Урок по литературному чтению " Малые жанры фольклора" план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему. Конспект занятия «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки II. Построение проекта

Малые жанры фольклора- пословицы и поговорки Учитель русского языка и литературы Копылова Елена Ивановна ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 6». ТАДЖИКИСТАН.


Устное народное творчество. Фольклор. Фольклор - народное творчество совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта англ. folk – народ, lore – мудрость, знание


Малые жанры фольклора – небольшие по размеру фольклорные произведения. Колыбельная песня Пестушка Потешка Прибаутка Закличка Приговорка Считалка Скороговорка Загадка


А какие малые жанры фольклора вы ещё не назвали? Пословица Краткое изречение, которое даёт оценку явлению, событию, человеку. Пословица выражает законченную мысль. Поговорка Часть вашего предложения, которая делает ярче и выразительнее вашу речь. Часть вашего суждения.


Пословицы о пословицах ПОСЛОВИЦА НЕ ДАРОМ МОЛВИТСЯ. ПОСЛОВИЦА ПРАВДУ ВСЕМ ГОВОРИТ. ПОСЛОВИЦА ВЕК НЕ СЛОМИТСЯ. ГЛУПАЯ РЕЧЬ – НЕ ПОСЛОВИЦА. КРАСНА РЕЧЬ ПОСЛОВИЦЕЙ. ОТ ПОСЛОВИЦЫ НЕ УЙДЁШЬ.


Тематические группы пословиц Любовь к Родине Глупа та птица,которой своё гнездо не мило. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Русский не с мечом, ни с калачом не шутит. Грамота и обучение Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Грамоте учиться – вперёд пригодится. Век живи – век учись.


Трудолюбие и лень Терпение и труд всё перетрут. Лёжа хлеба не добудешь. Маленькое дело лучше большого безделья. Земля и крестьянская работа. Пашню пашут – не руками машут. Каково волокно, таково и полотно. Чья земля, того и хлеб.


Семья Любовь да совет, так и нуждочки нет. Муж да жена- одна душа. От хозяина чтобы пахло ветром, а от хозяйки- дымом. Природа и приметы Снег глубок- год хорош. Вешний день год кормит. Март глубок да мокрый май-будет каша и каравай.


Слово Слово не воробей, вылетит не поймаешь. Скажешь - не воротишь, напишешь - не сотрёшь, отрубишь –не приставишь. О дружбе Старый друг лучше новых двух. Друзья познаются в беде. От хорошего братца можно ума набраться.


Задание 1. Продолжите пословицы. Тот труда не боится,… За всё берётся,… Нужно наклониться,… За всё браться- Не за своё дело не берись, а … Суди о людях не по словам, а… Не сиди сложа руки, …


Задание 2. Включите поговорки в предложения. Бить баклуши; брать быка за рога; как снег на голову; семь пятниц на неделе; без году неделя; лёгок на помине; выйти сухим из воды.


Задание 3. Подберите пословицы- синонимы. Без заботы и репу не вырастишь.


Технологическая карта урока литературы в 7 классе
Тема Ф.И.Тютчев. Мир природы и мир души человека. Стихотворение «Что ты клонишь над водами…» (восприятие, истолкование, оценка).
Цели Сформировать представление о поэтическом мире Ф.И.Тютчева
Продолжение формирования у учащихся навыка самостоятельного формулирования темы и цели урока Расширение представления учащихся об анализе поэтического текста. Ввести алгоритм оформления анализа поэтического текста.
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Основное содержаниетемы
Термины и понятия Актуализация знаний о поэзии Ф.И.Тютчева, знакомство с фактами биографии поэта, восприятие истолкование, оценка стихотворения «Что ты клонишь над водами…». Определение на основе данного стихотворения особенностей изображения поэтом мира природы, анализ лексики и тропов, выразительное чтение поэтического текста, сравнение поэтического текста с произведениями живописи и музыки создание чернового варианта письменного анализа стихотворения.Композиция, стиль, символика, центральный образ, лирический герой, художественные средства (антитеза, умолчание, эпитеты, олицетворение, риторический вопрос), изобразительные возможности лексики, философская лирика.Планируемый результат
Личностные умения Метапредметные умения Предметные умения
Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- желание читать стихотворения Ф.И.Тютчева;- эмоционально-ценностное отношение к поэтическим текстам;
- творческое отношение к оформлению анализа прочитанного стихотворения;
- понимание успешности при изучении темы. Познавательные умения:
- раскрывать значение слов композиция, стиль, символика, центральный образ, лирический герой, художественные средства (антитеза, умолчание, эпитеты, олицетворение, риторический вопрос), изобразительные возможности лексики, философская лирика.- определять особенности лирики Ф.И.Тютчева и обосновывать своё мнение;
- определять образ лирического героя и обосновывать своё мнение;
- самостоятельно формулировать тему и цель урока;
- определять условия для оформления анализа прочитанного стихотворения и обосновывать своё мнение;
- использовать приобретённые знания для оформления анализа прочитанного стихотворения Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;
- выполнять самопроверку и самооценку учебного задания;
- соотносить результат с поставленной целью.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;
- адекватно взаимодействовать в коллективе при выполнении учебного задания;
- договариваться и приходить к общему мнению при работе в коллективе;- использовать речевые средства для представления результата деятельности. Работать с поэтическим текстом:
- проводить исследование текста стихотворения;
- анализировать композицию, язык, художественные средства.
Оформлять анализ прочитанного стихотворения.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи Ресурсы Форма работы
ИЗО: пейзажные зарисовки.
Музыка: лютневая музыка, Ричеркар, С.Рахманинов «Концерт № 2». Информационный материал:текст стихотворения ф.И.Тютчева «Что ты клонишь над водами…»; памятка «Анализ поэтического текста»
Демонстрационный материал:мультимедийная презентация «Ф.И.Тютчев»
Фронтальная,индивидуальнаяI этап. Мотивация к деятельности
Цель деятельности Проблемная ситуация Планируемый результат
Мотивировать на изучение темы.
Стимулировать желание проникнуть в мир настроений лирического героя, учиться прислушиваться к интонациям поэтических строк. «Яркое пятно» (через создание эмоционального настроя)На фоне фрагмента из 2 концерта С.Рахманинова читает стихотворение «Люблю грозу в начале мая»:- Чьи это строки? Какой поэт сумел подслушать игру молодого грома в майской лазури неба? Кто уловил в общем весеннем хоре природы голос ручьёв?- Да. Это стихотворение приходит к нам в детстве. А ещё какие-нибудь произведения этого поэта вы знаете?- О чём же мы сегодня будем говорить? Какую перед собой поставим цель?
- Сегодня мы постараемся обогатить себя знаниями об этом поэте, проникнуть в особенности его поэтического мира, проанализировать одно из его стихотворений, чтобы в перспективе приготовиться к письменной работе по анализу поэтического текста. Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы;
- проявлять желание научиться выполнять анализ стихотворения.
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Цели деятельности Последовательность изучения Диагностические задания
Стимулировать:
- интерес кпоэзии Ф.и.Тютчева;- эмоционально-ценностное отношение к лирическому герою поэзии;
- желание научиться анализировать поэтический текст.
Актуализировать умения:
- соотносить поэтический текст с иллюстрациями и музыкальными произведениями;
- строить понятные для окружающих высказывания.
Ввести понятие «философская лирика».
Научить:
- определять особенности поэзии Ф.И.Тютчева о природе и обосновывать своё мнение;
- определять смысл понятия «философская лирика», соотносить его с лирическими произведениями Ф.И.Тютчева и обосновывать своё мнение;
- проводить исследование поэтического текста сказки и оформлять результаты в виде связного устного и письменного высказывания;
- оформлять анализ стихотворения, используя алгоритм;
- адекватно взаимодействовать с одноклассниками при выполнении учебного задания. Сообщение учителя
Ф.Тютчев – современник А.С.Пушкина. И хотя Пушкин, в то время издатель журнала «Современник», принял стихи Тютчева с изумлением и восторгом, но литературная критика оценила их лишь 14 лет спустя, а сам он никогда не стремился опубликовать свои стихи. Поэтическая звезда Тютчева появилась на небосводе русской литературы довольно внезапно. Фёдор Иванович мог бы сказать о себе словами известного английского поэта Джоржа Байрона: «В одно прекрасное утро я встал знаменитым». И этим «прекрасным утром» было утро выхода в свет первого номера журнала «Современник» за 1850 г, где была напечатана ставшая впоследствии знаменитой статья Н.А.Некрасова «Второстепенные русские поэты». В ней и провозглашалось появление в России первостепенного поэта. К этому моменту вызволения из небытия Тютчеву было 46 лет. А через 4 года вышел в свет первый его сборник.- О Тютчеве однажды было сказано, что он «насквозь поэт». Это действительно так. Поэтическое творчество было для него не утомительной работой, требующей принуждения и усилий, а естественным процессом жизни, как дыхание. Его впечатления сразу становились поэтическими, повседневные размышления складывались в философские выводы. Состояние творческого вдохновения всегда ему сопутствовало. И рождались строки (чтение эпиграфа):
Не то, что мните вы, природа:Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык…
- Как вы их понимаете?- Мы задумываемся, читая эти строки, потому что и самому Тютчеву было чуждо бездумное любование природой – ум поэта напряжённо ищет в природе то, что роднит её с человеком. Природа у Тютчева жива: она дышит, улыбается, иногда дремлет, о чём-то грустит, сетует. Поэтому тютчевские стихи о природе – это стихи не только о природе, но и о человеке, его настроениях, тревогах и вечной красоте и гармонии живого.- Сейчас, читая и анализируя стихотворение, мы попробуем с вами понять, как гармонично сливаются воедино, взаимно проникая друг в друга человек и природа, природа и человек. - Сейчас вы услышите стихотворение: на какие композиционные части вы бы его разделили? Какие живые картины, образы возникают в вашем воображении? (чтение стихотворения «Что ты клонишь…»)
- Некоторые художники попытались изобразить иву: чьё видение вам кажется ближе к тютчевскому? Почему?
- Вернёмся к стихотворению. Вот вы словами создали картины, и они получились действительно живые. А за счёт чего сложился этот живой образ? Благодаря каким художественным средствам?
- Обратимся к центральному образу стихотворения – иве. Почему, называя её, поэт использует слово именно с таким уменьшительно-ласкательным суффиксом –ушк? (ивушка, а не ивонька, ивочка?)
- Подберите сходные по звучанию существительные с тем же суффиксом.
- Даже в одном этом слове заложено какое-то чувство. Какое?- А вам бы хотелось, чтобы при чтении этого стихотворения звучала музыка? Какая? Какой музыкальный инструмент вы слышите?
- Какой из муз.фрагментов, на ваш взгляд, больше подходит стихотворению?
- Кто бы хотел попробовать прочитать стихотворение на фоне музыки?
- И всё-таки какую музыку по характеру мы выбрали? - Откуда грусть?
- Зачем поэт использовал фигуру умолчания? Что читатель должен додумать?- Почему струя смеётся над ивой?
- Что чему противопоставляется благодаря противительному союзу «но»?
- Можно ли это стихотворение отнести только к пейзажной лирике? А к какой?- Только ли оно об иве?
- Какая философская мысль лежит в центре стихотворения?
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цели деятельности Задание Планируемый результат
Актуализировать умение выполнять задания в соответствии с целью.
Научить:
- оформлять анализ поэтического текста в виде связного высказывания;- использовать речевые средства для представления результата деятельности. Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
выбор способа деятельности (самостоятельно или с использованием примерного плана);
самоорганизацию по выполнению задания:
- планирование деятельности;
- выполнение задания;
- представление результатов деятельности.
Самостоятельная работа по анализу стихотворного текста:
- Пользуясь примерным планом анализа поэтического текста, попытайтесь объединить наши мысли в связное высказывание. Личностные умения:
- проявлять желание оформлять анализ поэтического текста в виде связного высказывания.
Познавательные умения:
- использовать разные источники информации;
- использовать приобретённые знания для оформления анализа поэтического текста.Регулятивные умения:
- выполнять задания в соответствии с целью;
- ориентироваться в разных способах выполнения задания.
Коммуникативные умения:
- использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные умения:
- оформлять анализ поэтического текста в виде связного высказывания.
IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности
Контрольное задание Самоанализ и самооценка ученика Результат деятельности
- Выполнить письменный анализ стихотворения по плану (в чистовом варианте). РефлексияМнения детей (по цепочке):
- Что нового о поэте Тютчеве вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Какой этап урока был для вас самым интересным?
- Что для вас наиболее сложно в такой форме работы, как анализ стихотворения? Личностные умения:
- осознавать успешность при изучении темы.
Регулятивные умения:
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
- оценивать результат собственной деятельности.

Анна Дронина
Конспект занятия «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки»

Схема конспекта занятия .

Аттестуемый педагог Дронина Анна Владимировна Предмет фольклор

Возраст детей : 10-11 лет

Тема занятия : «Малые жанры фольклора . Пословицы и поговорки »

Цель занятия : Формирование знаний о малых жанрах фольклора : пословицами и поговорками .

Задачи :

обучающие : повторить малые жанры фольклора ; объяснить поучающий смысл пословиц и поговорок ; показать сходство и различие двух жанровых форм .

развивающие : развитие речи у детей через комментированное чтение пословиц , написание письменных ответов на поставленные вопросы, сочинение мини-рассказов.

воспитательные : воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа.

Оборудование : сборники пословиц и поговорок ; словарь литературоведческих терминов; распечатки пословиц , поговорок , оформленные на доске.

ИКТ : презентация «Малые жанры фольклора »

Этапы работы Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1. Организационный момент

Цель : организация детей на занятии , мотивация детей на получение нового материала

Игра «Подари тепло другу»

Предлагаю повернуться лицом друг к другу. Одни раскрывают свои ладошки, а другие накрывает их своими ладонями. Посмотрите ласково в глаза друг другу так, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? Теперь каждый по очереди скажет несколько слов друг другу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше. А теперь пожелайте друг другу чего-нибудь хорошего.

Чего вы желали друг другу? (ответы слушателей)

Настроение улучшилось? Тогда начинаем!

2. Актуализация знаний для изучения нового учебного материала,

Цель : выявление знаний детей по данной теме

Методы и приемы : проблемный, информативный

Презентацию готовит творческая группа из 3 человек.

В презентации на каждом слайде отгадка на загадку. (На доске дом с пустыми окошками. В них дети должны будут написать жанры малых форм фольклора ).

Сегодня на занятии мы отравимся в заочное путешествие по стране «Фольклор »

Ребята, обратите внимание на доску, что вы увидели? Находится этот дом на улице «Жанровая » . Что за «жильцы» живут здесь. Давайте заселим жильцов в наш дом.

В каждое окошко мы напишем жанры фольклора , которые знаем. Назовите их.

(колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы , поговорки , загадки и т. д.)

Хорошо, названия жанров вы знаете , а теперь мы проверим, как вы сможете определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.

Презентация «Малые жанры фольклора »

1) От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка) .(1 слайд)

2) Зимою греет,

Весною тлеет,

Летом умирает,

Зимой оживает (снег) . (загадка) (2 слайд)

3) Киса, кисонька, коток,

Киса - серенький хвосток,

Приходи, киса, ночевать,

Приди Васеньку качать… (колыбельная песня(3 слайд)

4) Матушка – репка,

Уродись крепка,

Капуста - виласта.

Будь пудаста! (закличка) (4 слайд)

5) А у нас во дворе

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился. (небылица) (5 слайд)

6) Ехали, ехали

В лес за орехами,

По кочкам, по ямкам,

Бух, и провалились. (потешка)

7) Скачет галка по ельничку(6 слайд)

Бьёт хвостом по березничку.

Наехали на галочку разбойнички,

Сняли они с галки синь кафтан.

Не в чем галочке по городу гулять,

Плачет галка, да негде взять… (прибаутка) (7 слайд)

8) Потягунчики, порастунчики!

Роток – говорунюшка,

Руки – хватунюшки,

Ноги – ходунюшки. (пестушка) (8 слайд)

9) Мышка, мышка,

На тебе зуб костяной,

А мне дай стальной. (приговорка) (9 слайд)

10) Раз, два – упала гора,

Три, четыре – прицепило,

Пять, шесть – бьют шерсть,

Семь, восемь – сено косим,

Девять, десять – деньги весить. (считалка) (10 слайд)

11) Ласковое слово слаще мёда. (пословица ) (11 слайд)

12) Обманули дурака

На четыре кулака,

На пятое – стуло,

Чтоб тебя раздуло!

На шестое - колесо,

Чтоб тебя разнесло. (дразнилка) (12 слайд)

13) Семь пятниц на неделе. (поговорка ) (13 слайд)

4. Цель : ознакомление детей с формами фольклора : пословицами и поговорками , выявить сходство и различие

Методы : беседа, творческое задание в группе, метод сравнения, поисковый, игровой

Цель : формирование способности анализировать, выделять главное и применять полученные знания на практике.

Методы и приемы : активный диалог, театрализация, работа в парах и групповая Основной этап. Изучение нового материала :

1. Вводная беседа

Ребята, сегодня на занятии мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок . Вот скажите, какие пословицы и поговорки вы знаете ? (Ответы детей)

Какие пословицы спрятались вот на этих рисунках? (рисунок)

А когда так говорят?

О какой пословице идет речь вот на этой картинке? А когда ее используют?

(Примерные ответы :

1. «Знал бы, где упасть, соломки постелил» - если случайно упадёшь, поскользнешься.

2. «Видит соринку в чужом глазу, а в своём бревна не замечает» - о навязчивых нравоучениях, замечаниях постороннего человека.

3. «Семеро одного не ждут» - об опоздавшем.

3. Сравнительный анализ :

Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками . (заполнение таблицы в результате объяснения)

«Сходства и различия пословиц и поговорок » (использование интерактивной доски)

Пословица Поговорка

Сходство

Краткость

Ритмичность

Рифмованность

Отражение народной мудрости

Различие

Законченное суждение Нет законченного суждения : она лишь его часть

Выражение мысли, к которой народ пришёл через вековой опыт Образ, замещающий обычное слово : «Лыку не вяжет» вместо «пьян»

Всегда поучительна, из каждой следует вывод, который полезно принять к сведению Часто является средством речевой характеристики человека

Игра : «Хлопни-топни»

Закрепление учебного материала.

4. Игровая пауза.

Дети делятся на группы (по цвету) . Каждая группа получает пословицу в «разобранном виде» (на отдельных карточках написаны слова) . Команды должны составить пословицу и попробовать её изобразить, а другие отгадать.

1. Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

2. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

3. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

4. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

5. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Сочинение мини-рассказов. (Работа в парах)

Сегодня на занятии , мы с вами познакомились с жанрами пословиц и поговорок . Теперь мы будем учиться употреблять их в речи.

Сейчас, каждая пара получит часть текста. Где вы должны будете определить, пословиц или поговорка встречается в нем .

А затем каждая пара попробует сочинить небольшой рассказ, используя известные вам пословицы и поговорки .

И так сойдёт.

У нас в деревне, на соседней улице, жил мальчишка. Звали его Ванька. Но так звала его только мать, а все вокруг называли «И так сойдёт» . Чтобы его не попросили, делал всё спустя рукава, лишь бы побыстрее. А когда Ваньку спрашивали : «Что ж ты, Вань, так плохо сделал то?» Он всегда отвечал : «И так сойдёт!»

Да вот только дела Ваня делать не спешил. Ходит, бывало, мать пол дня за ним, прежде чем он что-нибудь поможет. «Вань, надо дров в баню натаскать, огурцы полить…» , - уговаривает мать. «Работа не волк, в лес не убежит» , - отвечал сын и шёл по своим делам.

Однажды ребята собрались в лес за грибами, ну и Ванька за ними увязался. Только к лесу подошли, как в кустах кто-то зафыркал. Ванька со страха бросился бежать, да споткнулся и упал. Мальчишки глянули, а это ёжик оказался. Он бедный тоже со страха от Ванькиного крика весь в комок сжался.

Ваньке стыдно стало, покраснел, а мальчишки смеются : «Эх, ты, «И так сойдёт» ! Волков бояться, в лес не ходить!»

Чтение нескольких работ

5. Рефлексивно-оценочный этап

Цель : формулирование вывода

Методы и приемы : оценочный, Подведение итогов :

Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?

Было ли занятие для вас интересным ?

Что нового вы для себя узнали?

Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии ? С чем они связаны?

Какая информация сегодня на занятии была новая ?

6. Задание на дом

Цель : нацеливание детей на применение новых знаний в жизни

Метод : частично-поисковый Сделать подбор пословиц по одному ключевому слову : друг, вода, радость, книга, жизнь.

Учитель создаёт условия для ознакомления с устным народным творчеством(потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки)

Ученики выделяют особенности каждого жанра, формируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческих задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

первой категогии

Серикова Елена Владимировна

МОУ СОШ с. Б. Екатериновка

Саратовской области

Аткарского района.

Тема урока: Малые жанры фольклора

(потешки, считалки, загадки, пословицы и поговорки)

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с устным народным творчеством, для выявления читательского опыта первоклассников о сказках, в которых говорится о домиках.

Планируемые результаты УУД:

личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику деятельности.

Метапредметные : регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу: адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия;

познавательные : знакомятся с малыми жанрами фольклора, выделяют особенности каждого жанра, формируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческих задач,

коммуникативные : используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими,

Предметные : научатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора.

Сценарий урока

1. Организационный момент. Введение в тему.

На доске выставка- картинки с изображением кузовка, котомки, туеска, деревянной тарелки, ухвата, полотенца, деревянной ложки, Фрагменты деревянной резьбы, кружева, салфетки.

Посмотрите на выставку, Все эти предметы созданы умелыми руками людей, Какие из них вам известны?

Многими из них пользуются и сегодня. Некоторые предметы люди забыли или не знают.

С какими предметами вы встречались в сказках? (котомка, кузовок)

Учитель читает отрывки из сказок В, Белова « Родничок» , М, Михайлова « Лесные хоромы».

Отгадайте загадки.

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки:

Кто герои этой сказки?

Нет ни речки, ни пруда_

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

Тут зубами щелк да щелк,

Появился серый волк.

Шкуру белую надел,

Как много в мире добрых, веселых и запоминающихся устных народных произведений.

Они создавались в глубокой древности, когда люди в основном были неграмотными, и передавались от бабушки к внучке, от отца к сыну. Как говорилось, из уст в уста.

Вот почему все эти сказки, былины, песенки называют произведениями устного народного творчества. Богат им русский народ. Издавна бродили по Руси скоморохи- и спеть, и сплясать, и сказку рассказать они умели.

2. Постановка темы и целей урока.

В старые времена на Руси был такой обычай. Когда поздней осенью был собран весь урожай, а хлеб в закрома засыпан, собирались жители все вместе коротать осенние да зимние длинные вечера, устраивали посиделки.

За окном мороз вьюга, а в иэбе в печи дрова потрескивают, тепло. Кто за прялкой сидит, кто узор вышивает, кто из глины лепит, другие из дерева ложки вытачивают. Как говорится в русской пословице - « От скуки бери дело в руки». Весело было! То песенку затянут, то шуткой перебросятся, загадки загадывают.

Давайте и мы посиделки устроим. Постараемся почувствовать красоту произведений устного народного творчества.Скоморохи,ваш выход!

Пожалуйста, гости дорогие!

Вас ждут песни и считалки!

Интересные загадки!

Пословицы

3 . Работа по теме урока.

Игра « Потешки»

Заранее подготовленные дети читают наизусть потешки.

Петушок, петушок

Золотой гребешок.

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка.

Что ты рано встаёшь,

Деткам спать не даёшь?

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Лиса по лесу ходила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела:

Мужу двое, себе трое,

И детишкам по лаптишкам.

Учитель читает потешки, которые даны в хрестоматии.

Какие потешки вы знаите? Расскажите.

А теперь «угоститесь» мудрым словом.

Игра « Пословицы» .

Скоморохи называют слова. Ребята должны составить пословицу из предложенных им попарно соединенных слов

время-потеха(Делу время потехи час)

труда -пруда(Без труда не вынешь и рыбку из пруда)

дело-мастера (Дело мастера боится)

пышки -шишки (Работнику -медовые пышки, лодырю-еловые шишки)

друга- береги (Нет друга -ищи, нашел -береги)

Работа по группам.

Придумайте историю на основе одной из составленных пословиц.

Дифференцированное задание.

а) Упражнение в чтении. Самостоятельное чтение пословиц и поговорок в хрестоматии

б)Выполнение заданий в рабочей тетради.

в)Иллюстрирование пословиц, потешек.

Физкультминутка.

(Звучит русская народная песня. Дети играют в игру « Каравай».

Игра « Скоморохи»

Учитель читает скороговорки в хрестоматии, дети соотносят тексты с иллюстрациями.

Заучивание скороговорок.

В скороговорке в одной фразе нарочно совмещены звуки, трудные для произношения.

Скороговорка - это старинная забава, которая помогает развивать речь.

Учитель дает детям разные команды по прочтению ими в слух скороговорок:

Игра « Загадки»

Ой -люли, та-ра-ра-ра!

Заходи-ка, детвора!

Да подумай, посмекай,

Все загадки отгадай,

Загадка -это игра, и состязание, и развлечение, и учение.

Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее,

Друзья, я приглашаю вас

К загадкам поскорее!

Что такое загадка? Загадка- это задачка, которую надо решить, отгадать. В загадке предмет не называется, а описывается. И по этим прзнакам надо догадаться, о чем идет речь.

(Загадки, в которых дается описание предмета или явления путём перечесления различных его признаков)

Кафтан на нём зеленый,

А сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч. (арбуз)

Какие признаки, свойственные арбузу, указаны в загадке. (цвет, вкус, форма)

(Загадки, где описание преполагает краткую характеристику предмета или явления)

Голубая протыня весь свет одевает.(небо)

(Загадки, в которых используется отрицательное сравнение)

Летит, а не птица, воет, а не зверь.(Ветер)

(Загадки, в описании которых используются метафоры)

Под одной крышей четыре братца живут. (стол)

Учитель читает загадки из учебника. Дети проводят исследования.

Откуда взялись загадки?

Родились загадки очень давно, в те времена, когда топор за богатство считался.Много бед тогда подстереголо человека: ударит молния, вспыхнет лесной пожар, волки нападут на стадо. Наши предки думали, что и дерево, и трава, и звери лесные- все понимают человеческий язык. И для того чтобы природу обмануть, придумали охотники, рыболовы и пастухи особый « тайный язык». Из него и родились когда-то загадки.

4. РЕФЛЕКСИЯ.

С какими малыми жанрами народного творчества вы сегодня встретились? Какое задание было самым трудным? Самым интересным? Какие жанры народного творчества остались без внимания? (песни, считалки.)

Конкурс знатоков (работа по группам)

При помощи считалки выберите участника конрурса « Малые жанры фольклора».

Представители от каждой команды читают выразительно по выбору загадку, потешку, скороговорку, пословицу. Остальные должны сказать, что к какому жанру относится.

5. Итог урока.

Живет на земле человек. Он маленький, земля огромная.Человек любит свою землю, потому что не может он жить без запаха листьев, звонкой песни, без ручьёв, без синей мохнатой головки василька в поле, без народных сказок и песен, которые поют ему мама и бабушка. Этот человек каждый из вас.

Тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

I . Мотивация и актуализация.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Как календарные изменения в природе отражены в русских пословицах? (Толкование отдельных пословиц).

Что вы узнали о Масленице? Расскажите.

II. Построение проекта.

(слайд 1) - Можете ли вы предположить, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (….)

Действительно, всё это жанры УНТ, или ФОЛЬКЛОРА. (слайд 2) Запишем тему урока.

Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой? (…) - (слайд 3 )

Что такое "фольклор”? Понятие это для вас новое. Само слово появилось в XIX веке и пришло из английского языка. В буквальном переводе оно означает «народная мудрость», УНТ. (слайд 4)

Как вы понимаете эти три ключевых слова: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО? (слайд 4) (Устное - передавалось из уст в уста, не записывалось. Народное - сочинял не один человек, автора установить нельзя. Творчество - от слова "творить”, то есть сочинять, придумывать.)

Ребята, фольклор - это тоже, как и литература, искусство слова. Всё искусство слова делится на 2 пласта: фольклор и литература.

А чем же отличается фольклор от литературы, как вы думаете? (для опоры - толкование ключевых понятий фольклора на экране).

(Слайд 5) - Итак, в фольклоре нет персонального создателя, возник и развивается он как устное творчество, существует во множестве вариантов (кстати, почему, как вы думаете?).

А какие жанры фольклора вы знаете? (…)

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Правильно, сегодня мы будем говорить о жанрах фольклора, но только о малых жанрах детского фольклора.

Исходя из темы урока, какие цели для себя поставим? (формулируют цели).

III. Реализация построенного проекта.

Когда и как вы познакомились с произведениями УНТ? (…)

Встречались ли вы с произведениями фольклора ещё где-то, кроме уроков литературы? (…)

1. - Первые фольклорные произведения мы слышим от бабушки и мамы в самом раннем возрасте. Из поколения в поколение передаются в народе колыбельные песни.

Может быть, кто из вас хочет спеть колыбельную песню? («Баю-баюшки-баю…», например).

Почему колыбельная песня исполняется ласково, напевно? (…)

2. Пестушки. - От какого слова произошло слово "пестушки”? (Пестовать - нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, холить, лелеять, ходить за малышом).

Если ребенок ушибся, то мама, поглаживая, какие слова может говорить? (У сороки боли…)
- А когда купают малыша, какие слова приговаривают? (С гуся вода…)

Чем потешки отличаются от пестушек? (…)

Потешки (прибаутки) - это особая забава взрослых с маленькими детьми, игра с пальчиками, ножками, ручками, короткие рассказики, обращение к детям.

Физминутка (слайд 6).

Давайте вспомним, как вас забавляли, когда вы были совсем крошечными: «Идёт коза рогатая…».

3. Небылица весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение. Рисует необычные, небывалые картинки жизни. (слайд 7).

4. Загадки - веселое словесное искусство, затейливая игра, умная забава.

А какие загадки вы знаете? (…)

5. Молод ты или стар, болен или здоров, весел или загрустил - на все случаи жизни ответит пословица . Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы найдите в нём пословицы. Будьте внимательнее (слайд 8).

Какие пословицы услышали? (…)

6. Считалки. Что же это за жанр? Для чего нужны считалки?

Какие вы знаете считалки? (…)

7. Скороговорки. В чём их особенность? Для чего они нужны?

Какие вы знаете скороговорки? (…)

8. Дразнилки. А вы знаете какие-нибудь дразнилки? (Андрей, Ленка)

9. И заклички. Что это за жанр? В чём его особенность? (…)

IV. Первичное закрепление с самопроверкой. Работа в группах (5 групп).

Литературное лото.

Каждой группе раздаются одинаковые карточки с текстами и карта лото. Какая группа раньше всех справится с заданием? (Проверка)

2. - Что вам запомнилось больше всего на сегодняшнем уроке?

Д/З: Подберите свои тексты для карточек лото (в случае затруднения попросите помощи у родителей).

Использованные источники:

1. Поурочные разработки по литературе. О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева, И.В.Золотарёва.

2. Литература. Поурочные планы по программе А.Г.Кутузова. Составитель Л.М.Серёгина.