растолковать «темным» калиновцам и «благодать» грозы, и прелесть северно-го сияния, и красоту движущихся комет. Он цитирует им Ломоносова, мечет во все стороны драгоценный би-сер, не осознавая, что все это впустую.

Тихону, сыну Кабановой, Кулигин говорит о том, что маменька его «больно крута», а Катерина «лучше всякой», и что в его возрасте пора «своим умом жить».

У Кулигина доброе сердце. Разочарованному Тихо-ну он говорит, что врагов прощать надо, а найдя мерт-вую Катерину, бросает в лицо Кабановым слова об их немилосердии к ней.

По мнению Н. Добролюбова, все же нельзя было на-деяться на кулигиных, верящих в просветительский путь переустройства жизни и пытающихся воздейст-вовать на самодуров силой убеждения. Эти люди лишь логически понимали нелепость самодурства, но были бессильны в борьбе с ним.