Марк Твен. Биография. Анализ творчества. Марк Твен: краткая биография и интересные факты Жизненный и творческий путь марка твена

>Биографии писателей и поэтов

Краткая биография Марка Твена

Марк Твен (Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс) – выдающийся американский писатель и общественный деятель. Родился 30 ноября 1835 года в поселке Флорида штата Миссури. В своем творчестве Марк Твен использовал множество жанров, начиная с сатиры и, заканчивая философской фантастикой. Однако во всех этих жанрах он неизменно оставался гуманистом. На пике карьеры он считался едва ли не самым выдающимся американцем, а соратники говорили о нем, как о первом настоящем литераторе в стране. Из русских писателей о нем особенно тепло отзывались Куприн и Горький. Наиболее популярные книги писателя – «Приключения Гекльберри Финна» и «Приключения Тома Сойера».

Марк Твен родился в семье Джона и Джейн Клеменсов, в маленьком городке штата Миссури. Затем семья переехала в город Ганнибал, жителей которого он позже описал в своих произведениях. Когда умер отец семейства, старший сын занялся изданием газеты и Сэмюэл вносил туда свой непосильный вклад. С началом Гражданской войны, юноша отправился работать лоцманов на пароходе. В июле 1861 года он уехал подальше от войны на запад, где в это время добывали серебро. Не найдя себя в карьере старателя, он вновь занялся журналистикой. Он устроился в одну газету в Вирджинии и начал писать под псевдонимом Марк Твен.

Писательский успех пришел к нему в конце 1860-х годов, когда после путешествия в Европу, он выпустил книгу «Простаки за границей». В 1870 году Марк Твен женился и переехал в Хартфорд. В этот же период он стал читать лекции и писать сатиру, критикую американское общество. В 1876 году вышел в свет роман о приключениях мальчика по имени Том Сойер. Продолжением этого романа стали «Приключения Гекльберри Финна» (1884). Самым известным историческим романом Марка Твена является «Принц и нищий» (1881).

Помимо литературы, Марка Твена увлекала наука. Он был дружен с Николой Теслой и часто бывал в его лаборатории. В последние годы жизни писатель пребывал в глубокой депрессии: литературные успехи плавно угасали, материальное положение ухудшилось, трое из четырех детей умерли, а также не стало его любимой жены Оливии Лэнгдон. Будучи в депрессии, он все еще пытался иногда шутить. Умер Марк Твен 21 апреля 1910 года от стенокардии.


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ.

Творчество Марка Твена Реферат по литературе США

Выполнила: студентка
Юрьева Ю.А.
ДГЛ -201
Проверила:
Сидорова Инна Николаевна

Москва 2010

Содержание
Введение………………………………………………………… …….3
Часть 1. Творчество Марка Твена……………………………………
Ранние годы и дальнейшее творчество……………………………….
Поздние годы…………………………………………………………..
Особенности юмористических произведений Марка Твена……….
Интересы и увлечения писателя……………………………… ………
Часть 2. Роман «Приключения Тома Сойера» ………………………
Заключение…………………………………………………… ……….
Список литературы………………………………… …………………

Введение

"Замечательно, что Америку открыли, но было бы куда более замечательно, если бы
Колумб проплыл мимо". Эту саркастическую максиму мог бы произнести житель
европейской страны, страдающей сегодня от засилья заокеанской "технологической
культуры", но ее высказал "американец из американцев" Марк Твен, о котором
Хемингуэй писал: "Вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется "Гекльберри Финн".
В данной работе представлено описание творчество Марка Твена, а так же особенности характера написания его произведений.
Я считаю, что ознакомление с фактами жизни и работами этого великого писателя следует знать каждому. Произведения Марка Твена читают до сих пор, проблемы этих произведений по-своему актуальны.
Данный реферат состоит из двух частей.
Первая часть включает в себя описание творчества писателя и характерные черты, проблемы его работ.
Вторая часть представляет анализ произведения Марка Твена «Приключения Тома Сойера»

Ранние годы и дальнейшее творчество Марка Твена

Родился в маленьком городке Флорида (штат Миссури, США) в семье купца Джона Маршала Клеменса и Джейн Лемптон Клеменс. Был шестым ребенком в семье из семи детей.
Когда Марку Твену было 4 года, его семья переехала в городок Ганнибал - речной порт на реке Миссисипи. Впоследствии именно этот город послужит праобразом местечка Санкт-Петербург в знаменитых романах "Приключения Тома Сойера" и "Приключения Гекльберри Финна". В это время Миссури был рабовладельческим штатом, потому уже в это время Марк Твен столкнулся с рабством, которое будет впоследствии описывать и осуждать в своих произведениях.
В марте 1847 года, когда Марку Твену было 11 лет, его отец умер от пневмонии. В следующем году он начинает работать помощником в типографии. С 1851 занимается набором и редакцией статей и юмористических очерков для "Hannibal Journal" - газеты, владельцем которой был его брат Орион.
Газета Ориона вскоре закрылась, пути братьев разошлись намного лет, чтобы снова пересечься уже к концу Гражданской войны в Неваде.
В возрасте 18 годов он оставил Ганнибал и работал в типографии в Нью-Йорке, Филадельфии, Сент-Луисе и других городах. Он занимался самообразованием, много времени проводя в библиотеке, таким образом получив столько знаний, сколько он получил бы закончив обычную школу.
В возрасте 22 лет Твен уехал в Новый Орлеан. На пути к Новому Орлеану Марк Твен путешествовал на пароходе. Тогда же у него появилась мечта стать капитаном корабля. Твен тщательно учил маршрут реки Миссисипи два года, до тех пор пока не получил в 1859 году диплом капитана корабля. Сэмюэл приобщил своего младшего брата работать с ним. Но Генри погиб 21 июня 1858 года, когда пароход, на котором тот работал, взорвался. Марк Твен считал, что в первую очередь он виноват в смерти своего брата и чувства вины не побросало его на протяжении всей его жизни вплоть до самой смерти. Однако он продолжал работать на реке и работал до тех пор, пока не вспыхнула Гражданская война и судоходство на Миссисиппи прекратилось. Война заставила его поменять профессию, хотя Твен жалел об этом до конца жизни.
Сэмюэлю Клеменсу пришлось стать солдатом Конфедерации. Но так как он еще с детства привык быть свободным, через две недели он дезертирует из рядов армии жителей Юга и направляет свой путь на запад, к брату в Неваду. Только прошел слух, что в диких прериях этого штата нашли серебро и золото. Здесь Сэмюэл работал целый год на серебряном руднике. Параллельно с этим он писал юмористические рассказы для газеты "Territorial Enterprise" в Вирджинии-сити и в августе 1862 получил приглашение стать ее сотрудником. Вот здесь и пришлось Сэмюэлю Клеменсу искать для себя псевдоним. Клеменс утверждал, что псевдоним "Марк Твен" был взят им из терминов речной навигации, которым называли минимальную глубину, пригодную для прохождения речных судов. Вот так на пространствах Америки и появился писатель Марк Твен, который сумел в будущем завоевать своим творчеством мировое признание.

Через пару лет Сэм продолжил свою охоту за удачей: в 1861 году уехал на Дальний
Запад, работал старателем на серебряных приисках Невады и как репортер сотрудничал с местной газетой; затем перебрался в Калифорнию и стал золотоискателем, но репортерскую работу не оставлял, сразу же проторив дорожки в калифорнийские газетные издания. В юморесках этого периода Марк Твен осваивал приемы народного ("дикого") юмора, пока наконец не появился его рассказ на фольклорный сюжет "Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса" (1865), принесший ему первую известность.
В 1867 году Марк Твен отплыл на пароходе "Квакер-Сити" в Европу и Палестину. Он
побывал во Франции, в Италии, Греции, Турции, Крыму, посылая в американские
газеты свои юмористические репортажи. Через год издал книгу, куда вошли впечатления от этого путешествия, - "Простаки за границей"; она имела шумный успех. Критика писала о "триумфальном вступлении фольклорного юмора в большую литературу". Однако не только это определило ее популярность - книга была пронизана гордостью представителя Нового Света перед Старым и верой в особую миссию его страны на фоне "раболепствующей" Европы с ее историческим "мракобесием". Надо заметить, что насмешки "простаков" над европейской стариной и культурой нередко грешат утилитаризмом янки. Досталось в этой книге не только Европе, но и Священному писанию. В главах о Палестине, полемизируя с традиционными религиозными представлениями, Марк Твен превращает в бурлеск сюжеты из Библии . Эта линия в его творчестве будет продолжаться на протяжении всей жизни и выразится в воинствующем атеизме. После возвращения из Европы Марк Твен познакомился с Оливией Ленгдон, дочерью крупного углеторговца, и решил жениться. Богатый клан вряд ли был польщен
перспективой иметь такого родственника. Однако молодой писатель, окрыленный
успехом первой книги, добился успеха и здесь. В 1870 году брак был заключен, и
молодая пара переехала в Хартфорд (штат Коннектикут). Этот союз оказался счастливым и в семейном, и в творческом плане. Среди родственников своей жены Марк Твен нашел и мишени для своих "ядовитых" стрел. Так, героем сатиры "Письмо ангела-хранителя" стал углеторговец Эндрю Ленгдон, черный делец, прикрывающийся лицемерной благотворительностью, к которому обращены такие далеко не родственные строки: "Чего стоит готовность... десяти тысяч благороднейших душ отдать свою жизнь за другого - по
сравнению с даром в пятнадцать долларов от самой гнусной и скаредной гадины, обременявшей когда-либо землю своим присутствием!" Рассказ был опубликован много
времени спустя после его смерти - в 1946 году.
В 1872 году вышла вторая книга Марка Твена - "Закаленные" (в русском переводе "Налегке"), куда вошли его автобиографические очерки о работе на серебряных и золотых приисках Невады и Калифорнии. В рассказах о жизни старателей, которые также ведутся от лица "простака", черный юмор переплетается с былинностью повествования. Теодор Драйзер расценил эту книгу как "яркую картину фантастической и все же совершенно реальной эпохи американской истории".
Действительно, в ту пору начиналась новая для Америки эпоха. Марк Твен писал, что в его бытность в городке Ганнибал богатство не было основным смыслом жизни для американцев и только открытие золота в Калифорнии "породило ту страсть к деньгам, которая стала господствовать сегодня". Этой же теме - о том, как деньги наводят порчу на целые города - посвящен и его поздний рассказ "Человек, который совратил Гедлиберг" (1899).
Большой жанр Марк Твен осваивал сообща с Ч.Д. Уорнером, написав совместный роман
"Позолоченный век" (1873) о послевоенном времени (с 1861 по 1865 год между Северными и Южными штатами шла гражданская война) - времени бешеных денег, грандиозных прожектов и обманутых надежд.
И все же малый жанр по-прежнему оставался пока главным в творчестве писателя. В
1875 году Марк Твен издал сборник " Старые и новые очерки", куда вошли рассказы,
ставшие хрестоматийными: "Журналистика в Теннеси" (1869), "Как меня выбирали в
губернаторы", "Как я редактировал сельскохозяйственную газету" (1870), "Разговор с интервьюером" (1875) и др. Написаны они от лица наивного повествователя, который не вполне представляет себе (вернее, совсем не представляет) дело, за которое берется, что и рождает комичность положений.
Наконец в 1876 году появился первый самостоятельный роман Марка Твена "Приключения Тома Сойера", принесший ему мировую славу. Писатель не скрывал автобиографические корни этого произведения. В Томе Сойере без труда можно разглядеть "протестантскую" натуру самого писателя, проявлявшуюся с детства. Если попытаться дать характеристику главного героя в нескольких словах, можно сказать: нарушитель запретов и "подрывник" традиций. Американская критика увидела в Томе Сойере "маленького дельца", то есть национальный тип Делового американца: мечты Тома разбогатеть, умение извлечь выгоду из окраски забора, махинации с билетиками в воскресной школе...

Любопытно, что Марк Твен задумывал эту книгу как критику на американскую действительность, однако романтизм детских впечатлений, поэтизация жизни, добродушный юмор придали ей эпические черты. "На мой взгляд, - писал Марк Твен, - повесть для мальчиков надо писать так, чтобы она могла заинтересовать... и любого взрослого мужчину, который когда-либо был мальчиком". "Приключения Гекльберри Финна", которые должны были стать продолжением "Тома Сойера", писались десять лет. В этом романе мягкий юмор уже перерастает в жесткую сатиру, поэтому не случайно автор начал с "Предупреждения": "Лица, которые попытаются найти в этом повествовании мотив, будут отданы под суд; лица, которые попытаются найти в нем мораль, будут сосланы; лица, которые попытаются найти в нем сюжет, будут расстреляны". Гек, заскучавший в доме добродетельной вдовы, взявшей его на воспитание, становится бездомным бродягой и видит мир уже в более реалистичных, контрастных, тонах, нежели Том. Юный люмпен, путешествующий в компании с чернокожим и борющийся за его свободу, оскорблял американские нравы того времени. Вскоре после издания (1885) роман изъяли из многих библиотек, как "никчемную книжонку, пригодную только для трущоб". Спустя век эту же книгу обвинили в... расизме и унижении достоинства негритянского населения, а некий член школьного совета из Чикаго даже предложил ее сжечь. Неослабевающий интерес писателя к европейскому средневековью нашел выражение в знаменитой повести "Принц и нищий" (1882). К тому времени гордость "свободного гражданина свободной страны" трансформировалась у Марка Твена в иное чувство: он находил причины расслоения американского общества на угнетателей и угнетаемых - в средневековье, откуда вышли предки современных американцев. Аллегорический рассказ о том, как королевский отпрыск и оборванец поменялись местами, показывает условность любого социального статуса и восходит к притчевой мудрости, которую можно выразить русской поговоркой: "От сумы и от тюрьмы не зарекайся".
К средневековому циклу можно отнести и его роман "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура" (1889). Эта пародия на средневековые рыцарские романы о короле Артуре и рыцарях "Круглого стола" подарила фантастам нашего века такой неисчерпаемый прием, как путешествие во времени (механик из штата Коннектикут получил удар по голове, потерял сознание и очнулся в далеком прошлом рядом с легендарным Камелотом).
В начале 1890-х годов двадцатилетний хартвордский период жизни Марка Твена, наполненный творческими удачами и семейными радостями, неожиданно завершился
крахом. Еще в 1884 году писатель основал собственную издательскую фирму,
финансировал изобретателя новой типографской машины, но все больше и больше увязал в долговой зависимости, а в 1894 году предприятие окончательно разорилось. Чтобы поправить дела, Марк Твен отправился в кругосветное путешествие, выступая с лекциями в Австралии,
Новой Зеландии, на Цейлоне, в Индии и Южной Африке. После тяжелой поездки его
настиг более жестокий удар - умерла любимая дочь Сюзи.
С повести "Простофиля Вильсон" (об осмеянном мудреце; 1894) в творчестве Марка
Твена начался период, который можно назвать сменой вех. Он разочаровался в
буржуазной демократии, отметив в записной книжке: "Большинство всегда неправо",
отверг американский патриотизм, который, по его мнению, отравил сознание многих
его соотечественников ("...торгашеский дух заменил мораль, каждый стал лишь патриотом своего кармана", - писал Марк Твен), утратил веру в американский прогресс и особую его миссию: "Шестьдесят лет тому назад "оптимист" и "дурак" не были синонимами. Вот вам величайший переворот, больший, чем произвели наука и техника. Больших изменений за шестьдесят лет не происходило с сотворения мира". Подвергая своих "корыстных, трусливых и лицемерных" современников яростной критике, он восхищался "тернистым путем" русских революционеров, о чем сообщал в письме революционеру-народнику Степняку-Кравчинскому.
На пике своих "революционных" эмоций он пишет "Личные воспоминания о Жанне
д"Арк" (1896) - о мужестве французской национальной героини. Эту книгу он называл своей самой любимой работой.
С 1901 года Марк Твен начал публиковать дерзкие политические памфлеты: "Человеку, сидящему во тьме", "Моим критикам-миссионерам", "В защиту генерала Фанстона", в которых выступал против американской империалистической политики и военщины. Затем вышли "Монолог царя" (едкая сатира на русское самодержавие; 1905) и "Монолог короля Леопольда" (возмущение бельгийским колониальным режимом в Конго) и др.
"Лирическим" героем позднего Марка Твена становится Сатана, наиболее ярко представленный в повести "Таинственный незнакомец", - в его уста писатель вложил свой злой сатирический смех над человеческими обольщениями и свои мысли. Эту повесть можно считать манифестом Марка Твена, завершающим его творческую жизнь.
Еще в 1899 году он писал своему другу, американскому писателю У.Д. Гоуэллсу, что намерен прекратить литературную работу для заработка и взяться за свою главную книгу: "...в которой я ничем не буду себя ограничивать, не буду бояться, что задену чувства других, или считаться с их предрассудками... в которой выскажу все, что думаю... начистоту, без оглядки..." Работа над повестью длилась до конца жизни, сохранились три ее варианта. При жизни опубликована не была.
Вообще дьяволомания была характерна для искусства многих стран на переломе столетий. Литературные Вельзевул, Люцифер, Сатана, Антихрист (имена дьявола) начала XX века ведут свое происхождение от Мефистофеля Гёте ("Фауст"; 1831), и свою литературную "задачу" одолжили у него же: "Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо" (то есть говорит человеку нелицеприятную правду о нем самом же). К примеру, эти слова Михаил Булгаков взял эпиграфом к своему знаменитому роману "Мастер и Маргарита" о Воланде (еще одно имя дьявола), а задолго до этого, в 1902 году, Зинаида Гиппиус декларировала в стихах: "Я Дьявола за то люблю, / Что вижу в нем - мое страданье".
Свою "дьяволиаду" Марк Твен начал еще с конца 1860-х годов, когда приступил к
работе над повестью "Путешествие капитана Стормфилда в рай", где зло высмеивал
религиозные чувства и христианские представления о "райских кущах". Повесть была
закончена за несколько лет до смерти писателя и опубликована (не полностью) в 1907 году.

Поздние годы
Звезда писателя неумолимо катилась к упадку. В конце XIX века в США начинают публиковать собрание произведений Марка Твена, возводя тем самым его в разряд классиков давно прошлых дней. Однако, ожесточенный мальчишка, который сидел внутри пожилого, уже совсем седого, Сэмюэля Клеменса и не думал сдаваться. В двадцатый век Марк Твен вошел с острой сатирой на сильных мира сего. Бурное революционное начало века писатель ознаменовал произведениями, призванными разоблачать неправду и несправедливость: «Человеку, ходящий во тьме», «Соединенные Линчующие Штаты», «Монолог царя», «Монолог короля Леопольда в защиту его господства в Конго». Но в умах же американцев Твен оставался классиком «легкой» литературы.
В 1901 году он получил почетную степень Доктора литературы от Йельского университета. В следующем году - почетная степень доктора права от Университета Миссури. Он очень гордился этими званиями. Для человека, который в 12 лет покинул школу, признание его таланта учеными мужами знаменитых университетов льстило ему.
В 1906 году Твен обзавелся личным секретарем, которым стал А.Б.Пейн. Молодой человек выразил свое желание написать книгу о жизни писателя. Однако, Марк Твен уже несколько раз садился за написание своей автобиографии. В итоге писатель начинает диктовать Пейну историю своей жизни. Через год его опять отметили ученой степенью. Он получает почетную степень Доктора литературы от Оксфордского университета.
В это время он уже тяжело болеет, а большинство членов его семьи умирают друг за другом - он пережил потерю троих из четырёх детей, умерла и его любимая жена Оливия. Но, несмотря на то, что он находился в глубокой депрессии, он все еще мог шутить. Писателя мучают жестокие нападения стенокардии. В конечном итоге сердце не выдерживает и 24 апреля 1910 года в возрасте 74 годов Марк Твен умирает.
Его последнее произведение - сатирическая повесть «Таинственный незнакомец» опубликовано посмертно в 1916 году по незавершенной рукописи.

Особенности юмористических произведений Марка Твена

Твен – очеркист неотделим от Твена – юмориста, и подтверждение этому можно найти в его ранних юмористических рассказах. Они написаны тем же "почерком". В своих юмористических произведениях Твен сумел воспроизвести не только стиль западного фольклора, но и его атмосферу жизнерадостного, задорного "буйства". Тем самым закладывались предпосылки важнейшей литературной реформы. Вместе с фольклором Запада в литературу Америки вторгалась живая, неприкрашенная, неотлакированная жизнь и, громогласно утверждая свои права, вступала в борьбу со всем, что становилось ей "на горло".
Влияние западного фольклора стало важнейшим формирующим фактором творчества Твена. Хотя большинство его юмористических рассказов было создано в 60- 70х годах, юмор с обычными для него фольклорными приемами пронизывает все его творчество (правда, в убывающей прогрессии). Даже в 80-90х годах, когда писатель находился во власти растущих пессимистических настроений, он иногда возвращался к своей прежней манере, и под его пером возникали такие юмористические шедевры, как "Похищение белого слона" (1882). Эти внезапные всплески великолепного, сочного юмора, неожиданно вырывавшиеся откуда-то из творческих глубин сознания Твена, свидетельствовали о неистребимости его гуманистических первооснов. Ранние рассказы Твена были написаны "в защиту жизни" и этим определяются принципы их художественного построения.
Опорой при осуществлении этой программы Твену служила не только фольклорная традиция, но и те литературные явления, которые, подобно его собственному творчеству, взошли на почве западного фольклора. Его повествовательная манера многими своими сторонами соприкасалась с традициями так называемого газетного юго-западного юмора.
Традиции эти составляют один из первоисточников американского реализма. Рассказы талантливых юмористов Себы Смита, Лонгстрита, Халбертона Гарриса, Хупера, равно как и Артемуса Уорда и Петролеума Нэсби, являлись попытками критического осмысления действительности. Эти писатели обладали остротой взгляда, свободой суждений и смелостью мысли и еще в эпоху господства романтизма стремились приковать внимание читателей к уродствам американской общественной жизни в их реальном, "будничном" воплощении. Впервые в истории литературы США они ввели в обиход национального искусства образы циничных политиканов, беззастенчивых дельцов, наглых шарлатанов всех мастей.
В их произведениях Твен нашел богатейший материал для своего творчества, и они же подсказали великому сатирику многие приемы. Некоторые особенности метода Твена - "минимум описаний и отвлеченных рассуждений, максимум действия, динамизм повествования, меткость языка, использование диалекта" и интонации устного рассказа, несомненно, берут свое начало в юмористике 30-70-х годов (а она в свою очередь-из фольклора). Из этого богатого реалистического фонда черпал он и многие свои сюжеты. Обновляя новеллистическую традицию Америки, он вводил в ее обиход особую форму "штриховой" бытовой зарисовки, впоследствии получившую дальнейшую жизнь у Ринга Ларднера. Для предшествующей Твену американской литературы характерен иной тип рассказа и новеллы. Их ядром обычно служило некое необычное, а иногда и фантастическое происшествие, обраставшее в ходе повествования столь же необычными драматическими перипетиями, не выпадавшими, впрочем, из строго очерченных границ последовательно развивающегося, крепко спаянного, четко обрисованного сюжета. Образцом такого остросюжетного построения могут служить новеллы Эдгара По. Фантастически бредовый характер изображаемых в них событий особенно оттеняется логической ясностью и математической организацией их сюжетного развития. Эта каноническая для американской литературы XIX в. схема новеллистического повествования у Твена подвергается пародийному переосмыслению. Он был первым писателем Америки, окончательно порвавшим и с условностью сюжета, и с традиционными сюжетными схемами. "Я терпеть не могу... Готорна и всю эту компанию",- писал он Хоуэллсу, поясняя, что сюжетная интрига у этих писателей "слишком литературна, слишком топорна, слишком красивенька". Сам Твен обладал несравненным умением лепить сюжеты (или их подобие) из "ничего": из будничных явлений повседневной жизни, из банальнейших действий обыкновенных, рядовых, ничем не замечательных людей, из мельчайших деталей их повседневного быта. Извлекая из всего этого прозаического материала множество "сюжетных выкрутасов", Твен создавал в своих рассказах ощущение динамически развивающегося действия. Ощущение это отнюдь не обманчиво". У рассказов Твена есть свой особый "драматический" конфликт, и именно он служит источником их скрытого динамизма. Внутренней коллизией его юмористического цикла является столкновение живой, свободной, энергически деятельной жизни с системой омертвевших искусственных установлении, теснящих ее со всех сторон.
Юмористические рассказы Твена переносят читателя в особый мир, где все бурлит и клокочет, все буйствует. Даже сиамские близнецы превращаются здесь в чрезвычайно беспокойных и скандальных субъектов, которые в нетрезвом виде швыряют камнями в процессию "добрых храмовников", а покойник, вместо того чтобы мирно покоиться в гробу, садится рядом с кучером на козлы собственного катафалка, заявляя, что ему хочется в последний раз взглянуть на своих друзей. Здесь капитан Стромфильд, попав на небеса, немедленно устраивает состязание с первой попавшейся кометой; здесь обыкновенный велосипед едет куда хочет и как хочет, невзирая на усилия седока, тщетно пытающегося преодолеть сопротивление своенравной машины, а безобидные карманные часы умудряются с дьявольской изобретательностью придать своим стрелкам все мыслимые и немыслимые положения.
Писатель как бы высвобождает скрытую энергию жизни, обнаруживая ее не только в одушевленных, но и в неодушевленных предметах. Сила ее внутреннего напора ощущается даже в атрибутах повседневного быта, в комфорте и покое домашнего очага. В рассказах Твена чашка утреннего кофе нередко соседствует с томагавком или содранным скальпом. "Что бы вы сделали, если бы размозжили ударом томагавка череп вашей матушке за то, что она пересластила ваш утренний кофе? Вы сказали бы, что прежде, чем вас осуждать, нужно выслушать ваше объяснение..."
Даже в это время юмор не являлся для Твена самоцелью и должен был играть в его творчестве отчасти служебную роль. У этого, казалось бы, столь беззаботного писателя было очень четкое представление о характере своей творческой миссии как юмориста. Он твердо верил, что "чистые юмористы не выживают" и если юморист хочет, "чтобы его произведения жили вечно, он должен учить и проповедовать". Даже самые его безобидные юморески выполняют особое социальнокритическое задание: они служат орудием разрушения догматов, условностей и всех видов лжи и фальши как в жизни, так и в литературе.
В процессе освобождения от моральных, религиозных и литературных "стандартов" жизненная реальность как бы впервые находила свой истинный облик. С любознательностью Колумба Твен открывал новую Америку, в каждой самой скромной подробности ее будничного быта обнаруживая неожиданное и занимательное содержание. В этом, как и во многом другом, он был последователем "газетных" юмористов. Двигаясь вдоль колеи, проложенной ими, он, подобно им, умел придать самым общеизвестным истинам и сверхбанальным ситуациям оттенок неожиданности и сенсационности. При всем том реалистическое новаторство Твена не только несводимо к приемам "газетного" юмора, но в смысле своего художественного уровня несоизмеримо с ним. При всей полноте сюжетных совпадений рассказов Твена с другими произведениями американской юмористики они непохожи ни на один из своих прообразов. Даже в самых незначительных из его ранних рассказов проявляется несравненное умение Твена проникать в душу явлений, изображать их в индивидуальной неповторимости, во всем богатстве их реального бытия. В гротескных, фантастических рассказах писателя закладывались основы поэтики реализма в формах, поражающих своей свежестью и новизной. Его образы обладают огромной выпуклостью и рельефностью, метафоры сочны и красочны до предела, его сравнения отличаются неожиданностью и меткостью. В метафорической структуре его речи есть нечто от "синкретического" мышления. Он обладает несравненным умением сочетать несочетаемое, воспринимать явления жизни в комплексе, делая это с непринужденностью и простотой, свойственной целостному, наивному, мифотворческому сознанию.
Открывая мир заново, писатель подвергает рассмотрению каждое из явлений его жизни, стараясь при этом не упустить ни одной микроскопической подробности, касающейся объекта его внимания. Приближая предмет к читателю, он всегда стремится повернуть его какой-то особой, новой, неожиданной стороной. Иногда эта цель достигается посредством смещения пропорций. Дабы освежить характер читательского восприятия, Твен демонстрирует явление в увеличенном виде.
Одной из важнейших сторон его изобразительной манеры является особый эпически неторопливый ритм повествования. Так, в "Укрощении велосипеда" одно ультранезначительное событие в жизни героя, о котором, казалось бы, и говорить-то не стоит, разрастается до масштабов своеобразной "Илиады", излагается с учетом всех его перипетий, периодов и этапов. "Мы тронулись с места значительно быстрее, тут же наехали на кирпич, я перелетел через руль, свалился головой вниз, инструктору на спину, и увидел, что машина порхает в воздухе, застилая от меня солнце...". Подобный отстраненный ракурс восприятия, позволяющий как бы обновить представления о привычных, примелькавшихся, по-будничному незначительных событиях жизни, распространяется на явления не только материального, но и духовного мира читателя. Несравненный мастер комического диалога Марк Твен любит уточнять смысл отвлеченных пон
и т.д.................

Знаменитый писатель Марк Твен (настоящее имя Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс) родился 30 ноября 1835 года в американской многодетной семье. Его родителями были Джон и Джейн Клеменс, уроженцы штата Миссури. Сэмюэл был шестым ребенком, кроме него в семье росли еще четыре мальчика и две девочки.

Но не все дети смогли пережить тяжелые годы, трое из них скончались в раннем возрасте. Когда Сэму исполнилось четыре года, семейство Клеменс переехало в поисках лучшей доли в город Ганнибал. Позже, этот город с его забавными жителями и веселые приключения Сэмюэля в нем, найдут свое отражение в известном произведении писателя “Приключения Тома Сойера”.


С юных лет Марка Твена привлекала водная стихия, он мог подолгу сидеть на берегу реки и смотреть на волны, несколько раз даже тонул, но его благополучно спасали. Особенно его интересовали пароходы, Сэм мечтал, что когда вырастет, он станет моряком и будет плавать на собственном корабле. Именно благодаря этому пристрастию был выбран псевдоним писателя - mark twain, что в переводе означает “глубокая вода”, дословно “мера два”.

В Ганнибале Сэмюэл познакомился с Томом Бланкеншипом, сыном старого бродяги и алкоголика, живущего в хижине возле реки. Они стали лучшими друзьями, со временем собралась целая компания таких же любителей приключений. Том стал прототипом Гекльберри Финна, главного героя многих детских популярных книг автора.

Когда Сэму исполнилось 12 лет, скоропостижно скончался от воспаления легких его отец. Незадолго до смерти Джон Клеменс взял на себя долги близкого друга, но так и не смог их полностью выплатить. Сэмюэл был вынужден искать работу, чтобы помочь семье. Старший брат Орион устроил его в типографию местной газеты наборщиком текста. Сэм пробовал печатать в газете собственные стихи и статьи, но поначалу это вызывало только раздражение Ориона, Помимо местной прессы, юный писатель отсылал свои первые произведения в другие редакции, где их охотно печатали.

Юность и начало карьеры

В 1857 году Марк Твен становится учеником лоцмана, а через два года получает права на собственное вождение судном. Однако в связи с развязавшейся в 1861 году гражданской войной он был вынужден оставить любимое дело и искать новую работу. В этом же году Марк Твен отправляется вместе с братом Орионом на запад, в штат Невада. Там он почти год трудился на серебряных приисках в шахтерском городке, в надежде разбогатеть, но удача не была на его стороне.

В 1862 году Твен устроился на работу в редакцию местной газеты, в ней же он первый раз использовал свой творческий псевдоним для подписи. Через несколько лет его произведения и статьи издавались в нескольких печатных изданиях. В 1865 году к Марку Твену пришла известность, его юмореска “Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса” стала популярна по всей Америке, множество издательств неоднократно ее публиковали.

В разгар своей писательской карьеры Марк Твен много путешествовал, побывал в Англии, Австралии, Африке и даже в Одессе, объездил всю Европу. Во время этих странствий он отправлял в родной город письма, которые потом публиковались в газете. Позже эти письма станут основой для книги “Простаки за границей”, которая была первым серьезным творением писателя. Она увидела свет в 1869 году и принесла Твену заслуженный большой успех.

На пике своей славы от издания первой книги Марк Твен женился на Оливии Лэнгдон, дочери успешного предпринимателя. Но сначала писателю пришлось хорошо постараться, чтобы расположить к себе родителей Оливии. В 1870 году они обручились. Марк Твен безумно любил свою жену и считал ее совершенной и идеальной женщиной, заботился о ней и никогда не критиковал. Оливия же считала его вечным мальчишкой, который никогда не повзрослеет. За 30 лет брака у них появилось на свет четверо детей.

В 1871 году Марк Твен с женой переезжает в Хартфорд, где он провел самые спокойные и счастливые годы своей жизни. В этом городе он основал собственную издательскую фирму, которая стала приносить неплохой доход. Сам Марк Твен в эти годы увлекся сатирой, писал длинные рассказы, высмеивая пороки американского общества.

Идея создать автобиографический роман зрела у писателя давно, и после нескольких неудачных попыток, за два года с небольшими перерывами, Марк Твен создал “Приключения Тома Сойера”. В основу романа легли детские воспоминания автора. Но самым значительным вкладом писателя в литературу считается роман ” Приключения Гекльберри Финна”. Некоторые критики называют это произведение вершиной американского литературного искусства, настолько живо и ярко были прописаны характеры персонажей романа.

Всю жизнь Марк Твен интересовался средневековьем, его волновали некоторые вопросы и проблемы тех годов. В 1882 году увидела свет повесть писателя “Принц и нищий”, где Твен с большим задором и апломбом отрицает мир социального неравенства. А в 1889 году был издан еще один исторический роман “Янки при дворе короля Артура”, на каждой странице которого было достаточно острой иронии и сатиры.

Марк Твен был лично знаком с Никола Тесла, его живой ум интересовали научные достижения современности. Они часто проводили в лаборатории Тесла опыты и эксперименты. Некоторые технические подробности в его романах, например, о перемещении во времени, появились именно благодаря тесному общению с Николой Тесла.

Также современники писателя отмечали его пристрастие к курению трубки. По словам многих, часто в кабинете Твена стоял такой насыщенный табачный дым, что в нем, как в тумане, ничего нельзя было разглядеть.

В 1904 году внезапно умерла Оливия, горячо любимая жена Твена. Еще в юности, неудачно упав на льду, она стала инвалидом, и с возрастом ее состояние только ухудшалось. Писатель очень тяжело пережил утрату супруги, его физическое и психическое здоровье пошатнулось. Ему не хотелось жить без его обожаемой Оливии. После смерти жены Марк Твен полностью прекратил общение с женским полом хотя были претендентки на его сердце, но он остался верен супруге. Кроме того, трагически погибли трое его детей. Все эти печальные события привели к тому, что у писателя началась тяжелая депрессия. Произведения, изданные в конце жизни, немного отличались по жанру от предыдущих, в них была заметна ядовитая ирония и даже сарказм либо, наоборот, горечь и усталость. Финансовое положение Марка Твена тоже ухудшилось - потерпела крах его издательская компания, в которую он вложил большую часть своих средств.

Одно из самых известных и читаемых произведений Марка Твена Одно из самых известных и читаемых произведений Марка Твена - приключения двух бедного мальчика и принца, которые на время поменялись своими ролями.

В образе Гека в своей книге Марк Твен постарался передать образ беззаботного и благородного мальчишки, чье низкое социальное положение никак не мешает ему радоваться жизни.

Некоторые произведения писателя так и не увидели свет, многие рукописи отклонялись из-за их резкого содержания. Так, например, Твен любил писать всякие эссе и стихи с эротическим уклоном, но распространялись такие творения только в узком кругу близких лиц. Самой известной работой в этом жанре является эссе “1601 год: беседы у камина”, речь в котором идет о самой английской королеве и ее подданных.

Конец жизненного пути
Марк Твен ушел из жизни в апреле 1910 года, скончавшись от стенокардии. Незадолго до смерти, он сам себе предсказал, что жить ему осталось год.

В городе Ганнибал до сих пор сохранился тот дом, в котором рос маленький Сэмюэл, те пещеры, которые он тщательно исследовал вместе со своими друзьями, эти места стали популярными для туристов города. Дом, в котором он прожил 20 лет в Хартфорде, теперь музей имени Марка Твена, и назван в Америке национальным достоянием истории страны.

Для того, чтобы выяснить, насколько писатель был связан со Старым Югом, и как данная тема была отражена в его творчестве, необходимо кратко освятить его биографию.

Самюэль Ленгхорн Клеменс родился 30 ноября 1835 года в штате Миссури в крохотной деревушке Флорида. Марк Твен – псевдоним писателя.

Родители Твена были коренными американскими поселенцами английского происхождения с примесью ирландской крови. Джон Клеменс, отец писателя был провинциальным юристом, но из-за того, что не обладал необходимыми качествами гибкости ума, хитрости, и изворотливости, у него практически не было работы и семья нуждалась.

В 1839 году Клеменсы переехали в городок Ганнибал на реке Миссисипи. Здесь будущий писатель провел свою юность. Ганнибал изображен Твеном под именем Санкт-Петербурга в х книгах о Томе Сойере и Гекльберри Финне.

В двенадцать лет юный Сэм потерял отца, был вынужден бросить школу и поступил "за одежду и стол" в местную газету "Миссури курьер". Так будущий писатель получил свои первые литературные опыты.

В 1853 году в восемнадцать лет Твен начал проходить более серьезную жизненную школу. Он покинул родные места и стал бродячим наборщиком. Подолгу нигде не задерживаясь, он путешествовал четыре года и успел повидать не только Сент-Луис, столицу своего штата, но и крупнейшие промышленные и культурные центры США этих лет - Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон.

Вернувшись из скитаний, двадцатидвухлетний наборщик решил осуществить заветную мечту своего отрочества - стать лоцманом на Миссисипи. Становление юного лоцмана описывается в книге «Жизнь на Миссисипи». Он проплавал четыре года, два года лоцманским учеником и еще два года полноправным водителем речных пароходов.

Это была важная глава в его жизни. Писатель утверждал, что его псевдоним взят именно из пароходства: «маrk twain» - это минимальная отметка для судна на воде. Именно на этой работе писатель впервые услышал эти слова. Твен гордился своей профессией, но война Севера и Юга и последовавшая блокада реки Миссисипи нанесли удар гражданскому пароходству.

В 1861 году старший брат Твена, Орион Клеменс, получил пост секретаря (помощника губернатора) территории Невада, на дальнем Западе США и взял младшего брата с собой. В Неваде Твен окунулся в новую жизнь. Он поступил репортером в "Территориэл Энтерпрайз" - газету в Вирджиния-Сити, куда уже посылал написанные им юмористические рассказы.

Приехавший в Неваду известный американский юморист Артимес Уорд одобрил опыты Марка Твена и посоветовал ему стать писателем.

В Сан-Франциско, в ту пору культурном центре Тихоокеанского побережья США, Твен заканчивает свое ученичество в литературном кружке, во главе которого стоял его ровесник Брет Гарт, бывший к этому времени уже профессиональным писателем.

1862 год ознаменовался важнейшими переменами в литературной судьбе Марка Твена. По рекомендации Артимеса Уорда нью-йоркская газета "Сатердей Пресс" напечатала небольшой рассказ Твена "Джим Смайли и его знаменитая скачущая лягушка из Калавераса. Рассказ имел бесспорный успех. Затем писатель много путешествует для расширения кругозора, что отразится в его дальнейшем творчестве.

Вскоре по возвращении Твен женился на дочери богатого углепромышленника.

В начале 70-х годов он поселился с семьей в Гартфорде, в штате Коннектикут, и посвятил себя полностью литературной работе.

С годами все большее место в писательской практике Твена занимают устные и печатные выступления по актуальным современным вопросам.

Последние полтора десятилетия, начиная с середины 1890-х годов, отмечены в жизни и творчестве Твена сатирической яростью, горечью и отчаянием.

В эти годы у писателя накапливаются уничтожающие суждения о капиталистическом образе жизни, религии, морали, американском обществе в целом, которые он заранее предназначает для публикации после своей кончины. Предисловие к своей "Автобиографии" он так и назвал: "Из могилы".

Взгляды и настроения позднего Твена сложились в свете его личного опыта и под влиянием социальных и политических фактов окружавшей его общественной жизни.

Годы жизни: с 30.11.1835 по 21.04.1910

Выдающийся американский писатель, сатирик, журналист и общественный деятель. Наиболее известен по произведениям «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна».

Настоящее имя - Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс.

Ранние годы

Родился в маленьком городке Флорида (штат Миссури, США) в семье купца Джона Маршала Клеменса и Джейн Лемптон Клеменс. Был шестым ребенком в семье из семи детей.

Когда Марку Твену было 4 года, его семья переехала в городок Ганнибал - речной порт на реке Миссисипи. Впоследствии именно этот город послужит праобразом местечка Санкт-Петербург в знаменитых романах "Приключения Тома Сойера" и "Приключения Гекльберри Финна". В это время Миссури был рабовладельческим штатом, потому уже в это время Марк Твен столкнулся с рабством, которое будет впоследствии описывать и осуждать в своих произведениях.

В марте 1847 года, когда Марку Твену было 11 лет, его отец умер от пневмонии. В следующем году он начинает работать помощником в типографии. С 1851 занимается набором и редакцией статей и юмористических очерков для "Hannibal Journal" - газеты, владельцем которой был его брат Орион.

Газета Ориона вскоре закрылась, пути братьев разошлись намного лет, чтобы снова пересечься уже к концу Гражданской войны в Неваде.

В возрасте 18 годов он оставил Ганнибал и работал в типографии в Нью-Йорке, Филадельфии, Сент-Луисе и других городах. Он занимался самообразованием, много времени проводя в библиотеке, таким образом получив столько знаний, сколько он получил бы закончив обычную школу.

В возрасте 22 лет Твен уехал в Новый Орлеан. На пути к Новому Орлеану Марк Твен путешествовал на пароходе. Тогда же у него появилась мечта стать капитаном корабля. Твен тщательно учил маршрут реки Миссисипи два года, до тех пор пока не получил в 1859 году диплом капитана корабля. Сэмюэл приобщил своего младшего брата работать с ним. Но Генри погиб 21 июня 1858 года, когда пароход, на котором тот работал, взорвался. Марк Твен считал, что в первую очередь он виноват в смерти своего брата и чувства вины не побросало его на протяжении всей его жизни вплоть до самой смерти. Однако он продолжал работать на реке и работал до тех пор, пока не вспыхнула Гражданская война и судоходство на Миссисиппи прекратилось. Война заставила его поменять профессию, хотя Твен жалел об этом до конца жизни.

Сэмюэлю Клеменсу пришлось стать солдатом Конфедерации. Но так как он еще с детства привык быть свободным, через две недели он дезертирует из рядов армии жителей Юга и направляет свой путь на запад, к брату в Неваду. Только прошел слух, что в диких прериях этого штата нашли серебро и золото. Здесь Сэмюэл работал целый год на серебряном руднике. Параллельно с этим он писал юмористические рассказы для газеты "Territorial Enterprise" в Вирджинии-сити и в августе 1862 получил приглашение стать ее сотрудником. Вот здесь и пришлось Сэмюэлю Клеменсу искать для себя псевдоним. Клеменс утверждал, что псевдоним "Марк Твен" был взят им из терминов речной навигации, которым называли минимальную глубину, пригодную для прохождения речных судов. Вот так на пространствах Америки и появился писатель Марк Твен, который сумел в будущем завоевать своим творчеством мировое признание.

Творчество

На протяжении нескольких лет Марк Твен странствовал из газеты в газету как репортер и фельетонист. Кроме этого, он подзарабатывал публичным чтением своих юмористических рассказов. Твен был прекрасным оратором. В качестве корреспондента "Alta California" в течении пяти месяцев он пребывал в средиземноморском круизе на пароходе "Quaker City", во время которого он собрал материал для своей первой книги "Простаки за границей". Ее появление в 1869 году вызывало некоторый интерес со стороны читающей публики из-за редкого для тех лет соединения добротного южного юмора и сатиры. Таким образом, литературный дебют Марка Твена состоялся. Кроме этого, в феврале 1870 года он женился на сестре своего друга Ч.Ленгдона, с которым познакомился во время круиза - Оливии.

Следующей успешной книгой Марка Твена, написанной в соавторстве с Чарльзом Уорнером, стал роман «Позолоченный век». Произведение, с одной стороны не очень удачное, потому что стили соавторов серьезно отличались, но с другой стороны он стал по вкусу читателям настолько, что его названием окрестили время правления президента Гранта.

А в 1876 году увидела мир новая книга Марка Твена, которая не только закрепила его в качестве величайшего американского писателя, но и навсегда внесла его имя в историю мировой литературы. Это были знаменитые "Приключения Тома Сойера". В сущности, писателю и выдумывать ничего не пришлось. Он вспомнил детство в Ганнибале и свою жизнь в те годы. И вот на страницах книги появилось местечко Санкт-Петербург, в котором легко можно различить черты Ганнибала, как впрочем, и черты множества других мелких населенных пунктов, раскинутых по берегам Миссисипи. А в Томе Сойере можно легко узнать юного Сэмюэля Клеменса, который очень не любил школу и в 9 лет уже курил.

Успех книги превзошел все ожидания. Книга, наполненная простым юмором и написанная доступным языком, понравилась широкой массе обычных американцев. Ведь в Томе многие узнавали себя в далеком и беззаботном детстве. Это признание читателей Твен закрепил следующей книгой, также не рассчитанной на утонченные умы литературных критиков. Повесть «Принц и нищий», которая вышла 1882 году, переносит читателей в Англию эпохи Тюдоров. Захватывающие приключения соединяются в этой повести с мечтой простого американца разбогатеть. Простому читателю это понравилось.

Историческая тема заинтересовала писателя. В предисловии к своему новому роману «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Твен написал: «Если кто-нибудь склонен осуждать нашу современную цивилизацию, что же, помешать этому нельзя, но неплохо иногда провести сравнение между ней и тем, что делалось в мире ранее, а это должно успокоить и вселить надежду».

До 1884 года Марк Твен был уже известным литератором, и к тому же еще и стал успешным бизнесменом. Он учредил издательскую фирму, номинально возглавленную Ч. Л. Вебстером, мужем его племянницы. Одной из первых книг, опубликованных собственным издательством стали его "Приключения Гекльберри Фина". Произведение, которое, по признанию критиков, стало лучшим в творчестве Марка Твена, задумывалось как продолжение "Приключений Тома Сойера". Однако, он вышло намного сложнее и многослойней. Отразилось то, что писатель создавал его на протяжении почти 10 лет. А годы эти были наполнены постоянным поиском лучшей литературной формы, шлифованием языка и глубокими размышлениями. В этой книге Твен впервые в американской литературе использовал разговорный язык американской глубинки. Когда-то допускалось его употребление только в фарсе и сатире на обычаи простонародья.

Среди других книг, выпущенных издательством Марка Твена можно назвать «Воспоминания» восемнадцатого президента США В.С.Гранта. Они стали бестселлером и принесли семье Сэмюэля Клеменса желаемое материальное благополучие.

Издательская фирма Марка Твена успешно существовала вплоть до известного экономического кризиса 1893 - 1894 годов. Бизнес писателя не выдержал жестокого удара и обанкротился. Еще в 1891 году Марк Твен с целью экономии средств был вынужден переехать в Европу. Время от времени он приезжает в Соединенные Штаты, пытаясь поправить свое материальное положение. После разорения он долго не признает себя банкротом. В конечном итоге ему удается договорится с кредиторами об отсрочке выплаты долгов. За это время Марк Твен написал несколько произведений, среди которых его самая серьезная историческая проза - «Личные воспоминания о Жанне д’Арк сьера Луи де Конта, ее пажа и секретаря» (1896), а также «Простофиля Вильсон» (1894), «Том Сойер за рубежом» (1894) и «Том Сойер-детектив» (1896). Но ни один из них не смог добиться того успеха, который сопровождал предыдущие книги Твена.

Поздние годы

Звезда писателя неумолимо катилась к упадку. В конце XIX века в США начинают публиковать собрание произведений Марка Твена, возводя тем самым его в разряд классиков давно прошлых дней. Однако, ожесточенный мальчишка, который сидел внутри пожилого, уже совсем седого, Сэмюэля Клеменса и не думал сдаваться. В двадцатый век Марк Твен вошел с острой сатирой на сильных мира сего. Бурное революционное начало века писатель ознаменовал произведениями, призванными разоблачать неправду и несправедливость: «Человеку, ходящий во тьме», «Соединенные Линчующие Штаты», «Монолог царя», «Монолог короля Леопольда в защиту его господства в Конго». Но в умах же американцев Твен оставался классиком «легкой» литературы.

В 1901 году он получил почетную степень Доктора литературы от Йельского университета. В следующем году - почетная степень доктора права от Университета Миссури. Он очень гордился этими званиями. Для человека, который в 12 лет покинул школу, признание его таланта учеными мужами знаменитых университетов льстило ему.

В 1906 году Твен обзавелся личным секретарем, которым стал А.Б.Пейн. Молодой человек выразил свое желание написать книгу о жизни писателя. Однако, Марк Твен уже несколько раз садился за написание своей автобиографии. В итоге писатель начинает диктовать Пейну историю своей жизни. Через год его опять отметили ученой степенью. Он получает почетную степень Доктора литературы от Оксфордского университета.

В это время он уже тяжело болеет, а большинство членов его семьи умирают друг за другом - он пережил потерю троих из четырёх детей, умерла и его любимая жена Оливия. Но несмотря на то, что он находился в глубокой депрессии, он все еще мог шутить. Писателя мучают жестокие нападения стенокардии. В конечном итоге сердце не выдерживает и 24 апреля 1910 года в возрасте 74 годов Марк Твен умирает.

Его последнее произведение - сатирическая повесть «Таинственный незнакомец» опубликовано посмертно в 1916 году по незавершенной рукописи.

Информация о произведениях:

Марк Твен родился в 1835 году, в тот день, когда рядом с Землей пролетала комета Галлея и умер в 1910 году - в день ее следующего появления около земной орбиты. Писатель предвидел свою смерть ещё в 1909 году: "Я пришёл в этот мир вместе с кометой Галлея, и в следующем году покину его вместе с ней".

Марк Твен предвидел смерть своего брата Генри - она ему приснилась за месяц до того. После этого случая он заинтересовался парапсихологией. Впоследствии он стал членом Общества Физических Исследований (Society for Psychical Research).

Поначалу Марк Твен подписывался другим псевдонимом - Джош. За этой подписью печатались заметки о жизни старателей, со всех концов Америки нахлынувших в Неваду, когда там началась «Серебряная лихорадка».

Твен увлекался наукой и научными проблемами. Он был очень дружен с Николой Тесла, они много времени проводили вместе в лаборатории Теслы. В своем произведении «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Твен описывает путешествие во времени, в результате которого многие современные технологии оказались представлены в Англии времён Короля Артура.

Получив признание и известность, Марк Твен много времени уделял поиску молодых литературных талантов и помогал им пробиться, используя своё влияние и приобретённую им издательскую компанию

В честь Марка Твена назван кратер на Меркурии.

Библиография

Экранизации произведений, театральные постановки

1907 Том Сойер
1909 Принц и нищий
1911 Наука
1915 Принц и нищий
1917 Том Сойер
1918 Гек и Том
1920 Гекльберри Финн
1920 Принц и нищий
1930 Том Сойер
1931 Гекльберри Финн
1936 Том Сойер (Киевская киностудия)
1937 Принц и нищий
1938 Приключения Тома Сойера
1938 Том Сойер, детектив
1939 Приключения Гекльберри Финна
1943 Принц и нищий
1947 Том Сойер
1954 Банковский билет в миллион фунтов стерлингов
1968 Приключения Тома Сойера
1972 Принц и нищий
1973 Совсем пропащий
1973 Том Сойер
1978 Принц и нищий
1981 Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна
1989 Филипп Траум
1993 Хак и король червей
1994 Волшебное приключение Эвы
1994 Миллион для Хуана
1994 Призрак Чарли: Секрет Коронадо
1995 Том и Гек
2000 Том Сойер