Передача имущества казны в оперативное управление. Учет имущества казны (основных средств). Правила отражения ситуации на счетах

Еще в конце прошлого года в Инструкцию по бюджетному учету (утв. приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н) был введен счет 010800000 "Нефинансовые активы имущества казны" с соответствующими аналитическими субсчетами, предназначенными для учета имущества казны. Однако практика показывает, что и сейчас у бухгалтеров бюджетных учреждений нередко возникают вопросы по его использованию. В настоящей статье методисты фирмы "1С" разъясняют, что относится к имуществу казны, а также в каком случае и в каком порядке оно отражается в бухгалтерском учете.

Предписания нормативных актов

Определения прав собственности и других вещных прав приведены в разделе II части I Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Согласно статье 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Согласно статьям 214 и 215 ГК РФ от имени России, субъектов РФ и муниципального образования права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

В соответствии со статьей 125 ГК РФ органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени России и субъектов РФ. От имени муниципальных образований могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Согласно статьям 48 и 120 ГК РФ бюджетные учреждения наделяются имуществом на праве оперативного управления. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, определяются в соответствии со статьями 296 и 298 ГК РФ.

Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие обобщения.

Имущество казны РФ, казны субъекта РФ - это средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (ст. 214 ГК РФ). Муниципальная казна - средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (ст. 215 ГК РФ).

Имущество, полученное в оперативное управление

В соответствии с пунктами 5.2, 5.3 и 5.22 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, осуществляет полномочия собственника в отношении:

  • имущества федеральных государственных учреждений РФ;
  • федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности;
  • иного имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ.

Кроме того, названный орган осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.

Исключением из общего правила являются случаи, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений.

Таким образом, собственность, переданная Госкомимуществом учреждению в оперативное управление, имуществом казны не является.

Счет 010800000 "Нефинансовые активы имущества казны"

Согласно Инструкции по бюджетному учету (утверждена приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н) для учета объектов нефинансовых активов, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также для учета амортизации указанных объектов предназначен счет 010000000 "Нефинансовые активы". Для учета операций с нефинансовыми активами применяются следующие счета:
010100000 "Основные средства";
010200000 "Нематериальные активы";
010300000 "Непроизведенные активы";
010400000 "Амортизация";
010500000 "Материальные запасы";
010600000 "Вложения в нефинансовые активы";
010700000 "Нефинансовые активы в пути";
010800000 "Нефинансовые активы имущества казны".

В соответствии с пунктом 89 Инструкции по бюджетному учету № 148н счет 010800000 "Нефинансовые активы имущества казны" предназначен для учета объектов имущества казны РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Нефинансовые и финансовые активы, не закрепленные за учреждениями и составляющие имущество государственной (муниципальной) казны, подлежат бюджетному учету в исполнительных органах государственной власти субъектов РФ (органах местного самоуправления) или уполномоченных ими органах, на которые возложены функции по управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом.

Таким образом, счет 010800000 должен применяться только органами, на которые возложены функции по управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, для учета имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями.

Бюджетные учреждения учитывают имущество, полученное в оперативное управление, а также поступившее в самостоятельное распоряжение учреждения (приобретенное за счет приносящей доход деятельности), - ОС, НМА, НПА, МЗ - на остальных счетах счета 010000000 "Нефинансовые активы".

Основные средства, являющиеся имуществом казны, также могут быть переданы учреждению с правом их использования без закрепления полученного имущества в оперативное управление: по договору аренды (найма) и (или) в безвозмездное пользование. В этом случае они учитываются на забалансовом счете 01 "Основные средства в пользовании".

Часто бывает, что при оприходовании имущества дополнительной информацией, является ли объект имуществом казны, бухгалтер не обладает. В таком случае нужно учесть, что порядок использования получаемого имущества должен быть закреплен в сопроводительных документах органа, на который возложены функции по управлению и распоряжению этим имуществом.

В 2016 году в целях последующего включения в состав имущества муниципальной казны администрацией сельского поселения было приобретено недвижимое имущество - сеть уличного освещения. Учет имущества казны осуществляет администрация. На данный момент право собственности уже зарегистрировано.
Как следует отразить в учете операции по приобретению данного объекта и дальнейшее включение его в состав казны?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Детальный порядок организации учета в случае приобретения имущества, подлежащего включению в состав имущества казны, необходимо утвердить в рамках учетной политики.
Произведенные администрацией, как казенным учреждением, вложения должны быть переданы администрации, выступающей уже в качестве органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества, в целях последующего включения имущества в состав казны.

Обоснование вывода:
Администрация сельского поселения как орган местного самоуправления может одновременно выполнять функции организации:
- уполномоченной на приобретение (создание) имущества, подлежащего включению в состав казны;
- осуществляющей ведение бюджетного учета имущества казны.
Соответственно, такому органу приходится формировать первоначальную стоимость создаваемого объекта имущества, а затем включать его в состав казны.
При таких обстоятельствах бюджетный учет желательно организовать с учетом норм гражданского законодательства.
Напомним, что в силу Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени публично-правового образования ( , ГК РФ).
Таким образом, орган местного самоуправления может приобретать (создавать) объекты нефинансовых активов:
1) в рамках деятельности, осуществляемой от имени публично-правового образования с учетом компетенции органа местного самоуправления;
2) в качестве юридического лица, самостоятельно участвующего в правовых отношениях.
В первом случае имущество поступает в собственность соответствующего публично-правового образования и может быть учтено в составе имущества казны или закреплено за какой-либо организацией госсектора на праве оперативного управления.
Если же имущество приобретается органом местного самоуправления от собственного имени, то по общему правилу оно сразу же "автоматически" поступает не только в собственность публично-правового образования, но и в оперативное управление данного органа (смотрите, в частности, ГК РФ).
В соответствии с ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности сельским поселениям, является муниципальной собственностью.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со , ГК РФ ( ГК РФ). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования ( ГК РФ).
Отметим, что детальный порядок бюджетного учета операций по приобретению (созданию) имущества с целью его включения в состав казны, "Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - N 157н), не определен. Учитывая положения п.п. 6, Инструкции N 157н и п. 2 Инструкции, утвержденной Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - N 162н), такой порядок может быть установлен финансовым органом публично-правового образования и детализирован в учетной политике организации госсектора, осуществляющей полномочия по ведению бюджетного учета имущества казны.
В соответствии с п.п. 38, 127, Инструкции N 157н формирование первоначальной стоимости любых нефинансовых активов (в том числе имущества казны) отражается в регистрах бухгалтерского учета с использованием счета 106 00 "Вложения в нефинансовые активы".
В рассматриваемой ситуации объект недвижимости (сеть уличного освещения), приобретение которого осуществлялось администрацией, как казенным учреждением, подлежат учету в составе муниципальной казны. Соответственно, вложения, произведенные администрацией как юридическим лицом (казенным учреждением), должны быть переданы администрации, выступающей уже в качестве органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества, в целях последующего включения имущества в состав казны.
Для отражения передачи осуществленных администрацией вложений в состав имущества казны в рассматриваемой ситуации может быть использован счет 1 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты".
Обратите внимание: согласно положениям п.п. 20, 38, 109, Инструкции N 162н данный счет используется в случае, если передающая сторона и орган, уполномоченный на ведение бюджетного учета имущества казны, подведомственны одному главному распорядителю бюджетных средств, в иных случаях должен применяться соответствующий аналитический счет счета 1 401 20 200.
Таким образом, принимая во внимание положения п.п. 30, 33, 34, 38 и приложения N 2 N 162н, в бюджетном учете администрации сельского поселения операции по приобретению объекта имущества, подлежащего учету в составе имущества муниципальной казны, могут быть отражены в следующем порядке:
1) Дебет КРБ 1 106 11 310 Кредит КРБ 1 302 31 730;
- сформирована первоначальная стоимость объекта, подлежащего включению в состав имущества казны;
2) Дебет КРБ 1 304 04 310 Кредит КРБ 1 106 11 410;
- переданы администрацией (как казенным учреждением) вложения в приобретение объекта недвижимости, подлежащего включению в состав имущества казны;
3) Дебет КРБ 1 108 51 310 Кредит КРБ 1 304 04 310;
- принята администрацией (в качестве органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества) в состав имущества казны приобретенная сеть уличного освещения.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- . Учет операций по приобретению (созданию) имущества казны;
- . Учет имущества, приобретаемого (создаваемого) для включения в казну органом, ведущим бюджетный учет имущества казны;
- . Нефинансовые активы имущества казны. Счет 108 00;
- Энциклопедия решений. События после отчетной даты в учете и отчетности госучреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

"Бюджетный учет", 2008, N 1

Как показали результаты сдачи годовой отчетности за 2006 г., многие субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не поставили на учет имущество казны. Исправлены ли данные ошибки, покажут результаты сдачи отчетности за 2007 г.

Прежде чем рассмотреть вопросы учета имущества казны, определимся, что собой представляет имущество казны. Имущество казны - это имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями (ст. ст. 214 и 215 ГК РФ).

В соответствии с Законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Так как бюджетный учет в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н (далее - Инструкция N 25н), представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов исполнительной власти, то имущество казны, а именно государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, также подлежит бюджетному учету. Такие пояснения дают чиновники Минфина России (Письмо от 22 сентября 2006 г. N 02-14-10а/2567). Имущество подлежит бюджетному учету в органах, на которые возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом (Письмо Минфина России от 22 февраля 2006 г. N 03-06-01-04/39), в порядке, определенном Инструкцией N 25н.

Бюджетный учет

Рассмотрим отражение на счетах бюджетного учета операций с имуществом казны.

Поступление имущества в казну

Безвозмездное получение имущества:

Дебет 1 106 00 000 (1 106 01 310, 1 106 02 320, 1 106 03 330)

"Вложения в нефинансовые активы ("Увеличение капитальных вложений в основные средства", "Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы", "Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы")

Кредит 1 304 04 000 (1 304 04 310, 1 304 04 320, 1 304 04 330), 1 401 01 150 (1 401 01 151, 1 401 01 152, 1 401 01 153), 1 401 01 180

"Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств" ("Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств", "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению нематериальных активов", "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению непроизведенных активов"), "Доходы от безвозмездных и безвозвратных поступлений от бюджетов" ("Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", "Доходы от перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств", "Доходы от перечислений международных финансовых организаций"), "Прочие доходы"

  • формирование стоимости имущества казны при безвозмездном получении;

Дебет 1 401 01 150 (1 401 01 151, 1 401 01 152, 1 401 01 153), 1 401 01 180

"Доходы от безвозмездных и безвозвратных поступлений от бюджетов" ("Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", "Доходы от перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств", "Доходы от перечислений международных финансовых организаций"), "Прочие доходы"

Кредит 1 104 00 000 (1 104 01 410 - 1 104 07 410), 1 104 08 420

  • принята к учету начисленная амортизация при безвозмездном получении имущества казны;

Кредит 1 106 00 000 (1 106 01 410, 1 106 02 420, 1 106 03 430)

Приобретение имущества

Дебет 1 106 00 000 (1 106 01 310, 1 106 02 320,1 106 03 330)

"Вложения в нефинансовые активы" ("Увеличение капитальных вложений в основные средства", "Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы", "Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы")

Кредит 1 208 19 660 (1 208 20 660, 1 208 21 660,1 302 19 730, 1 302 20 730, 1 302 21 730)

"Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению основных средств" ("Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению нематериальных активов", "Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению непроизведенных активов", "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств", "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов", "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению непроизведенных активов")

  • формирование первоначальной стоимости имущества казны при приобретении;

Дебет 1 101 00 000 (1 101 01 310 - 1 101 09 310), 1 102 01 320, 1 103 00 000 (1 103 01 330 - 1 103 03 330)

"Основные средства", "Увеличение стоимости нематериальных активов", "Непроизведенные активы"

Кредит 1 106 00 000 (1 106 01 410,1 106 02 420,1 106 03 430)

"Вложения в нефинансовые активы" ("Уменьшение капитальных вложений в основные средства", "Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы", "Уменьшение капитальных вложений в непроизведенные активы")

  • принятие к учету имущества казны.

Следует отметить, что при формировании первоначальной стоимости учитываются суммы фактических вложений учреждения на приобретение, сооружение и изготовление объектов имущества казны (п. п. 12, 24, 29 Инструкции N 25н) с отражением на соответствующих счетах бюджетного учета. Исключение составляют объекты непроизведенных активов, впервые вовлекаемые в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 29 Инструкции N 25н).

В случае когда за органами государственной власти или органами местного самоуправления право муниципальной или государственной собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано, их учет следует производить на соответствующих счетах аналитического учета счета 1 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы" до момента оформления в установленном порядке права государственной или муниципальной собственности (Письма Минфина России от 6 февраля 2006 г. N 02-14-10а/239, от 6 сентября 2007 г. N 03-03-06/4/128).

Аналитический учет имущества казны ведется в инвентарных карточках (ф. 0504031).

Их поступление оформляется следующими первичными документами:

  • Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001);
  • Акт о приеме-передаче здания (ф. 0306030);
  • Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031).

Выбытие имущества из казны

Безвозмездная передача имущества казны оформляется следующими бухгалтерскими записями:

"Амортизация", "Уменьшение стоимости нематериальных активов за счет амортизации"

Дебет 1 304 04 000 (1 304 04 310, 1 304 04 320, 1 304 04 330), 1 401 01 241, 1 401 01 242, 1 401 01 251, 1 401 01 252, 1 401 01 253

"Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств" ("Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств", "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению нематериальных активов", "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению непроизведенных активов"), "Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям", "Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций", "Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации", "Расходы на перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств", "Расходы на перечисления международным организациям"

Списание имущества казны, пришедшего в негодность, отражается следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 1 104 00 000 (1 104 01 410 - 1 104 07 410), 1 104 08 420

"Амортизация", "Уменьшение стоимости нематериальных активов за счет амортизации"

Кредит 1 101 00 000 (1 101 01 410 - 1 101 09 410), 1 102 01 420

"Основные средства", "Уменьшение стоимости нематериальных активов"

  • списание стоимости объекта имущества казны на сумму начисленной амортизации (в части тех объектов, по которым амортизация начислялась);

Дебет 1 401 01 172 (1 401 01 273)

("Чрезвычайные расходы по операциям с активами")

Кредит 1 101 00 000 (1 101 01 410 - 1 101 09 410), 1 102 01 420, 1 103 00 000 (1 103 01 430 - 1 103 03 430)

"Основные средства", "Уменьшение стоимости нематериальных активов", "Непроизведенные активы"

  • списание объектов имущества казны в сумме остаточной стоимости.

Выбытие имущества казны оформляется следующими первичными документами:

  • Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003);
  • Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033);
  • Акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004).

Реализация имущества казны

При реализации имущества казны средства, полученные от продажи, включаются в состав соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (ст. 41 БК РФ). А в учете необходимо отразить следующие операции:

Средства от реализации поступают в доход бюджета за минусом НДС:

Дебет 1 205 09 560

Кредит 1 401 01 172

"Доходы от реализации активов"

Дебет 2 205 10 560

Кредит 2 401 01 180

"Прочие доходы"

  • начисление НДС;

Кредит 1 205 09 660

"Погашение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"

  • администратором поступлений отражаются суммы от реализации имущества казны, поступившие на счет органа казначейства;

Дебет 2 201 01 510

Кредит 2 205 10 660

  • поступление сумм НДС на счет;

Дебет 2 401 01 180

"Прочие доходы"

Кредит 2 201 01 610

Средства от реализации (в том числе НДС) поступают на внебюджетный счет:

Дебет 2 205 09 560

"Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"

Кредит 2 401 01 172

"Доходы от реализации активов"

  • начисление доходов от реализации;

Дебет 2 205 10 560

"Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам"

Кредит 2 401 01 180

"Прочие доходы"

  • начисление НДС;

Дебет 2 201 01 510

"Поступления денежных средств учреждения на банковские счета"

Кредит 2 205 09 660, 2 205 10 660

"Погашение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов", "Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам"

  • поступление на внебюджетный счет средств от реализации имущества и НДС;

Дебет 2 401 01 172

"Доходы от реализации активов"

Кредит 2 303 05 730

"Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

  • начислена сумма доходов от реализации имущества, подлежащая перечислению в бюджет;

Дебет 2 303 05 830

"Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

Кредит 2 201 01 610

"Выбытие денежных средств учреждения с банковских счетов"

  • перечислена в бюджет сумма дохода от реализации материалов, оставшаяся после уплаты налогов;

Дебет 1 210 02 410 (1 210 02 420, 1 210 02 430)

"Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации основных средств" ("Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации нематериальных активов", "Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации непроизведенных активов")

Кредит 1 401 01 172

"Доходы от реализации активов"

  • администратором поступлений отражаются суммы от реализации имущества казны, поступившие на счет органа казначейства.

Сдача имущества казны в аренду

Средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (ст. 42 БК РФ). В учете операции начисления и поступления средств от сдачи имущества казны в аренду отражаются следующим образом:

Дебет 1 205 02 560

Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности"

Кредит 1 401 01 120

"Доходы от собственности"

  • начисление арендной платы;

Дебет 2 205 10 560

"Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам"

Кредит 2 401 01 180

"Прочие доходы"

  • начисление НДС;

Дебет 1 210 02 120

"Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет доходам от собственности"

Кредит 1 205 02 660

"Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности"

  • администратором поступлений отражаются суммы арендной платы, поступившие на счет органа казначейства;

Дебет 2 201 01 510

"Поступления денежных средств учреждения на банковские счета"

Кредит 2 205 10 660

"Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам"

  • поступление сумм НДС на счет;

Дебет 2 401 01 180

"Прочие доходы"

Кредит 2 201 01 610

"Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов"

  • перечислена сумма НДС в доход бюджета.

Органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации (п. 9 Инструкции N 25н). В органах, на которые возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом, целесообразно ввести разряд в код счета аналитического учета для быстрого формирования данных по имуществу, составляющему казну.

Разработка методических рекомендаций по отражению в бюджетном учете отдельных операций, не предусмотренных положениями Инструкции N 25н, находится в компетенции соответствующих органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по управлению имуществом казны. К таким операциям можно отнести определение необходимых форм документов и порядок их заполнения в случае отсутствия необходимой информации; порядок документооборота; порядок закрепления имущества казны за материально ответственными лицами, порядок управления и распоряжения, приема и списания данного имущества и другие вопросы, не противоречащие законодательству (Письмо Минфина России от 22 сентября 2006 г. N 02-14-10а/2566). Все это должно быть отражено в приказе по учетной политике и Положении об имуществе казны либо аналогичном по своей сути документе. Примерное положение об имуществе казны приведено на странице 49.

Налоговый учет Налог на имущество

Объектом обложения налогом на имущество признается имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Объекты государственной и муниципальной казны до их закрепления за государственными или муниципальными учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения будут облагаться налогом на имущество у исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным муниципальным имуществом.

Льготы по налогу на имущество регламентируются ст. 381 Налогового кодекса. Между тем перечень налоговых льгот может быть расширен субъектом РФ (п. 2 ст. 372 НК РФ). Если же региональным законодательством льготы по налогу на имущество не предоставлены, то придется уплачивать налог на имущество и с основных средств, составляющих казну.

Налог на прибыль

При расчете налога на прибыль с доходов, полученных от использования и продажи государственного имущества, следует определить, являются они доходами исполнительного органа государственной власти - бюджетного учреждения или доходами казны.

Если доходы получены от использования или продажи имущества казны, то есть имущества, в отношении которого исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления осуществляет функции управления в соответствии с предметом ведения, такие доходы являются доходами казны и, следовательно, объекта обложения налогом на прибыль не возникает (Письмо Минфина России от 3 ноября 2006 г. N 03-03-04/4/174).

Налог на добавленную стоимость

В соответствии со ст. 146 Налогового кодекса объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом п. 2 данной статьи определен перечень операций, не признаваемых объектами налогообложения. В данный перечень включены операции по передаче имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации. Операции по реализации государственного и муниципального имущества, не входящего в состав имущественного комплекса государственных и муниципальных предприятий, в порядке приватизации указанным перечнем не предусмотрены.

Кроме того, ст. 149 Налогового кодекса установлен перечень операций, не подлежащих обложению НДС. Операции по реализации государственного и муниципального имущества данным перечнем также не предусмотрены.

Таким образом, операции по реализации имущества казны облагаются НДС в общеустановленном порядке.

А.А.Комлева

Редактор-эксперт

журнала "Бюджетный учет"

Утверждено распоряжением администрации Брянской области от 22 июля 2011 г. № 579-р

Положение

о порядке списания государственного имущества казны Брянской области

1. Руководящая нормативная документация

1.1. Настоящее положение о порядке списания государственного имущества казны Брянской области (далее - Положение) определяет порядок списания основных средств, включенных в состав государственного имущества казны Брянской области и неиспользуемых либо используемых хозяйствующими субъектами на основании соответствующих договоров пользования.

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим законодательством и на основании нормативной документации, которой необходимо руководствоваться при проведении мероприятий по списанию государственного имущества казны Брянской области:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Налоговый кодекс РФ (часть вторая);
  • Федеральный закон "О бухгалтерском учете" N 129-ФЗ от 21.11.1996;
  • приказ Минфина РФ от 01.12.2010 №157н ”Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению”;
  • унифицированные формы первичной учетной документации. Учет основных средств, утверждены Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21.01.2003 N 7;
  • постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы";
  • срок полезного использования основных средств устанавливают документы: технические условия на изделие; проект на строительство здания, сооружения; технический паспорт; правила государственных надзорных органов и другая нормативно-техническая документация;
  • другие нормативные правовые акты, предусмотренные действующим законодательством.

2. Общие положения

2.1. Списание - заключительная хозяйственная операция при использовании основных средств, включающая в себя следующие мероприятия: определение технического состояния каждой единицы основных средств, оформление необходимой документации, получение разрешения на списание, демонтаж, разборка, выбраковка и оприходование возможных возвратных материальных ценностей, сортировка и утилизация вторичного сырья, списание с бухгалтерского (забалансового) учета в организациях, использующих государственное имущество казны Брянской области на основании соответствующих договоров пользования, либо списание неиспользуемого имущества казны, включенного в состав государственного имущества казны Брянской области, исключение из реестра имущества казны Брянской области.

2.2. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций (работы).

2.3. Сроком полезного использования основных средств является период, в течение которого предусматривается использование в процессе деятельности учреждения объекта нефинансовых активов в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен (в запланированных целях).

2.4. Бухгалтерскими учетными параметрами основных средств являются: наименование, тип, марка, производственная мощность; инвентарный номер; год выпуска (постройки); дата ввода в эксплуатацию; срок полезного использования; первоначальная стоимость; восстановительная стоимость; начисленный износ; остаточная стоимость.

2.5. Основанием для списания основных средств является техническое состояние объекта, не соответствующее требованиям нормативно-технической документации, правилам государственных надзорных органов и истекший нормативный срок полезного использования. Истечение нормативного срока полезного использования основных средств не является основанием для списания основных средств, если они по своему техническому состоянию или после ремонта могут быть использованы для дальнейшей эксплуатации по прямому назначению.

2.6. Основные средства государственного имущества казны Брянской области списываются в следующих случаях:

2.6.1. Пришедшие в негодность вследствие физического устаревания. Под физическим устареванием понимается материальное изнашивание имущества, утрата своих физических свойств, качеств, размеров, путем естественного физического старения, в процессе использования данного объекта имущества.

2.6.2. Морально устаревшие. Под моральным устареванием понимается старение и обесценение имущества в следствии того, что их технико- технологические показатели все более отстают от повышающегося мирового уровня аналогов.

2.6.3. В связи со сносом (ликвидацией) сооружений, зданий в границах строительных площадок, при строительстве, реконструкции и техническом перевооружении.

2.6.4. Утраченные или разрушенные в результате стихийных бедствий, аварий, пожаров, дорожно-транспортных происшествий, вышедшие из строя при нарушении правил технической эксплуатации или утерянные в результате хищения (процедура списания проводится в соответствии с пунктом 5 данного Положения).

2.6.5. В других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

2.7. Мероприятия по списанию основных средств государственного имущества казны Брянской области, неиспользуемых или используемых на основании соответствующих договоров пользования организациями государственной и иных форм собственности, производят указанные пользователи и несут все необходимые затраты на ликвидацию имущества в соответствии с настоящим положением и условиями договора пользования.

3. Организационные мероприятия по списанию основных средств

3.1. Для организации работы по списанию основных средств руководитель организации, использующей государственное имущество казны Брянской области, направляет на имя руководителя управления имущественных отношений Брянской области письменное ходатайство (Приложение 1 к данному Положению) с указанием данных, оговоренных в п. 4.1 настоящего Положения, и просьбой об уполномочивании представителя управления имущественных отношений Брянской области для участия его в работе комиссии по списанию основных средств (далее - комиссия).

3.2. Одновременно организация, использующая государственное имущество казны Брянской области, направляет аналогичное письменное ходатайство в профильный департамент (комитет, управление) с просьбой о направлении его представителя для участия в работе комиссии.

3.3. К ходатайству, направляемому в управление имущественных отношений Брянской области, прилагаются:

3.3.1. При списании движимого имущества, кроме автотранспортных средств:

  • заключение (акт технического состояния, акт о выявленных дефектах оборудования и т.п.) специализированной организации о техническом состоянии списываемого объекта с указанием на нем своих реквизитов, номера лицензии на данный вид деятельности и кем она выдана. При полном износе в заключении указывается о невозможности дальнейшей эксплуатации данного оборудования, при наличии остаточной стоимости - о нецелесообразности выполнения восстановительного ремонта;
  • для аппаратов сотовой, радиотелефонной связи - техническое заключение специалистов системы связи, услугами которой пользовались с помощью этого аппарата, а также воспользоваться услугами, в том числе и иных технических специализированных служб, способных определить возможность дальнейшего использования аппаратов.

3.3.2. При списании транспортных средств:

  • копия инвентарной карточки учета основных средств (по формам ОС-6, ОС-6а);
  • акт технического состояния, выданный специализированной организацией (автоэкспертным бюро) о техническом состоянии автомобиля с заключением о возможности восстановления и оценкой его рыночной стоимости;
  • копия лицензии оформленная надлежащим образом, подписанная ответственным лицом с расшифровкой должности и указанием фамилии, заверенная печатью данной автоэкспертной организации;
  • копия паспорта транспортного средства;
  • копия свидетельства о регистрации транспортного средства;
  • копия акта (протокола) о дорожно-транспортном происшествии в случае возникновения необходимости списания автотранспортного средства в результате аварии;
  • другие документы, подтверждающие чрезвычайные обстоятельства. К ним относятся: справка из МЧС или Росгидромета о стихийном бедствии, акт из пожарной части при пожаре, справка из правоохранительных органов о возбуждении уголовного дела при краже.

3.3.3. При списании объектов недвижимости:

  • копия инвентарной карточки учета основных средств по форме ОС-6;
  • технический паспорт на объект недвижимости (паспорт бюро технической инвентаризации);
  • заключение комиссии о техническом состоянии объекта недвижимости, возможности его списания и утилизации, источниках и объемах финансирования утилизации;
  • другие документы, подтверждающие необходимость и целесообразность списания: акты обследования специализированных проектных организаций, имеющих разрешение (лицензию) на проведение обследования объектов недвижимости, заключения органов Госстандарта, санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной инспекции, экологических и других организаций, акты о разрушении объекта недвижимости в результате пожара, аварии, стихийных бедствий и т.д.;
  • по объектам недвижимости незавершенного строительства дополнительно представляется информация о разрешении строительства, проектная, проектно-сметная и иная документация, дата начала строительства, акты на фактически выполненные работы,
  • справка о финансировании объемов работ, причинах прекращения строительных работ, заключение комиссии о возможности и целесообразности списания, источниках и объемах финансирования утилизации.

3.3.4. При списании государственного имущества казны Брянской области, относящегося к объектам водопроводно-канализационного, теплового и электросетевого хозяйства, работа комиссии по списанию организовывается с участием представителей профильных департаментов (комитетов, управлений), специалистов по техническому обслуживанию и ремонту данных видов объектов, надзорных органов (при необходимости их привлечения). По результатам работы в рамках комиссии представители профильного департамента (комитета, управления), специалисты по техническому обслуживанию и ремонту данных видов объектов, представители надзорных органов составляют акты технического состояния объектов водопроводно-канализационного, теплового и электросетевого хозяйства с рекомендациями по дальнейшему их использованию или списанию. На основании соответствующего акта технического состояния вышеуказанных объектов и личного участия в их осмотре все члены комиссии подписывают акт на списание (по формам ОС-4, ОС-4а, ОС-4б).

3.3.5. При списании объектов нематериальных активов имущества казны Брянской области, работа комиссии по списанию организовывается с участием представителей профильных департаментов (комитетов, управлений). По результатам работы в рамках комиссии представители профильного департамента (комитета, управления), составляют акты осмотра состояния объектов нематериальных активов с рекомендациями по дальнейшему их использованию или списанию. На основании соответствующего акта осмотра объектов нематериальных активов и личного участия в их осмотре все члены комиссии подписывают акт на списание (по форме ОС-4).

3.4. Управление имущественных отношений Брянской области и профильный департамент (комитет, управление) не позднее 10 дней после получения ходатайства о списании государственного имущества казны Брянской области письменно уполномочивают своих представителей для участия в работе комиссии.

3.5. Для определения целесообразности списания объектов основных средств, а также для оформления документации на списание основных средств в организации, использующей государственное имущество казны Брянской области, приказом руководителя организации создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе:

  • главный бухгалтер (бухгалтер);
  • лица, ответственные за эксплуатацию и сохранность основных средств;
  • специалисты по техническому обслуживанию и ремонту данного типа основных средств.

В состав комиссии обязательно включаются представители управления имущественных отношений Брянской области и профильного департамента (комитета, управления).

Для установления непригодности зданий, сооружений, транспортных средств к использованию для участия в работе комиссии привлекаются при необходимости представители департамента строительства и архитектуры Брянской области и департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области. В случае необходимости привлекаются специализированные службы (независимые эксперты).

3.6. Комиссия при проведении хозяйственной операции «списание основных средств» выполняет следующие мероприятия:

3.6.1. Производит непосредственный осмотр объекта, определяет его техническое состояние, возможность дальнейшего использования по назначению, пользуясь при этом необходимой технической документацией (техническое заключение, технический паспорт, проект, чертежи, технические условия, инструкции по эксплуатации и т.д.), данными бухгалтерского учета, и устанавливает непригодность его к восстановлению и дальнейшему использованию.

3.6.2. Устанавливает конкретные причины выхода из строя объекта: износ физический, моральный; авария; нарушение условий эксплуатации; низкое качество ремонта (ремонтов); длительное неиспользование объекта для производства; ликвидация по реконструкции и другие конкретные причины.

3.6.3. Определяет возможность использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов списываемого объекта в производственной деятельности и производит их оценку в соответствии с действующим законодательством.

3.6.4. Осуществляет контроль за изъятием из списываемого оборудования пригодных узлов, деталей, конструкций и материалов, драгоценных металлов и камней, цветных металлов и вторичного сырья, определяет их количество и вес, контролирует сдачу на склад.

3.6.5. Определяет возможность реализации предлагаемого для списания объекта на аукционных торгах в соответствии с действующим законодательством.

3.6.6. Составляет акты о списании основных средств (формы ОС-4, ОС-4а, ОС-4б).

3.6.7. Акты технического состояния комиссия готовит на каждую учетную единицу основных средств отдельно.

3.6.8. Оформление актов на группу основных средств возможно при условии: одной марки на все единицы группы, ввода в эксплуатацию всех единиц группы в одном месяце, одинаковой стоимости всех единиц.

3.6.9. Комиссия готовит документы по движимому имуществу, кроме автотранспортных средств, в 2-х экземплярах. По объектам недвижимости, автотранспортным средствам, подлежащим регистрации в УГИБДД, и техническим средствам, подлежащим регистрации в Гостехинспекции, Госгортехнадзоре и других надзорных государственных органах, - в 3-х экземплярах.

3.7. Настоящее Положение о порядке списания государственного имущества казны Брянской области в равной степени в соответствующей своей части распространяется и на физических лиц (граждан) - пользователей государственным имуществом казны Брянской области.

Для организации работы по списанию государственного имущества казны Брянской области, находящегося в пользовании у физического лица, последний направляет на имя начальника управления имущественных отношений Брянской области письменное ходатайство с просьбой создать комиссию и произвести списание вышеуказанного имущества.

3.8. Для организации работы по списанию имущества, включенного в состав государственной казны Брянской области и не переданного в пользование хозяйствующим субъектам, управление имущественных отношений Брянской области направляет в адрес профильного департамента (комитета, управления) письмо с просьбой об уполномочивании специалиста для участия его в работе комиссии по списанию государственного имущества казны Брянской области. В состав комиссии кроме представителей управления имущественных отношений Брянской области и профильных департаментов при необходимости включаются представители надзорных органов и специализированных организаций. Комиссия создается приказом руководителя управления имущественных отношений Брянской области на основании представленных предложений о ее составе.

4. Требования к документам

4.1. В письменном ходатайстве, направляемом в управление имущественных отношений Брянской области, указывается: на каком праве имущество принадлежит организации (договор хранения, безвозмездного пользования и т.д.), приводится перечень предлагаемых к списанию основных средств в тексте обращения либо в качестве приложения к нему, в котором указываются: номер по порядку; наименование имущества; тип; марка; год выпуска или ввода в эксплуатацию, инвентарный номер, данные о балансовой стоимости, начисленном износе и остаточной стоимости на дату списания объекта основных средств, обоснование причин его списания.

4.2. В актах осмотра технического состояния казны Брянской области (приложение 2 к Положению) указывают следующие данные, характеризующие объект:

  • наименование, тип, марка, модель;
  • инвентарный номер, заводской номер, регистрационный номер Госгортехнадзора, регистрационный знак УГИБДД или Гостехинспекции;
  • год изготовления или постройки;
  • дата поступления в организацию, дата ввода в эксплуатацию;
  • для каких целей и в каких условиях использовался объект;
  • техническое состояние основных дефектов и причины их возникновения, техническое состояние основных узлов, частей, деталей и конструктивных элементов;
  • для автотранспортных средств, кроме специальных, - пробег автомобиля.

4.3. Списание специального оборудования, смонтированного на шасси автомобилей, тракторов и прицепов (поливомоечное, экскаваторное, крановое и т.д.), производится раздельно:

а) смонтированное оборудование;

б) базовая единица автотракторной техники.

4.4. Акты ф. ОС-4, ОС-4а, ОС-4б заполняются на основании актов технического состояния при участии в работе комиссии бухгалтерии организации пользователя с указанием балансовой стоимости, амортизации, остаточной стоимости, если таковая есть, шифра и % амортизационных отчислений.

При списании автотранспорта - акта специализированной организации (автоэкспертного бюро) при наличии заверенной в установленном порядке копии лицензии автоэкспертной организации.

При списании объектов водопроводно-канализационного, теплового и электросетевого хозяйства - акта технического состояния, составленного с участием членов комиссии - представителей профильного департамента (комитета, управления), специалистов по техническому обслуживанию и ремонту данных видов объектов, представителей надзорных органов.

4.5. Подготовленные акты утверждает руководитель организации, использующей государственное имущество казны Брянской области, затем акты передаются на согласование руководителю профильного департамента (комитета, управления).

5. Досрочное списание

Имущество, не выработавшее нормативный срок полезного использования и имеющее остаточную стоимость, утерянное, разрушенное в аварии, выведенное из эксплуатации досрочно по другим причинам, списывается в следующем порядке:

5.1. При обнаружении утраты, аварии или преждевременного выхода из строя имущества руководитель организации пользователя немедленно своим приказом назначает служебное расследование в составе лиц, не причастных к досрочному выходу, утере, аварии имущества, и действует в соответствии с пунктами 3.1- 3.5 настоящего Положения.

5.2. Комиссия, на списание основных средств, берет объяснительные с лиц, причастных к преждевременному выходу из строя основных средств, устанавливает фактические причины преждевременного выхода из строя, размер фактического ущерба, лиц, виновных в свершившемся факте.

Возможными причинами преждевременного выхода из строя имущества могут быть:

  • низкое качество изготовления заводом, строителями;
  • нарушение эксплуатационным персоналом требований инструкции по эксплуатации;
  • низкое качество ремонтных работ;
  • умышленные действия по разрушению;
  • хищение;
  • стихийные бедствия.

5.3. Комиссия представляет акт о проведенном расследовании с приложением других рабочих документов на утверждение руководителю организации.

5.4. По представленным документам руководитель организации утверждает акт и издает приказ с указанием необходимых мероприятий по исключению повторных случаев; мер наказания виновных лиц; способа возмещения нанесенного ущерба и, при необходимости, привлечения к расследованию правоохранительных органов.

5.5. Списание вышедших из строя основных средств при стихийных бедствиях или при ликвидации таковых оформляется с участием служб ГО и ЧС, противопожарных и других спецслужб.

5.6. Списание сумм материального ущерба на результаты хозяйственной деятельности организации при преждевременном выходе из строя основных средств производится только в следующих случаях:

  • стихийные бедствия;
  • ликвидация стихийных бедствий;
  • если возмещение ущерба за счет виновных лиц невозможно согласно действующему законодательству РФ;
  • сумма ущерба превышает возможную востребованную по законодательству РФ сумму возмещения с виновных лиц;
  • смерть виновного.

5.7. Определение суммы ущерба от утраты государственного имущества казны Брянской области производится по рыночной стоимости основных средств.

5.8. Для получения разрешения на досрочное списание государственного имущества необходимо дополнительно к документам по пункту 3.2 данного Положения представить материалы служебного расследования организации: копии приказов, актов и др. документов по списываемому имуществу и документов по оприходованию компенсации материального ущерба.

6. Получение разрешения на списание государственного имущества казны

Контроль за движением государственного имущества казны Брянской области осуществляет управление имущественных отношений Брянской области по согласованию с профильным департаментом (комитетом, управлением) Брянской области.

6.1. Списание движимого имущества.

6.1. На основании предоставленных документов не позднее 14 дней со дня поступления их в управление имущественных отношений Брянской области руководитель управления имущественных отношений Брянской области согласовывает акт о списании и готовит приказ о списании объектов основных средств государственного имущества казны Брянской области, в котором поручает руководителю организации, использующей государственное имущество казны Брянской области, списать и в установленном порядке утилизировать объекты движимого и недвижимого имущества, автотранспортные средства - снять с учета в управлении государственной инспекции безопасности дорожного движения (УГИБДД), объекты водопроводно-канализационного, теплового и электросетевого хозяйства в случае необходимости снять с учета в органах Гостехнадзора.

6.2. Оформленные надлежащим образом акты на списание основных средств направляются в организацию, использующую имущество казны, и являются основанием для внесения в инвентарную карточку отметки о выбытии объекта основных средств и снятия с бухгалтерского (забалансового) учета.

6.3. Разборка и демонтаж автотранспортных средств, объектов движимого и недвижимого имущества казны Брянской области до согласования актов об их списании не допускается.

7. Ликвидация

Все ликвидационные мероприятия по списанию государственного имущества казны Брянской области, оформление необходимой технической и первичной учетной бухгалтерской документации осуществляются юридическими лицами, в пользовании которых находится государственное имущество казны Брянской области, на основании приказа управления имущественных отношений Брянской области.

7.1. На основании полученного приказа управления имущественных отношений Брянской области и проверенной документации на списание основных средств руководитель организации пользователя проводит следующие мероприятия:

7.1.1. Снимает списываемую единицу основных средств с учета в государственных органах (УГИБДД, ГТИ, ГГТН и др.).

7.1.2. Производит демонтаж, разборку объекта.

7.1.3. Организует сдачу в государственную имущественную казну Брянской области узлов и деталей, пригодных к дальнейшему использованию, с предоставлением накладных для учета.

7.1.4. Организует сдачу вторичного сырья в организации приема вторичного сырья.

7.1.5. Денежные средства, полученные от сдачи вторичного сырья, полученного в результате ликвидации списанного имущества, перечисляются пользователями государственным имуществом казны Брянской области в областной бюджет в порядке, определенном правовыми актами Брянской области.

7.1.6. Бухгалтерия организации комплектует все возвратные документы, производит расчеты по затратам при ликвидации и заполняет 2-ю страницу актов ОС-4.

7.2. Детали и узлы, изготовленные с применением драгметаллов и драгкамней, подлежат отправке в дальнейшем на заводы вторичных переработок драгоценных металлов.

7.3. Номерные агрегаты (двигатель, шасси, грузоподъемный механизм, сосуды, работающие под давлением и т.д.), регистрируемые в государственных надзорных органах (УГИБДД, ГТИ, ГГТН и т.д.), приходуют после регистрации в надзорных органах.

7.4. В течение 10 дней после снятия с бухгалтерского (забалансового) учета списанного государственного имущества казны Брянской области юридическое лицо, в пользовании которого находилось вышеуказанное имущество, представляет в управление имущественных отношений Брянской области следующие документы:

  • утвержденные и согласованные акты о списании имущества по форме ОС-4 для объектов движимого и недвижимого имущества, по форме ОС-4а для автотранспортных средств либо по форме ОС-4б для групп объектов движимого и недвижимого имущества (кроме автотранспортных средств) с заполненной оборотной стороной;
  • копии накладных о сдаче непригодных узлов и материалов как вторичного сырья;
  • акты об утилизации объектов движимого и недвижимого имущества;
  • документы, подтверждающие снятие с учета в управлении государственной инспекции безопасности дорожного движения управления (УГИБДД) и Гостехинспекции списанного транспортного средства;
  • документы, подтверждающие снятие с учета в государственных надзорных органах списанных объектов недвижимого имущества и объектов водопроводно-канализационного, теплового и электросетевого хозяйства.

7.5. Физическое лицо или руководитель организации - пользователя государственным имуществом казны Брянской области, оформившие списание основных средств в соответствии с настоящим Положением, вправе обратиться в управление имущественных отношений Брянской области с просьбой о внесении соответствующих изменений в договор пользования.

7.6. После представления документов в соответствии с пунктом 7.5 настоящего Положения и приказа управления имущественных отношений Брянской области списанное государственное имущество казны Брянской области исключается из реестра государственного имущества казны Брянской области.

8. Заключительные положения

8.1. За полноту и правильность проведения мероприятий по списанию основных средств ответственность несет руководитель, финансовые расчеты - главный бухгалтер (бухгалтер) организации, использующей государственное имущество казны Брянской области, за документальное оформление - члены комиссии по списанию государственного имущества казны.

8.2. Данное Положение обязательно для исполнения организациями и физическими лицами, использующими в своей деятельности государственное имущество казны Брянской области.

8.3. Списание имущества, совершенное с нарушением настоящего Порядка, иных нормативных правовых актов, влечет ответственность в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

8.4. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения его распоряжением Губернатора Брянской области.

Гурьевский районный Совет народных депутатов

(пятьдесят пятое заседание первого созыва)

РЕШЕНИЕ

от 01.01.2001 г.

Об утверждении Порядка осмотра и

списания муниципального имущества,

составляющего казну Гурьевского района.

В соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 01.01.2001г. № 000н, Порядком отражения в бюджетном учете операций с объектами нефинансовых активов имущества казны Гурьевского района, утвержденным приказом Финансового управления по Гурьевскому району от 01.01.2001г. № 42, Положением об управлении муниципальным имуществом Гурьевского района, утвержденным решением Гурьевского районного Совета народных депутатов от 01.01.2001г. № 31, в целях обеспечения единого порядка списания имущества, составляющего казну Гурьевского района Гурьевский районный Совет народных депутатов

РЕШИЛ:

1. Утвердить Порядок осмотра и списания муниципального имущества, составляющего казну Гурьевского района согласно Приложению.

2. Решение вступает в силу с момента подписания.

3. Контроль за исполнением решения возложить на комитет по бюджету, налогам и финансам Гурьевского районного Совета народных депутатов ()

Глава Гурьевского района Председатель Гурьевского районного Совета народных депутатов

Приложение

к решению Гурьевского районного

Совета народных депутатов от 01.01.2001 г. № 000

ПОРЯДОК ОСМОТРА И СПИСАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА, СОСТАВЛЯЮЩЕГО КАЗНУ ГУРЬЕВСКОГО РАЙОНА

1.Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в целях обеспечения единого порядка списания пришедших в негодность зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества, относящегося к имуществу казны, в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 01.01.2001г. № 000н, Порядком отражения в бюджетном учете операций с объектами нефинансовых активов имущества казны Гурьевского района, утвержденным приказом Финансового управления по Гурьевскому району от 01.01.2001г. № 42, Положением об управлении муниципальным имуществом Гурьевского района, утвержденным решением Гурьевского районного Совета народных депутатов от 01.01.2001г. № 31.

1.2. Муниципальное движимое и недвижимое имущество, составляющее казну Гурьевского района, в том числе переданное в аренду или пользование иным лицам (далее - имущество казны), может быть списано по следующим причинам:
а) пришедшее в негодность вследствие физического износа , аварий, стихийных бедствий, нарушения нормальных условий эксплуатации и т. п.;

б) морально устаревшее;

1.3. Списание имущества казны производится только в тех случаях, когда восстановление его невозможно или экономически нецелесообразно, имущество непригодно для дальнейшего использования и не может быть реализовано.

2. Порядок списания имущества муниципальной казны

2.1.Для определения непригодности имущества к дальнейшему использованию и необходимости его списания постановлением Администрации Гурьевского района создается постоянно действующая комиссия по осмотру и списанию муниципального имущества, составляющего казну Гурьевского района (далее - комиссия).
2.2. В состав комиссии включаются специалисты Комитета по управлению муниципальным имуществом (далее КУМИ), отдела архитектуры и градостроительства, отдела по строительству, ЖКХ , дорожному хозяйству , транспорту и связи, отдела ГО и ЧС Администрации Гурьевского района, представитель районного Совета народных депутатов, главы поселений, представители арендатора или пользователя имущества (в случае, если имущество передано в аренду или безвозмездное пользование).

2.3. Для организации работы по списанию объектов имущества казны руководитель организации, использующей имущество муниципальной казны, направляет в КУМИ на имя председателя письменное ходатайство с указанием данных, оговоренных в п. п. 3.1.1-3.2. настоящего Порядка (Приложение 1).

2.4. КУМИ регистрирует письменное ходатайство, в течение 3 рабочих дней проверяет наличие необходимых документов на списание. В случае неполного комплекта предоставленных документов КУМИ в 2-х дневный срок информирует заявителя в письменной форме о недостающих документах. КУМИ в течение 3 рабочих дней после поступления последнего документа направляет их на рассмотрение комиссии.

2.5. Не позднее 10 рабочих дней комиссия рассматривает полученные документы, производит осмотр имущества с выездом на место нахождения этого имущества и составляет акт осмотра технического состояния имущества с приложением фототаблицы (приложение 2), в котором после описания дефектов и их причин устанавливает нецелесообразность ремонта или восстановления имущества (с учетом заключений и справок специализированных организаций), непригодность имущества к дальнейшему использованию, а также определяет возможность реализации имущества или его частей либо необходимость списания имущества с учета.

2.6. Результаты принятого комиссией решения оформляются протоколом на списание объектов имущества казны с указанием причин списания и в 5 дневный срок направляется в КУМИ для дальнейшей работы.

В случае принятия комиссией решения о списании имущества в 10-ти дневный срок КУМИ готовит проект постановления Администрации Гурьевского района о списании имущества с учета казны и исключении его из реестра муниципального имущества.

2.7. На основании постановления Администрации Гурьевского района о списании имущества КУМИ в 3-х дневный срок после получения постановления оформляет акты по форме № ОС-4 в 2-х экземплярах.

Не позднее 3 рабочих дней один экземпляр утвержденного акта на списание принимается к отражению в бухгалтерском учете КУМИ и подшивается в дело. Второй экземпляр Акта на списание имущества по форме № ОС-4 является основанием для внесения изменений в договор аренды , пользования.

2.7.1. В отношении автотранспортных средств на основании постановления Администрации Гурьевского района о списании имущества КУМИ в 3-х дневный срок после получения постановления оформляет акты по форме № ОС-4а в 3-х экземплярах и распоряжение о снятии с государственного учета в межрайонном регистрационно-экзаменационном отделе Государственной инспекции безопасности дорожного движения и Гостехинспекции. .

Не позднее 10-ти рабочих дней два экземпляра акта на списание с отметкой о снятии с государственного учета возвращаются в КУМИ для утверждения председателем. Один экземпляр акта ОС-4а является основанием для отражения в бухгалтерском учете результатов списания, второй для внесения изменений в договор аренды, пользования.

2.8. В случае принятия решения комиссии о списании имущества с обязательной разборкой и (или) сдачей имущества (его частей) в организации Вторсырья арендатор (пользователь) в 14-ти дневный срок осуществляет разборку, сдачу материалов во Вторсырье и представляет в КУМИ акт разборки (демонтажа) и квитанции о сдаче материалов.

КУМИ готовит проект постановления о постановке на учет в казну Гурьевского района узлов и частей. Денежные средства, вырученные от сдачи материалов во Вторсырье, перечисляются арендатором (пользователем) в бюджет Гурьевского района.

2.9. В случае принятия комиссией решения о реализации имущества КУМИ готовит проект решения Совета депутатов о включении данного имущества в План приватизации муниципального имущества.

2.10. Имущество казны считается списанным с момента подписания Постановления.

2.12. До подписания Постановления списание имущества казны с бухгалтерского учета КУМИ не допускается.

3. Перечень документов на списание имущества казны

3.1. Для принятия решения о списании имущества муниципальной казны, указанного в пункте 1.1. настоящего Порядка, руководитель организации, использующей это имущество, представляет в КУМИ следующие документы:

3.1.1.Письменное ходатайство на имя председателя, в котором указывается: на каком праве имущество принадлежит организации (договор аренды, хранения, безвозмездного пользования и т. д.), приводится перечень предлагаемого к списанию имущества с указанием наименования имущества; типа; марки; года выпуска или ввода в эксплуатацию, инвентарного (реестрового) номера (при наличии), данные о балансовой стоимости , обоснование причин списания.

Надлежащим образом заверенная копия лицензии автоэкспертной организации;

Копия акта (протокола) о дорожно-транспортном происшествии в случае возникновения необходимости списания автотранспортного средства в результате аварии;

Другие документы, подтверждающие необходимость списания транспортного средства (акты о пожаре, стихийном бедствии, хищении и др.).

3.2. При списании имущества, утраченного вследствие кражи, пожара, аварий и других чрезвычайных ситуаций в КУМИ дополнительно представляются:

Документ, подтверждающий факт утраты имущества (постановление о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в его возбуждении, справка пожарной инспекции о факте пожара и т. п.);

Объяснительные записки руководителя Пользователя и материально-ответственных лиц о факте утраты имущества, с указанием сведений о возмещении ущерба виновными лицами.

Копию приказа о наказании лиц, виновных в преждевременном выбытии муниципального имущества из эксплуатации.

Иные документы по запросу КУМИ

Приложение 1

ХОДАТАЙСТВО

___________ ___________

Населенный пункт Дата

Прошу рассмотреть и принять решение о списании

Имущества________________________________________________________

Название имущества

Принадлежащем на праве __________________________________________

Реквизиты договора аренды, безвозмездного пользования

Тип___________________________; марка___________________________; год выпуска или ввода в эксплуатацию_______________________________, реестровый номер_______________, балансовая стоимость________рублей,

начисленный износ ______ рублей, и остаточная стоимость _______ рублей на дату обращения за списанием объекта имущества казны,

обоснование причин его списания_____________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

к Порядку осмотра и списания муниципального имущества, составляющего казну Гурьевского района

Утверждаю:

Председатель Комиссии по

осмотру и списанию муниципального

имущества, составляющего казну

Гурьевского района

«_____»______________20____г

АКТ ОСМОТРА

ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ИМУЩЕСТВА, СОСТАВЛЯЮЩЕГО КАЗНУ ГУРЬЕВСКОГО РАЙОНА

___________ ___________

Населенный пункт Дата

Постоянно действующая комиссия по осмотру и списанию муниципального имущества, составляющего казну Гурьевского района, утвержденная постановлением Администрации Гурьевского района от _________ №_____ в составе:

По ходатайству ________________________________________________

Наименование арендатора, пользователя имущества

от _________________ № ___________

провела осмотр технического состояния имущества, находящего у заявителя:

_______________________________________________________________,

Название имущества

на основании ________________________________________________

реквизиты договора аренды, безвозмездного пользования

названное имущество имеет следующие дефекты:

Указанные дефекты возникли по причине:

Комиссия считает нецелесообразным ремонт или восстановление имущества, непригодным к дальнейшему использованию (не нужное зачеркнуть) или ____________________________________________________________________________________________________________________________________, а также считает возможным (ненужное зачеркнуть) :

Реализовать имущество целиком

Реализовать имущество частями______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Указать какими

Списать имущество с учета.

Прочие предложения комиссии:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заместитель председателя комиссии: _____________________________

ФИО подпись

Члены комиссии: 1.____________________________________________

ФИО подпись

2.____________________________________________

ФИО подпись

3.____________________________________________

ФИО подпись

4.____________________________________________

ФИО подпись

5.____________________________________________

ФИО подпись

6.____________________________________________

ФИО подпись

7.____________________________________________

ФИО подпись

Секретарь комиссии __________________________________________