Презентация на тему шинель гоголь. Презентация на тему Н. В. Гоголь "Шинель". С какой целью Гоголем вводится фантастический финал

Слайд 2

Цель:

Показать трагизм судьбы «маленького человека» на примере образа Башмачкина; выявить авторскую позицию и свою собственную к данной проблеме.

Слайд 3

“самая загадочная фигура в русской литературе”

“Если вы хотите узнать что-нибудь о России, если вы жаждете понять, почему продрогшие немцы проиграли свой блиц (войну с СССР), если вас интересуют “идеи”, “факты”, “тенденции”, не трогайте Гоголя. Каторжная работа по изучению русского языка, необходимая для того, чтобы его прочесть, не оплатится привычной монетой. Не троньте его, не троньте. Ему нечего вам сказать. Не подходите к рельсам. Там высокое напряжение”. В. Набоков

Слайд 4

Эпиграф

Весь мир против меня: Как я велик!… М.Ю.Лермонтов «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» Ф.М. Достоевский

Слайд 5

Зачем же изображать бедность… и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни, из отдалённых закоулков государства? …нет, бывает время, когда иначе нельзя устремить общество и даже поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости Н.В. Гоголь

Слайд 6

“НА ПУТИ К ЖИВОЙ ДУШЕ”.

  • Слайд 7

    Притча о человеке

    В жаркий летний день древние афиняне увидели на площади Демосфена с горящим фонарем в руках. -Ты что ищешь?- спросили они. -Я ищу человека, - отвечал Демосфен и продолжил свой путь. Через время афиняне опять обратились к Демосфену: - Так что же ты ищешь, Демосфен? -Я ищу человека... -Кого: его, меня..? - Я ищу Че-ло-ве-ка!

    Слайд 8

    Так что же это значит – быть Человеком? Чем человек отличен от вещи? На эти и другие вопросы нам поможет ответить Николай Васильевич Гоголь и его повесть «Шинель».

    Слайд 9

    Как через повесть “Шинель” писатель искал путь к душе живой.

    Может ли быть душа мёртвой? - Нет, душа бессмертна. - Ну а если она “мёртвая”, значит, закрыта для света, любви, добра. Такие “мёртворождённые” персонажи населяют гоголевскую поэму. Противовеса им писатель не нашёл в жизни, поэтому и сжёг второй том “Мёртвых душ”. Сознание этого доводило Гоголя до безумия. Мысль о человеке, душу в которого вдохнул Бог, а судьбу нередко определяет чёрт, видимо, не оставляла Гоголя. Этой теме, собственно, посвящены “Петербургские повести”.

    Слайд 10

    “Петербургские повести”

    новый шаг в развитии русского реализма. В этот цикл входят повести: “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Коляска”, “Записки сумасшедшего” и “Шинель”. Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий – Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки столичного общества. Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые (портной Петрович), нищие художники, “маленькие люди”, выбитые из колеи жизни. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота.

    Слайд 11

    «маленький человек»

    Это человек униженный, беззащитный, одинокий, бесправный, забытый (и, всеми, и если можно так сказать, судьбой), жалкий. - В литературном энциклопедическом словаре мы находим следующее определение: «маленький человек» в литературе – обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью».

    Слайд 12

    Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема “маленького человека”.

    Н. М. Карамзин “Бедная Лиза” - в центре повествования простая, необразованная крестьянская девушка; нам внушается мысль, что “и крестьянки любить умеют!”. А. С. Пушкин “Станционный смотритель” - бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимают сильные мира сего. А. С. Пушкин “Медный всадник” - главный герой - несчастный, обездоленный Евгений, у которого бедность уничтожила и характер, и ум, сделала ничтожными мысли и мечты. Все эти произведения полны любви и сочувствия авторов к своим героям. Гоголь развивает традиции великих русских писателей в изображении “маленького человека”).

    Слайд 13

    Сюжет повести Н.В. Гоголя «Шинель».

  • Слайд 14

    Какова главная тема повести “Шинель”?

    Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема “маленького человека”.

    Слайд 15

    А герой-то маленького чина, “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу”.

    Слайд 16

    Как подчеркивается типичность героя и ситуации?

    “…служил в одном департаменте”, “…когда и в какое время он поступил в департамент…этого никто не мог припомнить”, “один чиновник…” - все эти фразы показывают не исключительность, необычность ситуации и героя, а их типичность. Акакий Акакиевич – один из многих; таких, как он, были тысячи – никому не нужных чиновников.

    Слайд 17

    Какая личность перед нами? Охарактеризуйте образ главного героя.

    Имя “Акакий” в переводе с греческого – “незлобивый”, а у героя такое же отчество, то есть судьба этого человека была уже предопределена: таким был его отец, дед и т.д. Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в переписывании бумаг…

    Слайд 18

    В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения, а молодые чиновники посмеивались и острили над ним, сыпали ему на голову мелкие клочки разорванных бумаг… А однажды уж слишком была невыносима шутка, он произнес: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И что-то странное заключалось в словах и в голосе, каким они были произнесены. В этих проникающих словах звенели другие: “Я брат твой!” И с тех пор как будто все переменилось передо мной и показалось в другом виде, часто среди самых веселых минут представлялся мне низенький чиновник с лысинкой на лбу со своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”…

    Слайд 19

    Чем стало для Башмачкина приобретение шинели? На что он идет ради этого?

    Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели.

    Слайд 20

    Слайд 21

    Слайд 22

    Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости

    Слайд 23

    С какой целью Гоголем вводится фантастический финал?

    Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя.

    Слайд 24

    Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…

    Слайд 25

    К живой душе взывает Гоголь, потому что вокруг чаще всего свиные рыла, как в кошмарном сне героя комедии “Ревизор”. Страшно от мертвых душ. Слова из рассказа Чехова “Крыжовник”: “Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в нашей жизни, о “маленьких людях”.

    Слайд 26

    Повесть производила бы самое беспросветное впечатление, если бы не свет, исходящий от самых убогих, затёртых, ничтожных. Как не вспомнить Евангелие: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”.

    Слайд 27

    Христос на кресте, а внизу бесконечное количество людей, отчасти даже не выписанных. Огромное количество голов-шариков, такая человеческая икра. Вот Акакий Акакиевич и есть человеческая икра, основа будущей жизни. На наших глазах Гоголь из икринки выращивает человека. Для Башмачкина новая шинель стала Верой. Он был доволен своим ветхим капотом. Ну да, протерся, прохудился, но ведь можно и залатать. То есть он хотел сохранить себя в старой вере. Но у него был Учитель, портной Петрович. И Петрович был тверд: не латать надо старое, а созидать новое. И он вынудил Акакия Акакиевича пересмотреть свои убеждения. А на это способен лишь отважный. Он шел на неимоверные лишения, чтобы построить Нечто Новое. Башмачкин не просто надевает шинель, он входит в нее, как в Храм. И становится другим человеком. Он по-другому ходит по улице, идет в гости… Но его убили. Убили люди, рядом с ним живущие. Не только Значительное лицо, но и сослуживцы, насмехающиеся над его любовью к красоте букв. А он им твердил: “Я брат твой!”. Как в Библии: “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”, “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними!”.

    Слайд 28

    Что суесловить? Не стезя плоха. Все как один о небесах забыли. Кто возлюбил, тому не до греха. А мы грешим. Ещё не возлюбили. Иеромонах Роман

    Слайд 29

    Синквейн

    1 строка: Кто? Что? (1 сущ.) 2 строка: Какой? (2 прилаг.) 3 строка: Что делает? (3 глагола) 4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов) 5 строка: Кто? Что? (Новое звучание темы) (1 сущ.)

    Слайд 30

    Домашнее задание

    Письменный ответ на вопрос “Какие нравственные проблемы поднимает Гоголь в повести “Шинель”?

    Посмотреть все слайды

    Савельева Любовь Изосимовна,

    учитель русского языка и литературы

    КОУ « Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»

    город Омск


    Тема урока:

    «Образ Петербурга в повести Н.В. Гоголя «Шинель»»


    -Расширение сведений о жизни и творчестве

    Н.В. Гоголя в Петербурге.

    -Анализ повести «Шинель», рассмотрение вопроса о том, как представлен образ Петербурга в данной повести.

    -Изображение социального портрета огромного города, в котором совершается гибель "маленького человека"

    Цели урока:


    1. Верно ли, что …

    зимой 1828 года Н.В. Гоголь приезжает в Петербург ?


    2.Правда ли, что…

    Гоголь мечтал о хорошей комнате, а поместиться ему пришлось в комнате с низкими потолками ?


    1828 г. Петербург

    3.Правда ли, что…

    Гоголь сдал в печать свою поэму «Ганс Кюхельгартен», которую привёз в Петербург, а утром проснулся известным писателем?


    4. Правда ли, что…

    в конце 1829 года начинает служить в департаменте Министерства внутренних дел и сразу становится помощником столоначальника?


    5. Правда ли, что…

    Гоголь в Петербурге в 1830 году печатает «Вечер накануне Ивана Купала», после чего он знакомится с Пушкиным?


    6. Правда ли, что…

    сюжет «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (1830- 1832) был подарен Гоголю Пушкиным?


    7. Правда ли, что…

    жанр

    произведения Гоголя «Мёртвые души» - поэма


    8. Правда ли, что…

    в июне 1834 года Гоголь не стал адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт- Петербургском университете?


    9. Правда ли, что…

    Гоголь несколько раз

    сжигал второй

    том «Мертвых душ»?


    10. Правда ли, что…


    Ответы – «да»

    • 1, 2, 5, 7, 9

    Ответы – «нет»

    3,4,6,8,10


    Тема Петербурга в литературе

    Первым затрагивает эту тему Пушкин. Его герой Евгений («Медный всадник») - «маленький человек» - живёт в Петербурге и на себе испытывает сложности суровых будней. Подзаголовок поэмы («Петербургская повесть»)


    Ф.М. Достоевский продолжил традиции Пушкина и Гоголя

    “ Все мы вышли из “Шинели” Гоголя…” – слова Достоевского подтверждаются произведениями («Бедные люди»), «Неточка Незванова», «Преступление и наказание»…


    Гоголь о Петербурге

    «Боже мой! Стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся четырёхэтажные стены;…мосты дрожали; кареты летели; извозчики, форейторы кричали…» («Ночь перед Рождеством»)

    «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал. Я его воображал красивее и великолепнее» (из письма матери, 1829 год)


    «Петербургские повести»

    «Петербургские повести» Гоголь писал на протяжении 10 лет (1831-1842). В сборник вошли повести: «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Нос», «Гробовщик», «Шинель». Объединены общим местом действия - Санкт-Петербургом 1830-1840-х годов. Во всех повестях рассматривается проблема «маленького человека».


    Какова тема повести Гоголя «Шинель»?

    • Что вы можете сказать

    о главном герое повести –

    Акакии Акакиевиче Башмачкине?

    • Какова роль шинели в повести?
    • Какова проблематика повести?
    • В чём заключается идея повести Гоголя?

    Тест - ответы

    • Критерии оценки:
    • «5» -5 правильных ответов;
    • «4» - 4 правильных ответа;
    • «3» - 3 правильных ответа;
    • «2» - менее двух правильных ответов.

    Ответы:1– в, 2– б, 3– в, 4 – а, 5- а


    • Самостоятельная работа№2 с последующей самопроверкой.
    • Я предлагаю вам самостоятельно поработать над составлением таблицы по теме «Петербург и его герои в повести Гоголя» и самостоятельно проверить работу (с обратной стороны таблицы).

    Петербург – самостоятельный персонаж повести

    • Постепенно Петербург становится самостоятельным персонажем.
    • Петербург – город резких контрастов и противостояния.
    • Петербург влияет на жизнь людей, часто даже

    управляет


    Итог урока

    Сегодня мы с вами говорили о произведении ___________________.

    Мы достигли своей цели и можем сказать, что:

    1)Главный герой повести – это _________.

    2)Петербург - это город ______________________.


    Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Шинель».


    Цели урока:

    • познакомить с повестью Н. В. Гоголя “Шинель”;
    • проследить раскрытие темы “маленького человека” в русской литературе;
    • учить анализу текста;
    • работа с литературоведческими понятиями “портрет”, “деталь” и др.
    • развитие навыков монологической речи;
    • воспитание любви и уважения к личности человека.

    надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно

    напоминал бы стуком, что есть несчастные…

    А. П. Чехов


    История создания повести «ШИНЕЛЬ»

    • В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Первый набросок повести имел название “Повесть о чиновнике, крадущем шинели”. В этом наброске просматривались анекдотические мотивы, комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя, и повесть печатается, завершая цикл “Петербургских повестей. ” Место действия – Петербург - выбран не случайно.

    • Почему местом действия выбран Петербург?

    Главный герой – чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин. Можно ли его назвать «маленьким человеком»?

    В каком произведении главный герой – «маленький человек»?

    • «Маленький человек» в литературе - это обозначение довольно разнородных героев, объединных тем, что они занимают одно из низших мест социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединенная с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью). Поэтому «Маленький человек» часто выступает в оппозиции к другому персонажу, человеку высокопоставленному, «значительному лицу» (по словоупотреблению, принятому в русской литературе под влиянием «Шинели», 1842, Н.В.Гоголя), а развитие сюжета строится главным образом как история обиды, оскорбления, несчастья.

    Словарная работа

    • Ревностно - старательно
    • Фавориты - любимцы
    • Департамент - часть или отдел государственного учреждения
    • Швейцарская - комната служителей у дверей
    • Посибаритствовал на постели - понежился
    • Ваньки - легковой извозчик; обычно крестьянин, приехавший на заработки в город
    • Будочник - низший полицейский чин
    • Алебарда - пешее оружие на длинном древке
    • Частный - пристав, чин полиции, которому доверена часть города
    • Чухонка - петербургское прозвище пригородных финнов

    В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»


    • Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?
    • - Каков быт Акакия Акакиевича? Как живет этот человек?
    • - Каково отношение к нему сослуживцев?
    • - Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека?
    • - Посмотрите, что попытались показать иллюстраторы? Подберите строчки из текста.

    • Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение:

    АКАКИЙ - смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный

    • - Как вы думаете, почему именно такое имя дал своему герою писатель?
    • - Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали ему?
    • Прочитайте сцену разговора с Петровичем. А каково авторское отношение к герою?
    • Башмачкин - несчастный или посмешище?

    • Появление шинели приоткрывает душевный мир героя.
    • -Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?
    • - Прочтите эпизод, изображенный иллюстраторами.
    • - Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.
    • - Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи героя в то время, когда он впервые надел шинель.

    • - Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?
    • -Являются ли эти перемены коренными, постоянными или только внешними, временными? Почему?

    • - Достоин ли Башмачкин человеческого звания или он полное ничтожество?
    • - Где кульминация повести?
    • - Что происходит с Акакием Акакиевичем?
    • Потрясение, буря эмоций, чувств, но Гоголь не дает прямой речи персонажа – только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни.

    • - Как отнесся будочник к словам Башмачкина?
    • - В чем заключается особый драматизм этой ситуации?
    • -Какие чувства вызывает в данный момент Акакий Акакиевич?

    • - К кому обращается Акакий Акакиевич?
    • -Посмотрите на иллюстрацию. Что удалось изобразить иллюстраторам?
    • - Давайте прочитаем сцену встречи со значительным лицом, стараясь верно передать интонацию.
    • - Каким же вы увидели чиновника?
    • - Почему у него даже нет имени, только средний род-лицо?

    • - Давайте вспомним финал повести и подумаем, почему именно так заканчивается повесть? Зачем Гоголю нужна смерть героя и его «фантастическая жизнь после смерти»?
    • - За что наказывается значительное лицо?
    • - Как вы понимаете авторскую позицию?
    • - О чем же это произведение?
    • Несмотря на отсутствие любовной линии, это произведение о любви к человеку , о необходимости видеть в каждом Божье творение.
    • -Башмачкин – несчастный или посмешище?
    • - Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока (слова Чехова). Зачем же нужно это напоминание?

    Домашнее задание

    • Башмачкин – несчастный или посмешище? Поразмышляйте над этим вопросом (письменно).
    • «История одного города», страницы 3 – 14 учебника читать, пересказывать.

    Урок литературы в 9 классе.

    Провела: Плескачева Н.В.,

    учитель русского языка и литературы.

    МКОУ «Кисловская СШ»

    Быковского района

    Волгоградской области.

    Тема: «Человек, Лицо, Вещь » (По мотивам повести «Шинель»)

    Цели и задачи урока:

    - познакомить с повестью Н. В. Гоголя “Шинель”;

    - определить тему, идею,

    Раскрыть художественное новаторство Гоголя в развитии темы «маленького человека».

    - проследить раскрытие темы “маленького человека” в русской литературе;

    - учить анализу текста;

    Работа с литературоведческими понятиями “портрет”, “деталь” и др.

    Развитие навыков монологической речи;

    Развитие навыков работы с критической литературой;

    Воспитание любви и уважения к личности человека.

    Эпиграфы :

      «Он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья»

    А. Н. Некрасов

    2. «Когда люди совершенно ограблены… они ищут спасенья у потусторонней силы!»

    М. А. Булгаков

    3. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»

    Ф. М. Достоевский

    Оборудование : компьютер, проектор, презентация к уроку

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Приветствие учащихся.

    II. Актуализация знаний.

    Учитель. Тема нашего урока «Человек, Лицо, Вещь» (По мотивам повести «Шинель»). Слайд 1

    Назвать цели урока.

    Эпиграфы. Слайд 2

    В начале урока я хочу, чтобы вы посмотрели небольшой ролик по повести Н. В. Гоголя «Шинель» и еще раз вспомнили сюжет и героев, с которыми знакомились, читая гоголевское произведение. Слайд – ролик 3

    Слайд 4

    Какова история создания повести? Послушайте, что говорят об этом современники Н. В. Гоголя.

    Однажды при Гоголе был рассказан анекдот, который его вдохновил на создание повести “Шинель”. Он звучал так: жил один бедный чиновник, но страстный охотник. Он долго копил на ружье, о котором мечтал. Его мечта сбылась, но он его потерял, плывя по Финскому заливу. Вернувшись домой, от расстройства он умер.

    ІІІ. Проверка домашнего задания. Слайд 5

    Цель : выявить знания учащихся по сюжету повести.

      Чин гоголевского чиновника? (Вечный титулярный советник)

      Кто это? Догадайтесь по описанию:

    а) «Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалованья или около того» (Мороз)

    б) «И долго потом среди самых веселых минут, представлялся ему (?) низенький чиновник с лысиной на лбу, со своими проникающими словами» (Один молодой человек)

    в) «Сначала его называли просто Григорий и был крепостным человеком у какого – то барина…» (Петрович).

    3. Восстановите предложение.

    «Мало сказать: он служил ревностно, нет… (он служил с любовью)

    Слайд 6 - «Притча о человеке»

    ІV. Слово учителя .

    В жаркий летний день древние афиняне увидели на площади Демосфена с горящим фонарем в руках.

    Ты что ищешь?- спросили они.

    Я ищу человека, - отвечал Демосфен и продолжил свой путь. Через время афиняне опять обратились к Демосфену:

    Так что же ты ищешь, Демосфен?

    Я ищу человека...

    Кого: его, меня..?

    Я ищу Че-ло-ве-ка!

    - Так что же это значит – быть Человеком?

    - Чем человек отличен от вещи?

    На эти и другие вопросы нам поможет ответить Н. В. Гоголь и его повесть «Шинель»

    - Так о чем же эта повесть? (О «маленьком человеке», человеке не просто униженном, - убитом)

    Слайд 7

    Что означает термин «маленький человек» и когда мы встречались с ним?

    (Когда изучали А. С. Пушкина. С. Вырин – «Станционный смотритель»).

    Слайд 8.

    Задание: По ходу изучения темы запишите определения: «маленький человек», человек, индивидуальность, личность, лицо, вещь.

    Слайд 9 - Тема замысла

    Что лежит в основе писательского замысла?

    (В основе замысла Н. В. Гоголя лежит конфликт между "маленьким человеком" и обществом, конфликт, ведущий к бунту, к восстанию смиренного. Повесть "Шинель" описывает не только случай из жизни героя. Перед нами предстает вся жизнь человека: мы присутствуем при его рождении, наречении именем, узнаем, как он служил, почему ему необходима была шинель и, наконец, как он умер. У ее истоков стояли Карамзин и Пушкин, Гоголь и Достоевский. В своих произведениях: «Бедная Лиза», «Станционный смотритель», «Шинель» и «Бедные люди» - они раскрывали читателям внутренний мир простого человека, его чувства и переживания..)

    Чем вызван конфликт «маленького человека» с обществом? (Тем, что у него отнимают его единственное достояние: Самсон Вырин теряет дочь, Евгений – возлюбленную, Акакий Акакиевич – шинель)

    С темой мы определились, а какова идея повести?

    Слайд 10 – Идея

    (Гоголь показал не только жизнь «маленького человека», но и его протест против несправедливости жизни. Пусть этот бунт робкий, почти фантастический, но герой выступает за свои права, против основ существующего порядка)

    Повесть Гоголя небольшая, но многозначная.

    Слайд 11.

    Возьмем первую проблему – государство и человек.

    Слайд 12

    Представлено ли в повести государство? Кем или чем?

    Слайд 13

    (Чиновниками, и самим Петербургом, как столицей государства)

    V. Работа с учебником.

    Слайд 14 - учебник

    Задание : Откройте учебник на странице 263, Прочитайте вступительную статью

    Слайд 15

    Найдите и зачитайте описание столичного города в повести «Шинель».

    Каким мы видим Петербург?

    Город пышный, город бедный,

    Дух неволи, стройный вид,

    Свод небес зелено-бледный,

    Скука, холод и гранит.

    Стр. 270, 281, 282, 284

    Слайд 16

    Петербург показан контрастно: город богатых и бедных

    Чем подчеркивается богатство и величие столицы?

    (Богатой архитектурой, витринами магазинов, где выставлены вещи, одеждой прохожих -вещи)

    А чем заняты чиновники разного уровня?

    (Они заняты своими делишками, все они на одно лицо!)

    Слайд 17 . Вывод.

    Описание столицы подчеркивает контрастность состояние государства; рассказ о разного уровня чиновниках выражает горькую мысль писателя о никчемности и пошлости государственной власти – все заняты своими делишками, никто не думает ни о порядке, ни о гражданах. По мнению Гоголя, все на одно лицо.

    VІ. Работа с повестью.

    Слайд 18.

    Учитель. Рассмотрим вторую проблему – Человек.

    Задание: найдите портрет Акакия Акакиевича – «маленького человека», зачитайте.

    Кого мы видим в этом описании? (Чиновника)

    А чего нет у этого чиновника? (Лица, неповторимого человеческого лица)

    Можно назвать его личностью?

    Что мы понимаем под личностью?

    Докажите, что чиновник есть, а неповторимого человеческого лица нет, как нет личности?

    (Внутренние монологи Акакия Акакиевича, потеря права на собственное имя)

    Что самое страшное в повести? Сцена ограбления? Финал? (Нет. Самое странное - название)

    Почему повесть названа «Шинель», а не ограбление человека, например?

    Слайд 19 - Вывод

    Вещь заменила человека, а как следствие этого исчез и портрет героя.

    Только ли у Акакия Акакиевича нет лица?

    (Нет, лица нет у Петровича, и у значительного лица, у чиновников)

    Учитель. Вспомните табакерку Петровича. Какой – то генерал с заклеенным лицом. Белая бумажка вместо лица.

    Почему?

    (Мундир заменил личность, Чин затмил человека.)

    Что же делать человеку в этом мире?

    Слайд 20

    Их несколько. Первый – достаточно призрачный: вопреки всему стать другим, остаться человеком, а значит личностью.

    Кто из героев повести почувствовал жалость к Акакию Акакиевичу, услышав его жалобный голос, и что испытал? Стр. 267 (Молодой человек, испытавший самое настоящее потрясение. И услышал звенящие слова: «Я брат твой»)

    Второй – можно повторить путь главного героя и стать …никем, легко заменимым колесиком и винтиком огромного бюрократического механизма.

    Зачитайте строки, доказывающие, что Акакий Акакиевич всего лишь винтик – стр 292

    Вывод: Акакий Акакиевич не состоялся как личность, не стал значительным лицом.

    А ведь это тоже путь предлагаемый Гоголем, - стать значительным.

    Учитель. Ребята, подумайте, а кого поразила эта болезнь - стать значительным?

    (Оказывается, все герои подвержены ей. Петрович стр 279)

    Значительное лицо, который «был в душе добрый человек, хорош с товарищами. Услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку». Стр. 288

    А главный герой? Он разве не повержен этой болезни? Даже для него автор не делает исключения!

    Вспомните, о какой шинели мечтает Акакий Акакиевич? Гоголь подчеркивает, что шинель для Акакия Акакиевича стала чем – то большим, чем деталь одежды.

    Ощутил ли Башмачкин свою значительность и благодаря чему?

    (Да, один раз в жизни, и благодаря шинели, а не благодаря своим достоинствам)

    Скажите, стремление к значительности было естественным для Акакия Акакиевича?

    (Для него – нет, для других – да)

    Давайте докажем.

    (На вечеринке ему неуютно, по дороге домой он чувствует себя не лучшим образом, нелепая попытка найти защиту у значительного лица)

    Слайд 21- Визит к «значительному лицу»

    А мог ли разговор со значительным лицом сложиться иначе?

    (Да, не будь у него в приемной третьего лица, перед которым надо сыграть роль крупного начальника)

    Слайд 22 – ролик

    Жизнь быстро все расставляет по своим местам: потеря шинели, болезнь, смерть. И врач советует заказать сосновый гроб, так как дубовый дорог для Акакия Акакиевича.

    Слайд 23

    Вывод: Холодный Петербург встретил и проводил Акакия Акакиевича Башмачкина по одежке. Ценность человека определяется по формальным признакам, по внешним данным – одежде, чину, дому, но иначе быть и не может: такова суть государственного устройства.

    Может ли быть иначе? (Нет. Такова сущность государственного устройства)

    Какой горький вывод об Акакии Акакиевиче делает гоголь? Зачитайте отрывок. (стр 292)

    Что утверждает? (Нет ничего ценнее человека! Горько то, что гибнет само звание человека, когда людей делят на «значительных» и «маленьких»

    Изменилось ли что – то в Петербурге, в государстве после смерти Акакия Акакиевича?

    Поднимается ли Акакий Акакиевич до протеста против власти?

    (Нет, он искал и нашел свою шинель)

    Задание. А теперь посмотрите на экран.

    Слайд 24

    I . Маленький человек: Самсон Вырин, Евгений, Акакий Акакиевич Башмачкин

    II . Маленький человек: Самсон Вырин,

    Евгений

    Акакий Акакиевич Башмачкин

    Какая запись вам кажется правильной?

    I. Все одного качества, в одном ряду.

    I I . Все «маленькие люди», но разных видов.

    Какие видовые особенности каждого вы отметили бы?

    (Вырин – внешняя бедность и высокая духовная нравственность в христианском смысле.

    Евгений - внешняя бедность, но внутренняя цельность: мечта о человеческом счастье

    Акакий Акакиевич – внешняя бедность, но и внутренняя нищета, духовное убожество, не человек, а «существо хуже мухи»).

    Учитель. Подведите итог, соотнеся с темой урока.

    Слайд 25 – итог

    Своей повестью Гоголь хотел сказать, что это страшно, когда ценность человека определяется по формальным признакам: мундир, чин, дом… но страшно и то, что в мире с такими ценностями человек не может оставаться человеком, значит и личностью. Это значит он теряет неповторимое человеческое лицо.

    Неужели все так безнадежно? Есть ли в повести какое – нибудь положительное начало?

    Слайд 26. - Гоголь

    Да, оно в повествователе.

    Слайд 27

    Обратите внимание на первый эпиграф, на слова Некрасова «Он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья». Вот оно положительное начало: позиция повествователя. его горькая ирония, неприятие такого государства, таких чиновников, таких людей.

    Слайд 28 - Рефлексия

    Почему же вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели»?

    Слайд 29 – вывод

    «Шинелью» Н. В. Гоголь положил во всей мировой литературе начало защите «маленького человека» от несправедливости господствующего общества. Гоголевское направление в искусстве стали называть натуральной школой. Повесть «Шинель» положила начало этому направлению

    Слайд 30

    Задание на дом: Ответьте на вопрос письменно.

    В чем, по вашему мнению, проявились традиции и новаторство Гоголя в создании образа «маленького человека»

    Слайд 1

    Николай Васильевич Гоголь
    Повесть «Шинель»

    Слайд 2

    Николай Васильевич Гоголь
    Повесть «Шинель»

    Слайд 3

    Несмотря на то что «Шинель» вышла почти одновременно с центральным произведением Гоголя «Мертвые души» (1842), она не осталась в тени. Повесть произвела сильнейшее впечатление на современников. Белинский, по-видимому прочитавший «Шинель» еще в рукописи, сказал, что это «одно из глубочайших созданий Гоголя». Известна крылатая фраза: «Все мы вышли из гоголевской "Шинели"». Эту фразу записал французский литератор Мелькиор де Вогюэ со слов одного русского писателя. К сожалению, Вогюэ не сообщил, кто был его собеседником. Скорее всего, Достоевский, но высказывалось предположение, что это мог сказать и Тургенев. Так или иначе, фраза афористически точно характеризует влияние Гоголя на русскую литературу, осваивавшую тему «маленького человека», углублявшую свой гуманистический пафос.

    Слайд 4

    Тема. Проблематика. Конфликт
    В «Шинели» поднимается тема «маленького человека» - одна из постоянных в русской литературе. Первым затрагивает эту тему Пушкин. Его маленькие люди - это Самсон Вырин («Станционный смотритель»). Евгений («Медный всадник»). Как и Пушкин, Гоголь раскрывает в самом прозаическом персонаже способность к любви, самоотречению, самоотверженной защите своего идеала.

    Слайд 5

    В повести «Шинель» Гоголь ставит социальные и нравственно-философские проблемы. С одной стороны, писатель выступает с резкой критикой того общества, которое превращает человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто «натрунились и наострились вдоволь» над «вечными титулярными советниками», над теми, у кого жалование не превышает четырехсот рублей в год. Но с другой стороны, гораздо более существенно обращение Гоголя ко всему человечеству со страстным призывом обратить внимание на «маленьких людей», которые живут рядом с нами. Ведь Акакий Акакиевич заболел и умер не только и не столько потому, что у него украли шинель. Причиной его смерти стало и то, что он не нашел поддержки и сочувствия у людей.

    Слайд 6

    Конфликт маленького человека с миром вызывается тем, что у него отнимают его единственное достояние. Станционный смотритель теряет дочь. Евгений - возлюбленную. Акакий Акакиевич - шинель. Гоголь ужесточает конфликт: для Акакия Акакиевича целью и смыслом жизни становится вещь. Однако автор не только снижает, но и возвышает своего героя.

    Слайд 7

    Акакий Акакиевич Башмачкин
    Портрет Акакия Акакиевича рисуется Гоголем подчеркнуто незавершенным, недовоплощенным, иллюзорным; целостность Акакия Акакиевича должна быть впоследствии восстановлена с помощью шинели. Рождение Акакия Акакиевича выстраивает модель алогичного и грандиозно-космического гоголевского мира, где действуют не реальные время и пространство, а поэтическая вечность и человек перед лицом Рока. Вместе с тем это рождение является мистическим зеркалом смерти Акакия Акакиевича: только что родившая Акакия Акакиевича мать именуется Гоголем «покойницей» и «старухой», сам Акакий Акакиевич «сделал такую гримасу», будто предчувствовал, что будет «вечным титулярным советником»; крещение Акакия Акакиевича, происходящее сразу же после рождения и дома, а не в церкви, скорее напоминает отпевание покойника, нежели крестины младенца; отец Акакия Акакиевича тоже оказывается как бы вечным покойником («Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий»).

    Слайд 8

    Ключом к образу Акакия Акакиевича является скрытое гоголевское противопоставление «внешнего» и «внутреннего» человека. «Внешний» - косноязычный, невзрачный, глуповатый переписчик, не способный даже «переменить кое-где глаголы из первого лица в третье», хлебающий с мухами свои щи, «вовсе не замечая их вкуса», покорно терпящий издевательства чиновников, сыплющих «на голову ему бумажки, называя это снегом». «Внутренний» человек как будто говорит нетленное: «Я брат твой». В мире вечном Акакий Акакиевич - аскет-подвижник, «молчальник» и мученик; уединившись от соблазнов и греховных страстей, он осуществляет миссию личного спасения, на нем как будто лежит знак избранничества. В мире букв Акакий Акакиевич обретает счастье, наслаждение, гармонию, здесь он полностью доволен своим жребием, ибо осуществляет служение Богу: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?»

    Слайд 9

    Акакий Акакиевич Башмачкин

    Слайд 10

    Петербургский северный мороз становится дьявольским соблазном, какой Акакий Акакиевич не в силах преодолеть (старая шинель, издевательски называемая чиновниками капотом, прохудилась). Портной Петрович, наотрез отказываясь подновлять старую шинель Акакия Акакиевича, выступает в роли демона-искусителя. Новенькая шинель, в которую облачается Акакий Акакиевич, символически означает как евангельскую «ризу спасения», «светлые одежды», так и женскую ипостась его личности, восполняющую его неполноту: шинель - «вечная идея», «подруга жизни», «светлый гость». Аскета и затворника Акакия Акакиевича охватывает любовный пыл и греховная горячка. Впрочем, шинель оказывается любовницей на одну ночь, заставляя Акакия Акакиевича совершить ряд непоправимых роковых ошибок, выталкивая его из блаженного состояния замкнутого счастья в тревожный внешний мир, в круг чиновников и ночной улицы. Акакий Акакиевич, таким образом, предает в себе «внутреннего» человека, предпочтя «внешнего», суетного, подверженного людским страстям и порочным наклонностям.

    Слайд 11

    Работа с текстом

    Слайд 12

    Пагубная мысль о теплой шинели и ее приобретение резко меняют весь образ жизни и характер Акакия Акакиевича. Он едва не допускает ошибки во время переписывания. Ломая свои привычки, соглашается пойти на вечеринку к чиновнику. В Акакии Акакиевиче, больше того, просыпается ловелас, устремляющийся в погоню за дамой, «у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения». Акакий Акакиевич пьет шампанское, объедается «винегретом, холодной телятиной, паштетом, кондитерскими пирожками». Он изменяет даже любимому делу, и расплата за измену своему поприщу не замедлила его настигнуть: грабители «сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал». Акакий Акакиевич теряет всю свою тихую кротость, совершает несвойственные его характеру поступки, он требует от мира понимания и помощи, активно наступает, добивается своего.

    Слайд 13

    Работа с текстом

    Слайд 14

    По совету чиновников Акакий Акакиевич отправляется к «значительному лицу». Столкновение с генералом происходит как раз тогда, когда Акакий Акакиевич перестает быть «внутренним» человеком. Сразу после угрожающего вопля «значительного лица» Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения». Уходя из жизни, Башмачкин бунтует: он «сквернохульничал,произнося страшные слова», следовавшие «непосредственно за словом "ваше превосходительство"». После смерти Акакий Акакиевич меняется со «значительным лицом» местами и в свою очередь осуществляет Страшный Суд, где нет места рангам и званиям, и генерал и титулярный советник одинаково держат ответ перед Высшим Судией. Акакий Акакиевич является по ночам зловещим призраком-мертвецом «в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели». Успокоился и исчез призрак Акакия Акакиевича только тогда, когда ему под руку попалось «значительное лицо», справедливость как будто восторжествовала, Акакий Акакиевич словно осуществил грозное Божье наказание, облекся в генеральскую шинель.

    Слайд 15

    Фантастический финал произведения - утопическое осуществление идеи справедливости. Вместо покорного Акакия Акакиевича появляется грозный мститель, вместо грозного «значительного лица» - лицо подобревшее и смягченное. Но на самом деле этот финал неутешителен: возникает ощущение богооставленности мира. Бессмертная душа охвачена жаждой мщения и вынуждена сама же это мщение и творить.

    Слайд 16

    P.S. Знаменитый маленький человек Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой. Точно про него известно только, что он - маленький. Не добрый, не умный, не благородный, Башмачкин всего лишь представитель человечества. Самый что ни на есть рядовой представитель, биологическая особь. И любить, и жалеть его можно только за то, что он тоже человек, «брат твой», как учит автор. В этом «тоже» заключалось открытие, которое пылкие поклонники и последователи Гоголя часто трактовали превратно. Они решили, что Башмачкин хороший. Что любить его надо за то, что он жертва. Что в нем можно открыть массу достоинств, которые Гоголь забыл или не успел вложить в Башмачкина. Но сам Гоголь не был уверен, что маленький человек - герой безусловно положительный. Поэтому он и не удовлетворился «Шинелью», а взялся за Чичикова…